телами качения какой формы оснащены роликовые подшипники
Подшипники качения: классификация, таблица размеров, основные достоинства и недостатки
В современной промышленности самыми распространенными являются узлы, которые обеспечивают вращение вала с минимальным трением. На фото приведена классификация подшипников качения с разными элементами вращающихся тел, позволяющими снизить потери мощности.
Определение механизма
Сборное устройство является фрагментом опоры, которая поддерживает ось, иную движущуюся конструкцию с необходимой жесткостью. Изделие приводится в действие при помощи колебания, вращения с маленьким сопротивлением, берет на себя нагрузку и передает ее на элементы устройства. Фиксирует в нужной точке.
Систематизация
Деталь включает в себя две поверхности в виде колец, тел (шариков, конических, игольчатых, цилиндрических, сферических роликов), сепаратора, отделяющего элементы друг от друга и удерживающего их на определенной дистанции. Внутренние поверхности колец оснащены дорожками (желобами), по которым двигаются металлические тела. Виды подшипником качения различаются и классифицируются по следующим признакам.
По числу рядов
Конструкции могут быть:
Вышеописанные виды можно найти в каталоге интернет-магазина торгово-производственной компании «МПласт».
По форме элементов
Основные типы и назначение подшипников качения зависят от тел, находящихся внутри механизма:
В виде тел колебания используются:
По способу компенсации перекосов вала
Подстроиться под прогибы возможно при помощи самоустанавливающихся опор. Они представляют собой сферические узлы с шариками или роликами, с двумя дорожками для тел на одной поверхности и сферической обработкой другого кольца. Это позволяет при постоянном изменении направления осей сохранять устойчивое соприкосновение элементов без перегруза и ослабления. Свое применение они нашли в сельхозтехнике и агрегатах, где невозможно добиться точного совпадения плоскостей вращения вала и опоры.
Характеристики, маркировка подшипников качения, расшифровка и схема
Наименование | Внутренний диаметр, d | Наружный, D | Ширина в мм(B, C) |
11206TN9 | 30 | 62 | 48 (16) |
11210TN9 | 50 | 90 | 58 (20) |
1208 EKTN9/C3 | 40 | 80 | 18 |
1210ETN9 | 50 | 90 | 20 |
1212 EKTN9/C3 | 60 | 110 | 22 |
11204ETN9 | 20 | 47 | 40 (14) |
Буква N обозначает цилиндрический роликоподшипник.
По способности воспринимать нагрузку
Механизмы делятся на:
По ширине
В ГОСТе 3395 прописаны устройства по конструктивным особенностям. Ширину обозначает седьмая цифра справа:
По габаритам при одинаковом внутреннем диаметре
Мы приводим таблицу с размерами серий подшипников качения с увеличением расстояния внешнего кольца при неизменной величине внутреннего.
Нулевая | 0 |
Сверхлегкая | 7, 8 |
Особо легкая | 1, 9 |
Средняя | 3 |
Легкая | 2 |
Средняя широкая | 6 |
Легкая широкая | 5 |
Тяжелая | 4 |
Выше мы приводили примеры класса точности по международной классификации ISO. В Российской Федерации условные обозначения подшипников качения разделяется ГОСТом на категории:
Совпадение цифр в различных категориях обусловлено различием в градации, описанными в технической документации конструкторским бюро. Часть маркировки может не вписываться, если класс точности нулевой.
Мы привели основные характеристики, по которым квалифицируется узел. Но существуют и другие критерии, такие как: допуски и посадки, зазоры в подшипниках качения, материалы изготовления.
Радиальный просвет играет огромную роль в работе механизма. Это называется расстоянием между элементами колебания (шарики, ролики) и дорожкой на одном из колец. Слишком маленькое значение может привести к заклиниванию, во время эксплуатации происходит нагрев и расширение. Такая посадка именуется у токарей «с натяжкой». Больший размер приводит к постукиванию в самом узле и как следствие, появляется повышенный шум и вибрация. Маркируется зазор по ГОСТу 24810-81 и обозначается цифрами от 0 до 9.
Достоинства и недостатки подшипников качения
К плюсам необходимо отнести:
К минусам относятся:
Характеристики сильно отличаются и зависят от материала изготовления. Подавляющее большинство делается из сталей марок: ШХ15; ШХ15СГ; ШХ20СГ; ШХ4. Твердость достигается термической обработкой (закалкой). Особо ответственные конструкции производятся из 15 Г 1, 18ХГТ, 20Х2Н4А. Поверхности становятся устойчивыми к воздействию за счет цементации. Встречаются изделия для эксплуатации в агрессивных средах. Для них используются стали марок: 110Х18МШД и 95Х18Ш.
Подбор и расчет подшипников качения
При выборе узла необходимо учитывать номинальную долговечность. При производстве рассчитывается срок службы, который позволяет 90 процентам изделий из одной группы при одинаковых условиях эксплуатации выдержать нагрузку без возникновения следов усталости. В расчеты входят также динамическая мощность и грузоподъемность. Следует руководствоваться справочниками и документами ГОСТа за № 18854-82 и 18855-82. Там расписаны значения минимальной долговечности, например, для зубчатых редукторов не менее 10000 ч, а для червячных – 5000 ч. Существует технология подбора изделия для эксплуатации в других условиях.
Подшипники скольжения и качения имеют принципиальные отличия. Это определяет сферу их применения. За счет того, что в первых происходит постоянное смещение поверхностей относительно друг друга, узел очень критичен к наличию смазочного слоя. Обычно масло подается в зону трения под давлением, так как необходим зазор, обеспечивающий отсутствие прямого контакта. Это сильно усложняет всю конструкцию. Требуется иметь емкость для хранения и слива жидкости, систему подачи, насос и привод. Но при этом, этот механизм выдерживает достаточно большие нагрузки, и при правильной работе имеет неплохой ресурс.
Конструкция и устройство подшипников качения определяет область применения. Эти изделия способны работать как в условиях принудительной смазки, так и в суверенном режиме. Масло, помещенное заводом изготовителем в защищенное пространство, способно обеспечить необходимый ресурс без дополнительного вмешательства.
Узел по конструктивным особенностям несложный. Но деталь является высокоточным механизмом, требующим тщательной настройки всех станков. Между кольцами устанавливаются шарики или ролики. Их удерживает обойма на заданном расстоянии между собой. При этом второе кольцо при эксплуатации остается недвижимым.
Некоторые устройства выпускаются:
Вариации и технологические особенности узлов приведены в технических условиях ГОСТа 3395-89 и в документации изготовителей.
Сборка, монтаж и ремонт подшипников качения
Во время конечной операции особое уделяют внимание следующим требованиям:
При любых технологических процессах часть изделий не соответствует характеристикам, заявленным ГОСТом. Поэтому на заводах существует отдел по дефектации подшипников качения.
Браком является, если на детали имеются:
Допустимым является матовая поверхность шариков, роликов и беговых дорожек. Разрешаются небольшие царапины, риски, забоины, если они не мешают плавному вращению.
Последний операцией становится выбраковка изделия при помощи рук. Зажимают внутреннее кольцо (оно должно быть неподвижным), а наружное вращают. Отремонтированная деталь будет плавно двигаться, издавая глухой звук. Если появились стуки, щелчки и металлический лязг, то узел идет на переплавку.
Выбор лучшей смазки для подшипников качения
Смазочная жидкость необходима для продолжительной эксплуатации механизма. Она минимизирует деформацию и поломку всего узла. Является главным материалом для предотвращения соприкосновения роликов (шариков) с беговыми дорожками, при использовании которой уменьшается трение между этими элементами.
Масло или консистентная смазка решает следующие задачи:
Для разнообразных механизмов требуется разный смазочный материал. В зависимости от условий эксплуатации, температурного режима, степени нагрузки разработано несколько видов растворов:
В нашей статье мы привели общие сведения, основные критерии работоспособности, а также рассказали, где используются и для чего нужны подшипники качения. Огромный ассортимент этих изделий представляет интернет-магазин торгово-производственной компании «МПласт». За дополнительной информацией можно обратиться к менеджерам по телефону, которые помогут сделать правильный выбор.
Классификация подшипников: виды и их названия
Классификация подшипников: виды подшипников и их названия
Конструкции узлов могут различаться в зависимости от особенностей, показателей, технических характеристик и назначения. Знать об этих различиях нужно не только производителю, но и пользователю. В статье мы расскажем о классификации подшипников – какие виды деталей бывают (качение, скольжение, роликовые, открытого и закрытого типа) и их назначение.
Основные разновидности и сравнительная таблица
Первое, что нужно различать, это две большие категории – качение и скольжение. Именно они разделяют все запчасти на две группы. Первые используются чаще, потому что у них меньше сопротивление и, соответственно, сила трения. Они необходимы при небольших частотах вращения.
Затем эти подвиды делятся на еще более мелкие ответвления, характеризующиеся качествами и отличиями по назначению.
Также они все отличаются по размерам внутреннего и внешнего кольца, по диаметру отверстия и внутренних шариков, по материалу изготовления. Представим картинку, на которой изображено, как классифицируются изделия:
Качения: рабочие характеристики, достоинства и недостатки
Более инновационные разработки, которые на данный момент используются повсеместно для поддержания и направления вращающегося вала. Они имеют невысокую степень износа, поэтому в машиностроении считается, что это один из самых прочных узлов при условии правильной эксплуатации – регулярном очищении и смазывании.
Обычная структура состоит из двух колец и тел вращения. Они могут быть различные – иглы, шарики ролики. От этого зависит классификация подшипников качения и их степень точности. Различают:
Для начала рассмотрим достоинства и недостатки указанного типа узлов.
Классификация подшипников качения по размерам, таблица
При выборе изделия используются номера, они все прописаны в соответствующих нормативных документах, но для удобства пользователей мы свели их в одну картинку:
Обозначение подшипника | Размеры | Обозначение подшипника | Размеры | ||||
Внутренний диаметр | Внешний диаметр | Ширина | Внутренний диаметр | Внешний диаметр | Ширина | ||
№4 | 4 | 16 | 5 | №207 | 35 | 72 | 17 |
№5 | 5 | 19 | 6 | №208 | 40 | 80 | 18 |
№6 | 6 | 19 | 6 | №209 | 45 | 85 | 19 |
№7 | 7 | 22 | 7 | №220 | 50 | 90 | 20 |
№8 | 8 | 22 | 7 | №211 | 55 | 100 | 21 |
№9 | 9 | 9 | 8 | №212 | 60 | 110 | 22 |
№13 | 3 | 19 | 3 | №214 | 70 | 125 | 24 |
№17 | 7 | 22 | 6 | №215 | 75 | 130 | 25 |
№18 | 8 | 10 | 7 | №220 | 100 | 180 | 34 |
№23 | 3 | 13 | 4 | №303 | 17 | 47 | 14 |
№24 | 4 | 16 | 5 | №305 | 20 | 52 | 15 |
№25 | 5 | 16 | 5 | №306 | 25 | 62 | 17 |
№34 | 4 | 16 | 5 | №307 | 30 | 72 | 19 |
№35 | 5 | 8 | 6 | №308 | 35 | 80 | 21 |
№45 | 4,5 | 7 | 2,5 | №309 | 40 | 90 | 23 |
№62 | 2 | 22 | 2,5 | №310 | 45 | 100 | 25 |
№66 | 6 | 22 | 6 | №312 | 50 | 110 | 27 |
№89 | 9 | 26 | 7 | №316 | 60 | 130 | 31 |
№100 | 10 | 28 | 8 | №403 | 80 | 170 | 39 |
№101 | 12 | 42 | 8 | №405 | 17 | 62 | 17 |
№104 | 20 | 47 | 12 | №406 | 25 | 80 | 21 |
№105 | 25 | 55 | 12 | №407 | 30 | 90 | 23 |
№106 | 30 | 30 | 13 | №700 | 35 | 100 | 25 |
№200 | 10 | 32 | 9 | №703 | 10 | 28 | 8 |
№201 | 12 | 35 | 10 | №705 | 17 | 47 | 12 |
№202 | 15 | 40 | 11 | №709 | 25 | 52 | 10 |
№203 | 17 | 47 | 12 | №710 | 45 | 75 | 11 |
№204 | 20 | 52 | 14 | №802 | 50 | 80 | 11 |
№205 | 25 | 62 | 15 | №906 | 15 | 42 | 11 |
Если вы не знаете порядкового обозначения, то вам понадобится измерить или узнать следующие показатели – диаметры внутреннего и внешнего колец, а также ширину детали.
Чаще случается обратная ситуация. В автосервисе или ином сервисном центре при ремонте вам говорят, что необходим узел с определенным названием. Чтобы узнать, что именно от вас хотят, можно свериться с приведенной таблицей.
Например, какой вид подшипника обозначается цифрой 6? Это тот, у которого внутренний диаметр равен 6 мм, а внешний – 19 мм. Стандартная ширина – 6 мм.
Рабочие характеристики и строение
Форма изделия полностью правильная, круглая. В центре – отверстие. Это место оси, туда может помещаться часть опоры. От правильного подбора зависит то, насколько плотно будет стоять узел.
Это и есть внутреннее кольцо. На ней есть дорожка качения, то есть бортики, благодаря которым остальные элементы не покинут определенного места и будут двигаться вдоль них.
Затем идут сепараторы. Это ячейки из металла, оправа для шариков или роликов. Они направляют их, а также удерживают на своих местах. Без них тела качения сместились бы в одну сторону, начали бы наезжать друг на друга, что увеличило бы трение и привело бы к неравномерному распределению нагрузки на опору. При изготовлении нужно особенное внимание уделить качеству сепараторов. Их разрушение приводит к полной поломке опорного подшипника любого вида. Обычно их изготавливают путем штамповки листового металла. Сталь предварительно обрабатывают от коррозии, а также проверяют на прочность.
Далее следует внешнее кольцо. На нем также внутри есть дорожки качения, то есть рифление, согласно которому происходит переход тел из одной ячейки в другую.
Посмотрим изображение этой разновидности узла:
Скольжение: рабочие характеристики, достоинства и недостатки
Их конструкция отличается от качения, потому что фактически две основные части (кольца) не катятся на роликах, а скользят друг по другу. Результат – увеличенная площадь трения, что, соответственно, делает эту силу намного больше. Это основной минус, который закреплен за изделием. Если будет недостаточное количество смазывающего вещества, то металл будет нагреваться, что может привести к поломке.
Рассмотрим достоинства и недостатки изделия.
Рабочие характеристики и строение
Внутренняя втулка, то есть кольцо меньшего диаметра, обычно создается из материала, обладающего антифрикционными свойствами. У них низкий коэффициент трения, что частично устраняет проблему всех механизмов скольжения. Корпус же создается из стали. Он плотно насаживается на втулку. Небольшой зазор между ними предназначен для того, чтобы туда поступала смазка. Система предполагает автоматическую подачу. Слой этой жидкости определяется в зависимости от показателей давления, температуры и фактического расхода.
По типу подшипников скольжения и их применению можно определить степень трения:
Первые наиболее подвержены скорому износу. Также следует учесть, что при ряде действий, например, при запуске или выключении, при медленном вращении, все изделия относятся ко второй разновидности, то есть находятся на предельных возможностях.
На долговечность узла влияют не только условия эксплуатации, но и характер используемого смазочного вещества. Его функции в следующем:
Еще одна классификация – на виды упорных подшипников скольжения по используемой смазки. Она может быть сухой, классической влажной, газовой или пластичной. Наиболее инновационная разработка – это использование пористого металла. Такой материал имеет поры. Он как-бы пропитан сухим веществом, которое меняет свое агрегатное состояние при нагреве. С первых движений при разогреве конструкции из небольших отверстий в металлическом корпусе ли во втулке начинает сочиться жидкость. После работы происходит остывание, вместе с этим смазка снова принимает порошкообразное состояние.
Посмотрим изображение изделия:
Но предложенная структура с порошком, меняющим свои свойства при нагреве, – скорее исключение из правил. Это трудное устройство, для которого необходимо применять дорогостоящие материалы. Классикой считаются два другие подвида. Виды подшипников скольжения и их назначение, применение, в зависимости от подачи смазывающего вещества:
И последняя классификация является определением конструктивных особенностей. Корпус может вращаться вокруг разных втулок. Подшипники могут быть:
Теперь рассмотрим менее общие классификации изделий.
Шариковые
Шарикоподшипники – самый древний, но до настоящего момента часто употребляемый подвид. Они состоят из двух колец – внешнего и внутреннего – и шариков из металла. Каждый из них находится в ячейке, сепараторе, который предопределяет их местонахождение и то, что они не будут соприкасаться.
Изготавливаются по ГОСТ 7872–89. Начинают работать при действии осевой нагрузки, то есть совсем не подходят для радиальных. Они имеют очень низкую скорость вращения. Используют однорядные и двухрядные, в зависимости от того, в какое направление будут вращаться элементы, если в двух, то лучше сделать второй вариант.
Минус один – ломается при больших оборотах.
Упорные роликовые
Еще один вид подшипников, их названия и параметры мы видим на картинке:
Предназначены для осевых нагрузок, как и все конструкции на роликах. Между двумя кольцами есть тела вращения, которые находятся в сепараторах. Есть две разновидности, в зависимости от формы этих элементов, рассмотрим подвиды.
Роликовые цилиндрические
Ролики имеют форму цилиндра. Они устойчивые и очень плотные, за счет того, что держатся устойчиво на своем месте и предлагают большую долю соприкасающейся поверхности, в отличие от шарикоподшипников, они работают с крупногабаритными деталями.
Аналог предыдущим, но имеет тела катания не цилиндры, а конусы. Это очень практичная конструкция, применяется пока редк. Ее преимущества:
Недостаток в основном в цене, потому что конструкция еще не очень обширно производится.
Двухрядные самоустанавливающиеся
Это неразъемная конструкция, которая состоит из прикрепленных ко внутренней втулке двух рядов шариков. Особенность в том, что при небольших перекосах и сдвигах, тела вращения восстанавливаются на свои места, так как по краям их ограничивают желобки.
Игольчатые
По сути это те же ролики, но очень узкие. Из-за своего малого диаметра они называются иглами. Основная структура такая же, только вместо сепараторов используется просто плотная пригонка тел катания и много смазки.
В статье мы рассказали, какие виды и размеры шариковых подшипников существуют, показали фото. Ориентируйтесь на цену и качество изделия при покупке.
Краткие сведения из теории подшипников качения
Подшипники качения – это опоры вращающихся или качающихся деталей, в которых элементами качения служат шарики или ролики (тела качения), установленные между кольцами (внутренним и наружным) и удерживаемые на определенном расстоянии друг от друга обоймой, называемой сепаратором.
В процессе работы одно из колец подшипника, как правило, неподвижно. В некоторых типах подшипников одно или оба кольца могут отсутствовать (в них тела качения опираются непосредственно на поверхность вала или корпуса). Ряд подшипников качения выпускается с уплотнениями.
В некоторых подшипниках качения может отсутствовать сепаратор. Посадочные поверхности внутреннего и наружного колец, как правило, гладкие цилиндрические, но имеются разновидности колец с буртиками, с канавками, с цилиндрическими или сферическими выемками, с отверстиями для подвода смазки, с конической расточкой, с эксцентриситетом посадочной поверхности и поверхности дорожки качения, с внутренним кольцом на разжимной втулке и т. п.
Типы и конструктивные особенности подшипников качения приведены в ГОСТ 3395-89, а также в нормалях подшипниковых заводов. Небольшая выборка из каталога подшипников качения приведена в приложении.
Устройство однорядного радиального шарикоподшипника: 1 – наружное кольцо; 2 – шарик (тело качения); 3 – сепаратор; 4 – дорожка качения; 5 – внутреннее кольцо.
Классификация
Подшипники качения классифицируют по следующим основным признакам:
1. По форме тел качения: шариковые и роликовые, причем ролики могут быть цилиндрическими, коническими, игольчатыми, бочкообразными и витыми.
Форма тел качения подшипников.
2. По направлению воспринимаемой нагрузки:
3. По числу рядов тел качения: однорядные, двухрядные, трехрядные, четырехрядные и многорядные.
4. По способности само-устанавливаться: несамоустанавливающиеся и самоустанавливающиеся (сферические, допускающие угол перекоса внутреннего и наружного колец до 2–3 градусов).
5. По габаритным размерам: для каждого подшипника при одном и том же внутреннем диаметре имеются различные серии, отличающиеся несущей способностью подшипника, т. е. размерами колец и тел качения. В зависимости от размера наружного диаметра подшипника, серии подразделяются на сверхлегкие, легкие, средние и тяжелые. Подшипники качения одинаковой серии диаметров могут иметь различную серию по ширине. В зависимости от ширины подшипника серии бывают особо узкие, узкие, нормальные, широкие и особо широкие.
6. По конструктивным особенностям: с защитными шайбами, с упорным бортом на наружном кольце, с канавкой на наружном кольце, с составными кольцами и др.
Краткая характеристика основных типов
Шариковые подшипники
Радиальные, однорядные шариковые подшипники в основном предназначены для восприятия радиальных нагрузок, но могут воспринимать и осевую нагрузку в обе стороны до 70% от неиспользованной допустимой радиальной нагрузки, поэтому эти подшипники можно применять для фиксации вала или корпуса в осевом направлении. Допускают перекос осей колец подшипника на угол не более 0,25°.
Радиальные, двухрядные, сферические шариковые подшипники предназначены для восприятия радиальных нагрузок в условиях возможных значительных перекосов колец подшипников (до 2–3°). Подшипники допускают осевую фиксацию вала в обе стороны с нагрузкой до 20% от неиспользованной допустимой радиальной нагрузки. Дорожку качения наружного кольца выполняют по сферической поверхности, описанной из центра подшипника, что обеспечивает подшипнику самоустанавливаемость, поэтому их можно применять в узлах машин с отдельно стоящими корпусами при несовпадении осей посадочных мест под подшипники или в качестве опор длинных прогибающихся от действия нагрузок валов.
Радиально-упорные шариковые подшипники предназначены для восприятия совместно действующих радиальных и односторонних осевых нагрузок. Могут воспринимать чисто осевую нагрузку. Один из бортов наружного или внутреннего кольца срезан почти полностью, что позволяет закладывать в подшипники на 45% больше шариков того же диаметра, чем в обычные радиальные подшипники, что способствует повышению их грузоподъемности. Подшипники по конструктивным особенностям выполняют с расчетными углами контакта шариков с кольцами: α= 12° (тип 36000), α= 26° (тип 46000) и α= 36° (тип 66000). Радиально-упорные подшипники применяют в опорах жестких коротких валов и в опорах, требующих регулировки внутреннего зазора в подшипниках. Подшипники, у которых угол контакта α= 45°, называются упорно-радиальными.
Упорные шариковые подшипники предназначены для восприятия односторонних осевых нагрузок. На горизонтальных валах они работают хуже, чем на вертикальных валах, и требуют хорошей регулировки или поджатия колец пружинами. Упорные подшипники часто устанавливают в одном корпусе в паре с радиальными подшипниками.
Роликовые подшипники
Радиальные роликовые подшипники с короткими цилиндрическими роликами предназначены для восприятия больших радиальных нагрузок. Их грузоподъемность на 70% выше грузоподъемности однорядных радиальных шариковых подшипников одинакового типоразмера. Подшипники легко разбираются в осевом направлении, допускают некоторое осевое взаимное смещение колец, что облегчает монтаж и демонтаж подшипниковых узлов и позволяет применять их в плавающих опорах, как правило, жестких коротких валов.
Радиальные двухрядные подшипники с короткими цилиндрическими роликами применяют для опор быстроходных коротких валов, требующих точного вращения. Ролики расположены в шахматном порядке. Сепаратор – массивный бронзовый.
Радиальные двухрядные сферические роликовые подшипники предназначены для восприятия особо больших радиальных нагрузок при возможности значительных (2–3°) перекосов колец, а также двухстороннюю осевую нагрузку до 25% неиспользованной допустимой радиальной нагрузки. Могут работать и при только осевом усилии. Дорожка качения наружного кольца выполнена по сферической поверхности. Ролики имеют форму бочки. Подшипники этого типа применяют в опорах длинных двух- и многоопорных валов, подверженных значительным прогибам под действием внешних нагрузок, а также в узлах машин с отдельно стоящими корпусами.
Материал деталей
Материалы подшипников качения назначаются с учетом высоких требований к твердости и износостойкости колец и тел качения. Здесь используются шарикоподшипниковые высокоуглеродистые хромистые стали ШХ15 и ШХ15СГ, ШХ20СГ, ШХ20, а также цементируемые легированные стали 18ХГТ и 20Х2Н4А. Твердость колец и роликов обычно HRC 60. 65, а у шариков немного больше – HRC 62. 66, поскольку площадка контактного давления у шарика меньше.
Кольца, ролики или шарики при температурах работы до 100 градусов должны быть термически обработаны до твердости HRC 58-66 в зависимости от марки стали.
Сепараторы изготавливают из листовой стали, латуни, бронзы, дюралюминия, текстолита, полиамидов с различными уплотнителями. Пластмассовые сепараторы уменьшают величину инерционных нагрузок в подшипниках, дают возможность использовать упругие свойства пластмасс при монтаже тел качения.
Сепараторы, изготовленные из самосмазывающегося материала, служат источником твердой смазки. В качестве самосмазывающегося материала часто применяется аман. Его можно использовать для сепараторов обычных и высокоскоростных подшипников, работающих без жидкой смазки, при нормальных и повышенных температурах. Сепараторы из амана должны быть более массивны, чем обычные.
В зависимости от предъявляемых к подшипникам требований кольца и тела качения выпускаются и из других материалов. Так, для обеспечения повышенной коррозионной стойкости ряд подшипников изготовляют из коррозионностойкой стали. Для работы при высокой температуре подшипники выпускают из жаростойких материалов.
Крупногабаритные подшипники для лучшего восприятия ударных нагрузок изготавливаются из цементируемой хромоникелевой стали. Ряд подшипников выпускается из немагнитных и других материалов. Если подшипник используют для работы при повышенной температуре более 100 градусов, то для обеспечения стабилизации размеров детали подшипника подвергаются отпуску при более высокой температуре. При этом твердость деталей несколько снижается в зависимости от температуры отпуска.
Эксплуатационные характеристики
Силовые
К силовым характеристикам подшипников качения относятся базовые статическая и динамическая грузоподъемности. Величины грузоподъемностей рассчитываются при проектировании подшипника, определяются по экспериментальной партии подшипников и заносятся в каталог. Методы вычисления характеристик установлены межгосударственным стандартом ГОСТ 18855-94 (ИСО 281-89).
Для радиальных и радиально-упорных подшипников под грузоподъемностью подразумевается радиальная нагрузка (С0z, Cz), а для упорных и упорно-радиальных центральная осевая нагрузка (С0а, Cа). Если вал вращается медленнее 1 оборота в минуту, то речь идет о статической грузоподъемности, а если быстрее, то о динамической.
Под динамической грузоподъемностью Cr для радиальных и радиально-упорных подшипников понимают постоянную радиальную нагрузку, которую может выдержать группа идентичных подшипников с неподвижным наружным и вращающимся внутренним кольцом до возникновения усталостного разрушения рабочих поверхностей колец и тел качения в течение 1 млн об. без появления повреждений на подшипниках, подвергшихся испытаниям не менее 90%.
Под статической грузоподъемностью С0 понимают такую нагрузку на «не вращающийся» подшипник (n 1 0 мм.
(кроме d = 22, 28, 32, 500 и более мм).
Серия ширин; Конструктивное исполнение; Тип; Серия диаметров; Диаметр отверстия.
Типы и их некоторые конструктивные исполнения по ГОСТ 3395-89
Примечания к табл. Иначе его называют роликовый с длинными цилиндрическими роликами. 2. Тип 5 – радиальный роликовый с витыми роликами (в ГОСТ 3395-89 отсутствует). 3. Тип 9 – упорный или упорно-радиальный роликовый (см. ГОСТ 3395-89).
Дополнительные знаки слева от основного обозначения отделяются от него тире и указывают дополнительные характеристики.
1. По техническим требованиям подшипники разделяют на три категории: А, В, С (А – высшая).
В зависимости от наличия требований по уровню вибрации установлены три категории подшипников – А, В, С:
2. Обозначение радиального зазора и момента трения подшипников.
У радиальных шариковых и роликоподшипников с радиальным зазором по нормальному ряду и у радиально-упорных шарикоподшипников в дополнительном обозначении между классами точности и обозначением момента трения проставляется буква «М».
Обозначения категорий подшипника проставляют:
Для подшипников шариковых радиально-упорных вместо группы радиального зазора указывается степень предварительного натяга (1, 2, 3).
3. Полные требования к точности подшипников приведены в ГОСТ 520-89.
Класс точности подшипников указывается цифрой, соответствующей его точности, слева от основного условного обозначения через тире. Класс точности «0» в условном обозначении опускается.
По ГОСТ 520-89 регламентированы следующие классы точности:
Также введены два грубых (перед «0») класса точности 8 и 7.
Предусмотрены два дополнительных класса точности (8 и 7), более низкие, чем класс точности 0 (нормальный).
Классы точности подшипников характеризуются значениями предельных отклонений размеров, формы и расположения поверхностей подшипников. В общем машиностроении обычно применяют классы точности: 0, 6, и 5. Следует иметь ввиду, что стоимость одного и того же подшипника класса точности 0 и класса точности 2 отличается в 10 раз.
Дополнительные знаки справа от основного обозначения определяют материал деталей, конструктивные изменения, смазку, требования по уровню вибрации и шума, специальные технические требования, т.е. отличия от стандартных подшипников. Дополнительные знаки справа начинаются с заглавной буквы русского алфавита, при необходимости с цифрами. Например:
Если полное условное обозначение на торце подшипника не размещается, то подшипник маркируется только основным обозначением, а дополнительные знаки вносятся в сопроводительные документы.
Предельные отклонения размеров подшипников по классам точности и их посадки определены по ГОСТ 3325-85.