Supply chain что это
Что такое SCM (управление цепочками поставок)?
На самом фундаментальном уровне управление логистическими цепочками (SCM) — это управление потоком товаров, данных и финансов, связанных с продуктом или услугой, от закупки сырья до доставки продукта в конечный пункт назначения.
Хотя многие люди приравнивают цепочку поставок к логистике, логистика на самом деле является лишь одним из компонентов цепочки поставок. Современные системы SCM с цифровым управлением включают в себя обработку материалов и программное обеспечение для всех сторон, участвующих в создании продуктов или услуг, выполнении заказов и отслеживании информации, таких как поставщики, производители, оптовики, поставщики транспортных и логистических услуг, а также розничные продавцы.
Операции цепочки поставок охватывают такие аспекты, как закупка, управление жизненным циклом продукта, планирование цепочки поставок (включая планирование запасов и обслуживание активов и производственных линий предприятия), логистика (включая транспортировку и управление автопарком) и управление заказами. SCM может также распространяться на деятельность, связанную с глобальной торговлей, такую как управление глобальными поставщиками и многонациональные производственные процессы.
История SCM
Цепочки поставок существуют с древних времен, начиная с самого первого продукта или услуги, созданной и проданной. С началом индустриализации возможности SCM получили значительное развитие, что позволило компаниям эффективнее производить и поставлять товары и услуги. Например, стандартизация автомобильных запчастей Генри Форда изменила правила игры, что обеспечило массовому производству товаров возможность удовлетворить потребности растущей покупательской базы. Со временем постепенные изменения (такие как изобретение компьютеров) привели к появлению дополнительных возможностей в системах SCM. Однако в течение нескольких поколений SCM по существу оставалась линейной, изолированной функцией, которой управляли специалисты по цепочке поставок.
Сейчас мы живем во времена беспрецедентного глобального бизнеса и торговли, не говоря уже о постоянных технологических инновациях и быстро меняющихся запросах заказчиков. Наилучшие на сегодняшний день стратегии цепочки поставок требуют модели управления, основанной на спросе, которая может успешно объединять людей, процессы и технологии с интегрированными возможностями для доставки товаров и услуг с недостижимой ранее скоростью и точностью.
Несмотря на то что SCM всегда было основой работы предприятия, цепочка поставок сегодня как показатель успеха в бизнесе важна как никогда ранее. Компании, способные эффективно управлять своей цепочкой поставок, адаптироваться к сегодняшней изменчивой и постоянно меняющейся технологической бизнес-среде, смогут выжить и будут процветать в дальнейшем.
Индустрия 4.0 и управление цепочкой поставок
На данный момент применение радикально новых технологий в производстве было названо «Индустрия 4.0», или четвертой промышленной революцией. На этом последнем на сегодня этапе развития индустриализации такие технологии, как ИИ, машинное обучение, Интернет вещей, автоматизация и датчики, преобразуют способы производства, обслуживания и распространения новых продуктов и услуг. Можно сказать, что Индустрия 4.0 построена на цепочке поставок.
В Индустрии 4.0 способы, которыми предприятия применяют технологии в цепочке поставок, принципиально отличаются от того, как они применяли их в прошлом. Например, в рамках функции обслуживания предприятия обычно ждут, когда механизм сломается, и потом чинят его. Умные технологии изменили это. Теперь мы можем предсказать сбой до того, как он произойдет, и затем предпринять шаги, чтобы предотвратить его, чтобы цепочка поставок могла работать непрерывно. На сегодняшний день SCM основывается на использовании технологий, которые делают цепочку поставок и предприятия умнее.
Индустрия 4.0 — шаг за шагом
Индустрия 4.0 SCM также имеет значительное преимущество перед традиционным SCM, поскольку она обеспечивает согласованное планирование и выполнение, и в то же время гарантирует существенную экономию средств. Например, компании, работающие по модели «план производства», в которой производство продукции максимально тесно связано с потребительским спросом, должны составлять точные прогнозы. Это включает в себя обработку многочисленных входных данных, чтобы гарантировать: то, что производится, будет соответствовать рыночному спросу, не превышая его, избегая накопления товара на складе и соответствующих убытков. Интеллектуальные решения SCM могут помочь одновременно удовлетворять потребности заказчиков и достигать финансовых целей.
Интеллектуальный SCM имеет и другие преимущества. Например, можно высвободить сотрудников цепочки поставок, чтобы они могли вносить более ценный вклад в бизнес. Более совершенные системы SCM автоматизируют повседневные задачи и предоставляют профессионалам снабжения инструменты, необходимые для успешной доставки продуктов и услуг, на которые ориентирована их цепочка поставок.
Современная система управления логистическими цепочками должна знать о заказчике все
SCM исторически была ориентирована на повышение эффективности и снижение затрат. Эти потребности не изменились, изменилось другое: заказчик теперь играет ведущую роль в определении приоритетов SCM. Говорят, что взаимодействие с заказчиком живет и умирает в цепочке поставок.
Лояльность заказчиков основана на способности предприятия быстро и точно соответствовать их ожиданиям. Сырье, производство, логистика, а также управление торговлей и заказами должны быть скоординированы, чтобы доставить заказчику данный товар в разумные сроки. Для этого компаниям следует смотреть на свои цепочки поставок глазами своих заказчиков. Речь идет не просто о своевременной доставке заказа, все должно делаться в нужное время: при выполнении заказа и после его доставки.
Почему логистические цепочки должны быть гибкими
Сегодняшняя цепочка поставок широкая, объемная и постоянно развивается, а это означает, что она должна быть гибкой для сохранения своей эффективности. В прошлом цепочки поставок удовлетворяли потребности предприятий и заказчиков с помощью сквозной модели, которая была практически не подвержена изменениям. Сегодня покупатели теперь могут выбирать товары по-разному: в магазинах, Интернете и т. д. Они также ожидают все более индивидуализированного подхода. Гибкая цепочка поставок может оправдать эти ожидания.
Кроме того, снабжение цепочки поставок стало очень динамичным. Например, геополитические и экономические события могут существенно повлиять на производственную цепочку поставок. Если производитель нуждается в алюминии и не может получить его от одного поставщика из-за торговой политики, этот производитель должен иметь возможность быстро переключиться на другой источник алюминия. Возможность быстро перенастроить цепочку поставок очень важна для успешного решения сценариев такого типа. Гибкость имеет решающее значение для подобных изменений конфигурации поставок в реальном времени.
Проблемы в цепочке поставок выходят за рамки вопросов эффективности и управления затратами. Изменение обстоятельств также может повлиять на соответствие нормативным требованиям. Ваша система SCM должна быть достаточно гибкой, чтобы смягчать все воздействия, возникающие в результате изменений в цепочке поставок, включая постоянно меняющиеся разнообразные нормативные требования. Интеллектуальная система SCM может помочь повысить эффективность и сократить расходы, при этом сохраняя совместимость с различными постоянно меняющимися юридическими требованиями.
Управление логистическими цепочками и облачные технологии
При сегодняшних требованиях к SCM облако является естественным союзником, в частности потому, что облачные приложения по своей природе гибче и легче адаптируются к изменениям. Очень трудно перенастроить локальные приложения и приложения собственной разработки в ответ на изменения обстоятельств, которые регулярно происходят в современной корпоративной среде, такие как неожиданная проблема с источником поставок. Кроме того, облачные решения основываются на архитектуре, которая органичнее может использовать технологии, что становится определяющим фактором в модели «Индустрия 4.0». Модернизация Вашей среды для работоспособности этих технологий в унаследованных приложениях будет сложной и дорогой.
Еще одно существенное преимущество интеграции облака в Вашу систему SCM заключается в том, что можно применять элементы облачных систем SCM в зависимости от конкретных потребностей бизнеса, не выполняя полномасштабных изменений. Многие компании обнаруживают, что им нужно срочно рационализировать свой переход в облако. Использование самых лучших систем SCM поможет Вам извлечь больше пользы из текущих активов и настроить облачную интеграцию в соответствии с Вашими потребностями SCM как сейчас, так и в будущем.
Обеспечение отслеживаемости, обнаружение ложной информации и укрепление доверия с помощью технологии блокчейн
Следует знать, что происходит в каждом аспекте Вашей цепочки поставок в каждый момент времени. Интеллектуальные решения SCM дают Вам такую возможность. Когда Вы рассматриваете решения SCM, находите систему, которая использует технологию блокчейн. С ней Вам будет проще получать полные данные и использовать аналитику, поскольку эти средства интегрируются прямо в процессы SCM. Это обеспечивает прослеживаемость, помогает обнаруживать ложную информацию и укрепляет доверие во всей Вашей сети поставок.
Пищевая промышленность может особенно выиграть от SCM такого типа. Например, это помогло LiDestri Food and Drink управлять очень сложной цепочкой поставок, добиваясь повышения прозрачности, точности прогнозов при росте прибыльности и одновременном укреплении доверия между компанией и ее заказчиками.
Передовые системы SCM представляют собой комплексные пакеты решений, предназначенные для помощи в управлении цепочками поставок и их оптимизации как единой экосистемы. В качестве облачных технологий с полной интеграцией эти системы обеспечивают 100 % прозрачности цепочки поставок и возможность масштабирования в зависимости от ситуации на рынке. Современная цепь поставок, ориентированная на спрос, помогает соответствовать растущим ожиданиям заказчика, сокращать жизненные циклы продуктов и справляться с нестабильностью спроса.
Будущее SCM
Цепочка поставок будущего — это оперативность и взаимодействие с заказчиками, которые формируются как процессы в сети, а не в линейной модели. Каждый узел сети должен быть настроен так, чтобы гибко реагировать на запросы потребителя, а также учитывать такие факторы, как выбор нужного поставщика, торговая политика, способы доставки и многое другое.
Передовые технологии будут все чаще использоваться для повышения прозрачности и формирования полного представления о работе всей этой сети, а также для развития возможностей подключения и более эффективного использования SCM. Все инструменты планирования SCM должны стать более интеллектуальными, чтобы лучше учитывать запросы потребителей. Способность адаптироваться будет обязательным элементом.
В прошлом планирование цепочки поставок было периодическим элементом бизнеса. Но чем дальше в будущее, тем востребованней оно будет. Будущие системы SCM также обеспечат более тесную согласованность между планированием и исполнением, которая для большинства предприятий пока не достигнута. Потребность в скорости и точности в SCM будет только возрастать. Подготовьте свою логистическую цепочку к будущему, добавив к ней поддержку интеллектуальной системой SCM.
Решение будущих проблем цепочки поставок уже сегодня
Интеллектуальные облачные SCM-решения Oracle помогут оставаться в числе лидеров по всем направлениям — от закупок, управления жизненным циклом продукта и планирования цепочки поставок до логистики и управления заказами.
SCM-управление процессами и цепями поставок: что это такое, концепция, функции, системы
В статье мы разберем, что это такое – SCM-система управления процессами поставок. Этот термин появился недавно, он включает в себя не просто определение, а целую стратегию компании. Это организованная сеть сбыта, которая гарантирует доставку необходимых товаров в нужное место с минимальными издержками. Одни специалисты считают это понятие материальными потоками, другие называют концепцией, а третьи подразумевают под названием факт внедрения обновлений. Кто из них ближе к истине, какие задачи ставит перед собой программа, какие этапы у нее есть, какие функции она выполняет и почему важна – давайте разбираться.
Что такое SCM
Это комплекс правильно организованных процессов, в который входит интеграция эффективного планирования и всех участников. Здесь задействовано верное сочетание поставщиков, дистрибьюторов, производителей и продавцов. Все части механизма должны органично работать, чтобы приносить доход.
Основная задача SCM – настроить каналы, по которым предприятие будет взаимодействовать с потребителями и поставщиками. На что именно направлен этот процесс:
История
Еще в 1988 году был придуман и введен этот термин, когда Кен Шарма заметил, что есть незанятая ниша среди информационных систем. Теперь многие фирмы предлагают решения, которые помогут управлять процессом.
Эксперты, исследующие SCM-концепцию, выделяют 6 областей, где будет сосредотачиваться внедрение:
Изначально это больше всего применяли военные, так как отлаженная логистика в этой сфере очень важна.
Еще в 60-х начали применение этого термина по отношению к складам и их оптимизации. Тогда стало заметно, что если применять математические схемы планирования, то получается серьезно экономить.
Позже Оливер Уайт предложил для автоматизации рассматривать в комплексе снабженческие, производственные и сбытовые подразделения.
Готовые решения для всех направлений
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.
Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.
Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.
Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.
Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.
Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.
Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..
Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.
Используй современные мобильные инструменты в учете товара и основных средств на вашем предприятии. Полностью откажитесь от учета «на бумаге».
Задачи
Принятые изменения в системе управления цепочками поставок помогают регулировать работу существующих технологических линий. С их помощью удается создавать оптимальные планы о том, что и в какой последовательности следует производить с учетом ограничений в мощностях, наличии сырья и материалов.
В основном использование SCM направлено на выполнение следующих задач:
С помощью внедрения нового вида взаимодействия между отделами получается сократить время выхода товара на рынок, уменьшить издержки и период обработки каждого заказа.
Этапы управления цепочками поставок
Сюда включается 4 основных логистических процесса, а также возврат, который происходит не всегда. Разберем их подробнее.
Все выше перечисленное необходимо соотносить со спросом, чтобы не допускать перепроизводства или дефицита продукции.
Функции SCM
Конечно, введение такого сложного нового комплекса требует от любого предприятия значительных финансовых затрат и времени на внедрение. Но результат обычно оказывается впечатляющим. В первую очередь следует обеспечить единое информационное пространство, где смогут сообща трудиться все сотрудники. Затем начнет налаживаться автоматизация и анализ информации.
Можно выделить несколько принципов, на которых функционирует вся стратегия:
Рейтинг
Все внедренные изменения помогут бизнесу оптимизировать расходы и увеличить прибыль от продаж и стоимость фирмы, а также уменьшить ненужный запас. Хорошо отлаженная система способствует правильному планированию. Supply chain management – это профессиональный подход к концепции, который помогает вырваться на новое место и закрепиться там. Поэтому в список лучших по производительности и результативности организаций входят следующие.
8. Samsung Electronics.
Отраслевые и сетевые игроки
Если ориентироваться на Саплай чейн, то можно поделить всех участников на тех, кто предпочитает продавать в интернете, не имея торговой площади в офлайне, и на тех, кто предпочитает держать обычный магазин и игнорирует заявки из сети. У каждого предприятия есть свои ошибки, эти – типичные. При этом методы исправления этих нарушений несложные, выполнить можно без серьезных финансовых и временных затрат. Главное – смотреть внимательно на зоны роста вашей фирмы. Мы предлагаем разобраться, с чем следует бороться в таких ситуациях.
Отраслевые игроки
Основная трудность этих компаний в том, что они привыкли работать в реальной жизни и не придают серьезного значения заказам из интернета. Они могут долго висеть не обработанными, не вносятся в общую базу, поэтому выполняются не так оперативно.
Кроме того, если у фирмы несколько складов, то они часто не могут организовать их функционирование так, чтобы не приходилось возить товар больше одного раза до получения его конечным потребителем. Все эти издержки относятся к себестоимости, поэтому цена продукта становится выше, а его конкурентоспособность падает.
Внедрение SCM-структуры поможет прогнозировать будущий спрос и заранее распланировать все поставки. Также появляется возможность оптимизировать все хранение в разных помещениях.
Сетевые игроки
У интернет-магазинов нет своих складов, они просто сотрудничают со множеством разных торговых компаний. Главный их минус – обычно курьеры отправляются за товарами, когда создается список из нескольких позиций, за одним продуктом они не едут. А у поставщика его может не оказаться и тогда доставлять его будут еще дольше.
В результате сильно увеличивается время доставки конечному потребителю, это портит отношение к организации.
Здесь введение управления цепочками поставок способствует настройке регулярного обновления базы данных продукции дистрибьютора для отслеживания, что именно есть на их складах. Также с их помощью легко оптимизируется система доставки.
Зарубежный рынок решений
Обычно SCM – лишь часть стратегии, которую ведет компания. Цепь связана с финансовым отделом, производственным и маркетинговым. Давайте посмотрим, как планируют свою деятельность крупные предприятия.
Оборудование предлагает общую схему для всех приложений, поэтому в нее можно интегрировать сразу несколько модулей, а также настроить взаимодействие с другими программами.
Еще одно удобное решение – использование SAP APO. Это целый список сервисов, которые упрощают планирование и оптимизацию всех процессов. С его помощью можно смотреть сразу всю цепочку, увидеть слабые места и придумать, как их наладить.
Сюда входит сразу несколько предложений. Все они направлены на то, чтобы оптимизировать создание изделий и согласовать его со сбытовыми процедурами. С его участием удается полностью синхронизировать планы выпуска продукции и интересы потребителей. Становится возможным передать информацию клиенту относительно того, когда будет получен продукт. Еще один удобный сервис — Trans Pro. Он помогает снижать затраты на производство и делать поставки более прогнозируемыми.
People Soft
Решения от этой фирмы способствуют наладке длительных отношений между покупателями и поставщиками. Можно определить очередность выпуска и определить приоритетные направления развития.
В дополнение к ним – целый перечень разнообразных приложений и инструментов, которые позволяют определить минимально возможный объем товаров на складе и оптимизировать большинство процессов.
Если принять в работу любой из вышеперечисленных комплексов, постепенно вырастет выручка и получится снизить ненужные затраты.
Но есть и недостатки в использовании новых систем:
Отечественный рынок решений
В нашей стране проблема управления цепочками давно является довольно острой. Все предприятия разделились на два фланга – тех, кто собрался вводить западные предложения и тех, кто хотел пользоваться российскими аналогами. Давайте посмотрим, какие программы предлагают в России.
Renaissance
С помощью этого SCM-комплекса, предлагаемого компанией «Интерфейс», можно подготовить информацию к анализу и использованию в разных направлениях.
Это стратегия, которая позволяет организовать единое информационное пространство для всех сотрудников и подразделений. Так становится возможным планировать последующие поставки и регулировать взаимоотношения с поставщиками, а также корректировать производственные планы. Так легче осуществлять перевозки, определять время доставки товаров потребителям и уменьшать издержки на транспорт.
Axapta
Еще одно решение, которое предлагает отечественная фирма. Много приложений для взаимодействия с интернетом, интегрированные системы для отслеживания всего пути продукта от закупки материала до продажи конечному клиенту, мониторинг складов. Периоды плана можно поделить на части для удобной обработки.
Цепочки поставок с учетом производственно-коммерческих ограничений
Управление цепочками поставок (supply chain management — SCM) является сферой, в которой данные могут явно и существенно влиять на снижение уровня себестоимости продукции, а также на увеличение объема продаж. При этом значимый эффект управления цепочками поставок проявляется только при сквозной интеграции процессов.
1. Основные проблемы управления цепочек поставок. Доменный язык
Предлагаемый подход реализует парадигму, для которой основные проблемы управления цепочками поставок являются следствием:
В целевом варианте структура управления компанией должна формировать адекватные решения не разделяя внешние и внутренние проблемы по методом реагирования на них. Тем более, что часто первые являются следствием вторых.
В предлагаемом подходе самое главное понимать бизнес изнутри. Такое понимание не могут дать никакие консультанты (они понимают только в своем бизнесе — как продать консультации).
Поэтому инструментарии управления цепочками поставок должны формироваться самим бизнесом. Для этого предлагается специализированный доменный язык бизнеса (SSDL — Special Symbolic Domain Language), формируемый под конкретный бизнес силами самого бизнеса в рамках разработанных формализованных технологий.
В неявной форме доменный язык конкретного бизнеса почти всегда уже существует в форме курсирующих по компании Excels. Важно только уметь выявить и формализовать конструкции языка бизнеса компании.
Цель доменного языка — одновременно формулировать целевые установки, симулировать их реализуемость и анализировать результаты моделирования.
Как следствие этого доменный язык должен оперировать понятиями и категориями бизнеса (быть ясным для бизнеса) и одновременно реализовывать прямые вычисления создаваемых бизнес-конструкций (быть явно исполнимым на компьютерах и не требовать дополнительного программирования).
Далее рассмотрим способы преодоления следующих проблем управления цепочками поставок:
2. Описание цепочек поставок
Итоговая цель описания цепочек поставок состоит в том, чтобы максимально визуализировать абстрактные понятия и категории бизнеса (сделка, стратегия, ценовая политика) и уметь сопрягать с ними любое количество конкретных данных и показателей (существующих в ERP или Excels).
Далее на рисунках приведены схемы цепочек поставок. В них использованы конструкции доменного языка, которые являются узлами цепочки поставок. Состав и содержание узлов для конкретного бизнеса определяется и уточняется самим бизнесом.
1. Задержки
1.2. Обработка данных
2. Организации
Схема цепочек поставок может «собираться» из узлов, связывая эти узлы в цепочку последовательно и параллельно исполняемых операций. Эта схема позволяет учесть структурную сложность процессов и их частичную упорядоченность (зависимость) во времени.
Пример для обогатительной фабрики.
Пример для металлургического завода.
Пока что получившиеся схемы не сильно отличаются от схем бизнес-процессов, формируемых BPM-инструментами.
3. Учет производственно-коммерческих ограничений, исторических и других фактических данных
Линии и стрелки входящие и выходящие из каждого узла определяют потоки, которые движутся по указанным направлениям. Внутри узла задан функционал, который определяет как входной поток преобразуется в выходной. Обычно это задается формулой, которую надо придумать. И обычно эта формула очень далека от реальности (например, как учесть плановые и неотложные ремонты, перебои с поставкой комплектующих). Как правило такие формулы «упрощают» процессы заменяя имеющуюся нелинейность на линейные суррогаты.
В рассматриваемых цепочках поставок вместо явных «выдуманных» формул используются дискретные временные ряды (время-значение), которые получаются из выгрузок исторических или прогнозных данных из баз данных или из Excels. В этом случае применяемые данные из временных рядов являются носителями фактически имеющий место нелинейности функциональных зависимостей.
Схема цепочек поставок для обогатительной фабрики дополнена входами со значениями временных рядов: фактических данных. Это могут быть исторические данные, характеризующие процессы, которые имели место в прошлом. Это могут быть разнообразные прогнозы. В конце концов — это могут быть плановые индикаторы.
4. Иерархическая организация схем цепочек. «Черные», «серые» и «белые» узлы
Нельзя быть компетентным во всех аспектах цепочек поставок. Поэтому разумно работать на соответствующем уровне абстрактности процессов. Однако, в случае необходимости в модели можно «провалиться» вниз и увидеть проблемный узел.
В общем случае каждый узел является «черным» ящиком: можно видеть входящие потоки и выходящие потоки. Если необходимо, то можно увидеть из каких компонентов состоит «чёрный» ящик. В этом случае «черный» ящик становится «серым»: кроме входных и выходных потоков видна структура узла. «Серый» ящик является конструкцией, которая определяется только узлами и связями. Он не вносит новый функционал — только связи. Атомарные узлы, определяющие внутренние программы узла являются «белыми» ящиками. В них можно увидеть, что конкретно делает узел и внести изменения в программу.
На рисунке «закупки для ремонтов и ТО» является «черным» ящиком. Схема, характеризующая процесс закупок — «серым» ящиком. И, наконец, программа для узла — «белым» ящиком.
5. Вариативность и управление параметрами цепочек поставок
Цепочки поставок, соединяющие абстрактные процессы и конкретные данные позволяют формировать для компании общую картину и динамику через учет сложности, задержек и нелинейности. Но этого все равно мало: пока нет инструментов реализации методов управления, политики и маневров компании по обстоятельствам.
Рассмотрим сначала возможности реализации вариативности и управления цепочками поставок на уровне изменения значений параметров.
Вариативность может реализовываться по-разному, но в сопоставимых показателях имеется два типа вариативности.
Первый тип соответствует «прогону» нескольких сценариев развития процессов. Для одной и той же фиксированной структуры управления анализируются результаты для совершенно разных по содержанию входных данных.
Второй тип более сложный, он соответствует «прогону» некоего сценария развития процессов одновременно для разных структур управления.
6. Пример выбора между аутсорсингом и внутренней производственной структурой
Рассмотрим актуальный пример анализа выбора между аутсорсингом и внутренней производственной структурой. В терминах цепочек поставок данная задача связана с цепочкой выполняемых работ — предоставляемых услуг.
На логическом уровне модель формируется следующим образом. Есть три типа рабочей нагрузки и три типа подразделений. Каждый тип рабочей нагрузки первоначально поступает в соответствующее подразделение. Рабочая нагрузка неравномерна во времени.
Подразделение может справиться с нагрузкой, тогда все хорошо. Если подразделение с нагрузкой не справляется, то оно откладывает работы в «накопитель» (сток). Если впоследствии у подразделения появляется свободное время, то оно берет работу из накопителя и выполняет ее.
Отличие аутсорсинга и внутренней производственной структуры состоит в том, что подразделение из единой структуры при наличии свободного времени может выполнять как «свою» работу из своего накопителя, так и «чужую» работу из накопителей двух других подразделений единой структуры.
Во внутреннем представлении модель имеет следующий вид:
Подразделения внутренней производственной структуры имеют индекс 1, а подразделения аутсорсинга — индекс 2. Одинаковые буквы соответствуют одинаковым по функциям и производительности подразделениям.
Далее изображена модель реализующую динамику цепочки поставок работ/услуг.
Слева имеются ползунки для изменения параметров рабочей нагрузки.
На панели модели первый блок визуализирует суммарную рабочую нагрузку и ее структурные составляющие.
Второй блок содержит графики невыполненных работ по нарастающей.
Красный график — аутсорсинг, серый график — единая структура. Рабочая нагрузка и производительность подразделений идентичны для аутсорсинга и единой структуры соответственно. Различия в объемах не выполненных работ является следствием только порядка организации работ.
Последний блок показывает непосредственную загрузку подразделений изначально назначенными работами. Этот же блок иллюстрирует резервы мощностей единого подразделения.
Следуя аналитическим результатам модели можно утверждать, что самым важным фактором в выборе между аутсорсингом и внутренним производственным подразделением является предполагаемая динамика рабочей нагрузки по рассматриваемым направлениям работ/услуг.
7. Цифровые методы управления
Управление цепочками поставок на уровне изменений значений параметров осуществляется по схеме аналогичной приведенной в предыдущей модели: с ползунками по введенным параметрам, представлении конкретных начальных условий, а также итоговых аналитических результатов моделирования.
Следующий уровень управления связан с введением в контур цепочек поставок положений производственно-коммерческой политики.
По факту большинство компаний имеет Стратегию компании. При этом, как правило, отсутствуют инструменты реализации Стратегии непосредственно в процессах управления и в маневрах компании по обстоятельствам.
В предлагаемом подходе Стратегия компании реализуется через Стратагемы.
Выделяются 5 групп Стратагем:
Стратагемы A целей (ambition);
Стратагемы HD исторических данных;
Стратагемы PCR производственно-коммерческих ограничений;
Стратагемы P прогноза;
Стратагемы FB обратной связи.
По своей сути Стратагема это утверждение о намерении или условии, которое включает в себя глагольную характеристику действия и фиксирует связанные с ним количественный рубеж или качественное состояние. Стратагема относится к неким объектам (реальным или виртуальным). Причинно-следственные отношения определяются через одинаковые объекты, поименованные в разных Стратагемах.
Самый распространенный пример — это производственно-коммерческие ограничения. Например, энергетики определяют возможный максимум энергонагрузки и затраты на его обеспечение. При этом производственники связывают объемы произведенной продукции с количеством работающего оборудования. Только сведя эту информацию в производственно-коммерческие ограничения можно понять выполнимость планов и потребность затрат на поддержание энергохозяйства.
Важно иметь механизм выявления всех взаимозависимостей Стратагем.
Рассмотрим пример. Пусть состав Стратагем будет следующим.
На рисунке изображены графы явной взаимозависимости Стратагем, которые можно выявлять семантической интерпретацией, что очень удобно и полезно при большом количестве производственно-коммерческих ограничений.
Интегральный граф взаимозависимостей.
Этот граф показывает взаимосвязи объектов и какие факторы необходимо учитывать управляя процессом. У получаемых зависимостей имеется еще одна полезная практическая особенность: они фиксируют какие процессы взаимно независимые, а также позволяют сокращать количество учитываемых факторов при решении конкретных задач управления.
С учетом использования Стратагем необходимо ввести новый узел с особым статусом (stm – STratagems Management), который отслеживает необходимую размерность управления (какие факторы учитывает) и обеспечивает сведение всей интегрально значимой информации (что-то вроде динамического стратегического дашборда).
Тогда в схеме обогатительной фабрики вводятся новые элементы, которые соответствуют интегральной модели цепочек поставок.
Новые цифровые методы управления в этом случае появляются естественным путем: есть нужные данные, имеется возможность формализовать намерения в виде Стратагем и можно смоделировать последствия принимаемых решений.
В данном случае цифровой двойник появляется не как результат сведения множества данных из разных мест, а как структурный метод решения актуальных задач, который обуславливает состав и объем требуемых данных.
Первые полезные результаты при описанном подходе можно начать получать через одну неделю, которая требуется для адаптации системы управления цепочками поставок к особенностям конкретной компании. Формируемый при этом доменный язык бизнеса соответствует специфике организации конкретного бизнеса и его конкурентным преимуществам. Используемая технология предусматривает возможность для компании в дальнейшем развивать и дорабатывать систему самостоятельно.