Stellaris с чего начать
Stellaris с чего начать
1. Оставьте изучение аномалий на потом. Изучайте их только на своей территории. Так получится быстрее исследовывать все системы и захапывать себе побольше аномалий.
И не давать врагу бонусы от аномалий (минералы, энергия, наука, UP технологии).
2. Не хотите терять ученых? Посылайте сперва строительные корабли или недорогой корабль.
6 форпостами (с традициями из ветки «РАСШИРЕНИЕ»), для игроков без DLC лучше иметь счастливые фракции.
Или можно откусить от империи с продвинутыми технологиями одну систему, дав ему суверенитет, и заключить с ним соглашение.
Ученый-Куратор увеличивает на 15% темп исследования. Но для империй с демократией или олигархией он становится важной персоной и 100% станет лидером империи. (Баг или фишка?)
Даже не пытайтесь обогнать бота со сложностью «Безумие».
7. Начальная стадия игры важна. Нужно захватывать побольше территорий. Искать торговцев, кураторов, творцов.
9. Берите планеты с 20+ квадратами. За одну планету (столица не учитывается) увеличивается стоимость технологии на 10%. Так же и за одно поселение, первые 10 поселений не учитываются.
10. Устраивайте ловушки, используя военные станции. Кораблей с гипердвигателем легче поймать ими. Надо изучить «Картографирование гиперкоридоров» чтобы увидеть пути гиперкоридоров.
Устройте им Фермопилы.
11. Данники имеют независимость, но должны 25% своего дохода(35% с традицией «Крышевание») своему сюзерену. При объявлении войны даннику, сюзерен не присоединяется к войне.
12. Если враг слабее вас, но имеет гораздо сильного союзника, проверьте, может ли союзник врага прийти к вам. Если не может, то смело бейте врага, но учтите, что за захват планеты дают 5 военных очков в MID&LATE-GAME. И учтите очки за предложение мира и сравнительную мощь флотилий.
13. Военная мощь размером в 40 тысяч и более всегда побеждает Левиафанов.
14. При нападении на портал Unbiddenов, все Unbiddenы приходят к порталу защищать его. Идеально, если хотите оттянуть время.
15. Распыляйтесь, имейте несколько планет и друзей в своем распоряжении, дабы не проиграть.
Военный счет за одну планету становится слишком огромным, если имеете меньше 10 планет.
Земля есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели.(с) Циолковский
Stellaris с чего начать
Итак, я решила написать собственно гайд для всех начинающих игроков в Stellaris, те кто уже разобрался с основами могут прочитать тактики.
1. И вот вы оказались в редакторе рас, у вас 100% разбежались глаза, но вскоре вы привыкните. Выбирайте что хотите, поскольку вид и среда обитания вашей расы ничего кардинально не изменят.
Какие же этики стоит брать? На этот вопрос есть довольно много ответов, которые я подробно разберу немного позже, а пока просто сравним этики и их пользу:
Милитаризм vs. Пацифизм, на первый взгляд милитаризм дает весьма ощутимые бонусы, а поскольку в игре нужно будет воевать, кажется, что эта этика обязательна, но это не так, но и пацифизм тоже плох, так что рекомендую не выбирать вам ничего из этого. «Но почему?», спросите вы, дело в том что милитаризм дает один очень существенный минус, штраф на влияние за участие в федерация, что делает участие в нихх делом невыгодным, а без федерации ваша агрессия рано или поздно столкнется с другими империями которые в федерации и вас разберет в два счета, но воевать вам все же придется, поэтому пацифизм тоже не очень, берите его только ради форм правления которые он дает.
Спиритуализм vs. Материализм, тут все неоднозначно, и то и то дает неплохие бонусы, но по игре материализм зачастую проявляет себя лучше (нейтральная реакция на всякие кометы и т.п), тут уже на вкус и цвет, берите ориентируясь на формы правления или личные предпочтения. Не забывайте спиритуализм даст вам воинов псиоников, а материализм роботов.
Ксенофобия vs. Ксенофилия, тут же все однозначно, берите ксенофилию, ксенофобия это проклятие, которое сделает из вас волка-одиночку, которого рано или поздно раскатает федерация, а с ксенофилией вы сможете сами объединится с другими и навалять одиночкам
Коллективизм vs. Индивидуализм, коллективизм предпочтительней, поскольку индивидуализм дает слишком большие минусы. Лично я выбираю коллективизим.
2. Форма правления, тут тоже все неоднозначно, ваша форма правления зависти от этик которые вы выбирали, посмотреть те или иные бонусы вы можете сами в игре. Могу только сказать что республики предпочтительнее, поскольку вы сами выбираете правителя + можете получать халявное влияние при выполнении предвыборных обещаний
3. Вооружение и формы перемещения, могу сказать только одно, червоточины очень имбовые и против ИИ заходит кинетика (ракеты имба лишь поначалу)
1. Старт, впрочем ничего нового вам не скажу, исследуете строите станции, если ничего нет стройтесь у себя на планете, постарайтесь как можно быстрее довести силу флота до 100-150 иначе космические амебы/пираты/еретики вас сметут, после патча редко бывает что появляются флоты космических морепродуктов силой примерно 1к, не пытайтейсь строить флот забив на экономику, очень и очень редко это себя оправдывает
2. Война, пред тем как объявить войну, сделайте все чтобы обезопасить себя, не допустите фейлов (объявить войну не тому, не посмотреть что «жертва» находится в коалиции и т.п.). Дальше определяем стиль ведения войны, блицкриг или на уничтожение. Если блицкриг, то ищем вражеский флот, уничтожаем его и космопорты, захватываем планеты (заранее подготовьте десант), если уничтожить вражеский флот в генеральном сражении вы не в состоянии, то уничтожайте экономику врага, чтобы рано или поздно лишить его всех ресурсов и опять таки выиграть генеральное сражение. Чуть не забыла, вам не нужны все системы противника, лишь самые «жирные», остальные освободите и получите вассала или просто слабую, небоеспособную империю, которая считает вас своим другом.
4. Итак самое интересное, тактики я выделяю всего 3: волк-одиночка (один против всех), стандартная империя (дружимся с сильными, разбираем слабых) и просто бесполезный пацифист (который ищет сильного друга, решающего все проблемы)
Волк-одиночка, довольно интересный стиль игры, вам нужно начать нападать как можно раньше, забирать наилучшее и опять по тому же курсу, из минусов то, что это довольно тяжело и один просчет и вся игра коту под хвост. Необходимо брать милитаризм/фан. милитаризм.
Стандартная империя, более спокойный тип игры, рекомендую для новичков, берем ксенофилию (желательно фанатичную) со всеми дружим пока не соберем альянс, потом война и только война (пока кончено федерация одобряет)
Пацифист, ваша цель просто сидеть и не рыпаться, копить ресурсы учить техи, если что помогать своим корешам, но упор на торговлю техи, вы, можно сказать становитесь опорой для ваших более агрессивных друзей, конечно же эта тактика для мультиплеерных игр, берем в обязательном порядке все на + к производству/техам
Что стоит знать о Stellaris перед началом игры.
Должен сказать, мне очень нравится Стелларис. Красивый космос, великолепная музыка, глубокий геймплей, тонны отсылок на сюжеты из научной фантастики.
Но есть у него ряд недостатков и подводных камней, которые тянутся из версии к версии. Разработчики периодически что то чинят, что то ломают, что то глобально переделывают, вновь ломая в процессе.
Плюс в том, что зная эти недостатки их можно где то обойти, а где то поправить.
В этом посте я представлю что смотался на машине времени на год назад в прошлое, и напишу здесь то, что хотел бы рассказать об этой игре прошлому себе, тому, который только начал играть.
Стоит учесть, что возможно кое что из этого уже поправили в последней версии (обновления выходят регулярно)
1)Балланс морский боёв странный и/или поломанный.
Вот сражение двух флотов.
Флот стоит 23000 минералов.
Этот флот стоит 453000 минералов (В 20 раз дороже. )
Мощь у этих флотов, судя по подсказкам, одинаковая (12000 уе).
Начинается эпичное сражение: крейсеры в огромных количествах истребляют корветы, снося их с первого раза
и … проигрывают. Было уничтожено всего 169 корветов из 500.
По результату видно, что корветы невероятно меткие и увёртливые.
Ок, должно быть при сражении с более мелкими кораблями всё было бы совсем иначе.
Первый флот состоит из 155 прокачанных корветов и стоит 36000 минералов.
Мощь у обоих флотов всё та же: 12000 уе
И потери у примитивного флота ещё меньше чем прежде: Был уничтожен всего 121 корвет.
По этой причине я и не делаю этих расчётов и играю чисто по фану. Мне прикольно иметь у себя во флоте гигантские бэттлшипы с гигапушками и мегащитами.
Хотя в первых версиях Стеллариса они вроде были вполне эффективны. Такой вот фикс.
3)Нафиг права личности. Авторитаризм и ксенофобия рулят!
Фракции вроде как можно подавлять, но эта функция сейчас поломана нафиг и вообще не работает (разработчики по поводу этого хранят гордое молчание).
Кроме того, новые граждане империи первые 10 лет вообще не хотят работать (а поработить или истребить их нельзя). Население валит из колоний (где они нужны чтобы работать) в столицы (где они нафиг не нужны), а переселить насильно их нельзя.
4)ИИ секторов предельно туп.
Поскольку в нашей империи будет много планет, управлять ими вручную было бы невероятно муторно. На помощь нам приходит система секторов: мы разбиваем нашу систему на секторы (в сущности достаточно одного большого сектора), назначаем на него управляющего, прописываем в настройках его поведение и больше не беспокоимся. Сектор будет платить вам 75% от своих доходов, а остальное тратить на развитие сектора.
В теории красиво, на практике же всё куда хуже. Искусственный Идиот в этой игре является туповатым скриптом, так что часто возникает ситуация, когда у сектора горы ресурсов, но он ничего не строит на планетах, хотя там царит безработица.
Ситуацию проясняет файл настройки “common\defines\00_defines.txt”, который вы найдёте в папке со Стелларисом.
Вооружившись Notepad++ и сделав бэкапы, можно поправить следующие настройки:
Сектор, прежде чем начать что то строить, может копить минералы про запас. Уменьшите эту цифру (например до 500) и здания будут строиться куда живее.
Лично я предпочитаю убрать расходы на космопорты (буду развивать их вручную) и сократить расходы на станции, переведя их на здания.
5)Сектор копит ресурсы бесконечно, и их невозможно из него извлечь.
К счастью есть клёвый мод под названием “Sector Resource Caps”
Он позволяет задать политику, при которой сектора будут хранить, например, не больше 5000 единиц энергии, излишки вернутся обратно в империю.
6)На изменение секторов резво тратится влияние
На мой взгляд это совершенно неправильно. Правится это обнулением этой опции:
7)Напрямую можно контролировать очень немного планет
В ходе войны вы можете захватить у врага очень немного.
Например захватить 3 планеты. Это странно! Захватывать империю можно только откусывая от неё небольшими кусочками раз в 10 лет.
Чинится правками опций с префиксом “WAR_SCORE_”
9)Киборгизация империи недоделана и поломана.
В новом дополнение Utopia добавлена возможность в далёком будущем превратить всё население вашей империи в киборгов. Сознание будет оцифровано и перенесено в кибермозг, мы избавимся от уз плоти и получим совершенные стальные тела.
Да вот только после этого суперпроекта население превращается не в синтетов, а в какую то новую расу. Новые же граждане империи в киборгов не превращаются… Более того, даже в такой империи может произойти восстание машин, андроиды будут смотреть на вас как на человека.
Короче сделана на “на от***сь”
Лучше подождать пока они починят это. Или сделать свою империю синтетической вручную: наклепать роботов и истребить всех человеков.
10)Держитесь подальше от павших империй (особенно от ксенофобов)
На этом, кстати, основана клёвая фановая тактика.
ТС в некоторых моментах не совсем корректен.
Вообще не вижу смысла игра в ванильную версию. Эта игра раскрывается только с модами. У меня установлено их очень много, так что игра становится более глубокой и интересной (ничего не крашится, уже провёл несколько полных игр). Собственно, весь список:
1. New Ship Classes & More v5.0 (тонны крутых кораблей/апргейдов/оружия)
2. A Better Diplomacy (Opinions) (дипломатия улучшена)
3. ANFP: Less Habitable Planets (меньше обитаемых планет)
4. AutoBuild (авто-постройщик на планетах)
5. Automated Behavior Adjustments (исправляет ошибку Парадоксов, из-за которой корабли часто не корректно выбирали нужную цель согласно их типу оружия)
6. Clean Space (делает вид системы/галактики более приятным на вид)
7. Enhanced AI (бафает мозги компьютерному болвану, теперь он реально неплох)
8. Epic Galaxy Textures (заменяет размытое УГ на более приятную текстуру галактики)
9. Fight For Universe: Infinity Legacy (must-have мод с кучей изменений. Теперь можно колонизировать любую планету/астероид/газовый гигант, если есть соответствующие технологии).
10. Guilli`s Planet Modifiers (добавляет модификаторы к планетам. Теперь планеты могут содержать как вкусные баффы, ради которых стоит её колонизировать или даже сделать терраморфинг, так и некислые дебаффы, вроде стай гигантских арахнидов или сильной вулканической активности).
11. Hypothetical Stars (добавляет экзотические звезды вроде синих/черных карликов, кварковой звезды, звезды из странной материи и белой дыры)
13. Improved Space Battles [Balance] (правит баланс корабликов/оружия и прочего. Ракеты теперь тоже юзабельны).
14. Improved Space Battles [Graphics] (делает битвы более красочными)
15. Leader Skill Cap EFS (увеличивает скилл-кап лидеров с 5 до 10 уровня, теперь есть смысл делать из своей расы долгожителей)
16. More AI Personalities (добавляет компу больше персоналий к расам)
17. More Galaxy Sizes (больше размеров галактик, от нано в 22 звезды, до монструозных на 7,5 тысяч звёзд)
18. More Primitives x4 (увеличивает шанс спавна примитивных цивилизаций)
19. More Star Classes (добавляет больше различных типов реально существующих звёзд)
20. No Station Maintenance (пограничные станции больше не требуют энергии для обслуживания)
21. Planetary Diversity (мод добавляет 17 новых типов планет)
22. Realisitc Star Names (Добавляет список из 7000 наименований для звездных систем)
23. Russian Localisation and GUI Fix by GEKS (правки русской локализации и некоторых менюшек, вид становится более приятным)
25. UI Overhaul 1080p (оптимизирует весь GUI для 1080р, по сравнению с ванилькой смотрится отлично).
Склонен немного не согласиться с автором и некоторыми комментами по поводу «бесполезных» крейсеров и линкоров.
И да, корветы ваши херня полная.
По факту именно корветы в данной игре бесполезны, потому что в последних двух третях партий они просто сгорают в любом бою не успев даже пары раз стрельнуть.
А еще обидно, что титана не построить. У стагнатов есть, а у людей фигу. Иэх.
И регулировать поведение разных типов кораблей внутри флота тоже нельзя.
По поводу секторов, лично сам играю так, развиваю планету до нормального состояния и потом скидывал в сектор, там стройка уже минимальная. Еще накрайняк можно перк взять +5 планет основного сектора, но он сомнителен.
З.Ы. Комп не мощный играю на малых галактиках, возможно на больших так не прокатит.
Кстати, как так получается, что в сражениях нагибаешь противника, но баланс всё равно смещается в его сторону?
угасшие да, сейчас сделали интересными. раньше это была возможность на ранней стадии игры, без всяких исследований взять копья с обломков и забить всю галактику ногами.
Еще бесполезны авианосцы (корабли носители бомберов и прочего), чуть менее чем полностью. Хотя по рейтингу флота значительная прибавка урона от них.
ну еще заодно если вы вдруг собрались брать лицензию то буквально на днях парадоксы подняли цены на свои продукты и теперь игра не 700 рублей а 1300
Когда я играл еще в первые патчи, от зерг рашей мелкими корабликами спасали батллшипы со щитами.
про корветы понятно, вот только я использовал эсминцы, и эсминцами «топил» угасшие империи. Примерно год-полтора назад, это очень даже канало, учитывая что на эсминец можно было поставить кинетику)))
лимита на постройку нет. пичалька. лучше уж в старворс эмпаир эт вар рубать тогда )
игра унылая шопиздец
даже Spore местами веселее была
часть проблем, указанных тс, были пофикшены в патче 1.6
Stellaris 2016 vs Stellaris 2021. Раньше было лучше!
Сравнение современной и релизной версий космической 4Х-стратегии от Paradox.
Последний раз Stellaris я запускал три года назад, ещё в бытность дополнения Apocalypse. Уже тогда среди фанатов игры пошло разделение на два лагеря: тех, кому нравились привносимые разработчиками нововведения; и тех, кто считал, что Stellaris движется куда-то не туда.
Обычно дополнения к играм выпускают по принципу «тех же щей, да погуще в лей», однако, шведская студия Paradox решила не искать лёгких путей. Привычные механики Stellaris в корне переделывались, а то и вовсе удалялись из игры. Лично я три года назад находился в лагере «лоялистов». Мне новая система войны и территориальных притязаний понравилась. Стало невозможно за один присест захватить все планеты соседа одним мощным блицкригом. Будучи фанатом Crusader Kings (другой игры от Paradox) я люблю, когда в мире есть грамотная система сдержек и противовесов.
Однако из Stellaris по итогу я выпал на долгих три года в пользу того же Crusader Kings II. Ну и ещё в один прекрасный день «чукча» вдруг решил, будто он не только читатель, но ещё и писатель. Точней, игровой разработчик. На Stellaris банально не осталось времени.
В игру меня вернула меня щедрая распродажа в Steam. При всей моей любви к творениям Paradox покупать их игры за фуллпрайс — удовольствие сомнительное.
Когда выпал шанс взять дополнения с хорошими скидками, я не выдержал и купил. Пообещал себе поиграть пару часиков перед сном. Разумеется, я знал, что лгу. Нагло лгу самому себе. Ибо где Stellaris, а где два часика? Все выходные без перерыва не то, чтобы на поесть и попить, а даже сходить облегчиться. Только так имеет смысл играть в Stellaris. У вас может быть семья, могут быть дети и пожилые родители, но всё отходит на второй план, когда вы запускаете Stellaris. Сопротивляться бесполезно. Будешь сидеть, пока не отпустит. В моём случае «приступа» хватило аккурат на выходные с перерывами «на на что». Ну, а дальше, всё же, пришлось идти на работу.
Что было предначертано, то и случилось. Stellaris сожрал мой уикенд. Это было интересно, но… я чувствую некоторое разочарование. В 2021 году Stellaris всё так же крут, но… сугубо моё нафиг никому не нужное мнение, но раньше игра была лучше. Возможно, это старость ко мне подкрадывается. С этим её «Эх, раньше было лучше. Раньше были времена, а теперь мгновения, раньше поднимался… зверь, а теперь давление». Но, правда же, в 2016 году, на релизе, в Stellaris было куда приятней играть. Не сложней и не легче, а именно что приятней!
Уверен, большинство фич, о которых я буду говорить ниже, появились не в последнем DLC Nemesis, а раньше. На год, а то два. По-хорошему надо бы устроить «журналистское расследование». Скрупулёзно перечить, что и когда в игре поменялось. Однако мне лень этим заниматься. Я просто хочу сравнить личные впечатления от игры образца 2016 и 2021.
Данная статья предназначена не для новичков, а для людей, знакомых с игрой. Если вы вдруг «в танке» и никогда не слышали о Stellaris, как и о других шедеврах (без кавычек) шведской студии, то могу отослать вас к своим ранним обзорам на игру: раз, два и три.
Первое, с чем сталкиваешься, заходя в игру в 2021 году, это с возросшим числом стратегических ресурсов. К пище, минералам и энергии добавились: сплавы и товары массового спроса. По сути два последних ресурса – это «надстройка» над минералами, и целесообразность оной «надстройки» для меня лично ни разу не очевидна.
В Stellaris образца 2016 года космические корабли и планетарные сооружения требовали минералов на строительство, и энергии на обслуживание. В 2021 минералы всё так же нужны для возведения зданий, но вот для нужд космофлота минералы сперва требуется переработать в сплавы. В свою очередь, товары массового спроса необходимы населению. Так они уходят на содержание офисов с бюрократами, расширяющими административный лимит государства.
Сплавы и товары можно получить одним из двух способов. Первый, возвести на планете специализированный завод (для сплавов отдельный, для товаров отдельный). Заводы на постоянной основе перерабатывают минералы, взамен выдавая продукцию. Условно говоря, это постоянный пункт размена 12 минералов на 10 единиц сплава в месяц. Разумеется, заводы потребляют энергию, а ещё требуют свободных ячеек под строительство. Кол-во ячеек в свою очередь ограничено размером планеты и административных районов на ней.
Альтернативный способ получения сплавов и товаров – промышленные районы, но они требуют населения.
Всё бы ничего, но систему дополнительно усложнили. На релизе народу было решительно всё равно, где и кем работать. Распорядилось мудрое начальство – идти, работать в шахты, спустя в шахты. Прикажет партия отправится в лабораторию чего-нибудь исследовать, отправятся чего-нибудь исследовать. Так и жили. Год на заводе, год в лаборатории, год в офисе, а то и вовсе на ферме. Всё как будет угодно мудрому демократически избранному (ну или не очень демократически) вождю.
Простонародье трудится на полях и шахтах, если повезёт, устраиваются клерками в офисы. При наличии нужных районов, разумеется. Специалисты могут быть: артистами, металлургами, промышленниками, энергетиками, силовиками и т.д. Власть же… властвует. Не уверен насчёт всех политических режимов, но в базовом варианте (демократии/авторитаризме с разной степенью наличия прав и свобод) сословия разделяют «стеклянные» потолки.
Грубо говоря, если на планете «народился» специалист, а подходящего завода/театра/электростанции/тюрьмы в округе нет, то фига с два наш самородок пойдёт работать на ферму. Пойдёт, конечно, но сперва некоторое время посидит безработным, жалуясь на жизнь и задумываясь об эмиграции. Всё как в жизни.
Не поспоришь — управлять планетами стало трудней. Вопрос: стало ли интереснее? Имхо, первые три часа, да; но затем игра из глобальной стратегии превращается в микроменджмент ресурсов. Хотел написать в «унылый микроменеджмент», но нет, он не унылый. Однако запуская игру, я рассчитывал заниматься несколько иными вещами.
Вот раньше как было: есть у тебя минералы, значит, есть средства на строительство флота. Понятно, что космические корабли непосредственно из минералов не делаются. Сырьё надо переработать, но 5 лет назад игра прекрасно справлялась с этим тебя. А теперь не может.
Stellaris превратился в непрерывную возню с табличками!
Кто-то резонно мне возразит: «Чувак, это же игра от Paradox! Чего ты хотел-то? Параходы и делают игры-таблицы!». Спорить с подобным аргументом трудно. Но… как бы это объяснить, меня не покидает ощущение, будто в данном случае табличек «наплодили» исключительно с одной целью – наплодить побольше табличек. Не так, что люди придумали новую уникальную механику и под неё им потребовалась новая таблица, а тупо взяли и на пустом месте размножили количество таблиц, передав ручное управление над процессами, которые раньше неплохо просчитывались на автомате.
В 2016 году, заходя в меню управления планеты, я видел это:
Сейчас я вижу вот это:
И там ещё второй лист не меньше, с показателями по рабочим, специалистам и властьимущим (они мало того, не взаимозаменяемы в работе, так ещё и любят/ненавидят мудрого вождя по своему).
Excel какой-то. Логично, что минералы требуется переработать в сплавы, чтобы на выходе получить кораблик. Так же логично, что фермер не станет по клику мышки артистом или учёным.
НО! Есть понятие — «игровая условность». С тем же успехом Paradox может породниться с компанией 1С и создать симулятор бухгалтера или кладовщика на заводе. Максимально правдоподобный. Вопрос: будет ли в это интересно играть?
В игру люди приходят развлекаться. В современном же Stellaris где-то на 10 часу игры возникает ощущение, будто ты нашёл вторую работу. Только оплачиваемую за твои же деньги. Сидишь и гоняешь цифры из ячейку в ячейку, будто Excel запустил, или… уже и не «будто»?!
При этом сами игровые условности из Steallris никуда не делись! Гражданин легко и непринуждённо перебегает из театра на металлургический завод. При этом, он не хочет идти на ферму! Как по мне вчерашнего пахаря куда проще загнать в цех, чем юного артиста.
Первое время мне было интересно ковыряться в таблицах, выискивать баланс между: минералами, сплавами и товарами массового спроса, попутно регулируя население. Однако на 10 часу игры всё это начало порядком надоедать и с каждым новым наигранным часом надоедало всё сильней.
Проблема усугубляется тем, что из игры исчез показатель, определяющий максимальное количество планет под управлением игрока. Он заменился куда менее внятным административным лимитом, подсчитывающим некое общее число подконтрольных систем. Упомянутый лимит замечательно справляется с ограничением экспансии игрока, не давая за пару лет «сожрать» половину галактики. Но вот с чем он совершенно не справляется, так это с ограничением микроменджмента.
Раньше было как: игрок мог колонизировать/захватить неограниченное количество планет, но самостоятельно управлять разрешалось лишь ограниченным числом. От 4 до 10 миров (я, во всяком случае, выше не добирался). Остальные планеты волей-неволей приходилось передавать под управление ИИ, создавая сектора – аналог вассалов в Crusader Kings.
Сектора управлялись не всегда оптимально. Так один мой губернатор как-то раз под ноль снёс зоопарк с космическими котиками, поставив взамен обычную шахту (5 лет прошло, а я всё ещё не забыл и не простил). Постепенно в секторах начинали расти и крепнуть сепаратистские фракции, требующие независимости от метрополии. Система была несовершенна, зато экономила кучу времени, избавляя от рутины. Машина решала «машинные задачи», пускай и не идеально, но приемлемо.
В 2021 году ничего из описанного ничего не осталось. Сектора по прежнему можно создавать, назначая губернаторов, но… управлять всем и вся приходится вручную. ИИ занимается развитием сектора очень вяло, даже если подарить болванчикам кучу ресурсов. Подозреваю, комп банально не может выстроить баланс по минералам, сплавам и товарам массового спроса в отдельно взятом секторе. Он даже не формулирует перед собой подобной задачи. Это при условии, что для разного вида работ требуются разные категории населения. В итоге планетами приходится управлять в ручном режиме (особенно, когда играешь на железной воле), а это таблицы, таблицы, таблицы…
Когда планет 5–6 — ещё куда ни шло, но когда их количество переваливает за 25…
Ещё мне не понравилась новая система торговых путей. Верней, само наличие путей и торговых филиалов очень даже понравилось, но, если бы… не комары. Верней, пираты. Раньше пиратские базы появлялись как случайные события. Эдакий короткий эвент, чтобы встряхнуть игрока от текучки.
Сейчас же… пиратских кораблей может и вовсе в системе не быть. Зато само пиратство будет. У каждой системы, через которую проходит путь, появляется показатель «пиратство», который отнимает процент торгового потока. Эдакий штраф. Небольшой, но обидный. При этом, пиратских кораблей в системе не видно, но они есть, как тот суслик из ДМБ! Чтобы снизить штраф надо отправить в систему флот, и нет, в этом случае пиратские суда не появятся и боя с пиратами не случится. Просто штраф станет меньше. У каждого корабля появился дополнительный параметр «подавление пиратства». При этом нельзя организовать автоматическое патрулирование торговых путей. Либо вручную передвигай флот с места на место, либо дроби большую флотилию на множество маленьких, надеясь, что если начнётся война успеешь оперативно собрать свой флот в кучу. Звучит прикольно, но… лишь звучит. На деле очередной микроменджмент, и в этот раз реально унылый.
Из моего спитча может показаться, будто игра скатилась. Решительно и беспросветно. Но это не так. Stellaris по-прежнему потрясает. Это уникальная 4Х-стратегия, в которой проще перечислить то, чего в ней нет, нежели то, что в ней есть.
Здесь нам: и колонизация, и конструктор судов, и галактический конгресс, и шпионаж, и генетические улучшения, и миры-кольца, и рабы, и права искусственного интеллекта, и литоидные формы жизни, и гештальт сознание, и галактические корпорации с торговыми путями, и прочее… прочее… прочее…
Становится ли Stellaris с каждым новым дополнением разнообразней и сложней? Да, да и, ещё раз, да. Но вот становится ли он лучше? Не факт.
Игра «зарывается» в микроменджмент, становясь всё более недружелюбной к новичкам. На релизе Stellaris представлял собой золотую середину между ламповой Sid Mayers: Civilization и хадкорными играми Paradox (Crusader Kings, Hearts of Iron, Europa Universalis). Но с каждым годом он всё дальше и дальше отдаляется от условной Цивы в сторону типичной игры от Параходов. По ценнику так точно. Без скидки весь функционал Stellaris сейчас обойдётся в 5000+ рублей. Не поймите меня неправильно, я очень люблю игры Paradox, особенно Crusader Kings. Однако я не уверен, что подражание родственникам идёт Stellaris на пользу. Из игры медленно, но верно, будто по капле, выдавливают эффект «ещё один ход и спать». От менеджмента ресурсов реально устаёшь.
Может, это у одного меня так, поэтому статья не претендует на объективность. Просто личное мнение.
PPS. Благодарю за то, что дочитали мою заметку до конца. Если она вам понравилась, возможно (только возможно), вам понравится и моя компьютерная игра — эпическо-юмористическое инди-РПГ с проработанным сюжетом – Heroines of Swords & Spells.