стрекоза и муравей какая пословица подходит к басне
Помогите подобрать пословицы к любой басне Крылова.
Не строки из басен, а пословицы к басням подобрать.
Волк и Ягнёнок
У сильного всегда бессильный виноват.
* * *
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.
Орёл и Куры
Орлам случается и ниже кур спускаться,
Но курам никогда до облак не подняться!
Щука и Кот
Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник.
Петух и Жемчужное Зерно
Навозну кучу разрывая,
Петух нашёл Жемчужное Зерно.
* * *
Невежи судят точно так:
В чём толку не поймут, то всё у них пустяк.
Обоз
Всё кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.
Слон на воеводстве
Кто знатен и силён,
Да не умён,
Так худо, ежели и с добрым сердцем он.
Пушки и Паруса
Держава всякая сильна,
Когда устроены в ней все премудро части.
Заяц на ловле
Над хвастунами хоть смеются,
А часто в дележе им доли достаются.
Скупой и Курица
Скупой теряет всё, желая всё достать.
Волк и Журавль
Что волки жадны, всякий знает:
Волк, евши, никогда
Костей не разбирает.
Обезьяна
Как хочешь ты трудись,
Но приобресть не льстись
Ни благодарности, ни славы,
Коль нет в твоих трудах ни пользы, ни забавы.
* * *
Мартышка вздумала трудиться:
Нашла чурбан — и ну над ним возиться!
* * *
Трудишься много ты, да пользы в этом нет.
Гуси
Да наши предки Рим спасли!
* * *
Оставьте предков вы в покое:
Им поделом была и честь;
А вы, друзья, лишь годны на жаркое.
Слон и Моська
По улицам Слона водили,
Как видно, напоказ.
Известно, что Слоны в диковинку у нас.
* * *
Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!
Лев и Комар
Бессильному не смейся
И слабого обидеть не моги!
Мстят сильно иногда бессильные враги:
Так слишком на свою ты силу не надейся!
Прохожие и Собаки
Завистники, на что ни взглянут,
Подымут вечно лай;
А ты себе своей дорогою ступай:
Полают да отстанут.
Пустынник и Медведь
Хотя услуга нам при нужде дорога,
Но за неё не всяк умеет взяться:
Не дай бог с дураком связаться!
Услужливый дурак опаснее врага.
Бумажный Змей
Напрасно о себе ты много так мечтаешь!
Хоть высоко, но ты на привязи летаешь.
на чужой платок не разевай роток
это про ворону и сыр
Здравствуйте, я может вам помогу.)
Эти пословицы к басне И. А. Крылова «Квартет»
1. Не место красит человека, а человек красит место.
2. Хлеб-соль-взаимное дело
3. Не пори, коли шить не умеешь
4. Не учась (не умеючи) и лаптя не сплетёшь
5. Без труда и не выловишь рыбку из пруда
(извините, фото не удалось вставить, но вы можете найти интересные фотографии по следующим сылкам- ОЙ БЛИН, НЕ МОГУ СЫЛКИ ОСТАВИТЬ ПРОСТИТЕ, ОК?
спасибо было приятно рыботать)
Почему басни И. А. Крылова не теряют своей актуальности
Произведения замечательного русского баснописца И. А. Крылова имеют всемирную известность. Восхищение и широкий интерес вызывали басни в XIX веке, не теряют они своей актуальности и сейчас. Что же является причиной такой удивительной живучести этих коротких стихотворных историй? Гоголь не зря называл басни Крылова «книгой мудрости самого народа», ведь в них отразились те человеческие качества, которые сами люди воспринимают как пороки и недостатки и всеми способами стараются искоренить. Звери и вещи, говорящие понятным нам языком, обладающие характерами, которые мы с легкостью можем заметить у наших знакомых и окружающих, помогают нам критически взглянуть на самих себя, стать честнее, добрее, трудолюбивее. Однако зло всегда очень живуче, поэтому и сегодня мы смеется над лицемерием, скупостью, тунеядством, изворотливостью, глупостью, мастерски показанными автором в своих произведениях еще 150—200 лет назад. Вторая причина «долгожительства» басен — меткий, точный и яркий язык поэта. Вот почему запоминаются его произведения безо всякого труда, вот почему многие строки из басен Крылова стали афоризмами, которые мы и сегодня используем в повседневной жизни. Произведения великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова знакомы нам с самого детства. Он писал замечательные короткие рассказы поучительного характера — басни, в которых осуждал и осмеивал человеческие недостатки. Действующими лицами в баснях выступают животные, предметы, в которых проявляются человеческие качества.
Басни Крылова стали широко известны еще при его жизни, но до сих пор пользуются большой популярностью. Потому что темы, затронутые им, и созданные им аллегорические образы и сейчас остаются актуальными. В его баснях воплощаются народные идеалы трудолюбия, благородства, честности, бескорыстия, добра и справедливости. А. С. Пушкин находил в баснях Крылова отличительные свойства русского народа: «веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться». Нужно обладать настоящим талантом, чтобы так ярко и кратко, в двух строках, как это делал Крылов, уметь показать целый характер. Крылов писал так просто, доходчиво, что каждый человек легко запоминает чудесный язык его басен, узнает русский характер в героях. В своих произведениях Крылов, отстаивая идеалы добра и справедливости, бескорыстия и трудолюбия, едко высмеивает хитрость, лень, глупость, упрямство, трусость. Например, в баснях «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак» он критикует отсутствие элементарных умений и согласия, без которых нельзя достичь хороших результатов. А «Волк и Ягненок» — злая сатира, в которой автор критикует безнравственность, деспотизм и произвол властей: «У сильного всегда бессильный виноват».
Особое место в творчестве Крылова занимают басни, написанные во время Отечественной войны 1812 года: «Кот и Повар», «Волк на псарне», «Обоз», «Ворона и Курица». В них воплотились патриотический дух народа, мысли и чувства самого автора в час грозных испытаний. В героях басни «Волк на псарне» мы узнаем русский народ, поднявшийся на войну с Наполеоном, самого Наполеона в образе Волка и мудрого русского полководца Кутузова в образе Ловчего.
Огромный успех и популярность басен И. А. Крылова можно объяснить тем, что автор представил в своих произведениях всю русскую жизнь и оценил ее с точки зрения простого народа. В своих баснях Крылов откликался на события современной ему жизни, но они не теряют своей актуальности, потому что настоящие, поэтически сильные слова и правдивые образы навечно становятся достоянием народа. Благодаря точности, меткости, простоте многие строки его басен вошли в разговорную русскую речь, стали пословицами и поговорками, зажили своей собственной жизнью: «А Васька слушает да ест», «А вы, друзья, как не садитесь,
кто в лес кто по дрова-Лебедь рак и щука
Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось. Лебедь рак и щука
вот моя помощь эти пословицы к басне «стрекоза и муравей»
Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь.
Много захочешь, мало получишь.
Делу время – потехе час.
Труд человека кормит, а лень портит.
Без беды друга не узнаешь.
Век живи, век учись.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Пришла зима — не отвертишься.
Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
Зимой съел бы грибок, да снег глубок.
Зима даст ума.
Зимой всяк рад тулупу до пят.
Тужит тот по лету, у кого шубы нету.
Лето — припасиха, зима — подбериха.
Летом не соберёшь — зимой не найдёшь.
Летом нагуляешься, зимой наголодаешься.
Летом не вспотеешь, так и зимой не согреешься
Какая пословица подходит к басне «Стрекоза и муравей»?
Для того, чтобы подобрать пословицы, которые отражают суть произведения Ивана Крылова «Стрекоза и муравей», необходимо коротко вспомнить, о чём оно.
Итак, в басне два персонажа, которые в корне отличаются друг от друга.
Итак, выделим несколько пословиц, наиболее подходящих к басне.
Дополнительно можно почитать отзыв о прочитанном здесь же, на БВ, и характеристику персонажей.
«Кто не работает, тот ни ест»;» Ни потопаешь, ни по лопаешь»; «Готовь сани летом, а тележку зимой»; «Что посеешь, то и пожинать будешь»; «Без труда не вынешь и рыбки из пруда»; «Близок локоток, да не укусить»; «Горбатого могила исправит»; «Делу время, потехе час»; «Запас карман не тянет»; «Как постелешь, так и поспишь».
Под лежачий камень вода не течёт; что посеешь, то и пожнешь; без труда не вынешь рыбку из пруда; терпение и труд, всё перетрут; делу время,а потехе час; не замочив руки, не умоешся.
А муравью так и надо. Пусть теперь зиму в одиночестве и скуке проживает. Вот только что будет со стрекозой? Погибнет? Жестоко. Басня от 18+.
Сюда хорошо впишутся пословицы, которые говорят нам о необходимости труда, о том, что чтобы получить, нужно приложить усилия. Хотелось бы, конечно, чтобы муравей стрекозу все-таки выручил в конце басни (тогда бы мы могли еще и пословицы о дружбе подобрать), но муравей оказался жестоким и несокрушимым перед мольбами другого насекомого. Пословиц о жестокости не припомню, хотя не исключаю, что они есть. А пока делюсь такими соображениями:
Басня «Муравей и Стрекоза» приводит пример, как безответственное отношение к жизни может привести к печальному концу. если бы не помощь муравья, стрекоза умерла бы от голода и холода. Поэтому к басне подходит пословица «На друга надейся, но сам не плошай». В ответе за собственную жизнь только сам человек, стрекоза решила жить на авось, вдруг пронесет, но суровая зима ткнула стрекозу носом в сугроб и тогда стрекоза задумалась. Басня «Стрекоза и муравей» с глубоким смыслом, мораль басни проста, но если копнуть глубже, то на поверхность выплывают вопросы не только о труде, но и о дружбе, а дружба разная бывает, как и ее последствия.
Естественно, что поговорка «Готовь сани летом..» очень подходит тпо смыслу басне «Стрекоза и муравей».
Стрекоза пела и веселилась всё лето вместо того, чтобы думать о том, что придёт суровая зима и надо будет что-то есть и где-то жить. В результате, оказалась голодная и без крыши над головой. К тому же, муравей отказал ей в помощи.
Поэтому к басне подойдут следующие народные пословицы, выражающие данную мудрость:
Произведение «Стрекоза и муравей» красочно рассказывает о том что может случится с тем кто живёт одним днём и совсем не думает о том что будет в будущем. Как нельзя лучше подойдёт пословица
К тому же лентяев никто не любит и кормить их за свой счёт тоже желающие вряд ли найдутся. Пословицы про лень будут здесь как нельзя кстати:
Труд человек кормит, а лень портит; Лето пролежишь, зимой сумой побежишь; Без беды друга не узнаешь; Пришла зима не отвертишься; Много захочешь, мало получишь; Гуляй, Гуляй, да не загуливайся.; Кто не работает, тот не ест.
К басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» хорошо подойдут пословицы про трудолюбие (Муравей) и лень и беспечность (Стрекоза). Таких пословиц народная мудрость собрала довольно много.
Сюжет басни довольно известен, поэтому напоминать его не буду, перейдем сразу к пословицам, например:
Допустим такая ситуация: человек потерял работу, пошёл и встал на учёт на Биржу труда, стал получать там пособие по безработице, которое намного меньше, чем была его зарплата. Но это лучше, чем ничего, правда?
Так и в пословице. Если дома кушать нечего, а рыба не клюёт, но поймал рака, голодным всё равно не останешься)
«Кем-бы ты меня не считал, за кого-бы не принимал, как-бы я не был для тебя отвратителен, глуп. Все равно ты будешь делать то, что я тебе скажу. Потому что я твой начальник».
Зависимость человека от другого человека.
Думаю, что приведённую пословицу надо понимать так, что не стоит спешить с обвинениями в воровстве, если сам внимательно не разберёшься в сложившийся ситуации. А в подобной ситуации я сама побывала пару лет назад. Получилось так, что продала одно из двух стоящих рядом своих домовладений. После переезда многие вещи долго были упакованы и сложены просто в гараже. К переезду присовокупила ещё и реконструкцию хозяйственных построек, которую взялся делать сосед-строитель со своей бригадой. Работы затянулись, было не до разбора перевезённого и когда строители ушли, то я стала обнаруживать, что то одно не могу найти, то другое. И вот прокралась же такая мысль-змея- точно, украл сосед. Всё, буквально всё со временем «нашлось» в других местах, а не там, где вроде бы я их ставила. Просто, действительно, в суматохе так бывает, что поставишь в одно место, а потом ищешь в другом, но при этом ещё и обдумываешь варианты воровства. Так что, лучше, действительно, быть внимательней к себе и тому, что и как делаешь сам, чтобы потом не стыдиться своих мыслей.
Пословица весьма древняя, а последняя часть имеет как бы глубокое философское назначение, то есть следи з собой, чтобы не оправдать своё человеческое звание и не становись дураком в глазах всех окружающих, именно так можно расшифровать эту пословицу:
Урок литературного чтения по теме «И.А. Крылов. «Стрекоза и Муравей». 2-й класс
Класс: 2
Планируемые результаты
Тип урока: Урок изучения нового и совершенствование знаний и способов деятельности, интегрированный с уроком “окружающий мир”.
Технологии: использование технологии развития критического мышления, проблемно-диалоговое обучение.
Оборудование: учебник “Литературное чтение” 2-й класс, 1 часть (составители Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова), фонограмма “Звуки леса”, портрет Эзопа, Л.Н. Толстого, И.А. Крылова, таблички со словами, с текстами пословиц и загадок, задания для учащихся (для работы в парах, группах), листы с текстами загадок, пословиц, стихотворений для учащихся, лист самооценки, мультфильм “Стрекоза и Муравей”, справочник по литературному чтению “Моя шкатулка” (Бершанская О.Н., Дегтярёва Г.Д., Киров, 2010).
ХОД УРОКА
— Как вы понимаете выражение?
2. Проверка д/з.
Прочитайте слова. Составьте с ними предложение. Что они вам подсказали?
На доске: повозка, Лебедь, Рак, Щука.
— Выразительное чтение басни “Лебедь, Рак и Щука”
— Какова мораль басни? Какое выражение стало крылатым?
— Прочитайте пословицы. Выберите пословицу к басне “Лебедь, Рак и Щука”.
— Что вы знаете об И.А. Крылове?
Оцените свои знания отметкой, свою работоспособность – знаком (лист самоконтроля). Поставьте цель работы для себя.
3. Подготовка к восприятию художественного произведения.
А) Речевая разминка.
Прочитайте предложение, записанное на доске
— с разной интонацией
На доске закрепляется табличка со словом ОСЕНЬ
— Ребята, осень – что это? (Время года)
Б) Чтение детьми текстов загадок на раздаточных листах.
— Прочитайте первую загадку. Посоветуйтесь с соседом по парте в выборе отгадки. Докажите верность отгадки (на партах толковые словари с закладками для выяснения лексического значения незнакомых слов).
Я работаю в артели
У корней мохнатой ели,
По буграм тащу бревно –
Больше плотника оно.
На доске картинки с насекомыми: мухи, пчелы, бабочки, жука, осы, муравья, стрекозы.
Дети называют отгадку, доказывают выбор ответа, выбирают картинку.
— Что вы знаете о муравьях? (Ответы детей)
— Какая пословица вам понравилась больше и почему?
— Прочитайте вторую загадку.
Работа над отгадкой аналогична первой про муравья.
— Почему стрекозу сравнили с аэропланом?
Дети. Крылышки стрекозы по форме напоминают крылья самолётика. Они прозрачны. Пропуская свет неба, крылья кажутся голубыми.
— Что вы знаете о стрекозе? (Ответы детей)
В) Работа по составлению слов из частей.
Какое задание предлагаете выполнить?
— Составьте слова из карточек.
На доске выстраиваются слова: осень, Стрекоза, Муравей.
-Какой вопрос хотите задать?
Дети: Почему слова Стрекоза и Муравей написаны с большой буквы?
— А могут они стать героями басни?
— Г) Прочитайте стихотворение об осени русского поэта А. Плещеева “Скучная картина” (слова стихотворения напечатаны на раздаточных листочках).
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца.
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла. (А. Плещеев)
— Что вы чувствовали при чтении стихотворения? Почему?
Из Словаря настроений (“Моя шкатулка”) дети выбирают те, которые можно отнести к стихотворению.
— Почему у вас было такое настроение?
— Сегодня мы познакомимся с басней И.А. Крылова “Стрекоза и Муравей”.
— Что бы вы хотели узнать на уроке? Чему будем учиться? (Будем вдумчиво читать басню, учиться оценивать поступки героев, инсценировать) Что надо вспомнить с прошлого урока?
Дети: Тепло, красивые цветы, насекомые.
(Звучит музыка) Смотрите, смотрите! Стрекоза! Какая она?
Дети: Красивая, беспечная, веселая, резвая.
— Порхает, перелетает, садится, ловит, отдыхает.
— Трудолюбивый, старательный, неутомимый, заботливый.
Целыми днями он что-то делает. (носит, трудится, строит, заботится)
На доске открывается запись:
— Откройте учебники на стр.106, рассмотрите иллюстрации. Кого из героев художник нарисовал совсем не так, как мы представляли? Как вы думаете, почему?
4. Первичное восприятие текста.
Чтение басни “Стрекоза и Муравей” учителем не до конца, до слов “Ты всё пела. ” (Прием “чтение с остановками”)
— Как вы думаете, пустит Муравей Стрекозу? (Дети говорят своё мнение)
— Ребята, пустил ли Муравей Стрекозу?
5. Проверка первичного восприятия.
— Назовите героев басни?
— Чем была занята все лето Стрекоза?
— А чем был занят Муравей?
— О чем попросила Муравья Стрекоза?
— Что ответил Муравей?
— Понравилась вам басня?
— Оправдались ли ваши ожидания при чтении этой басни?
6. Физкультминутка.
Фонограмма “Звуки леса”.
Игра: “Что я делаю, скажи, точно также покажи”.
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела,
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
7. Анализ литературного произведения.
а) Чтение басни учащимися. Какие слова и выражения вам не понятны? (чтение с пометками).
Просмотрим мультфильм. Может быть, он поможет в объяснении слов.
— Почему у Стрекозы тоска, да ещё злая?
— Как вы понимаете выражение “Зима катит в глаза”?
— Как она катит? (Надвигается неожиданно)
— Что значит “помертвело чисто поле”? (Урожай собран. Цветы и травы увяли, засохли. Насекомые и животные попрятались, впали в спячку. Птицы улетели. В поле стоит мёртвая тишина.
Самооценка своей деятельности.
б) Выборочное чтение.
Найти в тексте строчки о жизни Стрекозы летом.
Найдите строчку, которая подводит итог жизни Стрекозы летом.
Лето целое все пела.
Как можно назвать Стрекозу одним словом?
— Лентяйка. (Добавляется запись на доске)
— Что у нас получилось?
Как изменилась жизнь Стрекозы с наступлением зимы? Найдите слова, которые говорят о ее состоянии.
в) Сочувствуете ли вы стрекозе?
Как бы вы поступили на месте Муравья? Почему?
— Дайте характеристику герою (с помощью словаря из справочника “Моя шкатулка”).
— Составьте синквейн “Муравей”. Работа в группах.
8. Вторичный анализ.
– Почему автор написал в басне слова Стрекоза и Муравей с большой буквы?
– Какие пороки людей высмеивает И.А. Крылов в своей басне?
– Какие слова являются моралью данной басни?
– Как относится автор к героям своих басни?
Учитель: Поэт выставлял своих басенных героев в смешном свете, рассказывая о них с долей юмора, доброты и тепла.
Прочитайте диалог Муравья и Стрекозы выразительно. Работа в парах.
— Групповая работа учащихся – творческая работа.
Задания в группах учащиеся выполняют по выбору.
Задание первой группе.
* Моделью указать жанр произведения (“Моя шкатулка”)
Задание для второй группы.
* Показать живую картину басни (мимика, жесты) “Стрекоза и Муравей”.
– Какие чувства испытывала Стрекоза, обращаясь за помощью к Муравью?
Задание третьей группе.
– Что ожидает героев басни в будущем?
Задание для четвёртой группы.
Собрать пословицы и найти те, которые относятся к басне.
9. Итог урока.
Кто из героев басни вам понравился больше?
— Что автор высмеивает в людях? (В басне осуждаются беспечные, беззаботные люди, праздно проводящие своё время)
— Найдите слова, в которых заключается главная мысль произведения.
— Как вы их понимаете?
— Какая из пословиц о муравьях подходит герою басни?(пословицы на доске)
10. Рефлексия.
– Что нового и интересного открыли вы для себя на этом уроке?
— Изобразите смайликом, какое настроение было у вас на уроке.
11. Д/з. Выразительное чтение басни. По желанию – наизусть.
— Прочитайте стихотворение Афанасия Фета и сравните его с сезонными изменениями в басне.
Ещё вчера на солнце млея,
Последним лес дрожал листом,
И озимь пышно зеленея,
Лежала бархатным ковром.
. Сегодня вдруг исчезло лето;
Бело, безжизненно кругом,
Земля и небо – всё одето –
Каким-то тусклым серебром.
Чтение и сравнение басни Эзопа “Стрекоза и муравьи” в переводе Л.Н. Толстого.
(Басня напечатана на раздаточных листочках)
— Прочитайте басню Эзопа в переводе Л. Н. Толстого “Стрекоза и муравьи”.
Осенью у муравьёв подмокла пшеница: они её сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали: “Что ж ты летом не собрала корму?” Она сказала: “Недосуг было: песни пела”. Они засмеялись и говорят: “Если летом играла, зимой пляши”.
— Читать басню по ролям.
— Придумать свой конец басни, если бы Муравей всё-таки пустил Стрекозу к себе жить?