тайна коко для какого возраста
Рецензия на мультфильм «Тайна Коко»
Отнюдь не лучший, но заслуживающий внимания анимационный блокбастер студии Pixar о путешествии мексиканского мальчика по загробному миру
Маленький мексиканец Мигель обожает играть на гитаре, но никому в этом не признается. В его семье любая музыка запрещена с тех пор, как прапрадедушка Мигеля бросил жену и дочь ради эстрадной карьеры. Наконец, мальчик решает открыться семье и принять участие в музыкальном конкурсе в честь Дня мертвых – ежегодного мексиканского праздника, во время которого люди приходят на кладбища, чтобы почтить умерших родных. Но когда властная бабушка узнает, что у Мигеля есть гитара, она ломает инструмент. Тем временем мальчик по обрывку семейной фотографии определяет, что его прапрадедушка стал знаменитым музыкантом и актером Эрнесто де ла Крусом – погибшим во цвете лет кумиром Мигеля. Парнишка решает, что вправе позаимствовать для конкурса гитару Эрнесто, которая хранится в его склепе. Но когда Мигель крадет инструмент, он навлекает на себя проклятие и переносится в мир мертвых. Чтобы вернуться назад, мальчик должен найти прапрадедушку и получить его благословение.
Кадр из мультфильма «Тайна Коко»
Анимационную суперстудию Pixar давно упрекают в том, что она, в отличие от своей «старшей сестры» Walt Disney Animation, рисует мультфильмы почти исключительно о белокожих героях – конечно, когда не создает ленты о роботах, рыбах или игрушках. Устав от политкорректной критики, Pixar решила выпустить самый мексиканский мультфильм, какой только можно создать.
Кадр из мультфильма «Тайна Коко»
«Тайна Коко» нарисована при активном участии американо-мексиканского сценариста, художника и режиссера Эдриана Молины, она в оригинале озвучена почти исключительно мексиканскими и американо-мексиканскими актерами, и она обыгрывает в сюжете почти все, чем известна Мексика. Проще перечислить, что «Тайна» не затрагивает – тако (лепешки с начинкой) и наркокартели. День мертвых, Фрида Кало, рестлинг в масках, текила, народная и авторская музыка, цветастые летающие ягуары, огромные промоины в земле, иммиграционный контроль, гротескный юмор, авторитарные бабушки, безволосые собаки ацтекской породы шолоицкуинтли… Если «Евгений Онегин» – это энциклопедия русской жизни, то «Тайну Коко» можно по праву назвать энциклопедией мексиканской жизни, повседневной и мифологической.
Кадр из мультфильма «Тайна Коко»
Как почти всегда у Pixar, их новая лента феерически красива и блокбастерно грандиозна. Большая часть действия развивается в загробном мире, и он выглядит столь завораживающе, что начинаешь задумываться, не стоит ли Мигелю остаться на том свете, среди удивительных существ и потрясающих городских панорам, вдохновленных древней и современной мексиканской архитектурой. Судя по тому какой предстает загробная Мексика, она куда беззаботнее и живописнее, чем захолустная Мексика, в которой Мигель должен ходить в школу и работать после уроков в семейной обувной мастерской. Впрочем, парнишка не из тех, кто пасует перед трудностями и выбирает легкий путь. Так что он даже не задумывается о том, чтобы не снимать проклятие и до срока присоединиться к умершей родне.
Кадр из мультфильма «Тайна Коко»
Сюжет «Тайны Коко» порой называют смесью «Рататуя» с «Унесенными призраками», но это несправедливо. Действительно, «Тайна» содержит схожие сюжетные идеи с двумя этими великолепными мультфильмами. Однако это иная история – не столько о взрослении и поиске своего места в жизни, сколько о конфликте между личными амбициями и семейной любовью. Прапрадедушка Мигеля бросил семью ради музыки, Мигель на грани аналогичного поступка, и лента настаивает, что так делать нельзя. Призвание очень важно, но семья важнее, причем не только для живых, но и для мертвых. В мире «Тайны» память близких поддерживает родню после смерти. Как только ушедших перестают чтить в День мертвых, они исчезают из загробного мира. Возможно, в никуда. Поэтому Мигель должен не просто настоять на своем, как Реми в «Рататуе», а воплотить мечту и одновременно примирить семью. Ему предстоит восстановить гармонию, которая разрушилась, когда его прапрадед ушел от жены и дочери.
Кадр из мультфильма «Тайна Коко»
Из-за того, каковы в «Тайные» семейные страсти и как они вплетаются в приключенческий сюжет, картина смотрится как мексиканская «мыльная опера» в сказочном антураже и с голливудским драйвом. Это одновременно плюс и минус, поскольку, с одной стороны, наделяет ленту «латинской» страстностью и сентиментальностью (в некоторые моменты трудно удержаться от слез), а с другой стороны, делает картину сравнительно поверхностной – не такой глубокой и тонкой, как лучшие творения Pixar. Конечно, было бы странно, если бы пропитанное Мексикой полотно удержалось от «мыльного» подхода к повествованию. Но ленты Pixar сильнее всего, когда копают в эмоциональную глубину и демонстрируют мудрость и оригинальность, а не полагаются на типичные для «мыла» полукарикатурные стереотипы, расхожую мораль и неправдоподобные сюжетные завихрения.
Поэтому «Тайна» немного расстраивает – но именно как произведение Pixar, от которого всегда ждешь большего, чем от его конкурентов, и которое судишь строже. Для общего уровня мировой анимации это замечательная лента – динамичная, зажигательная, остроумная, трогательная, музыкальная, с превосходной анимацией… И, повторим еще раз, исключительно красивая и грандиозная. Если вас и ваших детей хоть немного интересуют Мексика и мексиканские страсти (которые, впрочем, вполне универсальны), то вам стоит увидеть «Тайну». Правда, предварительно стоит почитать, кто такая Фрида Кало, поскольку в мультфильме это не объясняется, а для повествования ее земная жизнь значима.
Тайна коко для какого возраста
Сдулся Pixar или нет — вопрос все еще открытый, но очевидно, что после того, как их купила Disney, студию насильно направляют по максимально прибыльному пути — сиквелы, больше «Тачек», больше принцесс и поменьше экспериментов. «Головоломка» была единственным светлым пятном «настоящего Pixar» за долгие годы. Откровенно унылый «Добрый динозавр», неплохие, но не хватающие звезд с неба сиквелы «Дори», «Корпорации монстров» и «Тачек» (вторая часть вышла совсем плохо, но третья сумела зацепить некоторыми удачными решениями).
Единственный сиквел, который фанаты действительно ждали, обзавелся первым тизером только на днях, хотя казалось бы — сделать «Суперсемейку 2» в эпоху расцвета комикс-муви сам бог велел.
Но и его Disney могли одобрить даже не ради супергероев, а для того, чтобы выжать максимум из кавайного младенца и аудитории, которая пойдет чисто на него (по крайней мере, так считает один любопытный российский мультипликационный критик). В свете анонса, что анимационную полнометражку по Марио доверили студии Illumination (сначала Марио скормили кроликам Ubisoft, теперь отдали создателям Миньонов), на горизонте мира анимации стало как-то мрачновато — сплошные тучи и нехорошие предчувствия. Стала ли «Тайна Коко» лучом в этом темном царстве? И да, и нет.
Мигель растет в семье сапожников, которые прочат ему продолжение семейного бизнеса, но сам мальчик мечтает о карьере музыканта и бренчит на гитаре втайне от родственников, которые по неизвестной ему причине музыку ненавидят, сторонятся ее как ремесла дьявола. Когда Мигель попадает в загробный мир, открывающийся на День Мертвых, он выясняет, что за тайну хранит его семья, почему музыка — тема запретная, и кем был его прапрадед.
Коко же — это прабабка Мигеля, которая появляется на экране максимум минут на пять, но она действительно становится ключевым персонажем во всей семейной истории.
Почему впечатления смешанные? Потому что несмотря на то, что мультфильм однозначно стоит хвалить за смелость, щепетильность при проработке мексиканской культуры (в Мексике он собирает огромную кассу, и за точность изображения чужой культуры его очень ценят), визуальное пиршество и отличную сильную драму, в других важных аспектах мультфильм, на мой взгляд, сильно сдает и не дотягивает до «уровня Pixar».
Прежде всего, это креативность и оригинальность подачи истории — их явно не достает. Когда семья прочит мальчику судьбу башмачника и отваживает от музыки — это показано крайне прямолинейно и топорно, как по нотам, сценам недостает нюансов, индивидуальности и фактуры. И это касается многих сцен — от Pixar хочется видеть чего-то менее базового, чем дефолтная сцена из коробки готовых сюжетных элементов, больше обработки сценарным напильником.
Второе, это масштабность истории — мультфильм вышел довольно камерным. Тут нет ощущения эпичного приключения, все концентрируется на похождениях Мигеля и расследовании тайны его прошлого, попытки создать ощущение угрозы и опасности по большей части выходят неудачными.
Представить себя на месте протагониста, путешествующим по волшебному миру мертвых, не выходит, потому что мульт не пытается быть приключением или исследованием этого крайне непривычного и оригинального сеттинга, его больше интересует Мигель, чем окружающий его загробный мир. Думаю, в первую очередь из-за этого «Коко» не сможет запомниться сильнее «Истории игрушек» или той же «Головоломки» — сюжет интересный, но больше личный и эмоциональный, чем захватывающий и масштабный. Героев вводится вроде много, но интересных и проработанных среди них меньше половины, какой-то динамики внутри забавного коллектива наподобие все тех же игрушек тут нет.
Третье — это креативность. Мир мертвых прекрасен визуально — он, кажется, сделан из пиньят и мультяшных черепов, он светится как бумажный фонарик и поражает буйством красок крайне непривычной сочной палитры.
Но сказать, что этот мир проработан, что мы узнаем много о том, как он работает и хотим там побывать, нельзя. Тут есть избитая шутка про «некий невероятный волшебный мир по-прежнему страдает от бюрократии» — мы видели это в «Путеводителе по Галактике», «Гарри Поттере», «Восхождении Юпитер», «Корпорации монстров» и еще куче произведений. Но помимо нее больше ничем мир не характеризуют.
Сама концепция основной схемы хороша — почившие живут в загробном мире, откуда могут выходить в наш мир на День Мертвых, чтобы повидаться с родными — но только, если те поставили их фото на алтарь. Если фото стоит, труп проходит таможню и идет навестить семью — он может забирать с собой оставленные ему подарки, вынимая из вещей их призрачную копию. Так мультик объясняет, зачем оставлять на могилах фрукты, даже если они потом там сгниют (их «душу» родственник уже съел, поэтому ничего страшного).
Но это не все — «Коко» вводит еще одну интересную философскую идею: мертвые могут умереть.
Призраки живут в мире мертвых только пока на Земле есть кто-то, кто знал их при жизни и помнит о них. Если все знавшие вас умирают или перестают вспоминать — вы растворяетесь, умирая во второй раз. Возможно, вы отправляетесь на новый слой загробного мира, но в первом слое об этом ничего не известно, им остается лишь гадать, есть ли жизнь после второй смерти. Это все крайне смело и интересно.
Но вот больше мы о «жизни» мертвых почти ничего не знаем — они веселятся и поют песни, навещают близких, ходят на концерты, а еще у них есть питомцы — разноцветные магические животные, которые служат проводниками душ. Дизайн этих существ тоже не слишком запоминается — окей, это крылатая пантера настолько дикой расцветки, что кажется, ее красил трехлетний ребенок — всем, чем было и как попало. Никак особенно удачно вплести этих зверей в сюжет не выходит, они остаются непроработанными и словно пришпиленными в последний момент, чтобы использовать для кавай-моментов и примитивных гэгов «ути-пути, собачка грызет лапу».
Набор этих плюсов и минусов невольно сближает «Коко» с еще одним мультфильмом Pixar — «Вверх», который является своего рода парадоксом. Его обычно вспоминают как шедевр, но причиной тому — удивительно эмоциональное вступление, успевающее за пять минут показать целую жизнь одной пары и довести вас до слез. Сам же мультфильм, основной сюжет про путешествие в затерянный мир, ужасно слабый.
«Вверх» в основном полагается опять же на примитивные гэги с животными (говорящие собаки и магический страус), по полной эксплуатируя заготовку «ребенок и его волшебный друг». Пересматривать его скучно, потому что-то мощное и удачное, что в нем есть, очень сильно разбавлено длинными кусками комедии низкого пошиба, которую ожидаешь увидеть скорее от Dreamworks, Illumination и прочего «второго состава». У «Коко», впрочем, все далеко не так плохо с основной историей, она не скучная и опирается на гэги в куда меньшей степени, но параллель все же просматривается.
Меня расстраивает, что все, чем запоминается этот яркий мир мертвых — светящейся панорамой, общим планом. Он манит нас, туда хочется попасть и исследовать его, но когда мы туда попадаем, то видим вполне обычный мир, в котором вместо людей тусуются скелеты.
Это выглядит как упущенная возможность, ведь даже в каком-нибудь «Битлджусе» загробный мир вышел более ярким и интересным. Да что там — даже в «Монстрах на каникулах», которые мне показались откровенно примитивными и невыносимо детскими, было больше интересных деталей мира.
Непроработанный мир в мультфильме Pixar! Студии, которая создала потрясающие миры игрушек, рыб, монстров, эмоций, супергероев и так далее. Странно, что такой плодородный сеттинг им не удался — возможно, они концентрировались прежде всего на передаче аутентичной атмосферы Мексики, их эстетики, архитектуры, деталей верований, поэтому полета фантазии не вышло — боялись промахнуться.
И все же, какими бы ни были минусы картины, ее плюсы не позволили бы списать мультфильм в утиль в любом случае, слишком мощное высказывание получилось на этот раз у студии, слишком серьезное и значимое, возможно, еще более ценное, чем «весь спектр эмоций важен, иногда грустить — естественно и полезно» в «Головоломке» (это, кстати, особенно важно в Америке, где люди считают любую тоску неприемлемой и нездоровой и тут же бросаются глотать антидепрессанты).
Вообще удивительно, что «Тайна Коко» существует, потому что сложно представить совещание продюсеров многомиллионного проекта для детей, которое начинается словами «А давайте поговорим с детьми о смерти, старении, загробной жизни, 90% персонажей у нас будут скелетами, повсюду будут черепа, а наш герой, маленький мальчик тоже со временем будет превращаться в скелета, потому что слишком надолго застрял в мире мертвых и может остаться там навсегда. Здорово же да? Мы заработаем миллиард на продаже плюшевых крылатых пантер!» Ах да, еще в кадре будут открыто пить алкоголь и почти произнесут слово «сиськи» — родители побегут к нам толпами.
Pixar обычно не лез на територию мюзиклов, стараясь не пытаться браться за то, что у Disney всегда получалось так хорошо, но здесь они впервые вводят несколько сцен с поющими героями (поют они не с бухты-барахты, а по сюжету, эти сцены — ключевые для истории) и получается у них очень хорошо.
Эти песни не застрянут в голове как «Let it go», но они прекрасно раскрывают персонажей, развивают сюжет, создают атмосферу и эмоциональный накал, а также — передают то почтение, с которым к музыке относятся в Мексике. И Pixar музыкальными номерами не злоупотребляет, это не мюзикл и вряд ли вы вообще отметили бы для себя, что Pixar теперь еще и поет, настолько естественны и необходимы эти сцены в фильме.
Возможно, «Коко» — это не эпичное приключение со множеством интересных героев и проработанным миром, которого многие ждут от Pixar, но это однозначно сильная серьезная история о связи с близкими людьми, круг которых не ограничивается мамой и папой, а уходит в прошлое на поколения, разрастается раскидистым родовым деревом.
Нельзя не оценить смелость и необходимость мультфильма, который говорит с детьми о смерти в максимально аккуратном и выверенном ключе — не пугая, а находя в этом свою красоту и упорядоченность, логику, которую можно принять. «Паранорман» студии Laika касался этой темы и там тоже была великолепная драматическая линия, сильная и неожиданная концовка, но «Коко» плотнее и целенаправленнее работает в этом направлени. И да, родителям не стоит пугаться сеттинга мультфильма, скелетов и черепов — все это здесь подано крайне умело и вдумчиво, поэтому кошмаров у детей не будет.
Главное, что под конец «Тайна Коко» выдает целый каскад эмоциональных сцен, которые выжмут слезу даже из самого черствого человека.
А если они работают — значит, мультфильм сумел погрузить в себя, заинтересовать своими героями и историей. Я могу жаловаться на нехватку креатива, но отрицать то, что это сильное авторское высказывание и мультфильм, который детям однозначно стоит смотреть, я не могу.
Все мои жалобы, в любом случае, имеют смысл только с учетом «планки Pixar», если сравнивать ее с другими мультфильмами в прокате, «Коко» легко уделывает конкурентов и становится одним из лучших мультфильмов года. Если вы учтете все перечисленные выше особенности картины, однозначно получите от нее удовольствие.
Тайна Коко, 2017
Невероятная, красочная и трогательная история двенадцатилетнего Мигеля, который в результате череды забавных недоразумений отправляется в захватывающее приключение. Юноше предстоит разгадать семейную тайну столетней давности, и устроить встречу родственников, какой ещё не бывало в истории!
Тайна Коко смотреть онлайн
Похожие фильмы онлайн
«Тайна Коко» – новый мультфильм студии PIXAR, которая решила сконцентрироваться на создании оригинальных проектов. Режиссёром картины назначен Ли Анкрич («История игрушек: Большой побег», «В поисках Немо», «Корпорация монстров»). А его сорежиссёром и сценаристом стал Эдриан Молина. Известно, что одного из героев озвучит Бенджамин Бретт («Мисс Конгениальность»).
Известно, что идея создания мультфильма «Тайна Коко» была вдохновлена Днём мёртвых, который отмечается в Мексике. В центре истории 12-летний Мигель, который окажется впутанным в цепочку загадочных событий, связанных с древней тайной. Ему предстоит расследовать события давно минувших дней, которые станут поводом к неожиданному воссоединению.
12-летний Мигель живет в небольшом мексиканском городке в семье потомственных сапожников и мечтает стать музыкантом. Но музыка и всё что с ней связано в его семье под строжайшим запретом: много лет назад прапрадед Мигеля оставил его прапрабабушку Имельду ради того, чтобы стать музыкантом и дарить публике свое творчество. Имельда пережила предательство, но поклялась, что в ее доме больше никогда не прозвучит музыка.
Втайне от родных Мигель всё же учится играть на гитаре, мечтая о славе своего кумира Эрнесто де ла Круза — величайшего музыканта Мексики. Решимость Мигеля окончательно крепнет, когда в его руки попадает старая фотография Имельды и он понимает, что Эрнесто де ла Круз, возможно, и есть его прапрадедушка.
Решив во что бы то ни стало выступить на концерте в честь национального праздника Дня Мертвых, Мигель крадет гитару де ла Круза из его мавзолея, но первый же аккорд делает мальчика невидимым и неосязаемым для живых людей. Зато его прекрасно видят души мертвых, которые пришли посмотреть на своих потомков.
Теперь, чтобы узнать, какую тайну хранит история его семьи, а заодно вернуться в мир живых, Мигелю придется отправиться в Страну Мертвых.
Мультфильм «Тайна Коко» вышел в прокат в тот же день, когда состоялся релиз первой «Истории игрушек» студии PIXAR
«Тайна Коко» стал пятым мультфильмом студии, выход которого назначен на День Благодарения
«Тайна Коко» – второй опыт работы в кино для Эдриана Молины. До этого он писал сценарий к мультфильму PIXAR «Хороший динозавр»
Единственной растительностью цветками в этом ярком фантастическом мире являются цветки календулы
Пес Мигеля по кличке Данте представляет собой собаку породы «Ксоло» (сокращённо от «Ксолоитцкуинтли»). Корни этой сугубо мексиканской породы уходят глубоко в историю месоамериканской цивилизации
Художники студии Pixar рисовали эскизы костюмов с настоящих мексиканских танцоров. Артисты создали более 500 отдельных предметов одежды, различные комбинации которых позволили одеть тысячи персонажей массовки
В Мире мёртвых Эрнесто одет во всё белое. Это помогло гарантировать, что он всегда будет в центре внимания, учитывая невероятное количество цветов в его окружении. Даже его кости безупречно белоснежны, потому что память о нём не угасает.
Все сцены в фильме «Тайна Коко», где фигурирует игра на гитаре, технически достоверны. Создатели картины сняли на видео, как музыканты играют каждую песню, прикрепив камеры GoPro к их гитарам, а затем передали записи аниматорам
Образ гитары создал сын режиссера Ли Анкрича
Лента содержит высказывания на темы, которые обычно запрещены в Китае. Но китайская комиссия по цензуре была так тронута историей в целом, что сделала для “Тайны Коко” исключение, и фильм вышел в прокат.
Оранжевый цветок, который встречается на протяжении всего фильма, — это ацтекская календула (известная также как мексиканская календула). Согласно поверью, в День Мертвых этот цветок помогает душе умершего найти путь к живым.
Планировалось, что Мигель в фильме будет лишь играть на гитаре. Когда выяснилось, что озвучивающий этого персонажа юный актер Энтони Гонсалес прекрасно поет, было решено продемонстрировать его талант.
Фильм создавался с 2011 по 2017 год, это рекорд для студии “Pixar”.
Внешний вид Страны Мертвых вдохновлен мексиканским городом Гуанахуато. Он расположен на склонах холмов и его красочные дома кажутся стоящими друг на друге.
В Стране Мертвых используется много “умерших”, то есть давно устаревших технологий, таких как компьютер “Macintosh” 80-х годов и рации “Walkie-talkie”.
Создатели и аниматоры ездили в Мексику пять раз, чтобы лучше понять местную культуру, людей, еду и традиции.
Всякий раз, когда кто-нибудь играет на гитаре, движения пальцев анимированного персонажа соответствуют реальным аккордам.
Дирижер оркестра в музыкальном шоу Эрнесто де ла Круза — это карикатура на композитора фильма Майкла Джаккино.
Бумажные узоры, которые можно увидеть висящими на открытом воздухе, называются “Papel picado” (перфорированная бумага). Это декоративное ремесло считается мексиканским народным искусством.
Порода Данте — ксоло, национальная мексиканская порода, известная отсутствием шерсти и грубой кожей. Из-за генетической особенности у таких собак отсутствует часть зубов, в результате чего их язык часто свешивается изо рта. Аниматоры решили добавить эту деталь во внешний вид Данте, чтобы он выглядел как можно более забавно.
“Тайна Коко” — девятый фильм “Pixar”, получивший премию «Оскар» как лучший анимационный фильм, и третий, получивший премию “Оскар” за лучшую оригинальную песню.
Если присмотреться, то можно заметить, что уличная плитка имеет форму костей.
“Тайна Коко” занимал на первое место по сборам в прокате дольше, чем любой другой анимационный фильм 21 века.
Режиссеры картины Ли Анкрич и Эдриан Молина признавались, что самым сложным элементом анимации стала шея Бабулиты. Чтобы иметь перед собой хоть какой-то пример, Молина попросил свою свекровь, которая живет в Мехико, поехать в “Pixar”, где они с Анкрич целенаправленно пытались разозлить ее, чтобы посмотреть, как двигается ее шея.
Все отзывы о мультфильме Тайна Коко
Рецензия «Афиши» на фильм
«Музыка — это зло», — сообщает бабка своему амбициозному внуку Мигелю, отгоняя сандалией от него всех, кто возьмется за музыкальный инструмент. У семьи родовая травма от прапрадеда-певца, который когда-то бросил жену с дочуркой Коко и ушел в закат с гитарой, как ему велела свободолюбивая душа эль мариачи. Жена с тех пор возненавидела музыку и, забыв свое призвание певицы, посвятила себя обувному делу, положив начало клану башмачников, в котором песни столетиями будут под запретом. Однако бабкина проповедь: «Не забывай свои корни, помни» — срабатывает на внучка Мигеля ровно наоборот: в нем течет кровь музыкантов, втайне от всех он тренькает на гитаре по чердакам, поклоняется нелепо погибшей звезде Эрнесто де ла Крусу и хочет поучаствовать в конкурсе талантов. Дело происходит в Мексике, а на носу День мертвых, когда почившие родственники спускаются из загробного мира, а значит, на кладбище могут произойти любые чудеса.
Итак, Коко — вовсе не главный герой мультфильма, как можно подумать, а прабабушка мальчугана Мигеля, пребывающая в старческом беспамятстве — и в какой-то момент главная интрига картины, как и в недавнем мультфильме «В поисках Дори», пускается по волнам памяти. Становится важно, чтобы увядающая бабуля вспомнила своего отца, потому что в мире мертвых те, кого не помнят в мире живых (а еще не ставят их фотографии в День мертвых), исчезают навсегда. Чтобы это предотвратить, в ход пойдут и музыка, и пляски смерти, и дурной пес с подходящей для загробного мира кличкой Данте.
Первым делом «Тайна Коко» вышла в Мексике, где уже стала хитом, что неудивительно: мультфильм очень доходчиво и красиво презентует главный праздник страны. Сделать мультфильм, замешанный на ярком национальном колорите, — это продолжающийся корпоративный тренд Disney и Pixar: посмотрите недавнюю «Моану» в антураже полинезийских мифов или короткометражный «Санджай и его команда» про индийских божеств. Этот мультяшный мультикультурализм, безусловно, заслуживает уважения, но все-таки зашкаливающая экранная экзотика, особенно такая яркая, как индийская или мексиканская, — довольно специфическое зрелище. Чтобы от такого буйства раскрашенных черепов, песен под гитару, вскриков сеньоров и сеньорит не разболелась голова, нужно быть любителем этой эстетики хотя бы на базовом уровне. Многие сцены «Коко» производят неуютные ощущения — вроде той, где летает огромный леопард ядовитых цветов или где мертвая версия художницы Фриды Кало появляется под вскрики целого стадиона беснующихся скелетов. Наверняка во всем этом еще есть и элемент утрирования национальных клише, от которых любой нормальный мексиканец испытает испанский стыд, как если бы Disney вдруг сняла мультфильм про Россию с медведями и балалайкой.
То, что все это подается в красочных декорациях Дня мертвых, тоже, кстати говоря, не в новинку для мира анимации. Пригодность и ценность мексиканского праздника в качестве основы для детского мультфильма студия Гильермо дель Торо доказала еще в 2014 году в «Книге жизни», на который создатели «Коко», конечно же, оглядывались. Если схожую колористику и настроение еще можно списать на традиции празднеств, но все-таки некоторые моменты откровенно заимствованы. Иначе не объяснишь, почему в обоих мультфильмах главным героем стал мальчик с гитарой, которому родные не дают заниматься музыкой из-за семейной профессии (в «Книге жизни» это было выступление на корриде).
Интересно сравнить, как эти два фильма работают с одной и той же мифологией. В «Книге жизни» главный герой смог попасть в город незабытых предков только после буквальной смерти, а вот в «Тайне Коко» нет никакого четкого ответа, почему мальчик оказался по ту сторону. Он просто украл гитару и взял на ней аккорд — и вот он уже не вполне живой, но и не вполне мертвый. Почему он во плоти смог попасть в мир иной? Волшебная гитара? Проклятие богов? Нет прямого ответа на ключевой момент мифологии. Зато очень просто объясняется, как можно попасть обратно в мир живых: потребуются любой лепесток и любой мертвый родственник. Тогда как в «Книге жизни» для этой же процедуры требовалось пройти нечеловеческие испытания и сражение с тысячами быков. Почему пес Данте без всякого труда может переходить в мертвый мир и обратно (и даже трансформироваться), конечно, тоже никак не объясняется.
Мультфильм от дель Торо предлагал стройную структуру божеств, которые управляли загробными мирами, а «Тайна Коко» предъявляет мир мертвецов без высших сил, где царит такая же бюрократия, как и на земле, и все делятся на привилегированных жителей и забытых бедолаг. В общем, это далеко не идеальное место, правила существования которого прописаны небрежно, поэтому быстро перестаешь его адекватно воспринимать. Впрочем, даже сами авторы в конце признают нелогичность происходящего, подсовывая сценку, где счастливые родители после смерти воссоединяются со своей дочкой, которой уже под сто лет.
Есть еще одно упущение, непонятно, намеренное или нет, но оно считывается вполне однозначно: поклоняясь певцу де ла Крусу, мальчик с гитарой как будто бы видит в нем фигуру отца, тогда как в кадре присутствуют его реальные мама и папа, но они настолько неартикулированы (парня в основном воспитывает бабка), что выглядят гораздо более призрачными фигурами, чем семья с того света. Поэтому вся чехарда с прапрадедушками считывается абсолютно как поиск своего настоящего отца. Что довольно забавно и двусмысленно в контексте фильма.
В остальном Pixar продолжает подпитываться зрительскими слезами, расставляя мелодраматические капканы настолько четко, что они уже выглядят вполне механической сюитой. Умом сразу понимаешь, что вот эта песня проведена через весь фильм, для того чтобы в конце на ней не смог сдержать слезинку только мертвый зритель. Глупо, конечно, обвинять в спекуляции на чувствах студию, которая всегда была такой вотчиной для производства мультяшной грусти, но той гениальности и радикальности, что была в «ВАЛЛ*И» и «Вверх», похоже, нам уже не дождаться.«Тайна Коко» куда более буквально, чем ее предшественники про тачки, рыбок и динозавров, акцентируется на семейных ценностях, превращая это практически в мексиканский сериал с выяснением внезапных родственных связей. Но чем крепче пиксаровские мультики вцепляются в плакатность доброго и вечного, тем неоднозначней и абсурдней это выглядит на фоне свежих обвинений главы Pixar Джона Лассетера в сексуальном харассменте, после чего тот ушел в вынужденный отпуск.
После не самых успешных сиквелов «Тачки-3» и «В поисках Дори» оригинальная «Тайна Коко» по большому счету стала последней надеждой Pixar на рывок вперед. Да, здесь та самая первоклассная анимация: мультяшные трехмерные герои отлично передают эмоции не хуже живых актеров, от некоторых кадров захватывает дух, но все равно это не шедевр на все времена от студии, которую всегда судишь строже, чем остальных, — ничего тут не поделаешь. Если посмотреть перед этим «Книгу жизни» и «Кубо. Легенду о самурае», то становится понятно, что авторы качественно прошлись по уже проторенной дорожке. Другое дело, что на фоне общей блеклости минувшего анимационного года даже при таких мощностях довольно легко выглядеть лучшим мультфильмом за отчетный период. Поэтому «Тайна Коко» далеко не лучший, но все-таки заслуживающий внимания мультфильм Pixar: он заработает свое, наверняка многим понравится и, скорее всего, получит свой «Оскар» и вряд ли станет могильным камнем для студии.