Street edge что это
НА КРЕСТАХ. Straight edge или чёткая грань
Идеология Straight edge отрицает употребление любых наркотических, а также психотропных веществ в не лечебных целях. Считается, что стрэйтэджеры вообще не должны употреблять какие-либо лекарства: по–английски (American English) слова «лекарства» и «наркотики» обозначаются одним словом «drugs».
Основном лицом идеологии является тату – модель и блогер – Монами Фрост. Она записывает ролики на английском и русском языках о своем стиле жизни.
Основные вопросы, относящиеся к Стрейт – Эдж культуре обычно звучат так: «Почему на них так много тату?», «Почему они слушают тяжелую музыку?», «Это секта?».
Для ответа на них достаточно объяснить несколько моментов:
♦ sXe тесно связан с новым направлением панк–рока — хардкором. Первые концерты не обходились без привычных для панков тех лет наркотиков, алкоголя и беспорядочный половых связей. Однако Вашингтонские хардкорщики MINOR THREAT, в текстах песен которых звучит призыв к моральной и физической чистоте, под руководством Яна Маккея основали sXe. Символом sXe стал крест на тыльной стороне кисти. Именно таким образом охранники американских клубов помечали несовершеннолетних, чтобы им не продавали спиртное в баре.
♦ Традиционный Стрейт–Эдж отрицает любые виды дискриминации и ущемления в правах. Примером негативного отношения стрэйтэджеров к расизму является текст песни sXe группы Youth Of Today — Prejudice.
♦ Большинство стрэйтэджеров – вегетарианцы или веганы.
Ролик американского sXe блогера:
Кира КОРОЛЕНКО, студентка ВГУ, рассказала о стрейт-эджерах:
— Расскажи, что Стрейт–Эдж для тебя?
— Это образ жизни без пагубных пристрастий, которые разрушают тело и разум человека. Это некая философия, основанная на принципе уважения к себе и к окружающему миру.
— Как ты познакомилась с этой культурой?
— Я всегда считала, что здоровый образ жизни – это хорошо. Занималась различными видами спорта: верховая езда, футбол, тяжелая атлетика, смешанные единоборства. Читала очень много спортивных статей, советов о правильном питании. И вот однажды наткнулась на какую–то заметку, посвященную этому движению, и решила узнать больше. Постепенно я начала придерживаться всех тех установок, которые диктует Стрейт–Эдж. Честно говоря, эта идеология пришла ко мне в очень важный момент жизни. На первом курсе было очень много тусовок: все пили, курили, употребляли и спали друг с другом. Тогда я уже очень много знала об этой культуре и как-то придерживалась ее.
— Всех ли правил ты придерживаешься?
— Какое правило, по твоему мнению, самое правильное?
— С уверенностью поставлю на первое место идею о равенстве всех людей.
— Существует ли какая–то литература, связанная с этой темой?
— На русском очень мало. В основном, это газетные и журнальные статьи. Больше можно узнать из документалок и короткометражек. Лично я смотрела «Грань» и «Движение Стрейт-Эдж»: Взгляд изнутри. Большинство материалов опубликованы на английском.
— Как Стрейт–Эдж чувствует себя в России?
— По правде говоря, об этой культуре знают не слишком много людей. Она просто не поддается всенародной огласке. Стрейт–Эдж — это не мода и не экзотический способ самовыражения. В наше время он далёк от общественного мнения, идеалов и ценностей.
— Знакома ли ты с людьми, которые увлечены этим?
— Само собой у меня есть единомышленники, но таких людей можно по пальцам пересчитать (смеется). sXe – нечто вроде позитивного бунта против общепринятых жизненных установок, корыстного отношения к природе и животным, против культа денег и стремления к материальному обогащению. Если представить, что все будут придерживаться sXe образа жизни, могущественная власть государства и корпораций по продаже «легальных» наркотиков будет серьезно поколеблена.
Стоит отметить, что сейчас идеологию Straight edge часто приписывают различным националистским группировкам. Парни в майках с текстом «Я – РУССКИЙ» очень часто используют sXe символику. Однако приверженцы классического Straight edge отрицательно относятся к этому явлению.
— Избивая кого-либо, отнимая алкоголь и наркотики так радикально, они нарушают основное правило. Straight edge диктует равенство всех людей. Они же ставят себя выше, – объясняет Кира.
Сегодня в мире проходит огромное количество парадов стрейт-эджеров. Они пропагандируют здоровый образ жизни, пацифизм и равенство.
Людмила СВИРИДОВА
Фото автора и из открытых источников
Straight edge. Субкультура, борющаяся с пороками человечества.
История появления Straight edge.
Straight edge (стрейт-эдж) переводится как «чёткая грань», «прямая грань». Чаще можно увидеть сокращённую аббревиатуру sXe. Данная субкультура откололась от панков где-то в начале 80-х, а её идейным вдохновителем и отцом-основателем является некогда популярная хардкор банда под названием Minor Threat. Точнее говоря, лидер этой группы Ян Маккей, которому стало неприятно, что общество считает всех панков этакими опустившимися алкашами, наркоманам и бабниками. Он сказал «нет» таким вредным привычкам, как курение, привязанность к наркотикам и выпивке, беспорядочным половым связям и прочим, о которых мы поговорим немного ниже. Сейчас же мы постараемся немного пролить свет на историю появления данной субкультуры.
Нередко в Интернете можно прочитать в статьях о Straight edge, что данная субкультура есть ни что иное, как философское ответвление от панков. Но так ли это на самом деле? Да, бесспорно то, что она вытекла именно из панк-среды, но почему считается «философской»? Только лишь потому, что пропагандирует здоровый образ жизни? В таком случае правильнее было бы сказать не «философская», а «религиозная», так как подразумевает некое поклонение определённым догматам. Именно по этой причине существует мусульманское направление Straight edge, кришнаитское и т.п. Но, с другой стороны, религия основывается на поклонении определённой высшей силе. Но не будем ударяться в духовный диспут, а акцентируем своё внимание на самой субкультуре. Тем более, что Straight edge лояльно относится к любой религии, не осуждает ни одну из них и не навязывает своих идеалов.
Основные догматы Straight edge.
Прежде чем причислить себя к стрейтэджеру, подумайте, готовы ли вы поддерживать все принципы данной субкультуры. К ним относятся:
— отказ от спиртного, наркотиков и табака,
— клеймение беспорядочных половых связей,
— DIY (почитать о нём можно в посте про хардкор),
— вегетарианство и ЗОЖ,
— толерантность, негативное отношение к расизму, сексизму и т.п.,
— понимание смысла sXe.
Судя из всего вышеперечисленного, Straight edge — это не только отказ от вредных привычек и тлетворных убеждений, а способ укрепить в человеке дух и сознание. В некотором смысле так и есть — отказ от всего негативного может любого превратить из раба привычек в свободного человека. Звучит немного пафосно, но это правда.
Веганство в жизни стрейтэджеров.
Веганство занимает не последнюю роль в становлении стрейтэджера. Один из девизов приверженцев данной субкультуры гласит: «Единственная жизнь, которая принадлежит тебе — это твоя собственная». Некоторые люди уверены, что веганство и вегетарианство — это одно и то же, но это не так. Вегетарианство — это неупотребление в пищу продуктов животного происхождения. А веганство — это ещё и защита прав животных, клеймение людей, носящих одежду из кожи и меха. Веганы могут пить молоко, надевать свитер из овечьей шерсти и т.д. Ведь для этого не пришлось никого убивать. Кстати, некоторые хардкор-группы во всю пропагандируют веганство. Например, Earth Crisis.
Символика стрейтэджеров.
Разновидности Straight edge.
Развитие жанра.
К нулевым хардкоровские предпочтения приверженцев Straight edge окончательно сошли на «нет». Теперь они слушают всё — от маткора и мелодик-дэта до схе-рэпа. Сама субкультура также претерпела некоторые изменения. И зачастую не в лучшую сторону.
Акции стрейтэджеров.
Стрейтэджеры — ребята не только крутые, но и очень отзывчивые. К примеру, они проводят акцию «Еда вместо бомб». Не все, а те, которые относятся к антимилитаристам. Они кормят бомжей вегетарианскими обедами, снабжают их лекарствами и одеждой. Всё это делается с одной целью — показать общественности, что деньги лучше тратить не на постоянно ведущиеся в той или иной стране войны, а на мирные цели, пользы от которых будет не меньше, чем от выстрелов и взрывов.
Существует также нелегальная, можно сказать, противозаконная организация под названием Animal Liberation Front (Фронт освобождения животных), члены которой врываются в лаборатории, где проводятся опыты над животными, и выпускают последних на волю. Казалось бы, вполне мирные и гуманные акции, которые проводят «зелёные» из Гринписа чуть ли не каждый день, но нет. Дабы издевательство над братьями нашими меньшими не повторилось вновь, бойцы ALF сжигают такие лаборатории, крушат офисы компаний, спонсирующих их деятельность, подрывая тем самым их экономику и нанося финансовый вред.
Straight edge в России.
Как это ни парадоксально, но в нашей стране sXe не получил особого развития. Нет, в той или иной мере стрейтэджеры существуют, но истинных очень мало. Есть те, которые пропагандируют отказ от наркотиков и алкоголя, но прекрасно чувствуют себя, поедая свиную колбаску или шашлычок на природе. Есть такие, которые отказываются от беспорядочных половых связей и при этом не могут пройти мимо бутылочки красного вина в магазине. И так далее. При этом самое большое количество стрейтэджеров среди скинхедов. Взяв за основу всё тот же крест, они обвели его кругом и получился знак, который мало осведомлённым людям сильно напоминает пресловутую свастику. Может быть, именно по этой причине российских стрейтэджеров считают нацистами?
Минский студент — стрейт-эджер: «Не пью, не курю, не хочу, чтобы нация деградировала»
Onliner.by продолжает рассказывать о молодежных течениях и философиях, культивируемых в байнете. Наш предыдущий герой — веган-бодибилдер Сергей — 12 лет живет без мяса и иначе свою жизнь не представляет. Идеология веганства проста, понятна и безобидна. В чем-то схожее мировоззрение, получившее за рубежом название straight edge, столь однозначно не охарактеризуешь. О субкультуре и ее белорусских особенностях рассказывает минчанин Юрий, четверокурсник Белгосуниверситета. 4 года назад он завязал с вредными привычками, став на путь «четкой грани».
Из «Википедии»
Straight edge (англ. четкая грань, сокращенно sXe) — ответвление хардкор-субкультуры, возникшее как реакция на сексуальную революцию, гедонизм и другое отсутствие воздержанности, связанное с панк-роком. В своей простейшей форме философия straight edge отрицает употребление любых алкогольных напитков, табака, а также прочих наркотических веществ в целом. В наиболее радикальных ответвлениях sXe до брака полностью запрещены половые отношения. Термин был заимствован из творчества музыкальной группы Minor Threat.
— Я студент четвертого курса Белгосуниверситета, мне 20 лет, — начинает рассказ Юрий, попросив прежде, чтобы мы не фотографировали его лицо. — Интересоваться этой культурой я начал лет в 16. Получается, мой «стаж» стрейт-эджера — около четырех лет.
Почему именно straight edge? Узнал о нем в интернете. Почитал статьи, выбрал то направление, которое показалось мне наиболее близким — так называемый softline, то есть «мягкий курс». Отличие от «жесткого» в том, что мы занимаемся мирной пропагандой своих идей и взглядов. Мы не приемлем никаких насильственных методов прямого действия. Есть и «хардлайнеры», но их в Беларуси не так много. Это движение не обрело популярность.
— В чем суть философии? Объясните скептику, зачем отказываться от бокала пива или от рюмки вина? Что в этом плохого?
— Речь не о рюмке или бокале, а в целом о большой беде, с которой столкнулась страна. Основа культуры такова: мы стремимся, чтобы белорусская молодежь была здоровой. Главная идея — полный отказ от употребления алкоголя, никотина, других наркотических веществ, отказ от беспорядочных половых связей и других якобы «модных» вещей, популярных в обществе. Также мы защищаем права животных. Считаем, что каждое живое существо имеет право на жизнь. Поэтому боремся против вивисекции, других опытов. Не навязываем, но призываем народ быть вегетарианцами, веганами. Straight edge, кстати, не надо путать с этими течениями, он развивался параллельно.
— Давайте о «большой беде». Среди минских студентов здоровый образ жизни так и не стал модным?
— Вернемся к алкоголю. Почему все-таки отказались?
— Я не из Минска, приехал сюда учиться. А родился в небольшом городке. Всякое было. Ну, знаете, сигареты на перемене, «полторашка» пива в подъезде… Потом я неожиданно понял, что могу без всего этого жить. И даже больше — чувствовать себя прекрасно. Замечательно, когда у тебя поутру не болит голова. Вы только подумайте: ни одно другое живое существо, кроме человека, не травит себя сознательно. Только человек целенаправленно убивает себя никотином и алкоголем! Не дико ли это?
— Вы говорили о полном запрете. А безалкогольное пиво стрейт-эджеры пьют?
— Нет, ведь определенный процент спирта там содержится. Конфеты с ликером тоже не употребляем. Как и кефир, и даже квас.
— Быть трезвым в обществе, где развит культ алкоголя, тяжело?
— Конечно, было тяжеловато. Помогли знакомые, друзья, которые также стали на этот путь. Здесь же что главное? Сила воли, желание показать в первую очередь себе, что ты можешь бороться со слабостями.
— Альтернативу этим слабостям вы нашли?
— Это простое общение внутри своей тусовки. Активно занимаемся спортом. Сходить в спортзал, потягать штангу, сыграть в футбол, съездить на концерт — альтернатив масса.
— Так вы почти как БРСМ, который тоже ратует за здоровый образ жизни!
— Какую-то пропаганду, безусловно, государство проводит. Но, как мне кажется, все это, по большому счету, для галочки. Мало и неэффективно. Мы тоже занимаемся пропагандой. Проводим акции. В защиту животных, за отказ от курения и так далее. Распространяем атрибутику, рисуем граффити.
— Что говорят знакомые, когда узнают, что вы проповедуете straight edge?
— Некоторые называли сектантом. Глупость, конечно. Родители сразу волновались, чем это таким я увлекся. Мол, как это так, на праздник, на Новый год, даже бокала шампанского не выпить… Потом привыкли.
— Вы говорите правильные вещи — о трезвости, проблеме наркотиков. Но в интернете, если присмотреться, straight edge ассоциируется в том числе с национализмом. Понимаете, что это весьма тонкая грань. Да и ваша атрибутика выглядит угрожающе. Зачем черные маски мирным агитаторам за трезвость?
— Мы никоим образом не радикальная группировка, хотя являемся патриотами своей страны. Да, в основе культуры есть подобные идеи, но лично для нас они абсолютно не главенствуют. Мы делаем упор на социальную проблематику, на профилактику пьянства, других пороков. Это главное. Что касается символики… Эта хулиганская, если так можно выразиться, тематика популярна среди молодых людей. Своего рода средство привлечения внимания, не больше.
— Вопрос напоследок. А вы уверены в себе? Вот окончите вуз, вернетесь в свой городок, а там все пьют, потому что делать больше нечего…
— Я уверен, что не сорвусь. Для меня straight edge уже стал смыслом жизни. Или гражданской позицией — можете назвать и так.
Юрий отправляется на учебу, а мы думаем, как воспринимать то, что он рассказал. Белорусские стрейт-эджеры точно не будут травиться дешевым вином и гробить себя спайсом — в этом они молодцы. Но и национализм пахнет так же дурно, как и «чернильный» перегар. Где гарантия, что от пропаганды «чистоты организма» ребята не перейдут со временем к активной агитации за «чистоту нации»? Или уже перешли? Откуда вообще эти ультраправые веяния? Белорусская молодежь балансирует на грани между крайностями.
— Я сталкивался с представителями разных молодежных движений, в которых преподносится или развивается та или иная идеология, — говорит пресс-секретарь ГУВД Александр Ластовский. — Если в основе лежит позитивный контекст, какая-то общая цель, то ничего против подобных течений не имею. Сам был молодым, прекрасно ребят понимаю. Другое дело, что им не стоит забывать: помимо их идей, существует Уголовный и Административный кодекс. Сейчас в интернете несложно получить консультацию у представителей ГУВД, МВД, других служб. Узнать, к примеру, где разрешено рисовать граффити, а где нет, какая предусмотрена ответственность за правонарушение. Было бы желание — без информации не останешься. А желания нередко не хватает.
Straight Edge
Мы привыкли к тому, что если юноша/девушка позиционирует себя как представитель какой-либо из неформальных культур, то он/она обязательно слушает тяжёлую музыку, одевается в соответствии с требованиями своей субкультуры, пьёт, курит и грязно выражается. Конечно, чаще всего, это факт, распространённое явление, которое нельзя отрицать. Ведя антисоциальный образ жизни молодёжь так «самоутверждается», самовыражается» и «протестует против системы» (хотя лично я не вижу никакого протеста в том, что мальчик/девочка слушает металл и пьёт пиво с друзьями).
Но из каждого правила есть исключения, и движение, о котором мы будем говорить дальше, и есть это приятное исключение.
Молодёжное движение Straight Edge (стрэйт-эдж – «прямой край», «проверочная линейка», «правило»), пожалуй, одно из немногих движений, действительно борющееся с алкоголем, наркотиками и курением, пропагандирующее здоровый образ жизни, восстановление семейных ценностей и т.д. Движение зародилось в 1980-е годы в США, и сейчас оно весьма активно развивается, в том числе, и на наших просторах. С 1980-х идейная концепция движения значительно расширилась. Стрэйт-эджеры выступают не только за здоровый образ жизни, но и настаивают на том, что полноценный член общества должен быть социально и политически активен. Представители этого движения также поддерживают борьбу против абортов, жестокого обращения с животными и загрязнения окружающей среды. В общем, хорошие ребята.
Молодые люди, причисляющие себя к стрэйт-эджерам, общаются посредством интернета, активно проводят пропагандистскую деятельность, создают тематические сайты, участвуют в митингах. Стрэйт-эджеры предпочитают хардкор и трэш. Музыкальные группы, поддерживающие движение, пишут тексты социальной направленности. Однако это не означает, что если ты в движении, то обязан слушать конкретно такую музыку. Стрэйт-эдж не привязан к музыкальному стилю, стилю в одежде или причёске, и внешняя атрибутика играет второстепенную роль. Знаки отличия используются лишь внутри отдельных стрэйт-эджерских групп и объединений. Основу стрэйт-эджа составляет набор принципов и правил. Это движение скорее социальное, распространённое в рядах молодёжи. Сейчас наблюдается тенденция к политизации стрэйт-эджа. Внутри движения происходит разветвление на «правых» и «левых». Однако ни те, ни другие не перестают при этом ратовать за здоровый образ жизни.
Явление стрэйт-эджа уникально тем, что его никто специально не организовывал, его никто не контролирует. Молодые люди сами объединяются в группы и сообщества, ведут пропагандистскую деятельность. Те, кто имеет возможности, занимаются изданием своих газет и журналов, а кто таковых возможностей не имеет, популяризирует свои взгляды посредством интернета. Часто даже удивляешься тому, какие проблемы затрагиваются в идейной пропаганде стрэйт-эджеров. Осознание того, что молодые люди задумываются об этих проблемах и пытаются заставить общество решать эти проблемы, лично меня приводит в восторг.
Особую популярность движение Straight Edge обрело в Белоруссии. К примеру, в Минске выпускаются самиздатовские журналы “Ребро Жесткости” и “Left Hander”. Существует также ряд музыкальных групп разных направлений, поддерживающих стрэйт-эдж. В России первая стрэйт-эдж команда появилась в далёком 1994 году в Москве, но отыграла всего один первый и последний концерт. Во второй половине 1990-х таких команд стало значительно больше, и сейчас по всей России существует несколько десятков, если не сотен стрэйт-эдж групп. В Украине такие команды тоже есть, но большой известности не имеют и остаются на уровне «местного разлива».
Кто-то назвал стрэйт-эдж «позитивным бунтом», кто-то пишет о них, что это «единственная субкультура, не боящаяся быть трезвой». И действительно стрэйт-эдж – это бунт. Бунт против цинизма и нивелирования традиционных ценностей, против двуличия и корысти. Ведь все мы видим, как общественность, возмущённая «падением нравов» среди молодёжи, тут же рекламирует сигареты, алкоголь и «100 способов изменить мужу» на главном развороте глянцевого журнала. Эти проблемы болезненны для нашего общества, мы сталкиваемся с ними каждый день. Несправедливость и цинизм настолько привычны теперь, что мы даже не обращаем внимания, и равнодушие ко всему, что нас лично не касается, разъедает общество изнутри. И стрэйт-эджеры – та «свежая кровь», в силах которой заставить общество шевелиться и сопротивляться «стадному инстинкту», дабы окончательно не стать бараном, ведомым на убой.