стих посмотри какая мгла в глубине долин легла
Посмотри — какая мгла
Посмотри — какая мгла
В глубине долин легла!
Под ее прозрачной дымкой
В сонном сумраке ракит
Тускло озеро блестит.
Бледный месяц невидимкой,
В тесном сонме сизых туч,
Без приюта в небе ходит
И, сквозя, на все наводит
Фосфорический свой луч.
Статьи раздела литература
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
«Посмотри – какая мгла…» Я. Полонский
Посмотри – какая мгла
В глубине долин легла!
Под её прозрачной дымкой
В сонном сумраке ракит
Тускло озеро блестит.
Бледный месяц невидимкой,
В тесном сонме сизых туч,
Без приюта в небе ходит
И, сквозя, на всё наводит
Фосфорический свой луч.
Анализ стихотворения Полонского «Посмотри – какая мгла…»
В стихотворении «Посмотри – какая мгла…», датированном 1844 годом, Полонский предлагает взглянуть на ночной пейзаж глазами лирического героя-созерцателя. Восхищение от представшей красоты передается при помощи монолога, адресованного неведомому собеседнику. Картина у поэта получается по-настоящему завораживающей. Густоту накрывшей землю тьмы он передает при помощи слов «глубина», «сумрак», «мгла». Она оттеняется при помощи прозрачной дымки «в сонном сумраке ракит». Добавляет пейзажу загадочности, таинственности и даже некоторой мистичности фосфорический луч бледного месяца.
Небольшое произведение можно условно разделить на две части. В первой Полонский представляет читателям общий план описываемой картины. Во второй поэт акцентирует внимание на месяце. Не только чувство радости и восторга от ночной природы испытывает лирический герой стихотворения. Присутствует в миниатюре «Посмотри – какая мгла…» и ощущение грусти, некоторая задумчивость, элегичность. Это отсылает читателей к лермонтовским произведениям – «Из Гете» и «Выхожу один я на дорогу…».
Важную роль в стихотворении играет эпитет «сонный». Во многом благодаря ему изображенный Яковом Петровичем мир получается статичным. Вообще мотив сна в том или ином виде занимает значительное место в творчестве Полонского. Поэтому большая часть пейзажной лирики поэта посвящена именно описанию ночной жизни природы. Еще одна отличительная черта нарисованной Яковом Петровичем картины – космизм, переданный посредством композиции. Лирический герой, стоящий на некой возвышенности, сначала обращает взгляд на долину с ракитами и озером, затем – на небо, где находится месяц. Таким образом удается соединить мир земной и мир небесный.
В 1909 году творчество Полонского вдохновило выдающегося композитора рубежа столетий Сергея Танеева на создание хорового цикла, состоящего из двенадцати сочинений. Сборник был написан специально для московского хора Пречистенских курсов для рабочих, которым руководил Вячеслав Булычев. Танеев разделил цикл на три тетради. Четырехголосный хор «Посмотри – какая мгла…», выдержанный в едином темпе и не содержащий внутренних контрастов, попал в первую. В исполнительском плане он считается одним из наиболее легких в сборнике. Помимо него первая тетрадь содержит хоры на стихи «На могиле», «Вечер», «Развалину башни, жилище орла…».
«Посмотри – какая мгла…» Я. Полонский
Посмотри – какая мгла
В глубине долин легла!
Под её прозрачной дымкой
В сонном сумраке ракит
Тускло озеро блестит.
Бледный месяц невидимкой,
В тесном сонме сизых туч,
Без приюта в небе ходит
И, сквозя, на всё наводит
Фосфорический свой луч.
Анализ стихотворения Полонского «Посмотри – какая мгла…»
В стихотворении «Посмотри – какая мгла…», датированном 1844 годом, Полонский предлагает взглянуть на ночной пейзаж глазами лирического героя-созерцателя. Восхищение от представшей красоты передается при помощи монолога, адресованного неведомому собеседнику. Картина у поэта получается по-настоящему завораживающей. Густоту накрывшей землю тьмы он передает при помощи слов «глубина», «сумрак», «мгла». Она оттеняется при помощи прозрачной дымки «в сонном сумраке ракит». Добавляет пейзажу загадочности, таинственности и даже некоторой мистичности фосфорический луч бледного месяца.
Небольшое произведение можно условно разделить на две части. В первой Полонский представляет читателям общий план описываемой картины. Во второй поэт акцентирует внимание на месяце. Не только чувство радости и восторга от ночной природы испытывает лирический герой стихотворения. Присутствует в миниатюре «Посмотри – какая мгла…» и ощущение грусти, некоторая задумчивость, элегичность. Это отсылает читателей к лермонтовским произведениям – «Из Гете» и «Выхожу один я на дорогу…».
Важную роль в стихотворении играет эпитет «сонный». Во многом благодаря ему изображенный Яковом Петровичем мир получается статичным. Вообще мотив сна в том или ином виде занимает значительное место в творчестве Полонского. Поэтому большая часть пейзажной лирики поэта посвящена именно описанию ночной жизни природы. Еще одна отличительная черта нарисованной Яковом Петровичем картины – космизм, переданный посредством композиции. Лирический герой, стоящий на некой возвышенности, сначала обращает взгляд на долину с ракитами и озером, затем – на небо, где находится месяц. Таким образом удается соединить мир земной и мир небесный.
В 1909 году творчество Полонского вдохновило выдающегося композитора рубежа столетий Сергея Танеева на создание хорового цикла, состоящего из двенадцати сочинений. Сборник был написан специально для московского хора Пречистенских курсов для рабочих, которым руководил Вячеслав Булычев. Танеев разделил цикл на три тетради. Четырехголосный хор «Посмотри – какая мгла…», выдержанный в едином темпе и не содержащий внутренних контрастов, попал в первую. В исполнительском плане он считается одним из наиболее легких в сборнике. Помимо него первая тетрадь содержит хоры на стихи «На могиле», «Вечер», «Развалину башни, жилище орла…».
Я. П. Полонский
«По горам две хмурых тучи. » В стихотворении Я. П. Полонского образы двух туч и скалы напоминают детей и мать. Тучи днём блуждали вдали от матери, а к вечеру склонились на грудь скалы, но обеим места не хватило, и они повздорили. Из их ссоры родилась молния, грянул гром. Схватка туч, однако, больно отозвалась в сердце матери-скалы, потому что ей были одинаково дороги обе тучи. Она жалобно застонала, и тучи-дети вняли этому стону. Они не хотели обижать скалу-мать и, обескураженные, удивлённые своим поступком и пожалевшие скалу, мирно улеглись у её ног, смиренно признавая свою неправоту. Так наблюдение над предгрозовым пейзажем рождает лирический сюжет, в котором легко узнаются человеческие отношения родителей и детей.
Но горам две хмурых тучи
Знойным вечером блуждали
И на грудь скалы горючей
К ночи медленно сползали.
Но сошлись — не уступили
Той скалы друг другу даром
И пустыню огласили
Яркой молнии ударом.
Грянул гром — по дебрям влажным
Эхо резко засмеялось,
А скала таким протяжным
Стоном жалобно сказалась,
Так вздохнула, что не смели
Повторить удара тучи
И у ног скалы горючей
Улеглись и обомлели.
«Посмотри — какая мгла. » В этом стихотворении тоже рождается лирический сюжет о «бледном месяце», который одиноко «в небе ходит», не зная приюта и освещая всё вокруг таинственным «фосфорическим лучом». В этом образе легко угадать поэта, бесприютного и печального в своём одиночестве, но проникающего всюду своим поэтическим воображением.
Посмотри — какая мгла
В глубине долин легла!
Под её прозрачной дымкой
В сонном сумраке ракит
Тускло озеро блестит.
Бледный месяц невидимкой
В тесном сонме сизых туч,
Без приюта в небе ходит
И, сквозя, на всё наводит
Фосфорический свой луч.
Фонохрестоматия
«По горам две хмурых тучи. »
1. Что вы можете сказать об отношении туч друг к другу, об отношении к ним скалы?
2. Подготовьте выразительное чтение стихотворения. Постарайтесь при этом передать развитие сюжета и обозначить характеры персонажей.
«Посмотри — какая мгла. »
1. Какими средствами актёр помогает нам представить образ поэта?
2. Подготовьте выразительное чтение стихотворения, передав сказочно-романтическую атмосферу произведения.
Стих Посмотри какая мгла Яков Полонский
Содержание страницы:
Полонский Яков Петрович (1819-1898) – русский поэт-романист, публицист. Его произведения не имеют столь масштабного значения, как Некрасова или Пушкина, но без поэзии Полонского русская литература не была бы столь многоцветной и многогранной. В его стихах глубоко отображен мир России, глубина и сложность души русского народа. Стих Посмотри какая мгла Яков Полонский.
Яков появился на свет 6 (18) декабря 1819 года в центральной части России – городе Рязани. В большой семье он был первенцем. Читайте еще: Стихи в прозе Иван Тургенев.
Биография поэта
Его отец, Полонский Петр Григорьевич, происходил из обедневшего дворянского рода, был чиновником-интендантом, состоял на канцелярской службе у городского генерал-губернатора.
Мама, Наталья Яковлевна, принадлежала древнему русскому дворянскому роду Кафтыревых, занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием семерых детей. Она была очень образованной женщиной, любила читать и записывать в тетрадки романсы, песни и стихи.
Гимназия
Сначала мальчик получал домашнее образование. Но, когда ему исполнилось тринадцать лет, умерла мама. Отец был назначен на казенную должность в другой город. Он переехал, а дети остались на попечении родных Натальи Яковлевны. Они определили Якова на обучение в Первую рязанскую мужскую гимназию. В провинциальном городе это учебное заведение считалось на тот момент центром культурной жизни.
В то время на пике славы были русские поэты Александр Пушкин и Владимир Бенедиктов. Подросток Полонский зачитывался их стихами и сам понемногу начал сочинять, тем более, что заниматься рифмованием тогда стало модным. Преподаватели отмечали, что юный гимназист обладает явным поэтическим талантом и проявляет в этом отличные способности.
Знакомство с Жуковским
Решающее влияние для выбора Полонским дальнейшего литературного жизненного пути оказала встреча с поэтом, одним из основоположников романтизма в русской поэзии Жуковским Василием Андреевичем.
В 1837 году в Рязань приехал цесаревич Александр II, будущего императора принимали в мужской гимназии. Руководитель учебного заведения поручил Якову сочинить два куплета приветственных стихов. Один куплет гимназистский хор исполнял под мелодию «Боже, царя храни!», которая стала гимном России за четыре года до этого.
Прием престолонаследника прошел успешно, и вечером руководитель гимназии устроил по этому поводу торжество. На мероприятии Яков встретился с автором слов гимна Жуковским, который сопровождал цесаревича в поездке. Маститый поэт хорошо отозвался о стихотворном творении Полонского.
А когда гости уехали, директор гимназии вручил Якову от них золотые часы. Такой подарок и хвала Василия Андреевича закрепили мечту Полонского связать свою жизнь с литературой.
Годы учебы в университете
В 1838 году Яков поступил в Московский университет. Он стал студентом юридического факультета, но по-прежнему писал стихи, принимал участие в университетском альманахе «Подземные ключи». Очень восхищали Полонского лекции декана историко-филологического факультета Тимофея Николаевича Грановского, которые существенно повлияли на формирование мировоззрения студента.
Во времена учебы общительный и привлекательный Яков быстро находил общий язык с сокурсниками. Особенно сблизился с Николаем Орловым, сыном генерал-майора, участника Наполеоновских войн Михаила Федоровича Орлова. В их доме по вечерам собирались самые известные представители науки, искусства и культуры России.
С некоторыми из них Полонский завел настоящую долгую дружбу – актером Михаилом Щепкиным, стихотворцами Аполлоном Григорьевым и Афанасием Фетом, философом Петром Чаадаевым, историками Константином Кавелиным и Сергеем Соловьевым, писателями Михаилом Погодиным и Алексеем Писемским.
Яков читал на вечерах свои произведения, а новые друзья помогали ему с их публикацией. Так, при помощи знакомых в 1840 году его стихи напечатали в издании «Отечественные записки».
Литературные критики (в том числе и Белинский) высоко оценили первые поэтические работы молодого стихотворца, но прожить лишь за счет сочинительства было невозможно. Студенческие годы Полонского проходили в постоянной нужде и бедности. Ему приходилось подрабатывать, давая частные уроки и занимаясь репетиторством.
Вместо положенных четырех лет Яков учился в университете на год дольше, так как на третьем курсе не смог сдать экзамен по римскому праву декану юридического факультета Никите Ивановичу Крылову.
В период университетской учебы особенно тесные дружественные отношения зародились между Яковом и Иваном Тургеневым. Долгие годы они высоко оценивали литературный талант друг друга.
Кавказский период
Бедственное положение стало главной причиной того, что по окончании университета осенью 1844 года Яков покинул Москву. Хоть в «Отечественных записках» и вышел первый сборник его стихов «Гамма», денег по-прежнему не было. Полонскому представился шанс устроиться на работу в таможенное ведомство в Одессе, и он этим воспользовался.
Там Яков жил у брата известного теоретика анархизма Бакунина и часто бывал в доме наместника Воронцова. Жалования не хватало, снова приходилось давать частные уроки.
Весной 1846 года ему предложили канцелярскую должность у кавказского наместника графа Воронцова, и Яков уехал в Тифлис. Здесь он состоял на службе до 1851 года. Полученные на Кавказе впечатления, история борьбы России за укрепление южных границ, знакомство с обычаями и традициями горцев навеяли поэту его лучшие стихи, которые и принесли ему всероссийскую известность.
В Тифлисе Полонский вел сотрудничество с газетой «Закавказский вестник» и выпустил сборники поэзии «Сазандар» (1849) и «Несколько стихотворений» (1851). Здесь же он печатал рассказы, очерки, научные и публицистические статьи.
В период проживания на Кавказе Яков увлекся живописью. Способности к этому виду искусства были замечены у него еще во время учебы в рязанской гимназии. Но именно кавказские окрестности и пейзажи вдохновили Полонского, он очень много рисовал и сохранил это увлечение до конца дней.
Европа
В 1851 году поэт переехал в столицу. В Петербурге он расширил круг своих знакомств в литературном сообществе и много трудился над новыми произведениями.
В 1855 году выпустил следующий поэтический сборник, который с большой охотой публиковали самые популярные литературные издания России – «Отечественные записки» и «Современник». Но на полученные гонорары у поэта не получалось вести даже самое скромное существование. Полонский устроился на работу в качестве преподавателя на дому к детям петербургского губернатора Н. М. Смирнова.
В 1857 году губернаторское семейство отправилось в Баден-Баден, с ними уехал и Яков. Он путешествовал по европейским странам, учился рисованию у живописцев Франции, свел знакомства с представителями иностранной и русской литературы (в круг его новых знакомых входил и знаменитый Александр Дюма).
В 1858 году Яков отказался от должности учителя губернаторских детей, так как не смог больше ладить с их матерью – вздорной и фанатически религиозной Александрой Осиповной Смирновой-Россет.
Он попытался остаться в Женеве и заняться живописью. Но вскоре познакомился с известным литературным меценатом графом Кушелевым-Безбородко, который как раз собрался организовать в Петербурге новый журнал «Русское слово». Граф предложил Якову Петровичу занять должность редактора.
Жизнь и работа в Петербурге
В конце 1858 года Полонский вернулся в Петербург и начал работу в «Русском слове».
В 1860 году поступил на службу в Комитет иностранной цензуры на должность секретаря. С 1863 года занял в этом же комитете пост младшего цензора, проработал на одном месте до 1896 года.
В 1897 году Якова Петровича назначили членом Совета главного управления по делам печати.
Личная жизнь
Со своей первой женой Еленой Устюжской (1840 года рождения) поэт познакомился во время путешествия по Европе. Она была дочерью француженки и старосты русской церкви в Париже Василия Кузьмича Устюжского. Елена совсем не знала русского языка, а Яков – французского, но брак был заключен по большой любви. В 1858 году Полонский привез молодую супругу в Петербург.
Но следующие два года стали самыми тяжелыми в жизни поэта. Он упал и получил серьезную травму, от ее последствий не смог избавиться до конца дней и передвигался только при помощи костылей. Вскоре заболела тифом и скончалась его жена. Через несколько месяцев умер их шестимесячный сын Андрей.
Долгие годы он не мог оправиться от горя, спасало только творчество. В 1866 году Яков женился второй раз на Жозефине Антоновне Рюльман (1844 года рождения). В этом браке родилось трое детей – сыновья Александр (1868) и Борис (1875) и дочь Наталья (1870).
Жозефина обладала талантом скульптора и активно принимала участие в художественной жизни Петербурга. В их доме часто проводились вечера творчества, куда приходили известные в России писатели и художники.
Смерть
Умер Яков Петрович 18 (30) октября 1898 года. Его похоронили в селе Льгово Рязанской губернии в Успенском Ольговом монастыре. В 1958 году останки поэта перезахоронили на территории Рязанского кремля.
Посмотри — какая мгла
Посмотри — какая мгла
В глубине долин легла!
Под ее прозрачной дымкой
В сонном сумраке ракит
Тускло озеро блестит.
Бледный месяц невидимкой,
В тесном сонме сизых туч,
Без приюта в небе ходит
И, сквозя, на все наводит
Фосфорический свой луч.
Анализ стиха
Стихотворение «Посмотри – какая мгла» – образец раннего творчества Я.П. Полонского. Оно было создано в 1844 году. Тогда молодой поэт только восходил на литературный Олимп. В том же 1844 г. был издан первый поэтический сборник Якова Петровича «Гаммы». Уже первые пробы пера Полонского приятно удивляют оригинальным художественным воплощением, казалось бы, будничных явлений.
Тема анализируемого стихотворения – очарование ночной природы. Я. Полонский учит видеть красоту даже в мрачном времени суток. Автор считает, что ночь – пора загадок и тайн, распознать которые может только тот, кто любит окружающий мир.
Стихотворение относится к пейзажной лирике, поэтому внимание автора сосредоточено на картинах природы. Лирический герой в произведении занимает позицию созерцателя. Тем не менее, ему можно дать короткую характеристику. Это человек, умеющий понимать окружающий мир, слышать посылы природы.
В начале стихотворения лирический герой обращается к невидимому слушателю с призывом посмотреть на мглу, легшую в глубине долины. Мгла не кажется наблюдателю беспросветной: под ее прозрачной дымкой тускло виднеется озеро. Эта прозрачность придает ночи легкости, некого романтического оттенка.
Над мглой нависает месяц, который автор характеризует эпитетом «бледный». Кажется, что небесное светило просто не хочет пронизывать мглу яркими лучами, не хочет нарушать мирный сон долины и озера. Месяц закрывают тучи, но и они не черные, а сизые.
В последних строках лирический герой акцентирует внимание на том, что месяц не может найти пристанище, поэтому ходит по небу, наводя на все свой луч. Для передачи неимоверного цвета лунного луча Яков Петрович использовал эпитет «фосфорический». Можно предположить, что посредством описания одинокого месяца автор передает внутреннее состояние лирического героя и, вероятно, свое.
Стихотворение Я.П. Полонского «Посмотри – какая мгла» лаконичное, но нетрудно заметить, что оно условно делится на две части по смыслу. Сначала поэт воспроизводит общую картину ночи, а потом до последней строки задерживает внимание на месяце.
На строфы произведение не делится, что позволило автору добиться плавного перехода от одной части к другой. «Посмотри – какая мгла» состоит из 10 строк, которые объединяются параллельной и перекрестной рифмовкой. Стихотворный размер – трехстопный хорей.
Для воссоздания ночного пейзажа автор использовал средства выразительности. В тексте очень много эпитетов, которые помогают детально представить то, что видит лирический герой: «прозрачная дымка», «сонный сумрак», «тускло блестит», «бледный месяц», «фосфорический луч».
Также в тексте есть метафоры («мгла в глубине долин легла», «месяц… без приюта в небе ходит») и сравнение («месяц невидимкой»). Торжественности, особого очарования придает устаревшее, книжное слово «сонм» (синоним – собрание, множество). Читайте еще: С днем рождения сестре в прозе.
Интонация стихотворения спокойная, плавная. Лишь первое предложение восклицательное. Оно привлекает внимание к красоте ночной поры. Есть в тексте и аллитерации, например, сонную атмосферу передают слова с согласными «с», «ч»: «в тесном сонме сизых туч», «на всё наводит фосфорический свой луч».