Take two что это
Инвестидея: Take-Two Interactive, потому что тут не Вайс-Сити
Сегодня у нас умеренно спекулятивная — а где-то даже консервативная — идея: купить акции издателя игр Take-Two Interactive на фоне позитивной конъюнктуры для компании.
Потенциал роста: 8—10% в год на протяжении многих лет или 10% в абсолюте в течение недели-квартала.
Срок действия: до 10 лет.
Почему акции могут вырасти: игры хорошо покупаются, ничего не помешает Take-Two заработать на этом фронте много денег.
Без гарантий
Наши размышления основаны на анализе бизнеса компании и личном опыте наших инвесторов, но помните: не факт, что инвестидея сработает так, как мы ожидаем. Все, что мы пишем, — это прогнозы и гипотезы, а не призыв к действию. Полагаться на наши размышления или нет — решать вам.
Если хотите первыми узнать, сработала ли инвестидея, подпишитесь на Т—Ж в Телеграме: как только это станет известно, мы сообщим.
На чем зарабатывает компания
На том, на что многие потратили детство и юность, — на видеоиграх. 53,5% продаж компании приходится на США, остальное дают международные продажи.
На графике ниже можно посмотреть на структуру продаж компании, но для нас важен тот факт, что почти 40% выручки компании дают продажи дополнений к уже вышедшим играм, — мы к этому еще вернемся.
Основные дойные коровы компании, если верить прошлогоднему отчету, — это франшизы GTA (25,7% выручки) и Red Dead Redemption (32,1% выручки). В отчете не указаны конкретные игры этих серий, но надо полагать, что главные генераторы выручки — продажи GTA V (вышла 6 лет назад) и Red Dead Redemption 2 (вышла год назад).
Еще стоит иметь в виду, что 83,7% продаж компании приходится на консоли Xbox One и PlayStation 4. Пожалуй, это объясняет, почему ПК-версия Red Dead Redemption 2 вышла с кучей технических проблем.
Еще у компании есть другие сильные серии, например рестлинг WWE, баскетбол NBA, знаменитая «Цивилизация». Но эти игры приносят не так много денег.
Почему акции могут вырасти
Здесь основные добытчики — GTA V и RDR2 с их режимами многопользовательской игры, в которых, судя по всему, и происходят основные траты потребителей.
В общем, это крутая модель бизнеса: выпустить одну игру и качать из нее выручку много лет после выхода, выпуская недорогие в разработке дополнения, которые игроки будут покупать. Согласитесь: нарисовать виртуальную машину новой модели, чтобы продать ее за 50 рублей внутри игры, гораздо проще, чем сделать с нуля еще одну такую же игру. Та же GTA V вышла очень давно, а ее онлайн-режим продолжает пользоваться огромной популярностью — игроки тратят в нем не только время, но и вполне реальные деньги.
Вот вам неплохое эмпирическое доказательство из России: на вторичном рынке GTA V для PS4 уходит за очень высокую цену 1,5—2 тысячи рублей, что нереально много для такой старой игры: куда более свежие игры вроде Horizon Zero Dawn и Uncharted 4 можно уже найти за 600 рублей. Главная причина — это онлайн-режим. Даже не принося Take-Two денег при покупке новой копии игры, игроки все равно заходят в онлайн-режим, где с высокой долей вероятности компания сумеет навязать им какие-нибудь внутриигровые покупки.
Риски: мобильные игры, повторение истории с Mafia III и курс доллара
Стагнация платформ. Отрасли видеоигр в целом пророчат рост продаж, но увеличения пирога для консолей и ПК можно не ждать: рост ждет в основном сектор игр для мобильных платформ. Этот факт, например, мотивировал руководство Konami перейти от разработки больших игр к разработке проектов для мобильных платформ.
Конечно, Take-Two сейчас находится в авангарде отрасли. Но даже ей придется соперничать за внимание игроков с сильными компаниями вроде Activision Blizzard и Electronic Arts. Как в таких случаях говаривал великий философ-стоик Нико Беллик, «life is complicated».
Тонкости разработки. Основной драйвер продаж Take-Two — первоклассные блокбастеры вроде GTA и RDR, с продаж для которых потом можно получать выручку много лет подряд. Проблема в том, что раз в 6 лет нужно выкатывать продукт высочайшего класса, чтобы игрокам не приелись старые игры и они раскошелились на новые.
В принципе, у компании нет с этим проблем: студию Rockstar, ответственную за эти серии, в покойном ныне журнале «Страна игр» 15 лет назад называли чемпионами по прыжкам выше головы, имея в виду высокое качество их продукции, которое только растет от игры к игре. С тех пор вышел целый ряд сильнейших релизов Rockstar, подтвердивших правоту этих слов.
Но, как говорят опытные инвесторы, предыдущие успехи не гарантируют будущих. Неизвестно, насколько популярной и востребованной окажется новая RDR или новая GTA. Да и когда они выйдут? Да и выйдут ли они вообще? А если нет — то за счет чего будет расти выручка Take-Two в таком случае?
Эти вопросы я считаю важными с точки зрения долгосрочного инвестирования, особенно если учесть растущую стоимость разработки: производство RDR2, вероятно, обошлось компании примерно в 170 млн долларов — заметно больше 135 млн долларов, которые потратили на GTA V.
При этом если торопить разработчиков и мешать им, то получится история как с Mafia III, которую делала другая студия, но тоже в составе Take-Two: не самое высокое качество продукта, которое повлияло на итоговые продажи. Это я вам говорю как человек, который прошел Mafia III со всеми ее сюжетными дополнениями, несмотря на чудовищные огрехи игры.
Конечно, у компании есть еще серии NBA и WWE, которые стабильно выходят каждый год, но это нишевые продукты. Хотя даже там продажи могут расти: каждый год Take-Two выпускает новую баскетбольную игру серии NBA, значительная часть игрового процесса которой крутится вокруг онлайн-режима. Фокус в том, что через пару лет после выхода компания прекращает поддержку онлайн-режима старой игры, поэтому фанаты все равно покупают новую часть, если хотят играть в мультиплеер, — а они очень хотят.
Бремя экспортера. Почти половину выручки компания делает в валютах, отличных от доллара США. Это ставит проблемы: в случае с высоким курсом доллара компания недополучает денег — выручку-то в отчете придется считать в долларах, — в результате чего отчет получается хуже ожиданий, даже если продажи были отличные.
Что в итоге
Итак, у нас три варианта действий:
У вас есть инвестидея? Расскажите, во что, по вашему мнению, стоит вложить свои кровные.
Сюрприз и разочарование. Как отчитались Take-Two и Electronic Arts
Пандемия и вынужденная самоизоляция вызвали бум в игровой индустрии. Видеоигры оказались одним из немногих развлечений, доступных в домашних условиях, поэтому спрос на них поднялся до новых максимумов.
Но выиграть от роста популярности видеоигр удалось не всем. В то время как издатель, разработчик и дистрибьютор компьютерных игр Take-Two Interactive превзошел все прогнозы, его конкурент Electronic Arts разочаровал участников рынка.
Акции Electronic Arts упали на 7% после выхода квартальной отчетности за период с июля по сентябрь 2020 года.
Electronic Arts существует с 1982 года. Среди наиболее известных игровых серий компании — шутеры Medal of Honor и Battlefield, симулятор жизни The Sims, линейка игр Star Wars, а также гоночные игры Need for Speed. Большой популярностью пользуется спортивные симуляторы Madden NFL, FIFA, NBA Live и другие.
«Как это ни прискорбно, в марте пандемия определенно взбодрила наших потребителей — сказал генеральный директор Take-Two Штраус Зелник. — То, что мы видим сейчас, — это системный сдвиг в пользу интерактивных развлечений».
Американский издатель, разработчик и дистрибьютор компьютерных игр Take-Two Interactive владеет студиями 2K Games и Rockstar Games. В их активе — популярные игровые серии Grand Theft Auto, Serious Sam, Max Payne, Red Dead, Mafia и BioShock. В конце 2018 года компания выпустила игру Red Dead Redemption 2, которая поставила абсолютный рекорд по выручке за первые выходные продаж по всей развлекательной индустрии, включая кино и музыку.
Take-Two вынудила Hazelight отказаться от торговой марки It Takes Two
За последние три месяца издатель Grand Theft Auto подал 25 исков, чтобы защитить свои бренды.
Компания Hazelight отказалась от патентной заявки на свою игру It Takes Two. С октября этого года права на торговую марку тайтла принадлежат Take-Two Interactive.
Hazelight подала заявку на товарный знак It Takes Two в мае 2020 года. Заявку разместили публично, чтобы другие стороны могли подать возражения в конце года, но Take-Two дважды просила продлить срок подачи обжалования на случай, если решит официально возразить.
Разработчик отказался от заявки на товарный знак в марте этого года — тогда It Takes Two вышла в релиз и стала доступна в программе EA Originals.
Представитель Hazelight сообщил журналистам издания Eurogamer, что разработчики тайтла «не могут комментировать текущие споры», но они «надеются, что конфликт в итоге будут разрешён».
Знаменитый в игровой индустрии юрист Ричард Хог, комментируя ситуацию, заявил, что Take-Two была «очень агрессивна» в этом вопросе: за последние три месяца компания подала 25 исков.
Take-Two жаловалась на компании, бренды которых наиболее похожи на принадлежащие ей Bully Free World, Max Fayne, Max Pain, GTAPLAM, ZZGTA, GTANUU, GTADQIU, Mafia City, Mafia: Crime Wars, Inside the Mafia.
Компания подала иски против Think Like A Rockstar, Rockstars Garage, Rockstar Axe Throwing, Take Five, Take 2 Back Poker, IRL Social Club и Modern Agent Social Club. Основание для всех исков — схожесть с названием студии Rockstar Games или названием самой Take-Two.
В октябре студия Hazelight рассказала об успехе кооперативного приключения It Takes Two — с момента релиза в марте этого года тираж проданных копий тайтла достиг отметки 3 млн. Игру высоко оценили и критики, и геймеры.
Трейлер It Takes Two
Hazelight Studios в 2014 году основал известный в индустрии ливано-шведский режиссёр и геймдизайнер Юсеф Фарес. До выхода It Takes Two компания разработала кооперативное приключение A Way Out, которое аудитория тоже встретила тепло.
Take-Two Interactive всегда ведёт агрессивную политику в отношении своих франшиз. Не так давно корпорация кинула DMCA-страйк на российский сайт, посвящённый GTA: в редакцию портала пришло письмо с требованием удалить моды, нарушающие авторские права (DMCA), — два для GTA 4 и один для GTA 3. В сентябре Take-Two подала судебный иск против 14 программистов, стоящих за проектом re3, который располагает «полностью зарезервированным исходным кодом для GTA 3 и GTA VC», а также возможностью портирования этих тайтлов на консоли Nintendo Switch, Wii U и PlayStation Vita фанатских версий GTA 3 и Vice City. Тогда представители компании заявили, что переделка и распространение их тайтлов «нанесли и продолжают наносить Take-Two непоправимый вред».
Журналист и исследователь японской популярной и игровой культуры. Увлекается корейскими и китайскими боевыми искусствами. Утверждает, что видел живого Виктора Пелевина.
Take-Two подала в суд на людей, которые собрали исходный код GTAIII и Vice City через обратный инжиниринг
В начале 2021-го группа энтузиастов выложила на GitHub проекты re3 и reVC — исходный код Grand Theft Auto III и Vice City, полученный при помощи обратного инжиниринга. Ценность проектов для сообщества очень высокая: они открывают огромный простор для модов и самопальных портов. Однако затем начали вмешиваться юристы Take-Two.
Напомним предшествующую цепочку событий:
Теперь у юристов Take-Two лопнуло терпение: они запустили полноценный судебный иск. Корпорация обвиняет создателей re3 и reVC в нарушении прав и преднамеренном умысле — дескать, разработчики-любители прекрасно знали, что им не позволено публиковать данный исходный код.
Как настаивают юристы Take-Two, нарушители сделали GTAIII и Vice City «полностью бесплатными для публики», позволили бесчисленному количеству других людей создавать свои неавторизованные производные копии игр, а также «присвоили рынок, принадлежащий Take-Two». Под последним имеются в виду, например, порты для Nintendo Switch и PS Vita, собранные на основе re3 и reVC, — официальных версий GTAIII и Vice City на этих платформах не было.
Похоже, того, что для запуска необходимы копии оригинальных игр, недостаточно: по словам обвинителей, в исходном коде всё равно используются тексты, диалоги и определённые ассеты, принадлежащие Take-Two. А то, что код функционирует практически так же, как оригинал, даёт право жаловаться на нелегальное распространение — защита с обратным инжинирингом здесь не действует, уверяют юристы Take-Two.
Предполагается, что у адвокатов есть повод зверствовать в этом иске особенно сильно: по слухам, Take-Two и Rockstar собираются выпустить переиздание GTAIII, Vice City и San Andreas.
Take-Two и Electronic Arts не подвели инвесторов. Что было в отчетах
После завершения основной торговой сессии свои квартальные отчеты представили два крупных представителя игровой индустрии — Take-Two Interactive Software и Electronic Arts. Компании не разочаровали инвесторов, а их акции подорожали на постмаркете на 1,1% и 4,2% соответственно.
11 ноября компания выпустит цифровую версию трилогии GTA — Grand Theft Auto: The Trilogy — The Definitive Edition для игровых приставок PlayStation 5, PlayStation 4, Xbox серии X|S, Xbox One, Nintendo Switch и ПК. В виде дисков игра будет доступна для покупки с 7 декабря, а для устройств iOS и Android ее скачивание будет доступно в первой половине 2022 года.
Также компания объявила, что впервые в истории Borderlands 3 Ultimate Edition будет доступна в виде физического диска для PlayStation 5 и Xbox Series X, начиная с 12 ноября. Новая игра Tiny Tina’s Wonderlands будет выпущена в марте 2022 года. Однако компания перенесла релиз Marvel’s Midnight Suns с марта на вторую половину 2022 года
Еще в сентябре EA заявила, что новая игра «Battlefield 2042» будет выпущена 19 ноября вместо ранее запланированного выхода 22 октября. Объявление компании снизило опасения инвесторов относительно возможного переноса релиза на 2022 год.
Отвечая на вопрос о том, разумно ли выпускать игру прямо перед Черной пятницей, финансовый директор EA Блейк Йоргенсен сказал аналитикам, что в прошлом было примерно в пять раз больше игр, конкурирующих за внимание пользователей, по сравнению с этим годом. «Мы уже знаем, что многие игры были отложены», — сказал Йоргенсен. «И поэтому календарь релизов далеко не так переполнен, а потребность в снижении цен далеко не так высока».
Йоргенсен также сообщил, что уже более 60% игр компании продаются посредством цифровой загрузки, что позволяет увеличить количество проданных копий. «Это позволяет нам вносить краткосрочные изменения в цены в случае необходимости», — сказал Йоргенсен. — «И нам не нужно заключать крупные сделки с розничными торговыми сетями, как мы делали это раньше».
Выпуск некоторых игр также отложили в Activision Blizzard. Компания перенесла на более поздний срок релизы ожидаемых видеоигр Overwatch 2 и Diablo IV, которые должны были выйти в 2022 году.
Marketwatch отмечает, что сейчас разработчики стараются не выпускать видеоигры с ошибками и багами, поэтому задержки релизов становятся все более обычным явлением. В прошлом году польская студия CD Projekt Red выпустила игру Cyberpunk 2077, однако сразу после ее выхода пользователи начали жаловаться на многочисленные технические проблемы и сбои. В результате акции компании обвалились, Sony убрала игру из магазина Sony PlayStation Store, а инвесторы подали в суд на создателей Cyberpunk 2077.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»