степень овладения человеком какой либо профессией
Экономика фирмы: конспект лекций.
2. Профессионально-квалификационная характеристика труда.
Эффективность использования кадров существенно зависит от их профессионально-квалификационной структуры. При этом термином «профессия» обозначают род трудовой деятельности, требующий совокупности специальных знаний, практических навыков и психофизиологических свойств носителей профессии. Но именно они доминирующим образом определяют качество труда, делают возможным само выполнение действий, составляющих профессию. Профессия характеризует конкретную сферу приложения труда и относительно постоянный вид занятий, связанный с выполнением ограниченного комплекса работ и воздействия на предмет труда определенным образом. Например, широко известны профессии токаря, фрезеровщика, слесаря и т. п. Разновидность профессии, конкретизирующая и ограничивающая трудовую деятельность более узким кругом работ, называется специальностью. Так, в профессии токаря различают специальности токаря-универсала, расточника, карусельщика и др.
Степень овладения человеком какой-либо профессией устанавливают присвоением ему соответствующей квалификации. Именно она выражает умение работника выполнять работы определенной сложности и характеризует уровень его общетеоретической подготовки, владение профессиональными навыками и его личные способности. Высокая квалификация, фиксируемая присвоением квалификационных разрядов или категорий, позволяет не только выполнять работы повышенной сложности с более высокой производительностью, но и получать продукт производства более высокого качества и с дополнительными потребительскими свойствами. Работники высокой квалификации всегда ценились. Еще в древности каждый правитель всеми силами стремился заполучить опытных ремесленников и мастеров, мудрых и знающих людей.
Перечень профессий, специальностей и квалификационных к ним требований закреплен в ОКПДТР и тарифно-квалификационных справочниках, которые обычно разрабатывают применительно к конкретным отраслям промышленности.
С целью большей дифференциации кадров по их квалификации в настоящее время используют 18-разрядную тарифную систему.
Структура кадров по другим классификационным признакам (полу, возрасту и т. п.) служит основанием для решения производственных задач, непосредственно связанных с этими категориями. Например, при разработке режимов труда и отдыха учитывают потребности кормящих матерей, учащейся молодежи и т. п. Соответствующим образом и структурируют персонал.
Механизация, автоматизация и компьютеризация производства, рост его энерговооруженности, повышение требований к санитарно-гигиеническим, эстетическим и социально-психофизиологическим факторам неизбежно приводят к систематическому усложнению труда и необходимости повышения квалификации работников всех уровней.
В этих условиях на место первоочередных ставятся вопросы формирования кадрового потенциала, обеспечения его воспроизводства и стабильности.
Профессионально-квалификационная характеристика труда
Эффективность использования кадров существенно зависит от их профессионально-квалификационной структуры. При этом термином «профессия» обозначают род трудовой деятельности, требующий совокупности специальных знаний, практических навыков и психофизиологических свойств носителей профессии. Но именно они доминирующим образом определяют качество труда, делают возможным само выполнение действий, составляющих профессию. Профессия характеризует конкретную сферу приложения труда и относительно постоянный вид занятий, связанный с выполнением ограниченного комплекса работ и воздействия на предмет труда определенным образом. Например, широко известны профессии токаря, фрезеровщика, слесаря и т. п. Разновидность профессии, конкретизирующая и ограничивающая трудовую деятельность более узким кругом работ, называется специальностью. Так, в профессии токаря различают специальности токаря-универсала, расточника, карусельщика и др.
Степень овладения человеком какой-либо профессией устанавливают присвоением ему соответствующей квалификации. Именно она выражает умение работника выполнять работы определенной сложности и характеризует уровень его общетеоретической подготовки, владение профессиональными навыками и его личные способности. Высокая квалификация, фиксируемая присвоением квалификационных разрядов или категорий, позволяет не только выполнять работы повышенной сложности с более высокой производительностью, но и получать продукт производства более высокого качества и с дополнительными потребительскими свойствами. Работники высокой квалификации всегда ценились. Еще в древности каждый правитель всеми силами стремился заполучить опытных ремесленников и мастеров, мудрых и знающих людей.
Перечень профессий, специальностей и квалификационных к ним требований закреплен в ОКПДТР и тарифно-квалификационных справочниках, которые обычно разрабатывают применительно к конкретным отраслям промышленности.
С целью большей дифференциации кадров по их квалификации в настоящее время используют 18-разрядную тарифную систему.
Структура кадров по другим классификационным признакам (полу, возрасту и т. п.) служит основанием для решения производственных задач, непосредственно связанных с этими категориями. Например, при разработке режимов труда и отдыха учитывают потребности кормящих матерей, учащейся молодежи и т. п. Соответствующим образом и структурируют персонал.
Механизация, автоматизация и компьютеризация производства, рост его энерговооруженности, повышение требований к санитарно-гигиеническим, эстетическим и социально-психофизиологическим факторам неизбежно приводят к систематическому усложнению труда и необходимости повышения квалификации работников всех уровней.
В этих условиях на место первоочередных ставятся вопросы формирования кадрового потенциала, обеспечения его воспроизводства и стабильности.
Дата добавления: 2015-11-06 ; просмотров: 790 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Психологические особенности овладения профессией
Психологические особенности овладения профессией
Цель: познакомить студентов с понятием «профессия», ее особенностями, видами, классификацией. Рассмотреть личностные качества человека как субъекта медицинского труда
1. Общие понятия о «профессия» и «профессионализм
2. Классификация профессий.
3. Профессиональная пригодность
4. Виды и проявления профессиональной деформации.
1.Общие понятия о «профессия» и «профессионализм
Профессия от латинского «говорить публично», имеется в виду «объявлять другим о своем деле, занятии». Под профессией мы подразумеваем род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий, а также свидетельство наличия у него знаний и умений, опыта, позволяющих квалифицированно выполнять данный вид работ.
Профессия это такое занятие, которому надо специально учиться, т. к. чтобы выполнять это занятие необходимо обладать суммой знаний, навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества.
В каком возрасте происходит выбор профессии? Профессиональное самоопределение? (В ранней юности)
В настоящее время насчитывается более 2000 профессий. Говорить о каждой их них и изучать их по отдельности бессмысленно, поэтому в науке существует классификация профессий.
2. Классификация профессий.
В настоящее время, в России наиболее известна типология профессий, предложенная Климовым. Он выделяет пять типов профессий.
1.Человек-человек – Предметом интереса здесь являются социальные сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры: продавец, парикмахер, учитель, врач…
3. Человек – техника (и неживая природа) – представители этого типа имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Примеры: слесарь, техник, механик, электрик, технолог общественного питания…
4.Человек – знаковая система – естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы. Примеры: программист, чертежник, картограф, математик, языковед, редактор…
5.Человек – художественный образ. Явления, факты художественного отображения действительности. Примеры: художник-декоратор, реставратор, настройщик музыкальных инструментов, музыкант, артист…
Личностные качества человека как субъекта труда в профессиях типа «человек – человек».
1 ГРУППА: Профессиональные знания, умения, навыки
2 ГРУППА: Качества, необходимые для успешного общения
Ø Направленность личности на человека (а лучше на положительное в человеке)
Ø Хороший уровень развития познавательной сферы
Ø Способность сопереживать, понимать других
3 ГРУППА: Качества медика, как личности:
• Терпимость (не путать с терпением) – способность принимать окружающих такими, каковы они есть, относиться доброжелательно к людям, которые отличаются от тебя.
• Ориентация на здоровье
4 ГРУППА: Умения сотрудничать независимо от особенностей межличностных отношений.
При анализе ряда профессий с более жесткими требованиями к профессиональным способностям и психологическим качествам человека используют понятие профессиональной пригодности.
3. Профессиональная пригодность – это особенности человека, необходимые и достаточные для достижения общественно приемлемой эффективности в той или иной профессии.
Профессиональная пригодность формируется в процессе обучения и профессиональной деятельности, при наличии положительной мотивации.
Что такое мотивация? (Мотив – предмет потребности, мотивация – та потребность, которой обусловлено данное поведение, которая находиться на первом плане в настоящий момент)
ПРАВИЛО ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ: чем выше мотив, тем более сильное и продолжительное влияние он имеет на личность.
Более полное удовлетворение профессионал получает от работы при двух условиях: соблюдении психогигиены труда и профессиональной успешности.
Психогигиена включает в себя ряд правил:
разграничение личных и профессиональных отношений,
строгое соблюдении нормативов рабочего времени,
ограничение обязанностей рамками компетентности,
разграничение полномочий и меры ответственности.
Внутренние условия успешности профессиональной деятельности:
1. Построение образа будущего результата деятельности.
2. Представление о путях и способах достижения этого результата.
3. Эмоциональный преднастрой к работе
4. Уверенность в себе, в своем будущем и в завтрашнем дне.
5. Удовлетворенность (от жизни в целом).
6. Убеждения, мировоззрения, ценности.
Нарушения профессионального развития
При неблагоприятных условиях труда могут возникнуть различные нарушения в профессиональном развитии, деформации, а также профессиональные болезни. К неблагоприятным условиям можно отнести: перенапряжение нервной системы и двигательного аппарата, психотравмирующие факторы, перегрузки, резкие изменения режима работы и отдыха, монотонные условия труда, плохой психологический климат и конфликтная обстановка, плохие условия труда – недостаточное освещение, шумы, вибрации, производственная пыль, нелюбимая работа.
Неблагоприятное протекание профессионального развития проявляется внешне в снижении производительности труда, работоспособности, а также в негативных изменениях психических качеств человека и утрате интереса к труду.
Возникновению профессиональных деформаций способствуют в ряде случаев особенности самой профессии. Некоторые виды профессий (учителя мед. работники, судьи) особенно предрасполагают к профессиональной деформации, т. к. они ощущают, что от них могут зависеть судьбы, достоинство, жизнь других людей.
Одним из проявлений профессиональной деформации являются этические ошибки: врачебные, судебные. Например, ятрогения в медицине, когда неосторожное высказывание или действие медицинского работника оказывает на пациента отрицательное влияние или, когда из-за авторитарных приемов учителя у учащихся развивается неприязнь к учению.
Представители профессий типа «Человек-человек», постоянно работающие с людьми, имеют опасность подвергаться профессиональной деформации больше, чем представители профессий типа «человек-техника», «человек-природа». У них, под влиянием профессии, возникает одностороннее, профессиональное восприятие других людей прежде всего с профессиональной точки зрения, и только затем, как человека.
4 Виды и проявления профессиональной деформации:
Состояние утомления человека в процессе труда – комплекс соответствующих физиологических сдвигов в организме, вызванных процессом труда, понижающих работоспособность и создающих конфликт между требованиями работы и снизившимися возможностями человека. Утомление как временное снижение работоспособности является естественным, физиологически допустимым состоянием, которое может возникать на определенном этапе выполнения трудовой деятельности и несет функцию защиты. Утомление переживается субъективно в виде состояния усталости.
Длительное утомление без периодов восстановления приводит к:
— хроническому утомлению – пограничное обратимое состояние, сопровождающееся раздражительностью, снижением интереса к работе, угнетенным настроением.
— переутомлению – для которого характерно возникновение неврозов и соматических нарушений, раздражительность, замкнутость, агрессивность, высокая тревожность, депрессивность.
Усталость – психическое состояние при утомлении. В психологии различают разные виды утомления:
физическое (уменьшается сила и выносливость мышц, снижается точность движений, ухудшается координация)
умственное (снижается внимание, память, замедляется мышление)
эмоционально-мотивационное (мотивационная и эмоциональная неустойчивость)
Монотония – негативное психическое состояние, возникающее в условиях монотонной работы (однообразные и многократные повторения одних и тех же трудовых движений, простота содержания трудовых действий, высокий темп работы).
Психическая напряженность – появляется в результате трудных условий деятельности, конфликтов, предвосхищения неблагоприятного развития событий и сопровождается дискомфортом, тревогой.
В неблагоприятных условиях труда у человека могут возникать профессиональные заболевания. Различают острые и хронические профессиональные заболевания (у преподавателей – ларингит, у летчиков гражданской авиации – бессонница, у продавцов, парикмахеров – венозные заболевания и. т.д.).
Существует такое понятие, как эмоциональное выгорание. Подвержены люди, работающие в профессиях типа «человек-человек».
Симптомы: усталость, психосоматические проблемы, бессонница, отрицательное отношение к выполняемой работе, стандартизация общения, негативное отношение к себе, пессимизм, чувство вины.
Выделяют 3 основные стадии развития синдрома эмоционального выгорания. На первой стадии человек истощен эмоционально и физически и может жаловаться на головные боли, простуду и общее недомогание. На второй стадии может развиться отрицательное и обезличенное отношение к людям, с которыми работает, раздражение к ним и к себе. Чувство усталости и разбитости наблюдается даже после хорошего сна или выходных. Человек выполняет только необходимое, минимальное количество работы и не хочет ссориться ни с кем. Третья стадия выливается в полное отвращение ко всему на свете. Жизнь кажется неуправляемой, человек не способен выражать свои эмоции и не может сосредоточиться.
Профессиональному выгоранию подвержены не только люди, проработавшие в профессии длительное время, но и молодые специалисты. Их представления о работе и помощи людям часто идеализированы и реальная ситуация оказывается далека от их ожидания. Кроме того, им свойственна завышенная оценка собственных профессиональных и личностных возможностей, что приводит к быстрому истощению и недовольству собственными достижениями.
1. Подбирайте работу, соответствующую вашим склонностям и возможностям.
2.Старайтесь при любой возможности поднимать свою профессиональную квалификацию.
3. Следует периодически изменять режим работы.
4. Если у вас возникает желание сделать чью-то работу, следует оценить, насколько ваша помощь является необходимой.
5. Необходим регулярный, полноценный отдых со сменой обстановки.
6. Не приносите ваши рабочие проблемы домой, своим близким, а из дома – на работу.
7. Благотворное влияние оказывает посещение выставок, театров, общение с домашними животными.
2. Профессионально-квалификационная характеристика труда
2. Профессионально-квалификационная характеристика труда
Эффективность использования кадров существенно зависит от их профессионально-квалификационной структуры. При этом термином «профессия» обозначают род трудовой деятельности, требующий совокупности специальных знаний, практических навыков и психофизиологических свойств носителей профессии. Но именно они доминирующим образом определяют качество труда, делают возможным само выполнение действий, составляющих профессию. Профессия характеризует конкретную сферу приложения труда и относительно постоянный вид занятий, связанный с выполнением ограниченного комплекса работ и воздействия на предмет труда определенным образом. Например, широко известны профессии токаря, фрезеровщика, слесаря и т. п. Разновидность профессии, конкретизирующая и ограничивающая трудовую деятельность более узким кругом работ, называется специальностью. Так, в профессии токаря различают специальности токаря-универсала, расточника, карусельщика и др.
Степень овладения человеком какой-либо профессией устанавливают присвоением ему соответствующей квалификации. Именно она выражает умение работника выполнять работы определенной сложности и характеризует уровень его общетеоретической подготовки, владение профессиональными навыками и его личные способности. Высокая квалификация, фиксируемая присвоением квалификационных разрядов или категорий, позволяет не только выполнять работы повышенной сложности с более высокой производительностью, но и получать продукт производства более высокого качества и с дополнительными потребительскими свойствами. Работники высокой квалификации всегда ценились. Еще в древности каждый правитель всеми силами стремился заполучить опытных ремесленников и мастеров, мудрых и знающих людей.
Перечень профессий, специальностей и квалификационных к ним требований закреплен в ОКПДТР и тарифно-квалификационных справочниках, которые обычно разрабатывают применительно к конкретным отраслям промышленности.
С целью большей дифференциации кадров по их квалификации в настоящее время используют 18-разрядную тарифную систему.
Структура кадров по другим классификационным признакам (полу, возрасту и т. п.) служит основанием для решения производственных задач, непосредственно связанных с этими категориями. Например, при разработке режимов труда и отдыха учитывают потребности кормящих матерей, учащейся молодежи и т. п. Соответствующим образом и структурируют персонал.
Механизация, автоматизация и компьютеризация производства, рост его энерговооруженности, повышение требований к санитарно-гигиеническим, эстетическим и социально-психофизиологическим факторам неизбежно приводят к систематическому усложнению труда и необходимости повышения квалификации работников всех уровней.
В этих условиях на место первоочередных ставятся вопросы формирования кадрового потенциала, обеспечения его воспроизводства и стабильности.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
52. Профессионально-этические требования к аудиторам
52. Профессионально-этические требования к аудиторам Совет по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации в стремлении реализовывать широкомасштабную задачу по выработке и внедрению скоординированных и взаимоувязанных стандартов
7. Влияние отрицательной полезности труда на предложение труда
7. Влияние отрицательной полезности труда на предложение труда Предложение труда определяется следующими фундаментальными фактами. 1. Каждый индивид может затратить только ограниченное количество труда. 2. Это количество нельзя выполнить за один раз по желанию.
17.2. Рынок труда: функции и механизм действия. Кривые спроса и предложения труда
17.2. Рынок труда: функции и механизм действия. Кривые спроса и предложения труда Рынок труда – это система экономических механизмов, норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы и использование труда. Как на всяком рынке, на рынке труда формируются
1.1. Гарантии права работника на охрану труда. Запрет принудительного труда
1.1. Гарантии права работника на охрану труда. Запрет принудительного труда В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Ранее это право было конкретизировано в ст.8 Федерального
1.3. Государственное обеспечение по охране труда и финансирование мероприятий по охране труда
1.3. Государственное обеспечение по охране труда и финансирование мероприятий по охране труда Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Обеспечение работникам их конституционного права на труд в
3.1. Комитеты по охране труда. Кабинет охраны труда
3.1. Комитеты по охране труда. Кабинет охраны труда В настоящее время комитеты по охране труда создаются практически на каждом предприятии (ст. 218 ТК РФ). Комитет по охране труда является составной частью системы управления охраной труда организации, а также одной из форм
I. ВЕЛИЧИНА РАБОЧЕГО ДНЯ И ИНТЕНСИВНОСТЬ ТРУДА ПОСТОЯННЫ (ДАНЫ), ПРОИЗВОДИТЕЛЬНАЯ СИЛА ТРУДА ИЗМЕНЯЕТСЯ
I. ВЕЛИЧИНА РАБОЧЕГО ДНЯ И ИНТЕНСИВНОСТЬ ТРУДА ПОСТОЯННЫ (ДАНЫ), ПРОИЗВОДИТЕЛЬНАЯ СИЛА ТРУДА ИЗМЕНЯЕТСЯ При этом предположении стоимость рабочей силы и прибавочная стоимость определяются тремя законами.Во-первых: Рабочий день данной величины всегда выражается в одной и
II. РАБОЧИЙ ДЕНЬ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНАЯ СИЛА ТРУДА ПОСТОЯННЫ, ИНТЕНСИВНОСТЬ ТРУДА ИЗМЕНЯЕТСЯ
II. РАБОЧИЙ ДЕНЬ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНАЯ СИЛА ТРУДА ПОСТОЯННЫ, ИНТЕНСИВНОСТЬ ТРУДА ИЗМЕНЯЕТСЯ Растущая интенсивность труда предполагает увеличенную затрату труда в течение одного и того же промежутка времени. Более интенсивный рабочий день воплощается поэтому в большем
Вопрос 26. Статистика производительности труда. Показатели статистики труда
Вопрос 26. Статистика производительности труда. Показатели статистики труда Наиболее важной стороной изучения использования трудовых ресурсов является анализ результативности труда в процессе производства товаров и услуг.Уровень производительности труда выражается
Вопрос 31. Статистика оплаты труда. Формы и системы оплаты труда
Вопрос 31. Статистика оплаты труда. Формы и системы оплаты труда Оплата труда – это регулярно получаемое вознаграждение за произведенную продукцию, оказанные услуги или за отработанное время (включая оплату ежегодных отпусков, праздничных дней и другого неотработанного
Вопрос 34. Анализ динамики среднего уровня оплаты труда. Анализ дифференциации работающих по найму по уровню оплаты труда
Вопрос 34. Анализ динамики среднего уровня оплаты труда. Анализ дифференциации работающих по найму по уровню оплаты труда Для изучения динамики среднего уровня заработной платы применяется индексный метод. При этом рассчитываются индексы постоянного, переменного
Глава 1. Общая характеристика оплаты труда в европейских странах
Глава 1. Общая характеристика оплаты труда в европейских странах 1.1 Государственное регулирование оплаты труда в европейских странах Правовые и законодательные акты европейских стран, регулирующие оплату труда, носят, главным образом, локальный характер. Ими
10. Факторы, влияющие на поведение экономических агентов на рынке труда: зарплата, цены, прибыли и условия труда
10. Факторы, влияющие на поведение экономических агентов на рынке труда: зарплата, цены, прибыли и условия труда В рыночной экономике заработная плата формируется под воздействием рынка труда. Объектом купли-продажи на таких рынках выступает труд. Оплата человека за
244. Люди какого типа профессионально занимаются маркетингом?
244. Люди какого типа профессионально занимаются маркетингом? Не знаю, как ответил Котлер, но мне кажется, что в маркетинге работают люди всех типов. И холерики, и флегматики, и сангвиники, и меланхолики.В маркетинге, каким он стал сейчас, есть место для людей всех
ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТРУДА И УПРАВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ТРУДА
ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТРУДА И УПРАВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ТРУДА Иногда полагают, что оценка показателей труда – это то же самое, что и управление эффективностью труда. Но между этими понятиями существуют важные различия. Оценку показателей труда можно определить как
УРОВНИ, ЭТАПЫ, СТУПЕНИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
Человек становится профессионалом не сразу, проходит на этом пути много больших и малых этапов. Более того, в профессиональной жизни каждого отдельного человека возможны повторы и возвращения («откаты»), на предыдущие уровни, а также зигзаги и кризисы. Траектории пути к профессионализму у разных людей могут очень отличаться друг от друга.
Тем не менее каждому человеку важно представлять себе в общем виде тот путь, те вехи профессионализма, которые так или иначе проходит всякий в течение профессиональной жизни. Выделим уровни профессионализма и изложим их (от низших к высшим).
1. Допрофессионализм. Здесь человек осуществляет некоторую работу и виды труда, не обладая названными выше качествами профессионала. Иными словами, человек работает, но как новичок, дилетант, не овладев еще нормами и правилами профессии, тем более не достигая в труде высоких и творческих результатов. Этот этап проходит обычно каждый человек в своей трудовой деятельности, но некоторые (пассивные, нездоровые) люди могут задержаться здесь на длительное время,
2. Профессионализм. Этот уровень охватывает большую часть жизни людей, относящихся к активной части населения. Здесь человек последовательно овладевает качествами профессионала. Так, человек усваивает нормы и правила профессии и выполняет сначала работу по образцу, по инструкции в ходе исполнительного труда, затем приобретает специальность, квалификацию и осуществляет квалифицированный труд. Далее по мере развития мотивационной сферы, целеполагания человек все более сознательно выбирает свои цели в труде, превращая свою работу в свободный самостоятельный груд. Усвоив нормы профессии, человек начинает достигать в ней достаточно высоких результатов, а также начинает осознавать себя в профессии, самоутверждаться в профессии, развивать себя средствами профессии. На уровне профессионализма человек превращается из деятеля, специалиста в субъекта труда, в профессионала. Понятно, что столь сложные метаморфозы в человеке труда могут проходить длительно и постепенно, а также в разных вариациях у различных людей.
3. Суперпрофессионализм (высший профессионализм). Этот уровень характеризует профессиональную деятельность в ее расцвете («акме»), в ее высоких достижениях и творческих успехах, Здесь человек из субъекта труда и профессионала превращается в творца, новатора, суперпрофессионала, в профессионала высокой квалификации. Главной особенностью этого уровня является «выход человека за пределы профессии», то есть творческое ее обогащение своим личным вкладом. Именно этот уровень профессионализма отдельного человека наиболее существенно влияет на прогресс общества. Люди этого уровня профессионализма, опережающие свое время, умеющие видеть дальше других и преодолевая подчас сопротивление, готовят общество и профессию к постановке новых задач. Достичь такого уровня профессионализма, конечно,– заветная мечта каждого думающего и активного человека, желающего оставить добрый след своих дел в опыте человечества. В других случаях на этом уровне происходит овладение другими близкими профессиями, что делает человека профессионалом – универсалом.
4. Непрофессионализм (псевдопрофессионализм). Этот уровень не совпадает с допрофессионализмом, когда у человека отсутствуют необходимые профессиональные знания и умения. На уровне псевдопрофессионализма человек осуществляет внешне достаточно активную трудовую деятельность, но при этом наблюдаются какие-либо деформации в становлении его как профессионала: либо человек выполняет неэффективную, не соответствующую нормам деятельность (допускает «брак»); либо осуществляет внешне кипучую трудовую деятельность, маскируя ею отсутствие профессионализма; либо зацикливает всю свою жизнь на работе, неправомерно сводя все свое личностное пространство к профессиональному и тем искажая свое профессиональное и личностное развитие; или человек исходит из неверных ущербных духовно-нравственных ориентиров, преследуя, например, цели узко личного индивидуального преуспевания в ущерб другим людям. Все это так или иначе характеризует отсутствие профессионализма.
5. Послепрофессионализм. Через этот уровень проходят все люди, дожившие до пенсионного возраста, и каждый переживает его с разной степенью достоинства. На этом уровне человек может оказаться просто «профессионалом в прошлом» (экспрофессионалом), а может остаться желанным консультантом, советчиком, наставником, экспертом, щедро и в то же время ненавязчиво делящимся своим профессиональным опытом, опытом достижений и ошибок, неудач, чтобы помочь молодому поколению избежать этих ошибок. Этот уровень может дать возможность обрести человеку новые грани профессионализма, состоящие в помощи и духовном обогащении других людей.
Таков общий, в целом характерный для большинства людей путь восхождения от одного к другим уровням профессионализма.
Переход от одних уровней профессионализма к другим и движение внутри уровней протекает у большинства людей как последовательное овладение этапами. Ниже мы излагаем условно выделенные нами этапы и ступени на пути к профессионализму. Подчеркнем, что эти этапы и ступени разных уровней могут наблюдаться у человека одновременно и параллельно друг с другом, относительно высокие уровни и ступени могут сосуществовать с более низкими, что в целом характеризует индивидуальное своеобразие и неповторимость профессионального пути конкретного человека.
Перейдем к обсуждению более дробных членений в уровнях профессионализма – к его стадиям, ступеням. Отметим, что сами эти наименования – уровни, этапы, стадии – тоже условны, читатель может заменить их другими, возможно, более подходящими словами, мы же стремимся привлечь внимание к неоднородности профессионального пути человека.
Рассмотрим этапы внутри главных интересующих нас уровней – профессионализма и суперпрофессионализма.
Внутри уровня профессионализма мы выделяем следующие этапы:
– этап адаптации человека к профессии, первичное усвоение человеком норм, менталитетов, необходимых приемов, техник, технологий профессии; этот этап может завершиться быстро за первые 1-2 года начала работы или растянуться на годы, проходить болезненно;
– этап самоактуализации человека в профессии; осознание человеком своих возможностей выполнения профессиональных норм, начало саморазвития себя средствами профессии, осознание человеком своих индивидуальных возможностей выполнения профессиональной деятельности, осознанное усиление своих позитивных качеств, сглаживание негативных, укрепление индивидуального стиля, максимальная самореализация своих возможностей в профессиональной деятельности;
– этап свободного владения человеком профессией, проявляющегося в форме мастерства, гармонизации человека с профессией; здесь происходит усвоение высоких стандартов, воспроизведение на хорошем уровне кем-то ранее созданных методических рекомендаций, разработок, инструкций.
Внутри уровня суперпрофессионализма выделим следующие этапы:
– этап свободного владения профессией в форме творчества: обогащение специалистом опыта своей профессии за счет личного творческого вклада, внесение авторских находок, усовершенствований, достижение вершин («акме») в профессиональной деятельности, творческое преобразование профессиональной среды или проектирование новой професси-ональой среды, иногда создание человеком новой профессии;
– этап свободного владения несколькими профессиями и приемами перехода, переключения от одной к другой;
– этап творческого самопроектирования себя как личности профессионала, то есть формирование человеком у себя ранее отсутствующих психологических и профессиональных качеств (а не просто упрочение имеющихся качеств, как на предыдущих этапах), самостроительство, самосозидание; достижение вершин («акме») в развитии своей личности.
Уровня профессионализма может достигнуть практически каждый человек. Уровень суперпрофессионализма в принципе доступен каждому здоровому человеку. Надо только понимать, что профессиональное творчество существенно влияет на образ и стиль жизни человека. Творчество как правило становится доминирующим мотивом в жизнедеятельности человека. Ни в коем случае профессиональное творчество не должно означать жертвенности, нанесения ущерба развитию личности человека, его полноценной жизни, ограничивать простор для развития личности человека. Профессиональное творчество, хотя и отнимает много сил и времени человека, вместе с тем одухотворяет человека, поднимает его над повседневностью, дает мощные стимулы развитию личности человека, освещает его внутренним светом.
Внутри уровней профессионализма, суперпрофессионализма и намеченных выше этапов человеку бывает необходимо преодолеть ряд ступеней – овладеть спектром новых задач и связанных с ними приемов, технологий, что в целом образует профессиональные позиции. Например, учитель обычно вначале осваивает профессиональную позицию предметника, передающего знания учащимся, затем ставит методические задачи, овладевая позицией методиста, позднее усваивает приемы самодиагностики, диагностики учащихся, укрепляет себя в позициях самодиагноста, диагноста и т.д.
Целесообразно выделение достаточно большого числа этих промежуточных ступеней профессионального роста (что может лечь в основу многоступенчатой тарифной сетки). Каждая из них должна иметь качественное отличие от других и иметь определенное обозначение, в котором выражено, в чем именно состоит «приращение» профессионализма на этой ступени. Овладение профессионализмом в этом смысле – это последовательное восхождение от одной его ступени к другой. Дробное расчленение пути к профессионализму на ряд отрезков может дать ориентиры специалисту в проектировании своего профессионального роста, эксперту – более точные основания при оценивании труда работников.
Подчеркнем еще раз, что названные выше уровни, этапы, ступени профессионализма ни в коей мере не являются жесткой схемой, а лишь широкой и гибкой ориентировочной основой, откуда специалист в зависимости от своего профессионального мировоззрения, а руководитель с учетом концепции развития организации могут заимствовать для использования некоторые психологические критерии и ориентиры.
Приведем разработанные нами ступени (профессиональные позиции) внутри каждого из уровней и этапов.
На уровне профессионализма внутри этапа адаптации к профессионализму ступенями могут быть: стажер, убежденный специалист, гражданин, эрудит, методист, коллега, специалист в экстремальной ситуации, специалист, сотрудничающий с социально-психологическими службами и др.
На уровне профессионализма внутри этапа самоактуализации человека в профессии ступенями могут быть: самодиагност, осознанная индивидуальность, самоэкспериментатор, целостная личность с Я-концепцией, самопрогнозирующий свой профессиональный путь специалист, самосохраняющийся специалист, профессионально обучаемый, имеющий внутренний локус профессионального контроля, готовый к дифференцированной оценке своего труда, самореализующий свои индивидуальные возможности, конфликтоустойчивый и др.
На уровне профессионализма внутри этапа гармонизации человека с профессией и мастерства ступенями профессионализма могут выступить: мастер в профессиональной деятельности, мастер в профессиональном общении, диагност, гуманист с ориентацией на развитие личности другого человека в труде, учитывающий индивидуальность другого человека, воспитатель, консультант и наставник, координатор, управленец, эксперт и др. Образно выражены этапы и грани профессийнализма учителя (цит. по 4. в 1.5., с. 29): «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
На уровне суперпрофессионализма внутри этапа творческого вклада человека в профессию ступенями профессионализма могут быть: участник и инициатор инноваций, творец и новатор, исследователь, экспериментатор, а также специалист, оздорав-ливающий профессиональную среду или преобразующий ее, источник духовных ценностей, достигающий вершин («акме») в своей профессиональной деятельности и др.
На уровне суперпрофессионализма в рамках этапа свободного владения несколькими смежными профессиями и переключения от одной к другой ступенями являются: смежник, универсал.
На уровне суперпрофессионализма в рамках этапа творческого саморазвития ступенями являются: самосозидатель, достигающий вершин («акме») в развитии своей личности и др.
Уровни, этапы и ступени профессионализма представлены в табл. 5. По мере роста профессионализма специалист, поднимаясь от ступени к ступени, «обрастает» описанными профессиональными позициями, все более приближаясь к профессионализму.
В разных профессиях ступени профессионализма, профессиональные позиции могут отличаться. Так, в научном коллективе были выделены (1) следующие возможные профессиональные роли: фанатик, пионер, диагностик, эрудит, техник, эстет, методолог, мыслитель, исполнитель, проходимец, генератор идей, эксперт, организатор, критик, коммуникатор, мастер, программист, переводчик, мотиватор, афорист, классик, романтик, учитель, координатор демагог, скрупулезный, администратор, одиночка, популяризатор, идеолог.
Восхождение человека к профессионализму не есть линейный планомерный процесс, этот процесс может забегать вперед, оставляя необеспеченные участки, «белые пятна» в профессиональном портрете работника. Неравномерность разных этапов и ступеней внутри них возможна и у разных специалистов, и у одного человека на разных ступенях его профессионального роста. Известно, например, что молодой учитель на этале адаптации профессии в чем-то может оказаться в роли творца (предложив школе что-то новое), еще не став мастером, и в этом будет состоять его индивидуальная траектория профессионального роста. Или учитель, достигший мастерства, может не быть осознанной индивидуальностью, то есть хорошо обучая детей, он не задумывается о своем индивидуальном стиле. Этапы и ступени внутри них жестко не связаны друг с другом.
Этапы, ступени профессионализма специалиста могут быть соотнесены также с зонами его развития. Каждый этап и ступень профессионализма обычно сначала находятся у специалиста в зоне его ближайшего развития, а затем переходят в зону актуального развития. Например, учитель может находиться на этапе адаптации или самоактуализации, но при благоприятных условиях у него проявляются новые потенциальные возможности, признаки позиции мастера, диагноста, экспериментатора, которые позднее войдут в наличный фонд его развития. Помочь специалисту увидеть зону ближайшего профессионального развития, перспективу его профессионального роста – важная задача гуманистически ориентированного профессионального оценивания, аттестации.
Каждый уровень, этап, ступень профессионализма предъявляет неодинаковые требования к психологическим качествам человека – к мотивации, к мышлению, к личности, к моторике и др. Например, на ступени «убежденный специалист» необходимо наличие устойчивой профессиональной направленности, мотивации; на ступени «эрудит» – важны осведомленность, широкий запас профессиональных знаний, владение теорией; на ступени «самодиагност» – наличие самосознания, саморефлексии, оптимизма, позитивной Я-концепции; ступень «мастера» требует от специалиста профессионального целепо-лагания и мышления, интуиции и импровизации, владения рациональными приемами и технологиями; на ступени «диагноста, эксперта» важно владение приемами и эталонами профессионального оценивания коллег, наличие психологического такта и этики, эмпатии; ступень «творца» (новатора, изобретателя) возможна при наличии гибкого профессионального мышления, мотивационной готовности к инновациям; ступень «исследователя, экспериментатора» требует владения методами проведения научного исследования, развитого профессионального системного мышления, зрелого профессионального мировоззрения.
Переход на новый уровень, этап, ступень профессионализма может оцениваться как самим человеком (при самооценивании, самоаттестации), так и комиссией независимых экспертов. Желательно, чтобы владение каждой новой ступенью профессионализма человеком сопровождалось бы моральными и материальными поощрениями, которые заранее известны специалисту и мотивируют его к активной работе для перехода на более высокий уровень, ступень профессионализма.
Психологические уровни, этапы и ступени на пути к профессионализму