терцквартаккорд на какой ступени

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?

терцквартаккорд на какой ступени. vvodnye. терцквартаккорд на какой ступени фото. терцквартаккорд на какой ступени-vvodnye. картинка терцквартаккорд на какой ступени. картинка vvodnye
Для начала просто напомню, что септаккорд – это такой аккорд (то есть созвучие), в котором четыре звука и эти четыре звука можно расположить по терциям. Если записать септаккорд нотами, то эта запись будет похожа на нарисованного снеговика, только кружочков (нот) будет не три, а четыре штучки.

Теперь по поводу того, откуда взялось прозвище «вводные септаккорды». Дело в том, что септаккорды, как и трезвучия, можно построить абсолютно на любой ступени мажора или минора – на первой, на второй или третьей, на шестой или на седьмой. Вы наверняка уже имели дело с доминантсептаккордом – это септаккорд, построенный на пятой ступени. Возможно, вы также знаете и септаккорд второй ступени.

Ещё раз, вводные септаккорды – это септаккорды, которые строятся на вводной седьмой ступени. Эти аккорды составляются из четырёх звуков, которые отстоят друг от друга на расстоянии интервала терции.

терцквартаккорд на какой ступени. sept akkordi. терцквартаккорд на какой ступени фото. терцквартаккорд на какой ступени-sept akkordi. картинка терцквартаккорд на какой ступени. картинка sept akkordi

Какие бывают вводные септаккорды?

Взгляните на этот нотный пример:

терцквартаккорд на какой ступени. vvodnye septakkordy. терцквартаккорд на какой ступени фото. терцквартаккорд на какой ступени-vvodnye septakkordy. картинка терцквартаккорд на какой ступени. картинка vvodnye septakkordy

Какие обращения есть у вводных септаккордов?

Давайте разберёмся с интервальным строением каждого аккорда, получающегося в результате обращения:

Пример всех этих аккордов в тональности до мажор:

терцквартаккорд на какой ступени. mvii. терцквартаккорд на какой ступени фото. терцквартаккорд на какой ступени-mvii. картинка терцквартаккорд на какой ступени. картинка mvii

Малый вводный септаккорд и его обращения в тональности до мажор

Нотный пример всех этих аккордов в тональности до минор (в до мажоре будут те же звуки, только си-бекар будет обычной нотой си без дополнительных значков):

терцквартаккорд на какой ступени. umvii. терцквартаккорд на какой ступени фото. терцквартаккорд на какой ступени-umvii. картинка терцквартаккорд на какой ступени. картинка umvii

Уменьшённый вводный септаккорд и его обращения в тональности до минор

Разрешение вводных септаккордов в тонику

Смотрим нотную иллюстрацию (пример с разрешением):

терцквартаккорд на какой ступени. vii do major. терцквартаккорд на какой ступени фото. терцквартаккорд на какой ступени-vii do major. картинка терцквартаккорд на какой ступени. картинка vii do major

Разрешение вводного септаккорда и его обращений через доминантовые созвучия в гармоническом до мажоре

терцквартаккорд на какой ступени. pravilo kolesa. терцквартаккорд на какой ступени фото. терцквартаккорд на какой ступени-pravilo kolesa. картинка терцквартаккорд на какой ступени. картинка pravilo kolesa

Пример разрешения непосредственно в тонику:

терцквартаккорд на какой ступени. vii do minor. терцквартаккорд на какой ступени фото. терцквартаккорд на какой ступени-vii do minor. картинка терцквартаккорд на какой ступени. картинка vii do minor

Разрешение уменьшенного вводного септаккорда и его обращений в тонику в гармоническом до миноре

Краткие выводы, но ещё не конец

Вся соль этого поста в двух словах. Вводные септаккорды строятся на VII ступени. Этих аккордов два вида – малый, который встречается в натуральном мажоре, и уменьшённый, который проявляет себя в гармоническом мажоре и гармоническом миноре. У вводных септаккордов, как и у любых других септаккордов, 4 обращения. Есть два вида разрешения этих созвучий:

Ещё пример, вводные септаккорды в ре мажоре и ре миноре:

терцквартаккорд на какой ступени. vii re. терцквартаккорд на какой ступени фото. терцквартаккорд на какой ступени-vii re. картинка терцквартаккорд на какой ступени. картинка vii re

Если нужно построить от звука

Если требуется построить вводные септаккорды или какие-либо из их обращений от конкретного заданного звука, то ориентироваться придётся на интервальный состав. Всякий, кто умеет строить интервалы, построит такое без особых проблем. Главный вопрос, который нужно будет решить, – это определение тональности и разрешение в неё вашего построения.

Малый вводный мы разрешаем только в мажор, а уменьшённый – и в мажор, и в минор (при этом тональности будут одноимённые – например, до мажор и до минор, или соль мажор и соль минор). Как узнать конкретно что за тональность? Очень просто: нужно просто звук, от которого строите, рассмотреть как одну из ступеней искомой тональности:

Определив таким нехитрым способом тональность, вы не будете иметь никаких бед с разрешением. Разрешение вы можете выполнить любым из двух способов – какой вам нравится больше, если, конечно, само задание не ограничивает вас в выборе.

Примеры вводных и их обращений от нот до и ре:

терцквартаккорд на какой ступени. vii do re. терцквартаккорд на какой ступени фото. терцквартаккорд на какой ступени-vii do re. картинка терцквартаккорд на какой ступени. картинка vii do re

Удачи вам в ваших делах!

Рисунки и нотные примеры принадлежат сайту music-education.ru

Источник

Терцквартаккорд на какой ступени

терцквартаккорд на какой ступени. image. терцквартаккорд на какой ступени фото. терцквартаккорд на какой ступени-image. картинка терцквартаккорд на какой ступени. картинка image

Законспектировать главу «Аккорды нетерцового строения» из книги Т.Бершадской «Лекции по гармонии» https://cloud.mail.ru/public/6Vau/vQKqUQeJG

Септаккорды

Септаккорды, построенные на ступенях мажора и минора, становятся носителями ладовых функций. К главным септаккордам лада относятся доминантсептаккорд, вводный септаккорд и субдоминантсептаккорд.

Доминантсептаккорд – это малый мажорный септаккорд, построенный на V ступени мажора и гармонического минора. Яркий носитель доминантовой функции. Разрешается в неполное тоническое трезвучие с утроенным основным тоном. Неполный доминантсептаккорд (пропускается квинта и удваивается прима) разрешается в полное тоническое трезвучие.

тоническое трезвучие с удвоенной примой

тоническое трезвучие с удвоенной примой

тонический секстаккорд с удвоенной примой

Вводный септаккорд это септаккорд на VII ступени мажора и гармонического минора. В натуральном мажоре он имеет структуру малого уменьшенного, в гармоническом мажоре и гармоническом миноре – он уменьшенный. Разрешается в тоническое трезвучие с удвоенным терцовым тоном. Вводный септаккорд имеет преимущественно доминантовую функцию.

Обращения малого вводного септаккорда

тонический секстаккорд с удвоенной терцией

тонический секстаккорд с удвоенной терцией

тонический квартсекстаккорд с удвоенной примой

Возможно разрешение в тонику через доминантсептаккорд – такое разрешение называется внутрифункциональным: 3 звука остаются на месте, септима вводного септаккорда плавно спускается в приму доминантсептаккорда.

Кроме ладовой функции каждый аккорд обладает определенным характером звучания, которое зависит от количества голосов в аккорде, удвоений некоторых звуков, тесного или широкого расположения звуков аккорда, от консонирующих или диссонирующих интервалов, входящих в данный аккорд. Это свойство называется фонизмом.

Смотри статью Ю.Н.Холопова из «Музыкальной энциклопедии»

Задание 6.3

1. Построить все известные септаккорды вверх от звука а1.

терцквартаккорд на какой ступени. image. терцквартаккорд на какой ступени фото. терцквартаккорд на какой ступени-image. картинка терцквартаккорд на какой ступени. картинка image

терцквартаккорд на какой ступени. image. терцквартаккорд на какой ступени фото. терцквартаккорд на какой ступени-image. картинка терцквартаккорд на какой ступени. картинка image

3. Построить от звука e 1 вверх и e 2 вниз доминантсептаккорд и его обращения (все аккорды должны быть от одного звука «ми»), определить тональности и обязательно разрешить в эти тональности.

а ) G-dur, g-moll

терцквартаккорд на какой ступени. image. терцквартаккорд на какой ступени фото. терцквартаккорд на какой ступени-image. картинка терцквартаккорд на какой ступени. картинка image

терцквартаккорд на какой ступени. image. терцквартаккорд на какой ступени фото. терцквартаккорд на какой ступени-image. картинка терцквартаккорд на какой ступени. картинка image

Задание 6.4

1. В тональности fis- moll (гармонический вид) постройте вводный септаккорд и его обращения. Разрешать в тонику двумя способами.

Образец выполнения:

терцквартаккорд на какой ступени. image. терцквартаккорд на какой ступени фото. терцквартаккорд на какой ступени-image. картинка терцквартаккорд на какой ступени. картинка image

2. В тональности As-dur постройте вводный септаккорд и его обращения. Разрешать в тонику двумя способами.

3. В тональности H-dur (гармонический вид) постройте субдоминантсептаккорд и его обращения. Разрешать в тонику двумя способами.

4. В тональности cis-moll постройте субдоминантсептаккорд и его обращения. Разрешать в тонику двумя способами.

5. В заданных тональностях определите аккорд, укажите альтерацию и разрешите его

а) ключ скрипичный

терцквартаккорд на какой ступени. image. терцквартаккорд на какой ступени фото. терцквартаккорд на какой ступени-image. картинка терцквартаккорд на какой ступени. картинка image

Источник

Терцквартаккорд на какой ступени

Великая русская поэтесса Анна Андреевна Ахматова на вопрос о том, трудно ли писать стихи, улыбнувшись, сказала: « А что ж трудного, когда диктуют!»

От многих мастеров мы слышали, что техника – это не главное. Да, техника не главное. Но только когда она уже есть.

Сильный композитор может позволить себе нарушить правила гармонии для решения художественной задачи – то септиму вверх двинет, то все голоса пустит в одну сторону, словно табун лошадей, да еще с параллельными квинтами и октавами, то разрешит аккорд так причудливо, что не опишешь это ни в одном учебнике теории. Поразмыслив, авторы пришли к неоригинальному выводу – поскольку музыка первична, а теория вторична, мы имеем не нарушения композиторов, отнюдь. Мы имеем классическую неполноту теории. Всё просто: если композитор беспомощный, получится гадость. Ежели умелый – теоретики лет через пятьдесят будут ломать голову над тем, как это место объяснить.

Открыв ноты признанных мастеров, вы с несказанным удивлением обнаружите, что большинство композиторов минимум дважды на одной странице нарушают что-либо из заданных учебником по гармонии канонов. Но надо не забывать, что делают они это сознательно. Это не ошибки – ошибаются ученики в школах, училищах и консерваториях! И как же разительно отличаются ученические ошибки, элементарное не владение техникой от таких задуманных нарушений!

Но об этом позже, а пока вот он –

Прожиточный минимум композитора

Начинать учиться хоровому письму лучше сразу с четырехголосия. На нотном листе сцепите две линейки прямоугольной акколадой, на верхней нарисуйте скрипичный, а на нижней – басовый ключи.

терцквартаккорд на какой ступени. image002. терцквартаккорд на какой ступени фото. терцквартаккорд на какой ступени-image002. картинка терцквартаккорд на какой ступени. картинка image002

Перед нами нотный стан смешанного хора, чем-то напоминающий купе поезда – на верхней полке расположились женщины – сопрано и альты (« тсс, мне кажется, на четырнадцатой полке что-то пьют!» © «В джазе только девушки»), внизу мужики – тенора и басы – режутся в карты. ♥ ♦ ♣ ♠

Простейший в этой жизни аккорд – трезвучие. С него и начнем.

В трезвучии, как это понятно из названия самого слова, нот три, а голосов четыре – с лишним голосом надо что-то делать… что? Вот опытные товарищи правильно подсказывают: надо его удвоить. Какую ноту будем удваивать? Теперь пойдут правила, запоминайте:

В трезвучии чаще всего удваивается прима. Гораздо реже (только если с примой не сладилось) – квинта. И лишь в особо оговоренных случаях (таких как прерванный оборот, аккорд второй ступени перед кадансом, наконец, шагающий по ступеням трезвучия бас) – терция.

Правила, в конечном итоге, существуют для того, чтобы их нарушать. Однажды, будучи маститым монстром композиции, Вы ощутите смутное чувство, которое вдруг оформится такими словами: «А фиг вам тут будет прима! Терцию не хотите ли?!» Вдобавок помашете увесистой дулей и будете абсолютно правы – значит вы готовы проторить свой путь, преодолевая сопротивление среды. Но чтобы иметь моральное право так поступать, правила должны впитаться в плоть и кровь. Поэтому давайте договоримся – пока мы учимся, ВСЕ ПРАВИЛА соблюдаются НЕУКОСНИТЕЛЬНО.

Итак, трезвучие с удвоенной примой. В каком голосе удваивать приму? Конечно в басу. Этот голос как будто самой природой предназначен, чтобы трубить основной тон. Бас вообще несколько противопоставляется остальным голосам, но об этом чуть позже.

А с кем удваивать? Да все равно… ну хотя бы с тенорами. Нарисуем аккорд – аккуратно, нотку под ноткой, у басов и альтов штили вниз, у теноров и сопрано вверх. В какой тональности вы спрашиваете? Как, в какой? В до мажоре, конечно.

терцквартаккорд на какой ступени. image004. терцквартаккорд на какой ступени фото. терцквартаккорд на какой ступени-image004. картинка терцквартаккорд на какой ступени. картинка image004

Вот он, крепенький как малосольный огурчик, мажорненький, пупыристый, альты звенят терцией, тенора старательно строят купол, слушают ровное звучание сопрано и все вместе опираются на мощный басовый фундамент…

Такая уж практика сложилась в преподавании гармонии – знаки рисовать лень, и все примеры дают в до мажоре. Даже анекдот есть про студента, который не смог найти субдоминанту к фа мажору. Приятель ему говорит: «Ты что, дурак? Не знаешь, что фа мажор это и есть субдоминанта?!»

Тоника с тоником

Кстати о субдоминанте. Пусть наш аккорд будет тоникой, переведем ее в субдоминанту. (Случайно написалось – тоником. А это мысль! Мы ведем в субдоминанту тонику, запивая это дело джином с тоником). Бас, ясное дело, скачет в IV ступень, женские голоса лениво переваливаются в соседние ноты, а тенор, смотрите, остался на месте. (Принципом экономии движения нам надо овладеть, чтобы добиться плавного голосоведения – неоправданных скачков быть не должно. Но до чего ж красивы скачки подготовленные!). Прима нового аккорда снова удвоена, удвоение в альтах и басах.

терцквартаккорд на какой ступени. image006. терцквартаккорд на какой ступени фото. терцквартаккорд на какой ступени-image006. картинка терцквартаккорд на какой ступени. картинка image006

Такое соединение аккордов, при котором есть голоса, остающиеся на своих местах (в нашем случае – тенор), называется гармоническим.

Раз уж зашла речь о субдоминанте, продолжим наш пример и перейдем в доминанту. Интервал между субдоминантой и доминантой – IV и V ступенями – секунда, а при движении на секунду трезвучия гармонически соединить не удастся – нет общих нот. Соединение аккордов, когда с насиженных мест снимаются все голоса, называется мелодическим.

Опять тот же принцип экономии движения: перемещаемся в ближайшие ноты нужного нам аккорда. Бас движется на секунду вверх, в основной тон аккорда, а остальные три голоса – вниз. Из этих трех голосов два идут на секунду и один – на терцию.

терцквартаккорд на какой ступени. image008. терцквартаккорд на какой ступени фото. терцквартаккорд на какой ступени-image008. картинка терцквартаккорд на какой ступени. картинка image008

Повторимся, соседние (отстоящие друг от друга на секунду) аккорды соединяются мелодически. Помните, мы говорили о противопоставлении баса остальным голосам? Пожалуйста, как раз тот случай. Бас и остальные голоса идут в противоположные стороны: либо бегут друг другу навстречу, либо расходятся, повернувшись спинами, как противники на дуэли.

Мы познакомились с вами с гармоническим и мелодическим соединением аккордов (Алиса, это Пудинг. Пудинг, это Алиса. Унесите Пудинг). Но не будем оставлять наш пример незаконченным и разрешим доминанту в тонику. Общая нота у аккордов есть – соль у сопрано – поэтому соединение снова гармоническое.

терцквартаккорд на какой ступени. image010. терцквартаккорд на какой ступени фото. терцквартаккорд на какой ступени-image010. картинка терцквартаккорд на какой ступени. картинка image010

Поиграйте на фортепьяно этот пример, пощупайте аккорды и переходы между ними (примеры и задачи лучше решать без инструмента, но по окончании стоит проверить себя). Клиросная братия тут же узнает получившуюся у нас гармоническую последовательность – в церкви ее можно услышать часто, например со словами: «Тебе, Господи».

О разрешении аккордов

Иоганн Себастьян Бах любил засыпать под музыку и заставлял играть сына на ночь, а сынок этого не любил… И как-то раз, услышав, что папа-Бах начал мирно посапывать, сын-Бах бросил игру и, не завершив фразы, убежал. Иоганн наш Себастьян ворочался-ворочался, затем вскочил, подбежал к клавесину, яростно взял брошенный аккорд, разрешил его, снова лег в постель и тут же уснул удовлетворенный.

Еще проще соединить наш аккорд с трезвучиями третьей или шестой ступени – у соединяемых аккордов есть две общие ноты, которые трогать и не надо, бас идет в приму, а оставшийся голос смещается на секунду.

терцквартаккорд на какой ступени. image012. терцквартаккорд на какой ступени фото. терцквартаккорд на какой ступени-image012. картинка терцквартаккорд на какой ступени. картинка image012

Мы прошлись по всем ступеням кроме II и VII.

Со второй ступенью соединение мелодическое. Нарисуем его, а заодно выпишем соединения аккорда с родственными аккордами.

терцквартаккорд на какой ступени. image014. терцквартаккорд на какой ступени фото. терцквартаккорд на какой ступени-image014. картинка терцквартаккорд на какой ступени. картинка image014

Неохваченной осталась VII ступень. Но в мажоре на седьмой ступени уменьшенное трезвучие, а это, как писали Стругацкие, совсем другая история.

О родственных аккордах

Само это понятие – родственные аккорды, степени родства, наводит на мысль прикинуть, кто же кем кому является.

Очевидно, доминанта по отношению к тонике – мать, субдоминанта – дочь. Двойная доминанта – бабушка, встречается и внучка – двойная субдоминанта – хотя этот термин не очень принят в музыковедческом кругу.

Параллельная тональность, надо полагать, – муж. У него тоже есть мать, соответственно – свекровь по отношению к тонике.

Занятная картина получается. Вот, например народная песня «В темном лесе» приобретает неожиданный смысл: попробовали с мужем жить у свекрови, не получилось, вернулись к маме. И так 12 раз – по числу куплетов.

терцквартаккорд на какой ступени. image016. терцквартаккорд на какой ступени фото. терцквартаккорд на какой ступени-image016. картинка терцквартаккорд на какой ступени. картинка image016

Она (I), ее мать (V), муж (VI), свекровь (III), муж, мать, она, мать, она

Вопросы для самопроверки

1. Сколько джина с тоником вы выпили, и в какой момент он закончился?

2. Решите ребус: «Ми-бемоль твою доминанту».

Кажется, пока не было ничего сложного. Если все понятно, новая задачка не вызовет затруднений. Решайте, используя только трезвучия. Мы знаем, что вы знаете про секстаккорды и септаккорды, но потерпите, дойдет очередь и до них. Следите, чтобы ни одна из нот аккорда не была пропущена, и один из голосов удваивал основной тон, который поет бас. Не забывайте про принцип экономии движения – если какой-то голос может остаться на своем месте, то и пусть там стоит, а голоса, которые вынуждены переместиться, нащупывают ближайшие ноты следующего аккорда и закатываются в них, словно шар в лузу.

терцквартаккорд на какой ступени. image018. терцквартаккорд на какой ступени фото. терцквартаккорд на какой ступени-image018. картинка терцквартаккорд на какой ступени. картинка image018

В тесноте, да не в обиде

…Наконец дали третий звонок. С двух сторон на сцену повалил хор и выстроился на станках позади оркестра. Хор поразил Вовку своей численностью — человек сто, не меньше. Станков всем не хватило, певцы стояли еще и по бокам, сбившись в кучу. «Наверное, это и называется тесным расположением голосов», — подумал Вовка…

Б. Тараканов, А. Федоров «Колесо в заброшенном парке»

Опять пойдут правила.

Тесным расположением голосов называется вовсе не толпа певцов, сбившихся в кучу, а аккорд, при котором интервалы между верхними хоровыми партиями – сопрано, альтом и тенором – меньше квинты. А именно, терции и кварты. В зависимости от того, какая нота в мелодии (у сопрано), различают аккорды в положении примы, терции, квинты.

терцквартаккорд на какой ступени. image020. терцквартаккорд на какой ступени фото. терцквартаккорд на какой ступени-image020. картинка терцквартаккорд на какой ступени. картинка image020

И опять надо упомянуть о противопоставлении баса остальным голосам – строго регламентированы интервалы между верхними тремя голосами, а положение баса не оговаривается, басы с тенорами могут петь в унисон, а могут разбежаться больше, чем на октаву.

Аналогично, широким расположением голосов называется аккорд, при котором интервалы между верхними хоровыми партиями больше кварты. А именно, квинты и сексты. В отличие от тесного расположения, где аккордовые ноты в трех верхних голосах идут подряд, в широком они как бы перескакивают через одну ноту.

терцквартаккорд на какой ступени. image022. терцквартаккорд на какой ступени фото. терцквартаккорд на какой ступени-image022. картинка терцквартаккорд на какой ступени. картинка image022

В приведенном примере аккорды даны в положениях терции, квинты и примы соответственно.

При решении задач сразу привыкайте представлять, как это будет звучать в хоре, не забывайте о тесситурных возможностях каждой партии, чтобы не было такого:

терцквартаккорд на какой ступени. image024. терцквартаккорд на какой ступени фото. терцквартаккорд на какой ступени-image024. картинка терцквартаккорд на какой ступени. картинка image024

Теория допускает такой аккорд, и даже спеть его можно, но это же издевательство, по другому не назовешь.

В трезвучиях возможны либо широкое, либо тесное положение голосов – третьего не дано, поскольку нельзя разрывать верхние три голоса больше чем на октаву.

Да, чуть не забыли, как у вас с задачкой? Справились? Вот ответ, проверьте. Эта задача в отличие от многих других задач, которые нам придется решать, имеет единственное решение, разночтений быть не может.

терцквартаккорд на какой ступени. image026. терцквартаккорд на какой ступени фото. терцквартаккорд на какой ступени-image026. картинка терцквартаккорд на какой ступени. картинка image026

Как видите, вся она записана в тесном расположении голосов, поскольку мы соблюдали принцип экономии движения. Вот еще одна закономерность: расположение аккордов остается прежним, если не нарушать этот нехитрый принцип. Вы в этом легко убедитесь, если решите ту же задачу, взяв первый аккорд в широком расположении голосов:

терцквартаккорд на какой ступени. image028. терцквартаккорд на какой ступени фото. терцквартаккорд на какой ступени-image028. картинка терцквартаккорд на какой ступени. картинка image028

Но все время экономить свои движения слишком скучно, а музыка, как любой молодой растущий организм хочет бегать и скакать, ей противны тягомотина и застой, образующийся в средних голосах.

Кстати, гармоническое соединение аккордов в кварто-квинтовом и терцовом отношении не единственно возможное. Можно их соединять и мелодически, хотя звучать хор станет резче. Но помните, при мелодическом соединении аккордов нельзя, чтобы все голоса двигались в одном направлении – хотя бы один голос пустите навстречу.

терцквартаккорд на какой ступени. image030. терцквартаккорд на какой ступени фото. терцквартаккорд на какой ступени-image030. картинка терцквартаккорд на какой ступени. картинка image030

На выдержанной гармонии можно поменять расположение голосов на ступенях аккорда. Повторяющуюся гармонию можно взять в новом положении мелодии.

терцквартаккорд на какой ступени. image032. терцквартаккорд на какой ступени фото. терцквартаккорд на какой ступени-image032. картинка терцквартаккорд на какой ступени. картинка image032

Наконец, существуют скачки. Однако будьте осторожны! Скачки – дело рискованное.

Экстремальные скачки

Да, не удивляйтесь. При скачках в музыке легко покалечиться.

Вспомните, как вы ходите по лестнице. Подряд идти по ступенькам или перескочить через ступеньку не сложно. Через две – уже надо постараться. Но не каждый рискнет сигануть через три ступеньки и больше, а если рискнет, то долго будет готовиться к прыжку, а прыгнув, посидит, переведет дух и уж конечно не станет сразу же прыгать снова.

В музыке примерно та же ситуация. Секунда и терция – это все рядом, по ним легко и удобно бегать. Но начиная с кварты, чем дальше, тем больше надо быть внимательным. Прыгающему голосу ничто не должно мешать: лучше, если остальные голоса в этот момент будут малоподвижны, да и сам прыгун перед стартом не должен суетиться. Но главное, после скачка голос должен сделать плавное движение в обратную сторону, это называется заполнение скачка.

терцквартаккорд на какой ступени. image034. терцквартаккорд на какой ступени фото. терцквартаккорд на какой ступени-image034. картинка терцквартаккорд на какой ступени. картинка image034

Простите за пространное самоцитирование, но вот пример, как нельзя лучше иллюстрирующий сказанное.

Отец сегодня отправил спать Антонио пораньше, и тот, поцеловав отца, послушно отправился в свою комнату. Спальни и отцовский кабинет располагались на втором этаже старого венецианского дома. Наверх, в комнату Антонио, вела деревянная лестница с крепкими, хорошо потертыми перилами. Стоптанные ступеньки чуть поскрипывали под ногами.

Но не скрип слышал Антонио, когда шел по лестнице. Ступени были для него нотами — от нижней «до» до верхней «фа» — всего одиннадцать. Немного, но для Антонио их было больше чем достаточно. Он никогда не ходил по лестнице просто так — что может быть интересного в обычной гамме? Но всегда останавливался на одних ступеньках, перескакивал через другие, возвращался, быстро пробегал — так, чтобы получалась какая-нибудь мелодия, каждый раз новая. Мелодии были самые разные — быстрые, медленные, веселые и грустные — в зависимости от настроения Антонио.

Сам ли он придумал эту игру, или отец, когда объяснял ему ступени и интервалы, привел для наглядности пример с лестницей, Антонио не помнил — слишком давно это было. Но игра на лестнице никогда не надоедала ему. Даже если он очень торопился и терциями скакал через ступеньку, все равно не забывал перед последней нотой сделать коротенькую трельку ногами. Зато потом ему не составило труда разобраться с ножной клавиатурой, когда он стал учиться игре на органе. Антонио всегда с улыбкой вспоминал, как Карло Тортора в первый раз усадил его за этот инструмент: «Не бойся, малыш. Орган — это тот же клавесин, только все время сопит…»

А вот большие интервалы и скачки давались Антонио на лестнице с трудом — здесь это были действительно скачки с риском свернуть шею. После нескольких неудачных мелодических построений отец строго-настрого запретил ему брать на лестнице интервалы больше кварты и порекомендовал использовать плавное голосоведение. Потирая ушибленные бока и шишку на лбу, Антонио тут же согласился и не сильно потом огорчался потерей — даже и теперь запас мелодий у лестницы был неограничен.

Б. Тараканов, А. Федоров «Колесо в заброшенном парке»

Друзья! Чтобы не было мучительно больно за бессмысленно спетые хором ноты, чтобы средние голоса были вам благодарны, чтобы певцы не засыпали, топчась на двух-трех без конца повторяющихся нотах, в паузах проклиная автора, умоляем вас, разнообразьте, РАЗНООБРАЗЬТЕ ФАКТУРУ!

И практика, практика, практика… « Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет» – эта любимая цитата Владимира Ильича Ленина из «Фауста» здесь будет как нельзя более уместна. Порешайте задачи – как с заданным басом, так и с мелодией. Вы их найдете в любом учебнике гармонии.

Привыкайте заботиться о певцах с самого начала обучения, даже выполняя упражнения. Решив задачу, спойте каждый голос – комфортно ли альтам, не давятся ли тенора? Помедлите минутку в тишине, почувствуйте послевкусие.

И будьте экономны в средствах, избегайте музыкальных излишеств – этакой бренчащей болтовни ни о чем. Не забывайте, дорогие хормейстеры, что то, что вы напишете, вам же и разучивать с хором, подумайте об этом.

А мы с вашего позволение двинемся дальше, конспективно перечислив правила, о которых надо не забывать при решении задач.

N Запрещены параллельные октавы и квинты.

N Все голоса не могут идти в одну сторону – должно наблюдаться либо встречное движение, либо хотя бы один голос должен остаться на месте.

N Запрещено перекрещивание голосов.

N Разрыв между верхними тремя голосами не может превышать октавы.

N Пока воздержимся от ходов на уменьшенные и увеличенные интервалы.

N Скачки заполняются плавным движением в противоположную сторону.

N Гармония через тактовую черту не переносится – со взятой на последнюю долю гармонии нельзя начинать следующий такт.

Еще одна часто встречающаяся опечатка. Первое обращение трезвучия называется секстаккордом. Как видите, с сексом ничего общего. Хотя… Басы, если постараются, могут взять свою терцию так эротично, что женские партии будут млеть от восторга. J

Итак, бас находится на терции, а остальные голоса? Остальные три голоса располагаются на оставшихся нотах аккорда, причем, довольно свободно. Это могут быть как две примы и квинта, так и две квинты и прима. При разговоре о секстаккордах часто теряет смысл понятие тесного и широкого расположения – интервалы между верхними тремя голосами могут варьироваться, лишь бы не превышали октавы. А именно возможны комбинации из прим, кварт, квинт, октав. Вот, кажется, полный список возможных секстаккордов до мажора с учетом тесситурных возможностей хора (если что пропустили, компетентные товарищи нас поправят).

терцквартаккорд на какой ступени. image036. терцквартаккорд на какой ступени фото. терцквартаккорд на какой ступени-image036. картинка терцквартаккорд на какой ступени. картинка image036

И вот что важно. Такая свобода в расположении голосов делает секстаккорд очень полезной штукой. Он не так основателен, как тоническое трезвучие, поэтому не используется в начале и конце музыкального периода, но незаменим при связках, переходе от широкого к тесному расположению и обратно.

терцквартаккорд на какой ступени. image038. терцквартаккорд на какой ступени фото. терцквартаккорд на какой ступени-image038. картинка терцквартаккорд на какой ступени. картинка image038

тесное 6 широкое 6 тесное

Секстаккорды могут идти последовательно, нанизываясь друг на друга. Но следите за соблюдением правил, особенно в средних голосах. Всякие параллельные квинты, октавы и прочая нечисть так и норовят выскочить.

терцквартаккорд на какой ступени. image040. терцквартаккорд на какой ступени фото. терцквартаккорд на какой ступени-image040. картинка терцквартаккорд на какой ступени. картинка image040

Что любопытно, параллельные квинты запрещены, а параллельные кварты – нет, и этим надо пользоваться. Если вы уперлись в параллельную квинту, подумайте, нельзя ли поменять голоса местами так, чтобы получилось ее обращение – кварта.

Кадансовый и проходящий

Квартсекстаккорд это второе обращение трезвучия, то есть аккорд, построенный на квинте. Квинта в нем и удваивается.

терцквартаккорд на какой ступени. image042. терцквартаккорд на какой ступени фото. терцквартаккорд на какой ступени-image042. картинка терцквартаккорд на какой ступени. картинка image042

Не спрашивайте, почему такое название – в исторически сложившихся названиях аккордов логика иногда хромает: если это квартсекстаккорд, то почему аккорд из предыдущей главы не терцсекстаккорд, а просто секстаккорд?

По видимому, название призвано подчеркивать наиболее характерное в аккорде, а именно, кварту, на которую он «опирается».

Используется он редко, но метко.

В окончании музыкальной фразы, называемой кадансом (каденцией), квартсекстаккорд очень удобно перевести в доминанту. Такой аккорд называется кадансовым. Аккорд этот играет в кадансе важную роль, ведь для его обозначения даже специальная буква придумана – «К».

терцквартаккорд на какой ступени. image044. терцквартаккорд на какой ступени фото. терцквартаккорд на какой ступени-image044. картинка терцквартаккорд на какой ступени. картинка image044

Второй (и последний) случай использования квартсекстаккорда в классической школе гармонии – в качестве проходящего или вспомогательного.

терцквартаккорд на какой ступени. image046. терцквартаккорд на какой ступени фото. терцквартаккорд на какой ступени-image046. картинка терцквартаккорд на какой ступени. картинка image046

Как видите, квартсекстаккорд появляется на слабую долю и тут же исчезает, словно композитор стремится как можно быстрее от него избавиться. Какой квартсекстаккорд? Не знаем мы никакого квартсекстаккорда… Дальше, дальше!…

Три семерки

я встаю, одеваюсь, хватаюсь за выступы,
весь изящный и выспренний я с постели встаю,
я листаю гармонию, я гармонию лИстаю,
листаЮ я гармонию, листаЮ, листаЮ.

Полистаю ли Листа я по лесам все по лиственным,
под листом то под лиственным Листа я листаЮ,
устаю ли я, выстою ль среди жизненных выстрелов?
я от жизненных выстрелов устаю, устаю.

Я стою перед вами весь изящный и тоненький,
весь изящный и тоненький как безмолвный укор.
Доминантсептаккорд разрешается в тонику.
Разрешается в тонику доминантсептаккорд.

Стишок из стенгазеты одного музыкального училища.

У септаккорда, обозначаемого семеркой, три обращения: квинтсекстаккорд, терцквартаккорд, секундаккорд.

терцквартаккорд на какой ступени. image048. терцквартаккорд на какой ступени фото. терцквартаккорд на какой ступени-image048. картинка терцквартаккорд на какой ступени. картинка image048

Все интервалы в этих неповоротливых названиях аккордов указывают на то, какое положение по отношению к нижней ноте занимают септима (самая характерная ступень аккорда) и основной тон.

Так в квинтсекстаккорде на квинте находится седьмая ступень, на сексте – основной тон:

терцквартаккорд на какой ступени. image050. терцквартаккорд на какой ступени фото. терцквартаккорд на какой ступени-image050. картинка терцквартаккорд на какой ступени. картинка image050

В терцквартаккорде на терции находится седьмая ступень, на кварте – основной тон:

терцквартаккорд на какой ступени. image052. терцквартаккорд на какой ступени фото. терцквартаккорд на какой ступени-image052. картинка терцквартаккорд на какой ступени. картинка image052

терцквартаккорд на какой ступени. image054. терцквартаккорд на какой ступени фото. терцквартаккорд на какой ступени-image054. картинка терцквартаккорд на какой ступени. картинка image054

Итак, доминантсептаккорд (а это были его обращения) разрешается в тонику:

терцквартаккорд на какой ступени. image056. терцквартаккорд на какой ступени фото. терцквартаккорд на какой ступени-image056. картинка терцквартаккорд на какой ступени. картинка image056

терцквартаккорд на какой ступени. image058. терцквартаккорд на какой ступени фото. терцквартаккорд на какой ступени-image058. картинка терцквартаккорд на какой ступени. картинка image058

Тут как раз появляется удвоение терции. Обратите внимание, удвоение терции в прерванном обороте не нарушение, а норма. Наоборот, надо исхитриться, чтобы удвоить приму и не напороться при этом на параллельные квинты:

терцквартаккорд на какой ступени. image060. терцквартаккорд на какой ступени фото. терцквартаккорд на какой ступени-image060. картинка терцквартаккорд на какой ступени. картинка image060

Впрочем, вышесказанное относится только к мажору. В миноре терцию удвоить в любом случае придется, иначе не избежать неопрятного хода в увеличенную секунду:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *