стили пьесы какие бывают
Виды и жанры театрального искусства
Для достижения поставленных целей, нужно постоянно работать над собой, то есть развивать себя разносторонне. Раскрыть творческое «я» возможно не только за счёт литературы, музыки и живописи, но и также изучая тонкости сценического мастерства, где первый шаг – это знакомство с видами и жанрами театрального искусства.
Театр – это школа жизни: удивительная, эмоциональная и воодушевляющая. Театральное искусство – это зеркало нашей жизни. Театр посредством драматических действий освещает нам мир, ведя с нами диалог путём сердца с сердцем, души с душой, глаза в глаза.
Какие бывают жанры?
Сегодня мы хотим представить вашему вниманию не только самые популярные жанры, которыми живёт театр, но и показать их различия.
Водевиль (с франц. « val de Vire» означает Вирская долина) – это жанр, который получил своё название от реки Вир (Нормандия). Водевиль — лёгкая, комедийная пьеса с куплетами; шутливые, насмешливо — сатирические песенки, которые высмеивают незначительные нарушения общественных норм (не гостеприимство, недоброжелательность соседских отношений). Особенность жанра: комедийная борьба должна быть мягкой – данный жанр, ни в какой форме не допускает проявления жёсткости.
Драма (с греч. «drama» означает «действие») — это сценический жанр, освещающий социальные конфликты человека с обществом или же с самим с собой. Драма – это ещё не трагедия, но уже и не комедия, а что-то среднее между ними. Отличается от всех остальных жанров более серьёзным содержанием, здесь и характеры героев более сложные, и сюжет значительно «весомее и запутаннее», нежели отображаемые в комедиях.
Комедия (родина жанра Древняя Греция, буквальный перевод – «песня») – это жанр, сюжет которого выстраивается так, чтобы откликом зрителя служила улыбки или смех. Цель: высмеять пороки людей, их характеры, заблуждения, курьёзные жизненные ситуации. Смотреть такой спектакль довольно легко, как за счёт сатиры, так и несложности сюжета и характеров персонажей.
Мелодрама (с греч. melos — «музыка», drama — «действие») — жанр театрального искусства (пьеса с острой интригой), раскрывающая чувственный мир героя — отражающая внутреннюю борьбу добра и зла.
Мим (с греч. означает «подражание») — короткие комедийные, развлекательные импровизированные сценки.
Моралите (от лат. moralis – нравственный) — драматические преставления в Средние века, действующие лица которых не сами люди, а отвлечённые, абстрактные понятия (например: добродетель, порок).
Мюзикл (англ. Musical от music – музыка) – это музыкальный жанр. Здесь важная роль отводиться хореографии (отличается особой отточенностью актёрских действий), также составляющими элементами данного жанра является: музыка, песня, диалог. Данный жанр очень сложный в плане постановки и при этом весьма дорогой (за счёт спецэффектов).
Пародия – зародилась в антич. литературе (спектакль — насмешка). Цель – создание комического эффекта, путём повторения уникальных черт персонажей, их манер, стиля речи, поведения. Данный жанр получил широкое распространение не только в театре, но и на эстраде.
Пастораль (с франц. pastorale переводиться как «сельский») — это театральный жанр (опера или балет) раскрывающий простую пастушескую, сельскую жизнь.
Трагедия – с греч. дословно переводиться как «песня козла» («tragos» — козел, «ode» — песнь). В основе жанра – катастрофический исход. Главный герой – это человек, идущий против себя, общества, рушащий устоявшиеся правила и устои. Герой (артист) на протяжении всего спектакля ведёт борьбу, а в финале — гибнет. Большинство трагедий написано в стихах, в них отражена действительность сурово, остро, серьёзно.
Фарс (франц. Farse – грубая шутка, эпатажная выходка) — комический жанр средневекового театра. Комедия несложного содержания (развлекательные сценки показываемые актёрами в масках). Как правило, изображается городской быт со всеми его темными сторонами (скандальностью, грубостью, пьянкой).
Феерия (от франц. fee) – волшебница, фея. Для передачи зрителю полноты сюжета используется некое волшебство, которое создаётся за счёт красочных и необычных декораций, костюмов героев, трюков и спецэффектов.
Флиаки (с греч. phlyax – шутка) – театральные представления в Древней Греции в виде коротких шуток-сцен взятые из повседневной жизни о похождениях героев и богов.
Благодаря существующему многообразию видов и жанров театрального искусства человек идёт в театр и по-настоящему открывает для себя его — становиться преданным зрителем. Театр всегда предстаёт перед нами ярким, проникновенным, глубоким и завораживающим, за это мы его и любим.
Искусство театра, по сравнению с другими видами искусств – живое искусство. И в этом его неоспоримое преимущество.
Отзывы и комментарии
Друзья, расскажите нам, какие жанры и виды театрально искусства вы предпочитаете и почему. Делитесь с нами в строке ниже.
Музыкальный образ спектакля
РАЗДЕЛ 1
Режиссёрский анализ пьесы, основные направления.
1. Автор, его биография, творческий путь, указать все имеющиеся сведения об авторе, его произведениях, пьесах, инсценировках, прозе, основные вехи творчества.
2. Актуальность и современность пьесы, определить насколько проблемы, затронутые в пьесе совпадают с окружающей нас действительностью, какой представляют интерес, волнуют ли они сегодня, необходимы ли в данный момент.
3. Содержание, сюжет, фабула пьесы от самого широкого и подробного рассказа основных сюжетных линий, постепенно сужая и концентрируя вокруг главного прийти к определению содержания пьесы в нескольких фразах.
Событийный ряд пьесы.
всю пьесу разделить на события, чётко различая сюжет и события, сюжет отвечает на вопрос «Что произошло?», а события «Что при этом выявилось?». Например: В группе пропало 5 рублей, и все начали подозревать друг друге вора. Деньги потом нашли под столом. Кто-то случайно выронил, но группа показала все нехорошее лицо. В этом событии.
Сквозное действие пьесы.
из всех событий, которые были определены в пьесе, выделить одно или несколько главных, объединив их по главной мысли, которая происходит через всю пьесу. Сквозное действие как стрела, как стержень на который нанизываются отдельные события или другими словами действенные куски. Если сюжет отдельной сцены и события не ненанизаваются на сквозное действие и непонятно зачем все это существует, то в таком случае оно не имеет отношения и к самой пьесе
Конфликт пьесы.
Здесь надо определить борющиеся силы, в результате чего развивается сюжет и сквозное действие. В каждой пьесе существует один главный конфликт и несколько параллельных, вспомогательных, побочных конфликтов. Например: в «Вишневом саде» разорение Раневской и Гаева и их неумение управлять хозяйством – главный конфликт, надвигающееся строительство дач – параллельный, отношение Дуняши и Яши – побочный и т.д. Вне конфликтных линий не может быть ни одной сцены в пьесе.
Тема пьесы.
Для того, чтобы определить тему следует ответить на вопрос «о чём?» написана пьеса. Тут самое важное не путать тему конкретной, данной пьесы и тематику разных пьес, посвящённых одному событию или одной проблеме. К примеру об отечественной войне 1341-1945г.г. написано много пьес, но каждая имеет свою тему, которая раскрывает ту или иную сторону или грань, связанную с героическими, политическими, нравственными, личными делами на войне. Поэтому нельзя говорить «Тема войны». Война – это предлагаемые обстоятельства, о чём хотел он сказать и есть тема пьесы. Тему не следует формулировать одной фразой, лучше сказать о ней широко, чтобы её можно было почувствовать не только рационально, но и эмоционально и умом и сердцем.
Идея пьесы.
Идея отвечает на вопрос ради чего написана данная пьеса (что хотел сказать автор). Какую мысль высказывает драматург своими произведением. Это главное, что волнует драматурга, что он непременно хочет донести до зрителей. Без идеи, без темы произведения не существует, но для того чтобы идею определить правильно надо точно прочертить все борющиеся силы, конфликт и найти главную направленность этой борьбы сквозное действие.
Жанр пьесы.
Здесь также будет недостаточно определить жанр, исходя из трёх классических определений: комедия, трагедия, драма. Конечно исходные позиции идут от сюда, но каждая пьеса имеет свой оттенок, скажем «Родненькие мои» А.Смирнова –сентиментальная комедия, «Тема с вариациями» С.Алёшина –лирическая драма. Иногда авторы обозначают жанр, исходя из своего отношения к событиям – «Вишневый сад» А.П. Чехов назвал комедией, а К.С. Станиславский сделал драму. Жанр–это отношение к изображаемым событиям.
Стиль пьесы.
Определить какой язык действующих лиц – бытовой, поэтический, народный, специфический, местный и т.д. Надо отметить также как построена пьеса в актах и многих картинах, с условным обозначениям места или конкретным, время действия единое или обобщенное и т.д.. Действующие лица конкретны или только обозначены –«он», «она». Стиль –это форма написания произведения, которые активно определяют содержание.
Характеристика действующих лиц.
Для того, чтобы иметь авторскую характеристику следует выписать из пьесы то, что говорят о человеке другие персонажи, что говорит он сам о себе, кто о нем говорит друзья или враги, что человек утверждает и что делает, как он ведет себя в обычной обстановке и экстремальной, каков запас слов, как он ест, пьёт, курит, угощает, проявляет внимание, сидит, спит, ходит. Характер и характерность разные вещи. Характерность–внешние признаки человека, близорукий, хромает, угловат, заика, подвижен, которые являются составной частью характера. Характер–внутренние качества человека.
РАЗДЕЛ 2
Замысел спектакля
Замысливая будущий спектакль, режиссер на основе анализа, проходит весь путь, только в обратном направлении. В этом случае он может поменять идею и в будущем спектакле определить, исходя из своего ощущения времени, проблемы, политической обстановки, нравственных позиций общества и т.д.. Естественно, соответственно, в будущем спектакле получают иные определения и все составные анализа.
Точно так, как идея пьесы является результатом всех звеньев анализа, все составляющие замысел будущего спектакля являются результатом определённой режиссером идеи. Это и есть замысел будущего спектакля, составные части которого строятся по следующей схеме:
Идея спектакля.
Тема
Конфликт.
Сквозное действие.
Событийный ряд.
План спектакля, жанр.
Стилистика.
Характеры персонажей.
РАЗДЕЛ 3
Воплощение спектакля
1. Пространственное решение.
Работа со сценографом над оформлением будущего спектакля, которое должно выразить его идейно-тематическое содержание, стилистику, грамотность.
2. Пластическое решение.
Видение принципиальных мизансцен, кусков, размещение действующих лиц, природа их поведения, т.е., то что мы называем «способ существования»
Музыкальный образ спектакля.
Работа с композитором, характер оркестровки, пения под гитару, народные хоры. Классическая музыка. Компиляция или оригинальная музыка.
Образ спектакля.
Это сложное определение. Здесь главное передать зрителю индивидуальное ощущение действия. Пример: «Дания–тюрьма» –В.Шекспир «Гамлет» или «Тёмное царство», удушливость атмосферы в «Грозе» А.Островского.
5. Характеры действующих лиц. Но в спектакле конкретное обобщается, поэтому речь идет об образах людей.
Стили в театре
Виды и жанры театрального искусства
ВОДЕВИЛЬ получил общеевропейское распространение. Лучшим произведениям присущи задорное веселье, злободневное отображение действительности.
ДРАМА — один из ведущих жанров драматургии, начиная с эпохи Просвещения, в котором изображается мир реального человека в его остроконфликтных, но не безысходных отношениях с обществом или собой. В XX в. драма отличалась серьезным содержанием, отражала различные аспекты жизни человека и общества, исследовала человеческую психологию.
КОМЕДИЯ — вид драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах комического. Как и трагедия, родилась в Древней Греции из обрядов, сопровождавших шествия в честь бога Диониса. Комедия, трезво исследуя человеческую природу, высмеивала пороки и заблуждения людей. Лучшие образцы этого жанра отличаются бескомпромиссность» анализа, остротой и смелостью в высмеивании пороков общества. В разных странах возникали свои варианты комедии. Известны «ученая» комедия итальянских гуманистов и испанская комедия Лопе де Вега и Кальдерона, английская комедия эпохи Возрождения, французская классицистская комедия эпохи Просвещения, русская реалистическая комедия. По принципу организации действия различают комедию характеров, положений, идей. По типу Сюжетов комедии могут быть бытовыми и лирическими, по характеру комического — юмористическими, сатирическими.
МЕЛОДРАМА — пьеса с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла, морально-поучительной тенденцией. Возникла в конце XVII в. во Франции, в России — в 20-е гг. XIX в.
МИМ — комедийный жанр в античном народном театре, короткие импровизационные сценки сатирического и развлекательного характера.
МИСТЕРИЯ — жанр средневекового западноевропейского религиозного театра. Мистерии представлялись на площадях городов. Религиозные сцены в них чередовались с интермедиями.
МОНОДРАМА — драматическое произведение, исполняемое одним актером.
МЮЗИКЛ — музыкально-сценическое произведение, главным образом комедийного характера, в котором используются средства эстрадной и бытовой музыки, драматического, хореографического и оперного искусств, жанр сформировался в США в конце XIX в.
ПАРОДИЯ — 1) жанр в театре, на эстраде, сознательная имитация в сатирических, иронических и юмористических целях индивидуальной манеры, стиля, стереотипов речи и поведения; 2) искаженное подобие чего-либо.
ПАСТОРАЛЬ — опера, пантомима или балет, сюжет которых связан с идеализированным изображением пастушеской жизни.
ТРАГЕДИЯ (в переводе с греческого — «песнь козлов» ) — вид драмы, проникнутый пафосом трагического. В античности отображал непосредственную жизнь персонажей трагических событий, действие преобладало над рассказом. В эпоху Возрождения в пьесах было отброшено считавшееся обязательным единство действия, трагическое часто соединялось с комическим. В дальнейшем трагедия строго регламентируется: опять преобладает единство действия, места и времени; наблюдается размежевание комического и трагического. В современном театре трагедия в чистом виде встречается редко. Основу трагедии составляют острые общественные конфликты, коренные проблемы бытия, столкновения личности с судьбой и обществом. Трагическая коллизия обычно разрешается гибелью героя.
ТРАГИКОМЕДИЯ — драматическое произведение, обладающее признаками как комедии, так и трагедии. В основе ее лежит ощущение относительности существующих критериев жизни; одно и то же явление драматург видит и в комическом, и в трагическом освещении, характерна для XX в.
ФАРС — 1) вид средневекового западно-европейского народного театра бытового комедий но-сатирического характера, существовавший в XIV—XVI вв. Близок немецкому фастнахтшпилю, итальянской комедии дель арте и др. ; 2) в театре XIX—XX вв. комедия-водевиль легкого содержания с чисто внешними комическими приемами.
ФЕЕРИЯ — жанр театральных спектаклей, в которых для фантастических сцен применяются постановочные эффекты. Возник в Италии в XVII вв.
Стиль. Виды стиля
Содержание:
Каждому автору свойственна неповторимая манера письма, включающая принципы построения фраз, способы передачи эмоций и выразительности. Это то, что отличает один текст от другого. Если бы все использовали один и тот же стиль, ни один писатель или произведение не смогли бы по-настоящему выделиться.
Определение стиля
Стиль — это способы передачи образов и использование средств выразительности, присущие автору. Стиль также определяет настроение текста, передает отличительные особенности исторической эпохи и жанра произведения.
Понятие «стиль» тесно связано с другими понятиями:
Виды стиля
Стиль характеризует художественное направление (стиль художественного жанра), а также историческую эпоху (стиль эпохи) или авторскую манеру (стиль писателя).
Рассмотрим эти понятия подробнее:
Стиль художественного произведения
Стиль писателя
Стиль литературного направления или литературной эпохи
Произведения одного автора, написанные в разных жанрах, могут сильно различаться по стилю.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» и «Евгений Онегин»;
Л.Н. Толстой роман «Война и мир» и рассказ для детей «Филиппок».
У каждого автора есть стилистические особенности, отличающие его произведение от других.
Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой
Каждой эпохе присущи свои элементы стиля, которые используются авторами осознанно или неосознанно.
Важность стиля
Вместо того, чтобы сухо передавать информацию, стиль помогает автору делиться мыслями так, как он хочет.
Пример:
Как видите, есть много способов обмена одной и той же информацией. Автор может написать короткое предложение, передающее смысл или использовать образы, чтобы нарисовать картину для аудитории и добавить чувство предложению.
Стиль играет центральную роль в литературном произведении — как в прозе, так и в поэзии. Если бы не разнообразие стилей и жанров, то мир литературы был бы скучным и однообразным.
Виды и жанры театрального искусства
Творческая личность должна быть развитой в самых разных областях, в том числе в сфере искусства. Развивать креативность можно разными способами. Одним из самых подходящих является тренинг на сайте BrainApps, где предлагается множество игр и статей по совершенствованию творческого мышления.
Первый шаг к пониманию закономерностей искусства – это знакомство с театром. Он является отражением нашей жизни, только более красивым, возвышенным и интересным. Если вы желаете развиваться и погрузиться в масштабный мир искусства, то сначала нужно изучить теорию, то есть ознакомиться с видами и жанрами театра.
Какие жанры в театре бывают?
BrainApps предлагает ознакомиться не только с самыми известными жанрами театрального искусства, но и с их принципиальными различиями. Это поможет не только усовершенствовать общие знания, но и подобрать для себя подходящую постановку.
Выделяют следующие виды искусства в театре:
В отличие от остальных видов искусства, театральное действие – живое и настоящее. Каждый вид театрального искусства представляет собой неповторимую гамму эмоций и чувств. Разбираясь в них, вы сможете погрузиться в мир живой сцены и стать его преданным фанатом.
Вы можете поделиться данной статьей со знакомыми и друзьями, чтобы выбрать подходящий жанр театра и посетить представление. Отписывайтесь в комментариях, какие бывают спектакли в театре вашего города, понравились ли они вам и почему.