стихотворение рубцова во время грозы к какому роду литературы относится
Николай Рубцов — Во время грозы: Стих
Внезапно небо прорвалось
С холодным пламенем и громом!
И ветер начал вкривь и вкось
Качать сады за нашим домом.
Завеса мутная дождя
Заволокла лесные дали.
Кромсая мрак и бороздя,
На землю молнии слетали!
И туча шла, гора горой!
Кричал пастух, металось стадо,
И только церковь под грозой
Молчала набожно и свято.
Молчал, задумавшись, и я,
Привычным взглядом созерцая
Зловещий праздник бытия,
Смятенный вид родного края.
И все раскалывалась высь,
Плач раздавался колыбельный,
И стрелы молний все неслись
В простор тревожный, беспредельный.
Анализ стихотворения «Во время грозы» Рубцова
Зрелая лирика Николая Михайловича Рубцова по своему мироощущению часто носит вневременной характер. «Во время грозы» из пейзажной зарисовки вырастает до трактовки метафизического смысла явлений.
Стихотворение издано в сборнике 1970 года «Сосен шум». Его автору в это время 34 года, его литературная судьба, кажется, начинает выправляться: дали квартиру в Вологде, активнее публикуют. Семейная жизнь его не сложилась, впрочем, до окончательного разрыва дело не доходило. По жанру – пейзажная лирика с мощным философским подтекстом, по размеру – ямб с перекрестной рифмовкой, 5 строф. Лирический герой – сам автор. Более определенно он себя обозначит в 4 строфе. Интонация напряженная, с предощущением катастрофы куда больше масштаба, чем просто гроза. Три восклицания в первой половине стихотворения. Чувствуется тютчевская нота. В первом четверостишии «внезапно» мир переворачивается, из безопасного, понятного, комфортного становится вдруг чужим и угрожающим. «Прорвалось»: метафора. Динамизм второй строфы подчеркнут глаголами и деепричастиями: заволокла, кромсая (это еще и яркое просторечие), бороздя. Описания поэта экспрессивны, полны детского изумления перед стихией, как человек, он чувствует свое ничтожество. «Гора горой»: сравнение фольклорного характера. По совместительству еще и лексический повтор и подобие фразеологического оборота. В 10 строке – сплошь инверсия. «Церковь набожно и свято»: молчание храма поэт связывает с его неотмирностью, неподвластностью земным стихиям. Действительно, храму в высшем смысле незачем бояться гнева природы. Хотя, конечно, бывают и грозные предупреждения людям с повреждением храмов как зданий. Молчит и лирический герой. «Зловещий праздник бытия»: гроза вдруг приоткрыла невидимые пласты бытия, его хрупкость и непостижимость. «Плач колыбельный»: над смятением «родного края» звучат пронзительные рыдания, всхлипы, завывания бури. Пространство стало беспредельным. Оксюморон: холодным пламенем. Олицетворения: качать сады, туча шла, молнии слетали. Эпитеты: зловещий, смятенный, тревожный. Созерцая: пример возвышенной лексики. Образ молний – один из основных в этом стихотворении. Анафора: молчала.
Н. Рубцов – певец родного края, мастер лирических описаний русской природы. В стихотворении «Во время грозы» поэт изображает природу потрясенной, угрожающей.
Стихотворение рубцова во время грозы к какому роду литературы относится
3.1. Какими чувствами проникнуто описание грозы в приведённом стихотворении?
3.2. Какую роль в стихотворении «Во время грозы» играет глагол «молчала», «молчал»?
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задание 3.1 или 3.2, а также задание 4.
Внезапно небо прорвалось
С холодным пламенем и громом!
И ветер начал вкривь и вкось
Качать сады за нашим домом.
Завеса мутная дождя
Заволокла лесные дали.
Кромсая мрак и бороздя,
На землю молнии слетали!
И туча шла, гора горой!
Кричал пастух, металось стадо,
И только церковь под грозой
Молчала набожно и свято.
Молчал, задумавшись, и я,
Привычным взглядом созерцая
Зловещий праздник бытия,
Смятенный вид родного края.
И всё раскалывалась высь,
Плач раздавался колыбельный,
И стрелы молний всё неслись
В простор тревожный, беспредельный.
Сопоставьте стихотворение Н.М. Рубцова «Во время грозы» с приведённым стихотворением М. Ю. Лермонтова «Гроза». Чем различаются эти произведения?
В описании грозы стихотворения Рубцова и Лермонтова довольно схожи. Гроза обоими поэтами воспринимается как стихия, неподвластная человеческой воле и пониманию. Оба молча созерцают грозу, размышляя о сущности бытия, о смысле жизни; гроза воспринимается ими и как символ обновления природы, жизни.
Однако есть и отличия в восприятии грозы.
В стихотворении Рубцова лирический герой смиренный, как и церковь перед стихией, он не бросает вызов стихии, а принимает беспокойство стихии безропотно:
И только церковь под грозой
Молчала набожно и свято.
Молчал, задумавшись, и я.
А в стихотворении Лермонтова состояние природы подчеркивает мятежное состояние духа лирического героя:
Стою — ужель тому ужасно
Стремленье всех надземных сил,
Кто в жизни чувствовал напрасно
И жизнию обманут был?
3.1. В стихотворении Н. Рубцова гроза предстает пред читателем во всей ее демонической силе. Неслучайно поэт называет ее «зловещим праздником бытия». Гроза пугает неизведанностью и непостижимостью и вместе с тем воспринимается как неизбежность, поэтому ее лирический герой созерцает «привычным взглядом».
3.2. Глаголы «молчала», «молча» наделены в тексте особым значением. Во время стихии, перед которой бессилен человек, «молчала» церковь «набожно и свято». Церковь словно знает что-то, что говорить не имеет никакого смысла, потому что это предопределено свыше, и даже гроза не в силах этому помешать. Лирический герой стихотворения тоже «молчал», осознавая бессмысленность какого-либо сопротивления стихии с его стороны.
Стихотворение рубцова во время грозы к какому роду литературы относится
Вторая и четвертая строфы почти совпадают по содержанию. Как называется этот прием?
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
В горнице моей светло —
Это от ночной звезды,
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды.
В садике завяли все,
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.
Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень,
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день:
Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе.
К какому роду литературы относится данное произведение?
Данное произведение относится к лирике. Дадим определение.
Лирика — воспроизводит субъективное личное чувство или настроение автора.
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в четвёртой строфе данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).
Метафора — скрытое сравнение.
Эпитет — определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным (вторая жизнь).
Анафора — стилистическая фигура, состоящая в повторении сходных звуков, слова или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков).
Я полностью не согласна с тем, что в четвертой строфе данного стихотворения поэтом использована метафора. Мета́фора — троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Здесь также отсутствует метафорическое выражение. Метафора не имеет никакого отношения к четвертой строфе.
Какова роль образа звезды в этом стихотворении?
Каковы основные темы поэзии Н. М. Рубцова и кто из русских поэтов XIX−XX веков близок ему по содержанию поэтического творчества?
В поэзии Рубцова несколько излюбленных тем: тема Родины и родной природы, тема философского осмысления бытия. Рубцов почти всегда пишет о жизни с терпкой грустью, он последователен в ощущении зыбкости и скоротечности мира, его таинственной красоты и внутренней непостижимости природы.
Образ сельской родины у Рубцова, начиная со «Звезды полей», окрашен грустью, его душой всё чаще «овладевает светлая печаль, как лунный свет овладевает миром», и печаль эта возникает оттого, что поэт ощущает недолговечность, непрочность, зыбкость дорогого ему священного покоя.
Ощущение неразрывного единства с миром нашло своё законченное воплощение в стихотворении «Тихая моя Родина». Природу в своих стихах Рубцов показывает по-особенному, у него постоянное предчувствие «грозного бытия». Даже пейзажная лирика Рубцова запечатлена множеством картин летних гроз, наводнений, знобящих заморозков, которые предвещают что-то нехорошее.
Я умру в крещенские морозы.
Я умру, когда трещат берёзы.
Сам себе казался я таким же клёном…
Единение человека с природой прослеживается и в поэзии Тютчева. В картинах природы воплощены раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании. Природа в стихах Тютчева очеловечена, внутренне близка и понятна человеку («Не то, что мните Вы, природа»):
Не то, что мните Вы, природа:
В ней есть душа, в ней есть свобода,
Таким образом, в творчестве Рубцова, Тютчева, Есенина есть общие подходы к раскрытию тем поэзии.
Анализ стихотворения Рубцова “Во время грозы”
Рубцов – несомненно, один из лучших советских поэтов-пейзажистов. Среди многочисленных стихотворений Николая Михайловича, посвященных великолепию среднерусской природы, – “Во время грозы”. Произведение избавлено от предисловий.
Оно начинается столь же неожиданно, сколь гроза, описанная в нем. Недаром самое первое слово в тексте – наречие “внезапно”. Рядовое природное явление у Николая Михайловича представляется едва ли не как масштабная катастрофа. Прорвалось небо, на землю обрушились гром и холодное пламя.
Лесные дали скрылись за мутной завесой дождя, молнии начали слетаться на землю, кромсая мрак.
Первая половина третьей строфы – продолжение усиления грозы. Изображение кричащего пастуха и мечущегося стада – кульминационная точка стихотворения. Далее следует момент успокоения. Рубцов упоминает церковь, молчащую набожно и свято, не
Православные мотивы в той или иной степени нередко встречаются в произведениях поэта. Например, в стихотворении “Я буду скакать по холмам задремавшей Отчизны…” лирический герой признается, что жаль ему “разрушенных белых церквей”. Мысль довольно смелая для человека, живущего в СССР, где официально провозглашен атеизм. По-видимому, Николай Михайлович был человеком верующим.
Основное тому подтверждение – его лирика. Кроме того, известно об интересе, который Рубцов проявлял к храмам во время поездок по вологодской земле, о его беседах с православными батюшками.
В начале четвертой строфы стихотворения “Во время грозы” лирический герой сообщает, что разворачивающееся перед ним действо он наблюдает, молча, задумавшись. Кажется, ему удалось успокоиться, преодолеть тревогу. К сожалению, это не так. Далее грозу герой называет “зловещим праздником бытия”, вид родного края – “смятенным”.
В финале и вовсе простор характеризуется как “тревожный, беспредельный”. Есть в последней строфе и еще один чрезвычайно важный момент. Речь идет об упоминании раздающегося колыбельного плача.
Для Рубцова неотделимы друг от друга гроза и продолжение жизни, вечный ее круговорот.
Related posts:
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Николай Михайлович Рубцов. «Во время грозы»
Николай Михайлович Рубцов
Внезапно небо прорвалось
С холодным пламенем и громом!
И ветер начал вкривь и вкось
Качать сады за нашим домом.
Завеса мутная дождя
Заволокла лесные дали.
Кромсая мрак и бороздя,
На землю молнии слетали!
И туча шла, гора горой!
Кричал пастух, металось стадо,
И только церковь под грозой
Молчала набожно и свято.
Молчал, задумавшись, и я,
Привычным взглядом созерцая
Зловещий праздник бытия,
Смятенный вид родного края.
И все раскалывалась высь,
Плач раздавался колыбельный,
И стрелы молний все неслись
В простор тревожный, беспредельный.
Рубцов – несомненно, один из лучших советских поэтов-пейзажистов. Среди многочисленных стихотворений Николая Михайловича, посвященных великолепию среднерусской природы, — «Во время грозы». Произведение избавлено от предисловий. Оно начинается столь же неожиданно, сколь гроза, описанная в нем. Недаром самое первое слово в тексте – наречие «внезапно». Рядовое природное явление у Николая Михайловича представляется едва ли не как масштабная катастрофа. Прорвалось небо, на землю обрушились гром и холодное пламя. Разгулялся ветер, вкривь и вкось качающий сады. Лирический герой предощущает опасность, чувство тревоги усиливается буквально с каждой строчкой. Во второй строфе Рубцов отдает предпочтение глаголам и деепричастиям, благодаря которым стремительно развивается действие. Лесные дали скрылись за мутной завесой дождя, молнии начали слетаться на землю, кромсая мрак.
Первая половина третьей строфы – продолжение усиления грозы. Изображение кричащего пастуха и мечущегося стада – кульминационная точка стихотворения. Далее следует момент успокоения. Рубцов упоминает церковь, молчащую набожно и свято, не боящуюся природных катаклизмов. Православные мотивы в той или иной степени нередко встречаются в произведениях поэта. Например, в стихотворении «Я буду скакать по холмам задремавшей Отчизны…» лирический герой признается, что жаль ему «разрушенных белых церквей». Мысль довольно смелая для человека, живущего в СССР, где официально провозглашен атеизм. По-видимому, Николай Михайлович был человеком верующим. Основное тому подтверждение – его лирика. Кроме того, известно об интересе, который Рубцов проявлял к храмам во время поездок по вологодской земле, о его беседах с православными батюшками.
В начале четвертой строфы стихотворения «Во время грозы» лирический герой сообщает, что разворачивающееся перед ним действо он наблюдает, молча, задумавшись. Кажется, ему удалось успокоиться, преодолеть тревогу. К сожалению, это не так. Далее грозу герой называет «зловещим праздником бытия», вид родного края – «смятенным». В финале и вовсе простор характеризуется как «тревожный, беспредельный». Есть в последней строфе и еще один чрезвычайно важный момент. Речь идет об упоминании раздающегося колыбельного плача. Для Рубцова неотделимы друг от друга гроза и продолжение жизни, вечный ее круговорот.
Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям