На следующий сезон команда перебралась в громадный, вмещавший 28000 зрителей, «Санкоуст Дом» в Санкт-Петербурге. В тот год «Лайтнинг» выступили намного лучше, во многом благодаря успешной игре вратаря Даррэна Пуппы и нападающего Петра Климы, улучшив свои показатели по сравнению с предыдущим сезоном на 18 очков, но снова остались далеко от места, дававшего шанс на участие в плэй-офф. На своих домашних матчах команда собирала в среднем 19656 болельщиков, но многие места были очень дешёвыми и финансовое положение клуба значительно ухудшилось. В 1995 году «Лайтнинг» набрали 37 очков в 48 играх и снова не попали в розыгрыш Кубка Стэнли.
Перед свои следующим сезоном «Лайтнинг» потеряли своего ведущего нападающего Криса Грэттона, соблазнённого большим контрактом с «Филадельфией», затем получил травму вратарь Пуппа и команда с бешеной скоростью покатилась вниз по турнирной таблице. Эспозито уволил тренера Тэрри Криспа и пригласил на этот пост Жака Демера. Однако ничто не могло помочь клубу, даже возвращение Грэттона после обмена с «Филадельфией», и «Тампа» закончила сезон-1997/98 с худшим показателем в своей истории, набрав всего 44 очка в 82 играх.
Перед сезоном-1998/99 в «Тампе» началась перестройка. Команда была продана американскому миллионеру Арту Уильямсу. Произошли перемены и в руководстве клуба — в начале сезона был уволен Эспозито; многие ветераны команды были обменяны, и на их места пришли молодые игроки. Но, как и предполагалось, «Лайтнинг» осталась среди аутсайдеров НХЛ.
В сезоне 1999/2000 перестройка продолжилась уже с новым тренером Людвигом. «Лайтнинг» снова финишировали внизу турнирной таблицы, но у команды стали проявляться проблески в игре, которые, в первую очередь, связаны с первым номером драфта 1998 года нападающим Венсаном Лекавалье. В 2001 году «Тампа Бэй» сделали свой самый громкий обмен, приобретя российского голкипера Николая Хабибулина из «Финикс Койотс».
Переломным стал сезон-2002/03. Со старшим тренером Джоном Торторелллой, разыгравшимися нападающими Мартеном Сан-Луи, Лекавалье, Брэдом Ричардсом и надежно действововашим Николаем Хабибулиным, «Молнии» вошли в число сильнейших команд лиги. Уступив в тот год во втором раунде плэй-офф «Нью-Джерси Дэвилз», в 2004 году «Лайтнинг» удивили многих, заняв сначала первое место в регулярном чемпионате в Восточной конференции, а затем пройдя всю дистанцию в плэй-офф и выиграв свой первый Кубок Стэнли.
В финале «Тампа» в семи матчах обыграла «Калгари Флэймз». Голкипер «Тампы» Хабибулин пропускал всего по 1.71 шайбы за игру, а обладатель Конн Смайт Трофи для лучшего игрока плэй-офф, Брэд Ричардс набрал 26 очков (12+14) в 23 матчах. Также 12 шайб забросил Руслан Федотенко, в то время как Мартен Сан-Луи с 94 очками стал лучшим бомбардиром регулярного чемпионата.
После бесплодных сезонов с 2008 по 2010 годы в Тампе произошла значительная реорганизация. Место генерального менеджера занял Стив Айзерман, а главным тренером стал Ги Буше. В сезоне 2010/11 команда заняла 5 место в Восточной конференции и впервые с 2006 года пробилась в плей-офф. Одолев в упорном семиматчевом противостоянии Питтсбург Пингвинз, в полуфинале конференции Тампа неожиданно «всухую», в четырёх матчах, побеждает победителя конференции — Вашингтон Кэпиталз. Финал Восточной конференции против Бостон Брюинз также растянулся на семь матчей, но в решающей игре Молнии уступили, пропустив лишь одну шайбу. Огромную роль в успешном выступлении команды сыграл 41-летний вратарь Дуэйн Ролосон, также блистал форвард третьего звена Шон Бергенхайм, забивший семь шайб.
Несмотря на успешное выступление в предыдущем сезоне, в сезоне 2011/12 Молнии разочаровали своих болельщиков, заняв лишь десятое место в Восточной конференции и не попав в плей-офф. При этом молодая звезда Молний Стивен Стэмкос стал лучшим снайпером лиги, забросив 60 шайб.
Даже в их первом сезоне плей-офф команда была залита красными чернилами, и Кокусай Грин стремился продать команду; однако его запрашиваемая цена в 230 миллионов долларов за команду и аренда с Ледовым дворцом отпугнули покупателей. Возможной продаже еще больше препятствовала неясная структура собственности команды; многие официальные лица команд (включая Криспа) не знали, кому на самом деле принадлежит команда. Владелец Кокусая Грина, Такаши Окубо, никогда лично не встречался с Эспозито или официальными лицами НХЛ до того, как получил франшизу Lightning, и никогда не наблюдал за его командной игрой в течение семи лет в качестве владельца.
Почти все инвестиции Кокусай Грина в команду и Ледовый дворец были предоставлены в виде кредитов, в результате чего команде постоянно не хватало денег. По крайней мере, один потенциальный покупатель отказался от предложения, выразив сомнения в существовании Окубо. Фактически, впервые кто-либо, связанный с Lightning или НХЛ, даже увидел Окубо весной 1998 года. Эспозито был вынужден пойти на несколько сделок, чтобы удержать команду на плаву. Финансовое положение команды вызывало серьезную озабоченность официальных лиц НХЛ; появились слухи, что НХЛ всерьез рассматривала возможность взять под свой контроль команду, если Окубо не найдет покупателя к лету 1998 года.
В конце 1997 года Forbes написал статью, в которой назвал Lightning финансовым кошмаром с долгом, равным 236% от его стоимости, что является самым высоким показателем среди всех крупных спортивных компаний Северной Америки. Несмотря на то, что Ледовый дворец был построен для хоккея, а «Лайтнинг» были единственным крупным арендатором, Forbes назвал сделку команды с ареной лимоном, поскольку она не принесет больших доходов в течение 30 лет. Он также отставал от уплаты государственного налога с продаж и федерального налога на заработную плату.
Вернуться к респектабельности
Дэвидсон остался в Детройте, но назначил Тома Уилсона президентом команды для повседневного управления командой. Уилсон немедленно уволил Демерса, который, несмотря на все свои усилия (и отеческое отношение к Лекавалье), не смог преодолеть ущерб от владения Kokusai Green. Уилсон убедил генерального менеджера Ottawa Senators (и бывшего генерального директора Vipers) Рика Дадли занять пост нового генерального менеджера Lightning; Дадли, в свою очередь, назначил тренера «Вайперс» Стива Лудзика новым главным тренером команды. Уилсон, Дадли и Лудзик помогли «Гадюкам» стать одной из ведущих хоккейных франшиз низшей лиги, выиграв Кубок Тернера только в третьем сезоне в Детройте (изначально команда базировалась в Солт-Лейк-Сити ).
Эпоха Джея Фистера (2002–2008)
Два сезона мечты и первый чемпионат Кубка Стэнли
Во втором раунде «Лайтнинг» встретились с « Монреаль Канадиенс» ; Лекавалье, Ричардс и Хабибулин привели команду к победе над Монреалем с четырьмя играми. Затем они встретились с Филадельфией Флайерз в финале конференции. После напряженной серии из семи игр, в которой ни одна из команд не смогла выиграть подряд, Фредрик Модин забил победный гол в седьмой и решающей игре, заработав чемпионство Восточной конференции для Lightning и свое первое место в Кубке Стэнли. Финал.
Успехи и разочарования после чемпионата
Переход между эпохами (2008–2010 гг.)
«Лайтнинг» были худшей командой на выезде в НХЛ, выиграв всего 11 игр. Еще одним свидетельством плохой игры команды стало отличие от успехов предыдущего сезона в периодах овертайма / буллитов. В сезоне 2006–07 «Лайтнинг» установил один из лучших рекордов за дополнительный период, выиграв 15 игр либо в дополнительное время, либо в серии пенальти. Однако в сезоне 2007–08 они выиграли только три игры, проиграв девять.
«Молния» открыла сезон 2008–09 в Чехии против « Нью-Йорк Рейнджерс» в рамках «Премьеры» регулярного сезона НХЛ, в ходе которой несколько команд будут открывать регулярный сезон в Европе.
4 марта ветераны Марк Рекки и Олаф Колциг были обменены Tampa Bay Lightning на Boston Bruins и Toronto Maple Leafs соответственно. The Lightning приобрели лучших пиков раунда Мэтта Лашоффа и Мартинса Карсумса из Брюинз.
В межсезонье 2009 года «Молния» лишила Рика Точета временного статуса, сделав его штатным главным тренером и подписав с ним многолетний контракт. Кампания 2009–2010 годов у «Молнии» была взлетно-посадочной полосой. Несмотря на избыточный состав на бумаге и команду, которая боролась в первых двух периодах многих игр, Lightning оставалась конкурентоспособной в гонке плей-офф до марта, когда они пошли со счетом 5–10–1 за месяц и потеряли восемь очков. место в плей-офф. Не сумев сделать последний рывок в плей-офф, они были официально исключены из соревнований в течение первой недели апреля. «Лайтнинг» закончили сезон 34–36–12, набрав 80 очков, заняв четвертое место в Юго-восточном дивизионе и 12-е место в Восточной конференции.
Эпоха Стива Айзермана (2010–2018 гг.)
В мае 2010 года Виник нанял Стива Айзермана из фронт-офиса Detroit Red Wings в качестве нового генерального директора по пятилетнему контракту. Затем Айзерман нанял Гая Буше из организации «Монреаль Канадиенс», чтобы он сменил Токше на посту главного тренера две недели спустя.
В плей-офф « Тампа-Бэй» играла с «Питтсбург Пингвинз» в четвертьфинале конференции. Проиграв 4-ю игру дома во втором овертайме, они отстали в серии от одной игры до трех. Тем не менее, «Лайтнинг» выиграли следующие три игры, включая победу в 7-м матче на выезде со счетом 1: 0, взяв первую серию плей-офф после победы в Кубке Стэнли в 2004 году. В полуфинале конференции «Молния» охватила лучших сеяных. Вашингтон Кэпиталз.
Тампа Бэй играла с Бостон Брюинз в финале Восточной конференции. В четвертой игре серии «Лайтнинг» проигрывали со счетом 3–0 в конце первого периода. Когда Дуэйн Ролосон был заменен Майком Смитом, «Брюинз» снова не смогли забить, и «Лайтнинг» сыграли вничью во втором периоде, забив три гола за 3:58, выиграв матч 5–3 и сравняв счет в серии. игры за штуку. Серии пошли полные семь игр, хотя Молния была устранена одним голом, так как игра была проиграна (0–1).
Молния закончила сезон 2011–12 с рекордом 38–36–8. Набрав всего 84 очка, они не дотянули до плей-офф, закончив сезон третьим в Юго-восточном дивизионе и десятым в Восточной конференции.
Мартин Сент-Луис выиграл свой второй Art Ross Trophy с 60 очками в сокращенном сезоне, а Стамкос занял второе место 57.
Вернуться к матчу плей-офф
После обмена вратаря Бена Бишопа у «Оттавских сенаторов» в предыдущем сезоне, «Лайтнинг» начали сезон 2013 года с результатом выше среднего. 11 ноября 2013 года, когда в регулярном сезоне было одинаковое количество голов, Стивен Стэмкос сломал правую большеберцовую кость после того, как врезался в одну из стоек ворот во время игры с «Бостон Брюинз». Он пропустил 45 игр, и его не допустили к игре до 5 марта 2014 года.
6 марта 2014 года Стивен Стэмкос был назначен 10-м капитаном «Тампа-Бэй» в своей первой игре после восстановления после травмы большеберцовой кости.
7 апреля 2014 года команда объявила о продлении контракта на четыре года с GM Стивом Айзерманом.
Завершив сезон с 101 очком, Лайтнинг занял второе место в Атлантическом дивизионе, получив право на выход в плей-офф впервые с 2011 года. Тем не менее, «Тампа-Бэй» выбыл в первом раунде, проиграв «Монреаль Канадиенс» в серии из четырех игр.
25 июня 2014 года Молния согласилась на условия с Райаном Каллаханом, подписав с ним шестилетнее продление контракта на 34,8 миллиона долларов. В тот же день Lightning использовал оставшуюся компенсацию за нападающего Райана Мэлоуна после того, как его выступление на льду ухудшилось из-за травм в предыдущих сезонах, в дополнение к его проблемам вне льда, которые включали арест DUI перед концом сезона.
Появление второго финала Кубка Стэнли
Завершив сезон 2014–15 с 108 очками, «Лайтнинг» занял второе место в Атлантическом дивизионе и вышел в плей-офф второй сезон подряд, забив наибольшее количество голов из всех команд в НХЛ. Тампа Бэй выбил Детройт Ред Уингз в семи играх в первом раунде плей-офф, прежде чем встретиться с Монреалем во втором раунде. «Лайтнинг» выиграли первые три игры серии и получили шанс обыграть «Канадиенс»; однако «Монреаль» ответил победами в играх 4 и 5, расширив серию до шестой игры. «Тампа-Бэй» выиграла шестую игру в серии, выбив «Канадиенс» и вышла в финал Восточной конференции впервые с 2011 года, столкнувшись с «Нью-Йорк Рейнджерс».
Финал конференции и продолжающаяся борьба
Эпоха Жюльена Бризбуа (2018 – настоящее время)
Рекордный сезон омрачен неудачей плей-офф
Параллельные чемпионаты Кубка Стэнли
Победа привела к новой традиции для спортивных команд Тампа-Бэй: лодочным парадам. Lightning 2020 провела парад лодок на реке Хиллсборо, а не традиционный парад победы по улицам города, в основном в соответствии с правилами COVID-19, но последующие команды чемпионата в Тампе проводили аналогичные парады даже с отмененными ограничениями.
Называть «Тампу-Бэй» «Тампой» – ошибка. Объясняем, почему
Названия клубов влияют на экономическую успешность.
Из-за особенностей названий американских команд часто возникает путаница с тем, как правильно их писать. Например, нападающий «Тампы» Никита Кучеров в нынешнем сезоне постоянно ставит новые клубные рекорды, вот только в США никто не называет так его команду. Либо «Лайтнинг», либо «Тампа-Бэй».
Впрочем, в США клубам даже не обязательно иметь «название», чтобы быть популярным. С сезона 2021/22 в НХЛ будет выступать клуб из Сиэтла. Во время пробного бронирования 13 тыс абонементов были раскуплены за несколько дней. И это пока еще безымянный проект! Впрочем, такой интерес американских болельщиков уже не вызывает удивления – два года назад абонементы на еще не существующий «Вегас» были реализованы за неделю.
В различных болельщицких голосованиях самым желанным вариантом названия новой команды НХЛ чаще всего становится «Сиэтл Сокайс» («сиэтлские красные лососи»). Тотемизация – главный принцип названия американских команд. Их называют в честь животных, личностей или даже профессий. Ассоциация с командой происходит через образ франшизы.
Названия городов также есть в названиях, но они выступают как прилагательные. «Нью-Йорк Айлендерс» – это «нью-йоркские островитяне», а «Бостон Брюинз» – «бостонские медведи». Географическая привязка в названиях имеет важное значение. Это помогает привлечению нейтральной аудитории, которая наблюдает за спортом из патриотических чувств и поддерживает всех спортивных представителей своего города. За океаном вы никогда не увидите нейтральных наименований вроде «Авангард» или «Локомотив». Если бы омский клуб играл в НХЛ, он назывался бы Omsk Hawks.
Каждый клуб в четырех ведущих американских лигах (НФЛ, НБА, МЛБ и НХЛ) стремится выделиться своим названием. В последние годы клубы больше отходят от своих тотемных имён в сторону городских. Например, в футбольной лиге появились «Атланта Юнайтед» и «Орландо Сити».
ПОЧЕМУ НЕКОТОРЫЕ КЛУБЫ НАЗВАНЫ В ЧЕСТЬ ШТАТОВ?
В четырех главных американских лигах у 15 команд названия отличаются от стандартных – в них отсутствует наименование города. К примеру, хоккейный клуб «Колорадо Эваланш» из Денвера или «Флорида Пантерз» из Санрайза несут названия штата.
Такие необычные названия появляются по трём причинам: географическая привязка, история клуба и маркетинг. Нередко все они взаимосвязаны. К примеру, все профессиональные клубы из Миннесоты названы в честь штата. В этом северном регионе есть два крупных соседних города – Сент-Пол и Миннеаполис. Чтобы команды не теряли популярность в обоих городах, они имеют нейтральное название «Миннесота».
Логотип «Тампа-Бэй Лайтнинг» / aото: Mike Carlson, Getty Images
На побережье Мексиканского залива есть два города – Тампа и Сент-Питерсберг. На эти два города приходятся три профессиональных клуба из НХЛ, НФЛ и МЛБ, которые представляют весь залив («бэй» по-английски), но не привязаны к какому-либо городу. Так что называть хоккейный клуб «Тампа-Бэй Лайтнинг» просто «Тампой» ошибочно. Впрочем, иногда даже бейсбольный клуб «Тампа-Бэй Рэйс» за океаном некорректно называют «Тампой», хотя он базируется в Сент-Питерсберге.
Так что Никита Кучеров всё-таки играет за «Тампа-Бэй», а просто за «Тампу». В России эта разница незаметна, но в США убрав слово «Бэй», можно случайно оскорбить почти 300 тыс жителей Сент-Питерсберга, которые также следят за хоккейной командой.
Штаты появляются в названиях, чтобы завлечь максимальную аудиторию. Даже команды, которые ранее несли в себе привязку к городу, переименовываются, чтобы ассоциироваться с целым штатом. К примеру, хоккейная «Аризона» раньше называлась «Финиксом». Но есть в американском спорте есть два крайне необычных названия, которые известны на весь мир из-за грандиозных успехов в последние годы.
«ГОЛДЕН СТЭЙТ» И «НЬЮ-ИНГЛЕНД» ВЗЯЛИ НАЗВАНИЯ РЕГИОНОВ
Два американских суперклуба – «Голден Стэйт Уорриорз» из НБА и «Нью-Инглэнд Пэтриотс» из НФЛ – названы в честь неофициальных названий своих регионов. Отчасти благодаря этому клубы достигли небывалых экономических успехов на своих землях – по данным Forbes они входят в десятку самых дорогих спортивных брендов мира.
«Голден Стейт Уорриорз» базируются в Окленде, что на севере Калифорнии. В городе проживают около 400 тыс человек, этого достаточно для формирования фанатской базы. Но руководство клуба пошло по иному пути – оно захотело сделать клуб символом всего региона, в который входит Окленд. Агломерация называется Bay Area, она расположена на побережье залива Сан-Франциско.
Стэф Карри / Фото: Keith Allison, flickr.com (Commons Wikimedia CC-BY-SA-2.0)
Баскетбольная команда в этом регионе сформировалась в 1962 году и была названа «Сан-Франциско Уорриорз». В 1971 году клуб переехал в Окленд, который в 15 км от Сан-Франциско. Чтобы не потерять старую аудиторию, руководство клуба отказалось от названия «Окленд Уорриорз», но в то же время не могло сохранить старый бренд.
Назваться в честь залива также не имело смысла, так как в названии всё равно присутствовало непривлекательное для новых зрителей слово «Сан-Франциско». Именоваться «Калифорнией» не позволили команды из Лос-Анджелеса. Вот и выбрали максимально нейтральный вариант – «Голден Стэйт». Это переводится как «золотой штат» – так в Америке называют Калифорнию.
В следующем году «Голден Стэйт» начнёт сезон на новой арене уже в Сан-Франциско. Клуб может уехать в другой город и не потеряет аудиторию в Окленде. Это подтверждает, что удачное название – залог успешности любого бренда. Тем более, что на логотипе клуба присутствует мост «Золотые ворота», который никак не связан с Оклендом.
Клубу пришлось экстренно выбирать новое название. Владельцы заметили, что на матчи команды съезжаются не только жители Бостона и штата, но и зрители со всего северо-востока США. Весь этот регион в народе называется Новой Англией, поэтому руководство пошло на риск и выбрало себе имя «Нью-Ингленд». Сейчас «Нью-Ингленд Пэтриотс» никак не ассоциируется с Бостоном или штатом Массачусетс, где расположена команда. Клуб стал символом целого региона и люди ради своей команды готовы проехать несколько сотен километров.
Иными словами, названия американских клубов – это необычное пересечение бизнес-направленности, американского менталитета и географического патриотизма. И вряд ли этот опыт можно полностью перенять на другие страны – например, в КХЛ нет клубов, названных по таком принципу. Но их много в МХЛ – «Мытищинские Атланты», «Мамонты Югры», «Омские Ястребы» и так далее.