таксономии бенджамина блума какие 4 вопроса помогают подготовить занятие
Таксономия Блума как методика оценки успешности обучения
Таксономия целей Блума помогает правильно определить задачи обучения. Многим кажется, что это — получение знаний. Но на самом деле школы и другие учебные заведения должны научить анализировать полученную информацию, сопоставлять ее и делать выводы. Как это сделать?
Таксономия Блума — что это такое
Если сказать кратко, таксономия Блума — это классификация педагогических целей. Ее создатель, как видно из названия, — профессор педагогики Чикагского Университета Бенджамин Блум. В 50-е годы прошлого столетия он пытался систематизировать цели и задачи обучения. Результатом этой работы и стала теория, которая по прошествии десятков лет вызывает массу споров. Но при этом активно используется при создании образовательных программ.
Согласно таксономии Блума, обучение — это не просто запоминание каких-либо фактов. Оно должно включать в себя их анализ и оценку.
Можно сказать, что таксономия Блума — это педагогическая методика по запоминанию и усвоению знаний.
Таксономия мыслительных умений Блума (глаголы действия)
Свои мысли по поводу педагогического процесса автор выразил в книге «Таксономия образовательных целей: сфера познания». Там он рассказал о том, в какой иерархии находятся образовательные цели. Если смотреть на пирамиду снизу вверх, цели идут в таком порядке:
На каждом уровне учащийся побуждается к действию. Для этого используются специальные глаголы таксономии Блума. Обучение выглядит так:
Уровень пирамиды | Определение | Действия педагога | Действия ученика | Глаголы |
---|---|---|---|---|
Знание | Выделение важной информации | Рассказать, показать, при необходимости направить | Принять, запомнить, распознать | Перечислить, запомнить, назвать |
Понимание | Понимание полученной информации, объяснение своими словами | Сравнить, противопоставить, продемонстрировать | Объяснить, преобразовать, продемонстрировать | Обсудить, определить, рассказать |
Применение | Применение новых знаний в конкретных ситуациях | Наблюдать, помогать, критиковать | Показать знания, решить поставленные задачи | Применить, вычислить, изменить, выбрать, классифицировать, завершить, инсценировать, провести эксперимент, соотнести, спланировать, решить, использовать |
Анализ | Разделение информации на отдельные, связанные между собой части | Направить, исследовать, проинформировать | Разделить, обсудить, раскрыть | Проанализировать, сгруппировать, сравнить, связать, упорядочить, проверить |
Синтез | Обобщение информации | Обобщить, оценить, порассуждать | Обобщить, сформулировать, спланировать | Сгруппировать, скомбинировать, разработать, предложить, перегруппировать, установить, заменить |
Оценка | Оценивание знания согласно определенным критериям | Уточнить, допустить, гармонизировать | Провести дискуссию, оценить, выбрать | Доказать, сделать выводы, обосновать, порекомендовать, суммировать, проверить, оценить |
Три области обучения
Таксономия учебных целей по Блуму включает три области образовательной деятельности. Рассмотрим каждую из них подробнее.
Когнитивная
Это знания и развитие интеллекта. Сюда включаются запоминание каких-либо фактов, распознавание информации, построение связей и т.д.
Блум разделил когнитивный процесс на шесть частей. Они описаны выше в таблице по таксономии Блума. Приведем примеры и инструменты, используемые в каждой из них:
Уровень | Примеры | Инструменты |
---|---|---|
Знание | Цитирование правил техники безопасности, котировки цен наизусть | Выделение важных моментов в тексте, повторение после чтения, использование флэш-карточек |
Понимание | Записать принципы по-своему, своими словами. Объяснить материал другому человеку так, чтобы он понял | Аналогии, метафоры, заметки, поиск в интернете |
Применение | Высчитать, сколько сотрудник должен быть в отпуске, не используя компьютер и специальные программы. Оценить надежность, воспользовавшись законами статистики | Практические занятия, обучение в группе |
Анализ | Выявить сделанные в рассуждениях логические ошибки | |
Синтез | Составить инструкцию | Пример заданий по таксономии Блума — составление э ссе, создание новой модели |
Оценка | Выбрать из нескольких кандидатов самого лучшего. Принять лучшее для этой ситуации решение |
Аффективная
Эта область обучения тесно связана с чувствами, эмоциями, настроением. Также имеет несколько уровней:
Процесс | Описание | Пример | Ключевые слова |
---|---|---|---|
Восприятие | Готовность слушать, внимание (избирательное), осведомленность в каких-то вопросах | Уважительно выслушать другого человека | Признание, внимательность, понимание |
Реагирование | Учащиеся активно участвуют в процессе, готовы отвечать | Участие в обсуждении, работа с презентациями | Ответить, помочь, исполнить, рассказать |
Усвоение ценностей | Человек придает ценность явлению или объекту | Проявление чувствительности к различиям в культуре, вера в процесс демократии | Ценить, оберегать, инициировать, делиться, уважать |
Организация ценностей | Учащийся превращает ценности в приоритеты, противопоставляет их друг другу, разрешает конфликты | Ученик понимает, что между свободой и ответственностью нужно сохранять баланс | Связать, сравнить |
Интернализация ценностей | У учащегося есть ценности, определяющие его поведение. Он действует последовательно, предсказуемо | В самостоятельной работе человек уверен в себе. Он решает проблемы, используя объективный подход. Принимает людей такими, какие они есть | Действовать, выполнять, задавать вопросы, проверять, решать |
Заключение
Споры об актуальности таксономии Блума как методики оценки успешности обучения, наверное, будут продолжаться еще долгие годы. Одни будут критиковать иерархию в пирамиде. Другим не понравится разделение на области обучения. Но можно сказать одно: теория стала большим шагом вперед в процессе выделения педагогических целей. Благодаря ей учителя правильно построят обучение, а ученики не только получат знания, но и научатся оценивать их и применять в жизни.
Ромашка Блума: примеры вопросов в начальной школе
Критическое мышление – это важная способность, которая должна быть сформирована у каждого ребенка. На его развитие влияет умение задавать вопросы, анализируя полученную информацию. Педагогический прием Ромашка Блума хорошо реализует эту задачу, а игровая форма работы делает процесс интересным и увлекательным.
Что такое Ромашка Блума
Ромашка Блума – это один из приемов технологии развития критического мышления, система вопросов, основанная на таксономии Б. Блума.
Американский психолог Бенджамин Блум создал классификацию уровней познавательной деятельности. Каждому из этих уровней соответствует свой тип вопросов, который ставит перед ребенком определенную проблему:
Ромашка Блума состоит из 6 лепестков, каждый из которых содержит свой тип вопросов. Этот прием широко используется в обучении. Он ценится не только универсальностью (подходит как для начальных, так и для старших классов), но и тем, что способствует мыслительной деятельности детей, учит их слышать мнение друг друга, развивает познавательный интерес и помогает научиться работать с текстом.
Все лепестки ромашки Блума можно разделить на 3 группы по их образовательной цели:
Поэтому такая методика работы не дает детям готовые знания, а ставит перед ними проблему, решение которой они должны найти самостоятельно, используя свой опыт и познания.
Шесть лепестков – шесть вопросов
Рассмотрим подробно особенности каждого из лепестков метода Ромашка Блума.
Простые вопросы
Используются, когда требуется назвать какие-либо факты или воспроизвести конкретную информацию: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?», «Сколько?». Для ответа на них требуется знать фактический материал и активизировать работу памяти.
Часто формулировка такого типа вопросов начинается со слова: «Назови …».
Уточняющие вопросы
С их помощью устанавливают обратную связь с собеседником, чтобы разъяснить или конкретизировать только что полученную от него информацию. Также они помогают получить сведения, которые не были сообщены прямо, но подразумевались в беседе.
Примеры этих вопросов Ромашки Блума могут быть такими:
Интерпретационные (объясняющие) вопросы
Большинство из них строятся со словом: «Почему …?». Они помогают устанавливать причины и следствия различных явлений и поступков: «Почему зимой выпадает снег?».
Интерпретационные вопросы помогают найти новый подход к проблемам, получить углубленную информацию о различных вещах и выяснить ранее непонятные причины действий и поступков людей.
Важно понимать, что свою функцию такие обучающие вопросы выполняют только тогда, когда ученик еще не знает ответа на него. Если ребенок уже будет знать решение, то вопрос становится простым.
Творческие вопросы
В них всегда присутствует частичная условность, предположение или прогноз, поэтому вопрос обычно содержит в своей формулировке частицу «бы» или начинается со слова: «Придумай …»:
Ответы на такие вопросы не только хорошо развивают фантазию у детей, но и помогают усвоить учебный материал в процессе его преобразования.
Практические вопросы
Задаются с целью проверить связь теории и практики. Они показывают, насколько хорошо ученики умеют привести свои примеры к какой-либо ситуации или явлению. Удобно начинать такой вопрос со слова: «Предложи …»:
Ответы на них помогают посмотреть на проблему со стороны, найти новое решение и проверить, насколько реальна та или иная идея.
Оценочные вопросы
Позволяют выяснить критерии оценки каких-либо событий, фактов и явлений. Они помогают выбрать лучший из вариантов решения проблемы или ситуации. Детям оценочные вопросы можно задавать, начиная со слова: «Поделись …».
Обладают рядом достоинств. Во-первых, они помогают задействовать эмоциональную сторону мышления учеников и способствуют лучшему пониманию своих чувств и мыслей. Во-вторых, такие вопросы помогают приобрести навык спрашивать более глубокие вещи, чем просто факты из текста.
Элемент урока с использованием приема «Ромашка Блума»
Технология Ромашка Блума универсальна и может использоваться на любом из уроков.
Рассмотрим пример, когда дети в 4 классе работают с рассказом М. Пришвина «Лоси», используя Ромашку Блума.
Если ученики знакомы с Ромашкой Блума с первого класса, то к четвертому вопросы задает уже не учитель, а сами дети друг другу. Класс заранее разделен на 6 групп, каждой достается свой тип вопросов. Ребята самостоятельно читают текст и придумывают свои вопросы. Учитель следит за их работой и контролирует время урока, чтобы успеть проверить каждую группу.
Вот какие вопросы получились у детей на основе прочитанного текста:
Кто рассказывает историю про лосей?
Где происходит действие рассказа?
Какими описаны в тексте лоси?
Правильно ли я понял, что дед был охотником?
Действительно ли лосята вели себя как маленькие дети?
Можно ли считать, что лосиха любит своих детенышей?
Как вы думаете, что произошло, если бы дед выстрелил в лосей?
Что могло случиться с лосятами, если бы лосиха убежала, увидев охотника?
Как бы вы поступили на месте деда?
Что бы вы сказали охотнику, если бы сидели у того костра?
Какой урок можно вынести, послушав такую историю?
Как вы оцениваете поступок деда?
Таким образом, каждый из учеников усвоил содержание текста и проработал его на разном уровне познавательной деятельности.
Когда вопросы-интерпретации актуальны?
Вопросы-интерпретации – это хороший помощник для учителя практически на любом уроке. Использовать такие вопросы можно начинать уже с 1 класса, но задавать их должен сам учитель. А вот давать ученикам делать это самим нужно с осторожностью.
Первоклассники не всегда могут понять, какой ход рассуждений от них требуется, а неисчерпаемая детская фантазия может занять много времени урока. Ученики настолько увлекаются этим видом работы, что начинают задавать вопросы ради вопросов, не раскрывая важных идей и фактов.
Начиная с пятого класса, вопросы-интерпретации приобретают наибольшую актуальность. В этом возрасте дети уже более осознаны, имеют довольно большой запас знаний, которые помогут докопаться до многих причин явлений и поступков. К тому же, в старших классах много тем, где ученики должны сами разобраться в материале, чтобы его понять – объясняющие вопросы будут здесь отличным средством обучения.
Мои рекомендации по использованию Ромашки Блума
В своей практике я активно использую этот прием на уроках литературного чтения, чтобы проверить уровень понимания текста и моральные ценности детей. А на уроках русского языка и окружающего мира удобно разбираться в сути различных понятий и явлений (знакомство с частями речи, природными зонами и др.).
При работе стараюсь придерживаться следующих рекомендаций:
Насколько эффективен данный прием для развития критического мышления детей
Критическое мышление – это способность анализировать полученную информацию, находить обоснованные решения и накладывать новые знания на собственный опыт. Такие навыки помогают ребенку усвоить материал на более глубоком уровне – понимания.
Шаблон Ромашки Блума
Скачать шаблон Ромашки Блума для заполнения на уроках можно здесь.
Заключение
Прием Ромашка Блума хорошо впишется в любой тип урока, научит задавать вопросы и осознанно читать тексты. А разные по сложности вопросы помогут выяснить уровень развития критического мышления и понимания материала у каждого ребенка.
Таксономия Блума как модель навыков критического мышления
Продолжайте заполнение таблицы мышления «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (практическая работа Модуля 1, Задание 1).
Графу «Что я узнал» заполняйте по ходу знакомства с содержанием модуля.
В течение многих лет специалисты в области образования стремились разработать наглядную и доступную теорию, которая помогла бы педагогам в эффективном и систематическом развитии навыков мышления у обучающихся. Самой известной моделью, описывающей процесс мышления, является Таксономия Блума (Bloom’s Taxonomy). Данная модель состоит из навыков мышления, структурированных от самого базового до самого продвинутого уровня.
Таксономия Блума – иерархическая модель навыков мышления, состоящая из шести различных уровней. В рамках этой модели целесообразно рассматривать и развитие критического мышления, т.к. педагогу, чтобы развивать критическое мышление у обучающихся, отслеживать его, нужно понимать, мышление какого уровня развивают задания и вопросы, которые используются в процессе работы. Таксономия Блума является инструментом, который помогает отслеживать эффективность деятельности всех типов интеллекта учащихся.
Таксономия — иерархически выстроенная система целей и результатов от простой к сложной системе.
Понятие таксономии возникло впервые в биологии. Сам термин был предложен швейцарским ботаником О. Декандолем в 1813 г. Таксономия Блума — классификация учебных целей в когнитивной (познавательной) сфере, предложенная в 1956 году Б. Блумом в книге «Таксономия Образовательных Целей: Сфера Познания». Традиционная таксономия Блума сегодня широко используется в качестве инструмента планирования образовательного процесса.
В таксономии целей когнитивная (познавательная) деятельность включает в себя следующие категории: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Мыслительные умения расположены им в иерархии от простых к более сложным. К мышлению низкого порядка относятся знание и понимание (они находятся внизу пирамиды), т.к. именно эти процессы наиболее широко представлены в процессе обучения: учащиеся получают знания и воспроизводят их.
Цели обучения более эффективны, если они включают конкретные глаголы, которые могут сказать обучающимся, что они должны делать. Глаголы, перечисленные в таблице, связаны с каждым уровнем мышления, которые в свою очередь связаны с деятельностью, продуктами и результатами, специфичными для цели.
Таксономия образовательных целей Блума (традиционная)
Навык (уровень мышления)
Определение (результат обучении)
(когнитивные действия и операции)
Припоминание информации (запоминание и воспроизведение изученного материала)
Определять, описывать, называть, выделять, маркировать, узнавать, воспроизводить, показать, следовать
Понимать значение, перефразировать
главную мысль, передать новую информацию своими словами (интерпретация материала)
Обобщать, преобразовывать, сравнивать, перефразировать, защищать, интерпретировать, давать примеры
Использовать информацию или в новой ситуации.
Три типа режима понимания:
1) перевод – воспринимать изложенное и переносить в другую форму (другие слова, графики и т.д.);
2) интерпретация – перестраивание идей в новую конфигурацию;
3) экстраполяция – оценивание и прогнозирование, исходя из ранее полученной информации.
Выстраивать, конструировать, классифицировать, моделировать,
Разделять информацию или концепции на части для лучшего понимания
Сравнить/противопоставить, разбить информацию на части,
выделить, разграничить отобрать, исследовать
Соединить идеи для создания чего-то нового
Делать суждения относительно ценности. Создание суждений, основываясь на критериях и стандартах путем проверки и критики.
судить, оправдывать, оспаривать, классифицировать
На каждом уровне осваиваются определенные алгоритмы операций мыслительной деятельности: операции сравнения, анализа, синтеза, конкретизации и абстрагирования, формирования понятий, построения суждений и умозаключений, классификации, обобщения, систематизации.
Слабым местом оригинальной классификации педагогических целей Блума считают:
1) отсутствие уровня, отвечающего за продуктивную, творческую деятельность;
2) отсутствие действий, предполагающих решение проблем или проектную деятельность.
В конце 90-х гг. группа ученых с Лорином Андерсоном составили обновленную версию таксономии Блума, которая более соответствует образовательной практике XXI века. Согласно этой версии шестой уровень «создавать» включает конструирование учащимися творческих проектов и решение учебно-познавательных задач на основе самостоятельно разработанных алгоритмов деятельности. Новая версия включает наивысший компонент – творчество. Этот навык подразумевает соединение уже известного для создания чего-нибудь нового, для чего обучающиеся генерируют, планируют и, в конечном счете, производят. Новая таксономия проводит различие между знанием о том, «что», т.е. содержанием мышления, и знанием того, «как», то есть, процедурах, используемых в решении проблем.
Применение таксономии Блума в приёмах технологии развития критического
Прием «Ромашка вопросов»
«Ромашка вопросов» (автор Загашев И. О.) ― это модифицированная «Ромашка Блума». Данный прием формирует умение создавать вопросы.Шесть лепестков – шесть типов вопросов, которые связаны с классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.
Навык (уровень мышления)
Правильно ли я понял.
Как можно применить.
Что можно сделать из.
Простые вопросы предполагают знание определенных фактов иоперирование конкретной темой (информацией). Данный тип вопросов часто присутствует на традиционных формах контроля: зачетах, терминологических диктантах и т.д.
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?», могут быть направлены на установление причинно-следственных связей: «Почему идет дождь?». Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности. Педагогу следует внимательно относится к постановке данного типа вопросов, т.к. вопрос может восприниматься негативно (как принуждение к оправданию).
Творческие вопросы можно формулировать в условном наклонении, что предполагает элемент предположения и импульс к фантазии.
Оценочные вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Чем урок алгебры отличается от урока геометрии?».
Практические вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Где вы в обычной жизни можно наблюдать диффузию?»
Применение данного приема приемлемо для всех возрастных категорий учащихся.
Приём разработан американским ученым и психологом Бенджамином Блумом и направлен на проверку усвоения знаний и выявление степени предметно-эмоционального погружения детей в тему.
Методика использования
Грани кубика содержат вопросы, предполагающие рассмотрение всех аспектов темы, а также которые затрагивают все уровни познания: назови, почему, объясни, предложи, придумай, поделись.
Формулируется тема урока, которая должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать. Учащийся бросает кубик и формулирует вопрос к учебному материалу по той грани, которая выпадает.
Возможны два режима использования данного приёма:
1) Учитель задаёт соответствующие вопросы.
2) Ученики формулируют вопросы.
Данный прием уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.
Вопрос, начинающийся со слова «Назови…» может соответствовать уровню репродукции, т.е. простому воспроизведению знаний.
Вопросы, начинающиеся со слов «Почему…» соответствуют процессуальным знаниям. Дети в данном случае должны найти причинно-следственные связи, описать процессы, происходящие с определённым предметом или явлением.
При формулировке вопроса «Объясни…» учащийся анализирует изученный материал, а при ответе применяет знания в новых практических ситуациях.
Задания «Предложи…», «Придумай…», «Поделись…» направлены на активизацию мыслительной деятельности учащегося. Он выделяет скрытые (неявные) предположения, проводит различия между фактами и следствиями, анализирует, оценивает значимость данных, использует знания из разных областей, обращает внимание на соответствие вывода имеющимся данным
Прием «Кубик Блума» позволяет провести повторение, обобщение знаний, наблюдение достижения обучающимися определенных уровней мышления.
Для работы с младшими школьнивами учителя-практики предлагают модификацию кубика Блума, используя следующие вопросы:
– Опиши (форму, размер, цвет, назови по имени, и т.д.);
– Сравни (сравнить заданный предмет или явление с подобными, указать сходства и различия);
– Назови ассоциацию (с чем ассоциируется у тебя предмет, явление);
– Сделай анализ (из чего состоит, как работает и пр.);
– Примени (привести примеры использования или показать применение).
– Оцени (указать все «плюсы» и «минусы»).
Основным преимуществом модели Б. Блума является то, что мышление представлено в ней в структурированной и доступной форме. Классификация уровней усвоения учебного материала как метод оценки успешности обучения, позволяет четко формулировать дидактические цели при разработке разноуровневых заданий. Таксономия Бенджамина Блума оказывает практическую помощь современному педагогу, является эффективным инструментом в руках учителя-практика как при обучении школьников решению проблем, так и при оценке результатов обучения.
3. Dalton, J. & Smith, D., (1986). Расширение специальных способностей детей: стратегии для начальных классов.
4. Смирнова В. А. Использование таксономии целей и задач для разработки кодификатора познавательных универсальных учебных действий // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 572-576. — URL https://moluch.ru/archive/97/21698/
5. Загашев И. О. Умение задавать вопросы // Перемена (Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо). – 2001. № 4.
Стратегии постанови вопросов
Вопрос является одним из основных инструментов развития навыков критического мышления. По мнению Б. Блума, существует прямая связь между уровнями мышления и ответами на вопросы, которые мы задаем. При этом сами вопросы образуют иерархию, соответствующую таксономии мышления. Вопросы на запоминание относятся к самому низкому уровню. Вопросы на оценку или суждения рассматриваются как высокий уровень мышления. На самом деле все вопросы важны и все они приводят к различным видам мышления. При ответе на вопросы учащиеся анализируют и интерпретируют информацию, анализируют идеи, строят гипотезы, отстаивают свою точку зрения. Вопросы являются средством стимулирования различных видов мышления на разных уровнях сложности.
Типология вопросов по уровню сложности
Вопросы на знания (кто, что, назови, где, когда, перечисли) – самый низкий уровень вопросов, требующий механического вспоминания информации. Информация воспроизводится практически в том самом виде, в котором была получена. Ученику достаточно знать фрагменты материала для того, чтобы успешно ответить на вопрос. Такие вопросы чаще всего предусматривают один правильный ответ. Данный тип вопросов часто бывают наиболее трудными для слабых учащихся. Вопросы на знания используются для проверки знаний не стимулируют развитие навыков критического мышления, способствуют тренировке памяти.
Вопросы на понимание (опиши, расскажи своими словами, подчеркни, объясни, обсуди, сравни) задаются для раскрытия связей между идеями, фактами, определениями или ценностями. Ученик должен подумать, как они увязываются между собой, группируются, объединяются в категории. Эти вопросы являются ключевыми, поскольку они как никакие другие стимулируют мыслительную деятельность.
Вопросы на применение (примени на практике, используй, продемонстрируй, объясни, выбери, интерпретируй) требуют использования уже известной ученикам информации в новых условиях или ситуациях. Вопросы на применение дают возможность решать проблемы, исследовать их. Эти вопросы достаточно сложны, так как подразумевают нестандартные ответы и поиск решений.
Вопросы на анализ (обобщи, проанализируй, разложи, построй диаграмму, упрости, представь результаты опроса, сравни) предусматривают разложение информации на составляющие. Анализ требует от ученика уметь определить причины, последствия, мотивы, уметь обобщать и приходить к умозаключениям.
Вопросы на синтез (составь, построй, придумай, пересмотри, формулируй, сделай, спланируй) связаны с творческим решением проблем на основе оригинального мышления. Если вопросы на применение сводятся к решению проблем на основе имеющейся информации, то вопросы на синтез дают возможность использовать собственные знания и опыт для творческого решения проблемы. Вопросы на синтез могут иметь неоднозначный ответ.
Вопросы на оценку (оцени, сравни, кто прав, назови важное) задаются учащимся для того, чтобы они вынесли собственное суждение о хорошем и плохом, о справедливом и несправедливом. У вопросов на оценку не может быть одного правильного ответа.
Выходя за рамки вопросов формального уровня, педагог демонстрирует ценность мысли учащихся. Дети начинают сознавать, что изучение фактической информации – это лишь один из видов учения, а для того, чтобы знания стали ценными, их надо интегрировать, анализировать и использовать.
Рекомендации по организации работы с вопросам,
которые задает учитель
– Готовьте вопросы еще на стадии планирования урока.
– Связывайте вопросы с наиболее важным материалом, что усилит его, даст учащимся понять, что именно на это вы хотите обратить их внимание.
– Задавайте открытые понятные и конкретные вопросы, на которые можно ответить больше, чем «да» и «нет». Избегайте общих неопределенных вопросов типа «Что вы думаете по поводу прочитанного?». Если ученик все-таки отвечает односложно, задайте следующий вопрос, который подтолкнет его к более распространенному ответу.
– Используйте понятные учащимся слова. Ребенок не сможет ответить на вопрос, содержащий незнакомую ему терминологию.
– Задавайте вопросы, следуя определенной логике, понятной ребенку. Дети могут быть сбиты с толку беспорядочно сыплющимися вопросами. Помните, вопрос – это хороший способ обозначить переход к другой теме.
– Задавайте вопросы разного уровня сложности. Педагог будет поддерживать активность учащихся, если сложные вопросы, которые требуют анализа, синтеза и оценки, будут чередоваться с простыми вопросами на память и понимание.
– Задавайте вопросы для обеспечения обратной связи, чтобы убедиться в том, что насколько правильно дети поняли материал.
– Давайте учащимся время подумать, прежде чем спросить их. Имеется прямая связь между количеством времени, которое учителя тратят на ожидание, и уровнем мышления учащихся. В среднем учителя обычно ждут одну секунду. Исследования показывают, что если учителя продлят время ожидания до трех секунд, а еще лучше 10-15, то уровень мышления значительно повысится. Здравый смысл требует давать учащимся время подумать о возможных вариантах ответов на ваши вопросы. Повисшая пауза может раздражать, но она необходима для того, чтобы ученики поверили в то, что учитель действительно заинтересован получить ответ на свой вопрос. Можно попросить записать ответ, а потом спросить несколько человек прочитать свои ответы. Этот прием способствует активному вовлечению всех учащихся в работу.
– Если не получаете на вопрос ожидаемого ответа, то попробуйте перефразировать вопрос. Одной из причин может быть разное понимание вопросов педагогом и обучающимся.
– Важно привлекать к ответам на вопросы всех учащихся. Для этого педагог должен обращаться по имени к наиболее застенчивым ученикам и иногда игнорировать тех, кто считает, что может давать ответ на каждый вопрос. Многие учащиеся не любят отвечать на вопросы в классе, потому что боятся получить плохую оценку. Когда учителя перестают все время задавать вопросы на оценку и переходят к вопросам, направленным на развитее мышления, дети обычно становятся более активными. По мере того, как учащиеся привыкают к свободному обмену мнениями, где все идеи встречаются с уважением и считаются важными, и где не существует единственно правильных ответов, они будут стремиться выразить свои мысли и выслушать мнение других.
Рекомендации по организации работы с вопросам,
которые задает ученик
– Создайте комфортную обстановку которая бы располагала ребенка к задаванию вопросов.
– Дайте понять, что вы ждете от учеников вопросы, что вам интересно отвечать на них, что «глупых» вопросов для вас не существует.
– Планируйте время для вопросов учеников в процессе урока. Часто классическая фраза «Есть ли вопросы?» произносится за минуту до звонка и у учащихся является сигналом к окончанию урока.
– Не торопите учеников, когда они формулируют свои вопросы. Оставляйте 10-15 секунд на то, чтобы собраться с мыслями.
– Переадресуйте вопросы, заданные учеником, другим ученикам. Это может помочь завязать дискуссию среди учеников.
– Вводите в практику заблаговременную подготовку вопросов: каждый раз, когда дается задание на чтение, решение задач, письменное сочинение и т.д., предлагаете детям записать три вопроса, которые возникали у них в процессе подготовки.
Классификация вопросов по методу Блума