технический надзор какой процент
Технический надзор какой процент
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15 октября 2020 г. N 41307-ИФ/09 О разграничении функций и определении затрат на осуществление строительного контроля и авторского надзора
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по вопросу разграничений функций и определения затрат на осуществление строительного контроля и авторского надзора сообщает.
Частью 2 статьи 53 Кодекса установлено, что строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
В соответствии с частью 1 статьи 53 Кодекса проверка соответствия выполняемых работ проектной документации является одной из составляющей строительного контроля. Проведение указанных работ является в силу статьи 53 Кодекса обязательным, тогда как привлечение лица, осуществляющего подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (авторский надзор), согласно части 2 статьи 53 Кодекса осуществляется по инициативе застройщика или технического заказчика.
В отношении отдельных объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, Правительством Российской Федерации в установленных им случаях принимается решение о проведении строительного контроля Минстроем России или подведомственным Минстрою России государственным (бюджетным или автономным) учреждением (ч. 2.1 ст. 53 Кодекса).
Согласно пункту 40 Правил формирования ФАИП функции государственного заказчика (технического заказчика) осуществляются в пределах средств, предусмотренных на его текущее содержание.
Согласно пункту 4 Методики N 297 Затраты на осуществление функций технического заказчика в случае финансового обеспечения его деятельности за счет капитальных вложений, выделяемых на строительство объектов капитального строительства, определяются расчетом, согласованным застройщиком, с учетом численности работников технического заказчика и включаются в графы 7 и 8 главы 10 «Содержание службы заказчика. Строительный контроль» сводного сметного расчета стоимости строительства в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации на строительство объекта капитального строительства в составе проектной документации, без учета налога на добавленную стоимость.
В случае, если функции технического заказчика по объекту капитального строительства осуществляет уполномоченная застройщиком организация, деятельность которой финансируется за счет целевых средств, выделяемых на ее текущее содержание на основании утвержденной в установленном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке в рамках лимитов бюджетных обязательств, и иных средств, не предусмотренных в абзаце первом настоящего пункта, затраты на осуществление функций технического заказчика в сводный сметный расчет стоимости строительства не включаются.
Положениями градостроительного законодательства установлено, что осуществление строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте обязательное, а проведение авторского надзора возможно только в том случае, если в проектной документации имеется архитектурная часть. При этом застройщик либо подрядчик вправе не привлекать автора архитектурного проекта с его согласия к разработке документации для строительства и к авторскому надзору за строительством архитектурного объекта при условии реализации архитектурного проекта без изменений (статья 20 Закона N 169-ФЗ).
Следует отметить, что СП 246.1325800.2016 включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный приказом Росстандарта от 2 апреля 2020 г. N 687.
Авторский надзор, выполняемый проектной организацией, осуществляется во взаимодействии со специалистами, осуществляющими строительный контроль в соответствии с пунктом 3 Положения N 468 (пункт 4.7 СП 246.1325800.2016), на основании договора (контракта), заключенного между застройщиком, заказчиком, техническим заказчиком и проектировщиком, или организационно-распорядительного документа в случае, если проектировщиком является одно из структурных подразделений заказчика или подрядчика (пункт 6.1 СП 246.1325800.2016).
Порядок составления сметной документации и определения сметной стоимости регламентирован Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. N 15/1 и действующей в части, не противоречащей градостроительному законодательству.
В соответствии с пунктами 4.89 и 4.91 МДС 81-35.2004 в главу 12 «Проектные и изыскательские работы, авторский надзор» включается проведение авторского надзора проектных организаций за строительством (капитальным ремонтом), а средства на его проведение рекомендуется определять расчетом исходя из текущего (прогнозного) уровня цен, но не более 0,2% от полной сметной стоимости, учтенной в главах 1-9 сводного сметного расчета, и включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета, а объем средств, необходимый для осуществления строительного контроля, рассчитывается в порядке, установленном Положением N 468.
Методика N 421 определяет единые методы формирования сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на этапе архитектурно-строительного проектирования, подготовки сметы на снос объекта капитального строительства.
— затраты на содержание технического заказчика и затраты заказчика на проведение строительного контроля при строительстве включаются в главу 10 сводного сметного расчета в графы 7 и 8;
— средства на содержание технического заказчика определяются на основании расчета в соответствии с положениями сметных нормативов, сведения о которых включены в Федеральный реестр сметных нормативов (ФРСН);
— при осуществлении строительного контроля техническим заказчиком к средствам на содержание технического заказчика дополнительно включаются расходы на проведение строительного контроля;
— затраты на содержание технического заказчика не учитываются в сводном сметном расчете в случае, если функции технического заказчика осуществляет уполномоченная застройщиком организация, деятельность которой финансируется за счет целевых средств, выделяемых на ее текущее содержание, на основании бюджетной сметы, утвержденной в установленном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке в рамках лимитов бюджетных обязательств;
— размер затрат на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, определяется исходя из общей стоимости строительства с применением нормативов, приведенных в приложении к Положению N 468;
— расчет затрат на осуществление строительного контроля осуществляется в текущем уровне цен от итогов глав 1-9 сводного сметного расчета стоимости строительства (графы 4,5,6) (за исключением расходов на приобретение земельных участков), и указывается в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства отдельной строкой «Строительный контроль» (графы 7,8);
— при применении ресурсного и ресурсно-индексного методов для определения нормативов расходов на осуществление строительного контроля сметная стоимость строительства в базисном уровне цен рассчитывается как отношение сметной стоимости в текущем уровне цен к соответствующим индексам изменения сметной стоимости, примененным при составлении сметной документации.
Включение затрат на осуществление авторского надзора согласно пункту 173 Методики N 421 допускается по объектам, обязательное проведение авторского надзора по которым предусмотрено законодательством Российской Федерации, а также по решению заказчика при согласовании с главным распорядителем средств соответствующего бюджета (за исключением случаев, когда заказчиком является главный распорядитель бюджетных средств). Лимит затрат на проведение авторского надзора определяется в размере 0,2 процентов от итога графы 8 глав 1-9 сводного сметного расчета и включается в графы 7 и 8.
При этом пунктом 174 Методики N 421 установлено, что лимит затрат на проведение авторского надзора не учитывает стоимость проезда лиц, осуществляющих авторский надзор, на объект строительства и обратно. Данные затраты определяются дополнительно в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации, и включаются в главу 12 сводного сметного расчета (графы 7 и 8).
Обзор документа
Минстрой выпустил разъяснения по вопросу строительного контроля и авторского надзора. Указано, в каких случаях последний является обязательным, как разграничиваются функции по проведению мероприятий. Рассмотрен вопрос о затратах.
Затраты на выполнение функций технического заказчика в случае финансирования его деятельности за счет капвложений, выделяемых на строительство объектов, определяются расчетом, согласованным застройщиком, с учетом численности работников технического заказчика. Расходы включаются в графы 7 и 8 главы 10 «Содержание службы заказчика. Строительный контроль» сводного сметного расчета в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации, без учета НДС.
Если функции технического заказчика выполняет уполномоченная застройщиком организация, деятельность которой финансируется за счет целевых в рамках лимитов бюджетных обязательств и иных средств, то указанные затраты в сводный сметный расчет не включаются.
С 5 октября 2020 г. действует единая методика формирования сметной стоимости возведения, реконструкции, капремонта, сноса объектов капстроительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России. Разъяснено, как учитывать затраты на строительный контроль и содержание технического заказчика по данной методике.
Затраты на авторский надзор можно включать, если он является обязательным в силу закона, а также по решению заказчика по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств (за исключением случаев, когда заказчиком выступает главный распорядитель). Предусмотрен лимит затрат, однако он не учитывает стоимость проезда лиц к объекту и обратно. Соответствующие затраты определяются дополнительно.
Технический надзор какой процент
от 20 марта 2014 года N 29
(с изменениями на 4 февраля 2021 года)
Документ с изменениями, внесенными:
1. Утвердить Порядок определения нормативов затрат на содержание службы заказчика и осуществление строительного контроля при строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджета города Москвы (приложение).
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 апреля 2014 года.
3. Установить, что утвержденная до 1 апреля 2014 года в установленном порядке проектная документация пересмотру и переутверждению в связи с выходом настоящего приказа не подлежит.
4. Государственному автономному учреждению города Москвы «Московская государственная экспертиза» при проведении государственной экспертизы проектной документации обеспечить контроль за соблюдением государственными заказчиками утвержденного Порядка (п.1).
5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Порядок определения нормативов затрат на содержание службы заказчика и осуществление строительного контроля при строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджета города Москвы
(с изменениями на 4 февраля 2021 года)
1. Настоящий Порядок устанавливает правила определения нормативов затрат на содержание службы заказчика и осуществление строительного контроля при строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджета города Москвы.
2. Размер затрат для включения в главу 10 сводных сметных расчетов стоимости строительства «Содержание службы заказчика. Строительный контроль» определяется как сумма затрат на содержание службы заказчика и осуществление строительного контроля.
3. При привязке типовых проектов затраты на содержание службы заказчика устанавливаются в размере:
Величина определяется по формуле: , где — нормируемая среднемесячная заработная плата в строительстве в городе Москве в текущем уровне цен в рублях, утверждаемая Департаментом экономической политики и развития города Москвы.
Распределение затрат по функциям и их размер (в долях от указанного размера затрат на содержание службы заказчика) приведены в таблице 1.
4. Для индивидуальных проектов к установленным в п.3 Порядка размерам затрат применяется коэффициент 1,1.
4.1. Для проектов по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов Московского метрополитена норматив на содержание службы заказчика АО «Мосинжпроект» устанавливается в размере 2,98% от общей стоимости строительства по итогам глав 1-9 сводного сметного расчета (за исключением расходов, указанных в таблице 3).
4.1.1. При необходимости учета дополнительных затрат, согласованных с Департаментом строительства города Москвы, на содержание службы заказчика по исполнению функций при проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию объектов Московского метрополитена, выполняемых Дирекцией строящегося метрополитена ГУП «Московский метрополитен», устанавливается лимит средств в размере не более 0,4% от общей стоимости строительства по итогам глав 1-9 сводного сметного расчета (за исключением расходов, указанных в таблице 3).
4.2. При необходимости учета дополнительных затрат по проведению предварительной экспертной оценки технических решений и стоимостных показателей для проектов по строительству и реконструкции объектов капитального строительства на территории города Москвы, а также проектов организации работ по сносу объектов капитального строительства, осуществляемого в рамках реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве, согласованных главным распорядителем бюджетных средств в задании застройщика или технического заказчика на проектирование, либо обращения главного распорядителя бюджетных средств с подтверждением необходимости проведения предварительной экспертной оценки технических решений и стоимостных показателей размер затрат на предварительную экспертную оценку технических решений и стоимостных показателей определяется расчетом на основании проектных данных с применением Сборника 9.1 «Методика расчета стоимости научных, нормативно-методических, проектных и других видов работ (услуг) на основании нормируемых трудозатрат. МРР-9.1.02-18».
5. Нормативы затрат на осуществление строительного контроля определяются согласно таблице 2.
6. При определении затрат на осуществление строительного контроля норматив затрат применяется к сметной стоимости, определенной по итогам глав 1-9 сводного сметного расчета (за исключением расходов, указанных в таблице 3).
Нормативы затрат на осуществление строительного контроля применяются к сумме затрат по итогам глав 1-9 сводного сметного расчета (за исключением расходов, указанных в таблице 3) в базисном и текущем уровне цен.
7. Размер затрат на содержание службы заказчика и осуществление строительного контроля не содержит налога на добавленную стоимость (НДС). НДС учитывается за итогом сводного сметного расчета стоимости строительства.
Таблица 1
Распределение затрат на содержание службы заказчика по функциям и их размер
Доля от размера затрат на содержание службы заказчика, указанного в п.3 Порядка
Составление запросов и обеспечение получения исходных данных и исходно-разрешительной документации, требуемых для подготовки проектной документации
Сопровождение разработки, согласования проектной документации и прохождения государственной экспертизы
Сопровождение разработки и согласования рабочей документации
Подготовка и использование площадки строительства
Подготовка исходной документации для проведения торгов на поставку оборудования и его передачи в эксплуатирующую организацию
Подготовка документов для передачи объектов в собственность города Москвы и на баланс эксплуатирующим организациям
В таблице 1 приведен полный комплекс затрат на содержание службы заказчика по состоянию на 1 апреля 2014 года. Размер затрат включается в сметную документацию государственным заказчиком исходя перечня функций, передаваемых техническому заказчику. Отнесение тех или иных функций к какому-либо комплексу затрат, указанных в колонке 2, находится в компетенции государственного заказчика.
Таблица 2
Нормативы затрат на осуществление строительного контроля
Стоимость строительства по итогам глав 1-9 сводного сметного расчета в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года (за исключением расходов, указанных в таблице 3) (млн. рублей)
Норматив затрат на осуществление строительного контроля (%)
Минстроя России от 15.10.2020 N 41307-ИФ/09
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 15 октября 2020 г. N 41307-ИФ/09
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по вопросу разграничений функций и определения затрат на осуществление строительного контроля и авторского надзора сообщает.
Частью 2 статьи 53 Кодекса установлено, что строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
В соответствии с частью 1 статьи 53 Кодекса проверка соответствия выполняемых работ проектной документации является одной из составляющей строительного контроля. Проведение указанных работ является в силу статьи 53 Кодекса обязательным, тогда как привлечение лица, осуществляющего подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (авторский надзор), согласно части 2 статьи 53 Кодекса осуществляется по инициативе застройщика или технического заказчика.
В отношении отдельных объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, Правительством Российской Федерации в установленных им случаях принимается решение о проведении строительного контроля Минстроем России или подведомственным Минстрою России государственным (бюджетным или автономным) учреждением (ч. 2.1 ст. 53 Кодекса).
Согласно пункту 40 Правил формирования ФАИП функции государственного заказчика (технического заказчика) осуществляются в пределах средств, предусмотренных на его текущее содержание.
Согласно пункту 4 Методики N 297 Затраты на осуществление функций технического заказчика в случае финансового обеспечения его деятельности за счет капитальных вложений, выделяемых на строительство объектов капитального строительства, определяются расчетом, согласованным застройщиком, с учетом численности работников технического заказчика и включаются в графы 7 и 8 главы 10 «Содержание службы заказчика. Строительный контроль» сводного сметного расчета стоимости строительства в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации на строительство объекта капитального строительства в составе проектной документации, без учета налога на добавленную стоимость.
В случае, если функции технического заказчика по объекту капитального строительства осуществляет уполномоченная застройщиком организация, деятельность которой финансируется за счет целевых средств, выделяемых на ее текущее содержание на основании утвержденной в установленном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке в рамках лимитов бюджетных обязательств, и иных средств, не предусмотренных в абзаце первом настоящего пункта, затраты на осуществление функций технического заказчика в сводный сметный расчет стоимости строительства не включаются.
Положениями градостроительного законодательства установлено, что осуществление строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте обязательное, а проведение авторского надзора возможно только в том случае, если в проектной документации имеется архитектурная часть. При этом застройщик либо подрядчик вправе не привлекать автора архитектурного проекта с его согласия к разработке документации для строительства и к авторскому надзору за строительством архитектурного объекта при условии реализации архитектурного проекта без изменений (статья 20 Закона N 169-ФЗ).
Следует отметить, что СП 246.1325800.2016 включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный приказом Росстандарта от 2 апреля 2020 г. N 687.
Авторский надзор, выполняемый проектной организацией, осуществляется во взаимодействии со специалистами, осуществляющими строительный контроль в соответствии с пунктом 3 Положения N 468 (пункт 4.7 СП 246.1325800.2016), на основании договора (контракта), заключенного между застройщиком, заказчиком, техническим заказчиком и проектировщиком, или организационно-распорядительного документа в случае, если проектировщиком является одно из структурных подразделений заказчика или подрядчика (пункт 6.1 СП 246.1325800.2016).
Порядок составления сметной документации и определения сметной стоимости регламентирован Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. N 15/1 и действующей в части, не противоречащей градостроительному законодательству.
Методика N 421 определяет единые методы формирования сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на этапе архитектурно-строительного проектирования, подготовки сметы на снос объекта капитального строительства.
— затраты на содержание технического заказчика и затраты заказчика на проведение строительного контроля при строительстве включаются в главу 10 сводного сметного расчета в графы 7 и 8;
— средства на содержание технического заказчика определяются на основании расчета в соответствии с положениями сметных нормативов, сведения о которых включены в Федеральный реестр сметных нормативов (ФРСН);
— при осуществлении строительного контроля техническим заказчиком к средствам на содержание технического заказчика дополнительно включаются расходы на проведение строительного контроля;
— затраты на содержание технического заказчика не учитываются в сводном сметном расчете в случае, если функции технического заказчика осуществляет уполномоченная застройщиком организация, деятельность которой финансируется за счет целевых средств, выделяемых на ее текущее содержание, на основании бюджетной сметы, утвержденной в установленном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке в рамках лимитов бюджетных обязательств;
— размер затрат на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, определяется исходя из общей стоимости строительства с применением нормативов, приведенных в приложении к Положению N 468;
— при применении ресурсного и ресурсно-индексного методов для определения нормативов расходов на осуществление строительного контроля сметная стоимость строительства в базисном уровне цен рассчитывается как отношение сметной стоимости в текущем уровне цен к соответствующим индексам изменения сметной стоимости, примененным при составлении сметной документации.
При этом пунктом 174 Методики N 421 установлено, что лимит затрат на проведение авторского надзора не учитывает стоимость проезда лиц, осуществляющих авторский надзор, на объект строительства и обратно. Данные затраты определяются дополнительно в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации, и включаются в главу 12 сводного сметного расчета (графы 7 и 8).