страна оз в каком городе снимали
Интервью с режиссером фильма «Страна ОЗ» Василием Сигаревым
В субботу, 28 ноября, в нескольких кинотеатрах Екатеринбурга покажут премьеру новогоднего фильма «Страна ОЗ». Эксклюзивное право на показ этого фильма в нашем городе получила сеть кинотеатров «Премьер-зал». Все события этого фильма происходят здесь, в Екатеринбурге. Специально для съемок режиссер Василий Сигарев, который, кстати, тоже родом из уральской столицы, привозил сюда таких звезд, как Гоша Куценко, Евгений Цыганов и Инна Чурикова. Главную женскую роль продавщицы Ленки Шабадиновой в фильме «Страна ОЗ» сыграла супруга режиссера, актриса Яна Троянова.
Интервью с режиссером Василием Сигаревым
За день до премьеры фильма в Екатеринбурге режиссер Василий Сигарев дал интервью журналисту НАШЕЙ.
— Василий, как пришла идея снять фильм «Страна ОЗ» и что хотели сказать им зрителю?
— Хотели рассмешить людей. А все, что хотели сказать, оно сказалось само собой. Я не моралист, чтобы нести какую-то мораль.
— Значит, вы юморист?
— В данном случае да.
— Поскольку вы позиционируете этот фильм как смешной, но снимали его в Екатеринбурге, откуда сами родом, наверняка в нем есть какой-то чисто уральский юмор. Такой, который поймут только уральцы.
— В фильме героиня называет Евгения Ройзмана наркоманом. Думаю, это не всем будет ясно, кроме нас. Он ведь борец с наркотиками, а она называет его самого наркоманом.
Василий Сигарев об актерах фильма «Страна ОЗ»
— А уральский говор актерам пришлось изображать?
— Это получалось само собой. Никто не учился. У нас было много актеров из Екатеринбурга. Те, кто не отсюда, слышали речь первых, и вливались. Но там не у всех героев есть уральский говор.
— Насколько сложно было привлечь к съемкам известных актеров – к примеру, Гошу Куценко, Евгения Цыганова, Инну Чурикову?
— Скажем так: сколько актеры сами напрашивались, столько же и отказывались. Тех, кто снимались, уговаривать не пришлось. А те, кого уговаривали, – они в итоге и не попали в фильм. Скажу так: много актеров отказалось. Но некоторые сразу после московской премьеры подошли ко мне и сказали, что жалеют об этом.
— А звездные актеры большие гонорары запросили?
— Нет, у нас все снимались за маленькие деньги, а некоторые бесплатно.
— А какую роль сыграл в «Стране ОЗ» Евгений Ройзман? И как быстро он согласился принять участие в съемках?
— Я с ним дружу. Он появляется в небольшом эпизоде, где играет самого себя. Он согласился сразу, не раздумывая. Евгений даже сценарий не стал читать, сказав: «В кино посмотрю». У мэра был тогда сложный график. Свободное время оставалось после 23.00 и до 3 часов ночи, и мы подстраивались.
— Слышала, что некоторые эпизоды, вошедшие в фильм, вы брали из собственной жизни.
— Там очень много всего того, что написано на основе реальных событий. Это «солянка»: что-то в разные годы происходило со мной, о чем-то я читал в газетах. Если я сейчас начну об этом рассказывать, то это все равно ничего не даст, если не посмотреть фильм. Я считаю, что зрителю вообще лучше не рассказывать, как делается кино. Нужно смотреть итог.
«Народец-то в Екатеринбурге агрессивный». Василия Сигарева замели «за торговлю алкоголем» во время съемок «Страны ОЗ»
Яна Троянова, сыгравшая Лену в новом фильме Василия Сигарева, рассказала, с какими сложностями столкнулась съемочная группа во время работы над «Страной ОЗ». По словам известной уральской актрисы, во время съемок в Екатеринбурге в работу периодически вмешивались сотрудники полиции, которые отрабатывали заявления жителей города. Доходило до смешного. Василию Сигареву приходилось доказывать, что алкоголь в киоске, где проходили съемки, — это всего лишь реквизит, и продавать его местным никто из членов съемочной группы не собирался.
Яна Троянова, актриса:
— Мы снимали в новогодние праздники. «Приятно», конечно, было посмотреть на наш народ. Народец-то в Екатеринбурге агрессивный. Вызывали милицию, нас арестовывали. У нас, например, есть сцена в киоске. Естественно, там спиртное находилось. Нас обвинили в том, что мы торгуем спиртным. Конечно, нам же делать больше нечего, кроме как приехать в Екатеринбург и под прикрытием «Страны ОЗ» подпольно, в праздники новогодние, бухлом торговать. Вот такой у нас народ веселый.
Василий Сигарев рассказал, что все съемки проходили на улице или в квартирах жителей города. «Никаких павильонов. Все артисты, которые у нас снимаются, — это смелые и отважные люди», — сказал Сигарев в интервью Hollywood reporter.
Василий Сигарев, режиссер:
— Все истории, которые попали в фильм, были накоплены нами. Это наш собственный опыт — мой или кого-то еще из моих знакомых. Все это происходило на самом деле. Просто сейчас пришло время смеяться над этим, потому что это уже зоопарк. Как к этому можно относиться серьезно?
Напомним, что съемки фильма «Страна ОЗ» проходили в Екатеринбурге в 2014 — начале 2015 года. В картине снялась жена Василия — актриса Яна Троянова и Гоша Куценко. Эпизодическую роль в фильме сыграл мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман.
Василий Сигарев и его соавтор Андрей Ильенков получили за свою новогоднюю комедию приз на фестивале «Кинотавр» как лучшие сценаристы. Цензурированная версия «Страны ОЗ» выйдет в прокат 3 декабря 2015 года.
Василий Сигарев о «Стране ОЗ»
Главная героиня «Страны ОЗ» Лена Шабадинова (Яна Троянова) бредет через город на работу в продуктовый ларек, то и дело встречаясь со странными и страшными персонажами, каждый из которых пытается затащить доверчивую и молчаливую девушку в свой персональный ад. В ларьке на улице Торфорезов Лену ждет сменщик Дюк (Александр Ильенков), перед которым мелким бесом вьется творящий всякие мерзости знакомый (Александр Баширов).
Яна Троянова в роли главной героини Лены Шабадиновой в фильме «Страна ОЗ»
Новогодняя Россия в этой картине выглядит пьяной, недоброй, фантасмагоричной и безбашенной — и гораздо более реальной, нежели в других новогодних комедиях. Режиссер фильма Василий Сигарев рассказал «РБК Стиль», почему он решил показать зрителям именно такую страну.
Любителям кино вы больше знакомы как режиссер драм – «Волчок», «Жить». Почему решили так радикально поменять жанр и снять комедию?
Я же не снимал 12 драм подряд, чтобы эта смена жанра была радикальной. Я пишу комедийные пьесы, так что для меня этот жанр не новый. Да и «Страна ОЗ» — комедия своеобразная, в ней я не отступил от себя. Просто, видимо, пришло время. Я никогда не снимал новогодних комедий, так что решил этот пробел восполнить.
Режиссер фильма Василий Сигарев
Почему вы назвали фильм «Страна ОЗ», а не «Страна чудес», например?
У нас изначально вообще было другое название — «Занимательная этология». Но когда мы поняли, что его не могут запомнить даже люди на съемочной площадке, то решили его поменять. И, кстати, название «Страна ОЗ» придумал не я, а продюсер ТНТ Александр Дулерайн. Он посмотрел картину и сказал: «Да у вас же страна Оз!» И мы оставили это название, тем более что оно очень хорошо смотрится на афишах.
Вам важно было показать такую жутковатую новогоднюю Россию, как в «Стране ОЗ», а не жизнерадостную, как в тех же «Елках»?
Такую страну, как в «Елках», я не знаю. Я не знаю, откуда она берется у авторов. Они, наверное, живут в своей вселенной. А я в своей, где все так, как я показываю.
У вас много странных и страшных персонажей вроде «диванных воинов» или трусливого барда. Откуда вы взяли этих героев и эти ситуации?
История с трусливым бардом началась с того, что я нашел в интернете тот самый любительский клип, который показан в фильме. Мы, кстати, отыскали автора и купили у него права на показ. Глядя на этот клип, я составил такой портрет. У этого героя все происходит от трусости.
«Диванные воины» были придуманы после того, как я прочитал заметку в газете. Там речь шла про одного военного, которому было около 40 лет, и он в интернете играл в «танчики». У него в игре угнали танк, и он написал заявление в милицию.
Или, например, сцена, где герой Александра Баширова пинает мальчика. Многих она возмущала. А через некоторое время в какой-то газете вышла заметка о мужчине, который выстрелил ребенку в лицо, потому что тот бегал по его гаражам. Жизнь всегда страшнее кино, она показывает тебе сюжеты похлеще.
Актер Александр Баширов
Почему вы решили сделать главную героиню Лену такой искренней и наивной?
Мне хотелось, чтобы через весь этот ад прошел человек, который под конец все-таки остался чистым. Даже когда ей герой Гоши Куценко предлагает зайти в его квартиру и помыться, Лена отвечает: «Да я чистая!» Для меня чистота в этом мире — принципиальная вещь, которую нужно охранять.
Кто из типажей лично вам больше всего омерзителен? И кто больше всего симпатичен?
Да мне лично никто не омерзителен. Человек слаб. И что, пытаться его за это ненавидеть? Потеря человеческих ориентиров происходит скорее из-за времени, в котором мы живем. А самые симпатичные — Лена и персонаж Куценко. И Евгений Ройзман (мэр Екатеринбурга. — «РБК Стиль»), который в фильме присутствует как символ Екатеринбурга.
Актер Гоша Куценко
Ройзмана сложно было уговорить сыграть самого себя?
Он сначала сомневался, что у него получится, а потом просто доверился мне, и все получилось. Он, кстати, даже сценарий не стал читать, сказал: «Я тебе верю, лучше потом кино посмотрю».
Герои фильма очень много ругаются матом, половина фильма «запикана». Вам сложно было получить прокатное удостоверение?
Нет, нам даже дали категорию «16+». За это пришлось побороться, помотать нервы. Мы все законы исполнили, всё «запикали» и решили настаивать на «16+». В этой картине ведь нет ничего, что нельзя было бы показывать молодым людям возрастом от 16 до 18 лет.
А зачем в принципе прописывать такие диалоги, если вы знаете, что все равно потом все придется заглушить?
Потому что искусство вечно, а законы периодически меняются. Мне вот интересно, зачем писать эти законы, если их через какое-то время смогут отменить?
Вам сложно было получить финансирование для «Страны ОЗ»? Сейчас предпочтение отдается патриотическому кино, а не картинам, показывающим страну не в лучшем свете.
Мы начали снимать фильм два года назад, еще до кризиса. От государства мы денег не получали, все сделано на средства меценатов и инвесторов. На определенном этапе возникли трудности, но наш продюсер Софико Кикнавелидзе довольно быстро с ними справилась. Мы не переставали платить съемочной группе.
Кстати, могу сказать, что за первый уикенд проката «Страна ОЗ» заработала больше денег, чем «Волчок» и «Жить» вместе взятые. Хотя в прокат она вышла в не очень хорошее время, потому что весь псевдопатриотический угар очень мешает многим людям адекватно воспринимать нашу картину. А насчет патриотических фильмов могу сказать, что, с моей точки зрения, это абсолютно вредное кино, с помощью которого людям пытаются закрыть на все глаза. Лучше взять лопату и пойти разгребать снег у подъезда, чем смотреть патриотическое кино — людям больше пользы будет.
Фильм «Страна ОЗ» жестоко издевается над главным отечественным праздником
Предыдущий фильм Василия Сигарева «Жить» был о мертвых, вступающих в сложные взаимоотношения с живыми. Следующий фильм, у которого пока нет названия, будет боевиком о зомби. Между двумя этими произведениями уютно расположилась «Страна ОЗ», которая позиционируется как новогодняя комедия и в то же время напоминает путешествие по кругам ада, озаренного сполохами петард. Ну да, конечно: в названии книги Данте Алигьери тоже было слово «комедия», и перед тем, как герои выбирались из преисподней, тоже становилось очень холодно.
Надо пояснить, что Сигарев с его тремя фильмами (еще был «Волчок») и несколькими пьесами – одно из самых заметных явлений в российской культуре последнего десятилетия: картину «Жить» легко представить не только в кинотавровском, но и в берлинском или венецианском конкурсе. Но «Страну ОЗ» по фестивалям особо не повозишь: иностранным зрителям трудно будет понять этот исконно русский продукт, оперирующий очень русскими представлениями о празднике и счастье.
Героиня «Страны», снегурочка-дурочка по имени Ленка Шабадинова, выбравшись из своего поселка Малые Ляли, пускается в путешествие по плохо знакомому Екатеринбургу. Ей надо найти улицу Торфорезов – там находится киоск, в котором весь следующий год ей предстоит работать продавщицей на зарплате в 15 тысяч рублей в месяц. Водитель первой же попутной машины (Евгений Цыганов) оказывается смертельно обдолбан и по встречке уносит Шабадинову в немыслимые дали, которые не имеют никакого отношения к ее пункту назначения. С большим трудом оставшись в живых и вернувшись в Е-бург, Шабадинова встречает поэта и барда (Владимир Симонов), неисправимого романтика, живущего в сети. А еще он адепт тантрического секса. Спасаясь от него, Шабадинова окажется в квартире пожилой дамы (Инна Чурикова), приторговывающей косметикой и делящей жилплощадь с тремя сыновьями-чудовищами, «диванными воинами». А на улице Торфорезов в ларьке Ленку тем временем уже устали ждать герои Александра Баширова и Андрея Ильенкова (писателя и соавтора сценария «Страны ОЗ»). Их пьяные диалоги, одна из главных тем которых – копрофагия, окончательно убеждают зрителя, что куда-куда, а на работу героине лучше не торопиться.
Прощание с матом
В прокатной версии «Страны ОЗ» все матерные слова «запиканы» в связи с законом, запрещающим употреблять их в кинофильмах. Сигарев готовился к этому загодя и с ужасом: еще полтора года назад, когда фильм был уже снят, но еще не смонтирован, он закатил на «Кинотавре» вечеринку по поводу прощания с нецензурной руганью. В финале праздника Яна Троянова и Гоша Куценко, все в белом, разрезали торт, на котором были выложены слова, похожие на «ерунда» и «конец». Тогда же Сигарев утверждал, что закон о запрете мата был принят по инициативе Станислава Говорухина, и именно после того, как тот рассорился с Яной Трояновой, «пославшей его по известному адресу».
Россия как «Страна Оз»
Злая, неполиткорректная, гомерически смешная комедия «Страна Оз» Василия Сигарева — возможно, главная находка нынешнего «Кинотавра». Режиссер мрачных, тяжелых драм «Волчок» и «Жить» решился не только на комедию, но и на откровенно жизнеутверждающий финал, где летают шальные пули, а Гоша Куценко поет песню собственного сочинения.
Деревенская девушка Лена (сигаревская муза Яна Троянова) в поисках лучшей жизни переезжает в Екатеринбург к своей двоюродной сестре, и, может быть, всё бы у нее получилось, кабы не Новый год. Всего за два дня удивительных приключений перед ней пройдет целая галерея фриков и оригиналов в исполнении лучших артистов страны (от Евгения Цыганова до Инны Чуриковой), которые напрочь отобьют у бедной девушки желание оставаться в этом безумном городе. Кроме того, в эпизоде в роли себя самого здесь появится сам мэр и основатель фонда «Город без наркотиков» Евгений Ройзман, а из последнего балабановского фильма на минуту заглянет герой Александра Мосина — Бандит в кожаной куртке.
«Будет весело и страшно» — этот лозунг сибирского панк-рока в пору писать на постерах фильма в качестве слогана. Безумие здесь начинает бить рекорды с первой же сцены, где надоевшую любовницу заезжий грек выкидывает с балкона в сугроб. Как рассказали на пресс-конференции продюсер Софико Кикнавелидзе и сам Сигарев, некоторые известные артисты даже отказывались от ролей — кому-то претила нецензурная лексика (здесь ее правда много, но всегда по делу), кому-то «статус не позволил» играть эпатажную роль.
Тем не менее согласились многие. Самая «спорная» партия, наверное, у вахтанговца Владимира Симонова, великолепно отыгравшего барда-подкаблучника, поклонника фейсбука и походов налево в отсутствие жены. Но прежде всего фильм состоялся благодаря Яне Трояновой, которая в пику своим прошлым ролям взрывных и боевитых женщин сыграла доверчивую и ранимую провинциалку.
Многие из режиссеров «новой русской волны» обещали уйти в зрительское кино и понемногу эти обещания выполняют. Борис Хлебников сделал сериал «Озабоченные» для ТНТ, Николай Хомерики снимает фильм-катастрофу «Ледокол», Алексей Мизгирев — вот-вот приступит к съемкам исторической драмы «Дуэлянт», нашей третьей картины в формате IMAX. Сигарев же пришел с радикальной комедией «Страна Оз», где плотность удачных гэгов превышает среднестатистический ситком, но проблематика осталась прежней — экзистенциальное измерение провинциальной жизни, социальная разобщенность, помноженная на общую неустроенность. Далее в его планах — снять на наших реалиях настоящий фильм ужасов.
«Инсайт» Александра Котта — фильм в лучших традициях «Кинотавра» прошлых лет, когда правила бал уже упомянутая волна «новых тихих». Это медленная социальная драма о людях, выброшенных на обочину. В главной роли, как и водится, Александр Яценко, главный актер русского артхауса нулевых, получивший всероссийскую популярность после сериала «Оттепель».
Однажды по пути с работы домой простой рабочий Павел Зуев (Яценко) осознает, что больше ничего не видит. В один миг зрение ушло навсегда — и теперь до конца дней Зуев будет сидеть дома и на ощупь скреплять проволокой зубчики бельевых прищепок. На счастье, есть медсестра с обнадеживающим именем Надежда (Агриппина Стеклова), единственный близкий человек.
Любопытная деталь — предыдущий фильм Котта «Испытание», в прошлом году взявший главный приз на «Кинотавре», был немой и не содержал человеческой речи совсем. В этом году он привез кино про слепого, но на деле между картинами особых сходств нет. «Испытание» — визуальное упражнение, «Инсайт» — тонкая и зрелая психологическая драма.
Несмотря на угрожающий синопсис, здесь нет беспросветного мрака, напротив — много иронии и смешных ситуаций. Медсестра Надежда организует Зуеву «Шоу Трумана» в миниатюре — фиктивную свадьбу в гастрономе вместо ЗАГСа и экскурсию по Москве, не выезжая из области. И герой Яценко верит, обживается в этой новой реальности, полной острых углов и ненужного хлама, который вечно мешается под ногами, и в какой-то момент кажется, что всё у них получится, хотя, конечно, счастливый финал в таких историях — чистая утопия.
Негромкий фильм уже успел разделить фестивальную публику: кто-то пеняет на старомодность, кто-то — на пессимизм, хотя, судя по реакции зала, сторонников у фильма тоже немало. Что точно мешает Коту, так это прошлогодний успех, и тогда вызвавший большие споры. Вряд ли жюри во главе с Алексеем Учителем решится отдать главный приз второй год подряд одному и тому же режиссеру — впервые в истории фестиваля.