судьба человека шолохов в каком классе проходят

Урок литературы по произведению М.Шолохова «Судьба человека»

судьба человека шолохов в каком классе проходят. 20210413 vu tg sbscrb2. судьба человека шолохов в каком классе проходят фото. судьба человека шолохов в каком классе проходят-20210413 vu tg sbscrb2. картинка судьба человека шолохов в каком классе проходят. картинка 20210413 vu tg sbscrb2

судьба человека шолохов в каком классе проходят. phpjvSNZa 1488464666674. судьба человека шолохов в каком классе проходят фото. судьба человека шолохов в каком классе проходят-phpjvSNZa 1488464666674. картинка судьба человека шолохов в каком классе проходят. картинка phpjvSNZa 1488464666674

Содержимое разработки

Урок внеклассного чтения в 7 классе. Тема детства в рассказе М.Шолохова «Судьба человека»

Цели:1Познакомить учащихся с фрагментом рассказа М.Шолохова «Судьба человека»;

2.Обсудить проблемы особой уязвимости детей в ситуациях вооруженных конфликтов и необходимости гуманного отношения к ним; 3.Обратить внимание на эмоционально-смысловую нагрузку, которую несет образ главного героя фрагмента из рассказа М.Шолохова «Судьба человека»; 4. Развивать умение комплексно анализировать художественный образ; 5.Продолжить знакомство с художественным приемом «рассказ в рассказе»

…не бывает совсем не пострадавших от войны…

(из стихотворения Н.Стручковой)

Тема нашего сегодняшнего урока- «Тема детства в рассказе М.Шолохова «Судьба человека».

IV. Да, мы сегодня будем говорить о проблеме особой уязвимости детей в ситуациях вооруженных конфликтов, когда мирные люди беззащитны и уязвимы, хотя не участвуют в военных действиях. Детям особенно необходимы внимание и забота. В ситуации вооруженного конфликта они страдают, переживают, испытывают тяжелые последствия наравне со взрослыми. Соображениями гуманности продиктовано уменьшение страданий детей во время войны.

-Как вы понимаете значение слова «уязвимый»? (Слабый.Открытый, незащищенный, неспособный к сопротивлению, доступный, восприимчивый к резким словам, ранимый.)

-Сегодня мы будем говорить о проблеме маленького Ванюши в рассказе М.Шолохова «Судьба человека», чьё детство пришлось на военные годы. Что довелось ему пережить? Можно ли облегчить его страдания?

Ученик: «Из истории создания рассказа».

В новогодние дни-31 декабря 1956 года и 1 января 1957 года в «Правде» был опубликован рассказ «Судьба человека», в котором главным героем стал прошедший плен советский солдат. Этот рассказ М.Шолохов посвятил Евгении Григорьевне Левицкой. Она была из семейного рода революционеров. Работала в издательстве «Московский рабочий» и сразу увидела в молодом Шолохове (он тогда только начинал писать) блистательный талант художника слова и темпераментного борца за правду, независимого в суждениях.

Учитель: Рассказ появился в 1956 году. Это довольно редкое явление в истории литературы, когда небольшой рассказ становился событием. Это произведение принято читать эпопеей.

-Что такое «эпопея»? (Повествование, в котором отражен критический момент в жизни страны, судьбе народа.)

Переходим к обмену впечатлениями.

-Что запомнилось? Что взволновало? Что поразило? Что показалось страшными невероятным?

-Кого бы вы назвали главным действующим лицом в рассказе? (А.Соколов, конечно же, остается главным героем всего рассказа, однако, в этом эпизоде на первый план выступает Ванюша, и нам важно понять, какую роль в этом отрывке играет образ Ванюшки.)

-Как вы думаете, какая основная черта подмечена во внешнем облике мальчика? (Маленький оборвыш: личико всё в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазёнки, как звёздочки ночью после дождя.)

-Как вы понимаете значение выражения «грязный, как прах»?

Учитель: Во внешнем облике мальчика подчеркивается трепетность, уязвимость ребёнка: « мелкая птаха,… как свиристель,… как воробей под застрехой…».

VI. Учитель: В конце 50-х-начале 60-х годов творчество М.Шолохова привлекло пристальное внимание кинематографистов. Особый зрительский успех выпал на долю фильма «Судьба человека» (1959 год), получивший главный приз Московского международного кинофестиваля, Ленинскую премию и совершившего триумфальное шествие по экранам многих стран мира. Этот фильм был режиссёрским дебютом С.Бондарчука, который сыграл в нем главную роль.

VII.Давайте посмотрим отрывок из этого фильма.

-Что вы узнали о Ванюшке из его реплик?

-Что довелось пережить ему к моменту встречи с А.Соколовым? (Мальчик остаётся круглым сиротой: во время бомбёжки поезда погибла его мать, не вернулся с фронта его отец; у него нет дома, он голодает.Мальчик слабый, открытый, незащищенный.)

-Что ещё мы можем узнать о Ване по тому, как он отвечает на вопросы?(На вопросы отвечает автоматически, видимо, ребёнок не первый раз отвечает на подобные вопросы, слова «не знаю», «не помню», «где придётся» усиливают ощущение тяжести того, что перенёс этот мальчик, как ему было плохо и тяжело.)

-Как вы думаете, почему Ванюшка так стремительно и безоглядно поверил в то, что его нашёл отец? (Этот ребёнок истосковался по теплу и заботе.Ему было очень плохо, одиноко, и в нём жила надежда найти своих родных.)

2) в машине А.Соколова в момент решающего объяснения;

3) в доме, где жил А.Соколов, оставшись один на попечение хозяйки;

4) в момент вечернего разговора.

(Обратить внимание детей на глаголы при описании действия.)

-Какую ведущую черту в образе Ванюшки подчёркивает его внешность, переживания, речь, поступки? ( Беззащитность, незащищенность, ранимость и т.д.)

-Чьими глазами мы первый раз видим Ванюшку?

-Что более всего тревожит Андрея, не даёт ему спать, хотя война закончилась? (…Похоронил я в чужой, немецкой земле последнюю свою радость и надежду и будто что-то во мне оборвалось.Приехал я в свою часть сам не свой.)

-Почему он решает взять 2нового сынишку»? Чем так «полюбился» мальчик А.Соколову? (Человек не может и не должен быть в мире один, «будто травинка под ветром», «как свиристель», жизнь должна иметь смысл.)

-Как долго длилось знакомство мальчика и Андрея Соколова до решающего момента? (3дня, на четвёртый день произошло решающее событие)

-Найдите в тексте момент, когда вы с уверенностью можете сказать. Что Андрей Соколов принял решение усыновить мальчика.

-В чём проявляется забота Андрея Соколова о мальчике?

(Внимателен к состоянию мальчика, «от моего окрика вздрогнул», «уже научился вздыхать», «то щебечет, а то что-то примолчался».Повел в парикмахерскую, постриг, а дома сам искупал в корыте, завернул в чистую простыню, осторожно положил его на кровать; бегом по магазинам-купил ему штанишки, рубашонку, сандалии и картуз из мочалки; спать я лёг вместе с ним ночью вставал четыре раза; зажжёшь спичку и любуешься на него.)

-Почему А.Соколов «первый раз за долгое время уснул спокойно»?

-Изменился ли герой после усыновления Ванюшки? Возродился ли он?

-Кто ещё из героев отрывка показывает особую уязвимость Ванюшки? (Хозяйка дома, где жил А.Соколов.)

-Почему слова Вани «Тётя, зачем же вы плачете? Папа наёл меня возле чайной, тут всем радоваться надо, а вы плачете?» не успокоили плачущую хозяйку?

-Как вы думаете, почему М.Шолохов дал мальчику имя Иван?

«Символический русский Иван-это вот что: человек, одетый в серую шинель, который, не задумываясь, отдавал последний кусок хлеба и фронтовые 30 граммов сахару осиротевшему в грозные дни войны ребёнку, человек, который своим телом самоотверженно прикрывал товарища, спасая его от неминучей гибели, человек, который, стиснув зубы, переносил и переносит все лишения и невзгоды.»

-Перечитаем строчки: «Вот уже когда Ванюшка мой подрастёт и придётся определять его в школу, тогда, может, и я угомонюсь, осяду на одном месте. А сейчас пока шагаем с ним по русской земле. – Тяжело ему идти,- сказал я.

-Как называется такой композиционный приём? (Рассказ в рассказе) Учитель: Повествованиев отрывке начинается с продолжения рассказа главного героя Андрея Соколова, а завершается размышлением основного рассказчика. (Зачитать из текста стр.44)

-К чему призывает рассказ?(Долг любого из нас – замечать страдания людей, стремиться помочь им.М.Шолохов показывает ужас войны; детей, которые остаются сиротами…)

Учитель: Детство-это то время, к которому не раз мысленно возвращается повзрослевший человек. С этим периодом жизни у каждогосвязаны свои воспоминания.

-Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «детство»?

-А какие ассоциации могли бы возникнуть у Ванюшки?

-Представьте, что Ванюшка из рассказа М.Шолохова вырос, и мы его попросили рассказать о самом сильном впечатлении военного детства. О чём бы он вспомнил?

Учитель: На войне детей не бывает. Те, кто попали на войну, должны были расстаться с детством. Кто возвратит детство ребёнку, прошедшему через ужас войны? У времени есть своя память- история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней. Ведь и сейчас где – то идёт война, свистят пули, гибнут дети.

-Сделайте вывод по проблеме защиты детей в ситуации вооружённого конфликта. Вспомните нормы международного гуманитарного права.

-Что называется международным гуманитарным правом? (Это правила, действующие в условиях вооружённого конфликта.)

Мирные люди не участвуют в вооруженном конфликте, они беззащитны и уязвимы. Война несёт им как физические, так и психологические страдания.

Детям всегда необходимы особые внимание и забота. В ситуации вооружённого конфликта они особенно уязвимы, так как могут испытывать тяжёлые последствия наравне со взрослыми. Уменьшение страдания детей во время войны продиктовано соображениями гуманности.

Чтобы уменьшить страдания детей во время вооружённого конфликта, ряд норм международного гуманитарного права обязывают воюющие стороны защищать их. Что же подразумевается под этой защитой?

Как и все гражданские лица, дети имеют право на гуманное обращение. Дети в силу своего возраста являются наиболее уязвимой частью гражданского населения, в международном гуманитарном праве есть специальные положения, обеспечивающие защиту детей, не достигших 15 лет.

-Существует ли сегодня потребность в правилах, которые обеспечивают защиту жертв вооружённых конфликтов? Почему? (Война в Чечне, Афганистане, террористические акты)

Источник

9 класс. М. А. Шолохов. «Судьба человека» (1956). В помощь школьнику.

Первая неделя мая. В начале мая ученики читают рассказы и стихи о Великой Отечественной войне — и девятиклассники не исключение

Текст: Ольга Разумихина

Также на примере Григория Мелехова Шолохов показал: ужас войны — не только в том, что во время сражений гибнут миллионы ни в чём не повинных людей. Те, кто всё-таки уцелел и вернулся домой, часто не могут начать новую жизнь. Разве способен человек забыть о тех, кто убивал его боевых товарищей, — и о тех, кого убивал он сам? Кто даст гарантию, что война больше не ворвётся в мирные будни, не заберёт родных и близких? И как заставить умолкнуть совесть, которая вечно «грызёт» воинов, сражавшихся где-то далеко — и потому не сумевших уберечь свои семьи? Именно об этом, в частности, писал другой отечественный классик ХХ в. — А. Т. Твардовский, автор поэмы «Василий Тёркин»:

Однако центральный персонаж другого шолоховского произведения — рассказа «Судьба человека» — всё-таки возвращается к мирной жизни и обретает новый смысл.

Главный герой

Андрей Соколов — простой русский работяга, который до войны жил, как все люди. Несмотря на то, что главный герой ещё ребёнком потерял близких, а потом вёл полуголодное существование, это его не озлобило. У сорокалетнего Соколова была замечательная семья — жена и дети в нём души не чаяли, — да и на работе его ценили как ответственного и старательного сотрудника:

Поначалу жизнь моя была обыкновенная. Сам я уроженец Воронежской губернии, с тысяча девятьсотого года рождения. В гражданскую войну был в Красной Армии, в дивизии Киквидзе. В голодный двадцать второй год подался на Кубань, ишачить на кулаков, потому и уцелел. А отец с матерью и сестренкой дома померли от голода. Остался один. Родни — хоть шаром покати, — нигде, никого, ни одной души. Ну, через год вернулся с Кубани, хатёнку продал, поехал в Воронеж. Поначалу работал в плотницкой артели, потом пошёл на завод, выучился на слесаря. Вскорости женился. Жена воспитывалась в детском доме. Сиротка. Хорошая попалась мне девка! Смирная, веселая, угодливая и умница, не мне чета. Она с детства узнала, почём фунт лиха стоит, может, это и сказалось на ее характере. И не было для меня красивее и желанней её, не было на свете и не будет!

Придешь с работы усталый, а иной раз и злой, как чёрт. Нет, на грубое слово она тебе не нагрубит в ответ. Ласковая, тихая, не знает, где тебя усадить, бьется, чтобы и при малом достатке сладкий кусок тебе сготовить. Смотришь на неё и отходишь сердцем, а спустя немного обнимешь её, скажешь: «Прости, милая Иринка, нахамил я тебе. Понимаешь, с работой у меня нынче не заладилось». И опять у нас мир, и у меня покой на душе. А ты знаешь, браток, что это означает для работы? Утром я встаю как встрёпанный, иду на завод, и любая работа у меня в руках кипит и спорится! Вот что это означает — иметь умную жену-подругу.

Ирина родила супругу троих детей — сына и двух дочерей, а Андрей Соколов сменил род деятельности и стал шофёром. С тех пор семья главного героя пусть жила и не богато, но ни в чём и не нуждалась:

В двадцать девятом году завлекли меня машины. Изучил автодело, сел за баранку на грузовой. Потом втянулся и уже не захотел возвращаться на завод. За рулём показалось мне веселее. Так и прожил десять лет и не заметил, как они прошли.

Работал я эти десять лет и день и ночь. Зарабатывал хорошо, и жили мы не хуже людей. И дети радовали: все трое учились на «отлично», а старшенький, Анатолий, оказался таким способным к математике, что про него даже в центральной газете писали.

За десять лет скопили мы немного деньжонок и перед войной поставили себе домишко об двух комнатах, с кладовкой и коридорчиком. Ирина купила двух коз. Чего ещё больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке. Только построился я неловко. Отвели мне участок в шесть соток неподалеку от авиазавода. Будь моя хибарка в другом месте, может, и жизнь сложилась бы иначе.

Но летом 1941 года счастливая семейная жизнь закончилась: Андрея и Анатолия Соколовых — отца с сыном — призвали на фронт. Как школьник уже знает из курса истории, поначалу российская армия отступала, поэтому 30 сентября враг добрался до Москвы — и только спустя несколько месяцев, в апреле 1920 года, советская армия переломила ход войны. Соколов тяжело переживал поражения, но в письмах супруге не выдавал беспокойства:

В какой-то момент Анатолий всё-таки «нашёлся» — узнал от соседа адрес отца и послал весточку. Выяснилось, что за время войны Соколов-младший дослужился до капитана, получил шесть орденов и медаль, командует батареей! Главный герой гордился тем, что воспитал настоящего защитника Отечества, — и начал жить новыми мечтами. Пусть Ирину с дочерьми уже не вернуть и жизнь самого Соколова кончена — что ж, он посвятит себя заботам о семье, которую рано или поздно создаст Анатолий. Но и этим мечтам не суждено было сбыться. Отец и сын так и не смогли увидеться — хотя оба дошли до самого Берлина:

И как будто было мало того, что Соколов потерял всех родных и остался, как в юности, один-одинёшенек: во время войны ему пришлось побывать в немецком плену. Там российские солдаты жили в бараках и целыми днями работали на казённом карьере, добывая камень. Немцы относились к пленным как к рабам: почти не кормили, не отпускали в барак, пока те не справятся с положенными «четырьмя кубометрами выработки». Больше половины воинов, оказавшихся в одном бараке с Соколовым, всего за два месяца умерли от истощения. В конце концов главный герой не выдержал и, в очередной раз возвращаясь из карьера, обронил фразу: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит». Тут-то и выяснилось, что в бараке для военнопленных живёт доносчик: кто-то из «боевых товарищей» передал слова главного героя коменданту лагеря — Мюллеру. В тот же день Соколова повели на допрос. Те, кто присутствовал при этом, понимали: живым мужчине не вернуться.

Однако Андрей Соколов всё-таки выжил. Оказалось, что Мюллеру были не чужды понятия чести. Соколов держался перед комендантом стойко, несколько раз повторил, что не отказывается от своих слов, — и, хотя был нестерпимо голоден, не взял из рук немца ломтик хлеба. Изумлённый выправкой противника, Мюллер решил оставить советского солдата в живых:

А вот как Соколов выбрался из немецкого плена и в чём заключался новый смысл жизни, который герой обрёл «в первую послевоенную весну», мы рассказывать не будем: в статье и так, вопреки нашему обыкновению, оказалось немало спойлеров.

Сравнительный анализ

Испытания, выпавшие на долю простого русского солдата Андрея Соколова, вынес бы не каждый. Но — сложно представить! — судьба могла бы сложиться ещё тяжелее. И дело не только в том, что многие сослуживцы Соколова вернулись домой инвалидами, — а наш герой сохранил здоровье, пусть и серьёзно подорвал его в немецком лагере.

В 11 классе из рассказа А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» школьник узнает, что после войны десятки тысяч российских солдат, побывавших в плену, уже в СССР были арестованы по подозрению в шпионаже — и осуждены на десять, пятнадцать, а то и двадцать пять лет лагерей. Вот история главного героя Солженицына — Ивана Денисовича Шухова:

Источник

Русский характер в рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека»

Тема урока. Русский характер в рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека» (9 класс).

Старая истина. Михаил Шолохов

Цели урока: осмыслить идейно-художественное, нравственное содержание рассказа; осознать величие русского характера.

обучающие: представить личность М.А. Шолохова; показать значение образа героя рассказа «Судьба человека»;

развивающие: отрабатывать навыки анализа и осмысления художественного произведения; развивать коммуникативные и информационные компетентности;

воспитательные: формировать мировоззрение учащихся, уважение к солдату Великой Отечественной войны; способствовать воспитанию духовно-нравственной личности.

Мультимедиа, песня «День Победы» Д.Тухманова на стихи В.Харитонова, фрагменты из фильма С.Бондарчука «Судьба человека», рассказ М.Шолохова «Судьба человека».

Методы обучения: интерактивные, информационно-коммуникативные, частично-поисковые.

Тип урока: Изучение текста художественного произведения.

Виды деятельности: чтение и анализ текста, работа в парах (в группах), монологические ответы, словарная работа, просмотр слайдов и видеофрагментов.

1. Вступительное слово учителя. (Можно использовать песню «День Победы» Д.Тухманова на стихи В.Харитонова). Война… С какими понятиями и эмоциями связано это слово? Страдания, горе, потери… Обратимся к эпиграфу. «Посеешь…»

— Каким характером должен был обладать русский человек, чтобы преодолеть нравственные испытания, посланные судьбой. Что смог сохранить он в своей душе?

Об этом поведал Михаил Шолохов в рассказе «Судьба человека», об этом и наш разговор на уроке.

2. Познакомимся с жизнью и творчеством Михаила Шолохова.

3. История создания рассказа.

Рассказ впервые был опубликован в газете «Правда» 31 декабря 1956 и 1 января 1957 году. Но творческая история началась еще задолго до выхода в печать, в 1946 году при встрече М.А. Шолохова с прототипом главного героя. Об этом нам рассказывает нам М. Кокта: « присев на плетень отдохнуть у разлившейся степной речушке Еланки, он (Шолохов – А.О.) заметил мужчину, который вел за руку мальчика по направлению к речной переправе. Усталые путники подошли к нему и, приняв его за шофера, запросто сели отдохнуть… на этом плетне, и поведал Андрей Соколов «своему брату-шоферу» о своей судьбе.… Возвратился тогда писатель с охоты необычайно взволнованный и все еще находился под впечатлением от встречи, с неизвестным шофером и мальчиком». Между случаем, послужившим отправной точкой для формирования авторского замысла, и самой работой над рассказом протянулась дорога в десять лет. Когда художественная концепция приобрела в сознании Шолохова достаточную определенность, он приступил к написанию «Судьбы человека» ».

2. Актуализация знаний, умений и навыков

— Как вы понимаете слово «характер»?

— Какие положительные черты характера мы можем назвать?

(Записываем слова: стойкость, великодушие, уверенность в себе, честность, мужество, верность, умение любить, патриотизм, сострадание, трудолюбие, доброта, самоотверженность.)

— Можем ли мы сказать, что Андрей Соколов, главный герой рассказа, имеет те черты характера, что мы назвали?

Анализируем текст, поступки Андрея Соколова, выявляя черты его характера.

3. Анализ текста ( работа в парах или по подгруппам).

1) Эпизод «Весенний пейзаж и попутчики»

1. С чего начинается рассказ и от чьего лица ведется повествование?

2. Какие детали эпизода создают настроение?

3. Какой мотив возникает в начале рассказа?

4. Опишите мужчину с мальчиком. Какие детали раскрывают их образы?

5. Как автор относится к своим героям?

1. Перескажите эпизод, используя цитаты из текста.

2. В чем же видит Андрей Соколов счастье?

3. Какие черты характера помогли герою в мирной жизни?

4. Что же так изменяет установившийся порядок в семье?

5. Почему рассказ о войне Андрей Соколов начинает именно с воспоминаний о мирной жизни? Что же так изменяет установившийся порядок в семье?

6. Почему воспоминания героя о проводах полны горечи?

3) Эпизод «В плену у фашистов. В церкви» (просмотр фрагмента из фильма С.Бондарчука «Судьба человека»).

1. Как попал Андрей Соколов в плен?

3. Ночь в церкви. Как повел себя герой? (с цитатами)

4. Что пришлось пережить Андрею Соколову в плену?

5. Как может измениться человек, попав в трудную ситуацию?

4) Эпизод поединка Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером » (просмотр фрагмента из фильма С.Бондарчука «Судьба человека»).

1.Зачем Мюллеру понадобился перед казнью пленного ритуал с выпивкой?

2.В каком физическом состоянии находится герой?

3. Почему он соглашается выпить, но отказывается от закуски?

4. Кто побеждает в моральном поединке двух врагов: Мюллера и Соколова?

5. Меняется ли отношение фашистов к пленному?

6. Разговор в комендантской происходит в момент Сталинградской битвы. Есть ли, на ваш взгляд, связь между этой битвой, событием всемирно – исторического масштаба, и частным эпизодом из жизни отдельного героя?

7.В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека, мужчины, солдата?

5) Эпизод с усыновлением Ванюшки.

1. Как вы думаете, какое событие из военной жизни стало для героя рассказа самым страшным? Состояние героя в связи с этим событием?

2. Как раскрывается характер Андрея Соколова во взаимоотношениях с Ванюшкой?

3.Чего не смогла отнять у героя война?

4.Найдите и зачитайте слова, которые раскрывают душевное состояние героя. О чем говорят эти слова?

5. «Что-то ждет их впереди?»

4. Подведение итогов урока.

— В чём смысл названия рассказа «Судьба человека»?

В названии рассказа слово «судьба» употреблено в нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств. Шолохов описал человека, способного не покориться обстоятельствам, выстоять. В битве с судьбой писатель показал поистине великую силу характера, духа.

— Какие понятия раскрывают характер Андрея Соколова?

Глубокая совестливость, единение людей, чувство человеческого братства, чувство человеческого достоинства, воплощение народного характера, великая трагедия, всеобщее сиротство, гуманизм, гуманистические ценности. Это и есть лучшие черты русского национального характера, наличие которых помогло выстоять в столь нелёгких испытаниях, сохранить себя как личность.

Рассказ «Судьба человека» – это судьба народа, выраженная в образе простого труженика Андрея Соколова, это его и народа нравственная сила, простое человеческое счастье.

Универсальные смыслы, которые открывает нам рассказ Шолохова «Судьба человека».

1. Есть ситуации, которые нельзя исправить, нужно крепиться и терпеть, принимать их.

2. Разделенная боль становится легче.

3. Все познается в сравнении.

4. Человек должен помнить, что он на земле не один; он должен уметь и прийти на помощь, и принять помощь других.

— Читая данный рассказ, вы неоднократно обыгрывали слово «судьба» в мыслях, задумываясь и о своей судьбе. Поразмышляйте на один из вопросов.

Домашнее задание: выберите мысль, которая вас особенно заинтересовала, и письменно поразмышляйте.

Темы для размышлений.

1. Какая меня ждет судьба?

2.От чего зависит судьба человека?

3. Что определяет судьбу человека?

4. Моя судьба и судьба страны. Как взаимосвязаны наши судьбы?

5. О какой судьбе я мечтаю?

Урок заканчиваем словами из нобелевской лекции Михаила Шолохова: «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив».

Приложения к уроку.

Исторический комментарий к плену Андрея Соколова.

К концу 1941 года в немецкий плен попало 3,9 миллиона красноармейцев. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь 1,1 миллиона человек. Советских пленных почти не кормили, расстреливали по любому поводу и без повода. Большинство пленных встретило зиму без тёплой одежды в лагерях под открытым небом или в лучшем случае в наспех вырытых землянках.

8 сентября 1941 года германское верховное командование издало распоряжение об обращении с пленными красноармейцами, беспримерное по своей жестокости: «. Большевистский солдат потерял всякое право претендовать на обращение, достойное честного солдата. «

Положение пленных усугублялось тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными, хотя и объявил в начале войны, что будет соблюдать её основные положения. Однако двум важным пунктам Советский Союз отказался следовать: о предоставлении пленным права на получение посылок и об обмене списками пленных. Это дало Германии повод не соблюдать нормы конвенции по отношению к советским военнопленным.

Сталин считал всех пленных изменниками. Подписанный им 16 августа 1941 года приказ № 270 называл пленных дезертирами и предателями. Семьи попавших в плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке, а семьи солдат лишались пособий и помощи, что обрекало их на голод.

Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели. «Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать. «

2. Задания для анализа и осмысления текста художественного произведения.

1) Эпизод «Весенний пейзаж и попутчики»

1. С чего начинается рассказ и от чьего лица ведется повествование?

2. Какие детали эпизода создают настроение?

3. Какой мотив возникает в начале рассказа?

4. Опишите мужчину с мальчиком. Какие детали раскрывают их образы?

5. Как автор относится к своим героям?

1. Перескажите эпизод, используя цитаты из текста.

2. В чем же видит Андрей Соколов счастье?

3. Какие черты характера помогли герою в мирной жизни?

4. Что же так изменяет установившийся порядок в семье?

5. Почему рассказ о войне Андрей Соколов начинает именно с воспоминаний о мирной жизни? Что же так изменяет установившийся порядок в семье?

6. Почему воспоминания героя о проводах полны горечи?

3) Эпизод «В плену у фашистов. В церкви»

1. Как попал Андрей Соколов в плен?

3. Ночь в церкви. Как повел себя герой? (с цитатами)

4. Что пришлось пережить Андрею Соколову в плену?

5. Как может измениться человек, попав в трудную ситуацию?

4) Эпизод поединка Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером.

1.Зачем Мюллеру понадобился перед казнью пленного ритуал с выпивкой?

2.В каком физическом состоянии находится герой?

3. Почему он соглашается выпить?

4. Кто побеждает в моральном поединке двух врагов: Мюллера и Соколова?

5. Меняется ли отношение фашистов к пленному?

6. Разговор в комендантской происходит в момент Сталинградской битвы. Есть ли, на ваш взгляд, связь между этой битвой, событием всемирно – исторического масштаба, и частным эпизодом из жизни отдельного героя?

7.В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека, мужчины, солдата?

5) Эпизод с усыновлением Ванюшки.

1. Как вы думаете, какое событие из военной жизни стало для героя рассказа самым страшным? Состояние героя в связи с этим событием?

2. Как раскрывается характер Андрея Соколова во взаимоотношениях с Ванюшкой?

3.Чего не смогла отнять у героя война?

4.Найдите и зачитайте слова, которые раскрывают душевное состояние героя. О чем говорят эти слова?

5. «Что-то ждет их впереди?» Поразмышляйте.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *