Как называют стюардесс в поезде
Профессия: проводник
Когда едешь в поезде, кажется, что работать проводником не так уж сложно: собрал билеты, напоил чаем, проследил за порядком — и все.
На самом деле далеко не все. Проводники отвечают за исправность оборудования и комфорт пассажиров. Если в поездке что-то идет не так, спрашивают с нас. При этом получаем мы не так много — до 40 тысяч в лучшем случае, а в среднем 25 тысяч рублей.
Расскажу, каково работать проводником пассажирского поезда.
Что за работа
Проводник пассажирского поезда — это официант, уборщик, истопник, электрик, психолог, продавец и много кто еще в одном лице. Он проверяет личность пассажиров, усаживает их на нужные места в вагоне, выдает белье, кормит, заносит данные о пассажирах в бланк строгой отчетности и высаживает на нужной станции. Проводник отвечает за жизнь и здоровье пассажиров, поэтому он должен знать, как вести себя в чрезвычайной ситуации.
Еще мы улаживаем конфликты и содержим вагон в чистоте. Каждую поездку нам нужно продавать товары, а зимой — очищать снег под вагонами и убирать лед.
Практически в каждой поездке возникают какие-то проблемы: то у пассажиров нет нужных документов и их нельзя посадить в вагон, то кто-то не успевает на поезд. Бывает, кто-то слишком много выпьет. Ну и конечно, кто-то из пассажиров обязательно будет курить в тамбуре или между вагонами, а это запрещено. Все эти проблемы решаем мы, проводники, и начальник поезда.
Разряды железнодорожных профессий
Все должности делятся на разряды. Чем выше разряд, тем больше ответственности и выше зарплата. Например, первый разряд — у уборщиков вагонов, а начальники службы железной дороги — это 15—17-й разряд. Проводники — это работники 2—5-го разряда:
У начальника поезда разряды с 8 по 11, логика разрядов такая же. Начальник поезда отвечает за безопасность пассажиров, руководит проводниками и техническим персоналом, разбирает конфликтные ситуации и жалобы. Еще он ответственен за то, чтобы поезд вовремя уезжал и приезжал.
Железнодорожные компании, зарплата и график
В России есть несколько ж/д компаний: РЖД, «Гранд-экспресс», «Транскласссервис» и др. РЖД принадлежат другие компании, например «Федеральная пассажирская компания». Все они регулярно нанимают проводников.
ст. 153 ТК РФ — оплата труда в выходные и праздничные дни
Как стать проводником
Курсы. Стать проводником в РЖД несложно. Достаточно иметь среднее образование и пройти курсы — их проводят с сентября по декабрь. На курсах учат, как решать конфликты, дают знания по технике безопасности, охране труда, устройству и эксплуатации оборудования в пассажирских вагонах. Курсы у ФПК и «Гранд-экспресса» бесплатные.
Можно получить образование в железнодорожном техникуме. Специальность «эксплуатация железных дорог» есть, например, в Сибирском государственном университете путей сообщения или в Липецком государственном техническом университете.
Чтобы стать начальником поезда, не обойтись без высшего образования. Специальность необязательно должна быть железнодорожной, хотя с ней проще.
После курсов будущие проводники проходят инструктажи, тестирование и стажировку.
На инструктаже знакомят с местом работы, правилами трудового распорядка, основными вопросами по охране труда. Непосредственно на рабочем месте проводят еще один инструктаж — рассказывают, где переходить пути, как вести себя в конкретном вагоне и т. п. Раз в три месяца — повторные инструктажи.
На этапе тестирования нужно выполнить тесты на логику, знание дисциплин и пройти психологический тест.
Во время стажировки новички едут в пробный рейс с опытным проводником. Взять могут в любой рейс, ограничений по дальности нет. Бывает, что приходится стажироваться в рейсе Москва — Владивосток. Во время стажировки новички заполняют дневники. Там пишут, что и когда делали: проверяли билеты, убирались, продавали товары и т. д. Опытный проводник в конце рейса оценивает новичка. Мы обычно ставим хорошие оценки, потому что новички всегда стараются показать себя с лучшей стороны.
Каждые несколько лет проводники проходят дополнительное обучение и сдают экзамены по всем железнодорожным дисциплинам. Перед чемпионатом мира по футболу в 2018 году у проводников в поездах, организованных для перевозки иностранных болельщиков, был дополнительный курс базового английского.
Как устроена работа в поездке
Перед посадкой пассажиров на конечной станции я убираюсь в вагоне: мою полы и все поверхности, чищу туалеты. Я работаю в фирменном поезде, поэтому обязана застилать постели на верхних полках. За несколько минут до посадки нам на специальные устройства поступает список пассажиров в нашем вагоне.
Посадка. На начальной станции посадка происходит за полчаса до отправления поезда. Я сверяю данные пассажира в документе, удостоверяющем личность, и в билете. Часто с документами возникают проблемы: бывает, например, пассажиры покупают льготный билет, не имея такого права. В этом случае я зову начальника поезда, и с каждой проблемой мы разбираемся индивидуально.
Часто пассажиры ошибаются в данных — такое случается хотя бы раз за поездку. По внутреннему регламенту пассажир может допустить одну ошибку в фамилии или номере документа. Можно пройти в вагон, даже если в билете указан неверный пол.
п. 3.3 Инструкции проводника пассажирского вагона. Это старая инструкция, у нас постоянно появляются новые. Показывать их запрещено
После проверки билетов я иду продавать товары. В нефирменных поездах проводники раздают белье, а после санитарной зоны открывают туалеты. Еще мы предлагаем купить дополнительное питание, чай, тапочки, гигиенические принадлежности, сувениры.
После продажи товаров я вношу данные о пассажирах в бланки строгой отчетности. Ошибаться в бланках нельзя. Если я найду неточность, исправить ее может только начальник поезда. Если поезд пересекает границу страны, проводник должен внести данные пассажиров, выезжающих за рубеж, в миграционные карты.
Купе проводника
У проводников обычно два купе: первое, где мы спим, второе, где работаем и следим за датчиками. Пока один проводник работает, другой отдыхает в спальном купе.
Датчики в рабочем купе показывают, какая в вагоне температура, все ли хорошо с электроприборами, есть ли в бойлере горячая вода. Еще в этом купе есть раковина, иногда микроволновка и кофемашина. Там же хранится посуда, товары, аптечка и инвентарь.
Периодически нужно убираться в вагоне: мыть полы и туалеты, убирать мусор. Во время длинных остановок зимой иногда приходится очищать от снега и льда подвагонное оборудование: колеса, рычаги, ступеньки. Еще перед поездкой нужно закидывать матрасы на верхние полки, а после каждой посадки таскать тяжелые мешки с бельем. Из-за этого у меня часто болит спина.
Я никого не обыскиваю, но если замечу людей с запрещенными предметами, то обязана вызвать начальника поезда и транспортную службу безопасности. Если у пассажира найдут эти предметы, его могут высадить. Однажды мне пришлось заставить пассажиров оставить на перроне канистру бензина: она воняла на весь вагон.
Сложности
С пассажирами приходится много общаться. Не всегда это общение приятное, но в любом случае надо улыбаться. Например, проводникам нельзя пускать в вагон пьяных. Больше того, если пассажир выпивает в поездке или дебоширит, по правилам его должны высадить на ближайшей станции. В такие моменты я должна быть одновременно непреклонной и вежливой, а это не так просто, когда пассажир начинает хамить или распускать руки.
Пассажиры порой приходят с весьма странными вопросами. В фирменных поездах оба туалета находятся в дальнем конце вагона. Люди часто не верят, что около купе проводников не туалет, а кладовка, и думают, что там есть еще один туалет, а проводники, негодяи такие, его прячут.
Однажды около пяти утра я подскочила от грохота и услышала крик: «А начальник поезда в курсе, что вы здесь устроили?!» Выбегаю, а там мужчина стоит около открытой кладовки, с выпученными глазами смотрит на полки с инвентарем и орет: «Куда вы дели туалет? Зачем вы поставили здесь полки?» Пришлось пояснить ему, что в фирменных поездах оба туалета находятся в дальнем конце вагона, а полки поставила не я, а те, кто спроектировал и построил вагон. Мужчина поначалу не поверил, но в конце концов успокоился. Начальника поезда звать не стали.
Иногда пассажиры удивляют. В одной поездке мужчина спросил, проезжает ли поезд мимо Дзержинска. Я ответила, что проезжает, но там не останавливается. Пассажир не растерялся и спросил, нельзя ли «тихонечко» выйти из поезда на ходу, мол, никто и не узнает. Пришлось его разочаровать.
Многие думают, что проводники много путешествуют и могут между делом осмотреть город. На самом деле нас пускают в город исключительно с разрешения начальника поезда и только до аптеки, продуктового или столовой. Если я выхожу в город, то даже не пытаюсь идти куда-то еще: за такое нарушение могут оштрафовать.
Бонусы в работе проводника
Работать проводником тяжело, но есть и преимущества.
Стабильность. На железной дороге белая зарплата, начисляются премии за преданность компании. Премию выплачивают каждые пять лет в размере нескольких окладов. Еще дополнительно платят за работу в праздники, всегда оплачивают больничные листы. Все по Трудовому кодексу.
Полный соцпакет. Проводникам оформляют добровольное медицинское страхование — ДМС, которое включает стоматологические услуги. Еще дают возможность бесплатно лечиться в санаториях и посещать бассейн. Железнодорожные компании по заявлению делают дополнительные отчисления в пенсионный фонд в счет накопительной пенсии, полностью оплачивают проезд по железной дороге от дома до места работы, если расстояние не больше 150 км. Дети проводников ездят в летние лагеря с большой скидкой.
Раз в год проводники вместе с ребенком могут бесплатно съездить куда угодно по России на поезде туда и обратно — за вычетом НДФЛ. Это значит, что 13% от стоимости билета вычтут из зарплаты. В остальное время все как обычно, никаких льгот.
Кратко о проводниках
Алиса Селезнёва, это ужас вообще. Есть этот миф и он ходит и ходит. Надеюсь, автор читает комментарии.
Вот кстати читал и думал отвлечённо о том, что каждый миллениал сейчас знает из интернета про ложку между зубами)
После месячного путешествия по северной Африке впервые мне стало страшно в поезде Москва-Пермь. Дагестанец решил попить пива в нашем купе сидя на моём месте. Трижды просила проводника его выпроводить к себе. Помогли угрозы полицией, но думала что после угрозы он меня прибъет.
За такие гроши столько муторной работы, да еще и в поезде, ужас
Спасибо адекватным проводникам, как мы без них.
Стабильность и ДМС. Божечки, как это можно считать за преимущество в 2019? Иностранные рабочие на стройках которые не знают русского и живут там же где и работают точно также «стабильны». Сегодня ты работаешь, а завтра нет.
Я работал проводником в студенчестве и не мог понять что там делают люди 30+ и ради чего они «проводничат»? 25-35 тыс зарплата продавца в магазине прямо в доме моем. 2/2, общение с людьми, некоторые из них неадекваты и бухие. Таскай коробки с товаром, следи за порядком и будь материально ответственным за всё. Зимой можно и крылечко подмести.
Обслуживающий персонал в поезде
В каждом вагоне работает бригада обслуживающего персонала. Каждый человек в бригаде имеет свои обязанности, но главная задача одна – обеспечить комфортные условия пассажирам. Стоит разобраться в том, кто за что отвечает.
Начальник поезда
Это глава всей бригады. Так как начальник отвечает за многие процессы, на должность может устроиться только опытный человек с высокой квалификацией. В его обязанности входит контроль отправки и прибытия состава. К тому же он отвечает за работу других людей, разбирается в конфликтных ситуациях и рассматривает жалобы пассажиров.
Проводники
Обслуживающий персонал этой категории чаще других контактирует с пассажирами. В его обязанности входит поддержание чистоты в вагоне, обеспечение пассажиров необходимыми предметами (постелью и др.) и предоставление различных услуг.
Электромеханик
Основные его обязанности заключаются в следующем – он должен смотреть за техническим состоянием поезда. В случае возникновения неисправностей обязан устранить поломки или остановить движение состава.
Сотрудники вагона-ресторана
В вагоне-ресторане работают официанты, повара, мойщики посуды. Обычно на кухне трудится 9 человек, включая директора. Благодаря их труду, пассажиры могут отведать горячие блюда или холодные закуски, десерты и др.
Медпомощь
Медицинские сотрудники в поездах отсутствуют, но в купе проводника обязательно должна быть аптечка. Если пассажир испытывает сильное недомогание, начальник поезда звонит в скорую помощь. Машину подают к ближайшей станции.
Стражи правопорядка
Наряды «линейной полиции» сопровождают составы и обеспечивают безопасность пассажиров в пути. Обязательно участвуют в разбирательствах, если произошло ограбление или другое преступление. Могут снять в поезда дебошира и человека, нарушающего порядок и покой других людей.
Стюард, стюардесса (Бортпроводник)
Стюардесса, равно как и стюард – это специалист рядового состава, который может входить в состав экипажа воздушных и водных транспортных средств. Основной задачей такого специалиста является обслуживание пассажиров, забота об их безопасности, при необходимости – оказание медицинской помощи. Стюардессы и стюарды проверяют, пристегнулись ли все пассажиры ремнями, объясняют правила пользования спасательными жилетами и кислородными масками, разносят продукты и напитки. Профессия относится преимущественно к категории «человек-человек», так как относится к сфере обслуживания. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Краткое описание: кто такая стюардесса?
Должность стюардессы появилась еще в первой половине двадцатого века. Тогда к этой работе допускались исключительно девушки с медицинским образованием, хотя в их обязанности также входило компостирование билетов, уборка в салоне, туалете и кабине пилотов, раздача пледов и жевательных резинок, и даже погрузка и выгрузка багажа. К счастью, со временем все физически сложные работы стали выполняться специальными работниками при помощи технического оборудования, и стюардессы были от них освобождены.
Особенности профессии
Вакансия стюардессы окутана неким романтическим флером, и нельзя сказать, что он абсолютно не оправдан. Однако каждый полет для такой работницы – это не столько романтика, сколько труд, который должен выполняться безупречно. Стюардессы и стюарды являются наиболее близкими к пассажирам представителями авиакомпании и, соответственно, их профессионализм влияет на престиж и статус последней. Основные обязанности стюардесс обычно таковы:
При мыслях о том, кто такая стюардесса, в воображении большинства людей возникает стройная девушка в фирменном костюме известной авиакомпании. Это обосновано тем, что многие из таких компаний предъявляют определенные требования к внешности соискательниц на вакансии. Требования могут быть более или менее жесткими, однако они всегда есть.
Плюсы и минусы профессии стюардесса
Плюсы
Минусы
Важные личные качества
Для стюардессы важна стрессоустойчивость, коммуникабельность, психологическая устойчивость, физическая выносливость, дипломатичность, сдержанность, приятный внешний вид. Кроме того, у нее должно быть хорошее зрение и слух, быстрая реакция, четкая дикция и приятный голос. Обучение на стюардессу может помочь в приобретении отсутствующих навыков, но без подходящих исходных данных найти работу в этой сфере будет сложно.
Обучение на стюардессу
Необходимости в обучении в ссузе или вузе на стюардессу нет. Очень часто авиакомпании, набирающие новый персонал, сами проводят обучающие курсы для своих будущих сотрудниц (длятся эти курсы, как правило, несколько месяцев). Но для того, чтобы попасть на учебу, понадобится пройти собеседование.
Наличие диплома об образовании по некоторым специальностям может увеличить вероятность успешного трудоустройства. Например, ответом на вопрос о том, где получить профессию стюардессы, может стать направление подготовки в колледжах «Сервис на транспорте» (код 43.01.06). Зачисление проводится на базе среднего балла аттестата, обучение после 11 класса длится от 2 до 4 лет, после 9 класса – от 3 до 5 лет (в зависимости от формы получения образования: очной, вечерней или заочной).
Курсы
Как уже было отмечено, курсы по подготовке стюардесс проводят все авиакомпании при расширении штата. Причем в большинстве случаев их обязуют пройти и тех, кто еще не работал в подобной должности, и кандидаток с опытом работы (поскольку обязанности стюардесс и стюардов в разных компаниях могут различаться). Курсы всегда завершаются прохождением экзамена, после которого понадобится пройти 30 часов учебного налета. Лишь после этого можно получить официальный сертификат бортпроводника третьего класса (классов всего три, самый высокий – первый).
Лучшие колледжи для стюардесс
Место работы
Стюардессы работают в транспортных компаниях. Чаще всего речь идет об авиационных фирмах, хотя бортпроводников на водных судах могут называть так же.
Зарплата стюардессы
Хотя уровень доходов стюардессы зависит от того, на самолетах какой компании она работает, и в какой стране трудоустроена, он всегда достаточно высок.
Зарплата стюарда, стюардесса (бортпроводник) на декабрь 2021
Информации о зарплатах предоставлена порталом hh.ru.
Карьерный рост
Стюардесса начинает со статуса бортпроводника третьего класса, по мере увеличения часов налета она может претендовать на получение второго и первого классов. Чаще всего именно звание бортпроводника первого класса становится вершиной карьеры такой сотрудницы.
Чем бортпроводник отличается от стюарда
Содержание статьи
Появление стюардов
Бортпроводники изначально призваны обеспечивать пассажирам максимальный комфорт и отвечать за соблюдение спокойствия в процессе авиаперелета, а также оказывать им помощь при необходимости. После зарождения авиакомпаний пассажирские авиарейсы обслуживал второй пилот, однако подобная практика оказалась нежизнеспособной из-за повышенного риска нарушения безопасности полета. В связи с этим, немецкие авиаперевозчики в 1928 году ввели в состав своих экипажей третьего члена, получившего название «стюард». Помимо целей безопасности, данный ход также носил рекламное назначение – стюарды обоих полов должны были иметь привлекательный внешний вид, который бы усиливал желание пассажиров воспользоваться услугами компании.
Что касается стюардесс, их брали еще и за небольшой вес, поскольку в те времена значение имел каждый лишний килограмм в салоне самолета.
В обязанности бортпроводника или стюарда входит осмотр авиалайнера для выявления посторонних предметов на борту и контроля его санитарного состояния, а также проверка укомплектованности и исправности бортового оборудования. Кроме того, стюард следит за работой внутренней связи, принимает и размещает на борту имущество авиалайнера, буфетно-кухонный инвентарь и, собственно, пассажиров. В процессе авиаперелета в обязанности стюарда входит обслуживание клиентов авиакомпании – они раздают журналы, газеты, еду и напитки (если это предполагает класс полета). Помимо этого, стюарды уведомляют пассажиров о температуре за бортом и пролетаемой местности, оказывают первую медицинскую помощь и контролируют климат в салоне авиалайнера.
Требования к стюардам
От бортпроводников-стюардов требуется наличие коммуникабельности, аккуратности, внимательности к мелочам, ответственности, терпимости, эмоциональной устойчивости и специального образования. Каждый стюард обязан уметь принимать самостоятельные и адекватные решения в критической ситуации, а также деликатно выходить из конфликтных столкновений с пассажирами (в случае наличия пьяных или истеричных клиентов). После успешного прохождения собеседования и медкомиссии для работы в авиакомпании, стюард отправляется на подготовительные курсы, которые длятся на протяжении трех месяцев. За это время стюард изучает теоретическую и практическую части своей профессии, после чего его ждут экзамены.
Чтобы получить международное свидетельство получения профессии стюарда, студенты обучаются за границей, получая в этот период стипендию.
Сдавшие экзамен стюарды проходят тридцать учебных часов полета, после чего им выдают сертификат бортпроводника третьего класса, повышение которого в дальнейшем будет зависеть от налетанных часов. Недостатком профессии стюарда является ранняя профнепригодность, возникающая из-за частого воздействия излучения, вибрации и шума, а также перепадов давления и смены часовых поясов. Кроме того, работа стюарда требует постоянного самоконтроля, что не лучшим образом сказывается на состоянии нервной системы.
Как стать бортпроводником: стюард рассказывает о нюансах своей профессии
Интервью с бортпроводником одной из крупнейших отечественных пассажирских авиакомпаний о специфике его работы и о том, как стать стюардессой или стюардом в России.
Здесь и далее фото @dmitry_borovenskiy
Хотя у нас и нет крыльев, это вовсе не значит, что мы не можем летать. И если в небе ты чувствуешь себя счастливее, чем на земле, то почему бы не начать проводить в облаках больше времени, попутно зарабатывая на этом?
Итак, как становятся стюардессами и бортпроводниками, какие требования предъявляются к представителям этой профессии, и что нужно сделать, чтобы присоединиться к экипажу воздушного судна?
На эти и другие вопросы нам ответил Дмитрий Боровенский — бортпроводник авиакомпании «Уральские авиалинии».
1 Какие существуют возрастные ограничения для желающих стать бортпроводниками?
Минимальный возраст для того, чтобы стать бортпроводником, как мужчине, так и женщине — 18 лет. Летать можно до того момента, пока нет никаких ограничений по здоровью и, соответственно, прохождению врачебно-летной комиссии.
2 Какие требования к образованию у соискателей? Обязательно ли иметь высшее образование?
Эти требования регламентируется документом «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации».
Минимальные требования — это, как я уже сказал, возраст 18 лет и наличие среднего образования.
3 Какие имеются медицинские ограничения для будущих бортпроводников?
Медицинские ограничения регламентируются документом ФАП № 50 «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения ГА».
Этот документ находится в открытом доступе в интернете и при желании с его содержанием может ознакомиться любой желающий.
4 Есть ли какие-то стандарты внешности и телосложения (рост, вест и т.д.) для бортпроводников-мужчин?
Требования ко всем одинаковые: гармоничные физические данные, отсутствие татуировок на видимых частях тела, грамотная речь и хорошая дикция.
Для парней требуется лишь наличие военного билета без ограничений.
5 Отличается ли чем-то работа стюарда и стюардессы?
Можно сказать, что ничем. Стюард и стюардесса полностью взаимозаменяемы. Стюардов чаще ставят «под самолет» (отвечать за коммерческую загрузку) в силу погодных условий, там просто холодней.
В период пандемии авиакомпания выполняла грузовые рейсы, и в основном сопровождением грузов занимались юноши. Девушки же сопровождали грузы только по Европе, там, где не требовалась физическая сила.
6 Что нужно, чтобы стать стюардессой или бортпроводником? Какими навыками должен обладать соискатель?
Самое главное, пожалуй, природное обаяние, коммуникабельность, умение слышать и выделять суть. Мы, конечно, обучаем новобранцев всем этим навыкам, но людям, которые обладают ими изначально, будет проще.
Бортпроводник должен вселять в пассажиров уверенность в безопасности их полета, грамотно изъясняться. Важно понимать, что в наше время, когда в основном продажи билетов происходят онлайн, бортпроводник — это первое лицо авиакомпании, которое видит пассажир.
7 Насколько хорошо стюард должен знать английский и другие языки?
Желательно знание английского уровня intermediate. В учебно-тренировочном центре есть специализированные курсы для бортпроводников.
У нас есть своя специфика по речевым формулам и специальным терминам, но так называемая «база» у соискателя должна быть изначально. Знание английского языка позволит быстрее попасть на международные перелеты.
8 Как проходит отбор на должность бортпроводника, и у кого выше шансы получить работу — у женщин или мужчин?
В авиакомпании существует специальная процедура отбора на должность проводника. Необходимо направить резюме, после этого прийти на собеседование, обычно оно проходит два раза в неделю: по вторникам и четвергам.
Кандидат приходит на комиссию, где проходит отбор по внутреннему регламенту. Все подробности я раскрывать не могу, но подскажу, что важно придерживаться делового стиля в одежде.
После прохождения этого этапа бортпроводник отправляется на медицинское освидетельствование. И уже врачебно-летная комиссия определяет, будет ли человек работать бортпроводником или нет.
Хочется сказать, что шансы равные, но мужчин всегда не хватает.
9 Какое обучение необходимо пройти соискателю, прежде чем начать работать?
Обучение проходит в учебно-тренировочном центре. Далее 30-часовая практика на воздушном судне на земле или на тренажерном устройстве (макете пассажирского салона воздушного судна) для того, чтобы развить навыки по действиям: в нормальных условиях, в нештатных ситуациях, в аварийной обстановке.
10 Как выглядит рабочий день бортпроводника?
Я бы не назвал это именно «рабочий день». У нас может быть работа и на рассвете, и за полночь. Если вы любите «безрежимность», то это точно ваша профессия. Мы не как офисные работники.
Зато у нас есть расписание и программы дистанционного ознакомления с планом наряда. И если вам кажется, что мы просто пришли на самолет к моменту вылета, то должен вас разубедить — это не так.
Бортпроводник приходит на работу за два часа до времени вылета самолета, и начинается кропотливая подготовка: медицинский осмотр самого работника, получение текущей информации по выполнению полетов, подготовка документации.
Примерно за 1:15 до вылета мы уже находимся на борту воздушного судна и работаем с наземными службами, обеспечивающими нас буфетно-кухонным оборудованием, съемным экипировочным имуществом для обслуживания пассажиров, получаем груз, почту — в общем, готовим самолет для выполнения полета.
Немаловажный фактор нашей работы — выполнение требований авиационной безопасности, то есть мы еще проводим осмотр воздушного судна. Максимальная полетная смена составляет 16 часов.
11 Есть ли у стюардов льготы на обучение профессии пилота? Можете рассказать поподробнее?
Многие молодые люди для начала идут работать бортпроводниками, чтобы понять, что такое гражданская авиация изнутри. И некоторые из них, действительно, влюбляются в авиацию и поступают в летные училища.
Летные училища — это государственные учебные заведения. Там могут быть только государственные льготы, с полным перечнем можно ознакомиться в приемной комиссии вузов.
12 Какие льготы авиакомпании предоставляют своим сотрудникам-стюардам?
Нам предоставляется право перелета на регулярных рейсах авиакомпании по специальным служебным тарифам (в зависимости от стажа работы). Такое же право предоставляется членам семьи: супруге/супругу и детям до 18 лет.
Работникам авиакомпании независимо от стажа работы предоставляется право пролета на регулярных рейсах авиакомпании, оформленных по технологии «Standbuy» по специальному служебному тарифу.
А еще возможна организация санаторно-курортного лечения, оздоровление детей сотрудников, отдых работников и их семей, новогодние подарки и культурно-массовые мероприятия.
Нам предоставляется дополнительный оплачиваемый 3-дневный отпуск на свадьбу, оказывается материальная помощь на рождение ребенка и далее компенсируется содержание детей в детских дошкольных учреждениях. Работники летной службы обеспечиваются форменной одеждой.
Всем бортпроводникам предоставляется оплачиваемый отпуск: за особый характер работы это 70 календарных дней.
13 В чем нюансы устройства на работу стюардом в России, по сравнению с другими странами?
Насколько мне известно, медицинские требования за рубежом гораздо ниже, чем в России, и там бортпроводники могут летать до 65 лет. Но в России, если тебя списали по состоянию здоровья, можно перейти в наземные службы для дальнейшей работы, в других странах такая практика не принята.