тематика бдд интегрирована в другие учебные предметы в каких классах название предмета

Интегрированный урок «Дорожная безопасность»

Интегрированный урок по предметам «Основы безопасности жизнедеятельности», «Биология», «Химия» в 8(9) классе.Тема урока: «Дорожная безопасность»

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок «Дорожная безопасность»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа-интернат №23»

по предметам «Основы безопасности жизнедеятельности»,

Составитель: Жихарева Наталья Анатольевна,

Тема урока: Дорожная безопасность

Создание условий для осознания учащимися важности знаний разных предметных областей для обеспечения безопасности в повседневной жизни.

— развивающие: развивать коммуникативные навыки, навыки работы с информацией, выявления причинно-следственных связей;

— воспитательные: развивать культуру безопасного поведения обучающихся на дорогах и чувство ответственности за свою жизнь и жизнь других людей.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая

Оборудование: карточки-задания по группам, задания на актуализацию знаний, итоговый тест, таблицы «Первая помощь при переломах костей скелета», «Первая помощь при вывихах и растяжениях», ПСХЭ, фильм о производстве дорожных знаков; средства оказания первой помощи: лестничная шина, эластичные и марлевые бинты; подручные средства: лыжная палка, дощечки, косынка, холодная вода в бутылках.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний учащихся

3. Получение новых знаний

5. Закрепление знаний

6. Домашнее задание

1. Организационный момент. Приветствие.

(Учащиеся распределены по группам с учетом их учебных способностей и особенностями взаимоотношений)

2. Актуализация знаний учащихся (индивидуальные задания выполняются в тетради):

Учитель: Ребята, проверяем знания, которые вы получили, изучив в курсе биологии тему «Опорно-двигательная система».

Задание 1: Установите соответствие между названиями костей и местом их нахождения в скелете:

Задание 2: Убери лишнее:

1) суставная головка, суставная впадина, суставная сумка, лопатка;

2) ребро, грудина, ключица, позвонки;

3) позвоночник, травма, череп, грудная клетка.

3. Получение новых знаний (беседа, демонстрация фильма, работа в группах).

Учитель: Ребята, какой термин в 3 задании лишний? (травма).

Что такое травма? (повреждение в организме человека, вызванное действием факторов внешней среды).

Какие виды повреждения скелета вам известны? (перелом костей, вывих, растяжение)

Когда могут возникать повреждения скелета? (при падении, ДТП…)

Когда возникают ДТП и можно ли их предотвратить? (соблюдать правила дорожного движения)

Что помогает нам соблюдать правила движения на дорогах? (светофоры, дорожная разметка, дорожные знаки)

Так из чего же изготавливают дорожные знаки? (из металла)

Вспомните физические свойства простых веществ металлов, которые вы изучали на уроках химии, запишите их на листочках и подчеркните те свойства металлов, которые позволяют их использовать для изготовления дорожных знаков (работа в группах, ученики озвучивают результаты: ковкость, пластичность, твердость, металлический блеск, тепло- и электропроводность). Какой металл подойдет для этих целей? (железо, его сплавы).

А теперь вспомним химические свойства железа (взаимодействие с кислотами, солями, водой, неметаллами) и попробуем выявить недостатки этого металла (подверженность коррозии под действием химического или физико-химического взаимодействия с окружающей средой).

Предложите способ защиты металлического дорожного знака от коррозии (покрытие антикоррозийным материалом).

Демонстрация фильма или сообщение учителя (ученика):

Для изготовления дорожных знаков берут металлическую основу, толщина которой равна 0,8-1 мм. Материалом служит оцинкованная сталь, благодаря которому дорожные знаки получают антикоррозионную прочность. На лицевую поверхность изделия наклеивают специальную пленку, в основе которой лежит светоотражающий полимерный материал. Флуоресцентные краски со светоотражающим эффектом активно используются и для окрашивания одежды рабочих и обычных пешеходов, маркировки детских колясок, велосипедов и других предметов. Благодаря такому окрашиванию, любой объект будет виден в темное время суток при попадании на него света фар. Таким способом обеспечивается безопасность движения.

Учитель: А вот какие вещества входят в состав флуоресцентных пигментов, вы узнаете, выполнив задание.

Работа в группах с текстом и ПСХЭ:

Прочитайте текст и выполните задания.

Задание 1. Запишите формулы веществ, входящих в состав фотолюминофоров.

Задание 2. Подчеркните формулы соединений, содержащих химические элементы металлы.

Задание 1 группе: У вашего пострадавшего сильная боль в бедре, оно припухло и появился синяк. Определите вероятный тип травмы и окажите первую помощь, используя средства помощи.

Задание 2 группе: У вашего пострадавшего подвернулась ступня, сначала боль была слабая, но потом стала усиливаться, нога опухла, спустя некоторое время появился синяк. Определите вероятный тип травмы и окажите первую помощь, используя средства помощи.

Задание 3 группе: У вашего пострадавшего в области плечевого сустава сильная боль, которая усиливается при движении, появилась отёчность, синяк. Изменилась форма сустава. Определите вероятный тип травмы и окажите первую помощь, используя средства помощи.

Задание 4 группе: У вашего пострадавшего в области предплечья резкая боль, припухлость в области травмы, невозможность движений, нарушение формы и длины, искривление конечности, потеря сознания. Определите вероятный тип травмы и окажите первую помощь, используя средства помощи.

• наложение тугой повязки,

• создать поврежденному месту покой,

• наложение тугой повязки,

• создать суставу покой,

• мягкая давящая повязка,

Отчёт «бригад скорой помощи» о работе – рассказ о травме с демонстрацией приемов первой помощи

Тест (выполняется в тетради)

1. Какие типы повреждения скелета вам известны?

Б) артериальное кровотечение

2. Что является одним из признаков растяжения связок?

А) выход головки кости из суставной впадины

В) сильная боль и отёчность

3. Какой из предложенных наборов является необходимым для оказания первой помощи при растяжении?

А) марлевый бинт, пузырь со льдом

Б) поваренная соль, бинт, раствор йода

4. Что из перечисленного является признаком вывиха?

А) выход головки кости из суставной впадины

Б) нарушение целостности кожных покровов

В) сильная боль и отёчность

5. Какой из предложенных наборов необходим для оказания первой помощи при вывихе?

А) активированный уголь, бинт, перекись водорода, йод

Б) бинт, таблетки обезболивающего средства, пузырь со льдом

6. Какой из предложенных наборов необходим для оказания первой помощи при переломе конечности?

А) пузырь со льдом; шина, обложенная ватой; бинт;

Б) поваренная соль, бинт, растительное масло, раствор йода

7. Определите вероятный тип травмы, исходя из следующих признаков: подвернулась ступня, сначала боль была слабая, но потом стала усиливаться, нога опухла, спустя некоторое время появился синяк

Источник

Программа обучения детей БДД. 1-11 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Правила безопасного поведения на дороге»

Увеличение числа автомобилей, интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объективные предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий с участниками дорожного движения, особенно с детьми и подростками. Это происходит потому, что учащиеся не владеют правилами безопасного поведения во дворах, на улицах современных городов и, нарушая их, не осознают возможных опасных последствий.

Сегодня в Российской Федерации особо остро стоит проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм, достигающий в настоящее время масштабов национальной катастрофы.

Ежегодно в Российской Федерации в результате дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП) погибают и получают ранения свыше 270 тыс. человек. На дорогах за последние семь лет погибли 7,9 тыс. детей, были травмированы более 166 тыс. детей.

Актуальность и практическая значимость обучения и в целом профилактики детского дорожно-транспортного травматизма подчеркиваются высокими статистическими показателями. В ДТП ежедневно попадают в среднем 75 детей, в том числе и школьники. Каждые 6 часов гибнет ребенок, а через каждые 20 минут дети получают травмы различной степени тяжести. Многие навсегда остаются инвалидами. Дети, как правило, попадают в ДТП в силу своих психофизиологических и возрастных особенностей поведения на улицах и дорогах, если они находятся без присмотра взрослых.

Основными причинами ДТП, в которых страдают дети и подростки, являются их недисциплинированность, незнание ими Правил дорожного движения, неумение ориентироваться в сложной дорожной обстановке.

Задача взрослых, родителей и педагогов состоит в том, чтобы не только самим оберегать и защищать ребенка, но и подготовить его к встрече с

различными сложными и опасными ситуациями на дорогах и транспорте. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно. Обучение детей правилам безопасного поведения на дороге существенно расширяет возможность воспитания грамотного участника дорожного движения и позволяет значительно снизить показатели дорожно-транспортного травматизма среди детей и подростков.

Для получения знаний и навыков безопасного поведения на дороге, необходима система обучения, составляющими которой являются: программное обучение, преемственность обучения на всех ступенях образования, регулярность обучения правилам поведения на дорогах.

Данная программа направлена на формирование знаний правил дорожного движения, выработку устойчивых умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах, в транспорте, учитывает психофизиологические и возрастные особенности обучающихся, углубляет знания по учебным предметам «Окружающий мир» и «ОБЖ», ориентирует детей на соблюдение правил дорожного движения и безопасное поведение на дороге и в транспорте, опирается на Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Содержание программы курса соответствует требованиям Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Конвенции о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989), действующих Правил дорожного движения, реальных условий дорожного движения в Костромской области.

Реализация данной программы позволит обучающимся:

— получить систематизированное представления о правилах безопасного поведения на дороге и транспорте;

— сформировать необходимые навыки безопасного поведения на дороге и в транспорте;

— научиться правильно ориентироваться в дорожных ситуациях;

— сформировать представления об возможных опасностях на дороге и транспорте;

— научиться способам и правилам оказания первой помощи, пострадавшим в ДТП.

Цель программы курса: формирование у обучающихся общеобразовательных организаций Костромской области необходимых знаний и навыков безопасного поведения на дорогах и транспорте и сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности участников дорожного движения.

1) Образовательные задачи:

— повысить у обучающихся уровень знаний по Правилам дорожного движения Российской Федерации;

— освоить требования разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов и водителей транспортных средств;

— формировать навыки безопасного поведения и ориентирования на дорогах;

— обучить правилам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии;

2) Развивающие задачи:

— развивать у обучающихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;

— способствовать развитию у обучающихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.

— формировать навыки оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии.

3) Воспитательные задачи:

— воспитывать у обучающихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;

вырабатывать у обучающихся культуру поведения на дороге и транспорте;

— формировать у обучающихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Прогнозируемые результаты освоения программы обучающимися:

— знание правил безопасного поведения на дороге и транспорте;

— умение применять правила дорожного движения на практике;

— умение ориентироваться в дорожной обстановке;

— сформированность представлений о культуре участников дорожного движения;

— сформированность практических навыков безопасного поведения на дороге и транспорте;

— знание и владение способами оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии;

— бережное отношение к своей личной безопасности и безопасности окружающих;

— готовность обеспечить свою личную безопасность и безопасность окружающих;

— сформированность качеств грамотного, ответственного участника дорожного движения.

Организация образовательного процесса.

Программа построена таким образом, чтобы обучающиеся не только получили знания по правилам безопасного поведения на дороге, но и смогли использовать их в реальной дорожной ситуации. Содержание занятий включает изучение теоретических вопросов и практику безопасного поведения человека на улицах, дорогах, в общественном транспорте, а также по оказанию первой помощи пострадавшим в ДТП.

При реализации программы необходимо учитывать:

— общественно и личностно значимые мотивы деятельности обучающихся;

— соответствующие организационные формы и методы обучения, направленные на закрепление получаемых знаний путем формирования специальных умений и навыков во время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения.

Данная программа опирается на имеющиеся знания, полученные обучающимися при освоении программ дошкольного образования, учебных предметов «Окружающий мир» и «ОБЖ».

Программа представлена тремя содержательными разделами, которые охватывают все уровни школьного образования и дополняют друг друга.

Первый раздел предусматривает занятия для обучающихся начальной школы (1 – 4 класс) – 40 учебных часов по 10 часов в каждом классе.

Второй раздел – занятия для обучающихся основной школы (5 – 9 класс) – 45 учебных часов по 9 часов в каждом классе.

Третий раздел – занятия для обучающихся старшей школы (10 – 11 класс) – 10 учебных часов по 5 часов в каждом классе.

Для оценки достижения планируемых результатов освоения программы на занятиях используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, экскурсии и т.п.).

Данная программа может реализовываться как за счет учебных часов, отведенных на изучение учебных предметов «Окружающий мир» в 1 – 4 классах, ОБЖ в 5 – 11 классах, формируемых участниками образовательных отношений, также в рамках дополнительного образования – программы ЮИД и в различных формах внеурочной деятельности (классные часы, элективные курсы, факультативы, кружки и т.п.).

Сроки реализации программы.

Возраст детей, участвующих в реализации программы.

Общий объем программы составляет 95 учебных часов в 1 – 11 классах.

Формы и режим занятий.

В 1 – 9 классах предусмотрено проведение занятий не реже 1 раза в месяц; в 10 – 11 классах – не реже 1 раза в четверть. Продолжительность занятия – 1 академический час – 45 минут.

Методы и средства обучения, используемые при проведении учебных занятий:

1) Словесные : рассказ, объяснение, беседа;

2) Наглядные: показ иллюстрированных пособий, плакатов, схем, стендов, видеофрагментов;

3) Практические: игра, решение задач на знание ПДД, тестирование, экскурсии, заочные экскурсии, практические и ситуационные задания и т.п.

При освоении содержания программы при проведении учебных занятий органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала, отработка практических навыков безопасного поведения на дорогах. С этой целью при изучении содержания программы могут быть оформлены и подготовлены: уголки безопасности дорожного движения; плакаты с изображением дорожных знаков; кроссворды, дидактические материалы и тестовые задания.

Источник

Интегрированное методическое пособие по тематике безопасности дорожного движения

Авторским коллективом АО «Издательство «Просвещение» в рамках обязательств по проекту «Разработка интегрированного методического пособия по тематике безопасности дорожного движения» создано интегрированное методическое пособие по тематике безопасности дорожного движения.

Сегодня в Российской Федерации особо остро стоит проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку занимает детский дорожно-транспортный травматизм.

В рамках данного пособия впервые предпринята попытка интеграции изучения Правил дорожного движения (ПДД) и формирования культуры поведения на дороге в предметы общеобразовательного цикла.

Изучение ПДД существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно сократить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.

При этом статистика показывает, что формальное знание Правил дорожного движения обеспечивает детям и подросткам лишь около 10% необходимой безопасности. Только обладая умением прогнозирования, предвидения опасности на дороге и действий в соответствии с возникшими обстоятельствами, можно добиться безопасного поведения на дороге.

Также необходимо понимать, что при рассмотрении проблемы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, важно говорить о формировании у учащихся культуры безопасного поведения на дороге, напрямую связанной с воспитанием общей культуры человека. Особую роль в данном вопросе играет ответственное отношение взрослых к формированию безопасного поведения детей на дороге и их становлению как участников дорожного движения.

Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки, являются их недисциплинированность, незнание или несоблюдение ими Правил дорожного движения Российской Федерации. Поэтому уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к поведению на дороге, а соблюдение Правил дорожного движения должно стать нормой поведения каждого культурного человека.

Знакомство с Правилами дорожного движения является важным средством воспитания участников дорожного движения в духе дисциплинированности, ответственности, взаимного уважения и внимательности. Выполнение Правил дорожного движения создаёт предпосылки чёткого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов на дорогах.

В соответствии с изложенным выше предлагаемое интегрированное методическое пособие призвано расширить возможности преемственности и непрерывности обучения правильным действиям на дорогах, начиная с младшего школьного возраста.

При интеграции знаний и навыков по формированию культуры безопасности жизнедеятельности в целом и безопасного поведения на дороге в частности в предметы базисного учебного плана начальной и основной школы важно помнить, что если знание школьных предметов, их практическая необходимость и жизненная значимость имеют своё персональное значение для учащегося, то знание и выполнение ПДД имеют непосредственное актуально-практическое значение для его жизни и здоровья.

Обязательными принципами в подготовке детей к безопасному участию в дорожном движении должны быть:

Цель и задачи обучения, решаемые интегрированным пособием

Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:

Логика построения содержания интегрированного пособия

В соответствии с целями и задачами курса строится содержание интегрированного пособия.

Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки являются непростым, длительным учебно-воспитательным процессом, требующим применения определённых дидактических приёмов, которыми должны владеть педагоги.

Основное содержание пособия предваряет раздел «Планируемые результаты освоения учащимися метапредметного курса «Безопасность дорожного движения». В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов в разделе описаны планируемые результаты, достижение которых обеспечивается в ходе преподавания предмета. Представлены личностные, метапредметные и предметные результаты для уровней начального и основного образования.

Раздел «Организация учебного процесса. Методические рекомендации» включает два блока. В первом, ориентированном на преподавателей и родителей, дано описание особенностей содержания курса, форм организации учебного процесса в урочной и внеурочной деятельности, методов и средств обучения. Особое внимание уделяется контролю знаний и умений учащихся.

В связи с тем что содержание представленного курса не может быть реализовано без участия родителей, в пособие включён раздел «Взаимодействие школы и родителей в деле профилактики детского дорожно-транспортного травматизма». Описаны направления совместной деятельности учителя, учащихся и родителей, приводится модель плана работы с родителями на учебный год.

Содержательную основу данного пособия составляют два раздела:

В первом дано общее описание тематики курсов начальной («Дорога без опасности») и основной («Дорожные знаки») школы. Приводятся темы учебных предметов, которые учителя могут использовать в ходе преподавания курса.

Раздел «Темы уроков» непосредственно посвящён решению поставленных задач. Наряду с методическими рекомендациями учителя найдут здесь систему контроля знаний.

В разделах «Интеграция тематики курса «Безопасность дорожного движения» в предметы основной образовательной программы» и «Темы уроков» говорится о том, как преподаватель может конструировать урок, какие темы использовать для рассмотрения, на какие материалы ориентироваться.

Завершают интегрированное пособие Приложения, в которых приводится дополнительные материалы в помощь учителю, отражающие безопасное поведение обучающихся как участников уличного движения. Учитель может использовать эти материалы при подготовке к урокам. Материалы иллюстрированы и содержат пояснения и определения используемых понятий.

Дополняют интегрированное пособие практико-ориентированные рабочие тетради для начальной («Дорога без опасности») и основной («Дорожные знаки») школы, которые содержат вариативные задания, разработанные с учётом возрастных особенностей учащихся.

В рабочей тетради для основной школы содержатся задания на повторение материала, изученного в 1–4 классах.

Задания в рабочих тетрадях построены с учётом принципов системно-деятельностного подхода – методологической основы Федеральных государственных образовательных стандартов. Теоретический материал в заданиях сопровождается разнообразными практическими заданиями, которые носят преимущественно проблемный характер, а значит, предполагают не механическое запоминание полученных знаний, а выполнение учебных действий, ориентированных на усвоение учебного материала. Для удобства работы учителя тексты заданий для учащихся включены в данное методическое пособие.

Практико-ориентированные задания направлены на формирование у обучающихся необходимых компетенций в области безопасности дорожного движения.

Таким образом, методическое пособие ориентировано на различные предметы учебного плана: окружающий мир, основы безопасности жизнедеятельности, физику, географию, обществознание, историю и пр. При этом учитель не ограничен предлагаемыми в данном пособии темами и перечнем предметов, в которые может быть интегрирован данный курс. На основе представленной методики учитель может сам конструировать уроки. В связи с этим можно говорить о том, что содержание раздела «Темы уроков» носит рекомендательный, а не предписывающий характер.

Уроки по безопасности дорожного движения, а также занятия в рамках внеурочной деятельности рекомендуется проводить в форме беседы со школьниками, в ходе которой после изложения учителем теоретического материала учащиеся переходили бы к обсуждению обозначенной темы, приводили бы аргументы, подтверждающие их точку зрения, демонстрировали бы вовлечённость в учебный процесс.

Занятия по тематике безопасности дорожного движения могут вести учителя начальных классов, учителя-предметники, а также приглашённые специалисты ГИБДД, скорой помощи, МЧС России.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *