стремление к речевому самосовершенствованию это какое ууд
Виды универсальных учебных действий в речевом развитии
Сегодня актуальны звучат слова американского философа, художника,публициста Элберта Хаббарта :ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА СОСТОИТ В ТОМ, ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ ЕГО СПОСОБНЫМ РАЗВИВАТЬСЯ ДАЛЬШЕ, научить ребенка учиться и чем выше ступень образования, тем самостоятельнее процесс обучения.
Перед педагогами поставлены ЦЕЛИ и определены задачи СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических, личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение укрепление здоровья детей (ст. 64 ФЗ Об образовании в РФ)
ФГОС ориентирует нас на формирование личности ребенка через собственную деятельность, познавательную активность, творчество детей, развитие личности через различные виды деятельности, через системно-деятельностный подход.
Сегодня совместная деятельность ребенка и педагога-это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретать новые знания через собственную деятельность.
Требования к педагогам дошкольного образования, направлены на повышение результативности их труда, активности, деловой инициативы, компетентности, наиболее полное использование профессионального, творческого потенциала в работе с детьми и возможных достижений ребенка, с учетом социально-возрастных характеристик,целевых ориентиров таких как:
— инициативность, самостоятельность в различных видах деятельности, способность выбрать себе род занятий;
— ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
— обладает развитым воображением, способностью к фантазии, творчеству в игре; творческие способности ребенка проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении, в играх со звуками, словами; умеет подчиняться разным правилам, социальным нормам;
— у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
— ребенок способен к волевым усилиям, способен доводить дело до конца;
— ребенок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать;
— способен к принятию собственных решений.
Данные целевые ориентиры, подробно даны в п. 4.6 ФГОС и выступают основами преемственности дошкольного и начального образования, обеспечения равных возможностей для развития каждого ребенка, предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Обращаю ваше внимание на то, что целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке. Специфика дошкольного возраста (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность, а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня ДО в РФ, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обуславливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В ДОУ п. 4.6 ФГОС ДО.
Ранний возраст: владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек
Для детей на этапе завершения дошкольного образования : 6 –7 лет: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Важной задачей современного дошкольного образования является формирование ПРЕДПОСЫЛОК УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД)
Даны варианты определения УУД. Но для нас важно понять, что в основе формирования УУД лежит «умение учиться», путем активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность.
Выделяют 4 блока ПРЕДПОСЫЛК ФОРМИРОВАНИЯ УУД,: (это касается всех 5 обр-х областей)
познавательные (умение строить высказывание, формулировка проблемы, рефлексия деятельности, структурирование знаний, поиск информации, смысловое чтение, моделирование)
личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-эстетическое оценивание)
коммуникативные (постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли, управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества);
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРЕДПОСЫЛОК УУД В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; Формулирование проблемы; Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Интеллектуальные умения обработка информации; система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования; обработка, систематизация, обобщение, использование полученной информации.
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ ПРЕДПОСЫЛОК УУД В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ
Умение оценивать результат, осуществлять контроль, за соответствием способа действия с заданным эталоном, внесение необходимых дополнений и корректив.
Организация умения своих дел, умение строить учебно-познавательную деятельность и решение проблем.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ПРЕДПОСЫЛОК УУД В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ
Нравственно-этическая ориентация, в том числе оценивание усваиваемого содержания
Умение ребенка с помощью речи дать нравственную оценку происходящим событиям, содержанию усваиваемого материала.
Личностные действияобеспечивают ценностно-смысловую ориентацию: знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами, умение выделить нравственный аспект поведения, выполнять разные социальные роли (ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях) – гражданин, дошкольник, пешеход…
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ПРЕДПОСЫЛОК УУД В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ
Умение общаться, взаимодействовать с людьми, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,
оценка своих и чужих поступков, саморегуляция поведения и эмоционально-волевых действий.
Коммуникативные умения обеспечивают возможности сотрудничества ребенка: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, эффективно сотрудничать с педагогом и сверстниками.
В ФГОС говорится о том, что РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕПРЕОБЛАДАЕТ В ОСНОВНЫХ ВИДАХ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ таких как:
Коммуникативная; Игровая; Познавательно-исследовательская; Восприятие художественной литературы и фольклора.
Но, вы, как педагоги-практики, прекрасно знаете, что речь проходит красной нитью через все формы организованной и самостоятельной деятельности детей.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ – «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ВКЛЮЧАЕТ в себя
владение речью как средством общения и культуры;
обогащения активного словаря, развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества;
развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте П. 2.6 ФГОС ДО
В п. 2.6 ФГОС ДО даны основные направления образовательной области «речевое развитие», прошу вас выделить и назвать основные компоненты речевого развития, над чем мы педагоги должны работать, какие компоненты речи формировать?
КОМПОНЕНТЫ ОБЩЕГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Вы правильно выделили основные компоненты речевого развития: связная речь; фонетика, звукопроизношение; фонематические процессы, восприятие, анализ и синтез, представления; лексика; грамматика; просодическиская сторона речи, интонационная выразительность речи. Компоненты речевого развития станут предметом разговора на 2 последующих семинарах.
В ФГОС названы ОСНОВНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ (современного) ПЕДАГОГА необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников.
СПЕЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ (ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ)
Наличие высокого профессионального уровня, результативности творческой деятельности
Способность брать ответственность и принимать решения, взаимодействовать с коллегами, окружающими людьми
Наличие качеств организованности, работоспособности, психологической совместимости со всеми участниками образовательных отношений
Наличие индивидуального стиля профессиональной деятельности, неповторимости, самобытности педагога в профессиональном поведении и деятельности.
И только компетентный педагог, способный к самосовершенствованию может вовлечь ребенка в процесс познания и научить ребенка учиться.
Ведь не зря гласит мудрость:
РАССКАЖИ МНЕ И Я ЗАБУДУ.
ПОКАЖИ МНЕ И Я ЗАПОМНЮ.
ВОВЛЕКИ МЕНЯ И Я НАУЧУСЬ…
Анкета для педагогов для анализа знаний их об универсальных учебных действиях Анкета для педагогов Уважаемые педагоги! Данная анкета предлагается педагогам для анализа знаний их об универсальных учебных действиях.
Формирование предпосылок универсальных учебных действий в старшем дошкольном возрасте Формирование предпосылок универсальных учебных действий в старшем дошкольном возрасте Синибор А. А., старший воспитатель Слайд 2. Сегодня.
Консультация для родителей «Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста» Консультация для родителей Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста. Речь — один из наиболее мощных факторов.
Мнемотехника в речевом развитии дошкольников Мнемотехника в речевом развитии дошкольников Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и.
О нормальном речевом развитии ребенка Первый крик своего малыша родители слышат еще в родильном зале. Он должен быть ясным, чистым, не хриплым. Рефлекторные крики сохраняются.
Пословицы в речевом развитии дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67 «Аистёнок» Старооскольского городского округа КОНСУЛЬТАЦИЯ.
Развитие речи как фактор формирования универсальных учебных действий дошкольников Универсальные учебные действия – это способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем активного (присвоения нового социального.
Рекомендации для педагогов по развитию универсальных учебных действий у обучающегося при переходе в среднее звено Рекомендации для учителя по развитию универсальных учебных действий у обучающегося при переходе в среднее звено. Личностные УУД: 1. Помните,.
Задержка в речевом развитии детей Речевое развитие предполагает понимание как обращённой речи, так и развитие собственной речевой коммуникации ребёнка. В большинстве случаев.
Универсальные учебные действия учеников. Виды УУД
Универсальные учебные действия представляют собой совокупность различных способов действий учеников, обеспечивающих способность самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Понятие «универсальные учебные действия»
Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Функции универсальных учебных действий
Виды УУД
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
Логические универсальные действия:
Постановка и решение проблемы:
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:
Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:
Условия, обеспечивающие развитие УУД
Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:
Источник статьи. Статья перепечатана при выполнении условий активной ссылки на источник статьи.
Стремление к речевому самосовершенствованию это какое ууд
Памятка по освоению универсальных учебных действий (УУД)
ПАМЯТКА по освоению УУД
Универсальные учебные действия (УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Универсальные учебные действия (УУД) подразделяются на четыре основные группы:
Коммуникативные УУД – обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию обучающихся на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Личностные действия УУД – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: 1) действие смыслообразования; 2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
Регулятивные действия УУД – обеспечивают организацию обучающимся своей учебной деятельности.
— контроль в форме сличения способа действия и его результата;
Познавательные УУД – включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Рекомендации по развитию универсальных учебных действий
Личностные УУД:
1. Помните, что каждый ребёнок – индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.
2. В жизни ребёнка, в каком бы возрасте он ни был, взрослый – это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения.
3. Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики.
4. Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
Познавательные УУД:
1. Если вы хотите чтобы дети усвоили материал по вашему предмету, научите их мыслить системно (например: основное понятие (правило) – пример – значение материала).
2. Постарайтесь помочь школьникам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
3. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребёнка применять свои знания.
4. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
Коммуникативные УУД:
1. Научите ребёнка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы.
2. Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по вашему предмету.
3. Составьте для детей алгоритм пересказа текста материала, за следование которого вы будете начислять дополнительный балл.
4. Организовывая работу в группах или в парах, напомните ребятам о правилах ведения дискуссии, беседы.
5. Приучите детей задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т. д.), переспрашивать, уточнять.
6. Изучайте и учитывайте жизненный опыт обучающихся, их интересы, особенности развития.
Регулятивные УУД:
1. Научите детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.
2. Научите школьников выполнять и контролировать свои действия по заданному образцу или правилу.
3. Помогите ребёнку научиться адекватно оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы
Ключевые слова: русский язык, литература, пословицы, фразеологизмы, кроссворд, анализ текста.
Современная система образования ставит задачу освоения обучающимися конкретных предметных знаний и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают компетенцию «научить учиться». В Федеральном государственном образовательном стандарте существенно расширяются представления об образовательном результате. Новые социальные запросы, отраженные ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Целью и смыслом образования признается развитие личности обучающихся, а под новым образовательным результатом в настоящем документе понимаются как познавательные (учебные) результаты, так и результаты, касающиеся других сторон личности школьников, сформированные в процессе образования, – гражданская позиция, уровень их социализации, система ценностных отношений и ориентировок [1].
Главными ценностными ориентирами содержания современного общего образования являются:
Функции универсальных учебных действий включают:
Обучающиеся овладевают личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными учебными действиями в процессе изучения разных учебных предметов. Безусловно, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования универсальных учебных действий, определяемые, в первую очередь, его функцией и предметным содержанием.
В ФГОС основного общего образования есть характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся. К личностным универсальным учебным действиям относятся: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков.
Выделяют три вида личностных действий:
Цель личностных универсальных учебных действий – сформировать у учащихся:
Для формирования личностных универсальных учебных действий можно использовать следующие задания:
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают способность кадета организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: осознание цели – планирование действий – реализация намеченного, самоконтроль и самооценка достигнутого результата.
К регулятивным УУД относятся:
В сфере регулятивных универсальных учебных действий кадеты смогут овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Задания для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий:
Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
К познавательным относятся универсальным учебным действиям относятся умения:
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации.
К коммуникативным универсальным учебным действиям относятся умения:
Типовые задачи по формированию УУД
Личностные УУД
1. Задание: «Законы чести».
Цель: обсуждение законов чести, которыми руководствовались герои романа А.С.Пушкина «Дубровский». Разработка законов чести, которыми должны руководствоваться люди в наше время.
Возраст: 11–12 лет.
Учебные дисциплины: литература.
Форма выполнения задания: индивидуальная и групповая работа.
Описание задания:учащимся предлагается обсудить законы чести, которыми руководствовались герои романа А.С.Пушкина «Дубровский». Ребятам даётся время для нахождения в тексте произведения примеров на заданную тему.
Далее ученики объединяются в пары, обсуждают и на основании общего решения выделяют 5–6 законов чести нашего времени. Затем по 2–3 пары объединяются в группы и обсуждают общие правила для группы. Далее объединение продолжается вплоть до общей группы. Тогда сравниваются и формулируются общие законы чести нашего времени. Законы чести записываются на доске. Ребята обсуждают их и приводят примеры из жизни.
Критерии оценивания:
2. Задание: «Развитие речи».
Цель: привить любовь к родному языку, повысить культуру речи, обогатить учащихся народной мудростью.
Возраст: 11–12 лет.
Учебные дисциплины:литература, русский язык.
Форма выполнения задания: индивидуальная работа.
Описание задания:
1. Учащимся предлагается дописать пословицы, подобрав глаголы противоположного значения.
2. Восстановите пословицы, вставляя пропущенные прилагательные:
После выполнения этого задания ребятам предлагается объединиться в группы и написать мини-сочинение на понимание одной из пословиц.
Критерии оценивания:
Регулятивные УУД
1. Задание «Исправь ошибки»
Для мотивации объясняется значение слова «сыщик», объявляется индивидуальное соревнование на звание «Самый лучший сыщик» Материал: текст с допущенными орфографическими и пунктуационными ошибками. Условие соревнования: кто быстрее и правильно найдёт все ошибки, тот объявляется победителем.