структурированный человек это какой человек
Структурное мышление. Как быстрее справляться с повседневными задачами
Что такое структурное мышление
Структурное мышление — это подход к решению задач, который позволяет сгруппировать факты, выявить между ними связи и составить структуру решения проблемы. Представим, что человеческий разум — это комната, от состояния которой зависит способность мыслить. Чтобы мыслить эффективно, необходимо поддерживать в комнате порядок: протереть пыль, избавиться от ненужного и расставить вещи по полочкам, чтобы можно было быстрее их найти. Если «комната» чистая, то ничего не отвлекает от преодоления трудности, а нужные элементы задачи находятся на видном месте — остается только взять их в руки и применить.
Такая организованность мыслительного процесса, когда ясно видно причины и следствия, называется структурным мышлением. Оно позволяет видеть big picture: смотреть на ситуацию в целом, а если нужно — быстро разбить ее на компоненты. Например, разбирая причины предпосылок к какому-либо негативному явлению, его легче предотвратить: из общего выводится частное и разбирается по частям. Постепенная детализация вторичных идей помогает быстрее и надежнее достичь истины.
На тренингах по психологии или личностному росту можно услышать фразу «Разбивайте крупную задачу на несколько мелких, так ее проще решить». Структурное мышление как раз предполагает упрощать сложное и концентрироваться на главном, при этом не забывая обо всех деталях, потому что они могут понадобиться для решения проблемы. Звучит сложно, но на самом деле все дело в регулярных тренировках: если постоянно работать над собой, то вы станете более продуктивным незаметно для самого себя.
Структурируй и властвуй: как работает структурное мышление и почему оно помогает решать даже самые сложные задачи
Развиваете вы бизнес, покупаете квартиру или планируете отдых — любую задачу можно решить быстрее и эффективнее, если мыслить структурно. В рамках Школы Changellenge >> разбираем главные инструменты структурного мышления: пирамиду Минто, дерево решений, гипотезы, фреймворки и правило MECE.
Структурное мышление может пригодиться в разных жизненных ситуациях. Мы для удобства разберем этот подход на примере решения стандартного бизнес-кейса. После того, как вы погрузились в ситуацию и увидели проблему, наступает самый важный этап — структурирование и формирование гипотез о том, как вы будете эту проблему решать. Звучит сложно, но на самом деле всего пара лайфхаков помогут быстро справиться с этой частью работы. Весь процесс структурного мышления можно разделить на две основные части: генерация идей и, собственно, структурирование.
Откуда берутся идеи
Мы предлагаем начинать решение с генерации идей по кейсу. Этот шаг позволит собрать вместе все мысли по задаче, которые вы затем оформите в структуру. Если для генерации идей у вас пока мало вводных, то поищите дополнительную информацию: по отрасли, по компании. Но не тратьте на это слишком много времени: в детали вы сможете углубиться на следующем этапе решения.
Самый распространенный и любимый всеми метод генерации идей — мозговой штурм (или брейнсторм), в ходе которого участники с разным опытом и навыками собираются вместе и делятся идеями о способах решения поставленной задачи. Чтобы сделать брейнсторм эффективным, заранее ознакомьтесь с проблемой и внимательно фиксируйте все высказанные предложения. Используйте флипчарт или доску, чтобы люди могли видеть список выработанных идей. Вовлекайте каждого члена команды и сами тоже не отсиживайтесь. Идеи могут быть самыми странными и глупыми. Главное — никого не критиковать, чтобы не демотивировать участников и не остановить поток мыслей. В какой-то момент из него точно выплывет что-то стоящее.
Как создать структуру
Решая проблему, большинство людей сначала собирает данные, а затем переходит к их анализу. Консультанты отличаются от простых смертных тем, что они в первую очередь строят гипотезы о путях решения проблемы, а потом анализируют их. В основе этого метода лежит принцип пирамиды, разработанный Барбарой Минто, первой женщиной-консультантом McKinsey. Ее идеи до сих пор используются и в консалтинге, и во многих других сферах.
Суть пирамиды проста — вы делите проблему на части. Верхушка — это основной вопрос. Дальше — ряд идей, которые не пересекаются, но, дополняя друг друга, создают весь возможный спектр решений поставленного вопроса. На следующем уровне вы детализируете каждую идею, находите аргументы, и так до самого конца, пока разбивка не приведет вас к конкретным решениям. Рассмотрим упрощенный пример пирамиды Минто. Допустим, главная проблема компании — это падение прибыли. Причина может крыться либо в снижении доходов, либо в росте расходов. Доходы могли упасть из-за изменения цены или объема продаж. Проанализировав каждый фактор, который в конечном итоге влияет на прибыль, компания сможет определить, что именно вызвало ее падение, и решить проблему.
Чтобы качественно структурировать проблему и быть уверенными, что вы ничего не забыли, следуйте правилу MECE: элементы пирамиды должны быть взаимоисключающими (не дублируют друг друга) и совместно исчерпывающими (все вместе они дают полную картину). Второе правило не менее важное: элементы на одном уровне должны быть соразмерны и однородны.
Если вы затрудняетесь с тем, насколько глубоко нужно исследовать проблему, используйте правило пяти «почему» и постарайтесь раскрыть вопрос на пять уровней в глубину.
Существует два подхода к построению «пирамиды»: дерево решений и дерево гипотез. При необходимости их можно комбинировать. Первый способ стоит использовать, если вы не очень хорошо разбираетесь в теме. Он основан на аргументах и утверждениях и отвечает на вопрос «каким образом?». Вы определяете основную проблему и разбиваете ее на более мелкие аспекты до тех пор, пока не будет найдено решение.
Второй подход базируется на предположениях и гипотезах и отвечает на вопрос «почему/зачем?». Его можно применить, если вы отлично владеете темой и можете сходу предположить, как нужно решать проблему. Дальнейшая работа строится на том, чтобы доказать или опровергнуть вашу гипотезу.
Оптимальный вариант — комбинация этих двух способов. На первом этапе постройте дерево решений, рассмотрите проблему с разных сторон, а затем предложите варианты решения каждой составляющей проблемы.
Фреймворки
Если вы только недавно познакомились со структурным мышлением, попробуйте шаблоны, которые часто используют консультанты — так называемые фреймворки. Наиболее популярные из них — это Profititability Framework, Business Situation Framework (Customer, Product, Company, Competition), SPECIALT, 5P (Marketing Mix), Матрица McKinsey, 5 сил Портера, SWOT-анализ и т.д. Все эти инструменты очень просты в использовании и помогают привести мысли в порядок. Так что не поленитесь разобраться в них. И помните: самые успешные консультанты умеют не только применять существующие фреймворки, но и разрабатывать собственные. Подходите к решению любой задачи творчески.
Как сформулировать гипотезу
Все вышесказанное бесполезно, если слово «гипотеза» для вас — пустой звук. Определив проблему, вам нужно сделать несколько предположений о том, в чем ее корень. Это делается в три шага:
Помните: суть не в том, чтобы придумать гипотезу, а в том, чтобы она была качественной. Плохую гипотезу выявить легко: ее нельзя проверить, она слишком очевидна, не поддается количественной оценке, заставляет тратить время попусту.
Подведем итог
Самое сложное в любом деле — начать. Это касается и структурирования. Вместо того, чтобы тратить часы, пытаясь создать идеальную структуру, советуем взять драфтовую версию, которую в дальнейшем можно будет доработать. Возможно, готовый черновик уже существует. Ваши коллеги, знакомые и отраслевые эксперты могли работать над подобной задачей. Пообщайтесь с ними, покопайтесь в интернете и попробуйте найти то, что можно будет взять за основу для вашей дальнейшей работы.
Анализ всего дерева решений может длиться вечно, поэтому советуем вспомнить правило Парето о 20% усилий, которые дают 80% результата. Используйте интуицию, не пренебрегайте прикидками и не бойтесь рисковать: так вы быстро справитесь с основными аспектами, а ваше дерево не превратится в гигантскую секвойю. Во время анализа постоянно возвращайтесь к гипотезам и проверяйте, по-прежнему ли они актуальны. Новые данные, которые вы получите во время работы, могут кардинально изменить исходные предположения. Не тратьте время на маловажные факторы. Всегда думайте о том, зачем вы что-то делаете, и по ходу решения устраняйте незначимые аспекты, чтобы ваше дерево выросло стройным и здоровым.
Подробнее разобрать фреймворки структурного мышления и применить на практике вы сможете на Школе Changellenge >> уже этим летом. Эксперты из Big3, Big4, IB и FMCG научат использовать новые знания на реальных кейсах из индустрий.
Получите карьерную поддержку
Если вы не знаете, с чего начать карьеру, зашли в тупик или считаете, что совершили какие-то ошибки, спросите совета у специалистов. Заполните заявку и консультанты Changellenge >> окажут вам помощь. Это отличный шанс вместе экспертом проработать проблемные вопросы и составить карьерный план.
Подписаться на карьерную рассылку
Подписывайтесь на рассылку и получайте карьерные советы — от выбора индустрии и компании до лайфхаков по самоорганизации и развитию коммуникативных навыков.
Что значит эта терминология по отношению к людям?
наверное это собеседование было на должность менеджера.
когда мы делаем пометки, мы используем только нам понятный способ записей, и обычно это сокращения слов и фраз. скорее всего тот руководитель помечал таким образом о структурированном мышлении. эта характеристика важна для менеджеров. по сути структурированное мышление- это и есть способность быть менеджером. тогда руководитель мог бы, конечно, и не писать, а просто ставить в списке галочки напротив тех кто структурированный) т.е. подходит. может руководитель посещал какие-то модные бизнес тренинги, набрался там терминов, и пишет теперь)
Вопрос конечно щепетильный!
И задают его всегда практически.
Поделюсь с Вами ситуацией, которая была у меня.
Задал мне его мой нынешний работодатель, а так как смена места работы совпала с окончанием университета, то ответ мой был честным на все 100.
«Уволилась, потому что хочу работать по специальности, а у Вас как раз есть такая возможность. У меня есть высшее образование, огромное желание, а у Вас вакансия!»
Работаю до сих пор!
Собеседования проводят менеджеры по персоналу. Они владеют специальными методиками отбора, поэтому точно знают, соответствует или нет человек должности, на которую он собеседуется.
Дело может быть даже не в образовании и опыте работы, а в каких-то личных качествах.
Конечно, можно пробовать собеседоваться в одну и ту же компанию 2, 3, 10 и больше раз, но это не может гарантировать положительного результата. Но бывают и такие случаи, когда человек получает желаемую должность, просто сменив стиль одежды или выучив язык
Структурированное мышление как инструмент принятия решений
Успех деятельности любой компании зависит от тех решений, которые принимает ее руководство, а точнее насколько эти решения будут правильными и эффективными в каждой конкретной ситуации. При этом любой сотрудник организации в процессе своей профессиональной деятельности тоже должен принимать определенные решения, которые в дальнейшем тем или иным образом влияют на общую деятельность компании.
Успешные менеджеры для принятия эффективных решений зачастую используют такой инструмент, как структурированное мышление. Портал Training.com.ua предлагает вниманию своих читателей репортаж с выступления Виктории Коваль «Структурированное мышление», в ходе которого тренер детально рассказала о данном инструменте принятия решений и об его особенностях.
Известный философ Спиноза мышление определял как способ действия мыслящего тела. Существует ряд и других определений данного понятия. В некоторых словарях говорится, что мышление — это процесс обобщенного и опосредованного познания, который состоит в открытии отношений между предметами и явлениями действительности и в их преобразовании. В свою очередь структурированное мышление — это такой навык, который позволяет видеть взаимосвязи на всех уровнях, дает возможность разбивать целое на компоненты, принимать решения, решать проблемы, мыслить лучше, эффективнее, творчески…
По мнению Виктории Коваль, компании Baltic Training Group, структурированное мышление развивает такие навыки, как: определение масштаба проблемы, моделирование, формулирование вопроса, фильтрация и оценка идей, передача информации, выражение ключевой мысли, создание новых идей, аргументация.
Большинство участников мероприятия отметили, что в ходе тренинга «Структурированное решение» они хотели бы понять, что это за инструмент, как и где его использовать и какие результаты можно получить.
Дополнительные ресурсы персонала
Когда мы нанимаем на работу человека, то не рассматриваем его как 100% ресурс, поскольку видим его только со стороны исполнения функциональных обязанностей. При этом мало кто рассматривает и использует такой важный ресурс как мышление. Это тот ресурс, который сотрудники используют для принятия различных решений в той области, в которой они работают.
Если руководство компании знает, что сотрудник инициативный, и активно генерирует новые идеи, то ресурс его мышления стараются активно использовать. В противном случае потенциал работника оказывается задействован только в части выполнения обязанностей согласно должностной инструкции.
Структурированное мышление — это способ, решения конкретной проблемы, конкретным человеком, в конкретной ситуации
По словам Виктории Коваль, чаще всего в проблемах, с которыми человек сталкивается на рабочем месте, он и является наиболее компетентным. Это объясняется тем, что сотрудники обладают наибольшим количеством информации, поэтому могут быстро и качественно реагировать на запросы руководства в отношении решения проблем. При этом, когда работник приходит к своему начальству, важно с помощью прописанных цифр аргументировать, почему он рекомендует принять именно это решение.
Порою человек настолько творчески подходит к решению проблемы, что буквально «влюбляется» в тот метод, который, по его мнению, поможет наиболее эффективно справиться с данной проблемой. Виктория Коваль рассказала о случаях в мировой практике, когда решения принимались только потому, что руководство компаний было в них «влюблены».
Структурировано ли мы думаем?
Виктории Коваль дала определение, что такое структурированное мышление. Это способ, решения конкретной проблемы, конкретным человеком, в конкретной ситуации. Не всегда проблему можно разрешить общими подходами. Порою необходимо точное решение с учетом особенностей конкретной ситуации, которая сложилась.
От того как человек думает, зависит какие решения он может принимать. Поэтому очень важно понимать свои сильные и слабые стороны в умении мыслить. В свою очередь структурированный подход к решению проблемы включает в себя само структурирование, сбор данных, анализ полученной информации, проведение исследования, создание конечного вывода и решения, интерпретацию результатов.
Особенности структурирования
Как отметила Виктория Коваль, структурирование состоит из четырех базовых аспектов:
В свою очередь корректность построения древовидной логической схемы основывается на следующих правилах. При создании данной схемы обязательно должны использоваться как горизонтальные взаимосвязи (то есть все элементы одного уровня должны быть одного и того же вида), так и вертикальные взаимосвязи (убедиться, что обобщение элементов на более высоком уровне сделано верно).
Задача структурированного мышления — решить проблему именно там, где она возникает
При этом элементы должны быть независимы и самодостаточны, не дублировать друг друга (принцип МЕ — взаимное исключение). Также каждый уровень должен включать достаточно полное количество значимых элементов (принцип СЕ — совместное исчерпывание). Следует сказать, что в зависимости от того, какая проблема решается, такой будет и результат. Если проблема сформулирована не верно, то, следовательно, будет решаться не та проблема.
Что такое проблема?
В мировой практике есть разные способы решения проблем. Проблема возникает тогда, когда существует некий разрыв между желаемой ситуацией и настоящей. Например, один из распространенных способов — это метод мозгового штурма, когда мы ищем много идей, которые, возможно, позволят нам сократить или полностью убрать этот разрыв.
Но если в этот момент рассматривается не корень происходящих событий (то, по причине чего происходит то, что происходит; может быть не явным), а следствие (обычно это то, что вынуждает нас принимать меры) — реализация предлагаемых идей может помочь только временно. Выявление и ликвидация именно ключевой проблемы не только устраняет все связанные с ней нежелательные эффекты, но и предотвращает их повторное появление.
Метод структурированного мышления — один из тех, которые с успехом можно применять, чтобы находить ключевую проблему и направлять свои ресурсы на то, чтобы выкорчевать проблему с корнем.
Когда мы рассматриваем настоящую проблему, у нас могут рождаться как известные варианты решения, так и новые. Важно уметь оценивать все находки, что позволяет сделать еще один из инструментов струкьтурированного мышления, который поможет проверить, насколько предлагаемое решение точно соответствует тому результату, который для нас предпочтителен и выбрать наиболее выгодное решение.
Структурированное мышление — это важный инструмент для решения проблем, который должен присутствовать в арсенале любого руководителя
Структурированное мышление предполагает нейтральный, направленный к цели, точный подход в определении и проблемы и способа ее решения.
Структурированное мышление, с одной стороны, исключает эмоциональный фактор принятия решений, которые просто нравятся или «больше подходят», а с другой стороны — предполагает качественное мышление человека.
Структурированное мышление — это важный инструмент для решения проблем, который должен присутствовать в арсенале любого руководителя, поскольку он помогает принимать правильные решения в каждой конкретной ситуации
Hаталья Коренева,
менеджер внешнеэкономической деятельности и поддержки заказчика, компания «Пратт и »
, данный тренинг позволяет сориентироваться среди разных методик, в которых зачастую ставят равно между структурированным и системным мышлением.
, при выборе тренинга я всегда стараюсь собрать максимально полную информацию об его авторе. Викторию Коваль рекомендую, как интересного и всесторонне развитого человека, общение с которым позволить расширить кругозор за счет полезной информации.
Сергей Ярчук,
компания «BMS Group»
Как руководитель я часто сталкиваюсь с тем, что в отечественных компаниях очень мало внимания уделяют структурированному подходу и, соответственно, мышлению. Зачастую в организациях превалируют ситуативные или эмоциональные решения большинства вопросов. Я считаю, что на данный момент тема структурированного мышления достаточно актуальна.
У меня, как у опытного руководителя достаточно развито структурированное мышление, которое я использую в своей работе, но нет предела совершенству. Исходя из этого, на данном этапе мне было бы интересно познакомиться с некоторыми отработанными технологиями принятия решений. Возможно, я не знаю. Благодаря тренингу «Структурированное мышление», действительно можно повысить эффективность работы компании. К сожалению, на сегодняшний день в нашей стране эти технологии структурированного мышления либо не применяются вообще, либо применяются очень редко. Как правило, решаются срочные ситуативные вопросы, вместо того чтобы думать над глобальными проблемами. Это хорошо продемонстрировал кризис. Как только начались сложные времена, и перестали поступать фактически бесплатные деньги, все резко задумались над своими затратами.
Компании начали детально взвешивать свои расходы, и думать над тем, как сберечь своих клиентов. То есть руководство предприятий обратило внимание на те вещи, которые следует планировать заранее при помощи структурных подходов. Если человек не привык это делать и не понимает важности принятых решений, то он может сказать, что тренинг по структурированному мышлению ему не нужен.
СПРАВКА | |
Виктория КовальЧеловек структурированныйК тридцати годам Илья Соколов, директор по маркетингу «Первой макаронной компании» получил два высших образования, выучил три живых и четыре мертвых языка, поработал в трех крупных FMCG-компаниях и двух рекламных агентствах. Недавно он взялся за очередной старт-ап. Илья Соколов нарушил сразу все неписаные законы. За семь лет он сменил несколько крупных производственных компаний, принадлежащих разным отраслям промышленности, с легкостью переходя «на сторону агентства» и обратно. Уйдя из школы, Соколов попал в Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), где его встретили скульптуры в коридорах, музей с античными копиями, двухэтажный читальный зал с большими светлыми окнами и приветливыми библиотекарями. Молодой человек окунулся в новую для себя атмосферу — и пропал на четыре года. «В таком близком по духу окружении я не был ни до, ни после», — признается Соколов. Можно ли уйти от всего этого в мир бизнеса, пусть уже и не столь диковатый, как пять лет назад, но все же весьма и весьма далекий от академической корректности? Соколов не скрывает своих резонов. «Лишь очень немногие выпускники, закончившие университет за год-два до меня, работали по специальности, — говорит Соколов. — Причина проста — не было денег». Поэтому, еще доучиваясь в РГГУ, Соколов поступает во Франко-российскую магистратуру международного менеджмента и в 2000 году оказывается обладателем сразу двух дипломов — по специальностям «структурная лингвистика» и «маркетинг». Как показало будущее, знания по той и другой специальности оказались востребованными — независимо от того, каким дипломом интересовались нанимавшие его на работу кадровики. Родился в 1977 году в Москве. Образование: В 2000 году окончил Российский государственный гуманитарный университет, факультет теоретической и прикладной лингвистики. Опыт работы: 2000–2002 — компания Danone, бренд-менеджер; По словам Соколова, «САН Интербрю» в 2001-2002 годах имела репутацию консервативной компании, «последователя». Эта тактика предполагает анализ результатов запуска новинок, выпущенных лидером, и копирование лучших из них. Теперь решили работать «на опережение». Было необходимо разработать долгосрочный план запуска новых продуктов и упаковок и оценить, как инновации будут помогать в продвижении существующих брендов, в первую очередь «Клинского» и «Сибирской короны». Как раз тогда начиналась масштабная кампания, в которой «Клинское» представляло самые «продвинутые» сорта со всего света. Это соответствовало общему позиционированию бренда, но делало его менее «совковым». Целевая аудитория бренда не могла себе позволить покупать дорогое импортное пиво, но интересовалась тем, что пьют в других странах. В результате, в 2002 году была запущена линейка «национальных» продуктов под зонтичным брендом «Клинское» — японское («Samurai»), ирландское («REDкое»), позже мексиканское («Ар-рива»). Как выбрать страны, сорта и вкусы? Прежде чем запускать продукты, нужно создать идею. «Это была интересная работа, — снова загорается Соколов. — Мы собрали 70 образцов пива из разных стран и провели масштабные холл-тесты. В результате получился рейтинг продуктов, актуальных для российского рынка. Появились приоритеты (они отличались от мировых) по вкусам продуктов, последовательности выпуска, брендам, под которыми они будут запускаться. По сути, удалось разработать стратегический план по развитию инноваций на пять лет или больше — в 2006 году встала на полки очередная версия «Клинского» — «Чайна Таун». Соколов называет такую «идею с продолжением» своим достижением. «Российский маркетинг грешит непоследовательностью, — считает Соколов. — Каждый новый бренд-менеджер устраивает репозиционирование, ребрендинг, но эта работа доказала, что можно быть последовательным и в такой непостоянной сфере, как инновации». Новая платформа сыграла для «Клинского» важнейшую роль — в течение двух-трех лет коммуникации бренда, его развитие строились главным образом на инновациях, а доля новых продуктов в продажах бренда составляла 35%. Однако через год Соколов уходит из «САН Интербрю». Причина та же — скучно. План сделан, теперь в течение нескольких лет его предстояло реализовывать, то есть иметь дело со стандартными бизнес-процедурами. «В «САН Интербрю» я не почувствовал той командной сплоченности, которая была в Danone», — признается Соколов. Была и еще одна причина — в компании любили свой продукт. «Я не большой фанат пива и не могу столько пить, — восклицает Соколов. — Например, во время ежемесячных поездок в Бельгию считалось нормальным выпить за бизнес-ланчем 3–4 кружки пива. Кофе-брейк — снова с пивом. И понятно, что, работая с новыми сортами пива, надо их пробовать и самому». Впрочем, корпоративная культура — это частности. Выбирая новое место работы, Соколов ориентировался не столько на компанию, сколько на род деятельности, и принял неординарное решение — уйти в рекламное агентство. «Там все время имеешь дело с новыми проектами, а это как раз то, что надо, — говорит Илья. — К этому моменту я уже понял, что именно в этом моя стихия». >> первая макаронная компания Год основания: 2005 Основные активы: «Экстра М» (Москва), «1-ая Петербургская макаронная фабрика», «САОМИ» (Смоленск) Доля рынка фасованных макаронных изделий в 2006 году: 17% Прогнозируемая доля рынка в 2007 году: 30% по ту сторону баррикад Сейчас он с увлечением рассказывает об истории основанных в XIX веке макаронных фабрик, принадлежащих компании.
|