структура какого занятия наиболее схожа со структурой занятия по пересказу

3-й курс, Тесты

Тесты по теории и методике развития речи (2-ой зачет, 3-й курс).

1. Развитие словаря, формирование грамматической стороны речи, обучение связной речи, подготовка к обучению грамоте:

2. Словесная группа методов:

3. Процесс, осуществляемый с помощью языковых средств:

4. Приёмы обучения развитию речи детей дошкольного возраста:

5. Формы общения детей со взрослыми:

6. Методы обучения развитию речи детей дошкольного возраста:

7. Верное утверждение:

8. Физиологическая основа методики развития речи:

9. Предмет изучения методики развития речи:

10. Цель методики развития речи:

11. Структура какого занятия наиболее схожа со структурой занятия по пересказу:

12. Основная функция связной речи:

13. Какой прием работы является ведущим на первых занятиях:

б) мотивировка учебного задания;

в) образец речи педагога.

14. Что такое пересказ?

А. Связное развернутое изложение литературного произведения.

Б. Творческое воспроизведение литературного образца в устной речи.

В. Интерпретация литературного произведения.

Г. Модель связного монологического сообщения по мотивам прочитанного произведения.

а) звуковой культуры речи;

г) ознакомление с художественной литературой;

д) подготовка к обучению грамоте.

а) звуковой культуры речи;

в) грамматического строя речи;

г) ознакомления с художественной литературой;

д) подготовки к обучению грамоте.

А) звуковой культуры речи;

В) грамматического строя речи;

Д) ознакомление с художественной литературой;

Е) подготовка к обучению грамоте.

18. С какой возрастной группы в УДО вводятся экскурсии.

Г) с подготовительной.

29. Словообразование – это компонент:

а) грамматической стороны речи;

б) звуковой стороны речи;

30. Словотворчество – это:

а) освоение свойства слова и его формы, а также грамматического значения;

б) закономерный путь освоения ребенком лексического богатства, имеющегося в языке;

в) речевая ошибка, которую нужно исправлять или предупреждать.

31. Беседа как метод обучения диалогу – это:

а) разговор воспитателя с детьми;

б) разговор воспитателя с детьми на заранее спланированную тему;

в) смысловое развернутое высказывание.

32. В средней группе основной прием обучения связной речи:

а) составление рассказа по образцу;

б) рассказывание по плану;

в) придумывание продолжения рассказа.

33. Какими должны быть произведения для пересказа?

а) доступными, небольшого объема, описательного характера;

б) доступными, небольшого объема, эмоциональными;

в) близкими по содержанию опыту детей, динамичными, с четкой композицией, высокохудожественными.

г) небольшого объема, с содержанием, близким опыту детей, сюжетными, с четкой композицией, имеющими образцовый по грамматике и образности язык.

34. Какое из средств развития речи является ведущим?

а) художественная литература;

б) трудовая деятельность;

в) различные виды искусства (ИЗО, музыка, театр);

г) детские праздники;

35. Кому из российских ученых принадлежит наиболее подробное исследование становления грамматического строя речи детей?

Источник

Структура какого занятия наиболее схожа со структурой занятия по пересказу

Как и в предыдущей группе, на первых порах преобладает совместное рассказывание воспитателя и ребенка. При повторном рассказывании воспитателем сказки дети могут произносить отдельные слова и предложения. Наряду с подсказывающими вопросами используются и прямые вопросы, требующие ответа целой фразой («Что сказал заяц Колобку? Кто встретился Колобку дальше?»). Постепенно дети начинают пересказывать отдельные фрагменты текста, а затем и весь текст, опираясь на помощь взрослого.

Эта работа во второй младшей группе осуществляется в процессе ознакомления детей с художественной литературой. Большое значение имеют индивидуальные занятия, в процессе которых создаются условия для активного участия каждого ребенка в пересказе.

Начиная со средней группы программой детского сада предусмотрено систематическое обучение детей пересказыванию. Наиболее целесообразной формой организации детей при пересказывании является занятие со всей группой.

Рассмотрим сначала методические положения, которые касаются структуры и методики проведения занятий в среднем и старшем дошкольном возрасте.

Успех обучения зависит прежде всего от подготовительной работы, проведенной перед занятием. Подготовка воспитателя состоит: а) в выборе произведения с учетом речевых умений и навыков детей, воспитательных задач, времени проведения; б) в анализе произведения и работе над выразительностью исполнения; в) в отборе в тексте слов, непонятных детям, и приемов их объяснения. Подготовка детей к пересказам предполагает: а) обогащение детского опыта путем наблюдений, рассматривания картин, бесед (в соответствии с содержанием текста); б) объяснение незнакомых слов до чтения произведения; в) рисование, лепка после первичного ознакомления с текстом – это помогает уточнить характеристики действующих лиц и обстоятельств.

Типичная структура занятий по пересказу:

1. Вводная часть. Ее цель в создании интереса к занятию, подготовке детей к восприятию текста, которая может достигаться путем краткой вступительной беседы, показа картинки, напоминания о наблюдениях, загадки.

Источник

Методика обучения детей дошкольного возраста пересказыванию

Аннотация: В статье описано, с какого возраста лучше начинать подготовку к пересказу. Расписаны требования к литературному тексту. Построение занятия по пересказу. Цели и задачи, для чего нужен пересказ.

Методика обучения детей дошкольного возраста пересказыванию

Пересказ – это связное изложение прослушанного текста. Это средство развития речи на основе образца.

Пересказу необходимо начинать обучать детей после 5 лет, так как в это время у детей закладываются основы монологической речи. До этого возраста необходимо проводить подготовительные упражнения.

В детстве особое внимание уделяется развитию связной речи. Правильно организованный пересказ будет оказывать неоценимую помощь в работе над речевыми навыками.

Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. При этом совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.

Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по развитию «чувства языка» — внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, способности оценивать правильность высказываний с точки зрения соответствия их языковой норме.

Вторая младшая группа

Уже во второй младшей группе педагог учит детей следить за развитием действия в сказке, рассказе; называть и сочувствовать героям произведения.

Речевая деятельность детей, связанная с пересказом, выступает первоначально в форме ответов на вопросы, можно также привлекать детей к совместному пересказу с педагогом, побуждая произносить отдельные слова либо предложения. Эта работа ведется на занятиях по ознакомлению с художественной литературой.

Средняя группа

Начиная со средней группы, проводятся специально организованные занятия по пересказыванию.

Пересказ является новым видом речевой деятельности. Поэтому важно вызвать у детей живой интерес к пересказыванию, поддержать проявление активности и самостоятельности.

Также необходимо учитывать особенности детского восприятия литературно-художественных произведений, а также особенности процессов мышления, речи, уровень развития внимания.

На самых первых занятиях детям предлагают пересказывать сказки, хорошо знакомые им раннее, а на последующих – новые, только что прослушанные тексты.

Чтобы воспринять литературное произведение и воспроизвести его в пересказе дети 4- 5 лет нуждаются в помощи педагога. Им сложно самим вникнуть в суть описанных событий, проследить логическую связь между частями рассказа или сказки. Поэтому в изложении детей могут возникать пропуски, искажения, перестановки материала, и тогда пересказ не будет соответствовать содержанию и структуре оригинала. Ребенок еще не умеет самостоятельно вычленять образные описания, сравнения и опускает их.

Старшая группа

Дети 5-6 лет при пересказе литературных произведений способны проявить большую, чем младшие дошкольники, самостоятельность и активность. В этом возрасте совершенствуется процесс восприятия и эмоционального освоения художественных произведений.

Старшие дошкольники свободнее ориентируются в литературном материале, у них расширяется словарь, усиливается языковое чутье, внимание и интерес к образному слову.

Возрастает также роль произвольно-волевых действий – дети прилагают усилия, чтобы лучше запомнить и точнее воспроизвести прочитанное.

Дети уже могут использовать собственные, удачно найденные образные выражения, которые лексически и синтаксически близки к языку художественного произведения.

Сказки и рассказы, рекомендуемые для пересказа в старшей группе, несколько сложнее по своей структуре, языковому материалу и количеству действующих лиц, чем тексты для средней группы.

Подготовительная группа

В подготовительной к школе группе на занятиях по пересказу закрепляют и совершенствуют речевые умения и навыки, полученные детьми в старшей группе.

Дошкольники продолжают учиться излагать мысли связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков, повторений.

Совершенствуются умения детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы, определенные художественные средства, характерные для сказок (зачин, повторы и т.д.).

Дети учатся говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения. Повышается самостоятельность детей.

Требования к литературному тексту для пересказа

Пересказ не самоцель, а средство речевого развития дошкольников.

Поэтому существуют определенные требования к литературному тексту для пересказа, суть которых заключается в следующем:

✅ доступное, понятное детям содержание;

✅ простой и грамотный язык с использованием разнообразным языковых средств;

Кроме этого, каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке положительные черты личности (доброту, отзывчивость, толерантность).

Целесообразно для пересказа использовать несколько жанров: рассказ и описание, народную и авторскую сказку.

Сказки можно выбирать разные: короткие («Лиса и кувшин») и длинные («Гуси-лебеди») – у каждой свои особенности и свои возможности воспитательного воздействия.

Стихотворение не годится для пересказа – не следует нарушать единство формы и содержания, воспитывать невнимание к поэтической форме. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования.

Опыт показывает, что дети стремятся рассказать стихотворный текст наизусть.

Дошкольники хорошо пересказывают литературное произведение, если рассказ их захватывает, вызывает сильные переживания, становится им близким, даже если содержание не относится к их непосредственному опыту. Следовательно, для пересказа лучше подбирать тексты, связанные с привычными для детей ситуациями, или такие, которые могут активизировать их воображение и повлиять на чувства. При этом работа воображения должна опираться на имеющиеся у дошкольников представления и простейшие понятия.

Детям легче осмыслить рассказ, если он построен таким образом, что между его частями прослеживается логическая связь, одна часть подводит к другой и разъясняет ее, а излишние подробности не мешают понять основное в произведении.

Язык произведений, которые мы читаем и предлагаем для пересказа детям, должен быть для них образцом. Очень хороши в этом смысле произведения Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского. Рассказы Л.Н. Толстого особенно подходят для пересказа еще и потому, что их язык усложняется постепенно: текст рассказов для маленьких значительно проще, предложения короче, чем в таких произведениях, как «Косточка», «Лев и собачка» и др. Можно также использовать произведения В. Осеевой, В. Бианки, М. Пришвина.

Если в тексте, предлагаемом для пересказа, встречаются новые слова, то сначала дети стараются заменить их привычными, знакомыми. Впоследствии, как показали наблюдения, они стремятся употреблять новое слово при пересказе и даже гордятся этим.

Очень важно обращать внимание на грамматическую структуру выбираемого для пересказа произведения. Детям дошкольного возраста еще недоступны сложные и длинные предложения, причастные и деепричастные обороты, вводные предложения, сложные метафоры. Таким образом, для пересказа пригодны рассказы в прозе, доступные дошкольнику по содержанию, языку и грамматической структуре.

Очень сложен для детей такой тип речи, как описание. Часто старшие дошкольники начинают пересказ с завязки, опуская разного рода описания. Это объясняется тем, что в памяти детей ярче сохраняется то, что сильнее задело чувства. Это нисколько не противоречит тому, что дети, если в их представлениях есть яркий образ, иногда дополняют свой пересказ описанием, которого может и не быть, например, в сказке.

Работа по обучению пересказу должна вестись систематично (примерно 1–2 раза в месяц как часть занятия). Начинать следует с коротких сказок и рассказов, так как их ребенок пересказывает увереннее.

Не следует требовать от детей пересказать произведение сразу после его прочтения. Дошкольников необходимо подготовить к этому виду деятельности.

Построение занятия определяется разнообразием его задач.

Структура занятия по обучению пересказыванию

Занятие по пересказу имеет следующую типовую структуру:

1. Вводная часть.

Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.).

• выяснить знания детей по теме произведения;

• обеспечить понимание слов и выражений, которые будут в тексте;

• расширить представления детей о предмете, о котором идет речь в произведении;

• обеспечить эмоциональный настрой детей пред слушанием произведения.

2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.

3. Подготовительная беседа (анализ произведения).

• уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов, последовательности событий),

• привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы),

• активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах).

Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по ходу его сюжета.

4. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. При этом уместна установка на пересказ, например, «Вслушивайтесь, как я читаю». Вторичное чтение должно быть более медленным по сравнению с первым.

5. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).

6. Пересказ (3-7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).

7. Анализ пересказов детей (анализируется подробно первый пересказ, остальные – менее подробно: в подготовительной группе к анализу привлекаются сами дети).

Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности, какой является пересказ, должна быть особенно тактичной, допускающей вариативность исполнения. Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется…», «Я советую Сереже…», «А может быть, лучше…».

После каждого рассказа рекомендуется устраивать совместное обсуждение. Оно способствует тому, что дети начинают глубже проникать в содержание произведения и критически относиться к собственному пересказу.

1. Бородич А. М. Методика развития речи детей, М., 1981 г.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — СПб.: Союз, 2006. — 96 с.

4. Гаврилова Т.П. Теоретические основы развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста // Педагогический опыт: теория, методика, практика. — 2015. — № 3. — С. 89-93.

5. Галеева Е.В., Шестакова А.О. Сказка, как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста/Молодежь в науке// Новые аргументы. — 2015. — №2. — С. 152-154.

6. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2004. — 168 с.

7. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. — М.: Педагогика, 1984. — 128 с.

8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы. – М.: «ГНОМ и Д», 2003 – 48 с.

9. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М., «Просвещение», 1982 – 128 с.

Источник

Консультация для воспитателей «Пересказ — действенное средство развития связной речи у дошкольников»

Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи. Правильно организованный пересказ окажет неоценимую помощь в работе над речевыми навыками.

Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. При этом совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по развитию «чувства языка» — внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, способности оценивать правильность высказываний с точки зрения соответствия их языковой норме. Кроме этого, воспитываетв ребенке положительные качества личности: доброту, отзывчивость, толерантность.

Пересказ литературных произведений в детском саду это средство развития речи на основе образца; вид работы детей, суть которого заключается в связном изложении прослушанного текста. Это более легкий вид монологической речи по сравнению с рассказыванием, так как он придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы.

Пересказу необходимо обучать детей только после 5 лет, так как в это время у детей закладываются основы монологической речи. До этого возраста необходимо проводить подготовительные упражнения.

Уже во второй младшей группе педагог учит детей следить за развитием действия в сказке, рассказе; называть и сочувствовать героям произведения. Речевая деятельность детей, связанная с пересказом, выступает первоначально в форме ответов на вопросы, можно также привлекать детей к совместному пересказу с педагогом, побуждая произносить отдельные слова или предложения (при повторном рассказывании воспитателем сказки). Эта работа ведется на занятиях по ознакомлению с художественной литературой.

Дети 5-6 лет при пересказе литературных произведений способны проявить большую, чем младшие дошкольники, самостоятельность и активность. В этом возрасте совершенствуется процесс восприятия и эмоционального освоения художественных произведений. Старшие дошкольники свободнее ориентируются в литературном материале, у них расширяется словарь, усиливается языковое чутье, внимание и интерес к образному слову. Возрастает также роль произвольно-волевых действий – дети прилагают усилия, чтобы лучше запомнить и точнее воспроизвести прочитанное. Дети уже могут использовать собственные, удачно найденные образные выражения, которые лексически и синтаксически близки к языку художественного произведения. Сказки и рассказы, рекомендуемые для пересказа в старшей группе, несколько сложнее по своей структуре, языковому материалу и количеству действующих лиц, чем тексты для средней группы.

В подготовительной к школе группе на занятиях по пересказу закрепляют и совершенствуют речевые умения и навыки, полученные детьми в старшей группе. Дошкольники продолжают учиться излагать мысли связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков, повторений. Совершенствуются умения детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы, определенные художественные средства, характерные для сказок (зачин, повторы). Дети учатся говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения. Повышается самостоятельность детей.

Пересказ не самоцель, а средство речевого развития дошкольников. Поэтому существуют определенные требования к литературному тексту для пересказа,суть которых заключается в следующем:

· доступное, понятное детям содержание;

· простой и грамотный язык с использованием разнообразным языковых средств;

Кроме этого, каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке положительные черты личности (доброту, отзывчивость, толерантность).

Целесообразно для пересказаиспользовать несколько жанров: рассказ и описание, народную и авторскую сказку.Сказки можно выбирать разные: короткие («Лиса и кувшин») и длинные («Гуси-лебеди») – у каждой свои особенности и свои возможности воспитательного воздействия.

Стихотворение не подходит для пересказа – не следует нарушать единство формы и содержания, воспитывать невнимание к поэтической форме. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования. Опыт показывает, что дети стремятся рассказать стихотворный текст наизусть.

Дошкольники хорошо пересказывают литературное произведение, если рассказ их захватывает, вызывает сильные переживания, становится им близким, даже если содержание и не относится к их непосредственному опыту. Следовательно, для пересказа лучше подбирать тексты, связанные с привычными для детей ситуациями, или такие, которые могут активизировать их воображение и повлиять на чувства. При этом работа воображения должна опираться на имеющиеся у дошкольников представления и простейшие понятия.

Детям легче осмыслить рассказ, если он построен таким образом, что между его частями прослеживается логическая связь, одна часть подводит к другой и разъясняет ее, а излишние подробности не мешают понять основное в произведении.

Язык произведений, которые мы читаем и предлагаем для пересказа детям, должен быть для них образцом. Очень хороши в этом смысле произведения Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского. Рассказы Л. Н. Толстого особенно подходят для пересказа еще и потому,что их язык усложняется постепенно: текст рассказов для маленьких значительно проще, предложения короче, чем в таких произведениях, как «Косточка», «Лев и собачка» и др. Можно также использовать произведения В. Осеевой, В. Бианки, М. Пришвина.

Если в тексте, предлагаемом для пересказа, встречаются новые слова, то сначала дети стараются заменить их привычными, знакомыми. Впоследствии они стремятся употреблять новое слово при пересказе и даже гордятся этим.

Очень важно обращать внимание на грамматическую структуру выбираемого для пересказа произведения. Детям дошкольного возраста еще недоступны сложные и длинные предложения, причастные и деепричастные обороты, вводные предложения, сложные метафоры. Таким образом, для пересказа пригодны рассказы в прозе, доступные дошкольнику по содержанию, языку и грамматической структуре.

Очень сложен для детей такой тип речи, как описание. Часто старшие дошкольники начинают пересказ с завязки, опуская разного рода описания. Это объясняется тем, что в памяти детей ярче сохраняется то, что сильнее задело чувства. Это нисколько не противоречит тому, что дети, если в их представлениях есть яркий образ, иногда дополняют свой пересказ описанием, которого может и не быть, например, в сказке. В процессе наблюдений выяснилось, что если у детей есть представление о предмете или явлении, описываемом в рассказе, то они без затруднения и с интересом дают его описание. Если же внимание детей сосредоточено на сюжете, то они пропускают описательные места. Следовательно, для пересказа надо предлагать такие произведения, в которых описания не совпадают с моментом особенно сильного сюжетного напряжения.

В теоретической и методической литературе требования к размеру текстов для пересказа противоречивы. Некоторые исследователи детской речи считают, что важен не размер, а содержание и структура рассказа. Другие предлагают давать детям для пересказа только короткие произведения. При подборе литературных текстов для пересказа следует, прежде всего, учитывать их содержание, доступность, динамичность и эмоциональность. При этом также важно помнить, что размер произведения влияет на восприятие, усвояемость и качество пересказа. Относительно этого параметра произведения, отбираемого для пересказа,необходимо учитывать следующее:

· если пересказ проводился уже в средней группе, то в старшей группе во втором полугодии дети после вторичного прочтения педагогом произведения могут правильно, последовательно и достаточно полно воспроизвести длинный рассказ или сказку без дополнительных вопросов воспитателя;

· в начале работы качество детских пересказов зависит от величины произведения. Как показывает практика, из равноценных по сложности и динамичности произведений более короткие дети пересказывают последовательнее, точнее и полнее, чем длинные.

Таким образом, работа по обучению пересказу должна вестись систематично (примерно 1–2 раза в месяц как часть занятия). Начинать следует с коротких сказок и рассказов, так как их ребенок пересказывает увереннее.

Не следует требовать от детей пересказать произведение сразу после его прочтения. Дошкольников необходимо подготовить к этому виду деятельности.

Построение занятия определяется разнообразием его задач.

Типовая структура занятий по пересказу:

1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.).

· выяснить знания детей по теме произведения;

· обеспечить понимание слов и выражений, которые будут в тексте;

· расширить представления детей о предмете, о котором идет речь в произведении;

· обеспечить эмоциональный настрой детей пред слушанием произведения.

2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.

3. Подготовительная беседа (анализ произведения).

· уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов, последовательности событий,

· привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы,

· активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах).

Все эти задачи решаются в единстве, при последовательном анализе текста по ходу его сюжета.

4. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. При этом уместна установка на пересказ,например: «Вслушивайтесь, как я читаю». Вторичное чтение должно быть более медленным по сравнению с первым.

5. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).

6. Пересказ (3—7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).

7. Анализ пересказов детей (анализируется подробно первый пересказ, остальные – менее подробно; в подготовительной группе к анализу привлекаются сами дети).

Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности, какой является пересказ, должна быть особенно тактичной, допускающей вариативность исполнения.Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется.», «Я советую Сереже.», «А может быть, лучше.»

Приемы обучения детей пересказу.

Приемы, способствующие эффективности восприятияхудожественного произведения:

· рассматривание картин, иллюстраций, предметов, о которых пойдет речь в рассказе;

· лексико-грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа;

· использование загадок, пословиц, потешек, стихов и т. д., способствующих пониманию содержания рассказа;

· наблюдения в природе и окружающей жизни, обращение к личному опыту детей.

Приемы,работы над текстом произведения:

· беседа по произведению (выявляет о чем произведение, главных героев, поступки героев и их оценка, вопросы на анализ языка произведения);

· выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу или сказке;

· выделение из текста фраз к каждой картинке;

· придумывание дополнительной и недостающей картинки к отдельным фрагментам текста;

· частичный пересказ во время беседы (пересказывают особенно трудные части текста, где есть описание, диалоги действующих лиц);

· составление плана произведения (в качестве вспомогательных средств могут использоваться серии сюжетных картинок или подобранные к каждой части текста предметные картинки, а также символы и пиктограммы).

Приемы, способствующие совершенствованию детских пересказов:

· Для достижения связности и плавности пересказов наиболее уместен подсказ слова или фразы воспитателем. На начальных ступенях обучения практикуется совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений, а также отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз). Кстати, и в уверенном пересказе подсказ целесообразен для немедленного исправления грамматической или смысловой ошибки ребенка.

· В тех случаях, когда произведение делится на логические части и достаточно длинно (сказки «Теремок», «На машине» Н. Павловой, применяется пересказ по частям, причем сменой рассказчиков руководит педагог, останавливая ребенка по окончании части и иногда подчеркивая это обстоятельство.

· В старших группах возможны приемы передачи текста от первого лица или лица разных его героев, а также построение пересказа по аналогии с прочитанным, с включением другого героя. Хотелось бы подчеркнуть необходимость особенно тактичного, разумного внедрения этих приемов, бережного отношения к авторскому тексту, особенно классическому, не адаптированному. Учебные синтаксические упражнения детей в переделке прямой и косвенной речи более уместны на дидактических, тренировочных текстах.

· игровые приемы (пересказ, сидя у макета телевизора).

Таким образом, помогая детям овладевать языком художественного текста, педагог выполняет задачи не только обучения, но и воспитания.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

структура какого занятия наиболее схожа со структурой занятия по пересказу. detsad 1152010 1518249442. структура какого занятия наиболее схожа со структурой занятия по пересказу фото. структура какого занятия наиболее схожа со структурой занятия по пересказу-detsad 1152010 1518249442. картинка структура какого занятия наиболее схожа со структурой занятия по пересказу. картинка detsad 1152010 1518249442Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

структура какого занятия наиболее схожа со структурой занятия по пересказу. detsad 1152010 1518284650. структура какого занятия наиболее схожа со структурой занятия по пересказу фото. структура какого занятия наиболее схожа со структурой занятия по пересказу-detsad 1152010 1518284650. картинка структура какого занятия наиболее схожа со структурой занятия по пересказу. картинка detsad 1152010 1518284650Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

структура какого занятия наиболее схожа со структурой занятия по пересказу. detsad 58601 1578167081. структура какого занятия наиболее схожа со структурой занятия по пересказу фото. структура какого занятия наиболее схожа со структурой занятия по пересказу-detsad 58601 1578167081. картинка структура какого занятия наиболее схожа со структурой занятия по пересказу. картинка detsad 58601 1578167081Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.

структура какого занятия наиболее схожа со структурой занятия по пересказу. detsad 152857 1514304882. структура какого занятия наиболее схожа со структурой занятия по пересказу фото. структура какого занятия наиболее схожа со структурой занятия по пересказу-detsad 152857 1514304882. картинка структура какого занятия наиболее схожа со структурой занятия по пересказу. картинка detsad 152857 1514304882Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников» У детской литературы сегодня много «соперников» — мультфильмы, детские телепрограммы, компьютерные игры. В отличие от художественного произведения.

структура какого занятия наиболее схожа со структурой занятия по пересказу. detsad 1152010 1519834750. структура какого занятия наиболее схожа со структурой занятия по пересказу фото. структура какого занятия наиболее схожа со структурой занятия по пересказу-detsad 1152010 1519834750. картинка структура какого занятия наиболее схожа со структурой занятия по пересказу. картинка detsad 1152010 1519834750Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития, с помощью мнемотехники. На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

структура какого занятия наиболее схожа со структурой занятия по пересказу. detsad 242509 1477676511. структура какого занятия наиболее схожа со структурой занятия по пересказу фото. структура какого занятия наиболее схожа со структурой занятия по пересказу-detsad 242509 1477676511. картинка структура какого занятия наиболее схожа со структурой занятия по пересказу. картинка detsad 242509 1477676511Сообщение «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной, монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

структура какого занятия наиболее схожа со структурой занятия по пересказу. detsad 189776 1529747912. структура какого занятия наиболее схожа со структурой занятия по пересказу фото. структура какого занятия наиболее схожа со структурой занятия по пересказу-detsad 189776 1529747912. картинка структура какого занятия наиболее схожа со структурой занятия по пересказу. картинка detsad 189776 1529747912Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

структура какого занятия наиболее схожа со структурой занятия по пересказу. detsad 406504 1514400540. структура какого занятия наиболее схожа со структурой занятия по пересказу фото. структура какого занятия наиболее схожа со структурой занятия по пересказу-detsad 406504 1514400540. картинка структура какого занятия наиболее схожа со структурой занятия по пересказу. картинка detsad 406504 1514400540Взаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игры Между игрой и речью существует двухсторонняя связь. Речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *