стоунхендж это произведение какого вида искусства
Тест с ответами: “Древние культуры”
1. Культура и искусство, их соотношение:
а) они взаимосвязаны +
б) культура – это часть искусства
в) это разные вещи
2. Что может являться субъектом культуры:
а) группа людей
б) отдельный человек +
в) человечество в целом
3. Какие сферы охватывает духовная культура:
а) производство, строительство, орудия труда
б) воспитание, нравственность, наука, искусство
в) все, что отражает окружающий мир в понимании ценностей человека +
4. В изобразительное искусство не входит:
а) хореография +
б) скульптура
в) живопись
5. Монументальное искусство – это:
а) театр
б) хореография
в) архитектура +
6. Изображение, каких животных было найдено в пещере Альтамира:
а) лошадей
б) бизонов +
в) слонов
7. Какой цвет не использовался в наскальной живописи:
а) красный
б) коричневый
в) зеленый +
8. Что не является мегалитом:
а) адоранты +
б) кромлехи
в) дольмены
9. Стоунхендж – это произведение, какого вида искусства:
а) скульптура
б) декоративно-прикладное
в) архитектура +
10. Сфинкс – это произведение какого вида искусства:
а) архитектура
б) скульптура +
в) декоративно-прикладное
11. Какого канона не существовало в искусстве древнего Египта:
а) четкая симметрия, пропорциональность +
б) портретное сходство
в) тело в натуральную величину
12. Фреска – это техника, какого вида искусства:
а) скульптура
б) живопись +
в) архитектура
13. Рельеф – это произведение, какого вида искусства:
а) скульптура +
б) архитектура
в) живопись
14. Зиккурат – это произведение какой культуры:
а) античной Греции
б) древнего Египта
в) передней Азии +
15. Как называется главный храм в Афинах:
а) Акрополь +
б) Парфенон
в) Эрехтейон
16. Народ какой цивилизации придумал клинопись:
а) античной Греции
б) передней Азии +
в) доколумбовой Америки
17. Стела – это:
а) скульптура женщины, поддерживающая верхние части здания
б) статуэтка молящегося человека
в) памятная колонна в честь какого-либо правителя +
18. Какое слово переводятся на русский как «культура»:
а) нравственность
б) возделывание +
в) религия
19. Что в себя включает профессиональная художественная культура:
а) религия
б) фольклор
в) произведения отдельных людей +
20. К пространственному виду искусства относится:
а) декоративно-прикладное искусство
б) кино +
в) музыка
21. К пространственному виду искусства относится:
а) театр +
б) архитектура
в) декоративно-прикладное искусство
22. Архитектурные памятники из водопроводных труб:
а) термы
б) акведуки +
в) виадуки
23. Палеолитическая Венера это первое произведение, какого вида искусства:
а) живопись
б) архитектура
в) скульптура +
24. Разнообразные суеверные действия человека с целью оказать влияние на тот или иной материальный предмет, явление или человека:
а) религия
б) магия +
в) язычество
25. Восточную цивилизацию отличает:
а) ценность индивидуализма, суверенности личности
б) потребительски ориентированное бытие
в) ориентация на гармонию человека и природы +
26. Знаменитые висячие сады Семирамиды находились в:
а) Ниневие
б) Вавилоне +
в) Лагаше
27. Египетскую письменность впервые расшифровал:
а) Шампольон +
б) Бернье
в) Монтескье
28. «Ригведа»- это:
а) книга молитв
б) сборник песнопений
в) книга гимнов божествам +
29. Мавзолей Тадж-Махал, Шах-Джахан построил в честь:
а) своей жены +
б) своего величия
в) в честь бога Махала
30. Точный перевод слова «Будда» означает:
а) учитель
б) просветленный +
в) ученик
Тест по МХК 10 класс «Культура древнего мира»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест по разделу «Культура Древнего мира»
1. Первым видом искусства в истории первобытного общества было:
б) наскальная живопись;
2. Что чаще всего встречалось на ранних наскальных рисунках:
а) изображение животных;
б) изображение людей;
в) изображение растений.
3. Изображение, каких животных было найдено в пещере Альтамира?
б) бизонов; г) слонов.
4. Что не является мегалитом?
а) кромлехи; в) адоранты;
б) дольмены; г) менгиры.
5. Стоунхендж – это произведение, какого вида искусства?
а) живопись; в) декоративно-прикладное;
б) архитектура; г) скульптура.
6. О какой цивилизации идет речь в стихотворении?
Сфинкс улегся на страже святыни
И с улыбкой глядит с высоты,
Ожидая гостей из пустыни,
О которых не ведаешь ты…
а) Древний Египет; в) Древняя Передняя Азия;
б) Доколумбовая Америка; г) первобытное искусство.
а) лев с головой человека;
б) человек с головой шакала;
в) кошка с головой человека.
8. Какому из богов построены знаменитые храмы в Карнаке и Луксоре:
а) тело погибшего в песках;
б) забальзамированное тело;
10. Укажите имя архитектора пирамиды Хеопса.
а) Имхотеп; б) Хатшепсут;
11. Какой музыкальный инструмент получил наиболее широкое распространение в Древнем Египте?
а) барабан; б) флейта;
12. Народ, какой цивилизации придумал клинопись?
а) древнего Египта; в) доколумбовой Америки;
б) передней Азии; г) античной Греции.
13. Как назывались ступенчатые башнеобразные храмы Междуречья?
а) зипуны; б) зигзаги;
в) зиккураты; г) зеелы.
а) скульптура монарха с характерными семитскими чертами;
б) статуя молящегося человека со сложенными на груди руками, сидящего или стоящего;
в) стиль шумерской скульптуры.
15. Как называется памятник мировой литературы, найденный в Шумере?
а) «Сага о Форсайтах»; б) «Сага о Нибелунгах»;
в) «Эпос о Гильгамеше»; г) «Песни о Гайавате».
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные методы арт-терапии: базовые техники
Номер материала: ДБ-1001786
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября
Время чтения: 1 минута
Фальков поручил проверить знания студентов после нерабочих дней
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено включить проверку иллюстраций в критерии экспертизы учебников
Время чтения: 1 минута
Большинство московских родителей поддерживают экспресс-тестирование на ковид в школах
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Стоунхендж
На плане выделяются
1 = Алтарный камень, шеститонный монолит зеленого слюдяного песчаника из Уэльса
2-3 = курганы без могил
4 = упавший камень 4.9 метров в длину (Slaughter Stone — эшафот)
5 = Пяточный камень (Heel Stone)
6 = два из первоначально четырех вертикально стоящих камней (на плане нач. XIX века их положение указано иначе)
10 = авеню, то есть параллельная пара рвов и валов, ведущая за 3 км на реку Эйвон (en:River Avon, Hampshire); сейчас эти валы едва различимы
11 = кольцо 30 ям, т. н. Y лунки; в 1930-х лунки были обозначены круглыми столбиками, которые теперь убраны
12 = кольцо 30 ям, т. н. Z лунки
13 = круг 56 ям, известный как лунки Обри (Aubrey holes)
14 = малый южный вход
Камни, сосредоточенные в центре Стоунхенджа, показаны на плане цветом: серыми — для валунов песчаника (сарсена) и синими — для ввозимых издалека камней, главным образом голубых камней (bluestone). Эти каменные глыбы были, вероятно, доставлены на место строительства Стоунхенджа с расстояния в 380 км, примерно с восточной части Уэльса, поскольку это самый ближний каменный карьер.
Расположение камней реконструировал Уильям Стьюкли в начале XIX века, дальнейшие исследования внесли в нее незначительные коррективы.
30 сарсеновых камней образуют круг диаметром 33 м. Эти камни имеют 4,1 м высоты, 2,1 м в ширину и весят около 25 тонн. Сверху на них положены камни-перемычки длиной около 3,2 м и шириной 1 м и толщиной 0,8 м так, что вершины перемычек находятся на 4,9 м над уровнем земли. Камни закреплялись при помощи системы паз и шип. Дуга внешнего кольца из 13 камней сохранилась вместе с перекрытиями. На плане перемычки не указаны.
В пределах этого круга стояло пять трилитов из сарсена, образуя подкову, открытую в сторону авеню. Их огромные камни весят до 50 тонн каждый. Трилиты устроены симметрично: самая маленькая пара трилитов была 6 м высотой, следующая пара немного выше, а самым большим был единственный центральный трилит высотой в 7,3 м. К XIX веку сохранилось только два трилита с юго-востока и одна сильно согнутая опора центрального трилита. В первой половине XX века был восстановлен один трилит с северо-запада и выправлена опора центрального трилита, чем был полностью изменен вид комплекса с северо-запада.
Форму кольца и подковы повторяют кольцо без перекрытий и подкова из голубых каменей.
Стоунхендж, древняя циклопическая постройка, расположен на юге Англии и полностью просматривается только с большой высоты. Стоунхендж представляет собой систему концентрических окружностей диаметром более ста метров, обозначенных на местности валами, лунками и огромными камнями-мегалитами. Самая удивительная часть Стоунхенджа – пять «трилитов», сдвоенных каменных блоков, накрытых сверху тяжелыми плитами. Пятидесятитонные блоки трилитов установлены в самом центре сооружения и в плане напоминают подкову. Не менее внушительным является «сарсеновое кольцо» (сарсен – минерал), охватывающее комплекс трилитов со всех сторон. Камни кольца поменьше семиметровой высоты – весят «всего» по 25 тонн
В марте 1996 года общество «Английское наследство» опубликовало результаты тщательного двухлетнего изучения Стоунхенджа с применением новейших методов математического анализа и самой современной методикой радиоуглеродных проб, дающей точность до 80 лет. На основании этого новейшего исследования сооружения Стоунхенджа были датированы приблизительно 2965 годом до РХ (±2%), то есть оказалось, что они еще старше, чем показывали предыдущие замеры!
В результате тщательного изучения сооружений Стоунхенджа археологи выяснили, что его планировка за время существования менялась несколько раз. На самом раннем этапе было построено то, что именуется «изгородью» (henge) — камни, выложенные в виде окружности диаметром более 300 футов (100 м) со рвом и насыпью вокруг. На этом раннем этапе была заложена самая примечательная особенность Стоунхенджа: четыре базовых камня, размещенных по окружности, образуют прямоугольник и служат ориентировочными отметками для слежения за 19-летним годичным циклом движения Луны!
Возможно, к тому же времени относятся и 56 загадочных ям, вырытых по окружности вдоль вала. Одна из самых интригующих тайн Стоунхенджа заключается в том, почему эти ямы, названные Ямами Обри — по имени открывшего их в XVII веке Джона Обри, — были зарыты сразу же после того, как их выкопали.
Первоначальная «ограда» оставалась в основном неизменной в течение последующих 300 лет, но затем произошел ряд изменений. В Стоунхендж были доставлены из Уэлса, за 250 миль, 80 камней голубовато-серого песчаника, каждый весом в 4 тонны, и размещены двойным кольцом вокруг ям Q и R внутри «изгороди». Когда эти камни были установлены, здесь впервые образовалась «каменная изгородь» (stone henge) в буквальном смысле слова
Однако остается не ясным, было ли завершено строительство каменных колец, потому что примерно с 2665 года до РХ (±7%) строители перешли к существенно новому проекту. Голубовато-серые камни были убраны и заменены огромными глыбами песчаника, которые называются «сарсен». Эти глыбы были каким то образом доставлены из Мальборо-Даунс, местности, лежащей в 12 милях к северу, переправлены через реку и подняты по крутизне. Затем их расставили так, что они образовали Кольца Сарсен, состоящее из вертикальных камней, соединенных поверху горизонтальными каменными плитами. Эти плиты тщательно отесаны так, что при сборке они образовывали правильную окружность, и для надежности соединемы с вертикальными столбами при помощи знакомого любому плотнику замка-шипа, входящего в гнездо. Многие из этих камней стоят до сих пор, что позволяет нам представить себе Стоунхендж в его первоначальном виде.
После сооружения Кольца Сарсен строители создали гигантскую насыпь, называемую Аллеей, которая тянется на две мили от входа в кольцо до реки Авон. Никто так еще и не объяснил, зачем нужна была такая длинная насыпь. По-видимому, в это же время был установлен 35-тонный камень, известный под названием Пяточного камня. Этот камень высотой в 16 футов (3,3 м), на 4 фута (1,3 м) заглубленный в землю, установлен на расстоянии 100 футов (33,3 м) от кольца, напротив входа в него, и образует линию, направленную на восход солнца во время летнего солнцестояния.
Предполагается, что приблизительно в это же время здесь была осуществлена перебазировка на новую ось, ориентированную на летнее солнцестояние. В связи с этим непосредственно за оградой был воздвигнут створ из двух камней, а Пяточный камень слегка сдвинули на восток, чтобы он не мешал наблюдениям по линии створа.
Спустя еще небольшое время, примерно в 2255 году до РХ (±6%) в Стоунхендж снова снова вернули голубовато-серые камни. Один из них, 16-футовый (5,3 м) каменный алтарь, был установлен в центре Стоунхенджа, непосредственно на оси летнего солнцестояния. Затем из глыб голубого песчаника были выстроены два концентрических кольца между Кольцом Сарсенов и кольцом Трилитонов. Наконец, около 2100 года (±8%) до РХ внутри кольца Трилитонов были установлены в виде подковы еще 19 голубых камней.
После такого взрыва активной деятельности все успокоилось примерно на 500 лет. Затем кое-что добавилось — были вырыты так называемые ямы Y и Z. И наконец, комплекс Стоунхендж был совсем заброшен.
История исследований Стоунхенджа насчитывает уже много десятилетий. Археологи, видевшие первоначально в Стоунхендже только обыкновенное культовое сооружение, предназначенное для совершения религиозных обрядов древними бриттами, вынуждены были впоследствии внести в свои предположения существенные коррективы. Известные ученые один за другим убедительно показали, что планировка комплекса находится в тесной связи с рядом современных астрономических, физических и математических знаний.
Еще в 1740 году Уильям Стакли установил, что центральная ось,- проходящая через Алтарь и Пяточный камень, и направленная вдоль Аллеи, ориентирована на точку, совпадающую с положением восходящего солнца в период летнего солнцестояния. Такая ориентация главной оси была подтверждена в 1902 году сэром Норманом Локьером. Затем начались споры о возможности применения Стоунхенджа для других астрономических целей, так как здесь имелось много других непонятных особенностей. В 1963 году было высказано предположение, что Стоунхендж использовался не только для наблюдений за солнцестоянием, но также и для предсказания времени равноденствия. Затем, в 1964 году Сесил Ньюхэм огорошил академический мир утверждением, что Стоунхендж применялся также в качестве лунной обсерватории — такое заключение он сделал, основываясь на прямоугольной форме расположения четырех базовых камней. Его открытия были подтверждены в 1963—1965 годы в ряде работ профессора Джеральда Хокинса, пользовавшегося компьютерным анализом. Хокинс доказал, что Стоунхендж не только был ориентирован на некоторые главные точки цикла движения Луны, но также рассчитан на возможность предсказания лунных затмений
Александр Том в середине 1960-х годов опубликовал самое подробное исследование Стоунхенджа. Это исследование подтверждает, что Стоунхендж с самого начала служил для наблюдений как за движением Солнца, так и Луны: ясно, утверждает Том, что местоположение Стоунхенджа было исключительным, поскольку только здесь оси, образуемые прямоугольником Базовых камней, точно ориентированы на 8 ключевых позиций лунной орбиты. Если бы точка наблюдений была смещена всего лишь на несколько миль к северу или к югу, эта геометрическая зависимость не срабатывала бы.
Неоспоримый вывод из этого состоит в том, что, кто бы ни проектировал Стоунхендж, он должен был заранее знать точную продолжительность солнечного тода и цикла обращения Луны. Но что еще более поражает, так это то, что эти древние астрономы знали, как определить единственную позицию, с которой можно произвести измерение 19-летнего цикла движения Луны!
Как показывают произведенные математические расчеты, четыре окружности Стоунхенджа, образованные «меловым валом», сарсеновым кольцом, лунками «игрек» и лунками «зет», с поразительной точностью моделируют решение задачи немецкого ученого Дирихле для уравнения Лапласа. При этом сами окружности, являющиеся изолиниями решения, нанесены на местности с четной кратностью, что практически полностью исключает возможность случайного совпадения. Таким необычным для нас образом, геометрически, «записаны» на земле математические величины.
Трилиты, назначение которых до сих пор было не совсем понятно, неизвестные строители сделали разной высоты и, как уже показал ранее известный исследователь Стоунхенджа Джеральд Хокинс, связали каждый из них положением Солнца и Луны в конкретный момент времени. Теперь, пожалуй, становится понятен смысл фразы, отрывок которой дошел до нас из глубокой древности: «. свяжи Солнце каменной цепью. «.
При внимательном рассмотрении плана Стоунхенджа в глаза бросается еще одна особенность. И сарсеновое кольцо, и подкова трилитов сделаны из камня; та и другая фигуры повторены на местности дважды; обе фигуры повторены с внутренней от камней стороны, обе – цепочками особых голубых камней; цепочка голубых камней параллельна линии фигуры. Но разве не двумя параллельными линиями записывается «современный» знак равенства? Вполне возможно, что таким необычным образом несколько раз и различными средствами повторяется одна и та же фраза: «трилиты равны кольцу».
Но это только на первый взгляд. Как, спрашивается, например, объяснить поразительное сходство Стоунхенджа с описанным Джонатаном Свифтом в «Путешествиях Гулливера» летающим островом Лапутой? Как объяснить, что даже само название Стоунхендж («подвешенный камень» – так переводит с английского Злобин) находится в полном соответствии с описанием летающего острова, в центре которого, по словам Свифта, был подвешен огромный магнит. Быть может, писатель придумал свою Лапуту, вдохновленный размерами и величественностью древнего памятника? Ведь для этого ему не нужно было отправляться слишком далеко – Стоунхендж находится рядом, на Солсберийской равнине, в родной писателю Англии.
Но на этом мой рассказ о российском ученом Андрее Злобине не кончается. Среди получаемых Центром материалов есть и статьи замечательного журналиста, исследователя аномальных явлений Владимира Лаговского. Мы часто обмениваемся с ним информацией. В свое время Лаговский опубликовал в «рабочей трибуне» несколько статьей о 3лобине. Фундаментальные константы «пи», «Е и «фи» издревле не просто привлекают математиков – завораживают. И не случайно. Лаговский в своей статье «Математика звездных аккордов» («Рабочая трибуна», 30 июля 1993 г.) утверждает, что они – три кита, на которых возведено все мироздание.
Иррациональные величины «пи», «Е и «фи» – универсальны. Они широко распространены в различных закономерностях, и нет такой области человеческого знания, где бы они не играли важную роль. Это заставляло ученых искать уравнения, которые бы объединили триаду мировых констант природы.
Стоунхендж в Великобритании
Стоунхендж завораживает так же, как мегалиты острова Пасхи, египетские пирамиды, Нураги в Сардинии, статуи рептилоидов в Полинезии и дольмены в Геленджике. Если последние ты уже видел (начинать, определённо, надо с них), то пришло время отправиться на туманный Альбион (когда разрешат, конечно) и встретить рассвет, любуясь великим кромлехом Великобритании. Чтобы было, с чем сравнивать.
Что ещё за кромлех
Кромлехами называют древние сооружения из камней, которые вертикально поставили в землю, образовав таким образом одну или несколько концентрических окружностей. Возник Стоунхэндж, по мнению ученых, приблизительно 3000 лет до н.э., то есть плюс-минус 5000 лет назад, при этом строили его в несколько этапов в течение 2000 лет.
Когда смотришь на это гигантское сооружение, сначала пребываешь в шоке, а потом задаёшь два вопроса.
По мнению учёных, Стоунхендж появился примерно 5000 лет назад. Фото: Drone Explorer / Shutterstock.com
Вопрос первый: КАК они его построили?
Представь масштабы: Стоунхендж состоит из 82 пятитонных мегалитов, 30 двадцатипятитонных блоков, пяти пятидесятитонных трилитов и одного шеститонного алтаря. Помимо этого, в границах комплекса находятся два кургана, в которых не обнаружили могилы, а вокруг — 56 погребальных «лунок Обри», названных так в честь первого исследователя кромлеха. Есть ещё лунки, но их считать не будем. При этом учёные утверждают, что все камни Стоунхенджа привезены с территории, которая находится за 200, а то и 400 км отсюда. Ну вот как?
Удивительно, но в Великобритании он такой не один
Интересно, что похожее на Стоунхендж сооружение есть и в Шотландии — комплекс называется Калланиш и находится на острове Lewis and Harris.
Вопрос второй: зачем?
Версий появления Стоунхенджа много: одни учёные считают, что это римляне пришли и построили, другие утверждают, что вовсе и не римляне, а немцы или даже швейцарцы. Простой британский люд в исследования не вдавался — просто верил, что на самом деле кромлех построил Мерлин. Тот самый, который мудрый волшебник и наставник великого Короля Артура.
Минус этой версии в том, что, согласно данным исследований, Стоунхендж появился гораздо раньше Мерлина и Артура. Плюс — первое упоминание в античной литературе как раз было во времена этих легендарных личностей. Вот почему никто о нём не упоминал раньше? Ещё одна загадка Стоунхенджа.
Точно известно только одно
Положение камней кромлеха тесно связано с положениями луны и солнца — это особенно заметно в дни зимнего и летнего солнцестояния.
В средние века выдвигались версии, что Стоунхендж — обсерватория, святилище друидов, гробница языческой королевы Боадицеи, будто бы здесь находится посадочная площадка для инопланетного самолёта, ворота в иное измерение, место для предсказания космических катастроф… Каждое предположение удивительнее другого. Как бы то ни было, место это — легендарное, и посмотреть на него стоит обязательно.
Как добраться до Стоунхенджа
Археологический памятник расположен в английском графстве Уилтшир, всего в 130 км от Лондона, примерно в 3 км к западу от Эймсбери и в 13 км к северу от Солсбери. Ближе всего добираться от Эймсбери (можно даже пешком), зато в Солсбери можно посмотреть на знаменитую башню (ту самую!).
Через Солсбери
Поезда отходят с вокзала Ватерлоо примерно раз в час. Время в пути ≈ 2,5 часа. Как приедешь на станцию в Солсбери, пересаживайся на автобус Stonehenge Tour — домчит тебя прямо до касс и музея.
Через Эймсбери
Автобус отходит с Victoria Coach Station (метро Victoria). Время в пути без пересадок составит 2,5 часа. Дальше на такси или автобусе, но можно и пешком добраться (≈ 40 минут).
Добраться можно несколькими вариантами, транспортное сообщение налажено отлично. Фото: Stavros Kyriazopoulos / flickr.com
На машине
По трассам M23, M25, M3, а затем и по местной трассе A303 Andover. Время в пути ≈ 1,5 часа. Парковка обойдётся тебе в пять фунтов.
Где купить билет
Стоимость билетов
Рядом с кассами Стоунхенджа находятся визит-центр с экспозицией, автобусная остановка, сувенирная лавка и кафе. В визит-центре сможешь познакомиться поближе с историей кромлеха, его значением для жителей Великобритании, узнать побольше о проводимых здесь исследованиях и раскопках, посмотреть интересные фотографии и разные экспонаты, связанные с этим местом.
Перед поездкой скачай приложение Stonehenge Audio Tour и гуляй с аудиогидом. Отметки на территории подскажут, где остановиться, чтобы послушать запись. Фото: jbluephoto1 / flickr.com
Как изучишь теорию, переходи к практике — выходи из музея и двигай к автобусу, который бесплатно отвезет тебя до достопримечательности.
Скачай приложение с официальной экскурсией от музея
Когда выйдешь из автобуса, увидишь цифры — это обозначения для бесплатной аудиоэкскурсии в приложении Stonehenge Audio Tour. Советуем скачать его заранее! Экскурсия на английском языке.
Предупреждаем сразу: побродить вдоль камней и тем более прикоснуться к ним не получится. Учитывая огромнейший поток людей, который проходит через это место ежедневно, было принято решение оградить достопримечательность. Ближе, чем на 10 метров, подойти, увы, не получится (вот такая социальная дистанция).
Прикоснуться к прекрасному буквально — не получится. Камни находятся за оградой.
…Или всё-таки получится? Как пройти за ограждения
В дни зимнего и летнего солнцестояний, весеннего и осеннего равноденствий есть возможность не просто зайти внутрь каменного кольца, но и прикоснуться к валунам. В эти дни проводят масштабный фестиваль, на который приезжают десятки тысяч людей и встречают рассвет. Если решишьпоучаствовать, уточни заранее правила — какие-то ограничения всё-таки имеются.
Только не в этом году
И даже это не последний вариант! На сайте предлагаются индивидуальные экскурсии малыми группами в определенное время. В рамках таких экскурсий можно заходить за ограждения и прикасаться к камням. Забронировать место можно на официальном сайте или по телефону, цена указана, уточняй при бронировании.
Фестиваль в Стоунхендже и люди, которые дорвались! Фото: John Kotlowski / Shutterstock.com
Камни с историей: на что обратить внимание
Алтарный камень (Altar stone)
Монолитная шеститонная глыба в самом центре сооружения. Обнаружили ее во время раскопок в 1950-х годах, но до сих пор неизвестно, лежал ли алтарный камень изначально на земле, как алтарная плита, или же стоял вертикально, как и остальные камни.
Пяточный камень (Heel Stone)
Эшафот (Slaughter Stone)
Упавший камень длиной 4,9 м. За такое громкое название камень должен благодарить бурную фантазию викторианцев — изначально он стоял вертикально у входа в Стоунхендж и был окружён другими камнями (где они находятся сейчас, неизвестно). Соседи исчезли, а сам камень упал. Со временем в неглубокие углубления на его поверхности стала собираться дождевая вода, которая вступила в реакцию с железом в камне и стала ржаво-красной. Эта красная вода и стала поводом для зловещего, но неточного названия камня.
Было бы странно (и даже обидно), если бы у камней Стоунхенджа не было истории. К счастью, это не так! Фото: Lara Eakins / flickr.com
Пяточный камень (Heel Stone)
Огромный бесформенный валун из твердого красноватого песчаника стоит изолированно, и окружён небольшой круглой канавой. В 1979 году рядом с ним было обнаружено отверстие для другого камня такого же размера. Возможно, раньше он стоял на другом месте, а может, таких камней было два. Кто знает?
Дорога Стоунхенджа (Stonehenge Avenue)
Дорога длиной 2,8 км и шириной — 14 м. Вдоль неё можно заметить невысокие земляные валы и наружные рвы, из которых брали землю, чтобы приподнять «Авеню» над грунтом.
Дорогу обнаружили в XVIII веке, но только двести лет спустя с помощью аэрофотосъёмки смогли увидеть почти целиком и определить, что она два раза меняет направление. Первый отрезок направлен на северо-восток, что соответствует восходу Солнца во время летнего солнцестояния.
В самом конце дорога упирается Блухендж, древнюю копию Стоунхенджа, которая находится всего в двух километрах от оригинала. Обнаружили Блухендж только в 2008 году, ниже расскажем почему.
Масштабная реконструкция
Туристы заинтересовались Стоунхенджем только в XX веке, зато так активно, что растаскали камни по кускам и нанесли ужасный вред достопримечательности. К счастью, британские власти вовремя спохватились и начали реконструкцию. Длилась она несколько десятилетий и вызвала множество споров и резкую критику.
Во-первых, несколько камней поменяли свои места — это заметно, если сравнить со схемами сооружения конца XIX. Во-вторых, чтобы укрепить камни, реставраторы использовали все доступные методы — например, вставляли бетонные блоки в образовавшиеся ямы. Многие осуждали такую реставрацию: слишком уж масштабными казались внесенные изменения, но, кажется, результат того стоил. Стоунхендж всё ещё находится там, где и был, первые лучи солнца озаряют камни под нужным углом, мы можем его увидеть и почувствовать энергетику.
Лунки Обри (Aubrey Hole Locations)
Свое название лунки получили в честь Джона Обри, первого исследователя легендарного кромлеха. Во время раскопок он обнаружил 56 закопанных ям с дроблёным мелом, расположенных вокруг камней на равном удалении друг от друга. Сделаны и закопаны они были в то же время, когда установлен Стоунхендж, но какой в них смысл, не знает никто.
Достопримечательности рядом
Блухендж
Неудивительно, что его обнаружили только в 2008 году: всё, что указывает на наличие здесь когда-либо кромлеха, это остатки рва шириной около 25 м с наружной насыпью и ряд каменных композиций, которые находились под землёй. Ясно, что это была маленькая копия Стоунхенджа. Не ясно — зачем его строили и когда уничтожили.
Неолитические дома
Недалеко от Стоунхенджа недавно построили пять небольших домиков, где могли бы жить строители кромлеха. Всё как надо — с белыми меловыми стенами и полом, соломенной крышей, местом для костра, кроватью и мелкой утварью, которая могла бы быть в те времена.
Неолитические дома. Фото: Mark Milligan / flickr.com (слева)
Посетителям не только рассказывают историю и технологию построения древних домов, но и демонстрируют, как жили наши предки: каким способом измельчали зерно, делали веревки, пряли ткани. Посмотреть на это действительно интересно.
Когда лучше ехать
Если не брать в расчет, что лучший вариант — это дни солнцестояния и равноденствия, когда к камням пускают всех, лучше приезжать летом. В тёплые месяцы больше шансов попасть к кромлеху в хорошую погоду и насладиться величием места, не рискуя промокнуть под дождём.
В хорошую погоду пейзаж явно порадует больше, но если ты любитель серых красок и дождь тебя не пугает — вперёд! Фото: John Kotlowski / Shutterstock.com
Погода в Эймсбери (ближайшем населенном пункте) по месяцам
Средняя температура днём/количество солнечных дней в месяце/ количество дождливых дней месяце.
Когда бы ты ни поехал, возьми с собой бутылку воды и что-нибудь на перекус, теплую одежду и зонтик — кто знает, сколько времени ты захочешь провести рядом с легендарными камнями.
Побывавшие у Стоунхенджа путешественники говорят, что когда находишься у этого места, чувствуешь трепет. Что у Стоунхенджа бешеная энергетика. Что даже необязательно подходить к камням, чтобы её почувствовать. Что начинаешь видеть мир, ощущать себя, своё место на планете, своё время на земле совсем по-другому. Возможно, и так. Не знаем, сравнится ли это чувство с теми, что испытываешь у дольменов в Геленджике, но попробовать стоит. Определённо стоит.