стеклянность какая норма словообразования нарушена
Конспект урока по культуре речи на тему «Словообразовательные нормы, словообразовательные ошибки и методы их устранения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
словообразовательные ошибки и их устранение.
Образовательные : познакомить со словообразовательными нормами, отработать навыки правильного словообразования и закрепить их в разговорной практике.
Развивающие : формировать навыки использования нормированной речи; Воспитательные : воспитывать коммуникативно компетентную личность.
Тип урока : комбинированный
Форма урока: лекция с элементами беседы
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: лекция, раздаточный материал
Актуализация опорных знаний
I . Выясняет степень усвоения материала по теме «Новые слова. Фразеология ».
1. Что такое лексика?
2.С чем связано нарушение лексических норм?
II . Проверка домашнего задания: проверка упражнений
Отвечают студенты по выбору преподавателя.
Комментируют ответы друг друга.
Подготовка к восприятию нового материала
Довольно часто даже зная значение слова возникают ошибки с его графическим обликом и формами. Чтобы не допускать таких ошибок, какие нормы нужно знать?
Отвечают на проблемный вопрос
Изучение нового материала
Лекция с элементами беседы.
1. Запись конспекта лекции.
2.Участие в обсуждении вопросов.
Практическое задание. Выполнение упражнений
2. Выставление оценок.
II. Актуализация опорных знаний
– С чем связано нарушение лексических норм?
Проверка домашней работы (упражнения).
III .Подготовка к восприятию нового материала.
Довольно часто даже зная значение слова возникают ошибки с его графическим обликом и формами. Чтобы не допускать таких ошибок, какие нормы нужно знать? (словообразовательные)
IV . Изучение нового материала.
Словообразование – это раздел науки о языке, который изучает структуру слова (из каких частей оно состоит, каково значение этих частей, какую позицию они занимают в слове) и способы образования слов.Словообразовательные нормы регулируют выбор морфем, их размещение и соединение в составе нового слова. Способы словообразования – способы образования новых слов.
Морфологические способы словообразования
Приставочный способ. При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову, при этом новое слово относится к той части речи, что и исходное слово. Например: удача – неудача, мощный – сверхмощный, что – кое-что, сколько– нисколько, читать – дочитать, ныне – доныне, завтра – назавтра, весело – невесело, верх – вверх.
Суффиксальный способ образования заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речью. Данный способ является основным для образования имен существительных, прилагательных и наречий. Например: заготовить – заготовка, нарезать – нарезка, раздражительный – раздражительность.
Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса. Наиболее часто образуются этим способом существительные с суффиксами –ник, –й(е), –ок (нахлебник, наездник, напильник, наследник, наставник, подснежник, бездорожье, подарок, затылок), глаголы с суффиксом –ся (разворчаться, разбушеваться, разъехаться, размечтаться), наречия с приставкой по– и суффиксами –и, –ому, –ему (по-братски, по-деловому, по-солдатски, по-мужски, по-старому).
Способ сложения заключается в соединении в одном слове: 1) целых слов (диван-кровать, платье-костюм, булочная-кондитерская, ракета-носитель); 2) основ слов без соединительных гласных (партбилет, стенгазета, пол-Европы, полдыни, агитбригада); 3) основ слов с помощью соединительных гласных О или Е (новостройка, хлебозаготовка, кубометр, овощехранилище, жилищно-бытовой, агропромышленный); 4) основ с одновременным присоединением суффикса (земледелие, пятилетка, трехэтажный); 5) слиянием слов (вечнозеленый, труднодоступный, нижеподписавшиеся).
Сложение сокращенных основ – способ образования многих слов путем сложения сокращенных основ исходных слов (высшее учебное заведение – вуз). Сложносокращенные слова образуются: 1) сложением слогов или частей слов (специальный корреспондент – спецкор, командир батальона – комбат, полномочный представитель – полпред); 2) сложением названий начальных букв (Московский государственный университет – МГУ); 3) сложением начальных звуков (Московский художественный академический театр – МХАТ); 4) смешанным способом (главный комитет – главк, районный отдел народного образования – районо).
Бессуффиксный способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание (зеленый – зелень) либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс (отлететь – отлет, повторить – повтор).
Неморфологические способы словообразования
Разложение многозначного слова на омонимы (долг (задолженность) – долг (обязанность)).
Переход слова из одной части речи в другую (он сегодня дежурный – дежурный сотрудник).
Слияние сочетания слов в одно слово (сегодня сложено из: сего дня)
Словообразовательные ошибки и их устранение.
Неправильное употребление суффиксов: словарь под редакторством, рост и спадение инфляции, высунь язык и не морщь лоб, откупорь бутылку, нет ни брелка, ни вальта.
Неправильное употребление корня – этот тип ошибки мало распространен: Эйнштейн основополагатель теории относительности. Запомнить! Класть.
Неправильное употребление приставок: он скипятил чайник и снял обвертку с пачки печенья, а давно отстал и плелся взади, совсем я в людях изуверилась, любой обкрасть норовит. Запомнить! Одеть кого-то – надеть что-то.
Даже в тех случаях, когда легко образуется суффиксальная параллель женского рода, предпочитается «мужской» вариант с обобщенным значением деятеля безотносительно к полу названного лица.
3. Образование существительных ж.р. по национальности: европеец – европейка, испанец – испанка, индеец – индианка, кореец – кореянка.
Словообразовательные ошибки нередко встречаются при образовании формы совершенного вида глагола, например: Мой отец поженилс я на маме через три дня знакомства ( надо : женился ); На корабле засбоила система энергоснабжения ( надо : стала давать сбой ); В старом деле о коррупции зафигурировал губернатор края ( надо : оказался замешанным ); Мне сымпонировало его умение слушать собеседника ( надо : понравилось ) .
Как мы видим, не всегда достаточно при исправлении ошибки поменять форму слова (как мы это сделали в первом предложении: поженился – женился, т.к. жениться – двувидовой глагол), часто необходима его замена, как в остальных примерах.
Задание. Словообразовательные нормы.
Подберите к данным существительным соответствующие мужского или женского рода. Отметьте случаи отсутствия родовых пар. Составьте и запишите два предложения со словами мужского рода, когда они относятся к женщине, используя глаголы прошедшего времени:
Вокалистка, доярка, балерина, машинистка, гонщица, сиделка, ткачиха, адвокат, бакалавр, бригадир, врач, солист, защитник, педагог.
VI .Рефлексия. Подведение итогов.
«Что я узнал нового из этого урока …» «Для меня было открытием то, что…» «Мне было интересно…» «Мне было трудно…»
Урок «Нормы словообразования в русском языке»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Изменение норм словообразования
Подготовила студентка ТП18-1
Кулюкина Анастасия
Преподаватель:Дорошева Н.В.
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Калининградской области
«Колледж сервиса и туризма».
Описание слайда:
Описание слайда:
Способы словообразования
1) Морфологический: он заключается в создании новых слов путём сочетания морфем по существующим в языке правилам.
2) Лексико-семантический, который заключается в создании нового слова путём расщепления старого на два или более омонима.
3) Морфолого-синтаксический: образование нового слова путём перехода его из одной части речи в другую.
4) Лексико-синтаксический, который заключается в создании нового слова путём слияния в одну лексическую единицу сочетания слов.
Описание слайда:
Описание слайда:
Морфологический способ словообразования
Морфологический способ словообразования является основным в обогащении словарного состава русского языка. Новые слова образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными аффиксами. Лингвистический термин «аффикс» (лат. affixus — «прикрепленный») называет часть слова, имеющую грамматическое значение и видоизменяющую значение корня. По местоположению в слове аффиксы подразделяются на префиксы, или приставки; суффиксы; постфиксы; интерфиксы, или соединительные гласные; флексии, или окончания.
Описание слайда:
Описание слайда:
Лексико-семантический способ словообразования
Лексико-семантический способ словообразования представляет собой распад значений многозначного слова. Значения слова расходятся по смыслу настолько далеко друг от друга, что образуют отдельные лексические единицы. Так в русском языке возникают омонимы:
титан — гигант, вступивший в схватку с врагом;
титан — большой металлический бак для кипячения воды;
титан — твердый металл.
Другой пример:
боксер- порода собаки;
боксёр – спортсмен по боксу
Описание слайда:
Морфолого-синтаксический способ словообразования
Описание слайда:
Лексико-синтаксический способ словообразования
При таком способе происходит слияние, или сращение, самостоятельных слов разных частей речи в одну лексическую единицу. Слияние отличается от сложения тем, что методом сложения образуются сложные слова только от полнозначных слов или их частей. Слияние образовало лексемы от сочетаний слов, включая служебные слова, с сохранением порядка слов и падежных окончаний. Слова, в старину писавшиеся раздельно, в современном языке пишутся слитно и приобретают одно ударение: сей час → сейча́с; тот час → то́тчас.
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Доклад на МО «Формирование индивидуальной образовательной траектории педагога как условие его профессионального развития».
Конспект урока по русскому языку на тему «Распознавание мягких и твёрдых согласных на слух, обозначение их с помощью гласных»
Презентация по русскому языку на тему «Правописание гласных и согласных в приставках»
Конспект по русскому языку 6 класс » исконно русские взаимственные»
Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание гласных и согласных в приставках»
Урок-тренировка по теме «Правописание корней»
Итоговая контрольная работа по русскому языку в 5 классе (углублённый уровень)
Презентация на тему «Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной части речи. Имя прилагательное.»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5240407 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В Москве стартует онлайн-чемпионат для школьников Soft Skills — 2035
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год
Время чтения: 1 минута
Минобразования Кузбасса рекомендовало техникумам и школам уйти на каникулы до 7 ноября
Время чтения: 1 минута
Гинцбург анонсировал регистрацию детской вакцины от COVID-19
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Морфологические и словообразовательные нормы русского литературного языка
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ГБПОУ «Чеченский базовый медицинский колледж»
Дисциплина или междисциплинарный курс: русский язык и культура профессиональной речи
Количество часов 2
Место проведения: ЧБМК
Тема: Морфологические и словообразовательные нормы русского литературного языка
«Для интеллигентного человека
дурно говорить так же неприлично,
как не уметь читать и писать».
А. П. Чехов
Мотивация изучения темы: Предметом нашего разговора является речь. Речь человека – это лакмусовая бумажка его общей культуры. Зачем нам владение правильной речью?
Владение литературным языком – это признак образованности, интеллигентности. На уроке будем говорить о нормах русского языка, о нарушениях этих норм, будем учиться правильно употреблять в своей речи грамматические формы слов разных частей речи. В ходе работы вы должны проявить максимум лингвистических знаний, показать, насколько развиты коммуникативные способности у каждого из вас. Но самое главное, я надеюсь, что наш урок поможет повысить уровень речевой культуры и чувство любви и бережного отношения к русскому языку.
— Внимание на доску! Перед вами слова величайшего писателя-классика Антона Павловича Чехова «Для интеллигентного человека дурно говорить так же неприлично, как не уметь читать и писать».
Беседа со студентами:
— Как вы понимаете слова А.П.Чехова?
— Как вы думаете, почему нашу лекцию мы начали с высказывания А.П.Чехова? О чем конкретно будем говорить на лекции?
— Зачем нам нужно красиво и правильно говорить?
— Назовите важнейшие качества хорошей речи. (Правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство речи, её уместность, соответствие стилевому назначению.)
— Какое из указанных качеств речи по вашему мнению является главным условием хорошей речи? )(Правильность)
— Что значит «правильная речь»? (Это речь, в которой соблюдаются все нормы литературного языка).
— Что именно мы подразумеваем под словом «норма литературного языка»? ( Это единообразное, образцовое общепризнанное употребление элементов языка.) (Запись в тетради)
— Перечислите, какие языковые нормы речи вам известны. ( орфоэпические, нормы словообразования, морфологические, синтаксические, лексические, стилистические, орфографические, пунктуационные).
— углубить знания о понятии «морфологические и словообразовательные нормы» речи;
-выявить нарушения морфологических норм и отработать навыки правильного образования и употребления грамматических форм слов разных частей речи;
-познакомить студентов с лексическими и лексико-стилистическими нормами языка;
— научить грамотно и целесообразно использовать лексические ресурсы русского языка
-повышать уровень речевой культуры и воспитывать любовь к русскому языку;
Воспитательные (формулируются с учетом компетентностного подхода):
— воспитание нравственно-этических норм.
Развивающие (формулируются с учетом компетентностного подхода):
-приобретение навыков, необходимых для общения: бытового и делового;
— формирование лексических норм русского литературного языка-это обучение умению сделать свою речь грамотной, яркой и выразительной;
— развивать коммуникативные и лингвистические компетенции студентов;
-развитие творческих способностей студентов.
Интеграционные связи (внутри- и межмодульные, внутридисциплинарные, связь с учебными дисциплинами) литература
Основные этапы занятия: (с указанием хронометража)
Объяснение нового материала 65 минут
Закрепление нового материала 15 минут
Задание на дом 5 минут
1. Орг. момент. Приветствие, проверка готовности доски и аудитории к занятию, посещаемость, внешний вид студентов.
2. Объяснение нового материала
Прочитайте текст. О каком важном свойстве языковой нормы идет речь в тексте?
Языковые нормы – явление историческое. Некоторые из них были выработаны давно и сохраняются до настоящего времени, а некоторые изменились.
Первым его фиксирует «Толковый словарь русского языка» в 3 томе, вышедшем в 1940г. Литературной нормой признается только тра΄ктор ы , а окончание – а
( трактора΄) считается просторечным,т.е. нелитературным. Через 23 года выходит 15-й том «Словаря современного русского литературного языка». В нем обе формы ( тракторы и трактора)
даются как равноправные, но по форме тракторы отдано предпочтение, она стоит на первом месте. Через 20 лет выходит «Орфоэпический словарь русского языка», в котором окончание – а ставится на первое место как более распространённое. Можно предположить, что через 10-20 лет форму тракторы дадут в нормативных словарях с пометой «устаревшее»
Об изменениях каких норм идет речь в тексте? Обоснуйте свой ответ. (Учащиеся обсуждают и высказывают свои мнения).
Понятие словообразовательной нормы остается во многом спорным, не имеющим ни общепринятого определения, ни достаточно строгой характеристики.
Лекция к теме «Морфологические нормы»
Что такое морфологическая норма?
Морфология – раздел грамматики, который изучает части речи и присущие им способы словообразования
Морфология – это систематизированная совокупность форм слов(склонение, спряжение), а также правил их употребления
Морфологические нормы – это нормы образования и употребления слов
Морфологические нормы существительных
Сложносокращенные слова, составленные из первых букв(СНГ) или звуков (ИТАР) тех слов, от которых они образованы, имеют род главного слова:
ИТАР( агенство-ср.р.) сообщило
СНГ (содружество- ср.р.)возникло
Несклоняемые имена существительные, обозначающие профессию, должность, звание, традиционно связанные с мужским трудом(типа атташе, рефери), относятся к м.р.
Род несклоняемых географических наименований определяется по роду соответствующего родового существительного:
Тбилиси- город (м.р.), Онтарио-озеро(с.р.)
Существительные, обозначающие вещество, однородную массу (духи, молоко, железо)употребляются только в форме одного числа
Некоторые неодушевлённые существительные мужского рода в Р.п. могут иметь окончания не только –а,-я, но и –у,-ю. К таким существительным относятся:
вещественные, при указании на количество чего-либо: центнер сахарного песка- песку
вещественные, при указании на отсутствие чего-либо: ни грамма песка- песку
существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: насыпьте песочку
слова, входящие в устойчивые сочетания(фразеологизмы): без году неделя
Наиболее употребительными из таких существительных являются:
берег, борт(корабля), Крым, лес, мост,
порт, ряд, сад, угол, шкаф
При наличии вариантов окончаний –е,-у первый носит нейтральный характер, второй – разговорный:
в отпуске – в отпуску
Наиболее употребительными существительными, получающими эту форму, являются:
Некоторые группы существительных м.р. в Р.п. мн. числа имеют форму И.п. ед. числа (без окончания). Такими группами являются:
отдельные названия лиц национальной принадлежности: бурят, грузин, турок, цыган (на ср. арабов, монголов)
отдельные названия лиц, связанных с воинской службой: гусар, партизан, солдат (но капитанов, полковников)
отдельные названия парных предметов: ботинок, валенок, сапог, чулок (но ср. носков)
отдельные названия единиц измерения при указании на их количество: ампер, ватт, герц, ом, рентген
У существительных 2 склонения в Т.п. ед. числа варьируются окончания –ой, (-ей) и –ою (-ею):
Головой, страницей – головою, страницею
Последние формы встречаются, как правило, в стихах, будучи обусловленными правилами рифмовки
Существительные общего рода склоняются по образцу склонения ж.р., но употребляются чаще всего в разговорной речи:
У одушевлённых существительных всех родов во мн. числе и м.р. в ед. числе окончания В. и Р. падежей совпадают
В зоопарке дети увидели слона, медведя.
Неодушевлённые существительные, употребляемые в переносном значении, воспринимаются как одушевлённые
Ср.: При дневном свете невозможно увидеть звёзды. – На гала-концерте мы увидели настоящих звёзд.
Среди имён существительных имеются несклоняемые, т.е. сохраняющие начальную форму во всех падежах. К ним принадлежат:
иноязычные по происхождению слова, которые оканчиваются на гласный: меню, метро
иноязычные названия женского пола: леди, мисс, фрау
сложносокращенные слова типа РФ, замдиректора
Если несклоняемые существительные называют живые существа, то их род зависит от пола последних:
молодой кенгуру- молодая кенгуру
При отсутствии указания на пол названия животных относятся к мужскому роду
Личные существительные с суффиксами –ш-а и –их-а типа инженерша имеют разговорный характер
Морфологические нормы имён прилагательных
При возможности образования от прилагательных на – енный кратких форм на –ен и –енен нужно иметь в виду, что хотя обе формы являются литературными, однако последняя более свойственна книжной речи:
Притяжательные прилагательные на –ов,-ин означают принадлежность к одному лицу:
отцовы наставления, дедово хозяйство.
Это характерно для разговорной речи.
В других стилях такие прилагательные заменяются формой Р.падежа существительного со значением принадлежности:
наставления отца, хозяйство деда
— В случае, если подобного рода прилагательные входят в устойчивые сочетания, то используются и в книжной речи
Из двух вариантов простой сравнительной степени качественных прилагательных на
Нельзя соединять в одном качественном прилагательном простую и составную формы степеней сравнения:
более красивый (нельзя более красивее) самая красивая(самая
Морфологические нормы имён числительных
Собирательные числительные сочетаются чаще всего:
с существительными м.рода со значением лица: двое школьников, трое учителей
с названиями детёнышей: четверо медвежат
с существительными, имеющими форму только мн. числа: двое ножниц
с существительными, обозначающими парные предметы: двое носков
с существительными общего рода: пятеро судей
с личными местоимениями: их было шестеро
Собирательные числительные оба (м,ср.р) и обе (ж.р.) имеют форму рода. При склонении числительного оба основа заканчивается на о (обо-их), числительного обе – на е (обе-их)
В составных количественных числительных склоняется каждое слово:
Двадцать восемь – двадцати восьми
Слово тысяча в сочетании со словом один имеет в Т.П. форму тысячью:
Одной тысячью двумястами тридцатью тремя
Морфологические нормы местоимений
Вопросительные местоимения КТО,ЧТО не имеют морфологических категорий рода и числа. При местоимении КТО глагол-сказуемое употребляется в м.р., при местоимении ЧТО – в ср. роде:
Кто опоздал на занятие? – Что произошло?
В сочетании с местоимением КТО определения типа ТАКОЙ,ДРУГОЙ,ИНОЙ принимают форму м,ж. рода в зависимости от реального пола лица, на которое указывает местоимение:
Кто такой? Кто такая?
Если в роли подлежащего выступает существительное или местоимение 3 лица, то принадлежность действующему лицу может выражаться только местоимением СВОЙ:
Кто-то из пассажиров забыл свой зонтик.
Если в роли подлежащего выступают личные местоимения 1,2 лица (я,ты,мы,вы), то принадлежность кого-, чего-либо действующему лицу может выражаться местоимением свой и местоимениями МОЙ, ТВОЙ, НАШ, ВАШ, хотя в живой речи предпочитается первое
Следует различать в употреблении местоимения САМ, САМЫЙ.
САМ – обозначает «самостоятельно» и употребляется с личными местоимениями и одушевлёнными существительными:
Ректор сам решил провести совещание.
При неодушевлённых существительных местоимение САМ может употребляться в целях уточнения, выделения:
Само совещание прошло удачно.
САМЫЙ – обозначает особенность предмета:
Совещание приступило к рассмотрению самого важного вопроса.
САМА – в В.п. имеет две формы: самоё(книжная, устаревшая) и саму(более современная)
Отличия местоимений ТАКОЙ и ТАКОВ:
— такой используется чаще всего в роли определения и имеет оттенок усиления:
Такой приём был оказан впервые.
-таков используется в роли сказуемого:
Такова была его история.
Местоимения КАЖДЫЙ,ВСЯКИЙ и прилагательное ЛЮБОЙ близки по значению, но не взаимозаменяемы
Спортсмены готовились к соревнованиям каждый день(т.е. все дни без исключения).
Тем летом проходили всякие соревнования(т.е. различные).
Спортсмены готовы были заниматься в любой день(т.е. в один из дней).
Винительный падеж возвратного местоимения СЕБЯ может относиться к разным лицам, упоминаемым в предложении:
Друзья не разрешают мне шутить над собой.( местоимение можно отнести к друзьям и ко мне)
Необходимо избегать подобной двусмысленности:
Друзья не разрешают, чтобы я шутил над собой.
После предлогов у личных местоимений
3 лица появляется Н:
У местоимения их нет формы ИХНИЙ
Местоимения ВЫ и ВАШ могут употребляться как форма вежливого обращения к одному лицу и пишутся в этом случае с большой буквы:
Почему Вы думаете, что Ваше выступление понравится публике?
Морфологические нормы наречий
Сложные формы превосходной степени наречий могут быть образованы от основы сложной формы превосходной степени прилагательных при помощи суффикса –е, но в современном русском языке они почти не употребительны:
Морфологические нормы глаголов
При образовании от глаголов форм несовершенного вида при помощи суффикса – ыва(-ива) может происходить чередование звуков [ о – а] в основе.
Если при этом образуются параллельные формы, то первые из них соответствуют строго литературному употреблению, а вторые употребительны в разговорной речи:
Некоторые глаголы на –нуть образуют вариантные формы с суффиксом –ну- и без него:
В современном русском языке предпочтение отдаётся последним
В повелительном наклонении глаголы класть, ездить, лечь имеют следующие формы:
класть – клади( но нет формы поклади),
положить – положи( но нет форм ложи, положьте),
Словообразование – это раздел науки о языке, который изучает структуру слова (из каких частей оно состоит, каково значение этих частей, какую позицию они занимают в слове) и способы образования слов.
Словообразовательные нормы регулируют выбор морфем, их размещение и соединение в составе нового слова.
Способы словообразования – способы образования новых слов.
Морфологические способы словообразования
Приставочный способ. При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову, при этом новое слово относится к той части речи, что и исходное слово. Например: удача – неудача, мощный – сверхмощный, что – кое-что, сколько– нисколько, читать – дочитать, ныне – доныне, завтра – назавтра, весело – невесело, верх – вверх.
Суффиксальный способ образования заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речью. Данный способ является основным для образования имен существительных, прилагательных и наречий. Например: заготовить – заготовка, внук – внучок, нарезать – нарезка, раздражительный – раздражительность.
Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса. Наиболее часто образуются этим способом существительные с суффиксами –ник, –й(е), –ок (нахлебник, наездник, напильник, наследник, наставник, подснежник, бездорожье, подарок, затылок), глаголы с суффиксом –ся (разворчаться, разбушеваться, разъехаться, размечтаться), наречия с приставкой по– и суффиксами –и, –ому, –ему (по-братски, по-деловому, по-солдатски, по-мужски, по-старому).
Способ сложения заключается в соединении в одном слове: 1) целых слов (диван-кровать, платье-костюм, булочная-кондитерская, ракета-носитель); 2) основ слов без соединительных гласных (партбилет, стенгазета, пол-Европы, полдыни, агитбригада); 3) основ слов с помощью соединительных гласных О или Е (новостройка, хлебозаготовка, кубометр, овощехранилище, жилищно-бытовой, агропромышленный); 4) основ с одновременным присоединением суффикса (земледелие, пятилетка, трехэтажный); 5) слиянием слов (вечнозеленый, труднодоступный, нижеподписавшиеся).
Сложение сокращенных основ – способ образования многих слов путем сложения сокращенных основ исходных слов (высшее учебное заведение – вуз). Сложносокращенные слова образуются: 1) сложением слогов или частей слов (специальный корреспондент – спецкор, командир батальона – комбат, полномочный представитель – полпред); 2) сложением названий начальных букв (Московский государственный университет – МГУ); 3) сложением начальных звуков (Московский художественный академический театр – МХАТ); 4) смешанным способом (главный комитет – главк, районный отдел народного образования – районо).
Бессуффиксный способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание (зеленый – зелень) либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс (отлететь – отлет, повторить – повтор).
Неморфологические способы словообразования
Разложение многозначного слова на омонимы (долг (задолженность) – долг (обязанность)).
Переход слова из одной части речи в другую (он сегодня дежурный – дежурный сотрудник).
Слияние сочетания слов в одно слово (сегодня сложено из: сего дня)
Что нового вы для себя узнали на сегодняшнем занятии?
Зачем нужны морфологические и пунктуационные нормы русского лит-го языка?
Что изучает морфология?
4. Задание на дом (инструктаж домашнего задания)
Контроль теоретических знаний студентов не проводится, оценки не ставятся.
Компетентностный подход рассматривает не сумму усвоенной информации, а умение
действовать в различных стандартных и нестандартных ситуациях ( деятельность, нацеленная