театр е вахтангова каких актеров вахтанговцев вы знаете
Вахтанговцы
Вахтанговцы
Государственный академический театр им. Е. Вахтангова | |
---|---|
Современное здание театра | |
Место нахождения | Москва, Арбат, д. 26 |
Основан | 1921 |
Директор | Сергей Сосновский |
Художественный руководитель | Римас Туминас |
Сайт | Официальный сайт |
Госуда́рственный академи́ческий теа́тр им. Е. Вахта́нгова — московский драматический театр, существующий с 1921 года. Расположен по адресу: Арбат, дом 26.
13 ноября 1921 года зрители, пришедшие в старинный арбатский особняк на спектакль «Чудо Святого Антония» Мориса Метерлинка в постановке Е. Б. Вахтангова, стали свидетелями рождения нового театра — Третьей Студии Московского Художественного театра, переименованной впоследствии, в 1926 году, в театр имени своего основателя и руководителя — Евгения Вахтангова.
Содержание
История
В конце 1913 года несколько студентов из разных московских учебных заведений решили создать Студенческую драматическую студию и играть по модной тогда системе Станиславского. Но помочь студентам-любителям профессионалы не соглашались. Наконец после долгих уговоров за руководство взялся молодой актер и режиссер Художественного театра, ученик К. С. Станиславского Евгений Багратионович Вахтангов. Первой постановкой стала пьеса Б.Зайцева «Усадьба Ланиных». Репетировали где придется, в основном на квартирах друг у друга. 26 марта 1914 года состоялась премьера. Спектакль полностью провалился, а администрация МХТ запретила Вахтангову работу с непрофессиональными студийцами. Но запреты оказались бессильны. Новые репетиции стали проводиться потихоньку в квартире в Мансуровском переулке. Позже одна из студиек выберет себе сценический псевдоним по имени этого переулка, с ним и войдет навсегда в историю сценического искусства — Цецилия Львовна Мансурова, легендарная первая исполнительница роли принцессы Турандот — но это будет позже.
Среди принятых в труппу оказалась молодая актриса Елена Сергеевна Даревская. Но ее жених высказался против ее сценической карьеры, и она вынуждена была покинуть любимую студию и стала женой очень известного в то время журналиста Романа Вениаминовича Галинского, имевшего сына от первого брака Аркадия, по-домашнему Адик, который до последних дней ласково и нежно называл Леночкой свою мачеху, не отрекшуюся от него и пытавшуюся помогать в самое страшное время.
Студия стала называться «Московская драматическая студия Е. Б. Вахтангова», но уже скоро профессионально выросла до того, что примирилась с Художественным театром, даже получила название Третьей студии МХТ и открыла собственное помещение на Арбате, дом 26, где и находится по сей день.
Первым спектаклем стала постановка пьесы Метерлинка «Чудо святого Антония». Молодая студия искала пьесы, соответствующие новому революционному времени. Кому первому пришла в голову мысль поставить сказку К.Гоцци «Принцесса Турандот», трудно сказать. Поначалу никто к этому всерьез не отнесся. При обсуждении пошли шуточки. Так, с современными шуточками, и начались репетиции спектакля, которому предстояло стать символом нового театра (см. ст. «Принцесса Турандот»). Но сам Вахтангов заболел и не смог прийти даже на премьеру. В 1922 году он умер. Актеры избрали свой художественный совет. В. И. Немирович-Данченко назначил директором Третьей студии начинающего одаренного режиссера Юрия Завадского, но он надолго не задержался. Стремительно менялось время, революционный пафос менялся на НЭП, замаячили страшные сталинские годы.
В театре сменялись режиссеры, удачные и не очень спектакли, наметились два основных направления развития театра — легкая праздничность, завещанная Вахтанговым, и серьезный психологизм. Но государственная структура требовала иных постановок, на сценах всех театров шла «лениниана» — спектакли про вождя революции. В Вахтанговской студии «главным Лениным» стал блистательный актер Борис Щукин. По всей стране начались аресты, не избежал их и театр. В 1939 году художественным руководителем театра был назначен Рубен Николаевич Симонов. В московских театральных кругах еще долгие годы рассказывали, как актеры-вахтанговцы были приглашены принять участие в Кремлевском праздничном концерте для Сталина и его свиты, показать сцены из особо идологически выдержанного спектакля. За актерами прислали машину. В нее и сели уже загримированные Рубен Симонов в образе Сталина и Борис Щукин в образе Ленина. Водитель, боясь опоздать, включил скорость. Арбат еще не был пешеходной улицей, да и машин было в Москве немного. На подступах к Кремлю превысившую скорость машину остановил милиционер. Каков же был его ужас, когда возле водителя он увидел Сталина (Р.Симонов)! Но за ним в автомобиле находился… Ленин (Б.Щукин)! А автомобиль направлялся в Кремль! Стоит ли объяснять, что путь был открыт немедленно.
Вскоре после войны вышло постановление «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», по которому предписывалось ставить идеологически «правильные» спектакли. Легкий, праздничный, комичный стиль вахтанговской школы оказался не разрешенным. Тем не менее на сцене появляются замечательные постановки. Тех, кому удается вернуться живым из сталинских лагерей, Р. Н. Симонов возвращает в театр (Алексей Дикий). После «космополитической кампании» и закрытия Камерного театра в 1949 году Рубен Николаевич Симонов принял в театр Вахтангова Александра Таирова и Алису Коонен. Чего это ему стоило, можно только догадываться! Остается лишь поклониться за гражданскую смелость и человеческую порядочность. Только в хрущевские годы «оттепели» театр возвращается к своему празднично-комедийному стилю. В 1963 году, к 100-летию со дня рождения К. С. Станиславского и 80-летию Е. Б. Вахтангова, Р. Н. Симонов возобновил «Принцессу Турандот» — в той же постановке, но с новыми актерами. И соответственно, новыми современными шутками. После смерти Рубена Николаевича Симонова в 1968 году театр возгласил его сын Евгений Рубенович Симонов. Но в трудные годы начала Перестройки ему пришлось покинуть свой любимый театр, где он по сути вырос. В 1987 году театр возглавил один из ведущих актеров театра Михаил Ульянов и возглавлял до самой смерти в 2007 году. За это время опять был возобновлен (1991 г.) спектакль «Принцесса Турандот» уже в новом составе и с новыми «перестроечными» комментариями; в театре работали много интересных режиссеров, было поставлено много совершенно неожиданных по стилистике спектаклей…
До сих пор каждый спектакль театра предваряет записанный на магнитофон голос М. А. Ульянова: просьба к зрителям выключить мобильные телефоны перед входом в зрительный зал и началом спектакля.
Художественный руководитель театра в настоящее время — Римас Туминас.
Известные вахтанговцы
В разное время в театре работали многие известные и популярные актеры и режиссеры, среди которых (по алфавиту):
Репертуар
Самый знаменитый спектакль театра «Принцесса Турандот» по сказке К.Гоцци, неоднократно ставился и возобновлялся сначала самим Евгением Багратионовичем Вахтанговым, потом Рубеном Николаевичем Симоновым, потом последующими режиссерами. В роли принцессы Турандот блистали Цецилия Львовна Мансурова, Юлия Борисова и другие, роль принца Калафа долго исполнял Василий Лановой. Этот спектакль стал исторической вывеской театра.
«Театр-праздник» имени Вахтангова: 90 лет в спектаклях и лицах
© РИА Новости / Александр Макаров / Перейти в фотобанк Театр имени Вахтанова вырос из драматической студии, организованной в 1913 году студентами-любителями. Под руководством Евгения Вахтангова, специалиста по системе Станиславского, студийцы поначалу играли свои спектакли на частных квартирах, а в 1920-м были приняты в семью Художественного театра под именем его Третьей студии.
Театр имени Вахтанова вырос из драматической студии, организованной в 1913 году студентами-любителями. Под руководством Евгения Вахтангова, специалиста по системе Станиславского, студийцы поначалу играли свои спектакли на частных квартирах, а в 1920-м были приняты в семью Художественного театра под именем его Третьей студии.
© РИА Новости / РИА Новости / Перейти в фотобанк Днем рождения Вахтанговского считается 13 ноября 1921 года, когда премьерой спектакля «Чудо святого Антония» на Арбате открылся постоянный театр Третьей студии МХТ. Главным же его символом по сей день является «Принцеса Турандот» Карло Гоцци, премьера которой состоялась годом позже.
На фото: артисты театра Вахтангова в сцене из спектакля «Принцесса Турандот». 1922 год (из собраний театрального музея им. Бахрушина).
Днем рождения Вахтанговского считается 13 ноября 1921 года, когда премьерой спектакля «Чудо святого Антония» на Арбате открылся постоянный театр Третьей студии МХТ. Главным же его символом по сей день является «Принцеса Турандот» Карло Гоцци, премьера которой состоялась годом позже.
На фото: артисты театра Вахтангова в сцене из спектакля «Принцесса Турандот». 1922 год (из собраний театрального музея им. Бахрушина).
На фото: окончание спектакля «Принцесса Турандот» (1963) год.
На фото: окончание спектакля «Принцесса Турандот» (1963) год.
© РИА Новости / Михаил Филимонов / Перейти в фотобанк «Принцесса Турандот» стала последней постановкой Вахтангова. На генеральной репетиции перед премьерой в феврале 1922 года он, тяжело больной, в четыре часа ночи собрал всех и скомандовал: «Вся пьеса — от начала до конца!». Станиславский, посмотрев спектакль, передал режиссеру, что «тот может заснуть победителем». 29 мая Евгений Вахтангов скончался.
На фото: сцена из второго акта спектакля «Принцесса Турандот» в постановке Евгения Вахтангова.
«Принцесса Турандот» стала последней постановкой Вахтангова. На генеральной репетиции перед премьерой в феврале 1922 года он, тяжело больной, в четыре часа ночи собрал всех и скомандовал: «Вся пьеса — от начала до конца!». Станиславский, посмотрев спектакль, передал режиссеру, что «тот может заснуть победителем». 29 мая Евгений Вахтангов скончался.
На фото: сцена из второго акта спектакля «Принцесса Турандот» в постановке Евгения Вахтангова.
На фото: Юрий Яковлев в роли Панталоне в спектакле «Принцесса Турандот». 1971 год.
На фото: Юрий Яковлев в роли Панталоне в спектакле «Принцесса Турандот». 1971 год.
© РИА Новости / Владимир Родионов / Перейти в фотобанк В версии 1996 года были заняты актеры следующего поколения вахтанговцев: Олег Форостенко, Марина Есипенко, Лидия Вележева, Александр Рыщенков, Владимир Симонов и многие другие.
В версии 1996 года были заняты актеры следующего поколения вахтанговцев: Олег Форостенко, Марина Есипенко, Лидия Вележева, Александр Рыщенков, Владимир Симонов и многие другие.
На фото: Юлия Борисова в роли Виринеи, Михаил Ульянов в роли Павла и Григорий Абрикосов в роли молодого солдата в спектакле «Виринея». 1967 год.
На фото: Юлия Борисова в роли Виринеи, Михаил Ульянов в роли Павла и Григорий Абрикосов в роли молодого солдата в спектакле «Виринея». 1967 год.
© РИА Новости / Александр Макаров / Перейти в фотобанк В 1937 году, к двадцатилетию советской власти, в репертуаре Вахтанговского появился спектакль «Человек с ружьем», в котором Ленина блестяще сыграл Борис Щукин. Первый же выход актера, когда он стремительной походкой врывался к залу, вызывал у зрителей овации, которые не стихали иногда по нескольку минут.
На фото: сцена из спектакля «Человек с ружьем».
В 1937 году, к двадцатилетию советской власти, в репертуаре Вахтанговского появился спектакль «Человек с ружьем», в котором Ленина блестяще сыграл Борис Щукин. Первый же выход актера, когда он стремительной походкой врывался к залу, вызывал у зрителей овации, которые не стихали иногда по нескольку минут.
На фото: сцена из спектакля «Человек с ружьем».
Театр им. Вахтангова: репертуар, актеры, фото и отзывы
Известно, что приобщение к культурной жизни столицы невозможно без Арбата. Архитектура этого заповедного района Москвы уникальна и доставляет обитателям и гостям эстетическое наслаждение. На Арбате расположено внушительное здание с колоннами. Это широко известный театр имени Вахтангова.
Напротив фасада бьется фонтан с изящной бронзовой фигуркой принцессы Турандот. А неподалеку от театра можно увидеть памятник любимого поэта России Александра Сергеевича Пушкина с женой Натальей Гончаровой.
История создания театра
Возник театр им. Вахтангова следующим образом: в 1913 году студенты из различных высших учебных заведений Москвы решили объединиться и создать свою Студенческую драматическую студию. Молодые люди своей целью решили поставить обучение системе Станиславского, ставшей модной в молодежной среде.
В первую очередь им нужно было найти опытного наставника. Однако задача оказалась нелегкой. Поиски продолжались целый год и только в 1914 году счастье им улыбнулось. Согласие на совместный творческий труд выразил ученик Станиславского — Евгений Вахтангов.
Премьера спектакля
Премьера первого спектакля по пьесе Зайцева «Усадьба Ланиних» оказалась неудачной. Руководство запретило Вахтангову сотрудничать со студентами-любителями, но к тому времени Евгений Багратионович настолько полюбил своих подопечных, что занятия и репетиции продолжал в квартире в Мансуровском переулке.
Студия стала называться Московской драматической студией Вахтангова Е.Б. и в 1920 году была принята в состав Художественного театра. Первой постановкой стала пьеса «Чудо святого Антония», которая имела успех не только у зрителя, но и у критиков. Многие из них разместили положительные отзывы в театральных изданиях, и в результате актеры получили собственное помещение на улице Арбат в доме номер 26, где до сих пор и находится театр Вахтангова. Спектакли во главе с режиссером и в дальнейшем имели оглушительный успех.
Евгений Багратионович Вахтангов
Театралы знают, что Евгений Вахтангов родился 13 февраля в 1883 году в семье богатого армянина Багратиона (Баграта) Вахтангова, имевшего табачную фабрику. Отец желал, чтобы сын пошел по его стопам и стал фабрикантом, но характер Евгения был другим.
В кармане деда всегда находился леденец или другой лакомый кусочек для внука. Сергей Абрамович Вахтангов после смерти жены покинул Тбилиси вместе с детьми и поселился во Владикавказе. Он так и не нашел себя и не смирился с потерей любимой женщины. Кроме того, его коробило, что сын русифицировал свое имя и женился на русской женщине.
Отец режиссера-новатора
Сын Багратион стал успешным коммерсантом по выпуску папирос, новатором в своем деле. Он одним из первых в России стал использовать труд слепых людей. Лишенные зрения, они, сидя у конвейера, одной рукой ловким движением выхватывали ровно двадцать пять папирос и складывали в специальную коробочку. У зрячих людей не получалось так быстро и точно работать. Отец часто говорил Евгению Вахтангову: «Моя фабрика — настоящий театр, если надеть на всех маски, невозможно будет догадаться, кто есть кто!»
«Принцесса Турандот»
Не удивительно, что и Евгений Вахтангов стал новатором в искусстве. Его учитель, Константин Станиславский, считал Вахтангова лучшим учеником и надеждой русского театра, будущим руководителем сценической школы России. Станиславский не ошибался, ученик воспитал ряд блистательных актеров и режиссеров, поставил спектакли, не имеющие аналогов. Например, «Принцесса Турандот», премьера которой состоялась в феврале 1922 года, имела оглушительный успех. Сам режиссер в это время отсутствовал из-за болезни. В перерыве между первым и вторым актом в комнате Вахтангова зазвенел телефон. Это был Станиславский, в трубке прозвучало всего два слова: «Ты гений!».
Постановка по сказке Гоцци «Принцесса Турандот» стала визитной карточкой театра. Это был спектакль-праздник. Театр Евгения Вахтангова вмещал полный зал гостей, актеры были одеты не в унылую одежду, как в большинстве революционных спектаклях, а в вечерние платья и фраки. Художником постановки стал И. Нивинский, а музыку написали Н. Сизов и А. Козловский.
Болезнь и смерть
Через два месяца гениального режиссера не станет, он умрет от рака желудка, испытывая страшные боли и уже никого не узнавая. В бреду ему все время чудился Лев Толстой или казалось, что он принимает рапорты о пожаре. Внезапно он стал звать: «Папи, папи», Рубен Симонов пояснил, что это слово по-армянски обозначает «дедушка».
Умер Евгений Багратионович Вахтангов вечером 29 мая 1922 года. Принципом гениального режиссера был девиз, оставленный в наследство режиссерам и актерам будущих поколений. Он говорил, что из актеров необходимо выбирать талантливых, затем из них — интеллигентных, и работать, работать, работать. Евгений Вахтангов стал основателем фантастического реализма, его «Принцесса Турандот» до сих пор ставится на сцене и считается лучшей постановкой театра.
Дальнейшая участь театра
Театр им. Вахтангова во время Великой отечественной войны был разрушен, но в 1947 году восстановлен по проекту архитектора Абросимова. Остались мемуары актера Леонида Шихматова, в которых он вспоминал о внутреннем строении театра. Если в самом начале зрительских мест хватало на триста человек, то после войны здание настолько увеличилось, что вмещало в себя тысячу двести зрителей.
Знаменательно, что с момента открытия студенческой студии до сих пор действует театральная школа, которая больше известна как Театральный институт имени Бориса Щукина при театре Вахтангова. Здание института находится рядом с театром и почти все Вахтанговские актеры — выходцы из данной альма-матер.
Театр Вахтангова: спектакли и актеры
До 1941 года «Принцесса Турандот» неизменно ставилась на сцене театра, ее сыграли 1035 раз, и всегда с неизменным успехом. Первыми исполнителями ролей были ученики Вахтангова: Мансурова, Завадский, Орочко, Щукин, Глазунов, Симонов, Кудрявцев. В середине шестидесятых годов режиссером спектакля стал Рубен Симонов, и снова постановка была злободневной и имела успех. Актерский состав, естественно, поменялся, но по своему таланту не уступал предыдущим. Самыми задействованными актерами стали Ульянов, Максакова, Лановой, Гриценко, Яковлев, Греков, Борисов и другие.
В 1987 году театр им. Вахтангова возглавил Михаил Ульянов. Для себя Ульянов решает, что не будет заниматься режиссурой, так как это не его профессия и он не обладает таким даром. Во-вторых, руководитель не желает сокращать актерский состав, а наоборот — привлекает к себе крупных режиссеров и драматургов. Главной задачей для руководителя была идея ставить только талантливые пьесы и сохранить театр Вахтангова, не дать ему распасться на группы. Надо сказать, что Михаил Ульянов выполнил свою миссию, лично участвуя в постановках и приглашая именитых режиссеров, таких как Роман Виктюк, Римас Туминас и других.
Римас Туминас
В 2007 году после болезни художественный руководитель покинул этот мир, но заранее решил, кто станет художественным руководителем театра. По его протекции театр возглавил режиссер Римас Туминас, литовец по происхождению. Несмотря на все усердие предыдущего руководителя, Римасу Туминасу пришлось вводить новшества в театр для его возрождения. Режиссер решил относиться к актерам, как к членам семьи, отменив наказания за опоздания и другие мелкие проступки.
К счастью режиссера, несмотря на почтенный юбилей (театру исполнилось 95 лет), в театре пока еще служат старики. «Пристань» (спектакль театра Вахтангова) — это постановка, где они показали высший класс. Он оказался переломным и для актеров и для режиссера. Пять лет назад спектакль вышел к юбилею театра, исполнителями стали такие актеры, как Юлия Борисова, Людмила Максакова, Василий Лановой, Владимир Этуш, Ирина Купченко, Евгений Князев, Галина Коновалова.
Сама постановка необычна и состоит из фрагментов разных произведений. Так, Василий Лановой читает Пушкина, Людмила Максакова играет Бабушку из «Игрока» по Достоевскому, Юлия Борисова великолепна в «Визите старой дамы» по Дюрренматту, Владимир Этуш в пьесе Миллера вызывает хохот и овации публики, а Юрий Яковлев спокойно и просто играет в «Темных аллеях» Бунина.
Другие спектакли
Кроме «Пристани» театр им. Вахтангова пополнил свой репертуар такими постановками, как «Дядюшкин сон», «Евгений Онегин», «Дядя Ваня», «Анна Каренина», «Варшавская мелодия» и многими другими. Из молодых лицедеев стоит назвать такие имена, как Сергей Маковецкий, Мария Аронова, Максим Суханов, Лидия Вележева, Виктор Добронравов, Андрей Ильин, Ольга Тумайкина, Юлия Рутберг и многие другие. И все они обожают театр Вахтангова. Актеры готовы работать день и ночь, лишь бы прикоснуться к чему-то неизвестному и прекрасному.
Весной 2012 года режиссер-хореограф Анжелика Холина выпустила спектакль «Анна Каренина». В спектакле актеры движениями показывают свои чувства. Холина до «Карениной» в том же духе ставила «Берег женщин», имевших успех у зрителя. В своем интервью режиссер на вопрос журналиста о том, почему она выбрала роман Толстого, ответила, что женщина не должна быть предметом удовлетворения мужского самолюбия. Она решила показать, как любовь разрушает эгоизм, который есть у любого человека, и как с ним следует бороться.
Исполнительница роли Иокасты, Людмила Максакова, поделилась своим мнением о театре в Афинах. Она говорила, что Греция — родина театра, где актер наедине с мирозданием. В постановке нет никаких декораций, кроме стульев и большой трубы посередине. Царя Эдипа играет молодой актер Виктор Добронравов. Смысл спектакля в очищении и покаянии главного героя, что бывает актуально в любое время, особенно сейчас.
Внутренняя жизнь театра
Театр Вахтангова (Москва) жители и гости столицы считают одним из лучших по всей России. Помимо выше перечисленных постановок, на сцене можно увидеть такие спектакли, как «Отелло», «Мужчины и женщины», «Маскарад», «Игры одиноких». Любители бенефисов могут насладиться игрой актеров в «Вечере Людмилы Максаковой», в «Вечере Юлии Рутберг», в «Вечере Александра Олешко» и так далее. Руководители театра организовали также экскурсии по музею-квартире Евгения Вахтангова, по театру, а также встречи с вахтанговцами.
Для младшего поколения театр открывает двери в спектаклях «Кот в сапогах», «Питер Пэн». Актриса Мария Аронова бесподобна в комедийной постановке «Мадемуазели Нитуш», а в главной роли в «Дяде Ване» играет Сергей Маковецкий.
Театр Вахтангова: отзывы
В последнее время много отзывов относятся к постановке «Пристань». Есть как восторженные, так и с оттенком недоумения. Люди приходят посмотреть на таких мэтров сцены, как Юлия Борисова, Владимир Этуш. К сожалению, уже нет сценок по «Темным аллеям» Ивана Бунина, так как скончался главный исполнитель роли Юрий Яковлев. Многие желают привести на спектакль детей, чтобы они увидели легендарных актеров и запомнили их на всю жизнь.
АРТ-КАФЕ
Не так давно в здании Новой Сцены открылась камерная сцена, которая называется АРТ-КАФЕ театр Вахтангова. Адрес этой площадки: Арбатская, дом 24. Помещение представляет собой уютное местечко с эстрадой, в радиусе которой расположены столики для зрителей. Гости этого необычного помещения могут быть полноправными участниками сцены и участвовать в инсценировках. Иногда благодаря стараниям руководителей гости могут побывать в атмосфере прошлых веков, к примеру, очутиться в литературном или театральном салоне девятнадцатого века.
АРТ-КАФЕ приглашает гостей на творческий вечер любимых актеров, на поэтические чтения, любители музыки насладятся игрой оркестра Вахтанговского театра, послушают песни и поэзию в исполнении любимых актеров.