столица израиля в настоящее время официально с какого года

Иерусалим – столица Израиля или Город трех религий?

Противоречия между христианами, мусульманами и иудеями на Святой Земле никуда не исчезнут, хотя достижение мира вполне возможно, но только при активном участии России

Решение американского президента Дональда Трампа признать Иерусалим «единой и неделимой» столицей Государства Израиль всколыхнуло не только политический, но и религиозный мир. И если большинство христианских духовных лидеров пока не сделали громких заявлений на эту тему (за исключением Католикоса Великого дома Киликийского Армянской апостольской церкви Арама I, заявившего на встрече с президентом Ливана Мишелем Ауном о своем категорическом несогласии с Трампом), то взгляды многих мусульманских и иудейских лидеров диаметрально противоположны. Причём не только на Святой Земле, но и далеко за её пределами.

Так, главный раввин России «по версии ФЕОР» (напомню, сейчас в нашей стране целых два «главных раввина», как когда-то было два чемпиона мира по шахматам: Карпов «по версии ФИДЕ» и Каспаров «по версии ПША»), родившийся в Италии и выросший в США Берл Лазар сделал заявление, весьма напоминающее победные реляции:

«Заявление Дональда Трампа — это восстановление справедливости. Практически всё то время, когда в этом регионе существовали и существуют государства, основным населением которых были евреи, Иерусалим был их столицей».

В свою очередь Совет муфтиев России, объединяющий миллионы мусульман нашей страны, распространил комментарий, в корне отличающийся от позиции главного раввина из Федерации еврейских общин России (ФЕОР). Заявление, исполненное тревоги за дальнейшее развитие событий на Святой Земле:

«Мусульмане России осуждают решение руководства США признать Иерусалим столицей Израиля. Мы присоединяемся к голосам во всём мире, призывающим их пересмотреть свою неверную позицию. Убеждены, что она значительно осложнит процесс диалога сторон конфликта, который должен решаться, безусловно, путём двусторонних переговоров».

столица израиля в настоящее время официально с какого года. war. столица израиля в настоящее время официально с какого года фото. столица израиля в настоящее время официально с какого года-war. картинка столица израиля в настоящее время официально с какого года. картинка war

Архивный снимок арабо-израильского противостояния 1947-1967 годов.. Фото: www.globallookpress.com

Новейшая история Иерусалимского вопроса

Казалось бы, конфликт налицо даже в нескольких тысячах километрах от Иерусалима. И если в России эти противоречия находятся исключительно в дискуссионном русле, то на Святой Земле в любой момент может вспыхнуть очередная интифада — вооружённое противостояние палестинских арабов Государству Израиль. Впрочем, слово «вооружённое» здесь уместно взять в кавычки: палестинцы мало что могут противопоставить израильской полиции, а уж тем паче — Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ). Именно последняя за 70 лет арабо-израильского конфликта смогла значительно расширить территорию искусственно созданного в 1948 году еврейского национального государства, получившего претенциозное ветхозаветное наименование.

В числе главных военных «трофеев», которые принесли Государству Израиль бойцы из ЦАХАЛ — Восточный Иерусалим. То есть та часть святого для трёх авраамических религий (христианства, ислама и иудаизма) города, которая после захвата израильтянами в результате арабо-израильской войны 1947-1949 годов Иерусалима Западного оставалась под арабским контролем. Но недолго.

Уже в ходе Шестидневной войны в июне 1967 года Государство Израиль аннексировало и Восточный Иерусалим. Включая легендарный «Старый город», средоточие главных святынь: христианского Храма Гроба Господня, иудейской Стены плача (Западной стены разрушенного в 70-м году от Рождества Христова Второго Иерусалимского храма) и, наконец, Храмовой горы, на которой находятся мусульманские мечеть Аль-Акса и святилище Купол Скалы.

Хроника Конца времен

К слову, иудеи уже много лет обвиняют мусульман в уничтожении на Храмовой горе археологических артефактов, оставшихся от Второго храма. В ответ на это мусульмане уверены в желании иудеев уничтожить святыни исламские – в первую очередь как раз мечеть Аль-Акса, по значимости для мусульман следующую после Мекки и Медины. В целях возведения Третьего храма. И здесь уже заканчивается политика и даже геополитика, и начинается эсхатология – религиозное учение о Конце времен.

Борьба ведется уже не только за территории и даже не просто святыни, а в преддверии знаменитого Армагеддона. Так, по мнению многих мусульман, те, кто покушается на мечеть Аль-Акса – это слуги Даджаля (аналог антихриста в исламе). И здесь многие христиане, несмотря на, казалось бы, непреодолимые богословские противоречия с мусульманами, соглашаются с такой интерпретацией. Ведь иудеи не скрывают, в Третьем храме воцарится ожидаемый ими машиах – мессия. Ну а поскольку истинным Мессией был не принятый иудеями и распятый ими Христос, то значит, это будет лжемессия – антихрист.

Получается, по мнению как мусульман, так и многих христиан, именно палестинские арабы, отстаивающие свое право на Восточный Иерусалим как столицу независимого Государства Палестина, сохраняют мир от Апокалипсиса. А неоднократно провозглашавший себя чуть ли не «христианским фундаменталистом» Дональд Трамп как раз таки приближает Конец времен, что очень близко чаяниям некоторых протестанстких сект. Так, заместитель Председателя Миссионерского отдела Русской Православной Церкви игумен Серапион (Митько) разъяснил это «Царьграду» следующим образом:

«В электорате Трампа заметно присутствие ультраконсервативных протестантов, для которых его решение имеет важное эсхатологическое значение, поскольку возвращение евреев на Святую Землю рассматривается ими как необходимое условие Второго Пришествия».

Добавим к этому, что подобные протестантские фундаменталисты – так называемые «христианские сионисты» и «диспенсационалисты» – совершенно искренне считают себя, наряду с Израилем, «богоизбранным народом». Народом, которому перед Концом времен предстоит сразиться с ордами «Гога и Магога».

Но кто же эти апокалиптические народы, нашествие которых станет началом Последней битвы – Армагеддона? Увы, американские протестантские ультраконсерваторы нисколько не сомневаются: это народы «оси зла». В отличие от нас, православных христиан, для протестантских «ястребов» Конец времен – не то, чьи «времена и сроки» знает только Господь, но политическая реальность самого ближайшего времени.

Раввин Зиновий Коган: «У израильтян должна быть своя голова, а не Трампа»

Так, в эксклюзивном комментарии «Царьграду» вице-президент Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России (организации, альтернативной хасидской Федерации еврейских общин), раввин Зиновий Коган со свойственной ему тонкой иронией отметил:

«Сейчас главное — продолжение мирного процесса между израильтянами и палестинцами. И именно им на месте, а не американскому президенту лучше знать, чего стоит мир в их регионе. Трамп [от евреев] далеко, а сотни миллионов арабов — соседи. И израильтяне сами должны думать своей головой, а не надеяться на Трампа. Трамп — что? Это — «трам-тарарам», человек шоу-бизнеса, чего с него возьмёшь».

Зиновий Львович не скрывает своей обеспокоенности, и в этом его позиция сближается с мнением российских мусульман и уж точно не Берл Лазара. Более того, Коган, признавая Иерусалим столицей древнего Израиля, не видит ничего зазорного в том, чтобы Западный Иерусалим стал столицей еврейского государства, а Восточный — арабского. К слову, это не тождественно государству мусульманскому, поскольку многие палестинские арабы являются христианами.

Муфтий Альбир Крганов: «Иерусалим должен получить международный статус»

В свою очередь муфтий Московского Муфтията Альбир Крганов, также давший комментарий «Царьграду», оказался во многом солидарен с раввином Зиновием Коганом, назвав решение Дональда Трампа «невзвешенным», потому что оно «может привести к хаосу в регионе»:

Представитель российских мусульман считает возможным перенести штаб-квартиру Организации Объединенных Наций в Иерусалим. По мнению муфтия, это приведет к «особому международному статусу этого города, и там будет наведен порядок, а представители разных народов, религий и культур будут свободно перемещаться и жить в мире на этой территории, священность которой для всех религий не могут отменить ни президент США, ни генсек ООН».

столица израиля в настоящее время официально с какого года. Jerusalim 2. столица израиля в настоящее время официально с какого года фото. столица израиля в настоящее время официально с какого года-Jerusalim 2. картинка столица израиля в настоящее время официально с какого года. картинка Jerusalim 2

Литография древнего Иерусалима. Фото: www.globallookpress.com

Имперская идея как залог мира на Святой земле

Словом, несмотря на множество богословских противоречий между христианами, мусульманами и иудеями, наиболее здравые и консервативные представители этих традиционных религий осознают необходимость поиска мирного урегулирования иерусалимского вопроса.

Вообще, если обратиться к истории, то относительный мир и спокойствие Святой Земле приносило только имперское владычество. Причём как христианское, когда Иерусалим был под властью православного Ромейского царства (Византии) вплоть до 638 года от Рождества Христова, так и мусульманское: в годы владычества Османской империи в 1517-1917 годах в Иерусалиме также соблюдалось относительное межрелигиозное спокойствие.

Напомню, смута была внесена британцами, которые за 30 лет своего мандата в Палестине предуготовили её нынешнее состояние. Вот уже семь десятилетий Святая Земля то тлеет, то полыхает. Выгоду же от этого получают не живущие на её территории народы, а заокеанские элиты. Впрочем, это прекрасно понимают в России, чьё былое присутствие в последнее время постепенно возвращается на Святую Землю пока в основном на уровне религиозных, научно-гуманитарных и культурных проектов.

Конечно, было бы слишком наивным мечтать, что именно Государство Российское сегодня сможет навести мир и порядок во Святом граде Иерусалиме. Но то, что это может случиться только при нашем непосредственном участии, несомненно. Иерусалим не может быть столицей национального государства, будь то арабское «Государство Палестина» или еврейское «Государство Израиль». Этот город (а точнее, Город) может быть только сакральной столицей Святой Земли.

Источник

Столица Израиля: Иерусалим или Тель-Авив?

столица израиля в настоящее время официально с какого года. big 1336988. столица израиля в настоящее время официально с какого года фото. столица израиля в настоящее время официально с какого года-big 1336988. картинка столица израиля в настоящее время официально с какого года. картинка big 1336988

Если спросить рядового пользователя сети, какой город является столицей Израиля, то многих этот вопрос поставит в тупик. Кто-то скажет «Иерусалим», а кто-то назовет Тель-Авив.

Тель-Авив

Обращение к официальным источникам запутывает еще больше. В российских новостях может фигурировать тот или другой город — в зависимости от политики редакции, но в государственных СМИ всегда называют Тель-Авив. А как же правильно?

В Иерусалиме сейчас нет ни одного иностранного посольства. Большинство из них сосредоточены в Тель-Авиве или окрестностях, за редким исключением в виде Парагвая и Боливии, разместивших свои дипломатические представительства в Мевасерет-Ционе, ближайшем пригороде Иерусалима. Посольства РФ, Франции, Великобритании и США находятся в двух шагах от тель-авивского пляжа. В Иерусалиме находится только генеральное консульство США, но не российское. Так значит, Тель-Авив?

Иерусалим

Вовсе нет. Израиль называет своей столицей город Иерусалим. Израильский парламент Кнессет, Верховный суд, все министерства и резиденция президента находятся в Иерусалиме. Здесь по воскресеньям рабочую неделю открывает заседание правительства. Иностранные дипломаты часто ездят на приемы из Тель-Авива в Иерусалим. Ведь именно там работает премьер-министр Израиля.

30 июля 1980 года Кнессет принял Закон об Иерусалиме, столице Израиля, который гласит: «Иерусалим, единый и неделимый, есть столица Израиля». Этот закон получил статус основного закона, приравненного к конституционному, то есть отменить его сложнее, чем обычный закон.

Откуда взялась эта двойственность?

Иерусалим является одним из древнейших городов Ближнего Востока и мира. Первое поселение здесь возникло в IV тысячелетии до н.э.

Еврейским этот город стал в XI веке до н.э. Здесь находились оба Храма, без которого полная реализация иудаизма невозможна, потому что немалая часть из 613 обязательных для исполнения иудеями заповедей связаны с этим местом. Поэтому этот город называют священным.

В 70 году н.э. был разрушен Второй Храм, а в 135 году н.э., с подавлением римлянами восстания Бар-Кохбы, большая часть еврейского народа оказалась за пределами своей родины.

Массово евреи начали возвращаться «к Сиону» в XIX веке. Иерусалим тогда принадлежал туркам, а потом контролировался Британским мандатом в Палестине. План Лиги Наций 1947 года подразумевал, что территория Палестины будет разделена между евреями и арабами, а Иерусалим и его окрестности, включая Бейт-Лехем, будут включены в особую территорию, находящуюся под международным контролем. Евреи после некоторых колебаний план приняли, арабы отвергли.

В 1950 году Трансиордания в одностороннем порядке аннексировала территорию Восточного Иерусалима. Законность этого шага признали только три страны — Великобритания, Пакистан и СССР.

Тель-Авив

Декларация независимости Израиля была зачитана на крыльце дома первого мэра Тель-Авива Меира Дизенгофа. Здесь заседал Совет народа с Давидом Бен-Гурионом во главе, который постановил, что Тель-Авив станет временной столицей еврейского государства до тех пор, пока не появится возможность переехать в Иерусалим.

Самое первое заседание Кнессета, который назывался поначалу Учредительным собранием, прошло в здании Еврейского агентства («Сохнут») в Иерусалиме. Но из-за боевых действий израильский парламент был вынужден на девять месяцев переехать в Тель-Авив. Парламентарии заседали сначала в доме гостеприимного мэра, затем ютились в здании кинотеатра «Кесем» и близлежащей гостиницы «Сан-Ремо», на месте которых в 1993 году был возведен офисно-жилой комплекс «Мигдаль ха-Опера».

Иерусалим

5 декабря 1949 года израильское правительство постановило, что Иерусалим является столицей Израиля. Через три недели — 26 декабря 1949 года — Кнессет торжественно «сменил прописку» на иерусалимскую. Разумеется, речь шла только о западной части города. Благодаря усилиям израильских дипломатов, 24 государства перенесли сюда свои посольства. Правда, среди них не было США и ведущих европейских держав.

По результатам Шестидневной войны 1967 года Израиль получил обе части Иерусалима под свой контроль и распространил суверенитет на всю территорию города. Поначалу местные жители отказывались от израильского гражданства, надеясь на возвращение Иордании, но со временем все же приняли его.

В конце 1970-х годов резко увеличилось политическое давление на Израиль, в котором принимал активное участие блок неприсоединившихся стран, где задавали тон арабские и исламские государства. На шестой Конференции руководителей неприсоединившихся стран был принят протокол, где говорилось, что «город Иерусалим является неотъемлемой частью оккупированной Палестины. Он должен быть полностью покинут и безоговорочно передан под арабский суверенитет».

Эти протоколы были датированы 22 июля 1980 года, и они вынудили Израиль расставить все точки над «i» в вопросе статуса города. Через восемь дней Кнессет принял Основной закон об Иерусалиме, который утверждал статус города как израильской столицы и устанавливал охрану святых мест трех авраамических религий от осквернения и любого действия, способного оскорбить чувства верующих.

Совет Безопасности ООН в резолюции 478 признал это действие незаконным. Резолюция носила только рекомендательный характер, но она призвала страны, посольства которых находились в Священном городе, покинуть его. 13 государств прислушались и перевели посольства в Тель-Авив в том же году. За ними постепенно последовали и другие страны. Последними в 2006 году Иерусалим покинули Коста-Рика и Эль-Сальвадор.

В 1988 году иорданцы отказались от своих мало кем признанных прав на Иудею и Самарию в пользу будущего палестинского государства. В результате палестинцы начали претендовать на Восточный Иерусалим в качестве столицы их еще не созданного государства. Позицию палестинцев поддерживают другие арабские и исламские государства, что вносит дополнительную путаницу в нашем вопросе. Сегодня Иерусалим — это одна из ключевых тем палестино-израильских переговоров.

Сегодня

Приморский Тель-Авив превратился в экономический центр Израиля. Но израильтянам важно, чтобы именно Иерусалим оставался духовной и политической столицей страны.

Поэтому к Тель-Авиву не присоединяют города-спутники, фактически вросшие в него — Бат-Ям, Холон, Рамат-Ган, Гиватаим и другие, а к Хайфе — Крайот. Тем самым подчеркивается статус Иерусалима как самого населенного города страны. В 2013 году Иерусалим насчитывает более 800 тысяч жителей, 64 процента из которых — израильтяне-евреи.

Можно по-разному относиться к Израилю и признавать или не признавать Иерусалим столицей еврейского государства. Но упоминание Тель-Авива в качестве израильской столицы говорит либо о незнании исторических фактов, либо о непорядочности. Поэтому из этических и профессиональных соображений лучше обходиться без упоминания названия израильской столицы, чем писать заведомую ложь.

Также не было прецедентов в истории, когда кто-либо покушался на право государства определять свою столицу. И тем более чтобы это право оспаривалось не государством, а национальной автономией, возникшей намного позже как города, так и государства.

Право определять, какой город является столицей — неотъемлемая часть суверенитета государства. Оспаривая это право, фактически оспаривается суверенитет страны. Но бессмысленно и абсурдно делать это с самодостаточным и успешным государством, признанным мировым сообществом и существующим более полувека.

Источник

Чья столица Иерусалим и кто с этим не согласен

столица израиля в настоящее время официально с какого года. medium lori 0003052529 bigwww 1. столица израиля в настоящее время официально с какого года фото. столица израиля в настоящее время официально с какого года-medium lori 0003052529 bigwww 1. картинка столица израиля в настоящее время официально с какого года. картинка medium lori 0003052529 bigwww 1

Фото: Наталья Волкова/ Фотобанк Лори

Президент США Дональд Трамп накануне объявил о признании Иерусалима столицей Израиля и распорядился начать процедуру перемещения американского посольства в этой стране из Тель-Авива. Решение американского президента уже вызвало бурные протесты в арабском мире. Чьей же столицей на самом деле является этот древнейший город?

Святыня трех мировых религий

По Библии, около 1000 года до н. э. евреи под предводительством царя Давида завоевали город у иевусеев. Давид превратил Иерусалим в столицу своего государства и религиозный центр, перенеся в город главную еврейскую святыню – Ковчег Завета. При сыне Давида царе Соломоне в Иерусалиме был сооружен Первый Храм.

В 638 году город был захвачен арабским халифом Умаром ибн аль-Хаттабом. С этого момента начинается мусульманский этап в истории Иерусалима. Иерусалим особо почитается в исламе, как место, откуда пророк Мухаммад вознесся в рай. В Иерусалиме, на Храмовой горе располагаются древнейшая в мире мусульманская мечеть Аль-Акса и мечеть Купол Скалы (Куббат ас-Сахра).

столица израиля в настоящее время официально с какого года. RIAN 2746443.HR.ru. столица израиля в настоящее время официально с какого года фото. столица израиля в настоящее время официально с какого года-RIAN 2746443.HR.ru. картинка столица израиля в настоящее время официально с какого года. картинка RIAN 2746443.HR.ru

Мечеть Куббат-ас-Сахра (Купол Скалы) на Храмовой горе в Иерусалиме Фтото: Радик Амиров /РИА Новости

История раздела

До 1917 года город входил в состав Османской империи. С 1917-го по 1947-й годы Иерусалим был административным центром английской подмандатной территории Палестина.

29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию №181 «Будущее правительство Палестины» о разделе Палестины на еврейское и арабское государства. Резолюция предусматривала для Иерусалима специальный международный режим, который должен был обеспечиваться ООН через Совет по Опеке.

В результате первой арабо-израильской войны (15 мая 1948 г. – 20 июля 1949 г.) Иерусалим оказался разделен на две части: Западный Иерусалим находился под контролем Израиля, а Восточную, включая Старый город контролировала Трансиордания (сейчас Иорданское Хашимитское Королевство).

В 1967 году, в ходе Шестидневной войны, Иордания вынуждена была уйти с Западного берега реки Иордан, и восточная часть Иерусалима перешла под контроль Израиля.

Споры вокруг статуса города

столица израиля в настоящее время официально с какого года. lori 0006129160 bigwww. столица израиля в настоящее время официально с какого года фото. столица израиля в настоящее время официально с какого года-lori 0006129160 bigwww. картинка столица израиля в настоящее время официально с какого года. картинка lori 0006129160 bigwww

Здание израильского Кнессета. Иерусалим. Фотобанк Лори

Израиль, вернувший под свой контроль территорию всего города в 1967 году, всегда оспаривал тот факт, что аннексия Иерусалима была нарушением норм международного права.

ООН и значительная часть международного сообщества до недавнего времени официально не признавали аннексии восточной части города и израильского суверенитета над ним. Совет Безопасности в своей резолюции №242 от 22 ноября 1967 года призвал Израиль вывести свои войска с территорий, оккупированных в ходе войны. СБ ООН также осудил израильские поселения на территориях, захваченных в 1967 г., включая Восточный Иерусалим.

30 июля 1980 года подавляющим большинством голосов депутатов Кнессета был принят Закон об Иерусалиме. Закон объявил Иерусалим «единой и неделимой» столицей Израиля и распространяется как на Западный, так и на Восточный Иерусалим (в пределах расширенных границ, как они был определены в июне 1967 года).

Провозглашенное 15 декабря 1988 года Государство Палестина (на данный момент признано 136 из 193 государств – членов ООН) претендует на Восточный Иерусалим в качестве своей столицы.

Решение Трампа и его последствия

Большинство стран, имеющих дипломатические отношения с Израилем, до недавнего времени воздерживались от размещения своих посольств в Иерусалиме, фактически признавая столицей еврейского государства Тель-Авив. Решение Трампа, таким образом, действительно является историческим. Премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху заявил, что Израиль поддерживает контакты с несколькими странами, которые хотят признать Иерусалим его столицей, как это сделали США. В тоже время больше половины стран-членов Совета Безопасности ООН запросили проведение экстренной встречи в связи с этим решением. По сообщению информагентств, встреча состоится уже в эту пятницу.

столица израиля в настоящее время официально с какого года. TASS 24345118. столица израиля в настоящее время официально с какого года фото. столица израиля в настоящее время официально с какого года-TASS 24345118. картинка столица израиля в настоящее время официально с какого года. картинка TASS 24345118

Фото: Wissam Nassar/ DPA / TASS

Решение США вызвало волнения в ряде арабских и мусульманских стран. Многие эксперты предсказывают новую интифаду на палестинских территориях. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что вопрос Иерусалима – красная линия для мусульманских государств. Турция анонсировала созыв в Стамбуле саммита Организации исламского сотрудничества и возможный разрыв дипломатических отношений с Израилем.

Эксперты в самих США предсказывают, что решение Трампа вызовет рост антиамериканских настроений в арабском мире и, возможно, приведет к усилению террористической активности радикальных мусульманских групп.

Источник

Государство Израиль

столица израиля в настоящее время официально с какого года. . столица израиля в настоящее время официально с какого года фото. столица израиля в настоящее время официально с какого года-. картинка столица израиля в настоящее время официально с какого года. картинка

Государство Израиль было провозглашено 14 мая 1948 года в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 года о разделе Палестины на два государства — еврейское и арабское.

С конца XIX века идея создания на Ближнем Востоке еврейского национального очага получила широкое распространение. Активную поддержку такого рода планам оказывало британское правительство. По окончании Первой мировой войны на конференции в Сан-Ремо в 1920 году Великобритания получила от Верховного совета Антанты мандат на управление Палестиной, который 24 июля 1922 года был подтвержден Советом Лиги Наций. На протяжении срока действия британского мандата (1920-1948) в Палестине за счет притока еврейских иммигрантов сложилась еврейская община (ишув), на базе которой в дальнейшем сформировалось государство Израиль.

Процесс создания еврейского национального очага сопровождался ростом напряженности в отношениях между еврейской общиной и палестинскими арабами. В 1930-1940-х годах участились арабо-еврейские столкновения. Руководство еврейской общины со своей стороны разочаровалось в альянсе с Великобританией, пытавшейся маневрировать между арабами и евреями. 14 февраля 1947 года британский кабинет министров был вынужден передать решение вопроса о судьбе Палестины в ООН.

29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию № 181 (II), в соответствии с которой действие британского мандата прекращалось к 1 мая 1948 года. На территории Палестины создавались два государства — еврейское и арабское, а Иерусалим получил статус международной зоны. Правительству Великобритании предписывалось до 1 августа 1948 года вывести свои войска из Палестины (из-за роста напряженности были выведены к 14 мая 1948 года).

Одновременно с провозглашением в 1948 году государства Израиль началась арабо-израильская война (1948-1949), в ходе которой израильтяне захватили примерно половину территорий, выделенных под арабское государство. Остальные земли — Западный берег реки Иордан и сектор Газа (всего — 22% исторической Палестины) были оккупированы Иорданией и Египтом соответственно.

В ходе арабо-израильских войн 1967 и 1973 годов Израилем были захвачены оставшиеся части палестинских территорий, включая Восточный Иерусалим, а также сирийские Голанские высоты и египетский Синайский полуостров. В ходе военных операций 1978 и 1982 годов израильтяне оккупировали территории на юге Ливана.

В 1979 году Израиль заключил мирный договор с Египтом (предусматривал возвращение Египту Синая), а в 1994 году — с Иорданией.

В 1985 году израильские войска были отведены с большей части захваченной ливанской территории, их присутствие сохранялось в так называемой «зоне безопасности», созданной Израилем вдоль ливано-израильской границы.

В декабре 1987 года, после более чем 20 лет военной оккупации, в секторе Газа и на Западном берегу вспыхнуло стихийное восстание, получившее известность как первая интифада. С самого начала интифады израильские вооруженные силы жестко отреагировали на протесты. В период с 1987 по 1993 год свыше тысячи палестинцев были убиты и десятки тысяч ранены.

По мере продолжения интифады, сопровождавшейся жесткими мерами Израиля по ее подавлению, наращивались дипломатические усилия, направленные на разрешение конфликта. Одной из самых крупномасштабных конференций по урегулированию ближневосточного конфликта принято считать Мадридскую конференцию, которая прошла с 30 октября по 1 ноября 1991 года. Конференция утвердила принцип «земля в обмен на мир».

13 сентября 1993 года в Вашингтоне была подписана израильско-палестинская Декларация о принципах, положившая начало палестинскому самоуправлению.

В конце сентября 2000 года на оккупированной палестинской территории началась новая волна протестов и насилия после того, как лидер оппозиционной партии Израиля (впоследствии премьер-министр) Ариель Шарон 28 сентября посетил под усиленным эскортом полиции Храмовую гору в Иерусалиме. В результате пятидневных непрерывных столкновений между израильтянами и палестинцами по всей оккупированной территории были убиты по меньшей мере 50 человек и ранены около полутора тысяч, большинство из них палестинцы. Новая волна насилия вскоре стала известной как «вторая интифада или интифада Аль-Акса» по названию мечети, вокруг которой развернулись акции протеста палестинцев.

В настоящее время военное противостояние сторон перешло в область террористических актов и антитеррористических операций (к наиболее значительным можно отнести операции «Летние дожди» (2006) и «Литой свинец» (2008)). Урегулирование конфликта стало интернациональной задачей: в мирный процесс были вовлечены международные посредники — c 2002 года работает квартет по ближневосточному урегулированию (ООН, США, Россия, Европейский союз). Было предложено несколько планов мирного урегулирования конфликта, в том числе «Дорожная карта», и программ (женевская, египетская и др.). С односторонними инициативами выступил Израиль (проект размежевания Ариеля Шарона, строительство разделительной стены).

Мирное урегулирование палестино-израильского конфликта до сих пор не стало реальностью. Все предлагавшиеся программы урегулирования не были реализованы из-за того, что и палестинцы, и израильтяне выдвигали и выдвигают условия, практически неприемлемые для другой стороны. Каждая новая серия переговоров прерывалась очередными терактами, взрывами, ракетными обстрелами, провокациями.

Своей «единой и неделимой» столицей Израиль считает Иерусалим (западная часть города перешла под израильский контроль по Общему соглашению 1949 года о перемирии между Израилем и Иорданией; Восточный Иерусалим был законодательно включен Израилем в состав своей территории и объединен с западной частью города после окончания арабо-израильской войны 1967 года). Большинство государств, в том числе Россия, официально не признают Иерусалим израильской столицей и считают статус города одной из стержневых проблем ближневосточного конфликта. Их посольства расположены в Тель-Авиве.

В декабре 2017 года президент США Дональд Трамп объявил о признании Иерусалима столицей Израиля и переводе туда американского посольства. О решении перенести посольство в Иерусалим также сообщили власти Гватемалы.

Израиль является республикой парламентского типа. Высший законодательный орган — Кнессет (однопалатный парламент из 120 депутатов).

Глава государства — президент, который избирается Кнессетом на семилетний срок и обладает представительскими полномочиями. 10 июня 2014 года на этот пост был избран Реувен Ривлин.

Руководство страной осуществляет правительство. Премьер назначается по итогам парламентских выборов. С 2009 года должность премьер-министра занимает Биньямин Нетаньяху.

Израиль — один из мировых лидеров в сфере инноваций, в том числе агро- и биотехнологий, обработки алмазов, производства компьютерных программ, систем связи и безопасности, военной техники, фармацевтической продукции. Развиты также металлообрабатывающая, машиностроительная, электротехническая, химическая отрасли и водное хозяйство.

По данным Банка Израиля, объем ВВП Израиля за последние пять лет вырос на 27% и достиг в 2017 году исторического максимума в 1,26 триллиона шекелей (361 миллиард долларов). ВВП на душу населения вырос за это время на 15,5% до 145 тысяч шекелей в 2017 году и превысил уровень в 40 тысяч долларов в текущих ценах.

Численность населения на январь 2018 года — 8,793 миллиона человек, это в 14,6 раз больше, чем при провозглашении независимости Израиля.

Внешнеполитические приоритеты Израиля сосредоточены на задачах сохранения и развития тесных союзнических отношений с США, мобилизации международных усилий по противодействию «иранской ядерной угрозе» и продвижения арабо-израильского урегулирования на устраивающих Израиль условиях.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *