стендаль ударение на какой слог
Стендаль
Биография
Фредерик Стендаль – одна из самых значимых фигур в мировом литературоведении. Он является не только автором романов, биографий, афоризмов и цикла путевых заметок по Италии, посвященных различным областям жизни, но и основоположником «психологических романов», когда реализм начал обращаться к состоянию внутреннего мира обычного человека с собственными проблемами.
Детство и юность
Мари-Анри Бейль (таково настоящее имя писателя) родился 23 января 1783 года в небольшом городке Гренобль на юго-востоке Франции. Его отец Шерюбен Бейль был адвокатом. Мать Генриетта Бейль умерла, когда мальчику было всего 7 лет. Воспитание сына легло на плечи отца и тети.
Портреты Стендаля
Но с ними не сложились теплые доверительные отношения. Наставником и воспитателем будущего знаменитого французского писателя стал дедушка Анри Ганьон. Цитата Стендаля о нем:
«Я был всецело воспитан моим милым дедом Анри Ганьоном. Этот редкостный человек в свое время совершил паломничество в Ферней, чтобы повидать Вольтера, и был им прекрасно принят».
В местную центральную школу мальчик пришел с обширным багажом знаний. Домашнее образование, данное дедом, было настолько хорошим, что Мари-Анри проучился в ней всего 3 года. В школе он большое внимание уделил латыни, точным наукам и философии. Кроме того, он внимательно следил за Великой французской революцией и укреплением Наполеона Бонапарта.
Профиль Стендаля
В 1799 году Стендаль покидает школу и едет в Париж. Его целью изначально было поступление в Политехническую школу, но идеи революции не покидали разум. Поэтому юноша уходит на службу в армию, где получает звание сублейтенанта. Через некоторое время благодаря родственным связям писателя переводят в Италию. С этого времени начинается любовь к этой стране, которая пронесется через всю жизнь и станет одной из главных тем его творчества.
В свое время Мари-Анри посещает Германию и Австрию. Каждая поездка ознаменовывалась ведением заметок, в которых подробно описывались искусство, особенно музыка, живопись и стихи. Третья часть этих записок была безвозвратно утеряна при переправе через Березину.
Однако спустя некоторое время ситуация кардинально меняется. Стендаля постигло разочарование: политика Наполеона на деле оказалась совсем иной. Поэтому он решает уволиться из армии и вернуться во Францию. После этого литератор обосновывается в Париже. Свое время он посвящает изучению филологии (в том числе и английский язык), а также философии.
Творчество
После того как Наполеон пал, на французский престол вернулась династия Бурбонов. Стендаль отказался признавать эту власть, поэтому покидает родину и уезжает в Милан. Там он пробудет 7 лет. В это время на свет появляются ранние произведения писателя: «Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио», «История живописи в Италии», «Рим, Неаполь и Флоренция в 1817 году». Так появился псевдоним, на деле являющийся родным городом Иоганна Винкельмана – Штендаль. К реалистическому направлению он придет только в 20-е годы.
Книги Стендаля
За время жизни в Италии Стендаль успел приблизиться к обществу карбонариев. Но из-за преследования пришлось срочно возвращаться на родину. Сначала дела шли плохо: за писателем закрепилась сомнительная репутация, поскольку до Франции дошли нелицеприятные слухи о дружбе с представителями карбонариев. Писателю пришлось вести себя как можно осторожнее, чтобы продолжать литературную деятельность. В 1822 году в свет выходит книга «О любви», меняющая представление о личности писателя.
Экранизация книги Стендаля «Ванина Ванини»
Дебютный реалистический роман «Арманс» был опубликован в 1827 году, а через пару лет – новелла «Ванина Ванини», рассказывающая о запретной связи дочери итальянского аристократа и арестованного карбонария. Существует экранизация 1961 года, режиссера Роберто Росселлини. Рядом с этим произведением стоит “Аббатеса из Кастро”, входящая в итальянские хроники.
Иллюстрация к книге Стендаля «Красное и черное»
В 1830 году Стендаль пишет один из самых знаменитых своих романов – «Красное и черное». В основу сюжета легла история, попавшая на страницы газет в раздел криминальной хроники. Хоть произведение впоследствии было названо классикой, на самом деле Стендалю тяжело давалось творчество. Он не имел постоянной работы и денег, что негативно сказывалось на его душевном спокойствии. Сегодня роман очень известен, его 7 раз брали для съемок фильмов и сериалов.
Экранизация книги Стендаля «Красное и черное»
Личная жизнь
В личной жизни писателю очень не везло. Женщины, которые встречались Стендалю на жизненном пути, надолго не задерживались. Он был очень любвеобилен, но его чувства часто оставались безответными. Литератор не хотел сковывать себя узами брака, потому что уже был крепко связан с литературой. Детей у него не было.
Возлюбленные Стендаля: Матильда Висконтини, Вильгельмине фон Грисхайм, Альберте де Рубемпре, Джулия Риньери
Глубокий отпечаток в сердце писателя оставила супруга генерала Яна Дембовского (поляка по национальности) – Матильда Висконтини. Именно ей посвящена книга «О любви». Матильда становилась все холоднее по отношению к Бейлю, а пламя внутри него разжигалось. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, но Стендаль был вынужден уехать в Англию, скрываясь от властей. Висконтини в это время умирает. Ей было тридцать пять лет.
Смерть
С каждым годом романисту становилось все хуже. Врачи диагностировали у него сифилис, запрещали выезжать за пределы города и держать перо для написания произведений. Писать книги самостоятельно Стендаль уже не может, ему требуется помощь. Поэтому он диктует свои произведения для переноса на бумагу. Прописываемые лекарства постепенно отнимали последние силы. Но за неделю до фатального дня умирающему позволили съездить в Париж, попрощаться.
Могила Стендаля
«Арриго Бейль. Миланец. Писал, любил, жил».
Воля Стендаля была исполнена лишь через полвека, когда опознали его могилу на кладбище Монмартр, в северном районе Парижа.
Цитаты Стендаля
«Гибкость ума может заменить красоту».
«Нельзя называться политиком, если не обладаешь терпением и способностью сдерживать гнев».
«Почти все несчастья в жизни происходят от ложного представления о том, что с нами случается. Следовательно, глубокое знание людей и здравое суждение о событиях приближает нас к счастью».
«Романтизм — это искусство давать народам такие литературные произведения, которые при современном состоянии их обычаев и верований могут доставить им наибольшее наслаждение».
Стендаль
Библиография:
I. Большинство произведений Стендаля издано в изд-ве Michel Levy в 1853—1855 (18 тт.); Oeuvres completes (edition definitive. ), 35 vls, ed H. Champion, с 1912 (издание еще не закончено). По-русски: Собрание сочинений, под общей ред. А. А. Смирнова и Б. Г. Реизова, изд. «Время» — Гослитиздат, Л., 1933—1937 (вышли тт. I—IV, VI—IX).
II. Sainte-Beuve C. A., Causeries du lundi, tom IX, Paris, 1857—1862; Его же, Nouveaux lundis, t. III, Paris, 1867—1872; Taine H., Essais de critique et d’histoire, P., 1858; Barbey d’Aurevilly J. A., Les oeuvres et les hommes, IV, P., 1865; Zola e., Les romanciers naturalistes, Paris, 1881; Lemaitre J., Les contemporains, 4-e serie, Paris, 1889; Taine H., Derniers essais de critique et d’histoire, Paris, 1894; Faguet e., Politiques et moralistes du XIX-e siecle, 3-e serie, P., 1900; Его же, Propos litteraires, t. III, P., 1905; Barbey d’Aurevilly J. A., Romanciers d’hier et d’avant-hier, P., 1904; Melia J., Les idees de Stendhal, P., 1910; Его же, Stendhal et ses commentateurs, Paris, 1911; Martineau H., L’itineraire de Stendhal, Paris, 1912; Blum L., Stendhal et le Beylisme, P., 1914; Martino P., Stendhal, P., 1914 (нов. изд., 1934); Paupe A., La vie litteraire de Stendhal, P., 1914; Delacroix H., La psychologie de Stendhal, P., 1918; Arbelet P., La jeunesse de Stendhal, 2 vls, Paris, 1919; France A., Stendhal, Abbeville, 1920; Martino P., Sur les pas de Stendhal en Italie, 1924; Lasserre P., Des romantiques a nous, 5 ed., Paris, 1927; Valery P., Essai sur Stendhal, 1928; Thibaudet A., Stendhal, P., 1931; Le Breton A., Le Rouge et le Noir de Stendhal, P., 1933; Цвейг Ст., Стендаль, в кн.: Собр. соч. С. Цвейга, т. VI, 2-е изд., Л., 1929; Скафтымов А., О психологизме в творчестве Стендаля и Л. Толстого, в сб.: Литературные беседы, вып. II, Саратов, 1930; Виноградов А. К., Три цвета времени (М.), 1931 (биографич. роман о Стендале); Реизов Б. Г., Стендаль, в кн.: Французский реалистический роман XIX века. Сб. ст. Под редакцией В. А. Десницкого, изд. ГИХЛ, Л. — М., 1932; Реизов Б., Работа Стендаля над «Пармским монастырем», «Литературная учеба», 1934, № 2; Его же, Как Стендаль писал «Историю живописи в Италии», «Звезда», 1935, № 2; Его же, Стендаль и война (Батальные сцены «Пармского монастыря»), «Звезда», 1935, № 1; Бальзак О., Анри Бейль (де Стендаль), «Лит. критик», 1936, кн. 1 (о романе «Пармский монастырь»; здесь же ответное письмо С. на эту статью); Лукач Г., Бальзак — критик Стендаля, «Литературный критик», 1936, кн. 1.
III. Paupe A., Histoire des oeuvres de Stendhal, P., 1904; Cordier H., Bibliographie Stendhalienne, P., 1914; Jourda P., etat present des etudes stendhaliennes, Paris, 1930; Royer L., Catalogue du Musee Stendhal, Grenoble, 1934.
(Stendhal) (настоящие имя Анри Мари Бейль; 1783, Гренобль – 1842, Париж), французский писатель.
Автор «Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио» (1817), трактата «Расин и Шекспир» (1823—25), воспоминаний, очерков, новелл «Ванина Ванини» (1829), «Аббатиса из Кастро» (1839) и романов «Люсьен Левен» (1834—36), «Ламьель» (1839—42, не окончен, опубл. в 1889), лучшие из которых «Красное и чёрное» (1831) и «Пармская обитель» (1839). Стендаль принимал участие в военных кампаниях Наполеона. Взятие Бастилии, казнь Людовика XVI, Бородинская битва и пожар Москвы, переправа через Березину – все эти события оказали огромное влияние на его творчество: действие «Красного и чёрного» происходит в последние годы Реставрации – 1826–30 гг., а роман «Пармская обитель» показывает исторические перемены в австрийской Ломбардии после вторжения армии Бонапарта. Всё написанное Стендалем до 1830 г. было подготовкой к созданию «Красного и чёрного»: в трактате «О любви» (1822) он даёт анализ этого чувства, выделяя его разновидности (склонность, плотская любовь, страсть и т. д.); в романе «Арманс» (1827) появляется герой – одарённый юноша, борющийся с кознями света, и формируется аналитический слог. В основу романа легло заимствованное из «Судебной газеты» описание уголовного преступления, которое писатель сделал «историко-философским исследованием общественного строя буржуазии в начале XIX века» (А. М. Горький). Создавая «хронику XIX века» (жанровый подзаголовок романа), автор проводит своего героя Жюльена Сореля по трём пластам французского общества времён Реставрации: провинциальный городок, семинария, дом парижского вельможи.
Иллюстрация к роману Стендаля «Красное и чёрное»
Жюльен становится новым для французской литературы героем, он – порождение своего времени, в котором «цивилизация» борется с «природой» (разум с чувствами). «Красное и чёрное» – это окрашенные кровью времена Революции и Империи и период чёрного «безвременья» Реставрации; красный мундир и чёрная сутана; это цвета рулетки, связанные с темой удачи, выбора. В «Пармской обители» Стендаль открывает новый способ изображения войны, высоко оценённый Л. Н. Толстым, О. де Бальзаком.
Стендаль
Стендаль | |
фр. Stendhal | |
Содермарк. Портрет Стендаля (1840) | |
Имя при рождении: |
---|