столица какого государства является иерусалим
Столица Израиля: Иерусалим или Тель-Авив?
Если спросить рядового пользователя сети, какой город является столицей Израиля, то многих этот вопрос поставит в тупик. Кто-то скажет «Иерусалим», а кто-то назовет Тель-Авив.
Тель-Авив
Обращение к официальным источникам запутывает еще больше. В российских новостях может фигурировать тот или другой город — в зависимости от политики редакции, но в государственных СМИ всегда называют Тель-Авив. А как же правильно?
В Иерусалиме сейчас нет ни одного иностранного посольства. Большинство из них сосредоточены в Тель-Авиве или окрестностях, за редким исключением в виде Парагвая и Боливии, разместивших свои дипломатические представительства в Мевасерет-Ционе, ближайшем пригороде Иерусалима. Посольства РФ, Франции, Великобритании и США находятся в двух шагах от тель-авивского пляжа. В Иерусалиме находится только генеральное консульство США, но не российское. Так значит, Тель-Авив?
Иерусалим
Вовсе нет. Израиль называет своей столицей город Иерусалим. Израильский парламент Кнессет, Верховный суд, все министерства и резиденция президента находятся в Иерусалиме. Здесь по воскресеньям рабочую неделю открывает заседание правительства. Иностранные дипломаты часто ездят на приемы из Тель-Авива в Иерусалим. Ведь именно там работает премьер-министр Израиля.
30 июля 1980 года Кнессет принял Закон об Иерусалиме, столице Израиля, который гласит: «Иерусалим, единый и неделимый, есть столица Израиля». Этот закон получил статус основного закона, приравненного к конституционному, то есть отменить его сложнее, чем обычный закон.
Откуда взялась эта двойственность?
Иерусалим является одним из древнейших городов Ближнего Востока и мира. Первое поселение здесь возникло в IV тысячелетии до н.э.
Еврейским этот город стал в XI веке до н.э. Здесь находились оба Храма, без которого полная реализация иудаизма невозможна, потому что немалая часть из 613 обязательных для исполнения иудеями заповедей связаны с этим местом. Поэтому этот город называют священным.
В 70 году н.э. был разрушен Второй Храм, а в 135 году н.э., с подавлением римлянами восстания Бар-Кохбы, большая часть еврейского народа оказалась за пределами своей родины.
Массово евреи начали возвращаться «к Сиону» в XIX веке. Иерусалим тогда принадлежал туркам, а потом контролировался Британским мандатом в Палестине. План Лиги Наций 1947 года подразумевал, что территория Палестины будет разделена между евреями и арабами, а Иерусалим и его окрестности, включая Бейт-Лехем, будут включены в особую территорию, находящуюся под международным контролем. Евреи после некоторых колебаний план приняли, арабы отвергли.
В 1950 году Трансиордания в одностороннем порядке аннексировала территорию Восточного Иерусалима. Законность этого шага признали только три страны — Великобритания, Пакистан и СССР.
Тель-Авив
Декларация независимости Израиля была зачитана на крыльце дома первого мэра Тель-Авива Меира Дизенгофа. Здесь заседал Совет народа с Давидом Бен-Гурионом во главе, который постановил, что Тель-Авив станет временной столицей еврейского государства до тех пор, пока не появится возможность переехать в Иерусалим.
Самое первое заседание Кнессета, который назывался поначалу Учредительным собранием, прошло в здании Еврейского агентства («Сохнут») в Иерусалиме. Но из-за боевых действий израильский парламент был вынужден на девять месяцев переехать в Тель-Авив. Парламентарии заседали сначала в доме гостеприимного мэра, затем ютились в здании кинотеатра «Кесем» и близлежащей гостиницы «Сан-Ремо», на месте которых в 1993 году был возведен офисно-жилой комплекс «Мигдаль ха-Опера».
Иерусалим
5 декабря 1949 года израильское правительство постановило, что Иерусалим является столицей Израиля. Через три недели — 26 декабря 1949 года — Кнессет торжественно «сменил прописку» на иерусалимскую. Разумеется, речь шла только о западной части города. Благодаря усилиям израильских дипломатов, 24 государства перенесли сюда свои посольства. Правда, среди них не было США и ведущих европейских держав.
По результатам Шестидневной войны 1967 года Израиль получил обе части Иерусалима под свой контроль и распространил суверенитет на всю территорию города. Поначалу местные жители отказывались от израильского гражданства, надеясь на возвращение Иордании, но со временем все же приняли его.
В конце 1970-х годов резко увеличилось политическое давление на Израиль, в котором принимал активное участие блок неприсоединившихся стран, где задавали тон арабские и исламские государства. На шестой Конференции руководителей неприсоединившихся стран был принят протокол, где говорилось, что «город Иерусалим является неотъемлемой частью оккупированной Палестины. Он должен быть полностью покинут и безоговорочно передан под арабский суверенитет».
Эти протоколы были датированы 22 июля 1980 года, и они вынудили Израиль расставить все точки над «i» в вопросе статуса города. Через восемь дней Кнессет принял Основной закон об Иерусалиме, который утверждал статус города как израильской столицы и устанавливал охрану святых мест трех авраамических религий от осквернения и любого действия, способного оскорбить чувства верующих.
Совет Безопасности ООН в резолюции 478 признал это действие незаконным. Резолюция носила только рекомендательный характер, но она призвала страны, посольства которых находились в Священном городе, покинуть его. 13 государств прислушались и перевели посольства в Тель-Авив в том же году. За ними постепенно последовали и другие страны. Последними в 2006 году Иерусалим покинули Коста-Рика и Эль-Сальвадор.
В 1988 году иорданцы отказались от своих мало кем признанных прав на Иудею и Самарию в пользу будущего палестинского государства. В результате палестинцы начали претендовать на Восточный Иерусалим в качестве столицы их еще не созданного государства. Позицию палестинцев поддерживают другие арабские и исламские государства, что вносит дополнительную путаницу в нашем вопросе. Сегодня Иерусалим — это одна из ключевых тем палестино-израильских переговоров.
Сегодня
Приморский Тель-Авив превратился в экономический центр Израиля. Но израильтянам важно, чтобы именно Иерусалим оставался духовной и политической столицей страны.
Поэтому к Тель-Авиву не присоединяют города-спутники, фактически вросшие в него — Бат-Ям, Холон, Рамат-Ган, Гиватаим и другие, а к Хайфе — Крайот. Тем самым подчеркивается статус Иерусалима как самого населенного города страны. В 2013 году Иерусалим насчитывает более 800 тысяч жителей, 64 процента из которых — израильтяне-евреи.
Можно по-разному относиться к Израилю и признавать или не признавать Иерусалим столицей еврейского государства. Но упоминание Тель-Авива в качестве израильской столицы говорит либо о незнании исторических фактов, либо о непорядочности. Поэтому из этических и профессиональных соображений лучше обходиться без упоминания названия израильской столицы, чем писать заведомую ложь.
Также не было прецедентов в истории, когда кто-либо покушался на право государства определять свою столицу. И тем более чтобы это право оспаривалось не государством, а национальной автономией, возникшей намного позже как города, так и государства.
Право определять, какой город является столицей — неотъемлемая часть суверенитета государства. Оспаривая это право, фактически оспаривается суверенитет страны. Но бессмысленно и абсурдно делать это с самодостаточным и успешным государством, признанным мировым сообществом и существующим более полувека.
Чья столица Иерусалим и кто с этим не согласен
Фото: Наталья Волкова/ Фотобанк Лори
Президент США Дональд Трамп накануне объявил о признании Иерусалима столицей Израиля и распорядился начать процедуру перемещения американского посольства в этой стране из Тель-Авива. Решение американского президента уже вызвало бурные протесты в арабском мире. Чьей же столицей на самом деле является этот древнейший город?
Святыня трех мировых религий
По Библии, около 1000 года до н. э. евреи под предводительством царя Давида завоевали город у иевусеев. Давид превратил Иерусалим в столицу своего государства и религиозный центр, перенеся в город главную еврейскую святыню – Ковчег Завета. При сыне Давида царе Соломоне в Иерусалиме был сооружен Первый Храм.
В 638 году город был захвачен арабским халифом Умаром ибн аль-Хаттабом. С этого момента начинается мусульманский этап в истории Иерусалима. Иерусалим особо почитается в исламе, как место, откуда пророк Мухаммад вознесся в рай. В Иерусалиме, на Храмовой горе располагаются древнейшая в мире мусульманская мечеть Аль-Акса и мечеть Купол Скалы (Куббат ас-Сахра).
Мечеть Куббат-ас-Сахра (Купол Скалы) на Храмовой горе в Иерусалиме Фтото: Радик Амиров /РИА Новости
История раздела
До 1917 года город входил в состав Османской империи. С 1917-го по 1947-й годы Иерусалим был административным центром английской подмандатной территории Палестина.
29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию №181 «Будущее правительство Палестины» о разделе Палестины на еврейское и арабское государства. Резолюция предусматривала для Иерусалима специальный международный режим, который должен был обеспечиваться ООН через Совет по Опеке.
В результате первой арабо-израильской войны (15 мая 1948 г. – 20 июля 1949 г.) Иерусалим оказался разделен на две части: Западный Иерусалим находился под контролем Израиля, а Восточную, включая Старый город контролировала Трансиордания (сейчас Иорданское Хашимитское Королевство).
В 1967 году, в ходе Шестидневной войны, Иордания вынуждена была уйти с Западного берега реки Иордан, и восточная часть Иерусалима перешла под контроль Израиля.
Споры вокруг статуса города
Здание израильского Кнессета. Иерусалим. Фотобанк Лори
Израиль, вернувший под свой контроль территорию всего города в 1967 году, всегда оспаривал тот факт, что аннексия Иерусалима была нарушением норм международного права.
ООН и значительная часть международного сообщества до недавнего времени официально не признавали аннексии восточной части города и израильского суверенитета над ним. Совет Безопасности в своей резолюции №242 от 22 ноября 1967 года призвал Израиль вывести свои войска с территорий, оккупированных в ходе войны. СБ ООН также осудил израильские поселения на территориях, захваченных в 1967 г., включая Восточный Иерусалим.
30 июля 1980 года подавляющим большинством голосов депутатов Кнессета был принят Закон об Иерусалиме. Закон объявил Иерусалим «единой и неделимой» столицей Израиля и распространяется как на Западный, так и на Восточный Иерусалим (в пределах расширенных границ, как они был определены в июне 1967 года).
Провозглашенное 15 декабря 1988 года Государство Палестина (на данный момент признано 136 из 193 государств – членов ООН) претендует на Восточный Иерусалим в качестве своей столицы.
Решение Трампа и его последствия
Большинство стран, имеющих дипломатические отношения с Израилем, до недавнего времени воздерживались от размещения своих посольств в Иерусалиме, фактически признавая столицей еврейского государства Тель-Авив. Решение Трампа, таким образом, действительно является историческим. Премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху заявил, что Израиль поддерживает контакты с несколькими странами, которые хотят признать Иерусалим его столицей, как это сделали США. В тоже время больше половины стран-членов Совета Безопасности ООН запросили проведение экстренной встречи в связи с этим решением. По сообщению информагентств, встреча состоится уже в эту пятницу.
Фото: Wissam Nassar/ DPA / TASS
Решение США вызвало волнения в ряде арабских и мусульманских стран. Многие эксперты предсказывают новую интифаду на палестинских территориях. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что вопрос Иерусалима – красная линия для мусульманских государств. Турция анонсировала созыв в Стамбуле саммита Организации исламского сотрудничества и возможный разрыв дипломатических отношений с Израилем.
Эксперты в самих США предсказывают, что решение Трампа вызовет рост антиамериканских настроений в арабском мире и, возможно, приведет к усилению террористической активности радикальных мусульманских групп.
Иерусалим – столица Израиля или Город трех религий?
Противоречия между христианами, мусульманами и иудеями на Святой Земле никуда не исчезнут, хотя достижение мира вполне возможно, но только при активном участии России
Решение американского президента Дональда Трампа признать Иерусалим «единой и неделимой» столицей Государства Израиль всколыхнуло не только политический, но и религиозный мир. И если большинство христианских духовных лидеров пока не сделали громких заявлений на эту тему (за исключением Католикоса Великого дома Киликийского Армянской апостольской церкви Арама I, заявившего на встрече с президентом Ливана Мишелем Ауном о своем категорическом несогласии с Трампом), то взгляды многих мусульманских и иудейских лидеров диаметрально противоположны. Причём не только на Святой Земле, но и далеко за её пределами.
Так, главный раввин России «по версии ФЕОР» (напомню, сейчас в нашей стране целых два «главных раввина», как когда-то было два чемпиона мира по шахматам: Карпов «по версии ФИДЕ» и Каспаров «по версии ПША»), родившийся в Италии и выросший в США Берл Лазар сделал заявление, весьма напоминающее победные реляции:
«Заявление Дональда Трампа — это восстановление справедливости. Практически всё то время, когда в этом регионе существовали и существуют государства, основным населением которых были евреи, Иерусалим был их столицей».
В свою очередь Совет муфтиев России, объединяющий миллионы мусульман нашей страны, распространил комментарий, в корне отличающийся от позиции главного раввина из Федерации еврейских общин России (ФЕОР). Заявление, исполненное тревоги за дальнейшее развитие событий на Святой Земле:
«Мусульмане России осуждают решение руководства США признать Иерусалим столицей Израиля. Мы присоединяемся к голосам во всём мире, призывающим их пересмотреть свою неверную позицию. Убеждены, что она значительно осложнит процесс диалога сторон конфликта, который должен решаться, безусловно, путём двусторонних переговоров».
Архивный снимок арабо-израильского противостояния 1947-1967 годов.. Фото: www.globallookpress.com
Новейшая история Иерусалимского вопроса
Казалось бы, конфликт налицо даже в нескольких тысячах километрах от Иерусалима. И если в России эти противоречия находятся исключительно в дискуссионном русле, то на Святой Земле в любой момент может вспыхнуть очередная интифада — вооружённое противостояние палестинских арабов Государству Израиль. Впрочем, слово «вооружённое» здесь уместно взять в кавычки: палестинцы мало что могут противопоставить израильской полиции, а уж тем паче — Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ). Именно последняя за 70 лет арабо-израильского конфликта смогла значительно расширить территорию искусственно созданного в 1948 году еврейского национального государства, получившего претенциозное ветхозаветное наименование.
В числе главных военных «трофеев», которые принесли Государству Израиль бойцы из ЦАХАЛ — Восточный Иерусалим. То есть та часть святого для трёх авраамических религий (христианства, ислама и иудаизма) города, которая после захвата израильтянами в результате арабо-израильской войны 1947-1949 годов Иерусалима Западного оставалась под арабским контролем. Но недолго.
Уже в ходе Шестидневной войны в июне 1967 года Государство Израиль аннексировало и Восточный Иерусалим. Включая легендарный «Старый город», средоточие главных святынь: христианского Храма Гроба Господня, иудейской Стены плача (Западной стены разрушенного в 70-м году от Рождества Христова Второго Иерусалимского храма) и, наконец, Храмовой горы, на которой находятся мусульманские мечеть Аль-Акса и святилище Купол Скалы.
Хроника Конца времен
К слову, иудеи уже много лет обвиняют мусульман в уничтожении на Храмовой горе археологических артефактов, оставшихся от Второго храма. В ответ на это мусульмане уверены в желании иудеев уничтожить святыни исламские – в первую очередь как раз мечеть Аль-Акса, по значимости для мусульман следующую после Мекки и Медины. В целях возведения Третьего храма. И здесь уже заканчивается политика и даже геополитика, и начинается эсхатология – религиозное учение о Конце времен.
Борьба ведется уже не только за территории и даже не просто святыни, а в преддверии знаменитого Армагеддона. Так, по мнению многих мусульман, те, кто покушается на мечеть Аль-Акса – это слуги Даджаля (аналог антихриста в исламе). И здесь многие христиане, несмотря на, казалось бы, непреодолимые богословские противоречия с мусульманами, соглашаются с такой интерпретацией. Ведь иудеи не скрывают, в Третьем храме воцарится ожидаемый ими машиах – мессия. Ну а поскольку истинным Мессией был не принятый иудеями и распятый ими Христос, то значит, это будет лжемессия – антихрист.
Получается, по мнению как мусульман, так и многих христиан, именно палестинские арабы, отстаивающие свое право на Восточный Иерусалим как столицу независимого Государства Палестина, сохраняют мир от Апокалипсиса. А неоднократно провозглашавший себя чуть ли не «христианским фундаменталистом» Дональд Трамп как раз таки приближает Конец времен, что очень близко чаяниям некоторых протестанстких сект. Так, заместитель Председателя Миссионерского отдела Русской Православной Церкви игумен Серапион (Митько) разъяснил это «Царьграду» следующим образом:
«В электорате Трампа заметно присутствие ультраконсервативных протестантов, для которых его решение имеет важное эсхатологическое значение, поскольку возвращение евреев на Святую Землю рассматривается ими как необходимое условие Второго Пришествия».
Добавим к этому, что подобные протестантские фундаменталисты – так называемые «христианские сионисты» и «диспенсационалисты» – совершенно искренне считают себя, наряду с Израилем, «богоизбранным народом». Народом, которому перед Концом времен предстоит сразиться с ордами «Гога и Магога».
Но кто же эти апокалиптические народы, нашествие которых станет началом Последней битвы – Армагеддона? Увы, американские протестантские ультраконсерваторы нисколько не сомневаются: это народы «оси зла». В отличие от нас, православных христиан, для протестантских «ястребов» Конец времен – не то, чьи «времена и сроки» знает только Господь, но политическая реальность самого ближайшего времени.
Раввин Зиновий Коган: «У израильтян должна быть своя голова, а не Трампа»
Так, в эксклюзивном комментарии «Царьграду» вице-президент Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России (организации, альтернативной хасидской Федерации еврейских общин), раввин Зиновий Коган со свойственной ему тонкой иронией отметил:
«Сейчас главное — продолжение мирного процесса между израильтянами и палестинцами. И именно им на месте, а не американскому президенту лучше знать, чего стоит мир в их регионе. Трамп [от евреев] далеко, а сотни миллионов арабов — соседи. И израильтяне сами должны думать своей головой, а не надеяться на Трампа. Трамп — что? Это — «трам-тарарам», человек шоу-бизнеса, чего с него возьмёшь».
Зиновий Львович не скрывает своей обеспокоенности, и в этом его позиция сближается с мнением российских мусульман и уж точно не Берл Лазара. Более того, Коган, признавая Иерусалим столицей древнего Израиля, не видит ничего зазорного в том, чтобы Западный Иерусалим стал столицей еврейского государства, а Восточный — арабского. К слову, это не тождественно государству мусульманскому, поскольку многие палестинские арабы являются христианами.
Муфтий Альбир Крганов: «Иерусалим должен получить международный статус»
В свою очередь муфтий Московского Муфтията Альбир Крганов, также давший комментарий «Царьграду», оказался во многом солидарен с раввином Зиновием Коганом, назвав решение Дональда Трампа «невзвешенным», потому что оно «может привести к хаосу в регионе»:
Представитель российских мусульман считает возможным перенести штаб-квартиру Организации Объединенных Наций в Иерусалим. По мнению муфтия, это приведет к «особому международному статусу этого города, и там будет наведен порядок, а представители разных народов, религий и культур будут свободно перемещаться и жить в мире на этой территории, священность которой для всех религий не могут отменить ни президент США, ни генсек ООН».
Литография древнего Иерусалима. Фото: www.globallookpress.com
Имперская идея как залог мира на Святой земле
Словом, несмотря на множество богословских противоречий между христианами, мусульманами и иудеями, наиболее здравые и консервативные представители этих традиционных религий осознают необходимость поиска мирного урегулирования иерусалимского вопроса.
Вообще, если обратиться к истории, то относительный мир и спокойствие Святой Земле приносило только имперское владычество. Причём как христианское, когда Иерусалим был под властью православного Ромейского царства (Византии) вплоть до 638 года от Рождества Христова, так и мусульманское: в годы владычества Османской империи в 1517-1917 годах в Иерусалиме также соблюдалось относительное межрелигиозное спокойствие.
Напомню, смута была внесена британцами, которые за 30 лет своего мандата в Палестине предуготовили её нынешнее состояние. Вот уже семь десятилетий Святая Земля то тлеет, то полыхает. Выгоду же от этого получают не живущие на её территории народы, а заокеанские элиты. Впрочем, это прекрасно понимают в России, чьё былое присутствие в последнее время постепенно возвращается на Святую Землю пока в основном на уровне религиозных, научно-гуманитарных и культурных проектов.
Конечно, было бы слишком наивным мечтать, что именно Государство Российское сегодня сможет навести мир и порядок во Святом граде Иерусалиме. Но то, что это может случиться только при нашем непосредственном участии, несомненно. Иерусалим не может быть столицей национального государства, будь то арабское «Государство Палестина» или еврейское «Государство Израиль». Этот город (а точнее, Город) может быть только сакральной столицей Святой Земли.
Иерусалим
Город Иерусалим (Jerusalem)
Иерусалим, столица государства Израиль, обозначенный на мистических картах как центр мироздания, расположился в самом сердце Ближнего Востока, на условной линии раздела между Африкой и Азией. Этот город совершенно уникален. И хотя на Земле есть столицы красивее, больше и богаче, ни одна из них не наделена столь притягивающим очарованием. Миллионы людей тысячелетиями обращались своими помыслами к Иерусалиму, ведь именно здесь происходили важнейшие исторические события, связанные со становлением трех великих религий.
Сэкономь на путешествии в Иерусалим!
Видео: Иерусалим
Основные моменты
Манящая магия Иерусалима была роковой в его судьбе. Этим ключевым городом стремились завладеть бесчисленные завоеватели, разрушая его постройки и пленяя жителей. Но каждый раз Иерусалим возрождался из руин, иногда полностью изменяя свой облик. Новые властители перестраивали его, следуя своим представлениям о красоте, и сегодня мы можем любоваться великолепными памятниками истории, иллюстрирующими культурные и художественные традиции разных народов и разных эпох. Более трех тысяч лет Иерусалим бередил душу поэтам и военачальникам, художникам и рыцарям, писателям и паломникам. Но только для евреев он во все времена являлся величайшей реликвией, воплощением их стремлений к национальному единству и независимости собственного государства.
Свои главные сокровища Иерусалим хранит в Старом городе, и сложно поверить, что его площадь, не превышающая 1 км², с начала летоисчисления и до наших дней являлась предметом стольких притязаний и споров. В древних стенах Старого города, наблюдая, как через его врата текут потоки людей из всех уголков планеты, действительно, можно поверить в то, что Иерусалим – центр мира. Старый город – одновременно и музей под открытым небом, и базар, и целая россыпь святых для евреев, христиан, мусульман мест. Здесь история переплетается с современностью, и никого не удивляет, что мясник торгует в лавке, углы которой украшают римские колонны, в скромном кафе можно увидеть византийские арки, а мастерская местного ремесленника расположилась в помещении, хранящем память о временах крестоносцев.
Вид на Иерусалим Иерусалимские трущобы
В Иерусалиме древние святыни и археологические заповедники соседствуют с украшающими Новый город модерными зданиями самой смелой архитектуры. Существующие здесь со времен Средневековья торговые ряды успешно конкурируют с сетью огромных фешенебельных моллов, а христианские приюты встречают путешественников с таким же радушием, как и вышколенный персонал высококлассных отелей. Кухня Иерусалима вобрала в себя все ароматы блюд Ближнего Востока, и знакомство с многочисленными столичными кафе и ресторанами может стать для путешественников не менее увлекательным занятием, чем осмотр исторических достопримечательностей.
Продолжая оставаться центральным пунктом поездки в Израиль, как и много столетий назад, Иерусалим не утрачивает волшебную таинственную ауру, вызывающую волнение и возбуждающую воображение путешественников.
Достопримечательности Иерусалима
История Иерусалима
Авторитетным свидетелем истоков истории Иерусалима является Библия. На ее страницах повествуется о родоначальнике еврейского народа патриархе Аврааме, пришедшем на землю, известную как Ханаан в те времена, когда Иерусалим был небольшим ханаанским городом-царством, населенным амореями, иевусеями и хеттами. Некогда эта земля соединяла сухопутным коридором две враждующие сверхдержавы – Ассирию и Египет, и веками являлась местом ожесточенных сражений между ними.
Реконструкция Града Давида. I век н. э.
Первые исторические сведения об Иерусалиме появились в XX-XIX веках до н. э., когда под именем Рушалимум он упоминался в египетских заклятиях против враждебных городов, высеченных в камне. К XIV веку до н. э. относится послание царя Иерусалима Абдихепа к египетскому фараону Эхнатону. В нем царь сообщил об угрозе со стороны хабиру – кочевников, которых современные историки отождествляют с воинственными еврейскими племенами.
К 1000 г. до н. э. земли вокруг Иерусалима уже занимали 12 родственных еврейских племен, впоследствии, согласно преданиям, образовавших израильский народ. Сплотившись вокруг Давида, легендарного победителя великана Голиафа, они возвели его на царствование. Около 1004 года Давид завоевал Иерусалим, все еще остававшийся анклавом ханаанеев, и провозгласил город столицей еврейского царства. Сюда же по его велению была доставлена святыня еврейского народа – Ковчег Завета, что наделило город статусом религиозного центра.
В конце своего 35-летнего правления Давид назначил своим преемником младшего сына Соломона, царствовавшего еще 40 лет и прославившегося как мудрый правитель и блестящий поэт. Апофеозом его свершений стало возведение Первого Храма, освященного в 953 году до н. э. В период правления царя Соломона были выстроены и мощные городские стены. Иерусалим значительно расширился, столица закрепила за собой особый статус священного и одновременно престольного города.
Преемники Соломона раскололи царство. Северные племена основали собственное государство, известное как Израильское царство, а оставшиеся верными династии Давида два южных племени, иудеи и вениаминяне, образовали царство под названием Иудея со столицей в Иерусалиме. В последующие столетия город неоднократно подвергался осадам и разорениям как со стороны Египта и Ассирии, так и со стороны Израильского царства. В конце VI века до н. э. Иерусалим дважды был атакован войсками вавилонского царя Навуходоносора. В результате город был разрушен, Первый Храм разграблен и сожжен, а оставшиеся в живых евреи уведены в плен. Иудеи смогли вновь увидеть Иерусалим лишь спустя 50 лет, когда персидский царь Кир, завоевавший Вавилонию, позволил пленникам вернуться на родину, восстановить город и отстроить Храм.
Вход на Храмовую гору, реконструкция Картина Франческо Айеца «Разрушение Иерусалимского Храма»
В 332 году Иерусалим покорился Александру Македонскому, и на несколько веков попал под влияние эллинистической культуры. После смерти великого полководца здесь поочередно правили его преемники.
В 63 году до н. э. к стенам Иерусалима подошли войска римского полководца Помпея. После трехмесячной осады римляне вошли в город, и на несколько веков он попал под римский протекторат. С 37 г. до н. э. по 4 г. н. э. в Иерусалиме правил Ирод Великий – ставленник Римского сената. Он прославился как своими безумствами, так и неуемной страстью к строительству. Его самым грандиозным проектом стала масштабная реконструкция храмового комплекса. До нашего времени сохранилась часть подпорной стены, возведенной в тот период. Сегодня она является одной из главных еврейских святынь, известной как Стена Плача.
Мадабская карта Иерусалима (VI в.)
Около 30-го года в Иерусалим прибыл мало кому известный молодой проповедник из Назарета по имени Иисус, которому было суждено стать основоположником великой мировой религии. Здесь же он был казнен по приговору прокуратора Иудеи Понтия Пилата.
Власть Рима в Иерусалиме постоянно подтачивали народные восстания. Одно из них произошло в 66 г. В ходе его усмирения императором Титом город был разрушен, а Храм разграблен и сожжен. В 132 году евреи снова восстали. На этот раз у них вызвал гнев указ римского императора Адриана о строительстве на развалинах Иерусалима нового города по образцу римского военного лагеря. Это восстание также не увенчалось успехом, и евреи были изгнаны из города.
В IV веке, в годы царствования византийского императора Константина, в Иерусалиме утвердилось христианство. Здесь возводились многочисленные христианские храмы и святыни, на предполагаемом месте распятия и захоронения Иисуса Христа была построена церковь Гроба Господня, ставшая местом паломничества. Евреям вновь запретили проживание в городе, и они поселились южнее – между Храмовой горой и Городом Давида.
С VII столетия Иерусалимом поочередно владели арабы, крестоносцы, мамлюки, а в 1517 году город был завоеван турками-османами и вошел в состав Оттоманской империи. В годы правления султана Сулеймана Великолепного, проявлявшего особое внимание к Иерусалиму, город расцвел. Благосклонное отношение султана к евреям способствовало возрождению их духовной жизни. Однако годы процветания Иерусалима сменились периодом застоя. Будучи всего лишь центральным городом санджака, самой мелкой территориально-административной единицы империи, он несколько веков пребывал в упадке и запустении.
Цитадель Давида и османские стены
Новое время и статус города
В XIX веке, пользуясь ослаблением Оттоманской империи, страны Европы начали усиливать свое присутствие на Ближнем Востоке. К середине столетия почти все европейские государства, а также США имели представительства в Иерусалиме, при этом каждая страна покровительствовала определенным религиозным общинам. Значительное влияние на развитие города оказывала и собственно еврейская община, численность которой постоянно увеличивалась благодаря притоку иммигрантов. Расширение территории города происходило в основном за счет строительства еврейских кварталов.
Иерусалим в XIX веке
По окончании Первой мировой войны Иерусалим стал административным центром Палестины – территории, подмандатной Великобритании. В 20-х годах здесь появились общественные организации, выражающие интересы наиболее многочисленных групп населения – арабов и евреев. Наряду с усилением их влияния стало нарастать напряжение между общинами, часто выливавшееся в беспорядки.
29 ноября 1947 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята резолюция о разделе Палестины на еврейское и арабское государства. Для Иерусалима и его окрестностей был предусмотрен специальный интернациональный статус. Однако в городе, оказавшемся разделенным на еврейские и арабские зоны, воцарилась анархия, а в 1948 году, после провозглашения Декларации о независимости государства Израиль, в Палестине вспыхнула полномасштабная арабо-израильская война. После того, как боевые действия утихли, Иерусалим оказался разделенным на две части: западную контролировал Израиль, восточную, включая Старый город, – Иордания.
В 1950 году еврейский Иерусалим официально стал столицей государства Израиль. В 1967 г., после победы Израиля в Шестидневной войне, Иордании пришлось оставить восточные районы города, а в 1980 году Кнессет провозгласил Иерусалим единой и неделимой столицей Израиля. На сегодняшний день этот статус города официально признали США, Филиппины, Чехия, Гватемала, высказав намерение перенести свои посольства из Тель-Авива в Иерусалим. Соединенные Штаты уже провели церемонию открытия собственного дипломатического представительства, это произошло 14 мая 2018 года.
Однако Палестинская автономия по-прежнему называет Иерусалим своей столицей и требует возвращения его восточной части под свое управление. Но кажется совершенно невероятным, что Израиль когда-нибудь оставит ту часть Иерусалима, где расположен Старый Город с его древними святынями.
Старый город Иерусалима
Население
Иерусалим – крупнейший в Израиле город, численность населения которого приближается к 900 000 человек. Около 600 000 горожан – евреи, более 300 000 – арабы-мусульмане. Среди прочих национальностей наиболее многочисленно представлены армяне, грузины, греки.
Примерно 65 % горожан исповедуют иудаизм, причем четвертая их часть – сторонники его ортодоксальных течений.
Коран почитают 32 % жителей Иерусалима. Лишь 2 % населения города – христиане: греко-православные, сирийско-православные, копто-православные, католики, протестанты, прихожане американских религиозных сект.
Отдельная категория горожан – светские, нерелигиозные, евреи. Они составляют почти треть населения Иерусалима и именно их представители в основном формируют правящую элиту. Светские евреи – в основном либералы, разделяющие вольные взгляды своих североамериканских и европейских собратьев. Они отстаивают свое право есть некошерную пищу по субботам, выступают с требованиями разрешить работу общественного транспорта в этот праздничный для евреев день.
Среди евреев встречаются как выходцы из Европы, так и те, кто имеют восточное происхождение – сефарды. Если первые относятся к еврейским традициям без трепета, то вторые ревностно чтут наследие отцов. Для сефардов характерны и более радикальные националистические взгляды.
Христиане Араб с осликом на фоне Мечети Купол Скалы
Ортодоксальные евреи, которых можно узнать по черным сюртукам и черным вязаным или фетровым шапочкам-кипам, живут в собственном измерении, тщательно соблюдая все религиозные предписания. Их «бастион» в Иерусалиме – квартал Меа Шеарим. Если вы окажетесь здесь в субботу или в какой-либо еврейский национальный праздник, то сможете полюбоваться традиционным нарядом ортодоксов. В эти дни они надевают эффектные меховые шапки и длинные шелковые жилеты.
Харедим (самоназвание ортодоксов) принимают участие в политической жизни, будучи представленными в муниципальных и государственных органах власти. Многие из них уклоняются от службы в армии, что им дозволено израильскими законами. За это патриотически настроенные граждане часто называют их «паразитами».
Арабы, подавляющее большинство которых проживает в Восточном Иерусалиме, к политике государства относятся по-разному. Лояльные к израильской власти граждане называют себя израильскими арабами или арабскими израильтянами, а их антагонисты самоидентифицируются как палестинцы и палестинские арабы. Часть арабов имеет израильское гражданство, часть – вид на жительство. Постоянно проживающие в Иерусалиме арабы наделены правом голосования на муниципальных выборах, они принимают участие в управлении городом.
Большая часть арабов – мусульмане. Многие из них не отличаются особой религиозностью, а среди представителей среднего класса, придерживающихся западного образа жизни, редко встретишь тех, что предпочитает традиционные арабские одежды.
Уровень жизни арабов, проживающих в израильской столице, значительно выше, чем на Западном берегу или в секторе Газа. Здесь им предоставляются права, свободы, льготы, о которых граждане арабских государств могут только мечтать. От службы в израильской армии они освобождены.
География и климат
Иерусалим занимает часть южного отрога плато в Иудейских горах, протянувшихся почти на 160 км с севера на юг от Изреельской долины до пустыни Негев, и являющихся водоразделом между Средиземным и Мертвым морями. От Средиземного моря город отделяют 48 км, от Мертвого – 110 км. На востоке, севере и юге он граничит с многострадальными землями Западного берега реки Иордан. В 40 км к востоку от Иерусалима, рядом с палестинским городом Иерихоном, проходит граница Израиля с Иорданией.
Вид на район Ромема вверху холма и заброшенную палестинскую деревню Лифта внизу
Высшая точка на территории города (830 м над уровнем моря) находится в районе Ромема, рядом с западным въездом в Иерусалим. От того, что существует некоторый перепад высот между местом, где находится Иерусалим, долиной Иордана и Мертвым морем, побережье которого является самым низким участком суши на планете, создается впечатление, что город расположен гораздо выше, чем на самом деле.
Западные склоны гор получают около 600 мм осадков ежегодно, в то время, как на восточных склонах выпадает не более 200 мм. В результате западная часть Иерусалима покрыта зеленью, тогда как восточная представляет собой иссохшую пустыню. Почвы вокруг города очень плодородны, но маломощны, а склоны гор круты, поэтому фермеры иерусалимского региона возводят вдоль них террасы из камня, предотвращая сползание земли. В некоторых местах террасированные склоны с оливковыми рощами, фруктовыми садами, миндалем и виноградниками напоминают библейские ландшафты.
На Ближнем Востоке зной продолжительного, очень жаркого лета сменяется короткой и мягкой зимой, а весенне-осенние сезоны выражены слабо. Но в Иерусалиме, из-за его высотного местоположения, четко прослеживаются все четыре времени года.
Зимой в Иерусалиме достаточно холодно, правда, ртутный столбик термометра редко опускается ниже 0 °С. Обычно же температура воздуха колеблется в пределах +6. +8 °С. Примерно с конца ноября по начало марта часто идут дожди. Здесь нередко случаются кратковременные снегопады и даже снежные бури, после которых Иерусалим выглядит невероятно романтично. Затем погода вдруг резко меняется – сияет солнце, на синем небе ни облачка. Через день-другой от обильного снега не остается и следа.
Цветение миндаля в конце зимы возвещает о приходе весны, холмы и долины в округе стоят в бледно-розовой дымке. Ранняя весна, Пасха, когда красные анемоны, розовые цикламены, желтая горчица, синие орхидеи и коричневые ирисы раскрашивают в разные цвета окрестности Иерусалима – лучшее время для его посещения. Весенняя погода переменчива. В марте-апреле могут выдаться и весьма прохладные деньки, а затем подует хамсин, знойный ветер из пустыни Негев, который приносит жару до +40 °С.
Летом в Иерусалиме жарко или очень жарко. Ослепляюще яркое солнце испепеляет землю и изнуряет туристов, часто прогревая воздух в полуденные часы до +32. +35 °С. Путешественников спасает то, что влажность в Иерусалиме невысокая – переносить жару здесь легче, чем, например, в Тель-Авиве. Кроме того, по утрам тут царит приятная прохлада.
С приходом осени солнце становится более милостивым, и жара спадает. Особенно приятные деньки приходятся на октябрь-начало ноября. Изредка случаются ливни, может резко похолодать, но в целом погода остается комфортной вплоть до второй половины декабря. Затем внезапно наступает похолодание, это происходит, как правило, ко времени прибытия паломников и туристов на Рождество.
Старый город
Сердце Иерусалима бьется в Старом городе, укрывшемся в горной седловине меж долинами Кедрона и Тиропион с одной стороны и Хинном – с другой. Здесь в окружении крепостных стен, протянувшихся на 4 км, находятся места, являющиеся святынями для евреев, христиан, мусульман. Сами стены, перестроенные в XVI веке султаном Сулейманом и носящие его имя, до сих пор остаются наиболее впечатляющим памятником долгой и многослойной истории города. Вплоть до середины XIX века они очерчивали границы Иерусалима, основная планировка которого восходит ко временам правления римского императора Адриана.
Крепостные стены Иерусалима
Со времен царя Соломона Старый город включает в себя Храмовую гору, верхняя площадь которой была окончательно спланирована в эпоху царствования Ирода Великого. В период Средневековья произошло условное деление Старого города на четыре квартала: Еврейский, Христианский, Мусульманский, Армянский. Однако многие святыни, почитаемые в той или иной религии, не вписываются в обозначенные рамки кварталов и разбросаны по разным зонам.
Порталами в Старый город служат семь ворот. В стенах есть еще несколько ворот, но они давно замурованы. Старейшие из них – Золотые ворота, обращенные в сторону Елеонской горы. Согласно преданию, именно через эти ворота Мессия однажды вступит в Святой город.
Замурованные золотые ворота Иерусалима Яффские ворота Башня Давида
Прямо напротив Яффских ворот расположена знаменитая Цитадель, или Башня Давида, веками охранявшая город от многочисленных завоевателей. Полагают, что это сооружение – остатки дворца царя Ирода, стоявшего на этом месте две тысячи лет тому назад. Сегодня здесь находится музей истории Иерусалима, включающий в себя археологический парк. С крепостных стен можно обозреть весь город и его окрестности. После захода солнца в Цитадели проводится светозвуковое шоу «Ночная мистерия».
Огибая Цитадель, тянется дорога Армянско-Православной патриархии. Она проходит через короткий туннель и приводит в Армянский квартал – самый тихий в городе. Здесь тесной общиной проживают армяне. Жители квартала – весьма дружелюбные и гостеприимные люди. Они с удовольствием поговорят с вами и расскажут о достопримечательностях этого уголка Иерусалима. Здешние армяне, как правило, бегло говорят по-английски.
В квартале находится несколько церквей и монастырей, национальные школы. Он славится своими библиотеками. Духовным центром армянской общины является собор Святого Иакова – один из самых важных и красивых памятников христианства в Старом городе.
Армянский квартал в Иерусалиме
Улица Св. Иакова приведет вас в Еврейский квартал, здесь она меняет свое название на Ор Хаим. Этот квартал – самый богатый и самый древний в городе, евреи начали селиться здесь еще во времена Первого Храма. Сегодня он представляет собой современный жилой район с многочисленными синагогами и высшими духовными школам – ешиботами. Сегодня спрос на жилье здесь огромный, как, впрочем, и цены на проживание.
Оживленный Еврейский квартал с его общественным центром, бесчисленными магазинчиками, кафе, ресторанами бережно хранит свою историю. Симбиоз старого и нового выразительно проявляется на Кардо – древней торговой улице, служившей главной торговой артерией города и во времена императора Адриана, и в византийский период, и в эпоху крестоносцев. На табличках и схемах, расположенных вдоль улицы, отмечено, где находятся остатки памятников древних эпох.
Еврейский квартал в Иерусалиме
Параллельно и выше Кардо тянется Дорога Еврейского квартала, на которой находится Музей еврейского квартала. Через дорогу – Мемориал войны за независимость, возведенный в память о воинах, погибших в 1948 году при обороне квартала. Между музеем и Мемориалом расположился Двор ашкенази – жилой комплекс, обустроенный в 1400 году евреями – выходцами из Европы. Рядом находится один из древнейших молитвенных домов Еврейского квартала – синагога Гурман. Ее основание относят к XIII веку. На улице Хакехуна расположен комплекс Четырех Сефардских Синагог. Эти молитвенные дома наиболее почитаемы в Иерусалиме.
Идущие вниз широкие каменные ступени, которыми заканчивается улица Тиферет Исраэл, выведут вас на людную площадь, где находится святое для евреев место – Западная Стена. И днем, и ночью по этим ступеням течет бесконечная череда паломников и туристов. Шествие сопровождает приглушенный речитатив – это читают священные тексты учащиеся одного из иерусалимских ешиботов. На середине идущей вниз дороги находится площадка для обзора. Отсюда взору предстает узнаваемая панорама, давно ставшая визитной карточкой Иерусалима.
После того, как римляне разрушили Второй Храм, от него осталась лишь груда камней и подпорная стена с западной стороны, возведенная во времена царя Ирода. В соответствии с традициями иудаизма, Храм не может быть вновь построен, пока не придет Мессия. Вознести молитву у Стены – мечта каждого религиозного еврея. Стена, у которой льется нескончаемый поток слез скорби о разрушенном Храме, стала известна как Стена Плача. В трещины стены верующие традиционно вкладывают молитвенные записки.
Стена Плача в Иерусалиме
Путь в Христианский квартал пролегает через Новые ворота, пробитые в крепостной стене лишь в 1887 году. Отсюда в глубину города тянутся три извилистых улицы – Дорога Греко-православной патриархии, Дорога Греко-католической патриархии и Дорога Латинской патриархии. Каждая из них проходит через соответствующий ее названию район, где расположены светские и религиозные здания, интересные музеи и библиотеки.
Каждый верующий христианин считает своим долгом пройти по Виа Долороза – Дороге Скорби, повторив путь, которым следовал Иисус к месту своего распятия. Туристы, равнодушные к религии, совершают эту прогулку с познавательной целью. Дорога Скорби берет свое начало у Ворот Святого Стефана. В 30 метрах от них находится Странноприимная площадь, откуда начинаются организованные экскурсии. Воспользоваться ими очень желательно, так как без гида в людской толчее и сутолоке сложно будет найти некоторые остановки на Дороге Скорби.
Виа Долороза, берущая начало в Мусульманском квартале, тянется затем через Христианский квартал и заканчивается у храма Гроба Господня. На ней находятся 9 остановок, еще пять расположены на территории храма. Остановки отмечены табличками, колоннами, узорами мозаик, выложенных на камнях мостовой. Рядом с некоторыми остановками стоят часовни.
Поднявшись к храму Гроба Господнего, расположенному на самой высокой точке Старого города, паломники оказываются у грандиозного сооружения, поражающего своими размерами и восточным, несколько экзотичным колоритом. Святыня, какой мы видим ее сегодня, была возведена крестоносцами, и это одна из самых старых построек Иерусалима.
Справа от входа в храм высечены ступени, ведущие к Голгофе – месту, где был распят Христос. Храм Гроба Господня окружают церкви многих христианских конфессий.
Храм Гроба Господня
Самым большим, наиболее густонаселенным и запутанным кварталом Старого города является Мусульманский. Здесь приятно просто побродить, получая представление о том, как выглядел Иерусалим в преддверии XX века. Путешествие по Мусульманскому кварталу можно начать от Яффских или Дамасских ворот, однако тем, кто хочет познакомиться с мусульманскими памятниками истории, следует иметь в виду, что они разбросаны по всему Старому городу. Достопримечательности символизируют различные эпохи мусульманского правления в Иерусалиме. Два самых прославленных места исламского Иерусалима расположены на Храмовой горе, которую мусульмане называют Харам аль-Шариф («Почитаемое святилище»). Храмовая гора, будучи в ряду главных святынь как в иудаизме, так в исламе, является предметом постоянных конфликтов между израильтянами и арабами.
Мусульманский квартал в Иерусалиме
Легендарная мечеть Купол Скалы, возведенная в конце VII века по велению халифа Абд аль-Малика, сегодня представляет собой эффектное сооружение из мрамора, украшенного мозаиками, цветными витражами, расписной керамической плиткой, цитатами из Корана. Ее венчает огромный золоченый купол. Центральное место во внутреннем помещении занимает Камень основания, откуда, согласно легенде, пророк Мухаммед вознесся на небо во время своего мистического путешествия в Иерусалим.
Мечеть аль-Акса, которую венчает серебристая крыша, по некоторым сведениям была построена в VI веке как христианская церковь Девы Марии, и лишь затем превращена в мечеть. Мусульмане отвергают эту точку зрения. Согласно их преданию, мечеть была заложена при халифе Умаре и перестроена по приказу халифа Абд аль-Малика в VIII веке. Это обширное сооружение, являющееся третьим по значению духовным центром исламского мира, может одновременно вместить в себя до пяти тысяч молящихся. Во время молитвы сюда запрещено входить неверным.
Мечеть Купол Скалы Рассвет над мечетью аль-Акса
К мечети аль-Акса примыкает Исламский музей, в экспозиции которого отражена жизнь мусульман в Иерусалиме на протяжении веков.
За крепостными стенами также находится несколько знаковых для разных религий мест – это Город Давида, Кедронская долина и гора Сион. На территории Города Давида еще с XIX века не прекращаются раскопки, что неудивительно, ведь это самое древнее поселение в пределах современного Иерусалима. Собственно, этот район представляет собой уникальный археологический парк.
Гробница Захарии в Кедронской долине
Кедронская долина тянется вдоль восточной стены Старого города и отделяет Храмовую гору от Елеонской. На склонах Елеонской горы на протяжении тысячелетий евреи хоронили своих усопших. Здесь можно увидеть величественные гробницы легендарных исторических личностей.
В соответствии с христианской традицией, по Кедронской долине пролегал путь Христа, направлявшегося в Иерусалим. На северном склоне горы расположен большой сад, который отождествляют с Гефсиманским садом, где преданный Иудой Иисус был схвачен римскими легионерами. К саду примыкает церковь Всех Наций – францисканский католический храм. На Елеонской горе много других христианских церквей, в том числе русская православная церковь Вознесения.
За Сионскими воротами в горделивом одиночестве возвышается гора Сион. Где именно находится библейская гора Сион, точно никто не знает, а место, известное сегодня под этим названием, во времена Храма именовалось в Иерусалиме Верхним городом. Нынешнее название холм получил, оказавшись за крепостными стенами города еще в ту пору, когда он именовался Элия Капитолина. С тех времен она символизировала чаяния евреев вновь обрести родину, и впоследствии дала свое имя политическому движению сионистов.
Восточный Иерусалим
Впечатляющие своей красотой Дамасские ворота – место, вокруг которого вращается жизнь арабской общины Иерусалима. Они ведут в Мусульманский квартал Старого города и одновременно соединяют его с кварталами палестинского Восточного Иерусалима. На площади перед воротами арабы любят проводить время, беседуя за чашечкой крепкого кофе. Тут же можно угоститься сахлебом – горячим сладким молочным киселем-пудингом, приправленным сухими фруктами, корицей, орехами, изюмом. Особенно приятно выпить его в зимнюю пору.
Дамасские ворота Иерусалима
В Восточном Иерусалиме жизнь течет по собственным законам. Здесь своя кухня, музыка, собственные банки, автобусы, газеты, своеобразный жизненный уклад. Хотя арабы ежедневно бывают в еврейских кварталах столицы, большинство евреев неохотно посещают Восточный Иерусалим. Туристам же непременно стоит побывать в этой части города. Лучшее время для такого визита – суббота, когда жизнь в еврейских районах замирает.
Через дорогу от площади у Дамасских ворот находится автобусная остановка, а над нею выше видна известная достопримечательность Иерусалима – Сад Гроба Господня, который христиане-протестанты почитают как истинное место погребения Иисуса. Рядом сохранился грот Иеремии. Предполагают, что именно на этом месте библейский пророк сложил свой «Плач по Иерусалиму».
Скала Череп или Голгофа, где предположительно стояли распятия Садовая могила в Иерусалиме Музей Рокфеллера в Иерусалиме
Если вы пройдете в западном направлении по улице Сулеймана, то окажетесь у Археологического музея Рокфеллера, который расположился в белом здании с центральной восьмиугольной башней. Следуя далее, вы дойдете до гостиницы «Американская колония», построенной в виде роскошной арабской виллы с тихим внутренним двориком. Этот дом уже более ста лет служит отелем для высокопоставленных зарубежных гостей. Отсюда начинается ряд туристических маршрутов по Восточному Иерусалиму.
Стоит сказать, что, несмотря на свое название, Восточный Иерусалим включает в себя районы, расположенные к северу, югу и даже к западу от Старого города. Иногда под этим термином подразумевается территория площадью 6,4 км², которая до 1967 года находилась под контролем Иордании. Официальная позиция властей основывается на нынешних муниципальных границах, установленных в результате нескольких административных укрупнений, которые осуществлялись после объединения Иерусалима, когда развитию Нового города был придан дополнительный импульс. В данном случае общая территория Восточного Иерусалима составляет 70 км². Собственно, на сегодняшний день статус Восточного Иерусалима в международном праве остается неопределенным, но фактически он является частью израильской столицы, не будучи отдельной муниципальной единицей.
Новый город
Сегодня Иерусалим с его многочисленными пригородами раскинулся на площади 125 км². Эти пригороды очень юные по меркам древнего города, в основном они возникли во второй половине позапрошлого столетия. В тот период евреи-иммигранты теснились преимущественно в грязном еврейском квартале, занимавшем всего около 1/10 площади Старого города. Переселение за его пределы тогда считалось безумием, так как там, где сейчас находятся кварталы Нового города, бесчинствовали племена бедуинов.
Панорама нового города
Но, желая того или нет, Иерусалим просто вынужден был расширяться, поскольку уже не оставалось места для прибывающих сюда иммигрантов. Новые кварталы обустраивались за пределами исторического ядра города, в основном – вдоль дорог, идущих от городских ворот. В период британского мандата, а особенно после образования государства Израиль западный и северный районы Иерусалима приобрели характер современного города.
Малоэтажные дома соседтсвуют с высотками
Планировка и архитектура новых жилых массивов, возникших после Шестидневной войны, соответствует новейшим требованиям градостроительства. Возведение высотных и элегантных малоэтажных зданий разнообразило облик города, превратив его в уникальный урбанистический комплекс, сочетающий архитектуру различных эпох. Сегодня западные районы Нового города с их высотками, зеркальными офисными зданиями, шумными улицами, моллами и барами, напоминают модный Тель-Авив, чему, между прочим, рады далеко не все евреи. К слову, в Иерусалиме сохранилась зодческая традиция, основанная на давнем распоряжении британцев использовать при строительстве материалы преимущественно песчано-золотистой цветовой гаммы. Это несколько ограничивает полет творческой фантазии архитекторов, однако придает облику города отчетливую оригинальность и стильность.
Западные районы, прилегающие к Старому городу, достаточно компактны и заключены в треугольнике, очерченном Яффской дорогой, улицей Короля Георга V, улицей Бен-Йехуда.
Одна из дорог, уходящих от стен Старого города, – Мамилла – ранее была большой торговой улицей. Сегодня это фешенебельный туристический район с великолепными отелями и торговыми центрами. Между ними и стенами Старого города находится Бассейн Султана. Этот водоем теперь служит театром для концертов под открытым небом.
Если в кварталы Нового города вы отправитесь по Яффской дороге, то сперва окажетесь на площади Цахал, получившей свое имя в честь Израильских сил обороны. С правой стороны от нее – известный центр ремесел, позади возвышаются монументальные сооружения Французского подворья. Далее расположился комплекс муниципальных и коммерческих зданий, в том числе такие эффектные сооружения, как Центральный почтамт и банк Леуми. Ближе к Сионской площади районы вдоль Яффской дороги приобретают облик оживленного столичного центра с магазинами, кафе, очаровательными ресторанчиками.
Одна из центральных улиц – Бен-Йехуда – представляет собой пешеходную зону, где всегда полно местных жителей и туристов. Здесь множество кафе, ресторанов, сувенирных магазинов, выступают уличные музыканты, проповедуют начинающие пророки.
Яффская дорога Площадь Цахал
Основная магистраль Иерусалима, шумная и оживленная улица Короля Георга V, протянулась с севера на юг. Кварталы, расположенные вдоль нее, демонстрируют контраст между старым и новым зодчеством. Магистраль с одной стороны обрамляет обширную территорию парка Независимости – популярного у горожан места отдыха. Если вы перейдете на другую сторону от парка, то окажетесь у красивого здания Большой Иерусалимской синагоги с ее величественным порталом.
Улица Бен-Йехуда Улица Короля Георга
На улице царя Давида находятся два сооружения, являющиеся символами Иерусалима – здание ИМКА (Христианской ассоциации молодых людей) и отель «Царь Давид». В архитектуре ИМКА совмещены зодческие традиции иудаизма, христианства и ислама. С его сорокаметровой башни открывается одна из самых чудесных панорам Иерусалима. Расположенный напротив отель «Царь Давид» был возведен в 1930 году в пышном старосветском стиле. Сегодня здесь останавливаются VIP-персоны.
Гробница семьи царя Ирода
В красивом парке за отелем располагается пещера, в которой находится гробница семьи царя Ирода. Здесь похоронены его красавица-жена и сыновья, которые были убиты по велению одержимого безумной подозрительностью правителя. Ниже по дороге, за парком раскинулась долина Хином.
На востоке города находится район, известный как Немецкая колония, основанный в 1873 году. В его центре расположены резиденция Президента страны, Израильская академия искусств и наук, Культурный центр, Иерусалимский театр, Музей исламского искусства.
Немецкая колония (Хайфа)
В самом центре Иерусалима разместился один из старейших кварталов Нового города – Меа Шеарим, сохранивший облик еврейских кварталов Западной Европы XVIII века. Собственно сам квартал занимает небольшую территорию по обеим сторонам одноименной улицы, но обычно под этим названием подразумевают и близлежащие кварталы, где проживают ортодоксальные евреи. Здесь на каждом шагу можно увидеть синагоги и иешивы, и в любое время суток звучит певучее чтение священных текстов из Торы. По субботам и праздничным дням въезд на автомобиле в этот район, похожий на живой музей этнографии, перекрыт.
Повсюду в Иерусалиме и его пригородах разбросаны чудесны скверы и парки. Во многих из них обустроены игровые площадки, аттракционы для детей. Есть здесь и собственный зоопарк, известный как Библейский. Он расположен на юго-западе города на территории 25 га и знаменит своей коллекцией диких животных, упоминаемых в Библии.
Иерусалимский библейский зоопарк
Кухня
Кухня Иерусалима столь же пестрая, как и сам город. Здесь смешались кулинарные традиции всех национальностей, населяющих столицу Израиля. Это уникальное слияние выражается в изобилии различных кулинарных изысков. Однако преобладающий тип кухни – ближневосточный и средиземноморский, что отражает географическое положение страны. Во многих заведениях представлены блюда, популярные на Ближнем Востоке, а также в Марокко, Ливии, Тунисе.
Магазин специй Уличная еда
Арабская кухня также считается «восточной», а трапеза и у евреев, и у арабов начинается одинаково – с острых салатов. Хумус – отваренный турецкий горох, приправленный пряным кунжутным соусом, лимонным соком, чесноком и тмином – возможно, самая популярная еда, совмещающая воедино похлебку и салат. Салаты подают как самостоятельное блюдо или сопровождают кебабом, шашлыком, фаршированными цыплятами или голубями, отбивными котлетами или рыбой.
Свинину ни в кошерных еврейских, ни в традиционных мусульманских ресторанах не подают. Морепродукты, запрещенные у евреев, по мусульманским законам разрешаются и имеются в арабских ресторанах в изобилии. Преобладают креветки и кальмары.
На десерт в арабских заведениях предлагают пахлаву (густая масса, политая сиропом и обсыпанная орехами), фрукты, сладкую выпечку, в типичных еврейских – взбитые сливки с карамелью, шоколадный мусс, взбитые белки с шоколадным сиропом.
Пита с фалафелем Хумус Шакшука
В Иерусалиме просто невероятный выбор заведений, где приятно поесть в любое время дня: от фешенебельных ресторанов, специализирующихся на кухне разных регионов, до простых кафе и пиццерий. Перекусить можно в одном из многочисленных заведений на улицах царя Давида и Бен-Йехуда, недорогие кафе находятся на улице Ривлин и в квартале Нахалат-Шива. Милыми домашними ресторанчиками славится район Эйн-Карем. Фешенебельные рестораны расположены в центральном районе Файнгольд-Корт. Чтобы отведать восхитительные сладости, отправляйтесь на арабский рынок Сук Хан эз-Зеид.
Полноценно пообедать или поужинать в кафе можно за 50 ILS (шекелей) с человека, ужин в ресторане высокого уровня обойдется в 200-250 ILS на двоих.
Шоппинг
В Иерусалиме огромное количество мест, где можно приобрести все что угодно, начиная с арабского рынка и заканчивая шикарными торговыми центрами. Популярной зоной для покупок является пешеходная улица Бен-Йехуда, на которой теснятся сувенирные магазины, где можно купить целительную косметику Мертвого моря, симпатичную бижутерию, ювелирные изделия, игрушки и прочее. К ней прилегает еще ряд улочек, на которых ведется бойкая торговля.
За обстоятельными покупками лучше направиться в районы Малка и Тальпиот. Название первого относится не только к району, но и к самому огромному торговому центру, представляющему собой закрытый комплекс с искусственным климатом и являющемуся идеальным местом для шоппинга в летнюю жару или зимнюю непогоду.
В районе Тальпиот, кроме крупных торговых центров, работают магазины outlet, где по приемлемым ценам можно приобрести одежду и обувь из коллекций минувших сезонов.
Отличное место для покупок – пешеходная улица Нахалат Шива. Здесь продаются аутентичные сувениры, оригинальные произведения искусства, созданные местными мастерами, предметы иудаики, антиквариат.
В Армянском квартале можно приобрести уникальную керамику, яркую и своеобразную.
Покупая сувениры, не торопитесь, чтобы не принять хлам за качественное изделие. Торговаться с продавцом уместно, если речь идет о крупной покупке, а не о безделушке стоимостью 5-10 шекелей. Приберегите силы, чтобы поторговаться, к примеру, о цене на ковер или одежду с ручной вышивкой.
Старинные монеты, изделия из стекла, гончарные изделия следует покупать у антикваров, имеющих специальное разрешение. Как правило, этот документ вывешен в магазине на самом видном месте.
Где поселиться
Иерусалим предоставляет широчайшие возможности по размещению туристов. Здесь несчетное количество отелей всех категорий, есть хостелы, гостевые дома, пансионы, дешевые общежития для паломников. Большая часть четырехзвездочных и пятизвездочных отелей расположена в Новом городе. В стенах же Старого Иерусалима можно снять жилье типа «B&B» (постель + завтрак) или остановиться в одном из хостелов, пансионов или в апартаментах.
Девушка играет на арфе внутри Яффских ворот
Путешественников, приезжающих в Иерусалим в составе туристических групп, в целях безопасности размещают в христианском, еврейском или армянском кварталах. Однако туристы-индивидуалы часто останавливаются в Восточном Иерусалиме, потому что проживание там дешевле.
Двухместный номер в отеле 2* обойдется от 225 ILS, в трехзвездочной гостинице – от 250 ILS. В фешенебельных отелях цены стартуют от 960 ILS в сутки.
Туристы с ограниченными финансовыми возможностями могут остановиться в одном из христианских приютов. Путешественникам не стоит беспокоиться, что здесь их поселят в келью. Напротив, здешние модернизированные апартаменты достаточно комфортны, а царящая тут атмосфера хранит аромат прошедших эпох.
Безопасность и этикет
Иерусалим – один из наиболее охраняемых городов мира. В обеспечение безопасности горожан и туристов здесь вкладывают огромные силы и средства. К гостям города полиция относится достаточно лояльно, но необходимые процедуры досмотра требует соблюдать неукоснительно.
Входы в крупные торговые центры, государственные органы, места скопления людей тщательно охраняются и оборудованы металлоискателями. При входе в торговые центры охранники часто просят открыть сумочки, портфели и предъявить их содержимое. Сами израильтяне всегда готовы проявить бдительность. Увидев оставленную где-либо сумку или пакет, они непременно звонят в полицию.
Полиция в Иерусалиме
Под неусыпным вниманием полицейских находится общественный транспорт. Многие междугородные автобусы оборудованы пуленепробиваемыми стеклами. Наряды полиции регулярно осматривают салоны транспорта. Если кто-либо из пассажиров вызывает у них подозрение, его приглашают подойти к металлоискателю.
Ночная жизнь Иерусалима на ултце Яффо
Туристам не рекомендуют посещать территорию Палестинской автономии. Это не касается поездок в Вифлеем, так как местные арабы отличаются радушием и всегда с удовольствием принимают туристов.
Чтобы комфортно чувствовать себя в Иерусалиме, следует соблюдать традиции. Направляясь в Старый город, одевайтесь поскромнее, или возьмите с собой одежду, прикрывающую оголенные участки тела.
Помните, что к Стене Плача женщины подходят с правой стороны, а мужчины – с левой. Последние должны иметь головной убор. По субботам фотографировать здесь запрещено.
В квартале Меа Шеарим, где проживают ортодоксальные евреи, нескромные женские наряды воспринимаются как оскорбление и могут вызвать бурю негодования. Ни в коем случае не фотографируйте прохожих и не вздумайте приехать сюда в субботу на автомобиле.
Транспорт
Исторический центр Иерусалима достаточно компактный, и здесь очень удобно бродить пешком. Однако транспортная инфраструктура в городе развита хорошо. Самое популярное средство передвижения – автобус. Маршруты обслуживают машины израильской сети «Egged», курсирующие по всему городу. Из любого пункта Иерусалима можно добраться в любой квартал города максимум с одной пересадкой. В течение полутора часов с момента приобретения билета это будет считаться одной поездкой. Во втором автобусе предъявите билет водителю, чтобы он пробил его еще раз. Билет стоит 6,70 ILS, его можно купить в специальных автоматах на остановках или у водителя. Также в течение полутора часов пассажиры могут без доплаты пересесть с автобуса на трамвай. Этот вид транспорта также обслуживается сетью Egged.
Храмовая гора в сумерках
Арабские кварталы Иерусалима охватывает другая транспортная сеть – «Объединение автобусных компаний Восточного Иерусалима». Здесь стоимость билета выше – от 7 ILS. Несколько автобусных остановок используются обеими компаниями. Восточная часть Иерусалима обслуживается исключительно автобусами, в которых водителями являются арабы.
Те, кто часто перемещается по городу на автобусе, могут приобрести проездную карточку «Рав Кав» и пользоваться определенными скидками.
В Иерусалиме есть туристический автобус, который курсирует между всеми основными достопримечательностями. Он отправляется от Центральной автобусной станции. Стоимость одной непрерывной поездки – 60 ILS, билет на дневную экскурсию с возможностью выходить, а после садиться в другой автобус, обойдется в 80 ILS. Некоторые остановки иногда закрываются в целях безопасности.
Большинство автобусов ходит с 05:30 до 23:00. В пятницу, за час до наступления шабата, работа общественного транспорта прекращается и возобновляется час спустя после его завершения в субботу. Однако транспорт, обслуживающий Восточный Иерусалим, функционирует и по субботам.
В Иерусалиме есть два вида такси: маршрутные («монит шерут») и обычные («монит»). Первые обслуживают горожан в том числе по субботам и работают до поздней ночи. Стоимость проезда примерно такая же, как в автобусе.
Такси («монит») вы можете вызвать по телефону или остановить непосредственно в городе. За посадку нужно будет заплатить 12 ILS, далее – 5 ILS за км. По ночам, в выходные и праздничные дни тариф увеличивается на 25 %. В среднем поездка от Старого города до одного из отдаленных районов стоит 35-40 ILS.
Как добраться
Путешественники, направляющиеся в Иерусалим на авиалайнерах, прибывают в международный аэропорт им. Бен-Гуриона, расположенный в 50 км от Иерусалима и в 15 км от Тель-Авива. Прямые рейсы из Москвы и Петербурга осуществляют авиакомпании «Аэрофлот» и «Уральские авиалинии», из столицы без пересадок можно долететь также на самолетах компании «El Al Izrael Airlines». Продолжительность полета – от 4 часов 10 минут (из Москвы) и около 5 часов (из Петербурга). Перелет с пересадками предлагают «Pegasus Airlines», «Aegean», «Air France», «Georgian Airways», «Belavia», «Turkish» Airlines.
Из аэропорта в Иерусалим ходят маршрутки, автобусы и легковые такси. Остановка маршрутки «монит шерут» находится прямо у выхода из терминала. За 60 ILS они довезут вас в любую точку Иерусалима. Время в пути – 1 час. Этот транспорт работает круглосуточно, но отправляется в путь, только когда полностью заполнен (маршрутки рассчитаны на 10-15 человек).
На автобусах № 947 и 405 примерно за полтора часа можно добраться из аэропорта до Центрального автовокзала Иерусалима. Стоимость билета – 25 ILS. Автобусы курсируют ежедневно, кроме субботы с 05:30 до 23:00.
Поездка на такси от аэропорта до центра города займет у вас около получаса и обойдется в 250-300 ILS.