стрижи это какие самолеты
«Стрижи»: птицы высокого полета
Фото: Официальный сайт АГВП «Стрижи»
Их виртуозные выступления поражают как профессиональных пилотов, так и многочисленных зрителей авиасалонов и всех любителей авиации почти три десятилетия. Легендарная авиагруппа высшего пилотажа «Стрижи» отметила свое 28-летие.
«Стрижи» продолжают радовать мастерством своих поклонников, совершенствовать программу выступлений, показывая всему миру достижения отечественной техники и российских пилотов.
Рождение «пилотажного» полка
Официальным днем рождения авиационной группы высшего пилотажа «Стрижи» считается 6 мая 1991 года. Но история легендарной авиагруппы начинается гораздо раньше, в 1950 году, когда был сформирован 234-й истребительный авиационный полк. Его главной задачей была подготовка и проведение традиционных воздушных парадов над Москвой, первый из которых состоялся уже в мае 1951 года.
С начала 1960-х годов лучшим летчикам «пилотажного» полка доверена новая миссия: теперь кроме участия в воздушных парадах, они стали регулярно эскортировать в воздухе самолеты глав иностранных государств, прибывающих в Москву, а также различные официальные делегации. К примеру, асы авиаполка сопровождали самолеты с первыми советскими космонавтами на борту.
И сегодня «Стрижи» входят в 234-й гвардейский Проскуровский истребительный авиационный полк. Базируется авиагруппа на аэродроме Кубинка в 60 км от Москвы. Кстати, летчики Кубинки первыми в СССР освоили высший пилотаж на реактивных истребителях: 1 мая 1946 года они впервые пролетели строем во время парада в Москве.
Кубинка признана школой номер один пилотажного мастерства в России. Попасть в известный «пилотажный» полк не так просто. Для этого нужно сдать в Кубинке экзамены по основным теоретическим дисциплинам и практический экзамен в небе.
МиГ-29: сверхманевренный «стриж»
В 1983 году 234-й гвардейский истребительный авиационный полк первым в советских ВВС приступил к освоению легкого фронтового истребителя четвертого поколения МиГ-29.
МиГ-29 по праву считается одним из лучших в своем классе. Он создавался для завоевания господства в воздухе в зоне боевых действий, для уничтожения воздушных, наземных и надводных целей противника. «МиГ-29 – это «самолет-солдат». Как автомат Калашникова. Который надо зарядить, заправить. Он полетит и выполнит ту задачу, которая перед ним поставлена», – считает Михаил Беляев, шеф-пилот РСК «МиГ», герой Российской Федерации.
Самолеты «Стрижей» не отличаются от боевых машин ничем, кроме яркой «формы». Впервые «Стрижи» дебютировали в воздухе на самолетах с оригинальной окраской и новым названием 6 мая 1991 года. Именно эта дата считается официальным днем рождения авиагруппы.
Тогда самолеты МиГ-29 и МиГ-29УБ предстали перед зрителями в своем новом виде: белые фюзеляжи и ярко-синие кили, по бортам – синие молнии, на воздухозаборниках под наплывами появились эмблемы группы – черные стрижи на красном фоне. Эти юркие птицы и дали название группе. Кстати, черный стриж признан птичьим рекордсменом по горизонтальной скорости полета, она превышает 111 км/ч.
В 2003 году самолеты МиГ-29 прошли плановый ремонт и приобрели новую схему окраски. Машины получили красно-белую «форму», а стриж синим цветом изображен сверху и снизу на самолетах. Впервые в новом облике «МиГи» продемонстрировали публике 15 марта 2003 года во время празднования 65-летия полка. Этот день запомнился еще одним историческим событием – первым публичным выступлением с пилотажной группой «Русские Витязи».
Небесный бриллиант
Совместные полеты «Стрижи» и «Русские Витязи» проводили еще с конца 1990-х годов. Но именно первый пилотаж на публике состоялся в марте 2003 года, а 12 июня авиагруппы уже одним строем пролетели над Красной площадью в честь Дня России.
Буквально через год, на открытии нового Международного фестиваля пилотажных групп в Жуковском, «Стрижи» и «Русские Витязи» впервые показали свой знаменитый «кубинский бриллиант», который по сей день является визитной карточкой российского высшего пилотажа.
Этот уникальный строй в виде большого ромба образует группа из девяти самолетов разных типов – пяти «сушек» и четырех «мигов». Истребители синхронно выполняют различные фигуры высшего пилотажа: виражи, горки, боевые развороты, петли Нестерова и другие. При этом расстояние между самолетами не превышает полутора метров.
На протяжении 15 лет «Стрижи» и «Русские Витязи» представляют «кубинский бриллиант» на международных авиасалонах и летают вместе над Красной площадью в День Победы.
Красота и опасная сила
«Стрижи» во время своих выступлений демонстрируют большой комплекс фигур высшего пилотажа (петлю Нестерова, косую петлю, бочку и другие), группой самолетов, парой и в одиночку. Всего в арсенале «Стрижей» более 30 фигур высшего пилотажа. В групповых выступлениях меняется и строй самолетов: это такие пилотажные порядки как «пирамида», «молот», «звезда», «стрела», «крест» и «крыло», «копьё». Выступление обычно заканчивается эффектным роспуском самолетов «тюльпаном».
Каждый из этих зрелищных виражей, которыми любуются миллионы зрителей, имеет свое применение в реальном бою. Во-первых, фигура высшего пилотажа часто изображает уход от противника. Как известно, цель любого истребителя во время воздушного боя – поразить противника, или избежать ответной атаки, увильнуть от ракеты. Даже эффектный «салют», который выстреливают самолеты, имеет свой практический смысл. Это отстрел ложных тепловых целей, который в реальном бою позволяет сбить с толку головки самонаведения вражеских ракет.
Практически все фигуры высшего пилотажа выполняются на больших перегрузках. При одиночном пилотаже она может составлять 9 единиц, то есть на пилота давит тяжесть в девять раз больше его собственного веса. Как говорят специалисты, уже при перегрузке в три единицы человеку трудно оторвать руку от колена. Конечно, специальные костюмы помогают справиться с перегрузками, но чтобы оставаться в строю нужно главное – быть настоящим героем и профессионалом своего дела.
История
История авиационной группы высшего пилотажа Стрижи
Официальным днем рождения Стрижей считается 6-го мая 1991 года, когда она впервые выступила на авиационном показе под названием Стрижи. Через несколько дней, в первом, бело-голубом, варианте окраски, Стрижи прибыли с дружественным визитом во Францию.
234–й гиап был лидерным полком советских ВВС, который приступил к переучиванию и освоению истребителя 4–го поколения МиГ–29. Первыми новый самолет осваивали летчики 1–й авиационной эскадрильи под командованием подполковника С. И. Безлюдного, начавшие летать на МиГ–29 с 3–го августа 1983 г. И уже летом следующего года первый «ромб» из четырех МиГ–29 в составе ведущего (С. И. Безлюдный), левого ведомого (майор В. А. Соловьев), правого ведомого (майор В. В. Кравец) и хвостового ведомого (майор Л. В. Спица) продемонстрировал комплекс высшего группового пилотажа.
Летом 1986–го года летчики 1–й эскадрильи участвовали в сенсационном визите группы из шести МиГ–29 на финскую авиабазу Риссала, во время которого впервые за границей были показаны советские боевые самолеты 4–го поколения.
В рамках этого визита летчики продемонстрировали в воздухе «шестерку», которую вел командир 9–й истребительной дивизии полковник В. В. Лонгиненко, строй дополняли подполковник В. В. Яшкин, который к тому времени стал ведущим «ромба», майоры В. А. Соловьев, В. В. Кравец, Л. В. Спица и В. Н. Шилин.
На рубеже 1990–х годов 234–й гсап имел на вооружении 1–й авиационной эскадрильи самолеты Су–27, 2–й эскадрильи — истребители МиГ–29, 3–й эскадрильи — самолеты Су–25, Су–22 и Су–24. В 1991–м году по инициативе командующего ВВС МВО Героя Советского Союза генерал-лейтенанта авиации Н. Т. Антошкина на базе трех эскадрилий полка началось формирование трех пилотажных групп.
Официальным «днем рождения» группы считается 6–го мая 1991 года, когда она впервые выступила на авиационном показе под названием «Стрижи». После этого Маршал авиации Иван Никитович Кожедуб лично вручил пилотам группы медали «За укрепление боевого содружества между государствами».
Мировая известность
Через несколько дней «шестерка» свежеокрашенных бело-голубых МиГ–29 в составе ведущего — зам. командира 9–й иад полковника В. П. Басова, командира 234–го гсап полковника В. Г. Бычкова и летчиков первого «ромба» «Стрижей»: ведущего — подполковника А. Н. Кутузова, майора А. Е. Захарова, капитанов А. Г. Каташинского и А. П. Макаренко вылетели с дружественным визитом во Францию на авиабазу Реймс.
А в октябре того же года «Стрижи» побывали на авиабазе Уппсала в Швеции.
Первая публичная зарубежная премьера «Стрижей» состоялась в мае 1992–го года во Франции на воздушном празднике, посвященном 50–летию эскадрильи «Нормандия–Неман». Группа поразила искушенных западных зрителей своим мастерством. Шестерка плотным строем выполняла практически полный набор фигур высшего пилотажа: косую петлю, петлю Нестерова, бочку и т.д. Постоянно менялся строй самолетов — «пеленг» переходил в «конверт», «крест», «пирамиду», «крыло» и «звезду». Выступление заканчивалось эффектным роспуском самолетов — «тюльпаном», который сопровождался салютом из устройств выброса тепловых ловушек, установленных на истребителях.
В 1993–м году «Стрижи» стали участниками авиашоу LIMA’93 на острове Лангкави в Малайзии, а также воздушных праздников в Бельгии и Таиланде, причем на выставке в Таиланде авиаспециалистами группы был установлен своеобразный рекорд скорости сборки самолетов: 4 «мига» прибыли сюда в разобранном виде на транспортном самолете Ан-124 «Руслан» и российские техники и механики успели ввести их в строй всего за 3 дня. В 1995–м году «Стрижи» вновь посетили Швецию, в 1997–м — Финляндию.
Летчики побывали с визитами более чем в 28 зарубежных странах. Не обходятся без них и — ставшие традиционными — авиасалоны в Жуковском. «Стрижи» неоднократно выступали с показательными полетами на многочисленных праздниках, посвященных юбилеям городов, принимали участие в праздновании 850-летия Москвы.
В 1993–м году авиационная пилотажная группа «Стрижи» была удостоена звания «Лучшая пилотажная группа мира», а на международном аэрошоу в Финляндии в 1997–м командир группы гвардии подполковник Николай Дятел занял первое место в одиночном пилотаже.
Зимой 2003 года самолеты МиГ-29 прошли плановый ремонт и приобрели новую схему окраски. МиГи перекрасили в новую красно-белую форму с ярко-синим силуэтом стрижа сверху и снизу, буквами «МиГ» на килях. Впервые в новом обличье их продемонстрировали публике 15 марта 2003 года во время празднования 65-летия полка.
С этого момента начинается активное сотрудничество с пилотажной группой «Русские Витязи». Российские лётчики первые и единственные в мире демонстрируют совместное выполнение фигур высшего пилотажа на разных типах самолётов, а знаменитый «Кубинский бриллиант» стал визитной карточкой российских пилотов на разных авиашоу мира.
Своими демонстрационными полетами летчики пилотажной группы «Стрижи» радуют многочисленных зрителей и любителей авиации виртуозным выполнением фигур высшего пилотажа, мастерским владением техникой, подтверждая блестящими выступлениями тот факт, что Россия была, есть и будет великой авиационной державой.
«Прочувствовать грани возможностей»: замкомандира «Стрижей» — о фигурах высшего пилотажа и подготовке лётчиков
6 мая своё 30-летие отмечает знаменитая российская авиационной группа высшего пилотажа (АГВП) «Стрижи». Эскадрилья начала формироваться в истребительном авиаполку в Кубинке в середине 1980-х годов, когда Военно-воздушные силы СССР активно осваивали новейшую сверхманёвренную боевую машину МиГ-29.
У подмосковных лётчиков возникла идея создать подразделение из офицеров ВВС, в совершенстве владеющих техникой высшего пилотажа, чтобы выполнять демонстрационные полёты и наглядно показывать достижения отечественной авиаотрасли как внутри страны, так и за рубежом.
В первый основной состав «Стрижей» вошли подполковник Александр Кутузов (ведущий), капитан Александр Каташинский, капитан Андрей Макаренко, майор Александр Захаров, майор Алексей Шерстнёв, майор Владимир Галуненко и майор Валерий Евдокимов.
Уже в октябре 1991 года группа дебютировала за границей — это произошло в Швеции на авиабазе Упсала. В следующем году лётчики выступили во Франции на 50-летии празднования основания эскадрильи «Нормандия — Неман».
Впоследствии «Стрижи» неоднократно представляли Россию на зарубежных выставках и памятных мероприятиях. В нашей стране пилотажная группа регулярно демонстрирует мастерство управления авиатехникой на парадах Победы, авиакосмическом салоне МАКС и военно-техническом форуме «Армия», во время различных праздничных событий.
Об особенностях отбора и подготовки экипажей самолётов «Стрижей» в интервью RT рассказал заместитель командира этой эскадрильи — лётчик 1-го класса, гвардии майор Дмитрий Рыжеволов. В группе он является правым внутренним ведомым.
— 6 мая авиационная группа высшего пилотажа «Стрижи» отмечает своё 30-летие. Как появилось такое название? Ведь «Стриж» — небольшая и совсем не грозная птица.
— Перед нами не стоит задача кому-то угрожать. Мы занимаемся популяризацией авиации в целом и российской авиатехники в частности. С помощью фигур высшего пилотажа наша эскадрилья демонстрирует возможности, которыми обладает человек и созданная им машина. Люди должны наслаждаться, когда смотрят на такую красоту.
А название «Стрижи» было выбрано нашими предшественниками, которые, собственно, и создавали пилотажную группу. Чем они руководствовались? 30 лет назад лётчики, как и сейчас, летали на МиГ-29 — истребителе, обладающем большими пилотажным возможностями, в том числе на высоких скоростях. Это быстрая и манёвренная машина, и, когда МиГ-29 летят группой, возникает ассоциация со стаей стрижей.
— На каких модификациях МиГ-29 вы летаете?
— Есть ли планы по смене МиГ-29 на другие истребители?
— Этот вопрос не в моей компетенции, но, конечно, мы готовы освоить наши новейшие самолёты, будь то Су-57 или МиГ-35 — его мы с нетерпением ждём. Правда, на этих самолётах мы пока не летали. Потребуется время, чтобы их освоить и так же эффективно выполнять полёты, как на МиГ-29.
— У вас в группе девять лётчиков. Есть ли в эскадрилье люди, которые, скажем так, находятся за кадром?
— Да, в нашей группе в основном составе сейчас девять лётчиков, но есть лётный состав, который проходит подготовку — это наша будущая смена. Лётчики в «Стрижах», как правило, служат пять-семь, максимум — десять лет и уступают дорогу представителям более молодого поколения. Но это лишь условная ротация, смена лётчиков «Стрижей» носит естественный характер.
И конечно, не могу не сказать добрых слов о нашем инженерно-техническом составе, без профессионализма которого ничто и никогда в воздух не поднимется. Пользуясь моментом, хочу выразить им большую благодарность за нелёгкий и очень важный труд. Сплюну три раза — ничего не отказывало. Мы уверены и в матчасти, и в своих техниках, что они не подведут.
— В России «Стрижи» — не единственное авиационное подразделение высшего пилотажа. Не могли бы рассказать, в чём концептуальные различия между «Стрижами» и такой группой, как «Русские Витязи»? Какие у вас отношения с ней? Присутствует ли элемент конкуренции?
— Первое отличие между нами заключается в том, что мы летаем на разных типах авиатехники. МиГ-29 — лёгкий истребитель, а самолёты ОКБ Сухого, на которых летают «Витязи» (Су-27, Су-30СМ и Су-35С), — это тяжёлые машины.
У «Витязей» сейчас новая матчасть — самолёты с двигателями с управляемым вектором тяги. И они выполняют манёвренные полёты с использованием именно этой технической особенности. У нас же упор делается на перестроение в группе и динамические показы. Это более классический пилотаж.
Например, пилотаж Су-30 — это в большей мере так называемый полёт вокруг хвоста. Самолёт хорошо делает кульбиты и другие подобные фигуры, которые как раз позволяет совершать управляемый вектор тяги.
На МиГ-29 установлены иные двигатели, и мы делаем акцент на традиционных фигурах высшего пилотажа — петли Нестерова в разных вариациях, бочки и прочее.
По поводу соперничества. Здоровая конкуренция всегда необходима. Именно такой формат отношений у нас с «Витязями». Мы понимаем, что без здоровой конкуренции не будет развития, и потому в России должно быть несколько пилотажных групп. В чём-то мы лучше «Витязей», в чём-то они превосходят нас. Мы друг за другом наблюдаем и постоянно совершенствуемся.
— Есть ли за рубежом пилотажные подразделения, которые привлекают ваше внимание? Взаимодействуете ли вы с зарубежными лётчиками?
— Никаких контактов у нас с иностранными лётчиками нет, хотя, естественно, мы пересекаемся на зарубежных авиасалонах и просматриваем в интернете ролики с выступлением зарубежных пилотажных групп. Всё это в открытом доступе. Я уверен, что и они, в свою очередь, тоже не пропускают выступлений «Стрижей» и других российских групп.
Отдельно я бы выделил итальянские эскадрильи и американские Blue Angels («Голубые ангелы») и Thunderbirds («Буревестники»). Но на самом деле все пилотажные труппы по-своему хороши. Я бы не сказал, что есть в мире пилотажная группа, у которой нечего посмотреть. В такие подразделения всегда берут профессионалов. Тем не менее качество пилотажной группы должны оценивать не лётчики, а зрители.
— В чём практическая значимость деятельности «Стрижей»? Какую пользу получают ВКС России?
— У каждого рода деятельности в авиации есть строго очерченные задачи и исполнители. Наша основополагающая задача заключается в популяризации отечественной авиатехники в России и за рубежом. На практике такая деятельность выражается в привлечении в ВКС молодых талантливых кадров, а за границей — в контрактах на экспорт российских самолётов.
— Какие требования предъявляются к кандидату на статус лётчика «Стрижей»? Необходимы какие-то физические кондиции, опыт, определённый налёт в часах?
— Сейчас к нам довольно часто отправляют лейтенантов, то есть недавних выпускников авиационного училища, но, конечно, требования остаются высокими: это хороший уровень теоретической подготовки (что выясняется на собеседовании) и правильная техника пилотирования, которая проверяется непосредственно во время полётов.
Необычайно важны и человеческие качества. Чтобы выполнять в группе пилотаж, держать дистанцию при перестроении, лётчики как минимум должны доверять друг другу. Никаких внутренних конфликтов в коллективе быть не может.
В целом у кандидата должно читаться стремление служить в «Стрижах», что почти всегда видно по горящим глазам.
— Не могли бы вы объяснить, как удаётся «Стрижам» постоянно удивлять публику? Как устроено взаимодействие в группе?
— Все манёвры всегда тщательно отрабатываются. Никаких неожиданностей в процессе выступления не происходит. Программа обсуждается и отрабатывается сотни раз всеми лётчиками.
Сначала это происходит на земле: лётчики моделируют полёты, держа в руках макеты истребителей, применяется метод «пеший по-самолётному» (когда лётчики имитируют манёвры вместо летательных аппаратов. — RT). Это позволяет чётко усвоить алгоритм действий в составе группы.
Далее идёт работа в воздухе. Группа ориентируется на действия командира (гвардии полковника Сергея Осяйкина. — RT), который является ведущим, и выполняет его распоряжения — они отдаются по радиосвязи. Как правило, в радиоэфире другого общения не происходит, ведомые могут говорить только в случае какого-то форс-мажора.
— Какие, на ваш взгляд, самые трудные фигуры высшего пилотажа?
— На самом деле, если пытаться что-то сделать в совершенстве, всегда будет сложно. Это универсальное правило. Если говорить про групповое исполнение, то наиболее сложными элементами мне представляются вираж на форсаже и групповая бочка, которая является очень сложной, особенно для крайних ведомых из-за больших радиусов вращения вокруг ведущего.
— Особенность высшего пилотажа заключается в том, что лётчик начинает намного лучше чувствовать самолёт. На практике ему требуется гораздо меньше времени для принятия решений, в том числе в экстремальной ситуации. То есть на приборы в кабине он практически не смотрит, что позволяет ему направлять драгоценные секунды на оценку обстановки.
В манёвренном воздушном бою это очень важно. Здесь работает знаменитая истина, выраженная в прекрасном советском фильме «В бой идут одни старики» в знаменитых «трёх «нельзя» героя Леонида Быкова. Одно из них звучит так: «Крути головой на 360 градусов».
Высший пилотаж даёт лётчику прекрасное ощущение, что он становится органичной частью самолёта. Это приходит только с опытом и с усвоением возможностей машины в полном объёме. Высший пилотаж позволяет это сделать, прочувствовать грани технических возможностей авиатехники.
— Как вы оцениваете актуальность совершенствования приёмов ближнего воздушного боя в условиях развития систем дальнего ракетного поражения?
— Необходимо учитывать, что одновременно с совершенствованием систем дальнего поражения развиваются средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и постановки помех. Так или иначе, самолёты летят навстречу друг к другу, и ближний манёвренный бой по большому счёту неизбежен.
Я считаю, что имеет смысл развивать разные приёмы ведения боя и разные типы вооружений. Не нужно полностью полагаться на что-то одно. Только такое комплексное развитие — и это касается вооружённых сил в целом — способно дать эффективный конечный результат.
Авиационная группа высшего пилотажа «Стрижи»
«Стрижи» — авиационная группа высшего пилотажа (АГВП) Военно-воздушных сил России. Официальным днем рождения группы считается 6 мая 1991 года, когда она впервые выступила на авиационном показе под названием «Стрижи».
Формирование группы военных летчиков, в совершенстве владеющих техникой высшего пилотажа, для выполнения демонстрационных полетов на МиГ-29 началось в истребительном авиаполку в Кубинке (Московская область) в середине 1980-х годов, когда самолеты этого типа только осваивались в Военно-воздушных силах.
Опытные летчики быстро освоили новую технику и пилотаж в строю из шести машин, минимальное расстояние между которыми доходило до трех метров.
В октябре 1991 года «Стрижи» впервые выступили за границей на авиабазе Уппсала в Швеции, а в мае 1992 года группа из шести МиГ-29 поразила своим мастерством французских зрителей на празднике, посвященном 50-летию эскадрильи «Нормандия-Неман». Шестерка плотным строем выполняла практически полный набор фигур высшего пилотажа: косую петлю, петлю Нестерова, бочку и т.д. Постоянно менялся строй самолетов — «пеленг» переходил в «конверт», «крест», «пирамиду», «крыло» и «звезду».
Выступление заканчивалось эффектным роспуском самолетов — «тюльпаном», который сопровождался салютом из устройств выброса тепловых ловушек, имеющихся на истребителях.
В последующие годы «Стрижи» с достоинством представляли авиацию нашей страны в Малайзии, Бельгии, Таиланде, Венгрии, Голландии, Болгарии, США, Вьетнаме, Китае, Монголии, Германии, Казахстане, Чехии, ОАЭ. В 1993 году пилотажная группа «Стрижи» была удостоена звания «Лучшая пилотажная группа мира».
С 1993 года «Стрижи» являются непременными участники международного авиасалона МАКС. Они принимали участие в разные годы в летной программе гидроавиасалона в Геленджике и Международного Военно-морского салона в Санкт-Петербурге, а также в международных авиационных салонах во французском Ле Бурже и британском Фарнборо.
Пилотажная группа неоднократно выступала с показательными полетами на многочисленных праздниках, посвященных юбилеям городов, принимала участие в праздновании 850-летия Москвы.
12 июня 2003 года, впервые после длительного запрета на полеты над Москвой, пилотажная группа «Стрижи» в едином строю с четверкой «Русских Витязей» прошла над Красной площадью.
В 2004 году в комплекс показов был включен совместный полет пилотажных групп «Стрижи» и «Русские Витязи» в составе девяти самолетов (пять Су-27 и четыре МиГ-29) в строю «ромб» с выполнением полного комплекса фигур высшего пилотажа. Этот факт сам по себе стал мировым рекордом в истории авиации. Эта девятка получила название «кубинский бриллиант». Именно в таком строю «Стрижи» участвуют в воздушной составляющей парадов над Красной площадью 9 мая.
Воздушное построение «кубинский бриллиант» официально внесено в книгу рекордов Гинесса.
Летчики группы готовятся и выполняют не только полеты на высший пилотаж, но, в том числе, все задачи, предусмотренные для обычного истребительного полка. Все полеты «Стрижи» выполняют на фронтовых истребителях четвертого поколения МиГ-29.
С 2003 года самолеты группы имеют специальную окраску — красно-белую с ярко-синим силуэтом стрижа сверху и снизу, буквами «МиГ» на килях.
Сама подготовка высшего пилотажа проходит по общему принципу — «от простого к сложному», и, как правило, летчик готов к показам авиатехники в воздухе через 2-3 года после зачисления в группу. Средний налет летчика в год составляет от 60 до 100 часов.
Комплекс пилотажа, который выполняют «Стрижи», — плод коллективного усилия всех летчиков группы; все элементы отрабатываются в тренировочных полетах, а затем уже представляются на суд зрителей.
Сегодня летчики группы выполняют полный набор фигур высшего пилотажа. В арсенале выступления — встречный пилотаж пары и соло.
Пилотажная группа базируется на подмосковной авиабазе «Кубинка» и входит в состав Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний (г. Липецк).
В 2017 году пилотажная группа «Стрижи» будет выступать на новых самолетах, так как ресурс самолетов, на которых летают летчики группы, подходит к концу.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников