так судьба стучится в дверь о каком произведении идет речь
Так судьба стучится в дверь о каком произведении идет речь
Людвиг ван Бетховен «Симфония №5»
Историю создания «Симфонии №5» Бетховена, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
Краткая история «Симфонии №5»
Времена, в которые создавалось произведение, были для композитора далеко не самыми благоприятными. Неприятности одна за другой настигали творца врасплох, вначале известие о глухоте, затем и военные действия в Австрии. Задумка столь грандиозного по масштабам произведения захватила разум Бетховена .
Но так как желание автора преодолевать все преграды на собственном пути могло быстро смениться самыми сумрачными и депрессивными мыслями, то сочинение постоянно откладывалось в долгий ящик. В зависимости от настроения Людвиг хватался то за одно, то за другое произведение, а пятая симфония и вовсе шла тяжело.
Бетховен не раз изменял финал, делая его то в позитивном, то в негативном ключе. Но в итоге, спустя три года, сочинение всё же увидело свет. Нельзя не отметить, что композитор одновременно писал две симфонии, и в одно и то же время их презентовал, поэтому впоследствии возникли некоторые неурядицы, касающиеся нумерации подобных крупных произведений.
На сегодняшний день произведение активно исполняется на ведущих сценах мира, но при этом первоначальная премьера в Театре Ан дер Вин прошла крайне неудачно. Можно выделить сразу несколько факторов, негативно повлиявших на восприятие слушателей:
Интересно, что первоначальная неудача не смогла повлиять на популярность произведения. С каждым годом симфония становилась все более распространенной в кругах музыкального искусства. Среди многих последующих мастеров композиции сочинение было признано шедевром и эталоном классической симфонии.
Интересные факты
Содержание «Симфонии №5» Бетховена
Бетховен не относится к композиторам, которые подробно описывают собственные произведения, давая им четкий и определенный программный замысел. Но симфония № 5 стала исключением из правила. В письме Шиндлеру он не только объяснил программный замысел, но и указал конкретные музыкальные темы, знаменующие рок и лирического героя, пытающегося бороться с судьбой.
Конфликт очевиден и его завязка происходит еще в первых тактах. Сам композитор, писал, что именно так «судьба стучится в двери». Он сравнивал ее с не прошеной гостьей, которая разрушает и врезается клином в привычный мир мечтаний и грез. Мотив судьбы пронизывает композицию с первых таков и помогает сделать цикл наиболее единым и слитным. Так как произведение написано в классическом стиле, то оно имеет структуру из четырех частей:
Жанр произведения представляет собой инструментальную драму. Из-за наличия программного замысла принято рассматривать содержание произведения с точки зрения драматургии. В таком случае, каждая часть симфонии представляет собой определенный этап и выполняет значимую драматургическую функцию:
Таким образом, композиция, представленная в данном произведении, является эталоном не только симфонического, но и драматургического мастерства.
Необычные современные обработки Симфонии №5
В настоящее время произведение является актуальным. Каждый образованный человек может узнать симфонию уже по первым тактам. Разумеется, многие современные музыканты не упускают возможности аранжировать или обработать данное симфоническое произведение. На данный момент можно выделить три наиболее часто встречающихся жанра, которые могут быть синтезированы с классической музыкой.
Современные обработки классических произведений адаптируют сложный музыкальный материал для восприятия в обществе двадцать первого века. Такие аранжировки полезно слушать, с целью увеличить и расширить музыкальный кругозор. Некоторые варианты открывают принципиально новые грани в творчестве композитора, но и про классическую версию забывать не стоит.
Использование музыки Симфонии №5 в кинофильмах
Нельзя отрицать, что атмосфера триумфа и преодоления, переданная в музыке, а также ощущение напряжения в мотиве судьбы могут стать отличными инструментами для эмоционального окрашивания определенных моментов в кинематографе. Возможно, именно поэтому многие современные режиссеры используют произведение в собственных работах.
Пятая симфония Бетховена является не только вершиной симфонического творчества, но и ярким показателем индивидуальных особенностей стиля композитора. Нельзя понять истинного значения музыки, не познакомившись со столь грандиозной композицией. Музыка – это временное искусство, оно живет только во время исполнения. Симфония №5 доказывается, что даже временное искусство может быть вечным.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Людвиг ван Бетховен «Симфония №5»
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Видео
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Статистика
Бетховен в 1804 году. Фрагмент портрета работы В. Мэлера.
Главным и легко узнаваемым элементом первой части симфонии является двойной мотив из четырёх тактов:
Симфония, и особенно начинающий её мотив (известный также как «мотив судьбы», «тема судьбы»), стали настолько широко известны, что их элементы проникли во множество произведений, от классических до популярной культуры разных жанров, в кино, телевидение и т. д. Она стала одним из символов классической музыки.
Symphony No. 5 in C minor, Op. 67
Первые её наброски датируются 1804 годом, сразу после окончания работы автора над Третьей симфонией. Однако Бетховен неоднократно прерывал свою работу над Пятой для подготовки других сочинений, включая первый вариант оперы «Фиделио», Сонату № 23 ( Аппассионату ), три струнных квартета, скрипичный и фортепианный концерты и Четвёртую симфонию. Окончательная доработка Пятой симфонии проводилась в 1807 — 1808 параллельно с Шестой симфонией, а премьера обеих состоялась на одном и том же концерте.
Пятая симфония посвящена известным меценатам — князю Ф. И. Лобковицу и графу А. К. Разумовскому, русскому посланнику в Вене, и впервые прозвучала в авторском концерте, так называемой «академии», в Венском « Театр ан дер Вин » 22 декабря 1808 года вместе с Пасторальной. Нумерация симфоний была тогда иной: открывшая «академию» симфония под названием «Воспоминание о сельской жизни», фа мажор, имела № 5, а «Большая симфония в до миноре» — № 6.
Обложка Пятой симфонии с посвящением князю Лобковицу и графу Разумовскому.
Театр ан-дер-Вин, 1815 г.
Программа включала в себя:
Впоследствии Пятая стала самой популярной в его наследии. В ней сконцентрированы наиболее типичные черты бетховенского стиля, наиболее ярко и сжато воплощена основная идея его творчества, которую обычно формулируют так: через борьбу к победе. Короткие рельефные темы сразу и навсегда врезаются в память. Одна из них, несколько видоизменяясь, проходит через все части (такой прием, заимствованный у Бетховена, следующее поколение композиторов будет использовать часто). Об этой сквозной теме, своего рода лейтмотиве из четырех нот с характерным стучащим ритмом, по свидетельству одного из биографов композитора, он говорил: «Так судьба стучится в дверь».
Процитировано 36 раз
Понравилось: 10 пользователям
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
«Так судьба стучится в дверь»
Бетховен в 1804 году. Фрагмент портрета работы В. Мэлера.
Главным и легко узнаваемым элементом первой части симфонии является двойной мотив из четырёх тактов:
Симфония, и особенно начинающий её мотив (известный также как «мотив судьбы», «тема судьбы»), стали настолько широко известны, что их элементы проникли во множество произведений, от классических до популярной культуры разных жанров, в кино, телевидение и т. д. Она стала одним из символов классической музыки.
Symphony No. 5 in C minor, Op. 67
Первые её наброски датируются 1804 годом, сразу после окончания работы автора над Третьей симфонией. Однако Бетховен неоднократно прерывал свою работу над Пятой для подготовки других сочинений, включая первый вариант оперы «Фиделио», Сонату № 23 ( Аппассионату ), три струнных квартета, скрипичный и фортепианный концерты и Четвёртую симфонию. Окончательная доработка Пятой симфонии проводилась в 1807 — 1808 параллельно с Шестой симфонией, а премьера обеих состоялась на одном и том же концерте.
Пятая симфония посвящена известным меценатам — князю Ф. И. Лобковицу и графу А. К. Разумовскому, русскому посланнику в Вене, и впервые прозвучала в авторском концерте, так называемой «академии», в Венском « Театр ан дер Вин » 22 декабря 1808 года вместе с Пасторальной. Нумерация симфоний была тогда иной: открывшая «академию» симфония под названием «Воспоминание о сельской жизни», фа мажор, имела № 5, а «Большая симфония в до миноре» — № 6.
Обложка Пятой симфонии с посвящением князю Лобковицу и графу Разумовскому.
Театр ан-дер-Вин, 1815 г.
Программа включала в себя:
Впоследствии Пятая стала самой популярной в его наследии. В ней сконцентрированы наиболее типичные черты бетховенского стиля, наиболее ярко и сжато воплощена основная идея его творчества, которую обычно формулируют так: через борьбу к победе. Короткие рельефные темы сразу и навсегда врезаются в память. Одна из них, несколько видоизменяясь, проходит через все части (такой прием, заимствованный у Бетховена, следующее поколение композиторов будет использовать часто). Об этой сквозной теме, своего рода лейтмотиве из четырех нот с характерным стучащим ритмом, по свидетельству одного из биографов композитора, он говорил: «Так судьба стучится в дверь».
Рубрики: | Музыка/Симфоническая Музыкальные жанры и формы/Симфония Композиторы |
Метки: Бетховен
Процитировано 11 раз
Понравилось: 14 пользователям
Бетховен Симфония 5
Бетховен Симфония 5, до минор, соч. 67 (1805-1808)
I. Allegro con brio. II. Andante con moto. III. Allegro. IV. Allegro.
Первое исполнение – 22 декабря 1808 года в Вене.
Пятая симфония – самое известное и наиболее часто исполняемое произведение Бетховена. Новаторские творческие принципы композитора получили в этом произведении классическую законченную формулировку. Пятая симфония Бетховена – трагедия в высоком, античном значении этого слова.
Все части симфонии пронизаны ярчайшим стержнем драматургического развития. «Через борьбу – к победе», «От мрака – к свету» – так принято формулировать философский замысел Пятой симфонии. Разумеется, это только схема содержания, его крайние полюсы, между которыми разворачивается сложная и многогранная картина жизненной борьбы.
Некоторые возможности для определения концепции симфонии открывает фраза Бетховена, относящаяся к первой теме: «Так судьба стучится в дверь». Прослеживая музыкальное действие, можно прийти к заключению, что это – повествование о том кульминационном моменте в жизни человека, когда ему приходится вступать в борьбу за осуществление своего предназначения. Борьбу, сулящую гибель, но неизбежную и завершающуюся в конечном итоге торжеством гуманистических идеалов.
Величественный и благородный замысел симфонии получил ясную, логически стройную, удивительно лаконичную форму. Пятая симфония Бетховена стала своего рода образцом, эталоном симфонизма XIX века.
Бетховен Симфония 5. Вступление. I часть
Действие симфонии разворачивается стремительно. О начале произведения возвещает грозный мотив из четырех звуков, за которым закрепилось название «глас судьбы». Что это: вызов, призыв или предостережение?
На мгновение в оркестре воцаряется тревожная тишина. И вот «глас судьбы» звучит с новой силой и настойчивостью. Словно в ответ, у скрипок возникают нежные фразы побочной партии. Вначале робкие, они приобретают крепость, силу и достигают горделивой кульминации, предвосхищая дальнейшую победу.
Так складывается основной конфликт симфонии, дающий повод для остродраматической разработки. Основанная почти целиком на характерном ритме главной темы, она в эмоциональном плане реализует идею борьбы. Музыка накапливает напряжение, в единый поток сливаются линии стремительного развития. Наконец, вновь звучит устрашающий «мотив судьбы», символизируя грозный час испытаний.
Затем следует внезапный срыв: гобой интонирует скорбную мелодию. Но борьба закипает с новой силой. Последние страницы первой части окрашены в суровые, трагические тона.
Пятая симфония Бетховена. II часть
Вторая часть предлагает новый аспект главной идеи симфонии, раскрывая ее в плане «воспитания чувств». Этот мир возвышенных мыслей и патетических эмоций – характерная для Бетховена сфера героической лирики.
Две музыкальные темы создают основу вариационного развития части:
первая – певучая (альты и виолончели), исполнена мужественной благородности;
вторая – песенно-фанфарная, подобная гимну-призыву.
Развиваясь параллельно, они сближаются. Величавые ритмы шествия, фанарные звучания, героические кульминации все больше оттесняют лирическое начало, словно обнаруживая готовность «героя» к новым решающим схваткам. А где-то на заднем плане действия притаилась «тема судьбы» – скрытая пружина совершающихся событий…
III часть. Скерцо
Восстанавливая атмосферу борьбы, оно подготавливает финал не только образно, но и буквально. С помощью связки attacca – грандиозное crescendo оно непосредственно переходит в последнюю часть.
Бетховен Симфония 5. Финал
Это итог, апофеоз симфонии. Он воспринимается как величественный гимн Человеку, одержавшему победу в битве за гуманистические идеалы, за человеческое достоинство.
На всем протяжении части, за исключением тревожных реминисценций в разработке (финал написан в сонатной форме), господствует ослепительный мажор. Грандиозная кода, подобно триумфальной арке, венчает это симфоническое повествование о могуществе человеческого духа.
Бетховен Симфония 5. Слушать онлайн:
Л. Бетховен. Симфония №5
1. Продолжаем изучать тему: «Симфоническая музыка»
2. Вспомните определение «Симфония» и её строение.
Симфония (от греч. symphonia — созвучие) — ведущий жанр оркестровой музыки, сложное, богато развитое многочастное произведение.
Классическая симфонии состоит из 4-х частей, которые воплощают в себе разные стороны жизни человека.
1-я часть — быстрая и наиболее драматичная, как правило, пишется в сонатной форме.
2-я, медленная, задумчивая, посвящена мирным картинам природы, лирическим переживаниям.
3-я часть — менуэт ( старинный народный французский грациозный танец ) — это игра, веселье, картинки народной жизни.
4-я — быстрый финал, близкий народной песенно-танцевальной, жанрово-бытовой музыке.
3. Запишите тему урока » Симфония №5 Людвига ван Бетховена»
4. Прочитайте, выпишите текст в рамочке в тетрадь.
Симфония №5 Людвига ван Бетховена
Образы многих художественных произведений могут быть связаны как с судьбами целых поколений, так и с жизнью отдельного человека. Вспомним о трагичном переломном моменте в жизни Л. Бетховена. У 32-летнего композитора начала развиваться глухота.
Осознав трагическую для музыканта болезнь, Бетховен не покорился судьбе, сумел преодолеть душевный кризис и вернуться к творчеству. В качестве эпиграфа ко всему периоду после «Гейлигенштадтского завещания» мог бы служить авторский подзаголовок Симфонии № 3 — «Героическая». Героическим, мятежным духом проникнуты и увертюра «Эгмонт», и Симфония № 5 с ее знаменитым «мотивом судьбы».
Симфония № 5 с ее знаменитым «мотивом судьбы» сегодня известна каждому.
«Так стучится к нам в дверь судьба» — по свидетельству современников, так Бетховен сказал о начальных тактах своей Симфонии № 5. Сочиняя ее, он говорил: «Я схвачу судьбу за глотку». Бетховен вышел победителем из этой схватки.
Конкретный смысл основного мотива, яркая выразительная музыка Симфонии дают возможность трактовать ее как грандиозную картину борьбы человека с ударами судьбы.
Четыре части Симфонии представляются как этапы этой борьбы.
Любое выдающееся художественное произведение всегда многозначно, и каждое поколение по-своему трактует его смысл, находя в нем ответы на животрепещущие вопросы.
5. Запишите слушание: Симфония №5 Л. Бетховена (фрагмент 1 части)
1-я часть воспринимается как внутренняя борьба человека. Как глас Божий звучит мотив судьбы — тема совести, основы жизни и отношения человека к себе и другим.