старуха изергиль какой класс

Старуха изергиль какой класс

6. Обобщающая беседа

• Как вы думаете, почему легендой о Данко заканчивается рассказ?

• Какие нравственные начала утверждает Горький в легенде о Данко?

• Всегда ли можно и нужно искать в жизни подвиг? Какая разница между долгом и подвигом?

7. Интерактивное упражнение
«Мозговой штурм»
(работа в группах)

1-я группа.
Прочитайте портретные характеристика старухи Изергиль в молодости и старости. На кого из героев она похожа? Подтвердите своё мнение, обращаясь к тексту.

Примерный ответ

Старуха Изергиль и Ларра — оба красивы в молодости, но от них остались только тени.

Они прошли по жизни, не оставив после себя ничего. Индивидуализм древней старухи роднит её с героем легенды.

2-я группа.
Расскажите о жизни старухи Изергиль. Чему она посвятила свою жизнь? Кому из героев близка старуха Изергиль: Данко или Ларре?

Примерный ответ

Её жизнь, так же, как и жизнь Данко, посвящена любви.

Но любила она только себя. Она с лёгкостью забывала старую любовь ради новой, оставляла любимых.

Её равнодушие поражает и сближает с Ларрой.

8. Обобщение учителя

— Рассказ «Старуха Изергиль» необычен прежде всего с композиционной точки зрения: реалистическое обрамление, то есть беседа автора-повествователя с Изергиль включает романтический сюжет. Он, в свою очередь, имеет трёхчленную структуру и представляет собой две легенды, о Ларре и о Данко, противопоставленные друг другу и объединённые рассказом старой Изергиль о своей жизни.

Легенды, повествующие о чувствах, о страстях, о сильных людях, привлекают первостепенное внимание — без них было бы невозможно понять авторскую идею. В их основе лежат библейские сюжеты. Ларра, как и Агасфер, Вечный Жид, обречён на вечные страдания, а Данко, подобно Моисею, который вывел свой народ из Египта, спасает людей своего племени. Но Агасфер, отказав в помощи Христу, шедшему на Голгофу, совершает преступление против Бога, Ларра — против человека. Моисей выполняет волю Господа, а Данко сам принимает решение принести себя в жертву людям.

Так, по Горькому, человек становится равным Богу, значит, человечество призвано на землю выполнить какую-то высшую миссию. В этом отражается богоискательская философия писателя, который развивает, по сути, ницшеанскую идею о богочеловеке. Именно такими «сверхлюдьми» являются Ларра, сын орла, и Данко, вождь, «лучший из всех»,— гордые, сильные и красивые люди. Но их гордость неодинакова.

Так из рассказа «Старуха Изергиль» вырастает тема первородности греха и подвига, исходной морали человечества.

9. «Учимся дискутировать»:
мини-дискуссия

«В чём смысл жизни — в неограниченной личной свободе или в героической борьбе за счастье людей?»

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

Выполнение интерактивного упражнения «Пресс» (в парах)

• Многие рассказы Горького построены по рамочному принципу («рассказ в рассказе»), и поэтому важную композиционную роль в них играет образ рассказчика. Типологически близки друг другу старуха Изергиль, Рагим, Макар Чудра. В чём сходство их характеров и жизненной философии? Подберите в качестве доказательства своего мнения цитатный материал для ответа на этот вопрос.

VI. Домашнее задание

1. Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Данко нашего времени. Кто он?».

2. Прочитать пьесу Максима Горького «На дне».

1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

Источник

Урок литературы в 7 классе. «Старуха Изергиль» М.Горький

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Проблематика рассказа А.М.Горького „Старуха Изергиль”

Тема: Проблематика рассказа А.М.Горького „Старуха Изергиль”.

1. Дать представление о романтической эстетике раннего Горького. Познакомить с рассказом „Старуха Изергиль”.

2. Совершенствовать умения и навыки анализа прозаического текста, сопоставления и обобщения материала.

Тип урока: проблемный, комбинированный, с элементами интерактивных технологий.

Оборудование: портрет А.М.Горького, фотография А.М.Горького и С.Г.Скитальца, иллюстрации к ранним рассказам Горького художников Б.Дехтерева, В. Макеева, Д.Бокарева.

Видно, ничего не напишу так стройно и красиво, как „Старуху Изергиль. ”

(А.М.Горький из письма к А.П.Чехову).

«… в жизни всегда есть место подвигам».

(А.М.Горький «Старуха Изергиль»).

I Организация класса. Постановка проблемы

Учитель формулирует основную проблему урока: Согласны ли вы с высказыванием о том, что «в жизни всегда есть место подвигам»?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо будет выяснить следующее:

Какова функция Старухи Изергиль в рассказе? Совершила ли Старуха Изергиль подвиг, о котором говорит?

Рассказ А.М.Горького «Старуха Изергиль» был опубликован в 1895 году в «Самарской газете». С этого момента Горький заявил о себе как выразитель и носитель романтической эстетики, а рассказ стал шедевром раннего творчества писателя. Традиционно для романтического произведения характерен культ необыкновенной личности. Герой романтического произведения презирает жалкую жизнь обывателей. Для такого произведения характерно деление мира на реальный и идеальный.

Ученики записывают в тетрадях особенности романтического произведения:

1. Культ необыкновенной личности;

2. Романтический портрет;

3. Романтический сюжет;

4. Романтический пейзаж;

5. Романтическая стилистика.

III Аналитическая беседа. Коллективный поиск решения проблемы

1. Какова композиция рассказа? ( Композиция более сложная, чем в других ранних произведениях. Повествование Изергиль состоит из 3 частей: «Легенда о Ларре», «Рассказ о жизни Изергиль»,«Легенда о Данко». Вместе с тем, все три части объединены общей идеей, стремлением автора выявить ценность человеческой жизни).

4. Какие из описанных старухой событий можно считать необыкновенными? (Обе истории, рассказанные Изергиль, содержат описание необыкновенных событий. Жанр легенды обусловил их изначальную фантастическую сюжетную основу (рождение ребёнка от орла, невозможность умереть под воздействием проклятия, свет искр горящего сердца Данко. Да и вся история жизни Изергиль, старой молдаванки, внешность которой напоминает скелет, обтянутый кожей, предстаёт как бесплотная тень Данко и Ларры тех далёких времён, когда «больше было в человеке силы и огня, и оттого жилось веселее и лучше»).

5. Каковы особенности пейзажа в ранних рассказах Горького? (Действие рассказов происходит на морском берегу, на фоне тёплых южных ночей с запахом виноградников и блеском звёзд, пеним девушек и плачем скрипки. Пейзаж зачастую преувеличенно красив, описание природы украшают многочисленные эпитеты, метафоры : «полный диск луны… кроваво-красный», « голубоватая мгла», « ночь росла и крепла», «лучи солнца едва могли пробить себе дорогу», «листва вздыхала и шепталась» и др.).

I V Поиск аргументов для решения проблемы в тексте

1. Сопоставление героев Данко и Ларры:

б) отношение к людям;

в) понимание гордости;

г) поведение в момент суда;

V Аналитическая беседа. Коллективный поиск решения проблемы

1. В чём источник трагедии Ларры? (Эгоизм понимается им как проявление личной свободы)

2. Как был наказан Ларра? (В наказание старейшины обрекли Ларру на бессмертие и невозможность самому решить жить ему или умереть. Люди лишили Ларру того, ради чего по его мнению стоило жить- права жить по собственному закону).

3. Какое чувство переживает Данко, глядя в толпу судящих его людей? (Сердце Данко вспыхнуло от желания спасти людей и вывести их «на лёгкий путь»).

4. Что общего в характерах Ларры и Данко и в чём между ними разница? (Ответы учащихся могут быть неоднозначными).

5. Какой нравственный закон определяет поступки обоих героев? ( Ларра и Данко – сами себе закон. Их поступки определяет их собственная система ценностей.

6. Какова функция Старухи Изергиль в рассказе? Как с помощью образа Старухи Изергиль соотносятся между собой образы Данко и Ларры? (Старуха Изергиль выступает как рассказчик. На уровне содержания в портрете старухи можно обнаружить и черты Данко и черты Ларры. Фигура Изергиль связывает воедино обе легенды и заставляет задуматься над проблемой свободы человека.

V І Итог урока. Формулирование результатов решения проблемы

Согласны ли вы с высказыванием о том, что «в жизни всегда есть место подвигам»? Как вы его понимаете? (Изергиль сама на своём веку встречала свободолюбивых и мужественных людей. И потому собственный жизненный опыт привёл её к знаменательным выводам: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдёт, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам». Важен и второй вывод Изергиль: «Каждый сам себе судьба!» ).

Так в чём же, по Горькому, может заключаться истинное бессмертие человека? (Заканчивая рассказ размышлением «о великих горящих сердцах», Горький пояснил, в чём заключается истинное бессмертие человека. Ларра оттолкнул от себя людей, и о нём напоминает лишь тёмная тень в степи. А о подвиге Данко сохранилась огненная память: перед грозой в степи вспыхивали голубые искры его растоптанного сердца).

VII Домашнее задание. Прочитать пьесу А.М.Горького «На дне».

Иллюстрации к уроку «Проблематика рассказа А.М.Горького „Старуха Изергиль”

Источник

Урок литературы в 7-м классе по теме: «Легенда о Данко» (по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль»

Разделы: Литература

Эпиграф к уроку

Жизнь не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела,
который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно
заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать
грядущим поколениям. (Б. Шоу)

Ход урока

1. Вступительная часть урока. Создание мотивации, эмоциональный настрой на анализ легенды.

— Что же заставило его обратиться к книгам?

Слово ученика (рассказ о детстве писателя).

— И как же, когда вырос, Горький послужил людям? (Своими книгами.)

— Давайте подведем итог всему сказанному: о чем же размышлял в ранних произведениях писатель? (О сильной яркой личности, которая могла бы повести за собой людей и показать им, что жизнь можно изменить к лучшему.)

2. Словарная работа.

Что такое легенда? (Легенда – один из самых значительных жанров письменности на протяжении всего европейского средневековья, начиная с шестого века. Первоначально – житие святого, написанное для чтения в день его памяти. В фольклоре легенда – рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представления, которые воспринимаются как достоверные.)

Работа в группах.(Обращение к ассоциативному мышлению учащихся.)

Составьте словесный портрет человека-легенды. (Затем все мнения детей озвучиваются и записываются на доске и в тетрадях, потом эти ключевые слова можно использовать при написании творческих работ.) Например: смелый, бесстрашны, умеющий преодолевать трудности, опасности, жертвующий собой во имя других, совершающий подвиг.

3. Работа с текстом художественного произведения. Чтение по отрывкам и обсуждение по проблемным вопросам.

— Какими вы видите людей этого племени? Могли ли они, на ваш взгляд, сделать что-то, чтобы чужие племена не сумели прогнать их в глубь леса?

— Люди были сильные, смелые, веселые. Такие, как они, должны идти до конца, ничего не бояться.

— Люди привыкли к веселой, беззаботной жизни, поэтому, когда возникла опасность, они и не смогли бороться с чужими племенами.

— Если это сильные и смелые люди, как пишет автор, то почему же они испугались “тяжелой поры” и даже не стали сопротивляться?)

Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за другим. Тогда стали плакать жены и дети этого племени, а отцы задумались и впали в тоску.

— Как вы думаете, можно ли было как-то спасти племя от гибели?

(- Люди ушли в глубь старого леса, где были болота и тьма, они испугались за свою жизнь, но ничего не предпринимали. Думаю, они просто оказались слабыми.

— Вместо того чтобы искать выход, “отцы”, самые мудрые, я считаю, люди в племени, впали в тоску.

— Нужно было что-то делать, а не просто тосковать.)

Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни.

— Что помешало людям бороться за свое племя? Оставалась ли еще надежда на спасение?

(- Горький описывает, как страшно людям было в лесу: великаны-деревья сдвигались вокруг людей по ночам, тьма словно собиралась раздавить людей, а ведь они привыкли к свободе, к простору степи. Страх помешал им действовать.

— Люди, хотя и оказались в дремучем лесу, все-таки еще думали пойти бороться с чужаками, но боялись погибнуть, ведь вместе с ними умерли бы и заветы.

— Но если люди останутся в лесу и будут дальше гибнуть от смрада болот, то все равно заветы будет некому передать, поэтому все-таки надо никогда не терять надежды на спасение. Все равно нужно было что-то делать.

— Я думаю, что надежда у них все-таки была, потому что это были сильные люди и они не переставали думать, как выбраться из леса, а значит, когда-нибудь все равно выход бы они нашли.)

— Какие краски являются главными в описании природы, окружающей людей? (Краски тьмы: “там были болота и тьма. так густо переплелись ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую тьму”.)

Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.

— Как восприняли люди предложение Данко? Почему они поверили ему?

(- Люди обрадовались, что нашелся кто-то, кто предложил выход.

— Человек всегда рад тому, кто решит за него, что делать.

— В такой ситуации люди всегда пойдут за лидером и будут ему благодарны за спасение.

— Люди увидели, что он лучший из всех, и поэтому пошли за Данко.

Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко.

Но эти слова разъярили их еще более.

А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь.

— Проанализируем описание грозы. Как оно помогает отразить состояние людей и происходящее между ними?

(- Гроза – страшное явление: грозно зашептали деревья, грозно шумят молнии.

— Употребляются активные глаголы: грянула, скрипели, гудели, летая, освещали, исчезали – они передают динамику действия.

— Контраст: сгущающаяся тьма и холодный огонь молний, “молнии разрывали тьму в клочья”.

— Из тьмы выступало “что-то страшное, темное и холодное”. Автор даже не называет, что это. Неопределенное местоимение усиливает впечатление таинственности, загадочности, а значит, возрастает и страх.

— Разъяренные люди видятся Данко в зверином облике.

— Как вы считаете, что может дальше произойти с Данко? Можем ли мы осуждать людей за трусость?

(- Людей много, это толпа, а толпа может растерзать.

— Данко может дальше убеждать людей и, возможно, убедит.

— Данко может бросить людей и спасти самого себя.

— Думаю, что Данко решился искать выход именно из-за того, чтобы спасти племя, поэтому он будет с ними до конца.

— Утомленные, люди пали духом и не могли идти дальше. Они устали, испугались трудностей, не знали, что ждет их впереди.)

Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!

Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой. И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло. «

— Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!

— Какой момент следует считать кульминационным?

(- Когда Данко вырвал из груди свое сердце и осветил им путь людям.)

Какими средствами художественной выразительности изображается сердце героя?

(- Градация: “Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца”.

— Повторы: пылало, ярко, солнце, освещенный, факел.

— Перифраз: сердце – “факел великой любви к людям”, символ жертвенной любви.)

(- Да, предполагал, но надеялся, что люди окажутся добрее.

— Думал, что герои спасутся. Они и спаслись, но какой ценой.

— Наверное, нельзя строго судить людей, ведь не каждый человек способен на смелый поступок.

— Данко погиб. Его гибель не напрасна. Он спас целое племя от гибели. И может быть, сейчас люди и не думают о благодарности, но потом, я уверен, они поймут, что для них сделал Данко.)

4. Подведение итогов урока.

— Можно ли назвать Данко героем? (Дети говорят и о том, что подвиг Данко похож на подвиг Прометея, похитившего огонь для людей, но понесшего за это страшное наказание. И о том, что подвиг Данко должен служить напоминанием новым поколениям о том, каким должен быть настоящий человек.)

— Какие подписи можно сделать под иллюстрациями, выполненными вашими одноклассниками?

— Творческое задание: написать синквейн, в котором ключевое слово “Данко”.

Примеры синквейнов, составленных детьми.

Жалел, спасал, погиб.

Красивые – всегда смелы.

Жалеет, любит, жертвует.

Любит, ведет за собой, погибает.

Во имя других готов пожертвовать собой.

5. Домашнее задание: напишите сочинения-миниатюры, выбрав одну из тем: “Можно ли назвать Данко героем?”, “Какого человека можно назвать красивым?”, “Почему М. Горький называет Данко “гордым смельчаком”?”

Источник

Урок литературы 11 класс М.Горький «Старуха Изергиль»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Данный урок литературы (урок изучения новой темы) первый по теме «Творчество М. Горького» согласно «Программе по литературе для 5- 11 классов образовательной школы» (авторы – составители Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А. Чалмаев).

Урок с применением приемов технологии «Развития критического мышления».

При подготовке к уроку учащиеся получили опережающие задания: прочитать вступительную статью в учебнике о жизни М.Горького, составить таблицу, прочитать рассказ М.Горького «Старуха Изергиль». Один учащийся получил индивидуальное задание: подготовить сообщение на тему: «Время написания произведения». Эти задания направлены на формирование познавательных универсальных учебных действий, таких как находить ( в учебниках и других источниках) достоверную информацию, владеть изучающим чтением, анализировать и обобщать, доказывать и делать выводы, представлять информацию в различных видах.

Система заданий, представленных на уроке, способствует формированию у учащихся регулятивных УУД: выдвигать версии, находить способы достижения результата работы в группе и индивидуально, а также коммуникативных, таких, как излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, понимать позицию другого, корректировать свое мнение, общаться в группе.

осмысленное чтение и адекватное восприятие художественного произведения, понимание ключевых проблем рассказа М.Горького «Старуха Изергиль», связи литературного произведения с эпохой его написания, умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, понимать авторскую позицию и выражать

собственное отношение к ней, создавать устные монологические высказывания, вести диалог;

умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно- следственные связи в устных высказываниях, формулировать выводы, самостоятельно организовывать и оценивать собственную деятельность, работать с разными источниками информации, находить ее, использовать в самостоятельной деятельности.

Виды учебной деятельности:

рецептивная: чтение вступительной статьи учебника, чтение и полноценное восприятие текста рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»;

репродуктивная: составление таблицы, осмысление характеров, изображенных в произведении, ответы на вопросы;

продуктивная, творческая: индивидуальное сообщение ученика на тему «Время написания произведения»;

поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы;

исследовательская: анализ проблематики и образов рассказа, составление кластера «Ценности человеческой жизни».

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, текст рассказа, иллюстрации к рассказу «Старуха Изергиль»; раздаточный материал группе «Наблюдатели», презентация.

Вступительное слово учителя

То, о чем мы сегодня с вами будем говорить, волновало и будет волновать сердца и умы не одного поколения людей. Я говорю о сущности человеческой личности и смысле жизни. Многие в определенный период своей жизни задавали себе такие вопросы: «Зачем я живу и какой смысл моей жизни?» иискали ответы на них. Давайте все вместе постараемся хоть на пару шагов приблизиться к ответам на эти вечные вопросы.

-Как вы думаете, для чего живет человек?

(Оставить после себя какой-то след, память).

Учитель: А вот какой след, какую память может оставить после себя человек, выясним на уроке.

Предметом нашего исследования я выбрала рассказ М.Горького «Старуха Изергиль». И теперь, когда вы знаете проблему урока, знаете произведение, помогите сформулировать тему урока и чуть позже цели нашего исследования.

Совместно с учащимися формулируется тема урока : «Скажи, какой ты след оставишь?»

— Что хотел сказать этими словами Островский?

— Кто ещё в русской литературе обращался к теме смысла жизни?

( А.С. Пушкин «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», И.А.Гончаров «Обломов», Л.Н.Толстой «Война и мир»).

Прежде чем мы перейдем непосредственно к анализу произведения, сначала, как мы и запланировали, вспомним об основных вехах жизни и творчества

писателя, познакомимся с новыми сведениями. Я вас дома просила прочитать статью в учебнике о жизни М.Горького и составить таблицу. (Проверяется 1 колонка таблицы).

Что знаю о писателе?

Жил в доме деда. Детство было тяжелым. Самый близкий человек- бабушка. Рано пошел в люди, сменил много профессий.

Отношение Горького к революции.

Попытка самоубийства, пропагандировал революционные идеи, обо всем пережитом рассказал. Первый рассказ «Макар Чудра».

— Что еще о жизни или творчестве М.Горького хотели бы узнать? (Отношение Горького к революции).

Велико наследие М.Горького, неоценима помощь, которую оказывал писатель многим талантливым людям. Об этом люди будут помнить, помнить будут самого писателя, читая его произведения.

И сегодня мы остановимся на одном из произведений писателя, рассказе «Старуха Изергиль».

Но вначале я хочу обратить ваше внимание на группы:

группа «Наблюдатели» (учащиеся, по каким-то причинам не подготовившиеся к уроку). Эти ребята в течение урока будут слушать выступления своих одноклассников и работать с таблицей «Мое знакомство с героями рассказа» :

Итогом их работы будут письменные ответы на вопросы:

«Кто из героев произвел на меня впечатление? Почему?

Следующие группы- исследователи характеров героев, их поступков.

4 группа- Старуха Изергиль.

Каждая группа анализирует предложенного ей героя, выявляет его жизненные ценности и помогает в составлении кластера:

Ценности человеческой жизни

Рассказ «Старуха Изергиль» одно из ранних произведений писателя. Ранние рассказы М.Горького носят романтический характер. Давайте остановимся на этом направлении и вспомним:

— Что характерно было для романтических произведений?

(Яркость, краски как в описании природы, так и в изображении людей.

Традиционно для романтического произведения характерен культ необыкновенной личности. Романтический портрет, природа, язык произведения. Герой романтического произведения презирает жалкую жизнь обывателей. Для такого произведения характерно деление мира на реальный и идеальный).

Горький в конце 19 в. – романтик, а романтизм предполагает изображение мира не таким, каков он, а таким, каким хотел видеть его автор.

Автор хотел видеть мир героическим, интересным. Об этом говорят строки из его письма к А.П.Чехову: «Настало время нужды в героическом… обязательно нужно, чтобы теперешняя литература немножко начала приукрашивать жизнь и, как только она это начнет, жизнь прикрасится, т.е. люди заживут ярче, быстрее».

Эти слова нам помогают понять, почему раннее творчество писателя связано с романтизмом.

Какова композиция рассказа?

(Композиция более сложная, чем в других ранних произведениях. Повествование Изергиль состоит из 3 частей: «Легенда о Ларре», «Рассказ о жизни Изергиль», «Легенда о Данко»).

Перед нами три законченных рассказа, три героя, однако все три части объединены общей идеей. Какой?

(Стремлением автора выявить ценности человеческой жизни, которые мы должны будем определить).

Перед нами три героя, три характера .

При помощи каких красок вы бы передали характеры этих героев?

Учащиеся подбирают цветовой ряд разный для всех героев:

для Данко- красный, огненный,

А вот посмотрите, как изобразили героев художники (репродукции картин

Б. Дехтерева, В. Макеева, Д. Бокарева).

Можно ли сказать, что герои похожи?

(Нет, все герои разные, не похожи друг на друга).

Да, напиши вы портреты этих героев, они бы у вас получились очень разными, а вот Горький, говоря о Ларре и Данко, характеризует их одинаковыми эпитетами: все они молодые, гордые, сильные и красивые.

Согласны вы с этим?

(Да, они молоды и красивы. Да, они сильны, но в остальном полная противоположность).

Мы подошли с вами к характеристике героев. И я вас просила подготовить характеристику, опираясь на схему:

б) отношение к людям;

в) понимание гордости;

г) поведение в момент суда;

Ребята, не забываем, что наша задача не только охарактеризовать героев, но и определить их ценности в жизни, составить кластер, который, в свою очередь, может помочь вам в выборе своего жизненного пути.

Выступление первой группы: Ларра

А) Красивый, сильный, глаза были холодны и горды, как у царя птиц. Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости…

Б) Любит только себя, не ценит ничью жизнь, считает себя первым на земле.

В) Смелый, гордый, возомнил себя Богом, раз решает, кому жить, а кому умереть. Скорее всего, это уже не гордость, а гордыня. Человеку с таким чувством нет места среди людей.

Г) Не думал извиняться, только мать стояла на коленях, прося пощады. Громко смеялся вслед людям.

Какие ценности человеческой жизни были для него важными? (составление кластера)

Свое «Я» выше окружающих.

Презрение и нелюбовь к людям.

Выступление второй группы: Данко.

А) Молодой, красивый, бодр, ясен. В его очах светилось много силы и живого огня.

Б) Любил людей, думал о них, согрел любовью тех, кто был слабее его.

В) Это был гордый, смелый человек. Ему было, чем гордиться. Он спас людей.

Г) Когда он понял, что ему ждать пощады не от кого, его сердце вскипело негодованием, и он разорвал грудь и вырвал из нее сердце.

Д) Кинул взор вперед себя на ширь степи, кинул радостный взор на свободную землю, засмеялся гордо и умер.

Какие ценности человеческой жизни важны для Данко? (составление кластера)

Кто ничего не делает, с тем ничего не станется.

Что сделаю я для людей!

Выступление третьей группы: старуха Изергиль.

Наверное, когда вы готовились к анализу, то заметили, что характеристика Изергиль отличается от Ларры и Данко.

Какова функция Старухи Изергиль в рассказе? Как с помощью образа Старухи Изергиль соотносятся между собой образы Данко и Ларры?

(Старуха Изергиль выступает как рассказчик. На уровне содержания в портрете старухи можно обнаружить и черты Данко, и черты Ларры. Фигура Изергиль связывает воедино обе легенды и заставляет задуматься над проблемой выбора человека. Эти две легенды как бы обрамляют повествование жизни самой Изергиль).

А) Черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями. Дрожащая рука с кривыми пальцами. Сухие, потрескавшиеся губы, заостренный подбородок с

седыми волосами и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы. Кожа вся изрезана морщинами.

Б) Стариками родитесь вы. Мрачные все. Кто живет без подвига, кто не находит его, те просто лентяи и трусы, не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. Не живут люди, а все примеряются, примеряются и кладут на это всю жизнь. Всяких людей я сейчас вижу, а сильных нет.

В) Была гордой, не была никогда ничьей рабой..

Г) У нее и теперь еще мятежная душа, хотя «глаза уже потускнели…».

Почему живет одна, как вы думаете?

(Из ее рассказов о себе самой героиня предстает скорее жестокой: она с легкость забывала прежнюю любовь ради новой, оставляла некогда любимых людей, была равнодушна к ним. Одиночество Изергиль – наказание за ее эгоизм).

Как старуха Изергиль формулирует свои жизненные ценности? (составление кластера).

В жизни всегда есть место подвигу!

Каждый сам себе судьба.

Спасибо, ребята, за выступления, а теперь подведем итоги.

Итак, мы проанализировали характеры и поступки героев, составили кластер.

А ты, входя в дома любые,

В квартиры светом залитые,

Прислушиваясь к звону клавиш

И на вопрос даря ответ,

Скажи, какой ты след оставишь:

След, чтобы вытерли паркет

И посмотрели хмуро вслед,

Или незримый, прочный след

Работа на сегодняшнем уроке позволит вам дома написать сочинение- рассуждение.

Запишите домашнее задание:

Написать сочинение – рассуждение на одну из тем:

Каким должен быть человек и как ему жить среди людей? »

Какое впечатление произвел рассказ М.Горького «Старуха Изергиль».

Индивидуальное сообщение «Отношение М.Горького к революции».

Прочитать: М.Горький «Макар Чудра», «Челкаш»

Список использованной литературы.

1.М.Горький «Старуха Изергиль».

2.И.В.Золотарева, Н.В.Егорова «Поурочные разработки по литературе 20в» (11кл., Москва.: «ВАКО»,2003)

3.Русская литература. 20 в: Справочные материалы /Сост. Л.А.Смирнова.-М., 1995.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *