Talis что это в образовании
О международном сравнительном исследовании TALIS
В России начинается подготовка к проведению международного сравнительного исследования педагогического корпуса TALIS (Teaching and Learning International Survey).
В начале 2017 года пилотный этап исследования Teaching and Learning International Survey стартует в таких субъектах РФ, как Москва, Московская, Тамбовская и Воронежская области.
В «семье» международных образовательных исследований TALIS занимает важное место. Получив его результаты, каждая страна может проанализировать подготовку и условия труда своих педагогов и сопоставить их с международными нормами. Раз в пять лет Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) проводит это исследование в разных странах.
В чем особенность данного исследования?
В международном исследовании TALIS в 2013 году приняли участие 6 500 школ, их директора и более 100 000 случайно выбранных учителей средней школы из 34 стран.
В России партнерами ОЭСР по проведению TALIS являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования», Институт образования НИУ ВШЭ.
Результаты TALIS 2013 года еще не отражают всех изменений, произошедших в российском образовании за последние годы. Среди них разработка и реализация федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), внедрение новых систем оплаты труда (НСОТ), модернизация системы повышения квалификации, разработка профессионального стандарта учителя, апробация механизмов общественно-государственного управления школой.
TALIS 2018 года будет проходить на новом этапе развития российской системы образования.
В 2013 году 58,7% молодых российских педагогов и 41% учителей среднего возраста отмечали, что профессия учителя уважаема в обществе.
Результаты TALIS во всем мире свидетельствуют о том, что учителя чувствуют себя недооцененными. Аналитики отмечают, что выбор педагогической профессии определяется не только внутренней, но и внешней мотивацией. К числу внешних стимулов относится позитивное восприятие учительской профессии в обществе. Многие государства, получив результаты исследования, поставили перед собой задачу создавать и поддерживать более эффективные системы оценки и вознаграждения учителей как на школьном, так и на системном уровнях.
В TALIS 2018 года будут включены новые темы, связанные с анализом признания и поощрения учительского труда.
Российские исследователи зададут педагогам и директорам целый комплекс вопросов: как поощряется применение инноваций в педагогической деятельности? Какие ступени проходит карьерное развитие учителя? Какой видится педагогам связь между своей заработной платой и своими достижениями? Какие меры предпринимает администрация школы, помогая учителям преодолевать неудовлетворенность педагогической профессией? Как учитель распоряжается своим рабочим временем? Как организована обратная связь в педагогическом коллективе с администрацией школы, с семьями?
Особое внимание при проведении TALIS 2018 года будет уделено личному отношению учителей к своей профессии. Отдельно будут проанализированы убеждения учителей и их профессиональные достижения. Сопоставление двух блоков данных позволит выявить причины возможных сомнений в выборе профессии. Эксперты предполагают дать рекомендации для разных групп учителей по повышению привлекательности труда в школе.
На прошлом этапе TALIS наши аналитики математическими методами выявили определенную долю «социально желательных ответов». Поэтому в своей предварительной работе с регионами, на наших вебинарах и консультациях с региональными координаторами проекта, мы объясняем, что исследование TALIS не является мониторинговым или контролирующим. Ответы учителей-участников остаются анонимными: нам важна объективная картина положения педагогов, условий их работы, структуры нагрузки. Результаты исследования помогут государству в дальнейшем создать условия для профессионального роста и развития учителей. TALIS направлен на то, чтобы корректировать государственную политику в области образования. И поэтому важно, чтобы на вопросы анкеты отвечал сам учитель, а не директор школы. В дальнейшем в исследовании будет принимать участие инспектор ОЭСР, который может приехать в каждый регион и посетить каждую школу-участницу.
Исследование TALIS, которое ОЭСР проведет в России в 2017-2018 годах, впервые позволит нам оценить результаты работы прошедших десяти лет, которые были важнейшими в истории российского образования. Мы сможем получить статистически достоверные свидетельства того, как сказались нововведения последних лет на работе рядового учителя, на его профессиональной идентичности, на его социальном самочувствии.
По итогам исследования предполагается разработать рекомендации для руководителей образования разных уровней и директоров школ, позволяющие эффективно управлять учебным процессом и привлекать в школы лучших и перспективных преподавателей. Именно фактор привлечения в школу высококвалифицированных кадров, по мнению аналитиков, позволяет безошибочно определить эффективность образовательной системы.
Материалы предоставлены ФГБУ ФИОКО
Об исследовании TALIS (Teaching and Learning International Survey)
Международное исследование учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения TALIS (Teaching and Learning International Survey) является масштабным и авторитетным международным сопоставительным исследованием школьной образовательной среды, условий профессиональной деятельности и развития учителей. Проводится под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Национальным центром проведения исследования TALIS в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования».
Цель
Определение наиболее успешных и требующих улучшений аспектов национальной стратегии развития кадрового корпуса системы образования и выработка рекомендаций в области кадровой политики, выбора форм подготовки педагогов, повышения квалификации учителей и руководителей школ, поддержки профессионального развития педагогов.
Область оценивания
В рамках исследования изучаются условия работы школьных учителей и различные аспекты школьной образовательной среды, в том числе установки учителей, особенности организации их работы, используемые учителями методики преподавания, прохождение учителями программ повышения квалификации, роль директоров школ в организации работы учителя и поддержка, которую они оказывают учителям.
Периодичность проведения
Цикл исследования TALIS составляет 5 лет. Российская Федерация принимает участие в исследовании TALIS начиная с первого цикла исследования в 2008 году. В первом цикле участие России было неофициальным, в 2013 году Российская Федерация уже на официальных основаниях принимала участие в исследовании.
В первом цикле исследования в 2008 году приняли участие 24 страны, во втором цикле в 2013 году – 34 страны (более 100 тыс. учителей и директоров школ из более чем 6,5 тыс. школ).
Текущий цикл
В 2018 году в Российской Федерации был проведен основной этап третьего цикла исследования. В третьем цикле наряду с Российской Федерацией в исследовании принимали участие более 45 стран. Отчет по результатам проведения третьего цикла исследования TALIS опубликован ОЭСР в 2019 году.
Основные результаты
Гендерное и возрастное соотношение
Возраст
Опыт и стаж работы
Условия работы учителей
Образование
С более подробной информацией об исследовании TALIS можно ознакомиться на сайте ОЭСР: http://www.oecd.org/education/talis/
При использовании материалов ссылка на сайт ФГБУ «ФИОКО» обязательна.
Тип: Международные сопоставительные исследования
ПРОЕКТЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ ОЭСР Международное исследование учительского корпуса TALIS
Во всем мире растет заинтересованность в подготовке хороших учителей, привлечении их к работе на длительное время, профессиональном развитии и мотивации труда преподавателей. Установлено, что достижения учащихся имеют тесную связь с характером и качеством происходящих в классе процессов, прежде всего – с деятельностью учителя [1]. Недавние исследования показали, что профессиональные качества преподавателя являются главным фактором, определяющим достижения учащихся на уровне школы, и что высококачественное обучение в течение нескольких лет может ликвидировать сложившийся дефицит знаний у слабоуспевающих учащихся [2].
Описание и цели исследования
Задачи исследования – предоставить полезные для принятия политических решений данные и провести анализ по следующим ключевым аспектам школьной деятельности:
В качестве базовых принципов исследования TALIS выделены:
TALIS – это результат совместных усилий стран – членов ОЭСР и партнерских стран, разрабатывавших концепцию исследования. Первый раунд исследования состоялся в 2007–2008 годах. Второй рассчитан на в 2013–2015 годы.
Дизайн исследования
В анкетном опросе 2008 года участвовали учителя, преподающие на средней ступени как государственных, так и частных школ. Анкетирование, проводившееся в 23 странах (Австралии, Австрии, Бельгии, Бразилии, Болгарии, Дании, Венгрии, Исландии, Испании, Ирландии, Италии, Корее, Латвии, Малайзии, Мальте, Мексике, Норвегии, Польше, Португалии, Словакии, Словении, Турции, Эстонии) на репрезентативной выборке, обеспечило богатую базу данных. Данные охватывали разные аспекты деятельности учителей, но анализ был сфокусирован на следующих основных сферах:
[3] Creating Effective Teaching and Learning Environments First Results from TALIS, OECD, 2009.
Марина ПИНСКАЯ, Елена САБЕЛЬНИКОВА
Исследование TALIS: учителя любят свою работу, но устают от отчетности
Анна Курская, РИА Новости
Ученые подвели итоги международного исследования TALIS, предназначенного для изучения проблем развития учителей и директоров школ, их убеждений и ситуации, в которой они работают. Российские учителя любят свою работу и почти во всех случаях верно расставляют приоритеты в профессии, хотя им приходится справляться с большой административной нагрузкой, отмечают авторы исследования, представленного «Социальным Навигатором» РИА Новости.
В опросе участвовали четыре тысячи учителей 5-9 классов, а также директора 200 российских школ, которые анонимно заполняли анкеты через интернет. Вопросы анкеты касались убеждений учителей, условий их работы, способов оценки их работы руководством. Составителей анкеты также интересовала подготовка педагогов в вузах и профессиональное развитие, в котором они участвовали или в котором они заинтересованы.
В результате обработки собранных данных ученые получили сравнительную картину, которая помогла увидеть, чем российские учителя отличаются от своих коллег из других стран.
«Исследование не оценивало учителей в терминах «хороший» — «плохой», «лучшие» – «худшие». Оно позволило увидеть современные тренды и определить точки приложения сил», — рассказала РИА Новости ведущий научный сотрудник Института развития образования НИУ «Высшая школа экономики» Марина Пинская.
Сегодня в России происходит омоложение учительского и директорского корпуса. Политика государства по повышению зарплаты педагогов и привлечению молодежи сделала профессию педагога более привлекательной, хотя пожилые педагоги не спешат уходить из профессии из-за большой разницы между зарплатой и пенсией, считает директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ «Высшая школа экономики» Сергей Косарецкий.
Занятость учителей старшего возраста мог бы обеспечить такой популярный в мире инструмент подготовки и повышения квалификации учителей, как наставничество. Во многих странах у педагога есть наставник не только тогда, когда он приходит в профессию, но и в любой другой момент, когда он нуждается в помощи. В России же инструмент наставничества пока часто лишь декларируется, отмечают эксперты.
Приоритеты и установки учителя
Исследователи установили, что у российских учителей сформированы установки на развитие своих профессиональных компетенций, освоение новых технологий, прежде всего, ИКТ, и они активно продвигаются в этих направлениях.
Педагоги понимают, что важно мотивировать учеников, предоставлять им самостоятельность в обучении, как это заложено в государственных образовательных стандартах. Они высоко оценивают свои возможности и считают, что очень успешно с такими задачами справляются, хотя, как показывает исследование, владеют не всеми необходимыми инструментами и приемами для этого.
«У российских учителей гораздо меньше барьеров для своего профессионального развития, чем у педагогов из других стран. Но их интересует, в основном, методическая подготовка, а не навыки работы со сложным контингентом детей, нуждающихся в поддержке. У директоров школ также отсутствует запрос на педагогов, владеющих приемами работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья», — рассказала РИА Новости декан факультета «Менеджмент в сфере образования» и руководитель отдела развития Московской высшей школы социальных и экономических наук Елена Ленская.
В число главных приоритетов учителей не входят приемы индивидуального обучения и оценивания, российские учителя в отличии от их коллег из других стран предпочитают стандартизированные методы тестирования собственным разработкам, реже используют обратную связь в дополнение к формальной оценке, отметил Сергей Косарецкий. «Это показывает важность намеченных государством мер по преодолению разрыва между системой повышения квалификации, новыми федеральными образовательными стандартами и профессиональным стандартом педагога», — рассказал он РИА Новости.
Исследователь также отметил высокую загрузку педагогов всевозможной отчетностью, которая отвлекает их от непосредственной работы с учениками. «Нагрузка на российских учителей высока, но ее структура не является пока оптимальной, прежде всего, в объеме времени, отводимом на административную работу. Это подтверждает правильность взятого государством курса на сокращение отчетности, однако показывает, что найти эффективное решение на момент исследования не удалось», — сообщил он.
Взгляд со стороны директора
Важная часть исследования касалась директоров российских школ. В частности, оказалось, что, хотя почти все директора прошли специальную управленческую подготовку, почти две трети из них занималось этим уже после вступления в должность, и возможно, на первых порах совершали ошибки. Здесь российской системе образования мог бы пригодиться зарубежный опыт, полагают исследователи.
«В большинстве других стран кадровый резерв начинают готовить заранее. В Сингапуре и Южной Корее, которые демонстрируют высокие образовательные результаты школьников в международных исследованиях, почти три четверти директоров проходят серьезную подготовку перед назначением на пост», — рассказала Елена Ленская.
Эксперты также отметили, что у российских директоров больше, чем у их зарубежных коллег, рабочего времени уходит на административную деятельность (свыше 50%), и у них остается мало времени на работу с учителями, родителями и учениками.
В то же время условия работы российского директора школы в целом улучшились. Директора по-прежнему отмечают, что им не хватает ресурсов, но дефицит за последние годы снизился. Уже мало кто жалуется на нехватку компьютеров или учебников. Процент тех, кто жалуется на нехватку квалифицированных учителей, тоже снизился.
«Правда, наши директора не испытывают дефицита и во вспомогательном персонале. Возможно, они не очень понимают, о каком персонале идет речь, в то время как во многих странах в школах работают помощники учителя, и директора школ стремятся получить побольше таких помощников», — отметила Елена Ленская.
Исследователи также выяснили, что российские директора больше своих зарубежных коллег склонны к личному управлению школой. Сегодня почти во всех российских школах появились управленческие команды, а в 85% школ есть уже и управляющие советы. Здесь Россия находится в числе мировых лидеров. Но эти команды и советы пока не заработали в полную силу, утверждают исследователи.
Около 40% директоров школ, участвовавших в опросе, заявили, что все важные решения они принимают лично. Очевидно, им не так-то просто отказаться от следования традициям, сложившимся за многие десятилетия, и пройдет немало времени, прежде чем практика делегирования управленческих решений прочно войдет в школьный обиход.
«Результаты исследования помогут определить, в какой помощи нуждаются учителя и директора школ, что нужно делать, чтобы получить серьезное улучшение качества преподавательских кадров и повысить эффективность работы педагогов», — резюмировала Марина Пинская.
TALIS-2018
Первая часть национального отчета
Данные исследования TALIS-2018 свидетельствуют о том, что реализуемая политика в области образования имеет положительный эффект, однако можно определить ряд традиционных и новых вызовов, с которыми российской школе предстоит справиться. В контексте реализации национального проекта «Образование» эти вопросы привлекают к себе особое внимание.
Качественный состав школы
Задачи привлечения молодых людей в школу и повышения ценности учительской профессии в обществе являются в высшей степени актуальными для российской системы образования. Меры, направленные на их решение, предусмотрены в рамках национального проекта «Образование» и одной из его компонент – федерального проекта «Учитель будущего», что позволяет рассчитывать на кардинальное изменение ситуации в ближайшем будущем. Кроме того, мониторинг показателей по данному аспекту может проводиться достаточно регулярно и вне рамок международного исследования, что дает возможность контролировать действенность предпринимаемых мер.
Вопросы управления школой
Безусловно, большое значение имеет выбор приоритетов в деятельности как директора школы, так и учителей, в том числе в решении важных и стратегических вопросов. Такая деятельность не должна быть затруднена текущей административной работой или работой по формированию отчетности.
Стоит заметить, что выявление и распространение передовых практик может стать одним из эффективных механизмов повышения качества образования при наличии сформированного инструментария для реализации данных процедур.
Вопросы педагогической практики
Важно рассматривать профессиональное развитие педагогов в системной связке с работой над обновлением образовательных стандартов, особенно в отношении таких инновационных областей, как критическое и креативное мышление. В любом случае успех в этом направлении может быть достигнут только при создании условий, при которых развитие соответствующих навыков будет неотъемлемой частью всей работы, направленной на повышение качества образования. Для этого, безусловно, должно быть решено множество вопросов, связанных как с введением в педагогическую практику соответствующего понятийного аппарата, так и с подготовкой необходимых методических и учебных материалов.
Проблемы профессиональной подготовки и развития учителей и директоров
В последние несколько лет в России реализованы и продолжают реализовываться ряд направлений, связанных с повышением уровня профессионализма педагогов, с модернизацией системы подготовки и повышения квалификации учителей, а также профессиональной оценки педагогов.
Проводимое исследование, с одной стороны, фиксирует ряд проблем с подготовкой и повышением квалификации учителей, а с другой – позволяет расширить спектр данных, на основании которых могут приниматься те или иные решения, связанные с развитием перечисленных направлений.
Одним из важных этапов в практической реализации этих направлений должна стать современная система оценки профессионального уровня педагогов, реализуемая как при завершении обучения и входе в профессию, так и при аттестации на квалификационные категории. Такая оценка должна обеспечивать формирование реального компетентностного профиля в соответствии с актуальной версией профессиональных стандартов, а также при необходимости давать возможность гибкого построения программ повышения квалификации и профессиональной поддержки в соответствии с выявленными дефицитами.
Полученные результаты говорят о необходимости совершенствовать управленческий компонент в системе подготовки директоров школ и значительно расширять возможности для их профессионального развития. Важно создавать условия для реализации директором ключевых задач по развитию потенциала школы, налаживанию внутреннего взаимодействия между педагогами и учащимися, созданию внутри школы инструментов и механизмов управления качеством образования.
Вероятно, принятие профессионального стандарта директора образовательной организации положительно повлияет на развитие управленческого потенциала руководителей школ.
Результаты исследований, в том числе с учетом отличий результатов России от результатов стран – лидеров исследования PISA, показывают, что создание функционирующей системы наставничества и адаптации учителей на рабочем месте является одной из ключевых задач для российской системы образования на современном этапе. Подобные программы должны учитывать потребности молодых педагогов, предупреждать отток кадров, а также создавать условия для помощи всем педагогам, имеющим профессиональный дефицит. Это, в свою очередь, предполагает принятие комплекса мер, включающих, в частности, научно-методическое, нормативное, кадровое и финансовое обеспечение системы наставничества.
Специфика исследований учительского и директорского корпуса в России
Большинство реализуемых в настоящее время направлений по развитию образования, в том числе и национальный проект «Образование», предполагают наличие определенной системы мониторинга результатов на основе исследований, оценок, опросов и других аналогичных инструментов. Поэтому развитие практики объективной оценки всех аспектов, связанных с качеством образования, является важнейшим условием для дальнейшего развития системы образования в целом, а также для реализации конкретных проектов в образовании. В свою очередь, важными условиями формирования и развития такой практики является обеспечение своевременной помощи и поддержки тем, кто показывает низкие результаты оценки, в том числе путем развития системы наставничества и профессиональной поддержки.
[1] Шляйхер, А. Образование мирового уровня. Как выстроить школьную систему XXI века? : пер. с англ. / А. Шляйхер. – М. : Национальное образование, 2018. – 328 с. – (Антология образования.)