тема развитие речи в обучении русскому языку на этапе ноо проходится в каком классе тест
Тест по методике преподавания в начальных классах
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
1. Основной задачей учителя на уроках обучения грамоте является выработка
а) орфографической зоркости;
б) фонематического слуха;
с) орфоэпического чтения.
2. Основатель современного звукового аналитико-синтетического метода –
а) характер деятельности учащихся на уроке;
б) уровень познавательной активности учащихся;
с) исходная языковая единица.
Д) способности к чтению
4. Основной метод обучения грамоте в современной школе –
с) звуковой аналитико-синтетический.
а) периодизация процесса обучения грамоте;
б) параллельное обучение чтению и письму;
с) правильность письма
е) грамматико-орфографическая пропедевтика.
6. Что является задачей подготовительного периода обучения первоклассников:
а) приобщение учащихся к учебной деятельности;
б) изучение гласных и согласных звуков;
с) формирование первоначальных навыков анализа устной речи.
7. Традиционной задачей начальной школы является задача
а) обучения чтению ребенка младшего школьного возраста;
б) литературного образования младшего школьника;
с) развития традиции совместного чтения взрослыми и детьми.
Д) общее развитие личности ребенка
Е) создание коллектива
8. Подготовительный, основной, повторительно-обобщающий – это
а) типы уроков обучения грамоте;
б) периоды обучения грамоте;
с) этапы формирования навыка чтения;
д) периоды обучения в начальной школе
е) этапы овладения информацией
9. Не является этапом формирования навыка чтения:
а) формирование навыков слогового чтения;
б) формирование навыков чтения целыми словами;
с) формирование навыков чтения по ролям.
Д) формирование навыков пересказа
Е) формирование навыков письма
10. Метод обучения письму, в основе которого лежит обведение образцов:
11. Слушание и говорение; чтение и письмо — это
а) виды речевой деятельности;
12. Произведения, которые не рекомендуются для пересказа, а в большинстве случаев заучиваются наизусть, относятся к жанру
с) научно-популярных текстов.
а) стилистический анализ;
б) анализ развития действия;
с) проблемный анализ.
Д) выборочный анализ
Е) творческий анализ
14. В начальной школе свойство сторон квадрата устанавливается путем:
а) перегибания квадрата по диагоналям;
б) вычисления его периметра;
с) вычисления площади квадрата;
д) сообщается самим учителем;
е) измерения длин сторон;
15. При выполнении упражнений на уравнивание двух множеств у учащихся формируется понятие:
а) целое и часть;
с) столько же или равно;
д) сложение; е) вычитание ;
16. Ведущим методом обучения в дочисловой период является:
а) сообщение учителя;
б) эвристическая беседа;
с) наблюдение;
д) практическая работа учащихся;
17. В начальных классах дети получают представление о величине:
а) сутки;
18. В начальных классах дети получают представление о величине:
а) сантиметр;
19.Младшие школьники должны уметь вычислять площадь:
а) круга;
д) пятиугольника;
е) произвольного четырехугольника
20.Теоретической основой рациональных вычислений в случаях деления двузначного числа на двузначное является:
а) способ подбора;
б) правило деления суммы на число;
с) взаимосвязь деления с умножением;
д) прием поразрядного умножения;
е) правило умножения суммы на число
21.В методической классификации к одному типу относятся задачи, сходные между собой:
а) сюжетом;
б) используемыми для их решения арифметическими действиями;
с) способами вычислений;
д) характером взаимосвязи между данным и искомым;
е) вопросами ;
22.Основная цель обучения решению задач:
а) заучивание и распознавание учащимися типов задач;
б) формирование навыка решения простых задач;
с) обучение алгоритмической деятельности, т. е. работать над задачей по определенному плану;
д) формирование общих, применимых в решении самых разных задач, умений;
е) знакомство со способами самоконтроля
23. Расхождение между уровнем актуального развития и уровнем потенциального развития, которого ребёнок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками, – это:
а) зона ближайшего развития
б) зона актуального развития
с) зона потенциального развития
д) зона дальнего развития
е) все перечисленные
24. Из приведённых вариантов укажите методы обучения критическому мышлению.
А) Словесные, наглядные, практические, лабораторные, проблемно-поисковые, компьютерные.
Б) Продвинутая лекция, инсерт, синквейн, кластер, мозговой штурм, концептуальная таблица, Т-схема, обучение сообща.
с) Лекция, демонстрация кино, лабораторный метод, компьютерный, репродуктивный, мозговой штурм, обучение сообща.
д) Убеждение, внушение, метод примера, создание проблемной ситуации, дискуссия, дебаты
е) беседа, рассказ, иллюстрация, демонстрация
25. Основой обучения критическому мышлению являются три фазы:
«Развитие речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в рамках реализации ФГОС НОО» (из опыта работы)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Развитие речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в рамках реализации ФГОС НОО»
учителя начальных классов МБОУ СОШ № 21 имени летчика
Игоря Щипанова станицы Ясенской МО Ейский район
Дементьевой Елены Владимировны
Повышение речевой культуры учащихся – одна из актуальнейших задач, стоящих перед современной школой. Развитость речи – это показатель уровня культуры человека, его интеллекта, кругозора.
Основной целью работы по развитию речи является вооружение учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.
Одним их направлений в работе по обучению младших школьников создавать собственные тексты (на основе опоры) является включение в систему работы по развитию речи моделей урока, на которых создание собственного текста будет опираться на его прогнозирование.
Начиная с первого класса я использую в своей практике огромное количество упражнений на развитие речи и мышления. Разработала сама комплекс упражнений на развитие речи. Чтобы получился в итоге достойный результат, а именно, чтобы ученик умел мыслить и развивался, необходимо придерживаться системы в работе по развитию речи. Работать над развитием речи проходит на всех уроках. Но основная работа по развитию речи младших школьников проводится на уроках русского языка и чтения.
В развитии речи выделяются три линии:
1) работа над словом;
2) работа над словосочетанием и предложением;
3) работа над связной речью.
Речь неотрывна от мышления, развивается на основе мышления, поскольку с её помощью оформляется, реализуется мысль.
Речь как средство развития мышления. Современная школа уделяет много внимания развитию мышления в процессе обучения. Возникают вопросы: какое место в решении этой задачи принадлежит речи и речевым упражнениям? Можно ли отождествлять речевое развитие с развитием мышления? Мышление не может успешно развиваться без языкового материала. В логическом мышлении важнейшая роль принадлежит понятиям, в котором обобщены существенные признаки явлений. Понятия обозначаются словами, следовательно, в слове понятие обретает необходимую для общения материальную оболочку.
Разрабатывая речевые упражнения, ориентируюсь на определённые умственные операции: анализ, синтез, индукцию, дедукцию, выделение признаков, обобщение, конкретизацию и т.д.
Лучшим материалом для выработки логических умений является природа, деятельность людей, учебный материал. Для развития же речи очень полезен вопрос учителя, требующий доказательств и раскрытия причинно-следственных отношений, «Почему?».
Важнейшим источником речевых упражнений является сама жизнь – всё то, что окружает детей. В связи с этим особенно ценно организованное наблюдение. Материал, собранный в наблюдениях, служит для словарных упражнений и для составлений предложений, рассказов, сочинений. Соединение материала наблюдений и материала, почерпнутого из книг, служит средством развития мышления и речи.
Наблюдение часто предполагает выделение существенных и несущественных признаков.
Упражнения, направленные на выделение признаков:
Что можно сказать об арбузе по форме, цвету, вкусу?
Укажите признаки солнца, луны, звезды, лампы?
Укажите предметы, про которые можно сказать одновременно: мягкий, тёплый, пушистый; высокий, стройный, красивый?
Про кого ( или про что ) можно сказать: высокий- низкий, белый- чёрный?
Назовите общие признаки: вороны и скворца; весны и осени; стола и стула?
Укажите несколько признаков какого-либо предмета. Какой из них главный?
При составлении заданий на сравнение учитывать нужно следующие требования:
сравнивать только такие предметы и явления, между которыми есть что-то общее;
сравнение должно быть целенаправленно, т.е. указывается, по каким признакам сравниваются предметы (явления); например, сравнить кошку и собаку как домашних животных, друзей человека.
сравнение должно завершаться выводами;
начинать следует с противопоставления контрастных признаков. Например: сахар белый, уголь черный.
Материал для сравнений дает окружающая детей жизнь. Простейшие упражнения в сравнении постепенно перерастают в сложные рассказы учащихся и даже в письменные сочинения («Наша кошка и собака»). Одной из важнейших задач умственного развития учащихся – это формирование понятий, основных единиц логического мышления. В понятии отражаются общие, существенные, отличительные признаки предмета или явления.
Работа над понятием всегда содержит обобщение: обобщаются признаки, накопленные в ходе наблюдений, сравнений.
Специальные упражнения в обобщении провожу в 1 и 2 классах:
Каким одним словом можно назвать эти предметы?
Яблоко, груша, слива, абрикос.
Выделение конфликтных объектов. Какой предмет лишний?
Диван, стол, стул, кресло, кровать, кружка.
Здесь первые пять понятий обобщаются родовым понятием «мебель», а «кружка» — конфликтное слово.
Составление связного рассказа в результате выполнения упражнений первых двух типов.
4. Раскрытие объема родового понятия, например, «ягоды»: ребята называют известные им ягоды. Желательно, чтобы при этом получился небольшой связный рассказ.
В этом упражнении редко достигается полнота раскрытия родового понятия: в самом деле, нужно ли обязательно перечислять огромное количество названий видов ягод? Важнее требование связного,» целенаправленного, развернутого рассказа.
Обобщение по одному понятию: учащийся подводит под родовое понятие не группу видовых понятий, а определяет родовое понятие по отношению к одному видовому.
Например : Голубые васильки-цветы.
Обобщение понятий подводит учащихся к одной из сложных операций — к определению понятий. Иногда мы встречаем определения понятий даже в художественном тексте: «Гадюка — это ядовитая змея, большая, серая, с черными зигзагами на спине» (В. Бианки. «Еж-спаситель». I класс). Здесь «гадюка» — определенное понятие, «ядовитая змея» — ближайший род, «большая, серая, с черными зигзагами на спине» — отличительные видовые признаки. Понятия выражаются в словах или словосочетаниях. Но речь не может состоять из отдельных слов. Связная речь с точки зрения логики складывается из суждений и умозаключений, которые оформляются как предложения.
Систематическая тренировка в связывании суждений, в словесном выражении причинно – следственных зависимостей повышает культуру речи учащихся, делает речь доказательнее, последовательнее, т.е. логичнее. Этому помогают на уроках такие упражнения:
Рассказ или запись наблюдений за изменениями в природе.
Составление планов текстов.
Установление последовательности в серии сюжетных картинок.
На всех уроках систематически применяю упражнения в наблюдении, сравнении, обобщении, которые оказывают развивающее воздействие на учащихся.
Для обучения средствам речевой выразительности используются следующие упражнения.
предложить детям произнести с разной интонацией (приветливо, небрежно, просяще и т.д.) самые обычные слова: возьми, принеси, помоги и т.д.
Привлечь внимание к тому, как можно изменить смысл фразы, переставляя логическое ударение: “Дай мне куклу”, “Мама пришла за мной” и т.д.
Методика работы над словарём.
Активный словарь у детей невелик. Однако и этот небольшой запас слов многие не всегда умеют использовать в своей речи. Поэтому передо мной стоят задачи:
1)расширить детский словарь;
2)пассивный словарь сделать активным;-
3)обогатить речь ученика образными словами и выражениями.
Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса. Словарный запас необходим языку как строительный материал. С помощью слова человеческое мышление связывается с объективной действительностью, так как слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нём. Слово, по определению М.Р.Львова «представляет собой частицу знания, частицу обобщения опыта, которая хранится в памяти и используется человеком в процессе мышления и речи».
Успешному запоминанию слов способствует соблюдение определённых условий:
установка на запоминание: ученик должен хотеть запоминать то, что ему надо запомнить;
заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;
яркость восприятия: лучше запоминается всё яркое, необычное, то, что вызывает определённые эмоции;
образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.
В своей работе по развитию речи использую русское народное творчество, которое развивает речь учащихся.
сообщает “Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот собирает”
обогащает “В чужой беседе, всяк ума купит”
воспитывает “С добрым словом и чёрная корка сдобой пахнет”
влияет “Слово пуще стрелы разит”
помогает “Язык до Киева доведёт”
успокаивает “Доброе слово человеку, что дождь в засуху”
В работе над словарными словами часто использую загадки.
Детям очень нравится разгадывать загадки и разучивать скороговорки.. Загадка, по словам К.Д.Ушинского, “доставляет уму ребёнка полезное упражнение. Процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, тренирующей умственные силы учащихся, отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике.”
На первом этапе дети знакомятся с новым словом. При изучении новых слов использую загадки, ребусы, анаграммы. Отгадав слово, на доску вывешивается изображение предмета, обозначающий данное слово. Появляется карточка с надписью этого слова. Дети сравнивают произношение и написание слова. Делают вывод, что написание с произношением не совпадает, обозначают ударение, подчёркивают те буквы, написание которых расходится с произношением, т.е. определяют ошибкоопасные места. Карточки с изучаемыми словами помещаются на стенд у доски. Далее дети орфографически произносят слово, записывают в тетради.
На втором этапе раскрывается значение и происхождение изучаемого слова. Затем предлагаю детям ответить на вопрос: «Что интересного заметили в этом слове, в его написании?»; сравнить несколько словарных слов и найти что-то общее, или найти «лишнее слово» среди записанных. Например:
морковь, огурец, помидор
— слово морковь «лишнее», т.к. оно двухсложное и в нём есть мягкий знак, а остальные слова трёхсложные.
— во всех словах в первом слоге есть гласная буква о;
— в словах огурец и помидор ударение падает на третий слог, а в слове морковь на второй.
На этом этапе (на следующий день) подбираем однокоренные слова, расширяем словарный запас учащихся: помидорчик, помидорный, помидорина; огурчик, огуречный. В качестве домашнего задания предлагаю детям отыскать пословицы, поговорки, вспомнить или придумать загадку об этих словах, написать небольшую сказочную историю, рассказ про эти овощи, нарисовать рисунок и записать загадку или стихотворение с изучаемым словарным словом.
Обязательно для развития речи учащихся необходимо вводить пословицы, поговорки, крылатые выражения, так как они являются строительным материалом русского языка.
Знание пословиц и поговорок обогащает детей, делает их более внимательными к слову, языку, развивает память .
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Заостряю внимание детей на том, что знать пословицы, поговорки, учить их, вовремя и, кстати, употреблять в речи для точного выражения мысли – большое дело. И всему этому надо учиться.
Вместе с учащимися отмечаем: пословицы расширяют знание о прошлом нашей Родины, о жизни людей, в пословицах всегда выражались преданность и любовь к Родине, умение дружить, трудиться, говорить о том, что надо быть смелым, честным, скромным, добрым, надо любить своих мать и отца. Провожу соревнования на знание пословиц. Распределяю между тремя рядами учащихся пословицы. Их нужно самостоятельно прочитать и определить, на какую они тему, подвожу итог. Ученик из первого ряда читает начало пословицы, ученик из второго ряда заканчивает ее, а ученик из третьего ряда раскрывает смысл этой пословицы.
Без труда не вынешь один раз отрежь
Друзья познаются слушает, да ест
А Васька рыбки из пруда.
Семь раз отмерь в беде.
Провожу викторины о пословицах. Назови пословицы, чтобы в них были числа семь, один, четыре.
Практическую работу с пословицами провожу по всем предметам, дети собирают пословицы, отыскивая в книгах, записывают со слов взрослых, затем оформляют книжки – малышки.
На пятом этапе закрепляем изученные слова, работая с текстами. Например: выбрать правильно букву и вставить в слово или записываем небольшой текст под диктовку, подчёркиваем увиденные орфограммы.
Наше лето пров(а/о)жай!
Сколько сладкого гороха!
(А/о)гурцы как на подбор,
На гр(я/е)де сорвать неплохо
Крупный красный п(а/о)мидор!
Съешь м(о/а)рковку мимоходом.
Чем больше слов усвоит учащийся, тем богаче его речь, тем легче ему учиться, тем глубже и прочнее его знания по всем предметам. Путь к знаниям лежит через усвоение слов.
Разнообразие приемов и повышение активности самих учащихся в объяснении значений слов — важнейшая задача словарной работы в начальных классах.
Ответы на тест по курсу: «Методика преподавания русского языка и литературы в образовательном учреждении». Теория и методика обучения литературе. Практическая методика преподавания русского языка.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Ответы на тест по курсу: «Методика преподавания русского языка и литературы в образовательном учреждении».
К какому методу обучения по русскому языку относится устное или печатное слово?
К словесному методу.
Какому из частных принципов изучения науки о языке относится русская орфография?
Принцип сопоставления звука и его фонетического окружения.
Укажите верно, какому термину принадлежит характеристика: это принцип диалога, где педагог путем постановки верно подобранной системы вопросов приводит учащихся к усвоению нового материала, а также к анализу и проверке уже освоенного, изученного материала.
К какому методу по характеру познавательной деятельности относится предложение учителем готовой информации для учащихся и ее усвоение?
Какие из предложенных принципов обучения выделяются методистами?
Стратегические и тактические.
Что из нижеперечисленного рассматривается как процесс обучения русскому языку?
Какие педагогические требования предъявляются к рассказу?
Включение ярких примеров, фактов.
Что значит дедуктивный метод?
От общего к частному.
При каком принципе обучения русскому языку ребенку необходимо управлять своим речевым аппаратом?
Принцип внимания к материи языка.
В чём рассматривается связь методики с лингвистикой?
Закономерности функционирования языка и выявление содержания предмета.
Что из нижеперечисленного не входит в содержание методики обучения?
Анализ методов и приемов выполнения учащегося домашнего задания.
Что из представленного относится к воспитательным целям методики обучения?
Формирование интереса к познанию родного языка.
Краткое изложение основных мыслей прочитанного.
К какому виду целей относится: освоение навыков сравнения, обобщения, классификации, приемов языкового анализа?
К развивающим целям.
Что служит основой для разработки примерной основной образовательной программы?
Федеральный государственный образовательный стандарт.
К какому методу по характеру познавательной деятельности относится предложение учителем готовой информации для учащихся и ее усвоение?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Урок № 62 СОЗДАНИЕ НАРЕЧИЙ. ПРАВИЛА ВЫДЕЛЕНИЯ НАРЕЧИЙ
Ответы на тест по курсу: «Методика преподавания русского языка и литературы в образовательном учреждении». Русская и зарубежная литература.
Ответы на тест по курсу: «Методика преподавания русского языка и литературы в образовательном учреждении». Теория и методика обучения литературе.
Урок № 61 РАЗРЯДЫ НАРЕЧИЙ
Урок № 60 НАРЕЧИЕ: ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ, МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ, СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ
Урок № 59 Тематическая Контрольная работа № 5 (диктант). Выразительное чтение вслух художественных и публицистических текстов
Методическая разработка. ИНТЕГРАЦИЯ ОЧНЫХ И ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА (ТЕХНОЛОГИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ») СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТОВ «РУССКИЙ ЯЗЫК» И «ЛИТЕРАТУРА»
Буква Оо. Мой алфавит.
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5248356 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Гинцбург анонсировал регистрацию детской вакцины от COVID-19
Время чтения: 1 минута
Власти Амурской области предложили продлить каникулы в школах в связи с эпидобстановкой
Время чтения: 2 минуты
Минобразования Кузбасса рекомендовало техникумам и школам уйти на каникулы до 7 ноября
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.