Subscriptions что это за подписка
Руководство по Apple Subscriptions Notifications для iOS. Так ли они хороши на самом деле?
Итак, у вас есть приложение с автоматическими возобновляемыми подписками. Оно прекрасно работает, пользователи безудержно оформляют премиум подписки и пишут хвалебные отзывы. Красота!
Всем привет, меня зовут Денис, я руководитель проекта Apphud – сервиса аналитики авто-возобновляемых подписок для приложений на iOS.
Вам, как руководителю проекта, жизненно необходимо быть в курсе ключевых метрик продукта. Одной из самых важных является Life time value (LTV) – средний доход с каждого пользователя за все время пользования приложением. Но как его вычислить в случае с авто-возобновляемыми подписками на iOS? Как отследить момент продления, отмены, возобновления подписки пользователем?
До недавних пор (а именно до 2017 года) единственным способом это сделать был так называемый Subscriptions Status Polling. В любой момент времени вы можете получить информацию о состоянии подписки, отправив нужный чек (receipt) на URL: https://buy.itunes.apple.com/verifyReceipt. Получив ее, вы можете просмотреть основные сведения о подписки, в том числе дату ее окончания. Правда ее стоимость вы все равно никак не получите.
Чтобы реализовать Status Polling вы должны:
Это сложно. Но в 2017 году Apple, казалось бы, решает эту проблему. На WWDC под овации аудитории они представляют Apple Subscriptions Status Update Notifications.
Что такое Subscriptions Notifications?
Apple Subscriptions Status Update Notifications это механизм отправки webhook-ов на ваш сервер от Apple, когда происходят события, относящиеся к авто-возобновляемым подпискам. Чтобы их включить, нужно предварительно настроить ваш сервер на их прием: сервер должен поддерживать протокол App Transport Security (обычно все работает по умолчанию). После этого нужно перейти в App Store Connect и в секции “App Store” настроек вашего приложения вставить ссылку, по которой Apple будет слать POST-запрос всякий раз, когда будет происходить событие:
Заметьте, что Apple рекомендует использовать Subscriptions Notifications вкупе со Status Polling. Нехороший знак…
Готово! Теперь вы должны получать уведомления всякий раз, когда, например, происходит оформление, продление или отмена подписки.
Разновидности уведомлений
Apple отправляет 6 видов уведомлений, происходящих при различных событиях. Разберем каждый из них.
INITIAL_BUY
Apple отсылает это уведомление, когда пользователь впервые оформляет подписку в какой-то группе подписок.
Подробнее о группах подписок вы можете почитать в нашей статье.
CANCEL
Это событие отправляется в тот момент, когда пользователь пользователь отменяет подписку через поддержку Apple Care и возвращает деньги за покупку. Подчеркнем, здесь идет речь не об обычной отмене подписки через настройки iOS.
Событие CANCEL не отправляется при обычной отмене подписки через настройки iOS.
DID_CHANGE_RENEWAL_STATUS
Это событие было добавлено недавно. Оно отправляется, когда пользователь отключает или (заново) включает возобновление подписки через настройки iOS, приложение App Store или службу поддержки Apple:
RENEWAL
Первое, что приходит в голову, когда вы видите название этого события: Apple отправляет его при автоматическом продлении подписки. Как бы не так!
Событие RENEWAL отправляется, когда:
подписка пользователя была отменена автоматически из-за проблем с банковской картой пользователя…
Cобытие RENEWAL не отправляется в случае обычного продления подписки. Вместо этого Apple предлагает проверять чек подписки через /VerifyReceipt перед и после ожидаемым продлением и анализировать полученное значение expiration_date
INTERACTIVE_RENEWAL
Это событие отправляется, если:
Пользователь отменил подписку и через некоторое время после этого…
Новая подписка (которая указана в пункте 2) может отличаться от подписки из пункта 1, но они обе должны принадлежать одной группе покупок. Например, пользователь может отменить подписку на тарифный план Bronze и через некоторое время возобновить подписку, выбрав план Gold. В этом случае Apple отправит на ваш сервер событие INTERACTIVE_RENEWAL (при условии, что подписки Bronze и Gold принадлежат одной группе покупок). Более подробно о группах подписок вы можете прочитать здесь.
DID_CHANGE_RENEWAL_PREF
DID_CHANGE_RENEWAL_PREF отправляется, когда пользователь переходит с одной подписки на другую в пределах одной группы покупок:
Что в итоге?
Apple предлагает целых 6 событий, но ни одно из них отправляется при автоматическом продлении подписки в обычном режиме. Почему они так сделали? Неясно. Дополнительно вводят в заблуждение названия этих событий.
В таблице ниже приведена сводная информация о событиях.
Как использовать Apple Subscriptions Notifications?
Из-за того, что самое важное событие, которое нужно для расчета LTV – продление подписки в обычном режиме, – не присылается, вам все-таки придется использовать Status Polling. Существует вероятность, что Apple добавит это событие в ближайшее время, но, даже если это и произойдет, без собственного сервера вам все равно не обойтись. Этот сервер выступит “прослойкой” между Apple и другой системой аналитики (например, Amplitude, Flurry или Mixpanel). Получая события и проверяя чеки, вы будете отсылать в нее данные о продлениях, отменах и возвратах.
Однажды мы столкнулись с этой проблемой и решили разработать сервис, который бы решил эти проблемы. Так родилась идея сервиса, над которым мы сейчас работаем – сервиса аналитики подписок для iOS, который заполняет брешь в отправке событий со стороны Apple.
Заключение
Apple Subscriptions Notifications не так хороши как кажется, потому что только с помощью них нельзя решить основную задачу: узнать, сколько денег вам приносит один пользователь. Возможно, Apple упростит жизнь разработчикам в будущем, но одно можно сказать наверняка: текущая реализация Subscriptions Notifications крайне неочевидна и похожа на костыли.
Где найти и как отключить платные подписки на сервисы?
Кирилл Сергеев
Модель работы сервисов и приложений по подписке – штука для широкой аудитории относительно новая, и ко мне часто обращаются знакомые с просьбой показать, как отключить списания за ту или иную подписку. Иногда даже становится неприятно от подобных способов монетизации: человек скачал условный фоторедактор, согласился на бесплатный триальный период, но то ли по невнимательности, то ли из-за расплывчатых формулировок, а может, и по небольшой глупости не понял принципа работы, думая, что приложение еще дополнительно поинтересуется, снимать деньги или нет. Вспоминает этот человек о подписке в тот момент, когда ему приходит SMS от банка о списании нескольких сотен рублей. “Ладно, – чаще всего думает он, – наверное, я сам дурак и что-то неправильно понял, пойду поищу, где эти списания отключить”. И хорошо, если находит, ведь процесс отключения подписки может быть не так очевиден, как кажется на первый взгляд.
Идею для написания этого материала мне подали сразу два события. Во-первых, я решил навести порядок в своих подписках, так как понял, что как-то много я на них трачусь. Во-вторых, в сети появилась новость о том, что одна из крупнейших платежных систем MasterCard планирует изменить подход к безакцептным списаниям со своих карт. Компания отметила, что идет на такой шаг из-за участившихся жалоб клиентов на автоматические списания. Теперь продавцов обяжут получать дополнительное согласие от клиентов, а также давать подробные инструкции, как отменить подписку перед окончанием бесплатного периода. Более того, продавец, даже получив ваше согласие один раз, будет обязан после каждого списания вместе с квитанцией присылать инструкции по отключению на случай, если подписчик этого захочет. Пока непонятно, как это будет работать, но за такое стремление MasterCard можно только похвалить.
А пока ни MasterCard, ни его коллеги по рынку новшество не внедрили, давайте рассмотрим на конкретных примерах, где и как найти платные подписки, чтобы их отключить. Отмечу, что все сервисы перечислить физически довольно тяжело, поэтому я постараюсь рассмотреть принципы такого поиска, а вы уже по аналогии сможете разобраться если не со всеми, то с 99% сервисов. Приступим!
Подписки в приложениях из App Store и Google Play
Среди моих знакомых наиболее часто встречаются жалобы именно на подписки внутри приложений, как раз связанные с бесплатным пробным периодом. Искать их необходимо в соответствующем магазине приложений: для Android-аппаратов это Google Play, для iOS-устройств – App Store.
Самый очевидный путь как раз на Android:
Google Play – Боковое меню – Мои подписки
Здесь мы можем как отменить подписку, так и изменить способ оплаты, если это требуется.
На iOS путь немного сложнее, но тоже в целом на поверхности (сужу по тому, что знакомые с iOS обращаются чаще, чем с Android):
App Store – Ваша аватарка в правом верхнем углу – Управлять подписками
Помимо отмены подписки, здесь можно изменить ее тип, например, сменить семейную подписку на индивидуальную, годовую или студенческую.
Важно отметить, что таким способом мы можем отменять или редактировать только те подписки, которые были активированы с помощью In-App инструментов App Store или Google Play, а не собственных инструментов разработчика.
Прямые подписки на приложения или сервисы
Если вы совершили подписку не через In-App инструменты, а, например, на сайте того или иного сервиса или приложения, то и искать ее стоит там же – на официальном сайте в личном кабинете или в настройках официального приложения.
Возьмем, к примеру, подписку YouTube Premium: отмена или смена параметров подписки осуществляется в настройках аккаунта.
Аналогично можно поступить и с подпиской Яндекс Плюс (включающей Яндекс Музыку), хотя кнопку управления подпиской здесь пришлось поискать.
Платные сервисы внутри системы (экосистемы)
Есть еще один вид подписок – дополнительные функции операционной системы или оболочки (экосистемы), например, дополнительное место в iCloud, Samsung Cloud и т.п. Управление ими осуществляется в соответствующем меню настроек, как правило, в настройках фирменного аккаунта, под которым работает ваш смартфон. Под рукой у меня в данный момент только iPhone и Meizu, в оболочке которого нет никаких платных функций, поэтому рассмотрим только пример с iOS.
В iOS вне приложений и сторонних сервисов за деньги предлагается только дополнительное место в iCloud, управление которым осуществляется по пути:
Настройки – Аккаунт (первая строчка настроек с вашими данными) – iCloud – Управление хранилищем – Сменить план хранилища.
Здесь мы можем изменить объем своего облачного хранилища или вовсе отказаться от платного места, оставив бесплатные 5 ГБ.
Отключение подписок через поддержку
Выше мы с вами рассмотрели примеры, где можно отменить подписку самостоятельно, пусть и немного поискав заветную кнопку. Но есть и такие сервисы, где разработчики эту возможность не предусмотрели. Ярчайший пример – компания Adobe. Подписаться на её Creative Cloud – раз плюнуть, а вот найти потом кнопку отмены подписки нельзя – ее просто нет. Как ни крути, придется обращаться в техническую поддержку. Если не верите, можете убедиться по ссылке.
В общем, если кнопки отмены подписки найти не удается, то ищите, как обратиться в техподдержку, там вам наверняка помогут.
Отключение подписок через банк
Этот пункт пригодится на тот случай, если подписку не удается отключить ни самостоятельно, ни с помощью технической поддержки, либо когда вы не можете вспомнить, “откуда ноги растут”, и понять, откуда идут те или иные списания.
Единственный способ решить этот вопрос через банк – заблокировать и перевыпустить вашу пластиковую карту. В этом случае старые реквизиты будут заблокированы, и ни один сервис больше не сможет делать безакцептные списания с вашего счета. Кардинально, да, но зато эффективно.
Заключение
Не все сервисы одинаково полезны, равно как и не все сервисы абсолютно бесхитростны к вашему кошельку. Будьте внимательны, читайте все, что написано, и не позволяйте недобросовестным или просто хитрым разработчикам лезть к вам карман. А ликбез для этого я вам провел.
Как Мегафон спалился на мобильных подписках
Обсуждение операторов сотовой связи в Телеграм tg.guru/opsosru
Уже давно как не смешные анекдоты ходят истории о платных мобильных подписках на IoT устройствах.
С Пикабу
Всем понятно, что без действий сотовых операторов эти подписки не обходятся.
Но операторы сотовой связи упорно утверждают, что это абоненты лохи:
оригинал
За много лет я ни разу не подхватывал эту заразу и, даже думал, что люди так попадают из-за своей компьютерной безграмотности. Но я ошибался…
Недавно, расшарив интернет с Мегафона, я сидел и тихо работал за компом до тех пор, пока при переходе по очередной ссылке в гугле не произошёл редирект
и мне открылось вот такое окно
Разумеется, меня одолел профессиональный интерес.
Я сразу понял, что это оно! То самое, о чём так часто пишут и меня сейчас попытаются развести на деньги.
Но в нём ничего не сказано о платных подписках…
Так как у меня на счету этого телефона 0 рублей и нет всяких «Кредитов доверия», то я нажал кнопку «Продолжить».
Произошёл редирект на другую страницу. Оформление очень схожее с первой
Обычный человек не заострит на этом внимание и подумает, что содержимое осталось такое же.
Но серый, еле заметный текст совершенно другой:
Нажатием на кнопку «Продолжить» Вы подтверждаете своё согласие с подключением подписки vsewap.ru и Условиями предоставления подписки. Стоимость подписки 35.0 руб. с учетом НДС за 1 день. Оплата производится с основного счета. Услуга предоставляется Контент-провайдером ООО Информпартнер.
Продолжаю эксперимент и жму «Продолжить». И прилетает SMS…
подписка оформлена! Разумеется, что я сразу её отключил.
Как большинство думает в таких случаях, что у меня, наверняка, вирус на компе и он меня редиректнул на сайт контент-провайдера.
Но в данном случае делает редирект именно Мегафон по той же технологии которая Вас редиректит в случае каких либо ограничениях интернета либо применяется wap-click. К сожалению более точно сказать не могу.
С такими редиректами сталкиваются и корпоративные пользователи:
Ищу место откуда растут «ноги»:
Проверяю кому принадлежит домен, сайт на котором меня хочет «развести»:
Как неожиданно! Домен принадлежит Мегафону!
И такое совпадение, что ip вэб-сервера тоже принадлежит Мегафону
Можно предположить, что кто-то из клиентов Мегафона занимается мошенничеством и просто подставляет честного оператора.
Поверяем сайт, который позволяет управлять подписками всех известных Мегафону контент-провайдеров moy-m-portal.ru
whois moy-m-portal.ru
% By submitting a query to RIPN’s Whois Service
% you agree to abide by the following terms of use:
% www.ripn.net/about/servpol.html#3.2 (in Russian)
% www.ripn.net/about/en/servpol.html#3.2 (in English).
domain: MOY-M-PORTAL.RU
nserver: ns1.misp.ru.
nserver: ns2.misp.ru.
state: REGISTERED, DELEGATED, VERIFIED
org: North-West Branch of PJSC «MegaFon»
registrar: RU-CENTER-RU
admin-contact: www.nic.ru/whois
created: 2016-04-07T15:00:38Z
paid-till: 2020-04-07T15:00:38Z
free-date: 2020-05-08
source: TCI
Last updated on 2019-04-18T11:31:32Z
Name: moy-m-portal.ru
Address: 31.173.34.227
Name: moy-m-portal.ru
Address: 31.173.34.226
Предположим, что оператор использует балансировщик класса Citrix Netscaler, который, например, подставляет ID абонента для его идентификации.
Смотрим какие ещё домены были замечены на этих адресах:
Что-то слишком жидко для дорогущего оборудования…
Большинство зарегистрировано в марте 2019 («created: 2019-03-20»)
Заходя на любой из них, Google Chrome сообщает, что у Вас могут украсть деньги:
То есть все домены, принадлежащие Мегафону, замечены в мошеннических действиях с платными подписками!
А мы хорошо помним, что по Российскому праву (ситуация с создателем Kate Mobile) ответственность за действия, произведённые с конкретного ip несёт владелец IP. А тут ещё совпадает и владелец домена…
Я решил посмотреть на сайты, на которые подписывает Мегафон (из списка, размещённого здесь: moy-m-portal.ru ). Конечно не все, а с благословения великого Рандома.
zvoook.com
Creation Date: 2019-02-18T07:32:00Z
Registrant Name: Protection of Private Person
Registrar: Registrar of domain names REG.RU LLC
yottupe.com
Creation Date: 2019-04-08T17:47:46Z
Registrant Name: Protection of Private Person
registrar: REGRU-RU
futod.space
Creation Date: 2019-03-26T23:01:18.0Z
Registrant Organization: Privacy Protection
registrar: REGRU-RU
vkusnopoedim.com
Creation Date: 2019-03-21T11:52:58Z
Registrar: Registrar of domain names REG.RU LLC
Registrant Name: Protection of Private Person
zavcev.com
Creation Date: 2019-02-18T10:33:48Z
Registrar: Registrar of domain names REG.RU LLC
Registrant Name: Protection of Private Person
MUSICA-YONTUBE.COM
Creation Date: 2019-03-11T12:41:40Z
Registrar: REGISTRAR OF DOMAIN NAMES REG.RU LLC
files-zilla.com
Creation Date: 2019-02-18T10:33:14Z
Registrar: Registrar of domain names REG.RU LLC
Registrant Name: Protection of Private Person
Стоимость доступа по подписке составляет 35 рублей с НДС в сутки для абонентов ПАО «МегаФон; по разовой оплате — 150 рублей (включая НДС) за 30 дней для абонентов ПАО «МегаФон»; Продление доступа по подписке происходит автоматически. Для отказа от предоставления Подписки на услугу отправьте SMS-сообщение со словом СТОП 113 на номер 5151 для абонентов ПАО «МегаФон». Cообщение бесплатно в домашнем регионе. Служба технической поддержки ООО «Информпартнер»: 8 800 500-25-43 (звонок бесплатный), e-mail: helpdesk@informpartner.com
Ну не может быть, что сотни сайтов созданы только ради абонентов Мегафона! А если клиент Билайна захочет получить этот контент.
Слишком много совпадений…
В последнее время если абонент жалуется в тех.поддержу из-за того, что у него списали деньги за левую подписку, то ему эти деньги возвращают.
Так вот если бы деньги перечислялись левым контент-провайдерам, то сотовый оператор не стал бы из своего кармана отдавать абоненту деньги! Мегафон боится, что если начнутся массовые жалобы в правоохранительные органы, то рано или поздно такие действия квалифицируют по 159 УК РФ. И никакого ООО «Инфопартнёра» в этой цепочке не будет! Дешевле заткнуть возмущённых в самом начале.
Установка всяких защит от подписок на Мегафоне — не помогает
В
В комментариях так же подтвердили, что Мегафон кладёт болт на запреты.
Таким образом Мегафон даже не пытается скрыть, что это они обманом подписывают абонентов на дорогущий говно-контент…
Подпишут 200 000 человек на рассылку в 35 рублей. 100 000 возмутятся и они им вернут деньги на счёт. С остальных 3,5 ляма в сутки в бюджет компании…
В данном случае я изучил поведение одного оператора связи — Megafon. Но, судя по отзывам, таким промышляют все операторы РФ (кроме YotaRussia ).
Зайдя на сайт специализированного хостинга для таких сайтов мы увидим в партнёрах тех, кого мы знаем и «любим»
Name: zvoook.com
Address: 78.140.175.32
Name: zvoook.com
Address: 78.140.175.19
19.175.140.78.in-addr.arpa name = webwap.org.
Получается, что это организованное преступное сообщество, занимающееся мошенничеством в особо крупных масштабах?
Как отключить «Subscriptions» на Мегафоне
Один из лидеров рынка операторов сотовой сети РФ — компания Мегафон, предоставляет своим клиентам доступ ко множеству тарифов и сопутствующим им услугам, среди которых есть сервис мобильных подписок, так называемый subscriptions. Что это в Мегафоне за услуга мало кому известно. Эта опция является в некотором роде предметом спора между оператором сети и ее пользователями, потому что некоторые из подписок вызывают определенные проблемы при попытке отключится.
Компании сотовой связи зачастую навязывают дополнительные сервисы – платные рассылки и услуги. Одни из которых могут входить в тарифный план, вторые изначально быть бесплатными, но потом стать платными. Это происходит из-за невнимательности некоторых абонентов и недобросовестности операторов сети.
Для начала необходимо заказать детализацию расходов за последний период (это можно сделать с помощью Личного кабинета, салона связи, электронной почты, курьера или
USSD-команды *512#). Если вдруг там указано, что с номера систематично снимаются не понятно за какие услуги или подписки деньги, необходимо в кротчайшие сроки отказаться от ненужных подключений. Это поможет сохранить баланс мобильного.
Отключение subscriptions в Личном кабинете
Внимание! Стоимость деактивации некоторых рассылок может быть платной, не все их можно отключить бесплатно. «Сервис-гида» также позволяет отключить subscriptions, сменить тарифный план и активировать понравившиеся услуги. Для этого необходимо скачать данное приложение на свой мобильный или планшет. Либо воспользоваться меню управления счетом и услугами с помощью комбинации *105# и вызов.
Отключение subscriptions с помощью СМС
Отключение от всех нежелательных платных услуг можно произвести с помощью всего одного SMS-сообщения. Для этого вводим текст «СТОП» и отправляем на сервисный номер 5051. Далее поступит ответное сообщение с инструкцией, следуя которой пользователь может отказаться от всех ненужных услуг оператора.
Отключение subscriptions с помощью ussd-команд
Абсолютно каждая услуга, за которую списываются деньги с баланса мобильного, имеет свою ussd-команду как для подключения, так и для отключения. Когда пользователь точно знает, что именно ему нужно отключить, то может сразу отправить запрос на деактивацию.
Отключение платных сервисов через меню
В каждом мобильном с симкой Мегафон есть ярлык «Мегафон ПРО». Находим его и заходим, далее выбираем раздел «Подписки». Для отказа от subscriptions нужно отправить бесплатное смс с командой «Список» либо «List» на сервисный номер, с которого поступают SMS-новости. После этого все подписки отключаются. Когда в меню сотового телефона отсутствует ярлык «Мегафон ПРО», нужно обратиться в сервисный отдел мобильного оператора для замены сим-карты.
Салон связи Мегафона
Когда нет возможности и желания отправлять запросы и СМС, абонент не знает, как отключить услугу, надежнее всего будет обратиться в салон связи оператора, где сотрудники компании отключат на номере все ненужные подписки.
Внимание! Для обращения в отдел мобильной связи и деактивации некоторых функций, необходимо предоставить свои паспортные данные. Мегафон может отправлять некоторые рекламные СМС-рассылки, которые содержат следующее: «Если вы до такого-то времени не откажитесь от предложенной услуги, она будет подписана на ваш номер за такую-то абонентскую плату», то есть — станет, так называемой subscriptions.