стихотворение железная дорога каким размером написано стихотворение
Анализ стихотворения «Железная дорога» Некрасова
Всего получено оценок: 252.
Всего получено оценок: 252.
“Железная дорога” – это стихотворение Н. А. Некрасова. Оно было написано в 1864 году и стало воплощением размышлений поэта о тяжёлой участи русского народа, несправедливости и тех условиях, в которых оказывались люди, строившие железные дороги. Вы можете ознакомиться с кратким анализом “Железная дорога” по плану. Этот разбор можно использовать при изучении произведения на уроке литературы в 6 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Железная дорога.
История создания – стихотворение появилось в 1864 году и стало одним из произведений Некрасова, посвящённых народу, повествующих о его нелёгкой жизни.
Тема – стихотворение о страданиях простых людей при строительстве железных дорог в России XIX века, безрассудстве чиновничества, жёстокой эксплуатации народа.
Композиция – линейная, стихотворение состоит из четырёх частей: первая – описание природы, а следующие – живое описание страшных картин, которые имели место быть при строительстве железной дороги.
Жанр – лирическое стихотворение, некоторые исследователи называют поэмой. Вид лирики – гражданская.
Стихотворный размер – стихотворение написано четырёхстопным дактилем, используется точная и неточная, женская и мужская рифма, перекрестный способ рифмовки АВАВ.
Эпитеты – “ Здоровый, ядрёный в оздух “, “славная осень”, “труд страшно громаден”.
Сравнения – “Лёд… словно как тающий сахар лежит”, “Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно”, “Листья… желты и свежи лежат, как ковёр”, “…почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь”.
Синекдоха – “А по бокам-то всё косточки русские”.
Олицетворение – “Свисток оглушительный взвизгнул”.
История создания
Стихотворение “Железная дорога” было написано в 1864 году. История создания этого произведения связана со строительством в Российской Империи железных дорог. Крестьяне, трудившиеся на путях, находились в тяжёлых условиях, голодали, болели, умирали. Об их жизнях не думали и не заботились, единственной целью было скорое завершение работы. Поэту, переживавшему за простых людей, стремящемуся отразить действительность такой, какая она есть, было больно и обидно видеть это. Его переживания воплотились в данном стихотворении.
Главная мысль, которую во многих своих произведениях Некрасов пытался донести до широкой публики,– это тяжелое положение простого народа в России. Тема жизни крестьян и рабочих, невыносимые условия их труда и жизни при строительстве путей сообщения ярко отразилась в стихотворении “Железная дорога”. Также здесь красной нитью проходит осуждение поэтом тех людей, которые управляли этими работами. Они не заботились о том, чтобы облегчить труд людей и сохранить их жизни, а использовали их лишь в качестве средства достижения своих целей.
Композиция
Стихотворение состоит из четырёх выделенных частей. Все они взаимосвязаны и представляют собой соединение нескольких образов людей, сидящих в вагоне поезда: лирического героя, генерала и его сына Вани.
Жанр – лирическое стихотворение, впрочем некоторые литературоведы склонны его считать поэмой, что небезосновательно: есть сюжет, есть лирические отступления. Вид данного стихотворения определяется темой, которой он посвящен – это гражданская лирика. Подтверждение этому – отражение реальной действительности, ни в чём не приукрашенной. Поэт переживает за русский народ, людей, вынужденных работать в немыслимо тяжелых условиях, осуждает руководство, стремящееся добиваться своих целей любой ценой.
Стих написан трехсложным размером – четырёхстопным дактилем. Используются различные виды рифмы: точная (постели – успели, ночи – кочи), неточная (простор – ковёр, одному – ему), мужская (людей – ткачей), женская (громаден – беспощаден), способ рифмовки – перекрестный.
Средства выразительности
Обилие средств выразительности помогает воссоздать яркую, живую картину современной поэту действительности, которая предстает перед нами при прочтении стихотворения.
Конспект урока по литературе на тему «Н.А. Некрасов «Железная дорога». Трехсложные размеры стиха».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок литературы в 6 классе
Тема урока: «Н.А. Некрасов «Железная дорога». Трехсложные размеры стиха».
— обучающая: продолжать формировать умения анализа лирического произведения посредством беседы, ознакомить ребят с теоретико-литературными понятиями, научить определять трехсложные размеры стиха;
— развивающая: стимулировать у учащихся проявлять инициативу.
Оборудование урока: портрет Н.А. Некрасова.
Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам, объяснение теоретических вопросов.
Здравствуйте, ребята, садитесь, пожалуйста.
Ведущее слово учителя:
Сегодня на уроке мы продолжим изучать стихотворение Н.А. Некрасова «Железная дорога». А также познакомимся с понятием «трехсложные размеры стиха», научимся определять данные размеры на конкретных стихотворениях. Но сначала проверим, как вы справились с домашним заданием.
Ведущее слово учителя:
Итак, дома вы должны были письменно ответить на 6-ой вопрос на 225-ой странице. (6. Прочитайте последние три четверостишия второй части. Как показывает автор будущее?)
Два ученика зачитывают ответ на вопрос. (Данное задание выполнено в рабочих тетрадях учеников по литературе).
Оценочное слово учителя:
Молодцы, ребята! Вы верно поняли авторскую мысль. Ответ был содержательным и развернутым. Я поставлю вам пятерки.
Ведущее слово учителя:
Давайте продолжим работу над стихотворением.
Беседа по вопросам (она прерывается выразительным чтением и комментированием отдельных эпизодов стихотворения):
Учитель: Итак, мы помним, что случайно услышанный в вагоне разговор вызывает лирического героя на объяснение. Он хочет открыть правду не только мальчику-попутчику. Он обращается ко всему молодому поколению.
— Как показывает правду лирический герой? / Через какой образ лирический герой показывает правду?
Ученик: Правда показана через фантастический, сказочный образ царя-голода. Он и согнал «массы народные» на строительство железной дороги. Учитель: Как Некрасов показывает цену, которой построена дорога? Зачитайте эти строки в тексте.
Ученик : Некрасов показывает цену, которой построена дорога через следующие строки: «А по бокам-то все косточки русские. » Звучит риторический вопрос: «Все ли нас, бедных, добром поминаете»/ или забыли давно?» Забыли, конечно.
Учитель: Кто объявлен строителем железной дороги?
Ученик : Строителем железной дороги объявлен «граф Клейнмихель», а о настоящих строителях никто и не вспоминает.
Учитель: Какой образ выделяется в толпе призраков-мужиков? Зачитайте описание этого образа.
Ученик : В толпе призраков-мужиков выделяется образ белоруса, тяжелейшим трудом добывающего свой хлеб:
Губы бескровные, веки упавшие,
Язвы на тощих руках,
Вечно в воде по колено стоявшие
Ноги опухли; колтун в волосах.
Учитель: Черты какого жанра проявляются при описании видений лунной ночи?
Ученик : При описании видений лунной ночи проявляются черты баллады.
Учитель: Давайте вспомним определение баллады.
Ученик : Баллада – это стихотворный рассказ на историческую или легендарную тему. Реальное в балладе сочетается с фантастическим.
Учитель: Как вы считаете, зачем автор включает в стихотворение черты баллады?
Ученик : Автор включает в стихотворение черты баллады, т.к. тема строительства железной дороги, унесшая тысячи жизней, достойна, с его точки зрения, иметь историческое значение.
Учитель: К чему призывает своего попутчика лирический герой Некрасова? Ученик : Герой призывает увидеть очевидное, не закрывать глаза на народ ные бедствия, призывает признать в мужиках таких же людей.
Учитель: Каков идеал лирического героя?
Учитель: Как воспринимает «правду» рассказчика Ваня?
Учитель: Какую роль играет в композиции стихотворения III часть?
Ученик : Третья часть полемически противопоставлена второй. Генерал спорит с лирическим героем.
Учитель: Как реагирует генерал на рассказ Вани об «удивительном сне»?Почему?
Учитель: Как построена IV часть стихотворения?/ С помощью какого принципа она построена?
Ученик : Эта часть построена с помощью приема иронии.
Учитель: Что означает «светлая сторона»?
Ученик : Это описание окончания тяжелых работ. Оказалось, что рабочие еще остались должны подрядчику.
Учитель: Как поступает с рабочими купчина?
Ученик : Обманутым рабочим «купчина» выставляет бочку вина, раздаются крики «ура», народ впрягается вместо лошадей и мчит «купчину» по дороге.
Ученик : Они звучат издевательски.
Учитель: Каково авторское отношение к изображаемому? Через какие строки мы видим это отношение?
Ученик : «Кажется, трудно отрадней картину / Нарисовать, генерал. » Таким риторическим ироническим вопросом и многоточием заканчивается стихотворение. Остается безрадостное, тягостное впечатление.
Учитель: Вернемся к словам первой части: «Нет безобразья в природе!» Как эти слова звучат в контексте всего стихотворения?
Ученик : Прекрасная, мирная картина природы в первой части противопоставлена «безобразью» отношений между людьми.
Учитель: Как называется такой принцип противопоставления? Для чего автор вводит этот принцип?
Ученик : Он называется антитезой. Антитеза подчеркивает неестественность положения народа, на своих плечах выносящего «что Господь ни пошлет».
Учитель: Какие интонации вы услышали в стихотворении?
Учитель: В стихотворении звучит повествовательная, описательная и разговорная интонация.
Ведущее слово учителя:
Мы поработали со стихотворением Некрасова. А теперь открываем тетради. Посередине запишем: «Трехсложные размеры стиха».
Учитель: Ребята, скажите, какие размеры стиха вы уже изучили?
Ученик : Мы изучили двусложные размеры стиха.
Учитель: Какие двусложные размеры стиха вы знаете? Дайте им определения.
Ученик : Хорей и ямб. Хорей – это двусложный размер стиха с ударением на 1-ом слоге (или стихотворный метр с сильными местами на нечетных слогах стиха: 1, 3, 5, 7, 9). Ямб – это двусложный размер стиха с ударением на 2-ом слоге (или стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха: 2, 4, 6, 8, 10).
Учитель: Кто ввел в употребление двусложные размеры стиха?
Ученик : А.С. Пушкин в вел в употребление двусложные размеры стиха.
Сообщающее слово учителя:
А сегодня мы изучим трехсложные размеры стиха. Их ввел в употребление Н.А. Некрасов. Поэтому на примерах его стихотворений мы будем учиться определять данные размеры.
Учитель кладет на парту ученикам раздаточный материал.
Внимательно прочитайте первых три определения (размер, стих, стопа). Они вам знакомы, поскольку вы уже изучили двусложные размеры стиха. Я всего лишь напоминаю о них, чтобы нам легче было работать с примерами.
Ученики читают про себя определения (теоретико-литературные понятия). (См. приложения).
А теперь вслух прочтем определения трехсложных размеров стиха: дактиля, амфибрахия, анапеста.
Ученики читают вслух определения (теоретико-литературные понятия). (См. приложения).
Давайте запишем эти определения в тетрадь.
Ученики записывают в тетрадь определения.
Учитель кладет на парту ученикам следующий раздаточный материал. (См. приложения).
Давайте обратимся к примерам. Прочтем в раздаточном материале четверостишье из стихотворения Н.А. Некрасова «Тройка».
Ученики читают вслух четверостишье из стихотворения Н.А. Некрасова «Тройка». (См. приложения).
Работа на карточках.
Расставим ударение в первых 2-х строках. Пронумеруем все гласные. Разделим строки на стопы.
Ученики ставят ударение в первых 2-х строках. Нумеруют все гласные. Делят строки на стопы. Учитель работает у доски, показывая образец оформления.
Учитель: Итак, какой размер у этого четверостишия?
Ученик : Трехстопный анапест.
Учитель: Скажи, пожалуйста, всем, как ты определил размер?
Ученик : В стихотворении 3 стопы, т.к. 3 раза падает ударение. Следовательно, размер трехстопный. Это анапест, т.к. ударными являются 3-й, 6-й и 9-й слог.
Учитель: Далее работаем самостоятельно.
Ученики работают самостоятельно на карточках. (Определение стихотворных размеров в стихотворениях Н.А. Некрасова «В полном разгаре страда деревенская» и «Крестьянские дети»). (См. приложения).
Ведущее слово учителя:
Запишем домашнее задание. 1. Определить стихотворный размер в стихотворении Н.А. Некрасов «Железная дорога». 2. Письменно ответить на вопрос 5-й после стихотворения. 3. Прочитать сказ Н.С. Лескова «Левша» (1-14 глава).
Анализ стихотворения «Железная дорога» (Н. Некрасов)
Произведение Николая Алексеевича Некрасова 1864 года отражает насущные проблемы царской России, описывает бедственное положение крестьян и использование их труда в тяжелых работах. Стихотворение посвящается детям, а в самом эпиграфе перед произведением с иронией говорится о роли П. А. Клейнмихеля в строительстве. «Железная дорога» Некрасова на потеряла социальную остроту и сегодня, поэтому Многомудрый Литрекон всем советует обратиться к оригинальному тексту стихотворения.
История создания
Произведение посвящено строительству первой железной дороги в России. Соответствующий указ был издан Николаем I в 1842 году. Она должна была соединить Москву и Петербург. Работы под руководством графа П. А. Клейнмихеля были завершены в рекордно короткие сроки — в 1852 году.
Стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога» появилось в журнале «Современник» в 1864 году. Произведение стало ключевым в гражданской лирике того времени. Поэта интересовало в большей степени не то, какие блага принесла новая дорога его отечеству, но то, какой ценой это строительство далось россиянам.
Произведение представляет собой диалог между генералом и его сыном, Ванечкой, а также рассказчиком-автором, который возражает «папаше» по поводу того, что дорога строилась в хороших условиях.
Жанр, направление, размер
Стихотворение «Железная дорога» относится к гражданской лирике. Оно написано дактилем, в нем используется мужская и женская рифма, с перекрестным способом рифмовки (abab).
Направление данного стихотворения – реализм. Повествование ритмично, как будто созвучно перестукиванию колес уходящего вдаль поезда. Мы видим перед собой реальную жизнь сотен тысяч крестьян, которым по причине жуткой бедности приходилось трудиться в поте лица, зарабатывая при этом копейки и по непонятной причине оказываясь в долгу перед начальством.
Данное стихотворение относится к немногим произведениям XIX века с социальной направленностью, где о жизни простого народа рассказано с сочувствием.
Образы и символы
Первым и самым главным образом данного произведения является железная дорога. Она стала причиной невыразимой боли русского народа, заставила страдать ни в чем не повинных людей. Сотни мертвецов восстают и идут вслед за поездом, в котором едут генерал и Ванечка вместе с рассказчиком.
Когда же барин просит показать «светлую сторону», то автор не отказывается, а, напротив, с удовольствием и иронией демонстрирует, как лабазник отмерил рабочим бочку вина и простил недоимку. Купец выступает в образе «благодетеля», который на самом деле люто ненавидит народ и пользуется своей властью, эксплуатируя невежественных и беспомощных людей.
Темы и настроение
Проблемы
Проблематика произведения богата и насыщенна.
Основная идея
Произведение «Железная дорога» явственно показывает, что творцами всего великого как на Руси, так и в Европе являются простые мужики. Это и есть главная мысль произведения. Тем не менее, все почести и заслуги достаются и приписываются помещикам, подрядчикам, господам, которые жестоко обращаются с рабочими, эксплуатируют их и обманывают, приписывая несуществующие долги.
Читатель, по мнению поэта, должен понимать, что на самом деле без труда простого мужика не было бы создано многое из того, что окружает нас в повседневной жизни. Смысл авторского предостережения заключается в том, что если мы забудем о том, кому на самом деле мы обязаны строительством той же самой железной дороги, то предадим самих себя и свою сущность.
Средства художественной выразительности
Таким образом, перед нами предстает картина бесправного крестьянского труда, где, находясь под гнетом крепостного права, простым мужикам приходится гнуть спины, чтобы построить дорогу на радость своим господам. Хотя помещики и находятся в выигрышном положении, получая себе все лавры и заслуги, заработанные их подчиненными, на самом деле они предстают перед нами как низкие, подлые люди, недостойные того, чтобы остаться в веках, недостойные считаться истинными благодетелями. Гораздо больше для процветания нашей Родины сделали русские мужики, рабочие и крестьяне, память о которых мы должны по велению автора сохранить в своих сердцах и пронести через века.
Трёхсложные размеры стиха
Если у А. С. Пушкина преобладали двусложные размеры стиха, то Н. А. Некрасов активно использовал трёхсложные размеры. Чтобы определить их, рассмотрим строки из стихотворения «Железная дорога»:
Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит.
В стихе повторяются группы из трёх слогов: первый ударный, второй и третий безударные. Это трёхсложный размер с ударением на первом слоге. Он называется дактиль.
Возьмём другие строки — из стихотворения Некрасова «Крестьянские дети», расставим ударения и построим схему стиха.
Однажды в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Здесь повторяются группы из трёх слогов: первый безударный, второй ударный, третий безударный. Это трёхсложный размер с ударением на втором слоге. Он называется амфибрахий.
Теперь расставим ударения в строках из стихотворения Некрасова «Тройка»:
Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от весёлых подруг?
Повторяются группы из трёх слогов: первый и второй безударные, третий ударный. Это трёхсложный размер с ударением на третьем слоге. Он называется анапест.
Итак, трёхсложных размеров стиха три: дактиль, амфибрахий и анапест.
Вопросы и задания
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее.
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя.
Сижу за решёткой в темнице сырой.
Урну с водой уронив, об утёс её дева разбила.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
Стихотворение и анализ «Железная дорога»
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.
Славная осень! Морозные ночи,
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни —
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
«Добрый папаша! К чему в обаянии
Умного Ваню держать?
Вы мне позвольте при лунном сиянии
Правду ему показать.
Труд этот, Ваня, был страшно громаден, —
Не по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.
Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Он-то согнал сюда массы народные.
Многие — в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.
Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские…
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?
Чу! восклицанья послышались грозные!
Топот и скрежет зубов;
Тень набежала на стекла морозные…
Что там? Толпа мертвецов!
То обгоняют дорогу чугунную,
То сторонами бегут.
Слышишь ты пение. „В ночь эту лунную
Любо нам видеть свой труд!
Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.
Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда…
Всё претерпели мы, божий ратники,
Братья! Вы наши плоды пожинаете!
Нам же в земле истлевать суждено…
Всё ли нас, бедных, добром поминаете
Не ужасайся их пения дикого!
С Волхова, с матушки Волги, с Оки,
С разных концов государства великого —
Это всё братья твои — мужики!
Стыдно робеть, закрываться перчаткою.
Ты уж не маленький. Волосом рус,
Видишь, стоит, изможден лихорадкою,
Высокорослый, больной белорус:
Губы бескровные, веки упавшие,
Язвы на тощих руках,
Вечно в воде по колено стоявшие
Ноги опухли; колтун в волосах;
Ямою грудь, что на заступ старательно
Изо дня в день налегала весь век…
Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:
Трудно свой хлеб добывал человек!
Не разогнул свою спину горбатую
Он и теперь еще: тупо молчит
И механически ржавой лопатою
Мерзлую землю долбит!
Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять…
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.
Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную —
Вынесет всё, что господь ни пошлет!
Вынесет всё — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только — жить в эту пору прекрасную
Уж не придется — ни мне, ни тебе».
В эту минуту свисток оглушительный
Взвизгнул — исчезла толпа мертвецов!
«Видел, папаша, я сон удивительный, —
Ваня сказал, — тысяч пять мужиков,
Русских племен и пород представители
Вдруг появились — и он мне сказал:
„Вот они — нашей дороги строители. “»
— Был я недавно в стонах Ватикана,
По Колизею две ночи бродил,
Видел я в Вене святого Стефана,
Что же… всё это народ сотворил?
Вы извините мне смех этот дерзкий,
Логика ваша немножко дика.
Или для вас Аполлон Бельведерский
Хуже печного горшка?
Вот ваш народ — эти термы и бани,
Чудо искусства — он всё растаскал! —
«Я говорю не для вас, а для Вани…»
Но генерал возражать не давал:
— Ваш славянин, англосакс и германец
Не создавать — разрушать мастера,
Варвары! дикое скопище пьяниц.
Впрочем, Ванюшей заняться пора;
Знаете, зрелищем смерти, печали
Детское сердце грешно возмущать.
Вы бы ребенку теперь показали
Слушай, мой милый: труды роковые
Кончены — немец уж рельсы кладет.
Мертвые в землю зарыты; больные
Скрыты в землянках; рабочий народ
Тесной гурьбой у конторы собрался…
Крепко затылки чесали они:
Каждый подрядчику должен остался,
Стали в копейку прогульные дни!
Всё заносили десятники в книжку —
Брал ли на баню, лежал ли больной:
„Может, и есть тут теперича лишку,
Да вот поди ты. “ Махнули рукой…
В синем кафтане — почтенный лабазник,
Толстый, присадистый, красный, как медь,
Едет подрядчик по линии в праздник,
Едет работы свои посмотреть.
Праздный народ расступается чинно…
Пот отирает купчина с лица
И говорит, подбоченясь картинно:
„Ладно… нешто… молодца. молодца.
С богом, теперь по домам, — проздравляю!
(Шапки долой — коли я говорю!)
Бочку рабочим вина выставляю
Кто-то „ура“ закричал. Подхватили
Громче, дружнее, протяжнее… Глядь:
С песней десятники бочку катили…
Тут и ленивый не мог устоять!
Выпряг народ лошадей — и купчину
С криком „ура!“ по дороге помчал…
Кажется, трудно отрадней картину
Краткое содержание
К. Савицкий. Ремонтные работы на железной дороге. 1874
В сюжете поэмы участвуют три лица – непосредственно сам рассказчик (лирический герой), генерал и генеральский сынок по имени Ванечка. События развиваются в вагоне поезда. Произведение начинается с вопроса Вани, адресованного отцу генералу: «Кто построил эту железную дорогу?». Отец даёт ответ: «Дорога построена графом Клейнмихелем Петром Андреевичем». Лирический герой, искренне возмутившись столь несправедливым ответом генерала, начинает рассказывать Ванечке, как обстояли дела на самом деле.
Сначала герой описывает красоту осенней природы, родные края, пролегающие вдоль железной дороги. Пассажиры поезда любуются ковром из опавших листьев, неокрепшим льдом на реке и пр. Вокруг чувствуются природная благодать и спокойствие: поезд легко мчится по рельсам и «думает думу свою».
Затем начинается повествование о том, какими адскими трудами возводилось это железнодорожное полотно. Мы вместе с мальчиком Ваней узнаём о том, что на стройку сгоняли десятки тысяч бесправных крестьян из многих уголков страны. Рассказчик подробно описывает их адский труд в нечеловеческих условиях холода, голода, жестоких избиений и болезней. Телами строителей железной дороги устлан каждый километр рельсов.
Слушая страшный рассказ лирического героя, Ваня погружается в сон: ему снится, что тысячи мертвецов мчатся следом за поездом, заглядывая в окна. Во сне мальчик видит, как несчастные строители мучились от ветра, снега и дождя, как они страдали от цинги, ограблений ратников и пр. Ваня видит во сне мужчину, долбящего лопатой промёрзшую землю: его руки покрыты страшными язвами, он стоит по колени в воде, его волосы превратились в сплошной колтун.
Внезапно раздаётся паровозный гудок и мальчик пробуждается. Он передаёт отцу – генералу содержание своего сна. В ответ отец смеётся, говоря, что строители железной дороги были жалким сборищем пьяниц и варваров: они были нацелены не на строительство, а на разрушение. Генерал требует от лирического героя не пугать его сына, а показать светлую сторону происходящего. Рассказчик соглашается и продолжает повествование…
Наконец, строительство завершилось: умершие преданы земле, а подрядчики отправляются с окончательной проверкой. Тут выясняется, что каждый трудяга, возводивший железную дорогу, остаётся ещё и должником, а значит, ничего не получит за свою работу. При этом толстый подрядчик хвалит строителей, и «от души прощает» крестьянам их недоимки. В знак барской «щедрости» подрядчик дарит строителям бочонок вина, а строители рады и этому. Они уже готовы безропотно расходиться по домам.
История создания
Поэма была написана Некрасовым в 1864 г. История появления данного произведения связана со строительством в России первых железнодорожных путей. Рабочие – крестьяне, трудившиеся на возведении железных дорог, пребывали в нечеловеческих условиях: они голодали, болели, подвергались различным унижениям. О качестве их существования никто и не думал: единственной целью начальства было скорейшее завершение работ и максимальная экономия на строительстве. Переживания Некрасова по этому поводу заставили его взяться за перо.
Жанр, направление, размер
Произведение относится к жанру гражданской лирики, так как в нём нашли отражения реальные события действительности без каких-либо украшательств. Некрасов искренне скорбит о несправедливой жизни простого народа, осуждая жадных и жестоких начальников.
Произведение представляет собой литературное направление «реализм». Мы наблюдаем реальную жизнь тысяч крестьян, вынужденных из-за чудовищной бедности работать за копейки на подобных строительствах. При этом ещё и оставаться в должниках у начальства.
Поэма написана поэтическим трёхсложным размером – дактиль. Автор использовал разнообразные рифмы: точную, неточную, мужскую и женскую. Способ рифмы перекрёстный.
Композиция
Поэма включает в себя четыре выделенных части, которые связаны и представляют единение нескольких образов людей, путешествующих поездом – это рассказчик (лирический герой), генерал и его малолетний сынок Ваня. Композиция построена на принципе антитезы двух смысловых частей:
Образы и символы
В поэме Некрасов представил несколько смысловых образов:
Темы и настроение
В произведении Некрасов поднял три важных темы:
Настроенческий пафос произведения смешанный – это и ужас смерти, и непосильный труд и, одновременно, получение отличной железной дороги, по которой отныне проносятся поезда. К сожалению, немногие знают истинную цену железной дороги, которую русскому человеку пришлось заплатить.
Основная идея
Основная идея произведения заключается в следующем утверждении: без самоотверженного труда простого русского мужика в России не может быть создано ничего стоящего. Мы не имеем права забывать тех, благодаря труду которых можем ездить по железной дороге. Главная несправедливость состоит в том, что трудовые заслуги народных тружеников нагло приписывают себе различные начальники, подрядчики и прочие «господа». Помимо этого они ещё и крайне жестоко обращаются с людьми, результатами трудов которых активно пользуются.
Средства выразительности
Большое разнообразие выразительных средств помогает автору воссоздать правдивую действительность трагической судьбы бесправных железнодорожных строителей. Некрасов использует следующие тропы: