театры к какой категории относятся
Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 763 г. Москва «Об утверждении перечней должностей и профессий работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности»
Зарегистрирован в Минюсте РФ 24 июня 2014 г.
Регистрационный N 32841
В соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 33, ст. 3852; N 40, ст. 4544; 2010, N 52 (ч. 1), ст. 7104; 2012, N 21, ст. 2652; N 40, ст. 5456; 2013, N 5, ст. 396; 2014, N 4, ст. 373) приказываю:
2. Признать утратившим силу приказ Министерства культуры Российской Федерации от 15.08.2008 N 41 «Об утверждении перечней должностей работников, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности для расчета средней заработной платы и определения размеров должностных окладов руководителей подведомственных федеральных бюджетных учреждений» (зарегистрирован Минюстом России 02.09.2008, регистрационный N 12209).
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра культуры Российской Федерации В.В. Аристархова.
Министр В. Мединский
Перечень должностей работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности «Деятельность по организации и постановке театральных и оперных представлений, концертов и прочих сценических выступлений», «Деятельность концертных и театральных залов», «Деятельность цирков»
Директор программ, творческого коллектива цирковых организаций;
заведующий репертуарной частью, заведующий текущим репертуаром;
заведующий театрально-производственной (художественно-производственной,
заведующий мастерской по ремонту музыкального (звукового, светового) оборудования;
заведующий музыкальной мастерской;
заведующий нотной библиотекой;
заведующий отделом организации гастролей;
заведующий отделом по работе со зрителем;
начальник концертного отдела;
начальник международного отдела;
начальник отдела продаж;
начальник службы (отдела) образовательных (просветительских) программ;
начальник гримерного цеха;
начальник мебельного цеха;
начальник монтировочного цеха;
начальник цеха реквизита;
начальник электроосветительного цеха;
начальник билетных касс;
начальник бутафорского цеха;
начальник лекторийного сектора;
начальник макетно-поделочного цеха;
начальник машинного цеха;
начальник парикмахерского цеха;
начальник пошивочного цеха;
начальник столярного цеха;
начальник художественного цеха;
начальник цеха по росписи костюмов.
2. Художественный персонал
главный художник-модельер театрального костюма;
главный художник по свету;
заведующий музыкальной частью;
заведующий художественно-постановочной частью, постановочной частью;
заведующий художественно-постановочной частью программы (аттракциона, коллектива) цирка;
заведующий режиссерским управлением;
руководитель литературно-драматургической части;
руководитель литературно-рекламной части;
руководитель литературно-музыкальной части;
руководитель литературной части;
руководитель оркестровой части;
управляющий творческим коллективом;
помощник (главного режиссера, дирижера, балетмейстера, художественного руководителя).
Как выбрать верную категорию для события
Иногда событие бывает нелегко с первого раза отнести к той или иной категории. Казалось бы, что может быть проще – категорий ведь всего семь? Однако встречаются анонсы мероприятий, которые заставляют задуматься.
В этом материале мы подробно рассмотрим, какая категория подходит для каких событий, уделив особое внимание сложным случаям.
Категория «Выставки»: подходит для анонса экспозиции, но не для обзора
С категорией «Выставки» все просто: если вы анонсируете постоянную, временную выставку или программу открытия – выбирайте ее.
Бывает, что в названии события указано другое родовое слово, а не «выставка», но по описанию понятно, что оно пройдет именно в таком формате. Обычно это творческие конкурсы, где работы участников оформляются в виде экспозиции с возможностью голосования и выбора победителя. Таким мероприятиям ставьте категорию «Выставки».
Обратите внимание, что виртуальным экспозициям тоже необходимо ставить категорию «Выставки» (а не «Прочие»). Не забывайте указывать тег «Культура онлайн».
Категория «Концерты»: для концертных программ и творческих конкурсов
Обычно с определением этой категории сложностей не возникает, ведь даже интуитивно понятно, что к ней относятся все мероприятия, которые предполагают исполнение творческого номера перед зрителями:
Чаще всего ошибки допускаются при анонсировании музыкальных, танцевальных и других подобных конкурсов – им присваивают неверную категорию, например «Встречи» или «Прочие». Нужно запомнить: если конкурс предполагает любое выступление участников перед публикой и/или жюри, необходимо поставить категорию «Концерты».
Конечно, могут встретиться сложные анонсы вроде лекций-концертов, концертов-презентаций, концертов-спектаклей – т. е. мероприятия, которые подразумевают два формата проведения. Здесь все зависит от направленности программы и от того, что именно займет ее большую часть: если событие скорее просветительское, нежели развлекательное, то относится к категории «Обучение»; если на нем в основном будет звучать музыка или демонстрироваться постановка, то выбирайте категорию «Концерт» или «Спектакль».
Категория «Спектакли»: для всех театрализованных представлений, кроме радиопостановок
Спектакль – это театральное зрелище, представление, произведение театрального, сценического искусства. Значит, для всех подходящих под определение мероприятий нужно выбирать эту категорию, будь то:
Важно! Если анонсируется спектакль, который будет звучать в эфире радио, событию следует поставить категорию «Прочие».
Категория «Обучение»: для мероприятий, выполняющих познавательные функции
К этой категории относятся:
И если с первыми пятью пунктами в основном все понятно, то с конференциями, мастер-классами и лекциями могут возникнуть трудности.
Например, иногда конференции проводятся на темы, далекие от науки, поэтому их сложно отнести к категории «Обучение». В таких случаях рассматривайте их в рамках категории «Встречи».
Мастер-классам зачастую ошибочно присваивают категорию «Встречи», хотя в ходе таких мероприятий на практике отрабатывают определенные навыки, изучают ранее не знакомые техники, получают новые знания. Поэтому нужно запомнить: мастер-классам всегда ставится категория «Обучение».
Необходимо отдельно сказать и о лекциях. По большей части они действительно относятся к категории «Обучение» – в тех случаях, когда лектором последовательно излагается теоретический материал.
Однако если в рамках мероприятия предусмотрено несколько равноправных видов деятельности и нет возможности определить, что из них преобладает, тогда их следует рассматривать в рамках категории «Встречи»:
Категория «Встречи»: для событий с разнообразной программой
Встреча – это такое мероприятие, в ходе которого люди обсуждают что-либо, демонстрируют свои творческие способности, знакомятся друг с другом или отдыхают. Значит, событие этой категории может быть анонсом любой совместной деятельности как развлекательного, так и просветительского характера, относящейся к сфере культуры, но не имеющей особой торжественной составляющей (как «Праздники»), повышенной теоретической направленности (как «Обучение»), не состоящей только из выступления коллективов (как «Концерты») или театрализованного представления (как «Спектакли»).
Соответственно, в эту категорию попадают многие события, такие как:
Событиям, которые содержат в себе много разных видов деятельности и их сложно отнести к какой-то конкретной категории, тоже подойдет категория «Встречи», которая как раз подразумевает разнообразную программу в ходе мероприятия.
Именно по этой логике анонсы всероссийских акций – «Библионочь», «Ночь музеев» и «Ночь искусств» – всегда относятся к категории «Встречи».
Категория «Экскурсии»: для мероприятий, знакомящих с какими-либо объектами
Эту категорию следует выбирать тогда, когда ваше событие предполагает коллективное посещение достопримечательностей, музеев и прочих мест с учебными или культурно-просветительскими целями.
Категория «Праздники»: для торжественных событий, приуроченных к праздникам и важным датам
Довольно обширная по формату проведения категория, к ней обычно относятся:
О фестивалях стоит сказать отдельно, потому что некоторые из них относятся к «Концертам». Однако когда фестивальное мероприятие не предполагает акцента на демонстрации исполнительского искусства, а его формат подразумевает большое количество участников и зрителей и обширную разнообразную программу, выбирайте категорию «Праздники».
Часто возникают вопросы, как отличить встречу от праздника. Отвечаем: программа праздника обычно более торжественная и приурочена к какому-либо событию или знаменательной дате. Программа встреч может не иметь привязки к торжественной дате и обычно предполагает совместное проведение досуга в любой день.
Категория «Прочие»: для событий, которым не подходит другая категория
К категории «Прочие» можно отнести:
Таким образом, мы рассмотрели все категории и основные варианты событий, которые к ним относятся. Надеемся, что теперь выбор категории для анонса мероприятия не будет занимать у вас много времени.
Приказ Минкультуры России от 21.10.2020 N 1256 «Об утверждении перечней должностей работников, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, для определения размеров должностных окладов руководителей федеральных учреждений, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2020 N 61897)
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 21 октября 2020 г. N 1256
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЕЙ
ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ, ОТНОСИМЫХ К ОСНОВНОМУ ПЕРСОНАЛУ
ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
РАЗМЕРОВ ДОЛЖНОСТНЫХ ОКЛАДОВ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 33, ст. 3852; 2019, N 4, ст. 338), приказываю:
2. Признать утратившими силу приказы Минкультуры России:
от 5 мая 2014 г. N 763 «Об утверждении перечней должностей и профессий работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности» (зарегистрирован Минюстом России 24 июня 2014 г., регистрационный N 32841);
от 30 января 2015 г. N 188 «О внесении изменений и дополнений в приказ Минкультуры России от 05.05.2014 N 763 «Об утверждении перечней должностей и профессий работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности» (зарегистрирован Минюстом России 4 марта 2015 г., регистрационный N 36357);
от 5 августа 2015 г. N 2156 «О внесении изменений в приказ Министерства культуры Российской Федерации от 05.05.2014 N 763 «Об утверждении перечней должностей и профессий работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности» (зарегистрирован Минюстом России 19 августа 2015 г., регистрационный N 38586).
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра культуры Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей.
Врио Министра
С.Г.ОБРЫВАЛИН
Приложение 1
к приказу Министерства культуры
Российской Федерации
от 21 октября 2020 г. N 1256
ПЕРЕЧЕНЬ
ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ, ОТНОСИМЫХ К ОСНОВНОМУ ПЕРСОНАЛУ
ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ
ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ИСКУССТВ», «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНЦЕРТНЫХ ЗАЛОВ,
ТЕАТРОВ, ОПЕРНЫХ ЗДАНИЙ, МЮЗИК-ХОЛЛОВ, ВКЛЮЧАЯ УСЛУГИ
БИЛЕТНЫХ КАСС», «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТВОРЧЕСКАЯ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В ОБЛАСТИ ИСКУССТВА И ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВЛЕЧЕНИЙ»,
«ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА»,
ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРОВ ДОЛЖНОСТНЫХ ОКЛАДОВ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ МИНИСТЕРСТВА
КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Главный администратор.
2. Главный редактор.
3. Директор программ.
4. Руководитель (директор, заведующий, начальник, управляющий) структурного подразделения (библиотеки, билетными кассами, бюро, группы, департамента, дирекции, костюмерной, лаборатории, мастерской, отдела, отделения, сектора, службы, управления, цеха, части).
5. Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника) структурного подразделения (библиотеки, билетными кассами, бюро, группы, департамента, дирекции, костюмерной, лаборатории, мастерской, отдела, отделения, сектора, службы, участка, цеха, части).
Консультация для педагогов «Какие бывают детские театры»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Какие бывают детские театры?
Прежде, чем начать знакомство с видами детских театров, разделим их на группы:
Термин «верховой театр» был введен российскими кукловодами еще в XVI веке. Его особенность заключается в том, что куклы находятся выше роста человека, который ими управляет.
К верховым видам относятся:
Театр на гапите – это кукольный театр, полые тельца персонажей которого закреплены на специальных палочках – гапитах. Эти палочки можно устанавливать на поверхности в специальные отверстия либо держать в руке. Но движения кукол, по сравнению с персонажами би-ба-бо, ограничены.
Кукольные персонажи театра на гапите
Театр тростевых кукол отличается тем, что к движущимся конечностям персонажей прикреплены специальные тонкие трости, с помощью которых актер управляет куклой. Маленьким детям сначала трудно управлять сказочным героем, но, немного потренировавшись, малыши с удовольствием превращаются в артистов.
Театр с тростевыми куклами
Театр ложек – один из простых самодельных театров. За основу берутся ложки: деревянные, пластмассовые, одноразовые, на которых рисуются рожицы и крепятся нехитрые украшения. Дети обожают принимать участие в создании таких кукольно-ложечных персонажей: обычно их создание не требует много времени и не вызывает творческих сложностей.
Театр с героями на ложках
К этому виду относится театрализованная деятельность, для проведения которой требуются такие атрибуты, как пальчиковые куклы или игрушки—«перчатки». Различают следующие «наручные» виды театров в детском саду:
«Перчаточных кукол» можно сделать, например, из варежки или носка, пришив к основе необходимые элементы (лицо, руки, одежду и т. д.).
Играть можно за ширмой или при непосредственном контакте. Ширмой может послужить любая импровизированная поверхность из подручных средств: коробка, чемодан, мамина сумка, лист картона, книга и т. д.
Пальчиковый театр прекрасно развивает мелкую моторику, участвует в координации движения всей кисти, стимулирует мозговую деятельность и проявление фантазии.
Пальчиковый театр, связанный своими руками
Персонажей для театра топотушек довольно просто изготовить из старых перчаток, обрезав все ненужное и оставив только два пальца. Можно сделать выкройку персонажей и сшить их из трикотажа. Голову лучше нарисовать на картоне, затем пришить ее к фигурке или приклеить, после этого пришиваются остальные детали персонажа.
Или прорезать дырочки в фигурке.
Или сзади сделать на ножках кармашки для указательного и среднего пальцев.
Таким образом, кукла «ходит» повторяя движение пальцев.
Такая игрушка интересна для детей тем, что она динамична. Голова может вращаться, так как она прикреплена к палочке, которая зажата в кулачке кукловода и выведена через отверстие в платье. При вождении куклы участвуют две руки. На кулак одной руки надевается игрушка, и она водит персонаж, а другой рукой можно поворачивать голову куклы, используя палочку.
Чтобы изготовить куклу для кулачкового театра, необходимо сделать выкройку всех деталей персонажа, вырезать их из ткани и сшить. Затем голову плотно заполнить ватой или поролоном, чтобы она была объемной, затянуть посильнее возле шеи и надеть получившую голову на палочку. (Палочку укрепить той же нитью, что и шею, обвив ее несколько раз.) В заключение работы к голове пришиваются остальные детали.
Театр би-ба-бо представляет собой кукольный театр, персонажи которого имеют полое тельце и надеваются на всю кисть. В принципе, это тот же «перчаточный», так как куклы одеваются на руку. Отличие состоит лишь в том, что используется высокая ширма и, таким образом, персонажи демонстрируются зрителям на уровне выше роста кукловода. При этом в процессе спектакля рука актера управляет героями, и они могут совершать простые движения: кланяться, шевелить руками, немного поворачиваться, изображать испуг, удивление, радость. Самая простая кукла состоит из тельца рубашки, головки и ручек. Тельце-рубашка кроится из материи по руке кукловода. Голова может быть сделана из разных материалов: дерева, хлеба, пластилина, пластмассового шарика, но обычно из папье-маше. А можно использовать старые куклы или резиновые игрушки, которые вы, возможно, собрались выбросить. Если взять голову резиновой куклы и к ней пришить новый костюм (чтобы в него проходила рука ребёнка), то кукла оживёт, и её можно будет использовать в театральных представлениях.
Кукла надевается так: на указательный палец – голова, а на большой и средний – руки или лапки. Если кукла тяжела для маленького ребёнка, то на помощь приходит гапит (деревянный стержень с удобной закруглённой рукояткой).
Такой вид детского театра часто используют в своей деятельности психологи, логопеды, педагоги. Когда ребенок управляет таким персонажем, то он мысленно отождествляет себя с героем и действует за него.
Его называют ещё Театром «Петрушки», куклы которого надеваются на три полных пальца руки – вроде перчатки. В Италии эти куклы раньше назывались бураттини, теперь они носят имя пупаттцы. В России этот кукольный персонаж получил имя Петрушки. Петрушка долгое время путешествовал с ярмарки на ярмарку, пока в 1924 году не обрёл, наконец, свой дом в Санкт-Петербурге. И именно тогда был организован постоянно действующий кукольный театр для детей.
Персонажи театра би-ба-бо надеваются на кисть
Либо это может быть магнитная доска, которую ставят у стены, а персонажи с магнитиками при этом не падают и не соскальзывают. Рекомендуется для развития координации движения, пространственно-плоскостного мышления, фантазии.
Этот «Веселый теремок» развивает у детей логическое мышление, речь, память. Дети самостоятельно меняют персонажей в окошках, составляют свои придуманные сказки и рассказы. Дети могут играть в панно как на полу, так и на стене, где он фиксируется петлями.
К настольным видам театра относятся:
Для организации Теневого театра потребуется экран (натянутая вертикально белая ткань), фонарь или настольная лампа (в зависимости от размеров экрана), картонные фигурки черного цвета. При показе фигурки теневого театра плотно прижимают к материалу с обратной стороны экрана. Сзади экрана помещают источник света. Некоторые части силуэтов (рука, нога, голова и т.д.) можно сделать подвижными (прикрепить нитками или проволокой). Подёргивание за ниточку приводит в движение фигурку: опускается или поднимается рука, голова и т.д.
При показе силуэтов рука кукловода не должна быть видна. Поэтому каждая фигурка должна иметь дополнительную часть, за которую держат эту фигурку.
Вместо игрушечных персонажей, тени можно создавать непосредственно кистью руки и пальцами. Такой вид называется «театр живых теней».
Дети обожают теневые спектакли, но руководить главными героями малышам сложно. Да и взрослым понадобится немного тренировки и сноровки. Для детей театр теней – это в большей степени зрительное представление. Как вариант, можно предложить ребенку управлять простым персонажем и (или) озвучивать кого-нибудь.
Плоскостно-нарисованный театр отличается от театра на фланелеграфе тем, что плоские фигурки не лежат на игровой плоскости, а стоят на ней. Персонажей можно вырезать из любого детского журнала или нарисовать самостоятельно, а потом закрепить на картонной подставочке. Этот вид театра также не занимает много места и с ним можно играть, например, в вагоне поезда.
Настольно-плоскостной театр подходит детям, начиная с 4-х лет. Он представляет собой картонные силуэты на устойчивых подставках. Все персонажи окрашены с двух сторон и передвигаются, скользя по столу.
Настольный плоскостной театр с нарисованными персонажами
Предметный театр можно назвать обычным игрушечным театром, а в качестве персонажей используются либо театральные стандартные наборы, либо привычные игрушки из коллекции ребенка. Театр этот обычно располагается на столе, в организации декораций участвуют кубики, конструктор, коробочки, самодельные ширмы.
Персонажами предметного театра могут послужить обычные игрушки
Если взять старые кегли и отрезать дно, а затем обшить или обвязать их, то получится кукла для настольного театра. Для оформления куклы используются пуговицы, бусы, шерсть, ткань, специально надвязанные уши, носы, глаза, волосы, лапы и хвосты…. Этих кукол можно надеть на руку, на гапит, на нитку.
Еще одним интересным направлением творческого развития является театр оригами. Для театра, желательно, подбирать простые игрушки из бумаги. Оптимальный и наиболее понятный для детей вариант – животные. С ними малыши охотно придумывают различные сказки.
Театр на геометрических телах (цилиндр, конус, параллелепипед и др.)
Цель таких театров: внести разнообразие игры, сделать для детей игрушку более интересной, развлечь и порадовать их тем, что сделано своими руками: только нарисовать или приклеить — глазки, носики, ушки, рожки, бантики и фартучки, копытца и туфельки. Или нарисовать и приклеить на геометрическое тело персонажи сказочных героев.
КУКЛА-ПЕРЕВЕРТЫШ это особая игровая народная куколка.
Она отличается тем, что в 1 куколке сразу 2 персонажа.
Идеи для настольных театров
К напольным видам театра относятся:
Штоковую куклу водят с помощью одного или двух штоков (палочек). Они очень полезны для развития мелкой моторики, что способствует развитию речи у детей. Эти куклы также развивают гибкость пальцев, кисти и запястья. В работе с детьми младшего возраста используются куклы на одном штоке. Воспитатель учит держать куклу всеми пальцами (в кулачке). Кукла двигается за счёт движений кисти. Дети старшего возраста управляют куклами на двух штоках. Чтобы манипулировать такими куклами, нужно научить детей держать палочки только подушечками пальцев.
Освоение штоковых кукол.
На 1 этапе педагог показывает представление, на котором знакомит детей с новыми куклами.
На 2 этапе проводится упражнение «Скачите, палочки!»
Упражнение «Стуколка». Стуколка представляет собой палочку с плоским кругом на конце, к которому по обеим сторонам прикреплены нитки с шариками. Тремя пальцами (большим, указательным и средним) нужно держать палочку, и если при этом подушечками пальцев крутить палочку, то шарики будут ударяться о плоский круг. Дети с удовольствием играют со стуколкой и при этом у них формируются навыки, необходимые для кукловождения.
На 3 этапе проводится театрализованная игра, в ходе которой дети учатся водить куклу по краю ширмы.
Театр марионеток – куклы-персонажи большие по размерам, их напольным передвижением занимается опытный кукловод с помощью ваги. Марионеток можно назвать старшими братьями и сестрами тростевых кукол, но они, как правило, более яркие, объемные, сложны в управлении.
У этих кукол одни концы нитей закреплены на голове, руках, ногах, туловище, а другие – на ваге. Вага – инструмент управления куклой: управляя вагой, актёр заставляет марионетку двигаться. Эти куклы способствуют развитию координации движений, помогают ребёнку научиться концентрировать внимание на одном предмете, развивают гибкость пальцев и кисти.
На 1 этапе педагог знакомит детей с куклой–марионеткой. Она может потанцевать, подойти к каждому ребёнку, пообщаться с ним.
На 2 этапе рекомендуется упражнение с «Весёлыми башмачками».
Весёлые башмачки – это пособие для подготовки к вождению кукол-марионеток, а так же для развития координации движения рук. »Весёлые башмачки» легко сделать самим: нужно взять небольшую палку-вагу, к обоим концам которой приделать тонкие верёвочки. К концам верёвок пришиваются мешочки с грузом в виде башмачков.
Последовательность выполнения упражнений:
1. Поочерёдно переставлять башмачки, держа вагу 2 руками.
2. Поочерёдно переставлять башмачки, держа вагу одной рукой.
3. Один башмачок обходит вокруг другого. Вагу держат двумя руками, руки перемещаются по ходу вращения ваги.
4. Один башмачок обходит полукругом другой и возвращается. Вагу держат одной рукой.
5. Оба башмачка прыгают одновременно. Вагу держат двумя руками.
6. Оба башмачка прыгают одновременно. Вагу держат одной рукой.
7. Вращение башмачков, т. е. обеими руками вращать вагу по часовой стрелке, затем обратно. Получается вертушка.
На 3 этапе проводится игра «Погуляй с моей игрушкой». Под весёлую музыку дети с марионетками гуляют, а затем передают свою игрушку другому ребёнку.
Но чаще других организуется «живой» кукольный театр в детском саду.
Различают следующие виды описанной игровой деятельности:
· театр масок подойдет для детей любого возраста. Даже самые маленькие воспитанники имеют возможность «перевоплотиться» в героя сказки.
Благодаря использованию масок–шапочек у детей повышается интерес к театрализованной игре. Маски-шапочки можно использовать на музыкальны занятиях, в подвижных играх, на праздниках и развлечениях, а так же в самостоятельной деятельности детей.
· театр кукол-великанов. Театр ростовых кукол.
Проводится чаще всего как досуговая деятельность в ДОУ. Роли кукол-великанов выполняют либо взрослые, либо старшие дошкольники. Младшие дети могут выступать лишь в роли зрителей.
Эти куклы называются так потому, что сделаны из платков. К голове куклы прикрепляется платок, а к его краям пришиваются резинки.
Голова крепится на шее у кукловода, а резинки – к кистям рук. Платковые куклы удобны тем, что дают возможность кукловоду свободно двигаться, танцевать.
Платковые куклы–бабочки сделаны из лёгких газовых платков, которые в центре собраны на мягкую резинку. Резинка крепится к кистям рук. А края платка опускаются на тыльные стороны кистей рук. Если кистями делать плавные взмахи, то края платка будут взлетать, как крылья бабочки. Куклы–бабочки развивают гибкость кистей рук, укрепляют мышцы пальцев и локтевых суставов.
Освоение платковых кукол.
На 1 этапе дети знакомятся с куклой–бабочкой, одетой на руки педагога.
На 2 этапе дети выполняют упражнение «бабочка»: запястье одной руки накладывается на запястье другой руки под углом ладони вниз. Пальцы плотно прижаты друг к другу и двигаются вверх–вниз, как крылья бабочки.
На 3 этапе проводится театрализованная игра «летел мотылёк».
Кукла с живой рукой
Кукла с «живыми» частями тела
Это театр, где дети берут на себя роль выбранного персонажа.
Для лучшей наглядности детям нужны костюмы. Их можно купить в магазине или сшить самим. В детском саду в каждой группе или в домашних условиях желательно иметь костюмерную, где костюмы сшиты руками родителей и детей.
Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссёрские. В играх – драматизациях ребёнок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности.
Виды режиссёрских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный теневой, пальчиковый и т.д. Для того чтобы развить самостоятельность и творчество детей в процессе театрализованной деятельности, необходимо выделить несколько условий:
Обогащение среды атрибутами театрализованной деятельности и свободное освоение детьми этой среды (мини театр, который периодически пополняется новыми атрибутами и декорациями);
· содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей;
· содержательное общение педагога и детей;
· театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании принимают участие дети;
· обучение детей выразительным средствам театрализованной деятельности:
Интонация – это смена голоса. Этот прием помогает детям превращаться то в Буратино, то в Золушку, в медведя и зайца, Бармалея, Доктора Айболита и т.д.
Мимика – говорит нам без слов о тех или иных чувств и настроениях человека, то есть когда лицо выражает какие –либо эмоции.
Жесты – динамические движение тела: рук, ног, головы и т.д., а так же поза.
Пантомимика – мимика в сочетании с жестами.
В младшем дошкольном возрасте педагог создает условия для индивидуальных режиссерских игр с помощью насыщения предметно-игровой среды мелкими образными игрушками (куколки, матрешки, звери, технические игрушки, конструкторы, мебель и др.). Участие педагога в индивидуальных режиссерских играх проявляется в разыгрывании им бытовых и сказочных ситуаций (из потешек, произведений В.Берестова, Е.Благининой и др.), показе пользования ролевой речью, звукоподражанием, втягивании ребенка в игру, подсказывании реплик, объяснении действий.
В средней группе педагог создает условия для коллективных режиссерских игр. В предметно-игровой среде кроме образных игрушек должен быть разнообразный бросовый материал (дощечки, катушки, небьющиеся пузырьки и др.), способствующий развитию воображения, способности действовать с предметами-заместителями. Организуя режиссерские игры, педагог занимает позицию помощника: просит ребенка пояснить смысл действий, побуждает к ролевой речи («Что сказал?», «Куда пошел?), иногда выступая носителем игровых умений, показывая при помощи игрушек и предметов-заместителей фантастические истории, что помогает ребенку включиться в подобную деятельность.
Старший дошкольный возраст – период расцвета режиссерской игры, которая становится полноценной совместной деятельностью. Содержанием игр являются фантастические сюжеты, в которых реальность переплетается с событиями из мультфильмов, книг. Предметно-игровая среда для режиссерских игр конструируется на основе полифункционального игрового материала (карта-макет игрового пространства). Его использование помогает ребенку придумывать и разыгрывать события, составляющие сюжетную канву, представить сюжетную ситуацию еще до ее разыгрывания, а затем конкретизировать в процессе режиссерской игры, наполнив ее игровыми событиями. Близость структуры игрового и сказочного сюжета дает возможность использовать литературную сказку как основу для развития сюжетосложения.
В каждой возрастной группе желательно наличие уголка для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках. В уголке располагаются:
· различные виды театров: бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелеграфе и др.;
· реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
· атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.
Классификация театрализованных игр
У детей младшего дошкольного возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры через:
· настольный театр игрушек;
· настольный плоскостной театр;
· плоскостной театра на фланелеграфе;
В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра:
· театр народной игрушки;
· театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой) и т.д.
В старшей и подготовительной возрастных группах, детей можно знакомить с марионетками, театром «живой руки», платочный театр, люди – куклы.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.