теократическая форма взаимоотношения государства и церкви характерна для какого государства

Государство и церковь. Светские и теократические государства

В переводе с греческого слово «церковь» буквально означает «дом Бога», «дом Господний». И в узком смысле под «церковью» понимают здание для отправления обрядов христианской религии, имеющее определенные атрибуты.

Главные признаки церкви:

а) наличие более или менее разработанной религиозной (догматической и культовой) системы;
б) иерархический характер, централизация управления;
в) разделение принадлежащих к Церкви на духовенство и мирян (рядовых верующих).

Существует два основных вида взаимоотношений церкви и государства:

а) наличие государственной церкви, у которой закреплено ее привилегированное положение по сравнению с другими вероисповеданиями;
б) режим отделения церкви от государства и школы от церкви.

Статус государственной церкви предполагает, кроме привилегий, тесное сотрудничество государства и церкви в разных областях общественной жизни. В дореволюционной России такой статус принадлежал Русской Православной Церкви. В Великобритании официальной государственной церковью является англиканская (протестантско-епископальная) церковь, главой которой выступает монарх. Почти в тридцати мусульманских странах государственной религией официально признан ислам.

Статус государственной церкви характеризуется следующими моментами:

Для режима отделения церкви от государства (Россия, Франция, Германия, Португалия и др.) характерно следующее:

Нормальное состояние взаимоотношений государства и церкви предполагает их сотрудничество, партнерство в решении насущных общественных задач, а не полную изоляцию друг от друга.

Статья 14 Конституции современной России гласит: «1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

На основе этих положений Конституции государственно-конфессиональные отношения в России регламентируются Законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 19 сентября 1997 г., который каждому, находящемуся на территории РФ, гарантирует свободу совести и свободу вероисповедания.

В Советском государстве религиозные организации вообще исключались из политической системы социализма. В современной России религиозные объединения (именно объединения, а не отдельные верующие) не могут вмешиваться в дела государства и участвовать в выборах органов государственной власти и управления. Провозглашен также светский характер системы государственного образования.

Секуляризация, то есть освобождение от влияния религии (в узком смысле «секуляризация» означает процесс обращения церковной собственности в светскую), к XX в. стала универсальным принципом организации политической жизни. В настоящее время многие страны закрепили в своих конституциях светские основы государственной власти. И с этих позиций теократия может рассматриваться как исторический анахронизм. Вместе с тем проблематика теократической государственности сохраняет свою актуальность в связи с активизацией теократической тенденции, теократизацией политических процессов в ряде стран. В России тому примером может служить Чеченская республика, где предпринимаются попытки создания исламского государства.

В литературе под «теократией» понимается форма государства, где политическая и духовная власть сосредоточена в руках одного человека — главы духовенства, признаваемого в качестве «земного божества», «первосвященника» и т. д. Традиционно к теократическим государствам настоящего времени относят Ватикан и Иран, где организация публичной власти возглавляется лидером духовенства. Вместе с тем в литературе имеется обоснованная точка зрения, что в выявлении теократических тенденций современного общества необходимо принимать во внимание весь комплекс взаимодействия государственной власти с социальными институтами, а не только структуру верховного управления (Е.Н. Салыгин).

Теократическая модель общественно-политического устройства предполагает:

Таким образом, теократические тенденции в организации общества и государства следует в основном оценивать негативно. Положительные результаты сотрудничество государства и церкви дает лишь на основе принципа свободы совести, светской организации государственной власти.

Источник

теократическая форма взаимоотношения государства и церкви характерна для какого государства. teokraticheskaya monarhiya. теократическая форма взаимоотношения государства и церкви характерна для какого государства фото. теократическая форма взаимоотношения государства и церкви характерна для какого государства-teokraticheskaya monarhiya. картинка теократическая форма взаимоотношения государства и церкви характерна для какого государства. картинка teokraticheskaya monarhiya

Особенности политической системы

Термин «теократия» впервые использовал Флавий Иосиф, давая определение политической системе в еврейском государстве. Слово имеет греческое происхождение и переводится как «правление богов». Историк отмечал, что в еврейском обществе не прижились такие традиционные системы управления, как монархия, республика или олигархия. Государство управлялось судьями, которым Бог открывал свою волю.

В юриспруденции и политологии теократической монархией называют форму правления, при которой политическая власть сосредоточена в руках религиозных деятелей. Система имеет несколько характерных признаков:

теократическая форма взаимоотношения государства и церкви характерна для какого государства. egipte faraony. теократическая форма взаимоотношения государства и церкви характерна для какого государства фото. теократическая форма взаимоотношения государства и церкви характерна для какого государства-egipte faraony. картинка теократическая форма взаимоотношения государства и церкви характерна для какого государства. картинка egipte faraony

Теократия была основой многих древнейших государств. К примеру, в Египте фараоны провозглашали себя жрецами или сыновьями богов. В Древней Греции все политические решения принимались на основании пророчеств оракулов. До присоединения к Китаю Тибет управлялся единолично Далай-Ламой.

Признаки теократической монархии наблюдались и в Средние века, в период доминирования церковной власти в Европе.

Характеристика теократии в современных государствах

Наиболее ярко эта форма правления проявилась в исламских государствах. К историческим странам с теократической монархией относились Арабский Халифат, Иран, Северо-Кавказский имамат. В современном мире такая политическая система наблюдается в Ватикане, Саудовской Аравии и Брунее.

Власть Папы Римского в Ватикане

теократическая форма взаимоотношения государства и церкви характерна для какого государства. vlast papy rimskogo vatikane. теократическая форма взаимоотношения государства и церкви характерна для какого государства фото. теократическая форма взаимоотношения государства и церкви характерна для какого государства-vlast papy rimskogo vatikane. картинка теократическая форма взаимоотношения государства и церкви характерна для какого государства. картинка vlast papy rimskogo vatikane

Теократической монархией является карликовое государство Ватикан. Папа Римский избирается конклавом, состоящим из нескольких кардиналов. Должность является пожизненной. Её может занять только кардинал, не достигший возраста 80 лет. Папе Римскому предоставлена вся судебная, исполнительная и законодательная власть. Но осуществлять управление Ватиканом одному человеку крайне сложно. Поэтому правитель опирается на несколько властных структур, которые называют Римской курией. В её состав включены следующие подразделения:

К главным источникам права можно отнести каноническое законодательство, апостолические постановления и Конституцию Ватикана. Римская курия является административным органом, отвечающим за осуществление хозяйственной и политической деятельности. Исполнением поручения Папы Римского занимается Государственный секретариат.

Перед тем как принять какое-либо политическое решение, правитель Ватикана часто совещается с консультативными органами: Вселенским собором, коллегией кардиналов, епископским синодом.

Королевство Саудовская Аравия

Народ Саудовской Аравии официально исповедует ислам. В этом государстве располагается два главных мусульманских города — Мекка и Медина. Неудивительно, что именно в такой консервативной и религиозной стране официально признана теократическая монархия.

теократическая форма взаимоотношения государства и церкви характерна для какого государства. monarh saudovskoy aravii. теократическая форма взаимоотношения государства и церкви характерна для какого государства фото. теократическая форма взаимоотношения государства и церкви характерна для какого государства-monarh saudovskoy aravii. картинка теократическая форма взаимоотношения государства и церкви характерна для какого государства. картинка monarh saudovskoy aravii

Во главе государства стоит король, власть которого основана на принципах ислама. Корона передаётся по наследству от отца к сыновьям и внукам, принадлежащим к династии Саудитов. Женская линия не учитывается. Наследник престола назначается действующим правителем. Монарх Саудовской Аравии является:

В Саудовской Аравии нет конституции и кодексов. Главным источником права являются Коран и нормы шариата, а это значит, что все подданные короля обязаны исповедовать ислам. Законодательные нормы отличаются строгостью и бескомпромиссностью. В качестве примера можно привести следующие правила, принятые в Саудовской Аравии:

Законодательная власть представлена Консультативной ассамблеей, исполнительная — Советом Министров. Система правосудия состоит из нескольких религиозных судов. Однако значение этих структур в управлении государством не стоит преувеличивать.

Дело в том, что министерские должности занимают родственники короля. В состав ассамблеи входят только верные, назначенные монархом, политики. Власть правителя ограничена только нормами шариата. Однако все важные политические решения монарх принимает только после консультаций с другими религиозными деятелями.

Султанат Бруней

Главой государства и правительства является султан. Функции министра обороны и религиозного лидера тоже возложены на монарха. В состав правительства входят преимущественно представители правящей династии.

теократическая форма взаимоотношения государства и церкви характерна для какого государства. sultanat bruney. теократическая форма взаимоотношения государства и церкви характерна для какого государства фото. теократическая форма взаимоотношения государства и церкви характерна для какого государства-sultanat bruney. картинка теократическая форма взаимоотношения государства и церкви характерна для какого государства. картинка sultanat bruney

В государстве есть только одна законная партия. Почти вся власть сосредоточена в руках султана. Кроме теократии, в Брунее присутствуют признаки конституционной монархии. В отличие от Саудовской Аравии, в Брунее существует тенденция развития прав человека вне религиозной системы. Населению можно исповедовать другие религии, посещать церкви и соборы.

Кроме перечисленных держав, к списку теократических монархий часто относят Афон. Это Автономное монашеское государство Святой Горы сложно найти на карте мира, но с 1926 года за территорией закреплён особый статус. Структура находится под юрисдикцией Константинопольского Патриархата.

У теократии есть как свои плюсы, так и минусы. Глава страны рассматривается не как избранное лицо, а как наместник Бога, поэтому народ страны более лоялен к своему правителю. К минусам формы правления можно отнести отсутствие свободы вероисповедания и религиозного многообразия.

Источник

Теократия

теократическая форма взаимоотношения государства и церкви характерна для какого государства. 50px. теократическая форма взаимоотношения государства и церкви характерна для какого государства фото. теократическая форма взаимоотношения государства и церкви характерна для какого государства-50px. картинка теократическая форма взаимоотношения государства и церкви характерна для какого государства. картинка 50px

В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок.

Теократия (от др.-греч. θεός — Бог и κράτος — управлять) —

Содержание

История

Как описывает Геродот (История 2:52), понятие «Бог» (θεος) было сформулировано у протогреческих племён пеласгов: «В прежние времена, как я узнал в Додоне, пеласги совершали жертвоприношения Богам, вознося молитвы, но не призывали по именам отдельных богов. Ведь они не знали ещё имён богов. Имя же „боги“ (θεοi) пеласги дали им потому, что боги установили (θεντες) мировой порядок и распределили все блага по своей воле».

Таким образом, теократия, согласно взглядам Геродота, имеет целью следование мировому порядку для установления в обществе гармонии (совершенного состояния). Сам обряд жертвования имел целью выяснить волю богов по состоянию жертвуемого, а позднее стал пониматься и как приношение Богу, имеющее целью склонить его к милости. Корни теократии теряются в глубинах истории: известно, что в древних государствах (в Египте, Месопотамии, Мексике и других местах) правители были жрецами, и решали дела согласно своим религиозным убеждениям, а то и вовсе провозглашали себя богами.

Один из примеров теократии даёт Библия (книга Судей и книги Самуила — в русском синодальном переводе 1 и 2 Книги Царств), где описано, что в ранний период становления еврейского государства их обществом управляли судьи, которым Бог открывал свою волю. Для этой же цели священники использовали особый жребий: урим (светлый) и тумим (тёмный) — судя по всему, это были нечто вроде камней, которые находились в специальном мешочке у первосвященника. Процесс выяснения воли Бога состоял в том, что первосвященнику чётко формулировали вопрос, который должен иметь только два однозначных ответа: да или нет. Священник с молитвой обращался к Богу и доставал из мешочка тот камень, который придётся — считалось, что его рукой руководит Сам Бог. Урим означал «да», а тумим «нет».

Примеры других жеребьевок описаны и в других местах Библии: так, Авраам испрашивал о будущем, разложив на жертвеннике разрубленные тела животных, и по их самовозгоранию понял, что его потомкам суждено владеть Ханааном (Быт 15:8-18), а во время исхода евреи бросили жребий, кому следует быть первосвященником, разложив деревянные жезлы перед святилищем, и узнали достойного по тому, что его жезл пустил почки (Чис 17:2-8).

Примеры из Библии отражают лишь исторически обусловленное и довольно ограниченное понимание теократии авторами этой книги.

Первым термин теократия использовал в своих сочинения Иосиф Флавий. Он писал, что в то время, как для греков есть всего три формы правления (аристократия, монархия и анархия), то у иудеев сложилась иная система, не попадающая ни в одну из греческих категорий.

Исторические государства с элементами теократии

Наиболее крупные и известные теократии в истории были халифат Омейядов и в ранний халифат Аббасидов, и в Папской области. И как с любым другим государством или империей, прагматизм был частью политики этих теократий.

Древность

Имперские культы в Древнем Египте и других странах обожествляли правящего монарха, так что государственная религия была посвящена поклонению правителю как божеству или воплощению божества.

В древнем и средневековом христианстве существовала доктрина Цезаропапизм — учение о том, что глава государства является в то же время и главой церкви.

Правление Отрёкшихся Императоров

В Средневековой Японии существовал феномен, при котором фактическим правителем являлся отрёкшийся от престола Император принявший постриг в буддийские монахи.

Реформация

Женева в период наибольшего влияния Жана Кальвина и колонии Массачусетского залива «Пуритане» обладали многими характеристиками протестантской теократии.

Во время короткого правления (1494—1498) Джироламо Савонарола, доминиканского священника, Флоренцию можно было бы считать теократией. Во время его правления нехристианские книги, статуи, стихотворения и другие предметы были сожжены, за содомию полагалась смертная казнь; христианские практики обрели силу закона.

Мормонизм

Другим примером была администрация недолго существовавшего государства Дезерет.

Ислам

Период, когда Медина находилась под властью исламского пророка Мухаммеда, иногда классифицируется как теократия.

Ныне существующие страны с элементами теократии

Исламские государства

Исламским государством является государство, которое приняло исключительно ислам, в частности шариат как основу своих политических институтов или законов. Хотя существует много споров о том, какие государства или группы действуют в строгом соответствии с исламским правом, Саудовская Аравия и Иран поддерживают религиозные суды по всем аспектам права и религиозной полиции для поддержания социальных требований. Большинство мусульманских стран Ближнего Востока имеют правовые системы, в различной степени находящиеся под влиянием шариата; в то же время Турция, Индонезия, Бангладеш, Пакистан и Мавритания используют в основном светские конституции и правовые системы (последние называют себя «Исламская республика»).

Индия и Филиппины официально признают гражданские мусульманские законы, полностью основанные на шариате, для тех, кто так выбирал для себя. Законы шариата также применяются в различных частях Судана, Нигерии, Афганистане, Ливии и других странах.

Правительство Ирана описывается как «теократическая республика». Глава государства Ирана, или верховный лидер, является исламским клериком, назначается на пожизненный срок, и избирается органом под названием Совет экспертов. Совет стражей рассматривается как часть исполнительной власти, несёт ответственность за принятие решений, если законодательство соответствует исламскому праву и обычаям шариата, и может отстранить кандидатов от выборов, и другим образом влиять на избирательный процесс.

Святейший Престол (Ватикан)

После объединения Италии, Ватикан стал последней оставшейся территорией бывшей Папской области. В 1929 году государство Ватикан было официально признано как независимое государство, путём заключения договоров с итальянским правительством. Главой Ватикана является Папа, избираемый Коллегией кардиналов, которая называется конклавом, собранием высших католических священнослужителей. Папа избирается пожизненно, из участвующих в голосовании кардиналов в возрасте до 80 лет. Правовая система Ватикана уходит корнями в каноническое право. Папа «имеет полноту законодательной, исполнительной и судебной властей».

Афон — особая единица Греческой Республики, самоуправляемое сообщество 20 православных монастырей в непосредственной церковной юрисдикции Константинопольского Патриарха (с 1312 года).

Суверенитет Греции над полуостровом закреплён Лозаннским договором 1923 года; режим самоуправления исходно базируется на положениях первого Устава Святой горы Афон («Трагос»), утверждённого Хрисовулом императора Иоанна Цимисхия в 972 году. В отличие от остальной части Константинопольского Патриархата, на Афоне используется исключительно юлианский календарь, в том числе в административных документах.

Теократия в христианстве

теократическая форма взаимоотношения государства и церкви характерна для какого государства. 40px Emblem important.svg. теократическая форма взаимоотношения государства и церкви характерна для какого государства фото. теократическая форма взаимоотношения государства и церкви характерна для какого государства-40px Emblem important.svg. картинка теократическая форма взаимоотношения государства и церкви характерна для какого государства. картинка 40px Emblem important.svg

Резонной основой теократии является вера в то, что Бог устраивает мир ко благу, и поэтому действия соответствующие промыслу Бога являются наиболее благоприятными и благоразумными, и наоборот: противоречащие им — погибельными. Поэтому в древние времена люди полагали, что благоразумнее поступать не по своему уму, а согласовывать свои поступки с волей Бога. В наше же время люди поступают по своему разуму, опыту и духовному развитию, не согласуя свои поступки с волей Бога. Теперь мы ежедневно встречаемся с последствиями человеческих решений.

Однако, как показывает история, достигнув таким образом некоторого благополучия люди развращались и, движимые своими плотскими инстинктами (или же, по другим взглядам — подпадая под власть сатаны), отходили от такой теократической системы, подменяя её различными шарлатанскими действами, служащими прикрытием для осуществления их алчных вожделений. Священники, как это, например, описано в Библии, требовали, чтобы жертвы приносились только под их контролем и в их храмах, где они могли придавать жертвенным действиям угодные им толкования и получать за это мзду; большой спрос на выяснение воли Бога порождал многочисленных ворожеев и колдунов, использующих различные мошеннические приёмы для своего обогащения; лица при власти начинали применять аналогичные приёмы для утверждения и усиления своего положения. Всё это достигалось с помощью действий, имитирующих гадание, но по сути своей таковым не являющихся. Так, иезуиты изобрели, например, такой способ выяснения принадлежности к ведьмам: женщину, которую они держали под подозрением, связывали и бросали в воду, говоря при этом, что если она выплывет, значит Бог указывает, что она ведьма, а если не выплывет — не ведьма. В таком «методе» воля Бога никак не может проявиться, так как она проявляется лишь там, где для её проявления имеется соответствующая свобода выражения (как, например, при гадании с уримом и тумимом). Используя такие приёмы некоторые добивались себе кажущихся преимуществ и осуществления своих вожделений, и как результат, теократическое правление подменялось эгоистическим волюнтаризмом отдельных лиц. Теократия вырождалась в олигархию или клирикархию (примеры каковой можно найти в древнееврейском Синедрионе и современных Ватикане и Иране), которые неизбежно переходили в монархию (примерами являются египетские фараоны и древнееврейские цари, правители ацтеков и инков, и многие другие случаи, в том числе и Римская Империя). Движимая внутренними противоречиями и несоответствием промыслу Бога, монархия неизбежно разлагалась, и через крайности охлократии на её обломках возникала демократия — как одна из форм теократии, при которой воля Бога проявляется в согласованном мнении народа (о чём говорит пословица «глас народа — глас Бога»), в виде республики или президентского правления, в которых воля Бога выясняется не явно через знамения и гадания, а опосредованно через общественное мнение граждан, выраженное в высказываниях таких блестящих и известных общественных деятелей. Всё возвращалось на свои круги, и продолжалось далее по кругу.

Теократия в иудаизме

теократическая форма взаимоотношения государства и церкви характерна для какого государства. 40px Emblem important.svg. теократическая форма взаимоотношения государства и церкви характерна для какого государства фото. теократическая форма взаимоотношения государства и церкви характерна для какого государства-40px Emblem important.svg. картинка теократическая форма взаимоотношения государства и церкви характерна для какого государства. картинка 40px Emblem important.svg

В иудаизме теократическая монархия — единоличное управление царём, выполняющим волю Бога, которую Бог открывает ему в знамениях, снах, или через пророков. Примерами такого правления в Библии являются царь Давид, Соломон, Езекия и некоторые другие древние иудейские цари. Теократия имеет своё происхождение из древнейших времен, когда человек получил от Бога первые заповеди — то есть более 5700 лет тому назад (см. заповеди, данные Адаму и Еве). Установление теократии у евреев началось через Авраама и продолжилось в собрании еврейских племён, потомков Израиля у горы Синай в 1312 году до р. Х. через Моисея, учившего евреев следовать Божественным заповедям, в том числе посредством книг Торы (в виде Идеи). Ярким примером теократичекого правления является период Судей, которые сами были пророками и первосвященниками (как Самуил). Это продолжалось вплоть до воцарения царя Саула, о котором Бог сказал пророку Самуилу: «Внемли гласу народа во всем, что скажут тебе, ибо не тебя отвергли они, но Меня отвергли они от царства над ними» (1 Самуила 8:7). Показав таким образом никчемность самонадеянности, Бог покарал нечестивого царя Саула со всем его потомством, и поставил царём евреев благочестивого Давида, который был пророком. Так в Иудее установилась теократическая монархия. Главным принципом и достоинством теократической монархии является то, что ни народ непосредственно, ни какие-либо его представители или единовластный представитель народа перед Высшей Силой не придумывают законы своей жизни, а лишь беспрекословно следуют указаниям Бога.

Источник

Типология государств по их отношению к религии

Можно классифицировать государства по такому основанию, как отношение официальной власти к религии. С этой точки зрения принято выделять светские, клерикальные, теократические и атеистические государства.

Что касается евангелическо-лютеранской церкви, то она является государственной во многих странах:
1) в Швеции, где высшим административным органом церкви является правительство. Здесь церковным налогом облагаются все граждане, а сама церковь получает средства из государственного бюджета и является, кроме этого, крупным лесо- и землевладельцем;

2) в Норвегии, где также взимается церковный налог, а главой церкви является король;

3) в Финляндии, где расходы церкви покрываются за счет государственного бюджета и церковного налога;

4) в Дании, где главой церкви является король, и взимаются специальные налоги, а священники являются государственными служащими;

5) в Исландии, где главой церкви является президент, и государство отвечает за экономическое состояние церкви.

Пресвитерианская церковь является государственной в Шотландии. В Испании католицизм до 1978 г. был государственной религией, при этом расходы церкви полностью покрывались государством. В Германии католицизм пользуется значительным влиянием, в его пользу взимается до 10% подоходного налога. В Италии конституцией 1947 г. провозглашена свобода совести, но при этом сохранен государственный характер католицизма. В Бразилии католическая церковь полностью отделена от государства и провозглашена свобода совести, однако президентская власть освящается церковью и религиозное обучение является частью школьных программ при свободном посещении занятий. Бразильская церковь формирует государственные программы по образованию, экономическим, аграрным и законодательным вопросам. В Ирландии конституция гарантирует католической церкви особый статус, позволяющий ей контролировать системы здравоохранения и образования. Здесь запрещены разводы, аборты и продажа контрацептивных средств.

В настоящее время примером теократического государства является Государство-город Ватикан, представляющий собой абсолютную теократическую монархию. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежат Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов. В новейшее время теократические формы сохранялись также как пережитки прошлого в наименее развитых странах.

Атеистическими государствами были СССР и другие страны социалистического лагеря. После Октябрьской социалистической революции и Советского Союз стал первой в мире страной массового атеизма., где право атеистической пропаганды закреплено в Конституции (ст. 127). В СССР было созданы общества «Союз воинствующих безбожников» (1925). В разное время выходили атеистические издания: газета «Безбожник» (1922-41), журналы «Безбожник» (1925-41), «Атеист» (1922-30), «Воинствующий атеизм» (1931) и др. Выходят атеистические журналы «Наука и религия» (с 1959) и «Людина i свiт» («Человек и мир» с 1965). В университетах, педагогических, медицинских, культурно-просветительских высших и средних специальных учебных заведениях введён курс «Основы научного атеизма». Ведётся подготовка кадров пропагандистов атеизма на специальных атеистических факультетах вечерних университетов марксизма-ленинизма, в кружках и т.п. В составе Академии общественных наук при ЦК КПСС создан в 1964 специальный Институт научного атеизма.

Кроме пропаганды и атеистического воспитания в ход шли силовые методы как то: репрессии против священников и верующих, закрытие и разрушение храмов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *