таймыр какой федеральный округ

ТАЙМЫРСКИЙ (ДОЛГАНО-НЕНЕЦКИЙ) АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

таймыр какой федеральный округ. 180px Taiymyrskiiy. таймыр какой федеральный округ фото. таймыр какой федеральный округ-180px Taiymyrskiiy. картинка таймыр какой федеральный округ. картинка 180px Taiymyrskiiy

таймыр какой федеральный округ. magnify clip. таймыр какой федеральный округ фото. таймыр какой федеральный округ-magnify clip. картинка таймыр какой федеральный округ. картинка magnify clip

ТАЙМЫРСКИЙ (ДОЛГАНО-НЕНЕЦКИЙ) АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ, образован по пост. ВЦИК от 10 дек. 1930 как нац. округ (см. Национальные административно-территориальные образования). Располагался на севере Центр. Сибири. Тер. округа включала архипелаги Сев. Земля, Норденшельда и др. Адм. центр – с. Дудинка, получившее с 1951 статус города. До 1934 входил в Восточно-Сибирский кр. С образованием 7 дек. 1934 Красноярского кр. передан в его состав. В 1977 преобразован в авт. округ. В 1932 в округе 4 р-на и 27 сельсоветов, в 1986 – 3 р-на, 22 сельсовета, 1 город, 1 п. г. т. Согласно Федеративному договору 1992, подтвержденному Конституцией РФ 1993, получил статус субъекта Федерации, оставаясь в адм.-тер. отношении частью Красноярского кр. На тер. округа располагался Норильский пром. р-н, непосредственно подчиненный администрации Красноярского кр., включающий Норильск, Кайеркан, Талнах и п. г. т. Снежногорск. В 2005 в составе округа 3 р-на, 1 город, 1 п. г. т., 20 сел. администраций. На 1 сент. 2005 мест. самоупр-ние осуществлялось в 4 муницип. образованиях. Площ. 862,1 тыс. кв. км. Числ. населения (тыс. чел.): 1933 – 8,0; 1939 – 15,0; 1959 – 33,4; 1970 – 38,1; 1979 – 44,1; 1989 – 55,1; 2002 – 39,8; 2005 – 39,4. Плотность расселения в 2005 – 0,046 чел. на кв. км. Уд. вес гор. населения: в 1959 – 60,5 %, в 1989 – 65,8, в 2002 – 65,0 %. Нац. состав: в 1959 – русские 65,3 %, якуты и долганы 11,8, ненцы 5,6, немцы 4,6, украинцы 3,8, нганасаны 2,0, эвенки 1,2, белорусы 1,0, татары 1,0, латыши 0,7, проч. 3 %; в 1989 – русские 67,1 %, долганы 8,8, украинцы 8,6, ненцы 4,4, нганасаны 1,5, немцы 1,5, татары 1,4, белорусы 1,2, эвенки 0,6, энцы 0,2, проч. 4,5 %; в 2002 – русские 58,6 %, долганы 13,9, ненцы 7,7, украинцы 6,1, нганасаны 1,9, немцы 1,5, татары 1,1, проч. 9,2 %.

17 апр. 2005 проведен референдум по объединению в единый субъект РФ Красноярского кр., Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского авт. окр. В соотв. с его результатами Т. а. о. с 1 янв. 2007 вошел в Красноярский кр. как Таймырский (Долгано-Ненецкий) муницип. р-н, в к-рый входят гор. поселения Диксон и Дудинка и сел. поселения Караул и Хатанга. В составе поселений 24 сел. нас. пункта.

Следы древ. поселений человека эпохи неолита обнаруживаются на реках Попигай и Хатанга у Таймырского п-ова. С кон. I тыс. н. э. тер. Таймыра заселялась самодийскими племенами. К XVII в. здесь проживали самоеды и тавги (предки совр. энцев, ненцев и нганасан), а с юга начинали свое продвижение тунгусы (предки совр. эвенков). Корен. население вело кочевой образ жизни, занималось оленеводством и охотой, в отд. р-нах – рыболовством. Этногенетич. процессы на Таймыре продолжались и после его присоединения к Рус. гос-ву. На ниж. Енисей с юга и юго-запада пришли кеты и селькупы, а низовья рек Хатанга, Попигай и Анабар заняли эвенки. В теч. XVIII–XIX вв. в регионе появляется рус. население («затундренные крестьяне»), а с востока приходят якуты. В результате слияния эвенков, преим. из рода Долган, якутов и «затундренных крестьян» к нач. XX в. образовался новый тюркояз. народ – долганы.

Первое появление русских на полуострове относится к нач. XVII в. В 1610 К. Курочкин основывает зимовье Дудинку. В том же году состоялась 1-я круп. поездка торг. и пром. людей на Таймыр по морю. Рус. землепроходцы, открывая тер. совр. Таймыра, проводили описание новых земель. 1-е чертежи открываемых территорий появились в 1612. В 1625–26 основано Хатангское ясачное зимовье. Эти годы принято считать датой присоединения Хатангского кр. к России. Особую роль Хатанга сыграла в развитии реч. и мор. судоходства на Вост. Таймыре и в ближайших к нему р-нах. С опорой на нее состоялись новые геогр. открытия в ср. части сев. полосы Азиат. континента. Сюда в 1660-х гг. совершил поход из Якутска С.И. Дежнев. В 1667 мангазейский стрелец И. Сорокин основал Дудинское ясачное зимовье.

После введения в 1822 Устава об управлении инородцами в Сибири на смену ясаку пришла подушная подать, были образованы инородные управы, внесшие новые элементы в традиц. первобытно-общинную орг-цию корен. народов Таймыра. Реформа привела к увеличению доходов Рос. гос-ва от пушного промысла, к-рые росли вплоть до нач. XX в. В период рус. колонизации происходит постепенное сокращение числ. мест. населения вследствие спаивания, многочисл. болезней (от эпидемии оспы в 1631–91 на тер. Таймыра вымерло от 1/3 до 3/4 аборигенов). Наряду с негатив. тенденциями происходят и положит. сдвиги. Вхождение народов Таймыра в состав Рос. империи ускорило экон. развитие р-на; в быт корен. жителей вошли тканевая одежда, метал. посуда, охотничьи ружья. С сер. XIX в. внимание исследователей привлекают природ. богатства Таймыра, в особенности Норильского р-на. Первые сведения о нем получены в 1840–43 А.Ф. Миддендорфом, к-рый отметил наличие там углей. В 1865–66 Ф.Б. Шмидт дал краткое описание угол. месторождений и вторичных медистых руд в этом р-не. В 1875–78 на зверобойном паруснике «Превен» на Таймыре побывал изв. швед. полярный исследователь А.Э. Норденшельд. Расположенные на сев. окраине Рос. гос-ва таймыр. поселения служили местом полит. ссылки.

Сов. власть пришла на Таймыр в 1919 с созданием ревкома в Дудинке группой прибывших туда сов. работников. В 1920–30-е гг. развитие региона определялось задачами нац. политики сов. власти по отношению к малочисл. народам. Здесь были осуществлены такие же преобразования, что и в др. р-нах проживания народностей Севера: образованы родовые советы, развивалась интегральная кооперация, создавалась соц. инфраструктура в виде учреждений образования, здравоохранения и культуры. Первыми культ.-просвет. учреждениями на Таймыре стали «красные чумы».

Проводимая в нач. 1930-х гг. коллективизация промыслово-оленевод. хоз-ва корен. жителей округа сопровождалась насаждением колхозов, искусств. разделением родового об-ва на «кулаков» и «батраков», введением многочисл. налогов и поборов с единоличников, скупкой оленей без оплаты. Ответом на подоб. методы стало вооруж. выступление жителей Авамского и Хатангского р-нов в апр.–мае 1932. 29 авг. 1932 ЦК ВКП(б) своим письмом осудил допущенные «перегибы». Коллективизация была приостановлена, налоги отменены, долги по закупке оленей возмещены. В сер. 1930-х гг. осн. формой колхоз. стр-ва на Таймыре стали простейшие производств. объединения (ППО), создававшиеся путем кооперации труда без обобществления средств произв-ва. Их перевод на уставы с.-х. и рыболовецкой артелей начался в 1938. В 1940 в округе насчитывалось 24 артели и 15 ППО. Уровень коллективизации к этому времени достиг 92,6 %.

После революции на Таймыре продолжались геолого-изыскат. работы. Поисковая партия под рук-вом геолога Н.Н. Урванцева (1919, 1920, 1922) установила большую перспективность Норильского месторождения для дальнейшей разведки. На берегу Енисея разворачивается стр-во пристани Усть-Порт, к-рое закончилось в 1923. В 1930 в Усть-Порте построен рыбоконсерв. з-д. На р. Пясине на п-ове Таймыр началась добыча угля. В 1935 развернулось стр-во Норильского горно-металлург. комбината (см. «Норильский никель»), 1-я очередь к-рого сдана в эксплуатацию в 1936. В 1930-е гг. на Таймыр осуществлялась массовая отправка заключенных, к-рые работали на стр-ве предприятий, добыче соли, нефти, в рыб. пром-ти.

С 1929 для обеспечения нужд гидрографии и Карских экспедиций на Диксоне начал функционировать авиаотряд. С созданием в 1932 Главного упр-ния Севморпути началось стр-во пос. Диксон, полярных станций на о-вах и побережье Таймыра. В 1939 на Диксоне оборудована угол. база для пароходов, идущих по трассе Северного морского пути. В 1936–37 проложена узкоколейная ж. д. Норильск–Дудинка.

В годы Великой Отечественной войны освоение Таймыра продолжалось. В 70 км от устья Котуя построена шахта для снабжения высококалорийным углем пароходов, заходящих в Хатангу, расширен мор. порт, обслуживающий Норильский горно-металлург. комбинат и др. объекты. Население округа сдавало для посылки на фронт теплую одежду и обувь. На стр-во танковых колонн и эскадрилий боевых самолетов из личных сбережений жителей пожертвовано 11 млн руб. В воен. период резко возросло значение порта Диксон, все конвои, следующие через Карское море, формировались здесь. В авг. 1942 воен. действия дошли до Таймыра, в Карском море появился нем. крейсер «Адмирал Шеер», получивший задание прервать работу порта Диксон, уничтожить полярную станцию и сковать грузоперевозки по Сев. мор. пути. Жители Диксона, моряки парохода «Дежнев», бойцы батареи под команд. Н.М. Корнякова сорвали планы немцев. В ходе войны на фронтах погибли более 600 таймырцев.

В послевоен. годы в округе стремительно развивается горнодобыча, металлургия, энергетика. В 1958 расширен рыбоконсерв. з-д Усть-Порта и оснащен совр. рыболов. и транспорт. судами. Строились новые рыбозаводы. Налажено произв-во мебели, кирпича, извести на Дудинском, Усть-Енисейском и Авамском промкомбинатах. С открытием в р-не Талнаха в 1960 богатейших месторождений никеля и меди металлург. комбинат в Норильске был обеспечен стабильной сырьевой базой. В 1965 построен рудник «Маяк», в 1971 – «Комсомольский», в 1974 – «Октябрьский». В 1963–74 возведена Усть-Хантайская ГЭС, обеспечивающая электроэнергией Норильский горно-металлург. комбинат и р-ны Кр. Севера. Развивается транспорт. система. Порт Диксон стал базовым поселком со сложившейся инфраструктурой и соцкультбытом, способным обеспечить нужды любой экспедиции. Функционируют аэропорты Хатанги, Диксона, Дудинки.

В 1950–70-е гг. в округе развернуто широкое стр-во многоэтаж. жилых домов, зданий культ.-быт. назначения. Развивается сфера культуры: музеи, б-ки, киноустановки, широкая сеть кружков худ. самодеят-ти. Получили развитие все средства связи, радиовещания и телевидения. В 1990 в округе 32 школы с общей числ. 9,6 тыс. учащихся. В Норильске в горно-металлург. техникуме и вечер. индустр. ин-те обучалось ок. 400 чел. Открыт НИИ сельского хозяйства Крайнего Севера.

Радикал. экон. реформа нач. 1990-х гг. привела к резкому спаду произв-ва, снижению уровня жизни населения. В 1998 выпуск пром. продукции сократился по сравнению с 1991 в 3,4 раза. Существ. урон понесли традиц. промыслы корен. населения, особенно оленеводство. Поголовье оленей в округе с 1989 по 1999 снизилось в 1,8 раза. Следствием экон. и соц. кризиса стал интенсив. миграц. отток населения. Выросла смертность, понизилась рождаемость. За 1989–2002 число жителей округа сократилось почти на треть. В кон. 1990-х гг. ситуация в пром-ти стабилизировалась и начался ее достаточно быстрый рост. В 2004 уровень пром. произв-ва превысил показатель 1998 почти в 2,5 раза. Положение в с. х. в нач. ХХI в. оставалось неустойчивым.

Уд. вес отраслей, производящих товары, в валовом регион. продукте (ВРП) Т. а. о. в 2003 составлял 25,3 %. Низкий уд. вес производств. сферы в структуре ВРП связан с тем, что предприятия Норильского пром. р-на, расположенные на тер. Таймыра, находились в краевом, а не в окр. подчинении. Структура пром. произв-ва в 2005: пищевая пром-ть 59 %, топливная 24,3, электроэнергетика 9, пром-ть строит. материалов 2,6, машиностроение и металлообработка 1,1, легкая 0,6, проч. отрасли пром-ти 3,4 %. Ведется добыча камен. угля на шахте «Котуй» и газа на месторождениях Соленинское и Мессояхское. Центры рыбной пром-ти – нас. пункты Хатанга, Дудинка и Усть-Порт. 162 хозяйствующих субъекта занимаются на Таймыре традиц. видами деят-ти – оленеводством и рыболовством. Оленьи пастбища занимают 46 % всех земель округа. Поголовье оленей в 2003 – 43,4 тыс. Минимально представлено молочное жив-во.

Большое значение для экономики региона имеет водный транспорт. Вблизи сев. побережья п-ова проходит трасса Сев. морского пути Мурманск–Диксон–Хатанга–Тикси–бухта Провидения. Дудинка – крупнейший мор. и реч. порт Сибири. Через него осуществляется вывоз продукции из Норильского пром. р-на и его снабжение. Летняя мор. навигация возможна с 10 авг. по 20 сент. Зим. навигация может быть постоянной при обеспечении проводки судов ледокол. флотом. Енисей связывает Таймыр с юж. р-нами Красноярского кр., откуда реч. транспортом доставляются пром. грузы и продукты питания. Для внутр. связей существ. значение имеет Юж.-Таймырский водный путь протяж. более 730 км, к-рый связывает р. Пясину с р. Хатангой. На Таймыре расположена самая сев. в мире ж. д., связывающая Дудинку с Норильском и Талнахом, протяж. 89 км. Автодорог с твердым покрытием 202 км.

В 30 км от Диксона, на зап. побережье Таймыра, находятся 2 уч-ка Большого Арктического заповедника – «Бухта Медуза» и «Бухта Ефремова», здесь построена биол. станция «Виллем Баренц» и ее филиал на р. Пясине для развития междунар. науч. исслед-й. Работает Диксонский специализир. центр по гидрометеорологии и мониторингу окруж. среды.

В нач. 1-го десятилетия ХХI в. в Т. а. о. насчитывалось 66 образоват. учреждений. Охват детей услугами муницип. дошкол. образоват. учреждений в 2004 составлял 68,9 %. В 31 школе обучалось ок. 7 тыс. детей. Широко практиковалось доп. образование учащихся: физкульт.-спорт., худ.-эстет. Числ. учащихся в системе ср. проф. образования 700 чел. С 2001 на тер. округа началась подготовка специалистов с высш. образованием. В 2004 в вузах обучалось ок. 600 студентов. Мед. помощь в Т. а. о. оказывали 18 больнич. учреждений, 21 учреждение амбулаторно-поликлинич. типа. В Дудинке функционирует оснащенный совр. мед. оборудованием лечеб. корпус с хирург., терапевт., невролог. отд-ниями, отд-ниями реанимации и анестезиологии.

Осн. целью реализации регион. культур. политики является сохранение культур. наследия, развитие празднично-обрядовой культуры, творчества народов, населяющих полуостров. В нганасанском пос. Усть-Авам создана 1-я эксперимент. площадка для подготовки и переподготовки соц. педагогов и соц. работников Таймыра. В 1999 на базе Таймырского заповедника создан Музей мамонта и овцебыка. Большой вклад в сохранение и популяризацию ист.-культ. наследия региона вносят краевед. музей в Дудинке, этногр. музей гос. природ. биосферного заповедника «Таймырский» (с. Хатанга), лит. музей таймырских авторов при окр. б-ке. Работает 10 фольклор. коллективов: ансамбль песни и танца народов Севера «Хэйро», хор долган. песни «Арадоуй», нганасан. фольклор. группы «Хенсу» (пос. Волочанка) и «Нгамтусо» (пос. Усть-Авам), энецкая вокал. группа «Татуй», факультатив по фольклору (Дудинский р-н), дет. вокал. ансамбль «Эльдэн», долган. вокально-хореогр. ансамбль «Чокуркаан» (Хатангский р-н), ансамбли «Харп», «Барган», ненец. фольклор. группы «Синюко» и «Нумгыча» (Усть-Енисейский р-н). На протяжении ряда лет проводится окр. фестиваль сказителей «Фольклорная классика Таймыра», район. фольклор. фестивали, фестиваль «Строганина Таймыра», окр. выставка «Мастер года» и др. На тер. округа насчитывается более 80 памятников истории и культуры, археологии и архитектуры. Ок. 40 памятников установлены в честь исследователей и первопроходцев Севера, среди них – рус. поляр. исследователю Н.А. Бегичеву, норвеж. моряку П. Тессему и др.

Лит.: Соболев Д.З. Преображенный Таймыр. Красноярск, 1960; Кузаков К.Г. Национальные округа Крайнего Севера СССР. М., 1964; Славин С.В. Освоение Севера. М., 1982; Музеи и памятники Таймыра. М., 1995; Хлобыстин Л.П. Древняя история Таймырского Заполярья и вопросы формирования культур севера Евразии. СПб., 1998; Очерки по истории открытий минеральных богатств Таймыра. Новосибирск, 2003; Социально-экономическое развитие Норильского промышленного района и Таймыра. Норильск, 2004; Регионы России: Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2005: Стат. сб. М., 2006.

Источник

Таймырский Долгано-Ненецкий район

В Таймырском Долгано-Ненецком районе находится одна из самых северных железных дорог мира, связывающая Дудинку и Норильск.

Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район является самым северным районом Красноярского края, занимает территорию полуострова Таймыр. В состав района входят также острова архипелага Северная Земля, восточная часть Гданского полуострова и северная часть Среднесибирского плоскогорья. На востоке район граничит с Республикой Саха (Якутия), на юге — с Туруханским и Эвенкийским районами Красноярского края, на западе — с Тюменской областью, с севера омывается водами Карского моря и моря Лаптевых. На территории района находится самая северная точка Евразии — мыс Челюскин.

В границах Таймырского района расположены городские поселения Дудинка и Диксон и сельские поселения Караул и Хатанга, которые объединяют 28 сел и поселков. По данным Красноярскстата на 1 января 2014 г., численность населения Таймырского района составляет 33 861 человек. Почти 30 % населения составляют коренные малочисленные народы Севера: долганы, ненцы, нганасаны, эвенки, энцы, кеты, селькупы. Плотность населения в районе самая низкая и примерно составляет 0,04 человека на 1 кв. км.

Общая площадь района составляет 879,9 тыс. кв. км. Районный центр, город Дудинка, удален от центра Красноярского края, города Красноярска, на расстояние 1 530 км. Ближайший аэропорт расположен в Норильске, на Таймыре находится одна из самых северных железных дорог в мире, которая связывает Дудинку и Норильск. В Дудинке также расположен один из крупнейших морских и речных портов Сибири. Вблизи северной границы района проходит трасса Северного морского пути Мурманск — Диксон — Хатанга — Тикси — бухта Провидения. По направлению Мурманск — Дудинка осуществляется круглогодичная морская навигация.

На территории Таймыра — множество рек, главные из которых Енисей, Пясина, Хатанга, Котуй, Верхняя и Нижняя Таймыра, Хета. Живописные озера придают неповторимую красоту заполярному полуострову. Самое крупное озеро на территории района — Таймыр (второе по величине в Сибири после Байкала). А одно из самых красивейших мест района — горы и плато Путорана.

На Таймыре происходит наиболее полная смена природно-климатических зон: от северной тайги до полярных пустынь, единственных в мире расположенных на материке. Ландшафт территории представлен арктической пустыней, тундрой и лесотундрой. Значительную часть территории занимают ледники и вечная мерзлота. Таймыр относится к абсолютно дискомфортной климатической зоне. Зимы здесь продолжительные, с полярными ночами, сильными морозами и ветрами, а летние периоды короткие и холодные. Средняя температура января составляет –32 °С, июля — от +2 до +13 °С. Снежный покров лежит 8—9 месяцев в году. На широте мыса Арктического (Северная Земля) полярный день длится 138 суток, а полярная ночь — 122, на широте Дудинки соответственно — 83 и 65 суток. Тьма полярной ночи изредка нарушается северным сиянием — природным явлением, характерным для высоких широт.

На Таймыре имеются запасы каменного угля, нефти, газа, золота, молибдена, меди, титана, полиметаллов, сурьмы, бора, ртути, фосфоритов, железа, тантало-ниобатов и т. д. Открыты месторождения графита, термоантрацита и ограночного хризолита. Запасы каменного угля на Таймыре уникальны по своим объемам. Они залегают в трех крупных угленосных бассейнах: Тунгусском, Таймырском и Ленском — и достигают 92 млрд т. Потенциальные ресурсы углеводородов района составляют около 20 % всех ресурсов Сибирской платформы. К настоящему времени на территории открыто более 30 месторождений нефти и газа, три из них уже действуют. Таймырский муниципальный район — единственный газодобывающий район на севере Восточной Сибири. Полуостров богат золотом — прогнозная оценка только североземельской провинции составляет несколько сотен тонн. Месторождение технических алмазов, открытое на Таймыре, содержит более половины их мирового запаса.

История

Первые люди проникли на Таймыр еще в эпоху мезолита (в X—V тыс. ). Они пришли сюда вслед за отступавшим ледником, занимаясь охотой и рыболовством. Древнему человеку удалось освоить земли даже севернее нынешнего Норильска. Но поначалу поселения были временными: с наступлением зимы люди уходили на юг.

В тыс. из Южной Сибири на Таймыр под давлением кочевых племен пришли предки современных ненцев. Основой их хозяйства были пастушеское оленеводство, сухопутная и морская охота, рыболовство. Основной объект охоты — северный олень, а рыбной ловли — нельма, сиг, чир. Древнейшее из известных поселений жителей Таймыра обнаружено на левом берегу реки Тагенар, в 5 км от ее впадения в реку Волочанку, на пути, по которому очень удобно было переходить из бассейна реки Енисей в бассейн реки Лены.

В бронзовом веке люди начали осваивать богатства месторождений. На стоянке (1150 ) во время раскопок найдена бронзолитейная мастерская — самая северная из известных в настоящее время. Очень интересными находками были сосуды (тигли) из песчаника для плавки бронзы, форма для антропоморфной фигурки.

К концу I тыс. на Таймыр пришло население из Западной Сибири, которое принесло новую вожпайскую культуру, принадлежащую древним самодийцам (предкам современных энцев, нганасан). Памятником этой культуры является стоянка на реке Пясина. Там найдены круглодонные горшки, украшенные по горловине поясками узоров из проникающих треугольников и других композиций, сделанных гребенчатыми отпечатками. К концу XVI в. глиняная посуда почти полностью исчезает из обихода народов Таймыра и заменяется металлическими котлами.

Русские шли на Таймыр, прежде всего, за пушниной. Территория Таймыра, или Пясида, как называли этот край русские землепроходцы в XVII в., была частью Мангазейского уезда, учрежденного в 1601 г. и раскинувшегося от реки Оби на западе до реки Анабары на востоке. Административным центром стал город Мангазея, построенный на правом берегу реки Таз. На протяжении XVII в. этот город за Полярным кругом был не только центром соболиных промыслов, но и центром арктического мореплавания, откуда русские землепроходцы продвигались на Север и восток Сибири.

Таймыр до прихода сюда русского населения населяли предки нганасан. Восточная группа родов самоедов — тавги — в абсолютном большинстве еще не были ясачными, то есть ясак не платили и воеводской администрации были неподвластны. Именно тавги сдерживали продвижение на Таймыр тунгусов. На протяжении века продолжались военные конфликты.

12 декабря 1822 г. в связи с административной реформой была образована Енисейская губерния. Центром губернии с самого начала был город Красноярск. Вместо старых уездов на территории новой губернии было образовано пять округов: Красноярский, Ачинский, Минусинский, Канский и Енисейский — самый большой по территории с находившимся в его ведении Туруханским краем. Для удобства управления Туруханский край разделялся на три участка: Туруханский (или Тазовский), Верхнеимбатский и Дудинский, который занимал центральную часть края. На этой территории располагалось 3 селения, 26 станков, 36 выселков. Управлялась территория Дудинского участка особым смотрителем — урядником, в обязанности которого входили наблюдение за сбором ясака с населения, надзор за продажей казенной соли, пороха, свинца. Все коренное население в податных целях объединялось русской администрацией в управы, возглавляемые старшиной (князцом). Каждая из управ была единицей. На Енисейском Севере (на территории Эвенкии и Таймыра) было создано 34 управы. Князьки избирались из наиболее богатых, влиятельных и почтенных жителей. Выборы происходили на сугланах — родовых собраниях. Избирались старосты и старшины сроком на три года и утверждались губернатором.

В первые годы советской власти огромное значение придавалось индустриальному развитию северных окраин, которое, прежде всего, было связано с освоением Северного морского пути, строительством портов и промышленных предприятий. В комитет Северного морского пути вблизи месторождений графита и руд начал сооружение поселка Норильск. Летом 1930 г. был создан «Норильскстрой», а в 1935 г. было принято постановление Правительства СССР о строительстве Норильского никелевого завода. Первые 75 т норильского цветного металла были получены весной 1939 г. В 1940 г. на Норильском никелевом заводе развернулись работы по строительству открытого рудника «Медвежий ручей», а в 1941 г. начато строительство большого металлургического завода.

10 декабря 1930 г. в местах расселения малочисленных народов Севера были образованы национальные округа. Первоначально округ назывался Таймырским национальным округом и входил в состав края с центром в Иркутске. В 1934 г., с образованием Красноярского края, округ был включен в его состав.

Первая больница в Дудинке была открыта в 1927 г. К моменту образования округа на его территории было пять врачебных участков и медпунктов: в Дудинке, Волочанке, Толстом Носу и в Хатангской тундре. В 1930 г. началось строительство больниц в районах.

Тяжелое экономическое положение тундровиков и форсированные темпы коллективизации стали причиной восстания долган и нганасан в Авамском и Хатангском районах в апреле 1932 г. Участники этих событий в 1938 г. были репрессированы, а их олени переданы в колхозы округа. В 1936 г. большинство хозяйств было переведено в сельхозартели, и коллективизация была завершена к 1940 г.

В годы первых пятилеток были заложены основы промышленного развития Таймыра, строительство объектов в основном велось силами заключенных Норильлага. Первым промышленным объектом считается Усть-Портовский консервный завод, построенный в 1931 г. В была проложена узкоколейная железная дорога Дудинка — Норильск, первая железная дорога в Арктике. Однако вскоре стала разрушаться насыпь, которая местами была сделана изо льда, и движение по железной дороге прекратилось.

В также продолжал осваиваться Северный морской путь, возникли порты Диксон, Дудинка. В 1929 г. в связи со строительством лесокомбината и порта для морских судов на Енисее был заложен город Игарка. Через Игарский порт шел основной поток лесного экспорта из Красноярского края. Также в Игарке были введены в строй фабрика, две электростанции и три кирпичных завода, совхоз Игарский («Полярный»). Кроме того, в Игарке была создана станция полярного земледелия.

В годы Великой Отечественной войны на Таймыре продолжала развиваться промышленность. Был пущен в действие Норильский комбинат. С 1 мая 1942 г. Норильск стал давать электролитный никель. К концу войны выпуск валовой продукции комбината по сравнению с 1942 г. увеличился в три раза, меди и никеля — в 11 раз, добыча угля возросла в восемь раз, а руды — в девять раз. Государственный комитет обороны выделил группу самолетов для постоянной доставки норильского никеля в Красноярск на оборонные заводы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *