старший жуз племена входили какие
Новое в блогах
Жузы Казахского народа
Старший жуз. Албан. Шанышкылы. Дулат. Жалайыр. Канлы. Ошакты. Суан. Сиргели. Шапырашты. Ысты. Сары. уйсын. Группа казахских родов и племён, занимавшая территорию Семиречья и Южного Казахстана и часть современной территории западного Китая и Узбекистана (Ташкентская область). Процесс сложения Старшего жуза завершился в начале XVI века.
В XVI—XVIII веках на территории Старшего жуза возникали и исчезали ханства, пока в 20—40-х годах XIX века Старший жуз не вошёл в состав Российской империи. В XIX веке казахское население старшего жуза составляло около 550 тыс. человек Рода старшего жуза являются бывшими могулами, выходцами из государства Могулистан, восточной части Улуса Чагатая.
Дулаты жили вдоль берегов Или, вплоть до Чу и Таласа и среднего течения Сырдарьи. Они делились на четыре крупных рода: ботпай, шымыр, сикым, жаныс. Их лозунгом был клич «Бактияр». Шапырашты в основном жили в предгорьях Заилийского Алатау, вокруг современного города Алма-Аты. Их клич — «Карасай».
Албаны проживали в Семиречье на юго-восточной стороне хребета Алтынэмель, на севере Заилийского Алатау, в верхнем течении Или, озера Кольсай на берегах горных рек Текес, Чарын. Их клич — «Райымбек». Суаны жили в предгорьях Алтынэмелья, в Семеречье, на юго-восточной стороне Джунгарского Алатау, на берегу Коктелек у местечка Коргаска. Их лозунг-клич — «Райымбек, Байсуан». Жалайыры проживали предгорьях Джунгарского Алатау, Аркарлы, Малайсары, на берегах рек Каратал, Или, на юго-восточном побережье Балхаша. Их клич — «Кабылан». Канлы занимали территорию современно Южно-Казахстанской области. Их клич — «Айырылмас; „Байтерек“»
. Сары-уйсын в основном кочевали по левой стороне Или, в предгорьях Заилийского Алатау, на правом берегу Таласа, берегах реки Каргаты до слияния её с Чу. Сиргели жили в среднем течении Чу, нижнем течении Таласа, в предгорьях в Каратау. Их клич — «Тоганас».
Ошакты кочевали в нижнем течении Таласа, юго-восточных отрогах Каратау. В конце XIX в. их число достигло 20 тыс. человек. Ысты жили в северное части озера Балхаша и территории Жамбылской области. Их клич — «Жауатар». Шанышкылы жили в Южно-Казахстанской области, граничащей с Узбекистаном. Их клич — «Айырылмас».
В Старшем жузе большинство родов входит в племенной союз Уйсын. Сарыуйсын, Шапырашты, Ысты, Ошакты, Албан, Суан и Дулат. Канлы считаются одним из древнейших племен в составе казахов. Средний жуз. Аргын. Керей. Конырат. Кыпшак. Найман. Уак. Группа казахских племенных объединений в Центральном и Северо-Восточном Казахстане.
Средний жуз занимал центральную и восточную часть современной территории Казахстана. В конце XIX — начале XX в. число казахов Среднего жуза составляло примерно 1 млн 350 тыс. человек. Если к этому числу добавить кереев, найманов, проживавших в Китае и Монголии, то их число превысит 1 млн 500 тыс. человек. Из Среднего жуза происходят такие известные личности, как Абай Кунанбаев, Богенбай батыр, Кабанбай батыр, Хаджимукан Мунайтпасов, Кожаберген жырау, Батыр Баян.
Аргыны проживали на территории Тургайского плоскогорья до Чингизских гор на востоке и на севере-западном побережье Балхаша. Они располагались на территории Павлодарской, Акмолинской, Каркаралинской, Семипалатинской, Кокчетавской, Тургайской, Атбасарской и Кустанайской областей. Их лозунг-клич — «Акжол».
Найманы обосновались в основном в восточном регионе Казахстана, на плоскогорьях Алатайских гор и до Джунгарского Алатау. Часть найманов кочевала в районе гор Улытау в Центральном Казахстане, а также по берегам Сырдарьи. До Октябрьской революции найманы были расселены на территории Лепсинского, Капальского, Усть-Каменогорского, Зайсанского, Атбасарского, Семипалатинского, Перовского уездов. Их лозунг и клич — «Каптагай!»
Кипчаки жили в основном в Центральном Казахстане, на южных берегах Сырдарьи в её среднем и нижнем течении, на берегах Тобола. По данным царской переписи, они селились в Кустанайском, Перовском, Павлодарском,
Вот так выглядит распределение по племенам в Жузах
Старший жуз
Группа казахских родов и племён, занимавшая территорию Семиречья и Южного Казахстана и часть современной территории западного Китая и Узбекистана (Ташкентская область). Процесс сложения Старшего жуза завершился в начале XVI века. В XVI—XVIII веках на территории Старшего жуза возникали и исчезали ханства, пока в 20—40-х годах XIX века Старший жуз не вошёл в состав Российской империи. В XIX веке казахское население старшего жуза составляло около 550 тыс. человек
Рода старшего жуза являются бывшими могулами, выходцами из государства Могулистан, восточной части Улуса Чагатая.
Дулаты жили вдоль берегов Или, вплоть до Чу и Таласа и среднего течения Сырдарьи. Они делились на четыре крупных рода: ботпай, шымыр, сикым, жаныс. Их лозунгом был клич «Бактияр».
Шапырашты в основном жили в предгорьях Заилийского Алатау, вокруг современного города Алма-Аты. Их клич — «Карасай».
Албаны проживали в Семиречье на юго-восточной стороне хребета Алтынэмель, на севере Заилийского Алатау, в верхнем течении Или, озера Кольсай на берегах горных рек Текес, Чарын. Их клич — «Райымбек».
Суаны жили в предгорьях Алтынэмелья, в Семеречье, на юго-восточной стороне Джунгарского Алатау, на берегу Коктелек у местечка Коргаска. Их лозунг-клич — «Райымбек, Байсуан».
Жалайыры проживали предгорьях Джунгарского Алатау, Аркарлы, Малайсары, на берегах рек Каратал, Или, на юго-восточном побережье Балхаша. Их клич — «Кабылан».
Канлы занимали территорию современно Южно-Казахстанской области. Их клич — «Айырылмас; „Байтерек“».
Сары-уйсын в основном кочевали по левой стороне Или, в предгорьях Заилийского Алатау, на правом берегу Таласа, берегах реки Каргаты до слияния её с Чу.
Сиргели жили в среднем течении Чу, нижнем течении Таласа, в предгорьях в Каратау. Их клич — «Тоганас».
Ошакты кочевали в нижнем течении Таласа, юго-восточных отрогах Каратау. В конце XIX в. их число достигло 20 тыс. человек.
Ысты жили в северное части озера Балхаша и территории Жамбылской области. Их клич — «Жауатар».
Шанышкылы жили в Южно-Казахстанской области, граничащей с Узбекистаном. Их клич — «Айырылмас».
В Старшем жузе большинство родов входит в племенной союз Уйсын. Сарыуйсын, Шапырашты, Ысты, Ошакты, Албан, Суан и Дулат. Канлы считаются одним из древнейших племен в составе казахов./Ref: ru.wikipedia.org/wiki/Старший_жуз/
Средний жуз
Группа казахских племенных объединений в Центральном и Северо-Восточном Казахстане. Средний жуз занимал центральную и восточную часть современной территории Казахстана.
В конце XIX — начале XX в. число казахов Среднего жуза составляло примерно 1 млн 350 тыс. человек. Если к этому числу добавить кереев, найманов, проживавших в Китае и Монголии, то их число превысит 1 млн 500 тыс. человек.
Из Среднего жуза происходят такие известные личности, как Абай Кунанбаев, Богенбай батыр, Кабанбай батыр, Хаджимукан Мунайтпасов, Кожаберген жырау, Батыр Баян.
Аргыны проживали на территории Тургайского плоскогорья до Чингизских гор на востоке и на севере-западном побережье Балхаша. Они располагались на территории Павлодарской, Акмолинской, Каркаралинской, Семипалатинской, Кокчетавской, Тургайской, Атбасарской и Кустанайской областей. Их лозунг-клич — «Акжол».
Найманы обосновались в основном в восточном регионе Казахстана, на плоскогорьях Алатайских гор и до Джунгарского Алатау. Часть найманов кочевала в районе гор Улытау в Центральном Казахстане, а также по берегам Сырдарьи. До Октябрьской революции найманы были расселены на территории Лепсинского, Капальского, Усть-Каменогорского, Зайсанского, Атбасарского, Семипалатинского, Перовского уездов. Их лозунг и клич — «Каптагай!»
Кипчаки жили в основном в Центральном Казахстане, на южных берегах Сырдарьи в её среднем и нижнем течении, на берегах Тобола. По данным царской переписи, они селились в Кустанайском, Перовском, Павлодарском, Омском уездах. Их лозунг — «Ойбас».
Кереи жили в Северном и Восточном Казахстане, на берегах Иртыша и Ишима, в западных отрогах Алтайских гор, в Перовском, Омском, Каркаралинском, Кустанайском, Семипалатинском, Зайсанском уездах. Их лозунг — «Акжол Каракожа».
Уак селились группами, разбросанными от берегов Тургая и Тобола до границ Восточного Казахстана. Они жили в Семипалатинском, Петропавлоском и Павлодарском уездах. Их лозунг и клич — «Жаубасар, Мукамал». /Ref: ru.wikipedia.org/wiki/Средний_жуз/
Младший жуз
Группа казахских родов, образовавшаяся в Западном Казахстане. Состоит из трех племенных союзов: алимулы, байулы и жетыру. В 1731 году во главе с Абулхаиром вошли в состав Российской империи.
Старший жуз
В середине XVIII века в период казахско-джунгарских войн казахское ханство, как и в Монгольской империи, применило деление войск и военно-административные деления территории на три части — восточную или левую руку (монг. «джуун гар»), западную или правую руку (монг. «баруун гар») и центральную или главную (монг. «гол»). Деление подвластных кочевникам территорий на правое и левое «крылья», с подчинением каждого особому начальнику, применялось в государствах степняков с III века до н. э., со времён образования империи Хунну. В состав старшего жуза входили 11 родственных племен. Впоследствии разросшиеся «крылья» делились уже на свои, более мелкие, но с такими же соотношениями, в которых левое крыло считалось старшим, а правое младшим. Естественно, что в войне с джунгарами левое крыло не назовешь на монгольский манер «джуун гар» из за элементарной несозвучности. Следуя военным степным традициям, левое (старшее) ответвление (джуз) трансформируется в казахское Ұлы, а правое (младшее) — в казахское Кіші джуз. Теорию высказал Байсарин Айбек.
В XIX веке население старшего жуза составляло около 1500 тысяч человек.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Шаңышқылы — древнее кочевое племя в составе Старшего жуза казахов. В литературе может упоминаться как «шанышклы», «шанышкылы», «шаншыклы», реже — «чанышкылы», «чанышклы», «санчкылы» и «чаншклы».
Табгачи или Тоба (拓拔;Tuòbá) — древнемонгольский кочевой народ, ответвление сяньбийцев. Вторглись в Китай, где основали Дай и Тоба-Вэй.
Что такое казахский жуз и какие племена туда входят?
Иллюстративное фото
Жузы ( «ветвь», «часть», «сотня») – всегда играли большую роль в истории Казахстана. В определении и происхождении жузов есть немало вопросов. Kakatakto разобрался, откуда произошли жузы и что они означают.
Для образования жузов было несколько причин: хозяйственно-экономические, природно-географические, военно-политические и исторические.
По разному называют и время образования жузов. Первое официальное упоминание о жузах появилось в трудах Махмуда бен Вали, написанных в 1634-1641 годах. В них говорилось, что после смерти хана Шайбани его сын Бахадур «начинает руководить этой страной и улусами… для зимовок и своих джайлауов он выбрал Белую Орду, которая ещё известна как Йуз Орда». Под словом «йуз» подразумевается казахское слово «жуз», которое является политэтнонимом и означает «племенной союз казахских родов».
Политэтноним «жуз» в Казахском ханстве официально появляется во времена Тауке-хана при написании сводов закона «Жеті Жарғы» главными биями — Толе, Казыбек и Айтеке, которые разделили Казахское ханство на три территориально-административные части.
Жузы имеют названия: Старший (Великий), Средний и Младший. Значение такой иерархии тоже объясняют по-разному. В частности, Великим считается жуз по его древнему происхождению, он — прародина всех племен; Младшим – потому, что он оформился позднее всех.
Территории и основные роды и племена, составляющие жузы:
Старший жуз — это Семиречье и Южный Казахстан — сарыуйсін, дулаты, жалаиры, канлы, шапрашты, суюн, ошакты, сиргели.
Средний жуз — Восточный, Северный и Центральный Казахстан — аргыны, кыпчаки, найманы, кереи, коныраты.
Младший жуз — Западный Казахстан — алимулы, байулы, жетыру.
О происхождении казахских родов сарыуйсун, дулат, албан, суан, ысты, шапырашты, ошакты, сиргелы
Казахский этнос структурно состоит из трех жузов. В состав Младшего жуза входят три больших объединения: алимулы, байулы и жетиру. В состав Среднего жуза входят такие рода, как аргын, кипшак, керей, найман, уак, конырат. В состав Старшего жуза входят сары-уйсуни, дулаты, албаны, суаны, ысты, шапрашты, ошакты, шанышкылы, сргелы, канлы, жалаиры.
Согласно данным шежире (устные генеалогические предания казахов), рода Старшего жуза происходят от Майкы бия, которого отождествляют с известным по письменным источникам Байку, военачальником Джучи и Бату. Большинство историков скептически относятся к шежире. Данные популяционной генетики позволяют разделить мифологические и реально существовавшие части шежире. Проверке данных шежире Старшего жуза посвящена данная статья.
В казахстанской исторической науке утвердился ряд положений, которые принимаются и разделяются большинством исследователей. Так, согласно некоторым таким положениям, казахские рода, принадлежащие к одной группе (например, байулы и алимулы) имели разное происхождение. На основе ДНК-данных [2] уже было установлено, что подроды, входящие в байулы и алимулы, имеют одного мужского предка, жившего относительно недавно. Основываясь на том, что эти два рода известны как алшины, была высказана идея, что байулы и алимулы — это две ветви алшинов, которые также известны как алчи-татары у Рашид ад-Дина. Однако ряд положений, в частности вопрос о происхождении некоторых родов Старшего жуза, остается неисследованным.
Ниже мы предлагаем свое видение происхождения следующих родов: сары-уйсун, дулат, албан, суан, ысты, шапырашты, ошакты.
Часть исследователей полагает, что сары-уйсуни произошли от племени усунь, но с данной точкой зрения не соглашаются ученые Н. Э. Масанов [6, 120] и Б. Б. Ирмуханов [4, 120]. Как мы знаем, в средневековье племена Старшего жуза собирательно назывались уйсун [6, 96]. Согласно устоявшейся точке зрения, казахский род дулат происходит от могулистанского рода дуглат [11, 85]. Эту точку зрения поддержал и Н. Э. Масанов [6, 104]. Происхождение других казахских родов Старшего жуза, упомянутых в заголовке, неизвестно. Первым источником о родоплеменном составе Старшего жуза были работы М. Тевкелева (1748 год). По его данным в состав Старшего жуза входили следующие рода (орфография М. Тевкелева):
1. Ботбой оуйсюн (ботбай, подрод дулатов);
2. Черм оуйсюн (шымыр, подрод дулатов);
3. Джанес оуйсюн (жаныс, подрод дулатов);
4. Сикам оуйсюн (сийкым, подрод дулатов);
5. Адбансуван оуйсюн (албан и суан);
6. Сары оуйсюн (сары уйсун);
7. Слы оуйсюн (возможно ысты или сыргелы);
8. Чанечклы оуйсюн (шанышкылы);
9. Канлы оуйсюн (канлы);
10. Чалаер (джалаир) [6, 99].
Согласно «Описанию родов Большой Орды» (1825 г.): «киргизы (казахи) Большой Орды все вообще именуются юсунцами. Они делятся на пять родов, которые называются следующими именами: 1. Дулат, 2. Албан, 3. Джалаир, 4. Чашрашты, 5. Суан» [6, 100].
Таким образом, отметим, что большинство исследователей называет Старший жуз уйсун, что напоминает историю названия для Младшего жуза — алшин. Подтвержденные данные шежире о единстве происхождения алшинов (байулы и алимулы) говорят, что шежире является источником, достойным доверия. Обратившись к шежире и легендам о происхождении родов Старшего жуза, мы можем обнаружить следующие версии:
1. Ч. Ч. Валиханов: У Тобея был сын Уйсун, у которого было 4 сына: Коелдер, Мекрен, Майки, Когам.
От Коелдера происходит Катаган, от Мекрена — Джалаир, от Когама — Канлы, от Майки — Абак. От Абака происходят: Ысты, Байдибек, Шапрашты, Ошакты. Сыновьями Байдибека были Сары Уйсун и Джаршак, от которого происходили Дулат, Албан и Суван [6, 100].
2. Г. Н. Потанин: у Уйсуна было два сына — Абак и Тарак. От Тарака происходили жалаиры, от Абака — Дулат, Албан, Суан (по другим сведениям добавляли Сары Уйсуна), от Токал (второй жены) — Шапырашты, Ошакты, Ысты, Сыргелы, а Канлы и Шанышкылы являются пришельцами (кирме) [6, 101]. (Прим. Большая Орда — другое название Старшего жуза).
3. Согласно шежире научно-исследовательского центра Алаш, сыновьями Тобея были: Майкы, Когам, Койылдар, Мекрейл. Сыновьями Майкы были: Бактияр, Канлы, Кырыкжуз, Мынжуз. Сыновьями Бактиярабыли Уйсун и Сргелы, сыновья Уйсуна — Аксакал (Абак), Жансакал (Тарак). Сыном Тарака был Жалайыр, сыном Аксакала был Караша-би. Сыновьями Караша-бия были Байдибек и Байдолла. Сыном Байдуллы был Шакшам. Сыновьями Байдибека были Сары Уйсун, Жал-мамбет, Жарыкшак. Сыновьями Жалмамбета были Шапырашты, Ысты, Ошакты, сыновьями Жарыкшака — Албан, Суан, Дулат [5, 272].
4. Согласно шежире З. Садибекова: у Майкы был сын Бахтияр, у него было два сына — Ойсыл и Уйсил. У Ойсыла было три сына: Жалмамбет (отец Ошакты), Жарымбет (отец Шапырашты), Жарас (отец Ысты). У Уйсила сын Абак (Аксакал), у которого сын Карашби. У него сыновья Байдибек и Байдуыл. У Байдуыла — сын Шакшам, у Байдибека — сын Сары Уйсун (от Байбише — старшей жены) и Жарыкшак (от Домалак ана). У Жарыкшака — сыновья Албан, Суан, Дулат [10, 40–41].
Здесь стоит упомянуть, что в шежире есть два уровня:
1. Мифический уровень, который связывает все рода и возводит их к единому мифическому первопредку.
В случае со Старшим жузом, вполне возможно, мы имеем схожие механизмы. В данном случае данные популяционной генетики позволяют проверить реальность или мифологичность шежире путем тестирования представителей разных подродов, восходящих, по данным шежире, к одному первопредку. Здесь нужно учесть, что есть вероятность совпадения, когда два разных рода могут иметь один или близкий модальный га-плотип, но в случае реального генетического родства большого количества родов, имеющих по шежире единого предка, гипотеза о том, что шежире достоверно, обретает дополнительные аргументы.
Также стоит отметить, что кроме репрезентативной выборки требуются и большее количество маркеров, чтобы попытаться по STR-маркерам выделить определенные кластеры внутри определенных родов. Приведя выше исторические и генеалогические данные, ниже мы приведем данные по распределению гаплогрупп среди представителей родов Старшего жуза. Ранее мы считали, что гаплогруппа С3-starcluster не является гаплогруппой монголов-нирун [7, 8, 32]. Сейчас же мы склоняемся к точке зрения, что гаплогруппа С3-starcluster отражает генетический вклад мон-голов-нирун, потомков Бодончара (предка мангытов, бесутов, барынов, барласов, сиджиутов, дуглатов, киятов и т. д.) и его братьев (предков катаган и сальджиутов) в этногенез народов Евразии.
Для начала уточним позицию по тем родам, которые, по нашему мнению, не имеют единого происхождения с другими родами Старшего жуза. Канлы и жалаир были известны и до Майкы бия, так что, скорее всего, их родство в рамках единого шежире имеет мифологический характер. Тем более с учетом того, что к жалаирам в середине 18 века присоединились каракалпакские жалаиры, которые, по нашему предположению, образовали группу сырманак внутри казахских жалаиров, в то время как изначально казахские жалаиры образовали группы шуманак. Племя канлы восходит к домонгольскому племени канглы, таким образом, оно не может происходить от Майкы бия.
Вопрос с шанышкылы является очень запутанным. На основе сведений Г. Н. Потанина мы считаем, что они являлись кирме (присоединившимися к Старшему жузу). По данным Ч. Валиханова и М. Тынышпаева шанышкылы являются остатками большого рода катаган, который ранее преобладал среди казахов, но со второй четверти 17 века был разбит и рассеян Есим-ханом [6, 132]. Как известно, племена катаган и сальджиут происходят от братьев Бодончара. Бодончар же являлся предком для большинства монгольских родов, таких как барын, барлас, мангыт, дуглат, дурбан, сиджиут, бесут, кият и т. д. Вполне возможно, что старкластер был связан не столько с Чингизханом, сколько с монголами-нирун («собственно монголами»), потомками трех братьев, сыновей Алангоа. Если учесть, что первые два племени (катаган и сальджиут) отделились от других монгольских родов раньше, то вполне реально можно предположить, что у них есть свои STR-маркеры, которые отличают их от других родов.
На основе предыдущих публикаций [2] и данных открытого Казахстанского ДНК-проекта [12] среди оставшихся родов Старшего жуза можно отметить следующие гапло-группы (запись тестированного по следующим показателям: кит в ФТДНА, род, племя, клан):
1. 120951 — Дулат-Жаныс-Капал — С3-starcluster (67 маркеров);
2. 211722 — Дулат-Жаныс-Жанту-Отемис — С3-starcluster (37 маркеров);
3. 168413 — Дулат-Жаныс — J2;
4. 166910 — Дулат-Сийкым-Аккойлы — С3-starcluster (12 маркеров);
5. 172372 — Дулат-Сыйкым-Тогатай-Бескаска — С3-starcluster (37 маркеров);
6. 168411 — Дулат-Шымыр-Шинкожа-Шокай — С3d;
7. 202352 — Шапырашты-Екей-Тегенбай — С3-starcluster (12 маркеров);
8. № 9 [3] — Ошакты-Тасжурек-Токтау — С3-starcluster (17 маркеров);
9. 171594 — Ысты-Тилик-Таша-Бугал — N1c1;
10. 84784 — Ысты-Ойык-Жалмамбет-Жолым — С3 (кластер не идентифицирован) (12 маркеров);
11. 185569 — Албан-Котан — С3-starcluster (12 маркеров);
12. 182516 — Албан — С3-starcluster (12 маркеров);
13. 173016 — Албан-Айт-Балта-Суйндык — R1a1;
14. 185654 — Албан-Кызылборик-Жолболды — R1a1;
15. 207435 — Шанышкылы-Балык-Сурым — С3-starcluster (37 маркеров);
16. 181171 — Шанышкылы-Санырау-Каратукым — С3-starcluster (12 маркеров);
17. 182498 — Шанышкылы-Корпык-Араншы — С3-starcluster (12 маркеров).
К сожалению, представители родов суан, сргелы, сары-уйсун не тестировались, но, исходя из принципа того, что их шежире отражало реальное родство, мы можем предположить, что представители данных родов будут относиться к гаплогруппе С3-starcluster.
Кроме этого, стоит отметить и публикации популяционных генетиков, в которых исследовались представители тех районов, где проживали рода Старшего жуза. Взятые в 1999 году в селении Актасты Райымбекского района Алматинской области пробы показывают, что большинство (37–40 из 49) протестированных, скорее всего (на основе характерных значений STR-маркеров), относятся к гаплогруппе С3-starcluster [8, 28].
С учетом того, что большинство проживающих там — это представители рода албан, то можно предположить, что С3-starcluster среди них преобладает. В Таразе из образцов, собранных у 181 человека, Томасом Ротамелем, немногим менее половины принадлежат к гаплогруппе С3-starcluster. Также на севере Джамбульской области были взяты пробы исследователей во главе с Е. Жолдыбалиной [13]. По результатам можно заметить, что до 40% образцов принадлежат к гаплогруппе С3-starcluster. Вполне возможно, что это образцы, собранные у части дулатов (ботбай), ысты и ошакты Тараза и Джамбульской области.
Среди представителей вышеуказанных родов (211722, 172372, 120951) стоит отметить значение DYS 447, равное 25, в то время как у остальных обладателей старкластера данный маркер имеет значение 26 (у шанышкылы — 207435 DYS 447=26). Хотя все три гаплотипа относятся к представителям племени дулат (2 жаныса и 1 сийкым), можно предположить, что данное значение маркера характерно не только для дулатов, но и для всех казахских родов Старшего жуза, происходящего от Байдибека.
Стоит также отметить, что, по некоторым преданиям, абак-кереи происходят от Абак батыра из племени уйсун Старшего жуза [9]. С учетом того, что они различаются на 17 маркерах от ашамайлы-кереев и принадлежат к гаплогруппе С3-starcluster [1], вопрос о том, к какому субкладу гаплогруппы С3-starcluster они относятся, требует дальнейшего исследования.
Исходя из всего вышесказанного, можно предположить, что почти все роды Старшего жуза (исключая шанышкылы, жалаир и канлы), имеющие согласно шежире происхождение от Байдибека и имеющие гаплогруппу С3-starcluster, родственны и могут быть отнесены к уйсунской подгруппе внутри гаплогруппы С3-starcluster. Дело будущего — поиск характерных значений STR-маркеров, отличающих их от других гаплотипов, относящихся к гаплогруппе С3-starcluster (вполне возможно, что это DYS 447=25). Здесь стоит отметить одно противоречие: согласно большинству данных исследователей, дулаты имеют другое происхождение, не от Байдибека, а из Моголистана.
Таким образом, стоит также проверить, кому ближе гаплотипы дулатов: представителям родов шапырашты, ошакты, ысты, сргелы, сары-уйсун, албан и суан или же другим представителям гаплогруппы С3-starcluster. Во втором случае можно будет утверждать, что дулаты — это потомки могулистанских доглатов. В первом случае Дулат окажется именем предка рода, тезкой могулистанским дуглатам.
Можно предположить, что среди казахов три группы казахских родов относятся к гаплогруппе С3-starcluster:
1. Связанные с племен уйсун и потомками Байдибека среди казахов: рода дулат, албан, суан, шапырашты, ошакты, ысты, сргелы, сары-уйсун — от Старшего жуза и абак-кереи от Среднего жуза. Скорее всего, их отличием от других кластеров данного субклада будет значение DYS 447, равное 25.
2. Связанные с родом шанышкылы, гипотетическими потомками катаганов.
3. Связанные с родом ашамайлы-керей (от Среднего жуза?).
Безусловно, выдвинутые соображения еще нуждаются в верификации путем ДНК-тестирования представителей данных родов с учетом их шежире. Отвечая на поставленный в начале статьи вопрос, резюмируем, что мифологическими в шежире Старшего жуза являются генеалогические связи жалаиров и канлы с Майкы бием (эти рода были известны до него).
По нашему предположению, подкрепленному данными популяционной генетики, рода дулат (целесообразно сопоставить их гаплотипы с прочими), албан, шапрашты, ошакты являются потомками рода уйсун и имеют общего предка по мужской линии (предположительно это Байдибек, потомок Майкыибия). К ним же на основе шежире можно отнести рода сары-уйсун, суан, сргелы. Для подтверждения этого необходимо дождаться результатов тестирования.
Вопрос связи шанышкылы, ысты, несмотря на принадлежность некоторых их гаплотипов С3-starcluster, с остальными родами Старшего жуза требует дальнейшего рассмотрения.
Хотелось бы выразить признательность Д. Адамову и А. Кирееву за просмотр черновой версии работы и замечания, высказанные автору.