темные аллеи какой класс
Темные аллеи какой класс
ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН
(1870-1953)
Уроки литературы в 11 классе[1]
УРОК № 5
Тема.
Тема любви в творчестве И. А. Бунина.
Рассказы «Тёмные аллеи», «Лёгкое дыхание»
Цель: продемонстрировать учащимся своеобразие рассказов И. А. Бунина о любви, новизну в изображении психологического состояния человека; раскрыть значение темы любви в творчестве писателя; развивать аналитико-синтезирующие способности в процессе комплексного анализа художественного текста; активизировать основные сферы читательского восприятия; воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, тексты рассказов «Тёмные аллеи», «Лёгкое дыхание», иллюстративный материал по теме урока, цитатная схема-конспект.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о своеобразии художественного мира рассказов И. А. Бунина цикла «Тёмные аллеи»; знают содержание рассказов, анализируют их в рамках диалога, предложенного учителем; выполняют аналитическую работу комментируют названия прочитанных рассказов в связи с идеей.
Всякая любовь — великое счастье…
И. А. Бунин
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
• Какие факты творческой истории рассказа «Господин из Сан-Франциско» помогают понять его содержание? Как связан с концепцией писателя библейский эпиграф, предпосланный ранней редакции рассказа?
• Чем современен рассказ И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?
2. Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)
III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— Любовь — великая таинственная стихия, преображающая жизнь человека, придающая его судьбе неповторимость на фоне житейской истории, наполняющая особым смыслом его земное существование. На протяжении столетий многие художники слова посвящали свои произведения великому чувству.
Чаще, наверное, чем другие обращался к этой теме И. А. Бунин, который утверждал, что «всякая любовь — великое счастье…» (Обращение к эпиграфу урока.)
Сборник рассказов И. А. Бунина о любви «Тёмные аллеи» — шедевр позднего периода творчества писателя. Рассказы этого цикла близки не только по проблематике, воплощённому в них авторскому мироощущению, эмоциональной тональности, но и по композиционным приёмам, особенностям изобразительности и стиля. Писатель совершает в этой книге беспрецедентную по художественной смелости попытку: он тридцать восемь раз (таково количество рассказов в книге) пишет «об одном и том же». Однако результат этого удивительного постоянства поразителен: чуткий читатель всякий раз переживает воссоздаваемую картину (казалось бы, заведомо известную ему) как абсолютно новую, а острота сообщаемых ему «подробностей чувства» не только не притупляется, но, кажется, лишь усиливается.
Как же в произведениях И. А. Бунина изображена любовь? Размышления над этим вопросом станут основой нашей работы на уроке.
IV. Работа над темой урока
1. Объяснение учителя
— Сборник рассказов «Тёмные аллеи» можно назвать энциклопедией любовных драм. Писатель создавал его в годы Второй мировой войны (1937–1944). Позже, когда книга увидела свет, и читатели были потрясены «вечной драмой любви».
Любовь здесь изображается как самое прекрасное, самое высокое чувство.
В каждом из рассказов («Тёмные аллеи», «Руся», «Галя Ганская», «Натали», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание» и др.) показан момент высочайшего торжества любви. Все рассказы в сборнике сближает мотив воспоминаний о молодости и родине. «Какое удивительное время — молодость! Жизнь уходит быстро, и мы начинаем ценить её лишь тогда, когда всё осталось позади»,— утверждает И. А. Бунин.
Подобные моменты возвращения к самому яркому, сильному переживанию и воспроизведены в цикле. И хотя во многих рассказах любовь, о которой поведал писатель, трагична, Бунин утверждает, что всякая любовь — великое счастье, даже если она завершается разлукой, гибелью, трагедией. К такому выводу приходят многие бунинские герои, потерявшие, проглядевшие или сами разрушившие свою любовь. Но это прозрение, просветление приходит к героям слишком поздно…
2. Самостоятельное ознакомление
со статьёй учебника по теме урока
3. Коллективная работа
по составлению тезисов,
цитатной схемы-конспекта по теме урока (запись в тетрадях)
Тема любви в творчестве Бунина
• Наиболее глубокое раскрытие нашла в цикле рассказов «Тёмные аллеи».
• Цикл «Тёмные аллеи» И. А. Бунина состоит из 38 рассказов, написанных во время Второй мировой войны.
• Все рассказы, вошедшие в сборник, объединяет тема несчастной любви.
• Образ любви в творчестве Бунина — это особый синтез духа и плоти. Дух, по Бунину, невозможно постичь, не познав плоти.
• Любовь в произведениях Бунина — это земная радость, загадочное влечение одного пола к другому.
• Бунинское изображение любви по меркам целомудренной и аскетической русской литературы предельно откровенно и смело.
• Любовь у Бунина в некотором смысле преступна — это переступание нормы, выход за рамки обыденности.
• Любовь у Бунина не переходит в семейное русло, не разрешается счастливым браком. Бунин лишает своих героев вечного счастья, лишает потому, что к нему привыкают, а привычка приводит к потере любви.
4. Беседа:
выявление первичных впечатлений
учащихся после самостоятельно прочитанных рассказов о любви («Тёмные аллеи», «Лёгкое дыхание»)
• Можно ли назвать рассказ «Тёмные аллеи» энциклопедией любви? На примере прочитанных рассказов выявите разнообразные оттенки любви, сложную гамму чувств героев.
• Определите повторяющуюся сюжетную схему рассказов. Какие сюжетные компоненты (события) в неё входят? Почему все рассказы цикла тяготеют к единой модели, повторяя друг друга в основных моментах?
• Что общего в финале почти всех рассказов цикла? Чем объясняются трагичные и жестокие развязки каждого рассказа?
• Почему любовное счастье кратковременно и катастрофа неизбежна? Почему любовь у Бунина всегда связана с ощущением приближения смерти («сильна как смерть»)?
5. Аналитическая работа
по тексту рассказа «Тёмные аллеи»
(в парах)
Заполните таблицу «Главные герои рассказа “Тёмные аллеи” — их судьбы и характеры» с последующей презентацией результатов работы.
Урок литературы на тему «Тайна любви в рассказе И.А. Бунина «Темные аллеи»». 9-й класс
Разделы: Литература
Класс: 9
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели урока:
Технологии и методические приёмы: подбор ассоциаций, мини-исследование, анализ эпизода рассказа, тест, ИКТ, технология развития критического мышления.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, колонки, карточки с пословицами, мотиватор и стикеры по ключевому слову, карточки с «потерянным» текстом, карточки для групповой работы, тест.
Ход урока
1. Этап мотивации.
На слайде1 слова фрагмента песни.
Звучит фрагмент песни «Баллада о Любви» В.Высоцкого.
– Добрый день, ребята. Вы, конечно, узнали уникальный голос барда Владимира Семёновича Высоцкого. Мы прослушали только фрагмент баллады, но, я думаю, вы без труда определите её ключевое слово. (Любовь)
-Верно. (На доске появляется слово ЛЮБОВЬ, написанное на изображении розы)
– Какие ассоциации возникают у вас при этом слове? (Дети называют слова-ассоциации). Напишите на листах-лепестках.(Пишут)
– Я расположу их слева от нашего слова.
– Есть ли в этом понятии нечто, что человек не может узнать, но всегда стремится разгадать? (Да) Как называется такое явление? (Тайна)
(Под розой появляется слово ТАЙНА).
-Домашним заданием у вас было прочитать рассказ Бунина «Тёмные аллеи». Опираясь на ключевые слова, сформулируйте тему урока. (Тайна любви в рассказе И.А.Бунина «Тёмные аллеи»)
На слайде 2 появляется тема урока «Тайна любви в рассказе И.А.Бунина «Тёмные аллеи».
2. Этап актуализации и целеполагания.
-Какие же цели необходимо поставить перед собой сегодня на уроке?
На слайде 3: Цели урока добавляют ученики
1. Разобраться | в чём состоит загадка любви по Бунину |
2. Проанализировать | рассказ (содержание, образы, язык, идея) |
3. Высказывать | собственное мнение по отношению к произведению и его героям. |
3. Этап первичного закрепления с проговариванием в устной речи.
1) Проблемные вопросы:
– Кто является главным героем рассказа? (Он и она, мужчина и женщина)
– Что произошло на постоялом дворе? (Встретились два человека, которые в юности любили друг друга).
– Что стало основной причиной расставания? (социальное положение, она бедна, он богат).
Предоставим слово нашим двум группам. Они расскажут о наших героях в пору их юности и нежных отношений, т.е. до момента расставания.
I. Надежда – главная героиня рассказа. Она воспитывалась в господском доме. Мы можем предположить, что таких служанок при господах обучали хорошим манерам, учили «прилично себя держать» при гостях и господах. Была она, наверное, хороша собой. Можно предположить, что господа к ней неплохо относились. А потом, чтобы как-то обелить себя, дали ей вольную.
II. Николай Алексеевич. Скорее всего, родные называли его Николенька, может быть, на французский манер Nikola. Он точно был хорош собой, подтянут, приобрёл важность и строгость. Родители выбрали для него военную карьеру. Он приезжал навестить их, бабушек, тётушек. В один из приездов он обнаруживает в доме очаровательное создание. Это была Надежда. Они проводили вместе лучшие минуты. Он читал ей стихи Огарёва «Обыкновенная повесть»: Была чудесная весна,
Они на берегу сидели…
Узнав об увлечении своего сына служанкой, родители немедленно отослали своего сына в полк.
Анализ финала рассказа.
(На столах у групп карточки с вопросами).
– Спасибо за ваши рассказы. А теперь перейдём к перекрёстному опросу: группа Надежды задаёт вопрос – группа Николая отвечает, потом группа Николая задаёт вопрос – группа Надежды отвечает. Если посчитаете ответ группы неполным, можно добавить.
– А теперь, ребята, вопросы к вашим группам. Вы вместе подумаете над вопросом, посоветуйтесь. Сами определите, кто озвучит ваш ответ.
На слайде 4 вопросы к группам
«Надежда» | «Николай» |
– Скажите, Надежда, почему Вы не остановили своего любимого, ведь Вы любите и будете продолжать любить его? | – Скажите, Николай, почему Вы так быстро уехали, не задержались, не продолжили моменты встречи? |
(Она не простила героя, не забыла обиды, но и не разлюбила его. Она живёт воспоминаниями о прошлом.) | (Продлевать минуты встречи всё равно? что продлевать минуты подлого поступка.) |
4. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
– Вы замечательно справились с заданием. И теперь, чтобы до конца разобраться, в чём же состоит тайна любви по Бунину, я предлагаю вам в ходе самостоятельной работы восстановить текст: на месте пропусков, вписывая «выпавшие» слова.
(Учащиеся получают карточки с «потерянным» текстом)
«Обратим внимание на природные__________рассказа. Автор обращает внимание на холодное ________________, на ________________, залитые дождями, на бледное низкое ______________, используя такое средство выразительности, как _______________ ___________ создаёт мрачное и печальное настроение. Не случайно автор выбрал именно это время года: пора любви прошла, осень символизирует закат ___________, закат ____________.
Однако в ______________рассказа меняется свет: солнце вдруг светит на __________ поля! А наш герой вдруг понимает, что единственные счастливые, волшебные минуты подарила ему________________.
Таким образом, ____________ в бунинской философии – это напряжённый момент бытия, который ___________ светом всю жизнь человека»
– Проверим себя по эталону.
«Обратим внимание на природные реалии рассказа. Автор обращает внимание на холодное ненастье, на дороги, залитые дождями на бледное низкое солнце, используя такое средство выразительности, как эпитеты.
Осень создаёт мрачное и печальное настроение. Не случайно автор выбрал именно это время года: пора любви прошла, осень символизирует закат жизни, закат любви.
Однако в финале рассказа меняется свет: солнце вдруг светит на пустые поля! А наш герой вдруг понимает, что единственные счастливые, волшебные минуты подарила ему Надежда.
Таким образом, любовь в бунинской философии – это напряжённый момент бытия, который озаряет светом всю жизнь человека»
На доске по другую сторону от розы появляются лепестки «СВЕТ», «ОЗАРЕНИЕ», «МИГ СЧАСТЬЯ», «ПЕЧАЛЬНЫЙ ФИНАЛ»
ТЕСТ
Ответы: 1 – эпитет, 2 – сравнение, 3 – Николай Алексеевич, 4 – Надежда, 5 – кучер Клим.
5. Этап включения в систему знаний.
– Ребята, вы, наверное, согласитесь с писателем, что любовь героев рассказа трагична, но она же есть «нечто нежное и прекрасное». Любовь – это закон мироздания. Об этом стихотворение современника Бунина Константина Бальмонта «Люби». Прочитайте выразительно.
(По желанию учащиеся читают стихотворение).
Кто не любил, не выполнил закон,
Которым в мире движутся созвездья,
Которым так прекрасен небосклон.
Он в каждом часе слышит мёртвый звон,
Ему никак не избежать возмездья.
Кто любит, счастлив. Пусть хоть распят он.
Звучит фрагмент песни В Высоцкого:
6. Рефлексия.
– О чём заставил поразмышлять рассказ Бунина?
– Какие приёмы анализа текста давались легко?
– Работу какой группы можно сегодня выделить?
– Попробуйте написать синквейн на тему «Любовь».
– Напоминаю структуру синквейна:
Дети по желанию зачитывают синквейны.
Выполните задание на выбор:
Урок по рассказу И.А.Бунина «Темные аллеи»
Предметные цели урока:
Метапредметные цели урока
Личностные цели урока
Формы организации деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Ход урока
1. Организационно-мотивационный этап (слайд 5)
Учащимся перед входом в кабинет и до начала урока предлагается выбрать рабочий лист одного из цветов: белого, красного, синего, зеленого, оранжевого – с такой установкой «Выберите такой цвет рабочих листов, с которым вам будет комфортнее всего работать»
Приветствие. Представление учителя. Обращение к цветам рабочих листов: (слайд 6, интерактив) 4 минуты
— Перед уроком я попросила вас выбрать тот цвет рабочих листов, с которым вам было бы комфортнее и приятнее работать. Как вы понимаете, сделано это было не случайно. Цвет – это то, что ежедневно окружает каждого человека, вызывает особенные эмоции и ощущения. Выбор одежды, предметов интерьера, подручных средств и много другого говорит о предпочтениях человека, его душевном состоянии и внутренних ощущениях. Психологи утверждают, что выбор цвета показывает наши сильные стороны характера. Посмотрите на диаграмму за моей спиной:
Синий цвет: Синему варианту отдает предпочтение множество людей. Происходит это из-за ощутимого магнетизма. Глядя на синие вещи, человек погружается в раздумья, размышляет о смысле жизни. Чаще всего предпочтение этому варианту отдают целеустремленные, самоотверженные, имеющие личные взгляды и точку зрения люди. Поэтому если вам нужен уникальный взгляд на какой-то вопрос, вы можете обратиться именно к этим людям.
Символом весны, перерождения и душевного покоя является именно зеленый цвет. Любители зеленой палитры обладают уравновешенностью, работоспособностью, внутренней гармонией и умениями логично оценивать ситуацию. В случае, когда в вас кипят страсти и вы не можете принять решение, обратитесь к этим одноклассникам: они смогут здраво и спокойно рассудить ситуацию.
Победоносный цвет, характеризующийся активностью, целеустремленностью. Люди, которым нравится красный цвет, обладают сильным характером, очевидной смелостью, властностью и упорством. Если вы ищете лидера, приглядитесь к этим одноклассникам. Возможно, он именно среди них.
Бодрость, позитивный настрой, готовность к решению сложных задач, радость и спонтанность – все это несет в себе данный вариант палитры. Оранжевый положительно влияет на человека и выводит его из депрессивного состояния после тяжелых утрат и разочарований. Любители этого цвета обладают всепрощающими, отходчивыми, светлыми чертами характера. Именно они поймут вас и помогут поверить в себя.
Чистота и исключительно светлые ассоциации несут белые тона. Новые начинания, символ свободы, вдохновения, мира и веры, ассоциируются с добром, честностью и совершенством. Люди, которые предпочитают белый цвет, готовы отдаться своему делу полностью.
Я желаю вам на сегодняшнем уроке помнить о своих самых сильных сторонах, верить в себя. А если что-то пойдет не по вашему плану, вы теперь знаете, к кому из ваших товарищей можно обратиться за необходимой помощью. Давайте начнем.
2. Актуализация опорных знаний. Целеполагание
Слово учителя. Работа с иллюстрациями: 3 мин. Вы прочитали дома рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Темные аллеи». Я хочу предложить вам посмотреть несколько картин. Какая из них вам кажется наиболее подходящей для названия рассказа? (слайд 7)
Обсуждение. Заслушивание ответов учащихся (слайд 8)
— А о чем был этот рассказ? (о любви)
— Однако картины довольно грустные. Давайте уточним, о какой же любви нам рассказывает автор.
— Замечательно. Так что же мы назовем темой нашего сегодняшнего урока?
Формулирование темы урока и запись ее в рабочие листы (Печальная/грустная история любви в рассказе И.А. Бунина «Темные аллеи»)
Слово учителя: 3 мин. Рассказ «Темные аллеи» дал название целому сборнику рассказов. Именно его Бунин считал главным произведением всей своей жизни. Как вы думаете, какой теме посвящены все рассказы в этом сборнике? (теме любви)
— Вы правы. И вам также хорошо известно, что Бунин был первым русским писателем, получившим нобелевскую премию по литературе. Я хочу предложить вам посмотреть архивную видеозапись, где вы услышите и увидите героя нашего урока. (Слайд 9)
(Я очень счастлив лично за себя и за русскую литературу. Я надеюсь лично приехать в Стокгольм, чтобы получить нобелевскую премию и поблагодарить шведскую академию за высокую награду, которой оценено дело всей моей жизни)
— В ваших рабочих листах есть также формулировка нобелевского комитета, в которой объясняется, за что именно была присуждена премия Бунину. Прочитайте ее. (один вслух, остальные на местах)
Нобелевскую премию Ивану Бунину — первому лауреату из русских писателей — присудили в 1933 году с формулировкой «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы».
— Ребята, здесь нет никакого противоречия? Бунин получил премию за все литературу, но главным считал сборник рассказов о любви. Давайте сформулируем это противоречие.
Формулировка, запись в листы: почему Бунин, получивший нобелевскую премию за развитие русской классической прозы, считал главным произведением сборник рассказов о любви?
3. Открытие нового знания
Слово учителя: 2 мин Чтобы разрешить это противоречие, давайте обратимся к рассказу. Маршрут нашей работы определен уже самим писателем в заглавии. Какие понятия мы можем вывести из названия рассказа? Слайд 10
Аллеи (сад, парк, лес) – место
? Пространство и время. Можно ли сказать, что эти понятия существуют только в литературе?
Слово учителя: Пространство и время – понятия, присутствующие во многих областях знания. Давайте посмотрим, как же они раскрываются в нашем рассказе.
Анализ пространственно-временной организации текста: пространство 2 мин
— Для начала обратимся к пространству рассказа. Обсудите в четверках и назовите основные пространственные точки рассказа. (Дорога, гостиница)
— Как это можно представить схематически? 10 мин.
— Где разворачиваются основные события? (в горнице) Кому принадлежит это пространство? Докажите. (Надежде)
— В начале урока мы не зря с вами обратились к знаниям психологии. Из этой области к нам пришло понятие психологического пространства. Как вы думаете, что оно означает? Варианты учащихся
— Какие же психологические пространства мы можем выделить здесь? (Надежды и Николая) Давайте добавим их на схему. Дополнение схемы.
— Эти круги нужно как-то назвать. Как автор в тексте называет наших героев? (он и она).
Коллективное обсуждение. Обсудите в парах по вариантам эти психологические пространства. Чем они наполнены и что из себя представляют? Можете вписывать что-то в схему, если считаете нужным.
Дополнение схемы. Выход на статичное и динамичное психологическое пространство.
— Что же пытается сказать нам автор, показывая два таких варианта пространства? (Любовь Надежды не меняется, она раз и навсегда; любовь Николая подвержена изменениям, что и подтверждается текстом) Как вы думаете, каким цветом мы могли бы обозначить эти пространства?
Заслушивание вариантов учащихся.
— Почему же автор не называет своих героев по именам, а употребляет эти безликие местоимения? (Показывает масштаб и широту этой истории любви)
— Сформулируйте вывод и продиктуйте его нам под запись.
— И вернемся к самому началу нашей схемы. Какую же философскую мысль закладывает Бунин в само пространство рассказа? (Дорога – жизнь, а любовь – это то, что сопровождает человека всю жизнь). Дополним наши выводы.
Время (слайд 11)
Пространство естественно сочетается с понятием времени. Я прошу вас сейчас поработать в парах и заполнить, опираясь на текст, графы таблицы. 2 мин.
Глобальное время (прошлое, настоящее, будущее)
Методическая разработка урока по литературе «Темные аллеи обыкновенной повести. Роль стихотворения Н. П. Огарева «Обыкновенная повесть» в судьбе героев рассказа И. А. Бунина «Тёмные аллеи».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Темные аллеи обыкновенной повести.
Роль стихотворения Н. П. Огарева «Обыкновенная повесть» в судьбе героев
рассказа И. А. Бунина «Тёмные аллеи».
Нет, не пейзаж влечёт меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит
Любовь и радость бытия.
И. Бунин “Ещё и холоден и сыр…”
Повторить материал об особенностях русской литературы первой половины 20 века.
Продолжить знакомство с творчеством И. А. Бунина.
Увидеть индивидуальные особенности автора в раскрытии темы любви; понять, что такое любовь в понимании И.А.Бунина
Развивать навыки анализа художественного текста.
Развивать умение интерпретировать художественный текст.
Развивать умение определять роль пейзажа, портрета, интерьера в тексте.
Помогать осознавать первостепенность любви в жизни человека.
Воспитание культуры умственного труда на основе анализа, синтеза, сравнения.
Оборудование и наглядность: портрет Бунина, проектор, презентация, тексты стихотворения Н. П. Огарева «Обыкновенная повесть» и рассказа И. А. Бунина «Тёмные аллеи».
Проверка домашнего задания (выступления обучающихся).
Беседа по рассказу Ивана Алексеевича Бунина «Тёмные аллеи» и стихотворению Николая Петровича Огарёва «Обыкновенная история».
– Говоря о русской литературе 20 века, мы отмечали многообразие жанров и направлений. Вспомним особенности русской литературы первой половины 20 века.
— Ещё в 20-е годы из России уехали писатели, составлявшие цвет русской литературы: Иван Бунин, Александр Иванович Куприн и другие.
Расскажите, что происходило в жизни И. А. Бунина, каким он был, какова была его судьба.
— Бунин, говоря о собственной манере письма, подчеркивал, что для него главное – найти верный «звук». Вот перед нами рассказ «Тёмные аллеи», который словно передаёт нам самый тонкий и грустный «звук», интонацию грустных воспоминаний героя и героини. Нет она не простила героя, не забыла своих обид, но и не разлюбила, не забыла его, помнит и живёт в прошлом, кА это часто случается с глубокими натурами, способными любить сильно и верно, всю жизнь. Она не вышла замуж и не могла выйти, потому что любит его до сих пор, хоть и красива и могла бы создать семью… О же женат, давно не думает о своём увлечении молодости. Но что-то грустное входит в его душу с этой встречей…
Чтение обучающимися рассказа И. А. Бунина «Тёмные аллеи».
— Какое впечатление произвёл на вас прочитанный рассказ?
— Чем интересен этот рассказ? Чем привлекает нас?
— Можно ли назвать его жизненным?
— Почему он читается на одном дыхании?
— В рассказе И. Бунина «Тёмные аллеи» (1938г.), написанном 68-летним писателем, довольно зрелый по тем временам герой-дворянин читает юной крепостной девушке Надежде, своей недолгой возлюбленной, стихи Николая Платоновича Огарёва «Обыкновенная повесть» (1842г.), в которых упоминаются «Тёмные аллеи». По воспоминаниям Бунина, его рассказ и появился на свет в результате перечитывания им данного стихотворения Николая Огарёва, ставшего автором «Обыкновенной повести» в 29 лет. Действительно, в этих двух произведениях, созданных молодым Огарёвым и достаточно пожившим, зрелым Буниным, прослеживаются аналогии. Да и название бунинской новеллы есть по существу цитата из Огарёва: «Стояли тёмных лип аллеи…» Каким образом это стихотворение послужило рождению «Тёмных аллей»? Как одно литературное событие перелилось в другое почти сто лет спустя? Подумаем об этом, но прежде перечитаем и мы вслед за И. А. Буниным стихотворение Н. П. Огарёва «Обыкновенная повесть».
Была чудесная весна!
Река была тиха, ясна,
Вставало солнце, птички пели;
Тянулся за рекою дол,
Спокойно, пышно зеленея;
Вблизи шиповник алый цвел,
Стояла темных лип аллея.
Была чудесная весна!
Во цвете лет была она,
Его усы едва чернели.
О, если б кто увидел их
Тогда, при утренней их встрече,
И лица б высмотрел у них
Как был бы мил ему язык,
Язык любви первоначальной!
Он верно б сам, на этот миг,
Расцвел на дне души печальной.
Я в свете встретил их потом:
Она была женой другого,
Он был женат, и о былом
В помине не было ни слова;
На лицах виден был покой,
Их жизнь текла светло и ровно,
Они, встречаясь меж собой,
Могли смеяться хладнокровно.
А там, по берегу реки,
Где цвел тогда шиповник алый,
Одни простые рыбаки
Ходили к лодке обветшалой
Осталось, для людей закрыто,
Что было там говорено,
И сколько было позабыто.
— Какой картиной открывается стихотворение? (Стихотворение начинается картиной весны.)
Дворяне, юноша и барышня, вместе встречают рассвет, скорее всего, потому, что кто-то гостил, и утром они отправились на прогулку.
Вторая часть в точности повторяет две первые строки: «Была чудесная весна! Они на берегу сидели…» Автор описывает молодого героя: «Во цвете лет была она, его усы едва чернели…»)
— Почему он, она, имена не даны? (Они обобщают ситуацию, распространяют её на все помещичьи усадьбы 40-х годов 19века.)
— Какие чувства испытывает повествователь, описывая новые светские привычки героев, циничные по отношению к светлому прошлому, описывая одинокую обветшалую лодку у берега той реки юности и молодого счастья, к которой больше не спустятся возлюбленные? ( Боль повествователя заключается в этих строках, его духовный протест против подобного предательства идеалов юности, против несовершенства мира. Ему жаль любви, первого светлого чувства, от которого отказались Он и Она под напором жизненных обстоятельств.)
— Так что же выступает на первый план в стихотворении Огарёва? Запоминаются ли его молодые герои? (С ними скучно, они пустые, пошлые размытые образы, о них не хочется думать, с ними не на чем остановиться душе. А запоминается, трогает своей душевной болью, умением видеть настоящее и прошлое повествователь.)
— Какая общая ситуация объединяет два произведения? (Встреча после долгой разлуки.)
— Героев бунинской новеллы, блестящего, но уже старого офицера царской армии, Николая Алексеевича, и его бывшую крепостную возлюбленную, Надежду, а ныне хозяйку частной гостиницы на тульской дороге, мы застаём за их случайной встречей в избе-трактире.
Как строки стихотворения Огарёва «Обыкновенная повесть» вплетаются в ткань произведения Бунина? (Надежда напоминает своему бывшему возлюбленному: «…всё стихи мне изволили читать про всякие тёмные аллеи»)
— Какую обыкновенную пошлую историю своей жизни рассказывает Николай Алексеевич? (Рассказы учащихся.)
— А как сложилась судьба бывшей крепостной Надежды? (Получила свободу, самостоятельна, предприимчива, независима, ведёт дело, уважаема.)
— Одинаково ли ощущают себя герои Огарёва и Бунина? В чём вы видите разницу?
(Огарёв – нет сожаления об утраченном счастье. Бунин – миг счастья не забыт; чувство стыда Николая Алексеевича переходит в очистительное чувство благодарности за лучшие минуты жизни.)
— Что сближает эти произведения? (Мотив социального различия в любви. У Огарёва светские люди. Для них любовь – один из моментов жизни. То же в образе Николая Алексеевича. А Надежда? Для простой крестьянской девушки любовь – светлое чувство. Полюбив однажды, она пронесла его через всю жизнь.)
— Как авторы характеризуют любовь? (У обоих возвышенность, поэтичность чувства. Любовь – «лёгкое дыхание», посетившее мир и готовое в любой миг исчезнуть. )
Подведение итогов урока. Выставление отметок.
Домашнее задание: написать мини-сочинение, раскрывающее смысл эпиграфа к уроку.