тетраэтилсвинец в каких странах разрешен
Почему этилированный бензин запрещен в большинстве стран мира?
Многим автомобилистам, особенно тем, кто впервые сел за руль с середины двухтысячных, само понятие «этилированный бензин» связано разве что с наклейкой на внутренней стороне лючка бензобака и надписью на английском (unleaded only): производство такого бензина давно запрещено. Между тем дешевизна и эффективность тетраэтилсвинца всё ещё подталкивает многих недобросовестных продавцов к его распространению.
Чем отличается этилированный бензин от неэтилированного и почему он был запрещен к использованию во многих странах? Ответы на эти вопросы могут представлять интерес для широкого круга автомобилистов.
Немного истории
Использовать тетраэтилсвинец (или сокращённо TEL) в качестве присадки к автомобильному топливу, повышающему его антидетонирующие свойства, стали в 20-х годах прошлого века в Америке. Тогда крупные автомобильные концерны настойчиво искали эффективное средство борьбы с детонацией, и тетраэтилсвинец был далеко не единственным материалом, с которым работали исследователи. Но по соотношению затрат на производство присадки и её эффективностью — самым перспективным веществом. Во всяком случае, именно к такому выводу пришла группа исследователей, руководимая тогдашним вице-президентом корпорации GM Чарльзом Ф. Кеттерингом.
Новому виду «свинцовосодержащего» (leaded) топлива Кеттеринг даёт название этил, что внесло некоторую путаницу при использовании названия другого хорошо известного вида топлива на основе этилового спирта. Сам этиловый спирт применялся в спортивных двигателях с высокой степенью сжатия, а его добавление в бензин повышало антидетонационные характеристики топлива. Впоследствии в истории техники многие исследователи считали, что такая неразбериха с названиями была устроена намеренно: об опасном влиянии свинца на человеческий организм сотрудники GM уже знали.
После успешных лабораторных испытаний GM объявляет о подготовке производства этилированного бензина в промышленных объемах. И это происходит несмотря на предостережения, поступающие в GM из ведущих научно-исследовательских центров страны об опасности влияния свинца на человеческий организм. Несмотря на эти и другие многочисленные предупреждения общественности GM совместно с DuPont и Standart Oil Co (ныне Exxon/Mobil) создают предприятие Ethyl Corporation по производству этилированного бензин.
С этого времени начинается победное шествие автомобильного топлива, содержащего TEL по миру, равно как и многочисленные движения в разных странах за его запрещение.
И немного техники
А зачем вообще так мучились с изобретением, испытанием, внедрением и последующим совершенствованием антидетонационных присадок целые поколения исследователей? Дело в том, что практически сразу с началом использования двигателя внутреннего сгорания в автомобилестроении возник вопрос о повышении его мощности. А точнее удельной мощности: конечно, можно было увеличивать объём двигателя, но не до бесконечности же (к тому же машина становилась тяжелее и дополнительная мощность расходовалась бы впустую).
Увеличение степени сжатия топлива — основной способ повышения удельной мощности двигателя, который практически сразу стал использоваться конструкторами. И вот тут возникла проблема детонации: взрывного возгорания части топливной смеси по достижении определённых значений давления и температуры в камере сгорания.
Чем вредна детонация и почему с ней потребовалось бороться?
Октановое число исследуемого бензина и по сей день определяется на установке, включающей одноцилиндровый двигатель с возможностью плавного изменения степени сжатия. Как только в такой установке в процессе испытаний начинается детонация, бензин заменяют смесью изооктана и н-гептана и добиваются детонации уже за счёт изменения пропорции эталонных жидкостей. То есть, если соотношение изооктан/ н-гептан оказалось 92:8, значит октановое число равно 92.
В мировой практике приняты два метода определения октанового числа:
Отличаются они более жёсткими условиями испытаний по моторному методу: октановое число получается приблизительно на 9 – 10 пунктов ниже, чем по исследовательскому методу. Поэтому для потребителя важно понимать, что приобретая «исследовательский» АИ 95, он заправляет автомобиль «моторным» бензином А 85 или А 86.
В ряде стран, например в США, введен универсальный индекс октанового числа — AKI (Anti-Knock Index), который равен среднеарифметическому «исследовательского» и «моторного» октановых чисел. Поэтому автомобилистам следует учитывать, что разрешённое к применению в американских автомобилях топливо с октановым числом, 86 по AKI, например, соответствует нашему АИ 92.
Видео: Тестируем КАЧЕСТВО бензина / Октановое число / Присадки
Отличие этилированного бензина от неэтилированного
Продолжительное время автомобильный бензин получали методом перегонки сырой нефти. Октановое число такого «прямогонного» бензина редко когда превышало цифру 60, да и то из нефти, полученной на весьма ограниченном круге месторождений. «Добирать» антидетонационную стойкость можно было двумя путями:
Первый путь требовал серьёзных затрат, а второй был дёшев и давал немедленный результат. И в этом смысле соперников у тетраэтилсвинца в прошлом веке не было: присадки на основе TEL повышали октановое число бензина почти на 20 пунктов. Использование присадок на основе тетраэтилсвинца для повышения октанового числа и отличает этилированный бензин от неэтилированного.
Вредное воздействие TEL на человеческий организм стало проявляться сразу же после начала производства этилированного бензина. Уже в 1924 году, когда на одном из предприятий на участке по производству этилированного бензина в Нью-Джерси произошла авария, был зафиксирован случай массового психического расстройства работников с тяжелейшими последствиями. Случай оказался не единственным: на разных предприятиях Standart Oil Co в том же 1924 году происходили случаи отравления парами свинца, в том числе и с летальным исходом.
С этого времени и на многие десятилетия вперед разворачивается борьба за запрещение производства и использования этилированного бензина.
Но опасным для здоровья человека и окружающей среды тетраэтилсвинец оказался не только на стадии производства. В выхлопных газах автомобилей, использующих этилированный бензин, доля оксида свинца чрезвычайно высока: 1 литр такого топлива отравляет (превышает предельную концентрацию) более 1 тыс. кубических метров воздуха. Но и это еще не всё — загрязняется почва и природные водоёмы.
Наконец, с семидесятых годов прошлого столетия борьба за охрану окружающей среды охватывает и автомобилестроение. В конструкции машин появляются каталитические нейтрализаторы, существенно снижающие содержание вредных веществ в выхлопах. При сгорании этилированного бензина свинец, содержащийся в отработанных газах, тонкой пленкой оседает на рабочей поверхности катализатора, сводя его эффективность к нулю. Недаром говорят, что этилированный бензин — главный враг катализатора.
Видео: Тест бензин
Что взамен
Параллельно с общественными и экологическими движениями за запрет производства и использования этилированного топлива совершенствовались технологии переработки нефти с получением бензина с повышенным октановым числом (каталитический риформинг), изобретались безопасные для окружающей среды антидетонационные присадки (прежде всего на основе эфиров).
Этилированному бензину в России и мире положен конец, но в чем его опасность?
Этилированным бензином вы больше не сможете заправить свой автомобиль, так как официально запрещен во всем мире и больше не производится. Последней страной в мире, которая продавала его, был Алжир, но теперь и здесь от него отказались. Чтобы добиться тких результатов, ООН в течение последних 19 лет прикладывала массу усилий. К борьбе с этим топливом под эгидой ЮНЕП (программа ООН по охране окружающей среды) присоединились 73 промышленные группы, правительства ряда стран, а также многие организации. Причина такой массовой борьбы с ним связана с его высокой токсичностью. Вы, возможно, скажите, что любой бензин токсичен. Так и есть, но этилированный обладает сильными отравляющими свойствами, которых нет у неэтилированного топлива. При неудачном стечении обстоятельств даже незначительное вдыхание его паров может привести к временным или даже необратимым поражениям ЦНС и головного мозга. Кроме того, этот бензин значительно сокращает срок службы двигателя.
Этилированный бензин высоко токсичен по причине высокого содержания в нем свинца
Какой бензин этилированный и для чего его придумали
Этилированный бензин изготавливали путем добавления в первичный продукт нефтепереработки металлоорганического соединения, именуемого тетраэтилсвинцом. Именно эта добавка и делала его таким токсичным. Причина ее использования была в том, что после первичной нефтепереработки бензин совершенно непригоден к использованию в качестве топлива в двигателях внутреннего сгорания. Его октановое число не превышает 50-60. Как известно, бензин с самым низким октановым числом, который подходит в качестве топлива для ДВС — это АИ-80, он же А-76. Но даже им автопроизводители запрещают заправлять современные модели своих автомобилей.
Напомним, что при низком октановом числе топливо не выдерживает высокое давление, в результате чего детонирует и взрывается. Присадку со свинцом, повышающую октановое число, начали добавлять в начале XX века, когда заменить ее, по сути, было еще нечем.
Весь свинец, который во всем мире поступал в бензобаки, содержал три грамма свинца менее чем на 4 литра бензина. Весь этот свинец вылетал из выхлопных труб и, прежде чем осесть, некоторое время находился в воздухе.
Свинец — тяжелый металл, который при попадании в кровь нарушает функционирование мозга и центральной нервной системы
К началу 1970-х ученые уже хорошо знали о серьезном негативном воздействии свинца на организм человека. Первой запретила этилированное топливо Япония в 1980 году. За ней последовали Австрия, Канада, Словакия, Дания и Швеция. В США и Германии окончательный отказ от этилированного топлива произошел четверть века назад — в 1996 году. В Росси этилированный бензин производили вплоть до 2002 года, после чего он тоже был запрещен.
Не забудьте подписаться на наш Telegram-канал, где вы найдете еще больше увлекательных материалов по теме науки, современных технологий и техники.
Что касается неэтилированного бензина, он тоже изготавливается из первичного продукта нефтепереработки с низким октановым числом. Однако, в отличие от этилированного, содержит безопасные присадки на основе спирта и эфира. Кроме того, ученые работают над другими технологиями создания безопасного бензина. Одна из таких технологий позволяет создавать топливо даже из воды.
Чем опасен этилированный бензин
Как выяснили ученые, дети, которые подверглись воздействию свинца, обладают низким уровнем интеллекта. Их IQ может составлять не более 10 баллов. Как говорит 22-летний парень Тони, подвергшийся воздействию свинца в утробе матери, ему всегда было сложно сосредоточиться. Особенно тяжело давалась учеба в школе.
Свинец способен поражать печень и другие органы организма
Также учеными было установлено, что свинец действует на систему ориентации в пространстве и способность держать равновесие. Результаты этого исследования были опубликованы в Inderscience в 2007 году. Ученые нашли способ обнаружить нарушения, вызванные воздействием свинца, с помощью быстрого неинвазивного теста, который можно проводить, начиная с пятилетнего возраста. Позже еще одно исследование показало, что в мозгу таких детей отсутствовали нейроны, которые отвечают за движения и способность поддерживать равновесие. Как говорит Амит Бхаттачарья, их уничтожил свинец, который способен преодолевать гематоэнцефалический барьер в мозге и попадать куда угодно.
Еще одно из недавно обнаруженных негативных свойств свинца — ранняя ломкость костей у женщин. Уже в 30-лет хрупкость костей соответствует 47-летнему возрасту. Но, самое главное, как показывают все исследования, проведенные за последние 20 лет, не существует безопасной дозы свинца, попавшего в организм. Даже самый минимальный его уровень в крови, особенно в детской, приводит к серьезным негативным последствиям.
От бензина со свинцом удалось избавиться, однако это не единственная опасность, которая угрожает человечеству. Больше материалов на эту тему вы найдете на нашем Яндекс.Дзен-канале
Поэтому, когда алжирский нефтеперерабатывающий завод сообщил о том, что израсходовал все свои запасы свинца, ООН это было воспринято с большим воодушевлением. По оценкам ЮНЕП, это предотвратит 1,2 миллиона преждевременных смертей. Сколько же людей пострадали от него за все годы его использования в XX веке, остается только догадываться. Следующим шагом должен быть полный отказ от бензина. К примеру, Израиль наметил такую цель к 2030 году.
Эра этилированного бензина
Одна из главных причин сверхмерного загрязнения выхлопными газами наших мегаполисов — это крайне низкое качество автомобильного топлива. Несмотря на то, что самый страшный этилированный, содержащий тетраэтилсвинец бензин уже 10 лет (с 2003 года) находится на Украине под запретом, очистить атмосферу от последствий его использования до сих пор не удаётся.
Если до 1942 года советским бензином больные ангиной полоскали горло, то в последующие 60 с лишним лет применения тетраэтилсвинца о таком антисептике и подумать было страшно.
Это ядовитое органическое соединение свинца, использовавшееся для повышения октанового числа, в 8 раз токсичнее обычного металлургического свинца.
Эра этилированных бензинов началась в 1924 году в Америке с предприятия, без свинца в названии — «Этил корпорейшн».
В СССР тетраэтилсвинец не применялся до 1942 года по двум причинам:
• Высокое (в сравнении с Лос-анджелесской и техасской нефтью) качество сырья, добываемое в Грозном и в Баку;
• У отечественных автомобилей степень сжатия в карбюраторных двигателях была ниже, чем у тех же американских.
Но в 1942 году в СССР поступили первые партии американских грузовиков Studebekker и истребители из стран Атланты, которые привыкли работать на этилированном бензине. Поэтому сначала закупали, а потом и наладили производство тетраэтилсвинцовой жидкости.
Для производителей бензиновых двигателей одной из самых злободневных проблем является самопроизвольное возгорание бензина. Если при сгорании стандартная скорость фронта пламени должна быть не выше 30 м/с, то когда возникает самопроизвольное воспламенение, она достигает 2500 м/с. Тем самым она высвобождает очень много свободной энергии.
Вот почему тепловой баланс внутри двигателя нарушается. В результате – необратимые последствия. Агрегат выходит из строя очень быстро.
В 1921 году два инженера из компании Дженерал моторс, Бойд и Миджлей, хотели помочь своему другу, предпринимателю, построившему небольшую электростанцию. Предполагалось, что движок будет работать на керосине, но он работал со сбоями, сильно детонировал, и в любой момент мог выйти из строя, потому что в керосине было низкое октановое число. Способность тетраэтилсвинца повышать октановое число керосина, была обнаружена в результате целенаправленного поиска вещества, способного снижать детонацию двигателя. После множества экспериментов был сделан вывод о том, что тетраэтилсвинец является таким синтетическим веществом, которое может поднимать сопротивляемость к самопроизвольному возгоранию даже самого низкопробного и дешевого бензина.
Испытания, проводимые с бензином на автомобильных двигателях, тоже показали положительный результат. Руководители Дженерал Моторс зарегистрировали патент на открытие и, объединившись с двумя другими корпорациями — «DuPont» и «StandardOil» создали предприятие, выпускающее антидетонирующую присадку на основе тетраэтилсвинца.
Получив искомое, руководители Этиловой корпорации на этом успокоились. Они тщательно скрывали факты отравлений на своих фабриках, отрицали ядовитость тетраэтилсвинца. Сам Томас Миджлей получил отравление этим веществом, и долго лечился, но он так и не признался в том, что его детище наносит вред окружающей среде и людям.
Даже в названии предприятия, занимавшегося производством тетраэтилсвинца в Америке, о ядовитом металле предпочли умолчать, чтобы не пугать людей. Компания называлась EthylCorporation(этиловая корпорация).
ТЭС — сокращенное название тетраэтилсвинца. Вредное влияние на организм человека это соединение продемонстрировало на заводах «Этил корпорейшн» в первые же дни своего появления. ТЭС — летучее соединение, и его пары попадают в организм с вдыхаемым воздухом. Соединение этила со свинцом воздействует, прежде всего, на нервную систему, на головной мозг. При постоянном контакте с этим веществом, оно накапливается в головном мозге, почках и печени.
Сейчас использование этилированного бензина запрещено во всех странах Европы и во многих штатах США. Ученые разработали синтетический аналог этилированного бензина — биобензин. Он отличается от этилированного бензина тем, что в него добавляется этиловый спирт. Такой бензин очень популярен, например, в Германии и Финляндии.
Неэтилированный и Этилированный бензин
По работе столкнулась с таким словосочетанием, как «Неэтилированный бензин». И, конечно же, мне захотелось узнать, что это такое, чем отличается и с чем «едят». Ведь мы привыкли к таким названиям, как Аи-92, Экто, ДТ и прочее.
И вот что я нарыла интересненького.
Большинство владельцев современных авто в технических условиях по эксплуатации могут увидеть пометку о том, что в их авто разрешено использовать исключительно неэтилированный бензин. Либо же имеется запрет на использование этилированного. По своей сущности это одно и то же. Однако почему так и как отличить эти два вида горючего, знает далеко не каждый.
При переработке нефти, бензин получается далек от нужного. Октановое число такой смеси (переработанного топлива), составляет от 56 до 60. Всем понятно, что это далеко от стандартного показателя, например 92 бензина. Производителю нужно повысить октановое число смеси, чтобы получить нормально и пригодное топливо для автомобилей.
Повысить октановое число можно двумя способами, первый опасный, тот который сейчас не применяется. И второй более экологически чистый. Как раз в этих способах и кроется ответ на наш вопрос.
Этилированный бензин – получается способом смешения топлива с определенным видом присадок. Нужно сказать, что самый эффективный способ создания топлива. В первоначальное топливо (которое получилось при перегонке) добавляются присадки, основанные на тетраэтилсвинца, такие присадки очень сильно улучшают качественные показатели топлива. Однако такой способ практически как 20 лет запрещен. Не смотря на качественную смесь, которая получается при смешении с тетраэтилсвинцом, такое топливо очень сильно токсично! Содержит в выхлопных газах очень много «летучего» свинца, который затем оседает в легких, а это может вызывать «рак» у человека. Поэтому такое топливо запрещено. Также этилированный бензин (бензин с содержанием тетраэтилсвинца), очень пагубно влияет на нейтрализатор отработанных газов, которые стоят практически в каждом автомобиле. Нейтрализатор даже после одной заправки может выйти из строя, а с ним выйдет из строя и лямба – датчик тот который контролирует уровень кислорода в отработанных газах. Таким образом, рядовая иномарка может встать из-за применения этилированного бензина. Потому как многие импортные автомобили не работают, или работают плохо с испорченным нейтрализатором (катализатором) отработанных газов.
Неэтилированный бензин – получается при добавлении других менее эффективных присадок, но более экологичных (свинца в таких присадках нет). ДА и определенной одной присадки также нет, их могут быть десятки различных, все зависит от производителя топлива. В топливо могут добавлять как спирты, так и эфиры, которые повышают октановое число топлива. Такие присадки менее эффективны, но очень экологичны, не содержат свинца, а это уже о многом говорит. ДА и катализатор автомобиля будет ходить многие тысячи километров на таком топливе.
Таким образом, неэтилированный – это бензин который не содержит тетраэтилсвинца в своем составе, а основан на спиртовых или эфирных добавках.
Нужно отметить, что в СССР ярким представителем этилированного топлива был 93 бензин, который запретили примерно 20 – 25 лет назад. Сейчас в России используются только неэтилированные бензины.
А вот интересная ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭТИЛИРОВАННОГО ТОПЛИВА!
Ещё с начала XX века, когда автомобильная промышленность только начинала развиваться, вопрос детонирования топлива в двигателях внутреннего сгорания стоял достаточно остро. Ведь в результате первичной переработки нефти получается топливо, которое по техническим характеристикам ещё непригодно к использованию, так как имеет низкое октановое число. Что это такое? Это показатель, который показывает степень давления, необходимую для детонации. При первичной переработке нефти октановое число едва ли доходит до 60, в то время как для большинства двигателей рекомендовано от 92 (ну или хотя бы 80). Однако вторичная обработка, которая помогает увеличить октановое число, достаточно дорогостоящая и сложная. И производители начали задумываться над вопросом: как можно повысить степень детонации более дешёвым способом? И такой способ был найден. В 20-х годах прошлого века «Дженерал моторс» смогли существенно повысить октановое число бензина с помощью добавления в него этиловых примесей (тетраэтилсвинца). Вскоре они открыли собственный завод по производству этилированного бензина. Он был существенно дешевле обычного и вместе с тем ядовитей, однако этот факт долгое время замалчивался.
Именно так на американском рынке, а вскоре и в других регионах появился этилированный и неэтилированный бензин. Отличие в цене было значительным. О его вреде информация скрывалась. А потому такой бензин становился всё более популярным, и вскоре почти полностью вытеснил неэтилированный. Информация о том, что при его производстве добавляется тетраэтилсвинец, который губительный для человеческого организма, замалчивалась, ведь речь шла о миллионных прибылях. Факты отравления парами на заводах, которые его выпускали, не придавались огласке и объяснялись несчастными случаями на химическом производстве.
Ситуация изменилась лишь спустя 20 лет, когда впервые было доказано негативное влияние этилированного горючего на окружающую среду и на человека. Однако полностью закрыть производство такого горючего в Америке удалось лишь спустя ещё 30–40 лет. Уже в начале 80-х в Америке был запрет на производство двигателей, работающих на таком топливе, спустя ещё несколько лет этилированный бензин полностью исчез с заправок. Однако в Европе запрет на использование этилированного топлива действует с 2000 года.
Этилированный бензин в России был запрещён только в 2002 году.
Импортозамещение дало свинцовый осадок в суде
«Фонтанка» изучила экономику одного из самых закрытых видов теневого бизнеса.
Идея, загубленная ФСБ
Идею ввезти на территорию России запрещённый тетраэтилсвинец в Главном следственном управлении питерского ГУ МВД приписывают известному бизнесмену Александру Мардину. Якобы он поделился ею с бизнес-партнерами Игорем Самолетовым и Антоном Британом, первый из которых нашел специалиста в области международных грузоперевозок, способного реализовать идею. Этим человеком следствие видит менеджера по работе с клиентами логистической компании ООО «Фэйрвэй» Алексея Снычева (внук бывшего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна, скоропостижно скончавшегося на приёме в отеле «Северная Корона» в 1995 году. Существует городская легенда, что за несколько минут до смерти Иоанн благословил Анатолия Собчака на участие в выборах губернатора, которые тот проиграл. Почти достроенный отель так и не был введен в строй).
В обвинительном заключении описано, как Снычев осенью 2012 года передал знакомому эксперту 200-миллилитровую баночку с заказанным из Китая в Интернете тетраэтилсвинцом «для проведения химического анализа на предмет пригодности к использованию в производстве авиационного бензина». Анализ дал положительный результат.
Следствие считает, что Алексей Снычев организовал фиктивное таможенное оформление тетраэтилсвинца, для чего использовал втёмную декларанта «Фэйрвэя» Ирину Рошку. Та якобы использовала полученные от Снычева фиктивные документы для изготовления декларации, в которой вместо запрещённого в России тетраэтилсвинца фигурировала присадка для моторного топлива.
Александр Мардин и Алексей Снычев обвиняются в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 226.1 и частью 2 статьи 234 УК РФ («Незаконное перемещение через таможенную границу ядовитого вещества, совершенное группой лиц по предварительному сговору» и «Незаконное приобретение, хранение и перевозки ядовитого вещества»). Обоим грозит до 7 лет лишения свободы, и оба категорически отрицают свою вину, в отличие от Игоря Самолетова и Антона Британа. Их Выборгский городской суд Ленинградской области в октябре 2014 года уже осудил в особом порядке.
Мардина обвиняют ещё и в незаконном обороте 57 тонн метанола (метилового спирта), который был, по версии следствия, под его руководством приобретён на новгородском заводе «Акрон», доставлен на площадку частично принадлежащего Мардину ООО «Компания ЛВЖ-701» и смешан с прямогонным бензином. Получившуюся смесь следствие называет по своим качествам «приближенной к высокооктановым маркам автомобильного топлива» – её залили в 4 железнодорожные цистерны по 66 тонн каждая (итого 264 тонны конечного продукта), чтобы отправить потенциальным покупателям.
Теперь судьбу Мардина и Снычева решит Выборгский городской суд Ленинградской области.
Теория крайнего
Представляющий интересы Алексея Снычева адвокат филиала «Тонков и партнеры» Ленинградской областной коллегии адвокатов Евгений Тонков уверен – его клиента намеренно сделали крайним. Тонков заявил «Фонтанке»:
«В логистическую компанию «Фэйрвэй», сотрудники которой занимались таможенным оформлением грузов, обращаются клиенты с просьбой оформить им импорт топливной присадки и им назначают менеджера для обслуживания. Таким менеджером оказался недавно устроившийся туда на работу Алексей Снычев. И сделал он лишь то, что входило в его полномочия: отправил образец присадки эксперту и, получив положительный ответ, организовал доставку груза.
Он специалист по логистике, никогда не имел отношения к таможенному оформлению грузов – почему следствие верит показаниям сотрудников «Фэйрвэя», которые через свою компанию «ТрансМаш МСК» сначала растаможили груз, пришедший в Россию из Китая через Финляндию, а потом сказали, будто их просил об этом Снычев? Почему те, кто оформил фиктивные документы и направил их в таможню, свидетели, а Снычев обвиняемый? Я уверен, что коллектив «Фэйрвэя» решил сделать новичка «крайним».
Защищающая Александра Мардина адвокат Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов Лариса Фон-Арев также возмущена:
– 234-я статья Уголовного кодекса наказывает за сбыт и незаконный оборот в целях сбыта, а мой подзащитный ничего не сбыл – он собирался использовать тетраэтилсвинец для изготовления авиационного топлива, – заявила она «Фонтанке». – Но про оборот этого вещества в целях изготовления другого вещества в УК ничего не сказано.
Остаётся добавить, что ООО «Фэйрвэй» в августе 2015 года ликвидировано. Компания проработала на рынке внешнеэкономической деятельности 4 года и была известна бизнес-сообществу прежде всего благодаря одному из своих совладельцев Михаилу Зорину (33.33%), которого, несмотря на скромность долевого участия, считают одним из ТОП-10 игроков таможенного бизнеса региона.
Найти господина Зорина «Фонтанке», к сожалению, не удалось.
Ключ от квартиры, где деньги лежат
«Фонтанке» не удалось найти специалистов, которые бы легально прокомментировали экономику чёрного топливного рынка, заложенную в фабулу данного уголовного дела. Ни один специалист ни одной топливной компании не захотел обсуждать этот вопрос с упоминанием своих статуса и фамилии. Неофициально нам в общих чертах объяснили, где в этой сфере бизнеса «зарыты пять золотых».
Как говорят участники рынка, легально приобрести в России тетраэтилсвинец невозможно – его здесь просто не существует. Ядовитую присадку разрешается использовать для изготовления авиационного бензина, но авиационный бензин в России официально не производится. Большие пассажирские самолёты летают на реактивном топливе, вертолеты и малая авиация – на иностранном авиационном бензине, в нём-то и содержится тетраэтилсвинец.
– Мне довелось побывать на заводе Shell в Роттердаме, где я своими глазами видел тетраэтилсвинец, – рассказал «Фонтанке» участник рынка. – Это космические технологии: защищённые контейнеры, оборудованные индивидуальными средствами слежения. Купить тетраэтилсвинец просто на рынке нельзя нигде…
По словам сотрудника одной из топливных компаний, действующий в России профильный ГОСТ определяет максимально допустимое содержание тетраэтилсвинца в авиационном бензине – 2,5 грамма на килограмм. В основном для вертолетов и малой авиации используются бензины двух сортов, содержание ядовитой присадки в которых колеблется от 1,2 до 2,5 грамма на килограмм. Так что среднее количество тетраэтилсвинца в таком топливе – 2 грамма на килограмм.
Остается добавить, что средняя стоимость авиационного бензина сегодня – около 80 рублей за литр. Таким образом, цена конечного продукта, который планировали, по версии следствия, создать фигуранты этого дела, могла составить примерно 230 000 000 рублей.
Можно добавить: фактически наши герои подверглись уголовному преследованию за попытку импортозамещения. Ни до, ни после них об изготовлении авиационного бензина в России никто ничего не слышал.
С метанолом ситуация проще – его хотя бы можно легально купить как сырьё для изготовления, в частности, минеральных удобрений.
На сайте «Пульс цен» (http://www.pulscen.ru/) 23 октября 2015 года опубликованы предложения о продаже метанола от 10 рублей за килограмм и о продаже прямогонного бензина по 22 000 за тонну. Рыночная стоимость 92-го бензина сегодня составляет примерно 30 000 рублей за тонну.
Фигуранты уголовного дела, по версии следствия, приобрели 57 тонн метанола и собирались продать 264 тонны бензина – предположим, с октановым числом «92». Их доход мог составить около 8 миллионов рублей, затраты с учётом процедуры смешивания и транспортировки можно оценить примерно в 5 000 000 рублей, таким образом, чистую прибыль, которую фигуранты уголовного дела рассчитывали получить от продажи задержанных сотрудниками правоохранительных органов 4-х железнодорожных цистерн, условно оцениваем в 3 миллиона рублей.
Что такое тетраэтилсвинец и метанол
По данным «Википедии», тетраэтилсвинец — летучая жидкость, которая при температуре 0° переходит в парообразное состояние и через верхние дыхательные пути проникает в организм. Тетраэтилсвинец может проникать в организм и через неповрежденную кожу. Это вещество является сильным ядом, который избирательно поражает нервную систему, вызывая острые, подострые и хронические отравления. Поражается прежде всего кора мозга. В области вегетативных центров возникает очаг застойного возбуждения, что приводит к грубым нарушениям корково-подкорковых взаимосвязей.
Впервые антидетонационный эффект ТЭС был открыт в 1921 году в США на фирме General Motors. В 1923 году три крупнейшие американские корпорации — «Дженерал моторс», DuPont и Standard Oil создали совместное предприятие, названное Ethyl Gasoline Corporation. Название «этил» было выбрано специально, чтобы не пугать людей словом «свинец». Автор этого изобретения Томас Мидгли прекрасно знал об опасности отравления свинцом. Почти сразу у рабочих на производстве стали появляться неустойчивая походка и нарушения психики. Так, в 1924 году на одной плохо вентилируемой установке за несколько дней погибли пять рабочих и еще тридцать пять стали инвалидами. Ethyl Corporation всегда следовала практике твердого отрицания ядовитости своей продукции. В последующие несколько десятилетий основная масса бензина в Штатах содержала ТЭС.
Тем не менее в 1972 году американское Агентство по предотвращению загрязнения окружающей среды (EPA) ввело запрет на использование ТЭС и производство двигателей, рассчитанных на этилированный бензин; в ответ последовал иск от производителей. EPA выиграла процесс, и с 1976 года началось постепенное вытеснение содержащего ТЭС топлива, которое было завершено к 1986 году. По результатам исследований, к 1994 году содержание свинца в крови американцев снизилось по сравнению с 1978 годом на 78 %.
Тетраэтилсвинец широко использовался в том числе и в СССР. В содержащий его автомобильный бензин с целью маркировки добавлялся краситель: до 1979 года содержащие тетраэтилсвинец бензины АИ-93, А-76 и А-66 окрашивались в синий, зелёный, оранжевый цвета соответственно, неэтилированный А-72 не окрашивался. В инструкции вносились требования по соблюдению мер техники безопасности при работе с топливом и топливной аппаратурой автомобилей. С конца 1970-х годов начался процесс отказа от использования ТЭС, завершившийся в 2000-е годы.
В Евросоюзе этилированный бензин был запрещён с 1 января 2000 года, хотя большинство стран-членов ввело подобный запрет значительно раньше. В Великобритании продолжают производить небольшие количества этилированного бензина, облагаемого повышенным налогом. Китай отказался от использования ТЭС в 2000 году, но некоторое количество бензина производится на экспорт.
В России этилированный бензин был запрещён с 15 ноября 2002 года.
Между тем запрет не распространяется на использование тетраэтилсвинца для изготовления авиационных бензинов, которые используются для вертолетов и малой авиации.
Метанол (метиловый спирт) – наиболее токсичное соединение среди всех спиртов. Он окисляется в организме человека значительно медленнее, чем этиловый спирт, и в ходе его окисления образуются различные ядовитые вещества. Метанол является сильным ядом преимущественно нервного и сердечно-сосудистого действия с выраженными кумулятивными свойствами. Токсическое действие метанола связано с угнетением центральной нервной системы, развитием тяжелого метаболического ацидоза (изменение кислотно-щелочного баланса организма), поражением сетчатки глаза и дистрофией зрительного нерва.
Острое отравление при вдыхании паров встречается редко. Опасен прием метанола внутрь: 5-10 мл могут вызвать тяжелые отравления и слепоту, а 30 мл – привести к смертельному исходу.
Решение о запрете метилового спирта и жидкостей на его основе было принято из-за повального употребления метанола в качестве алкогольного напитка, «учитывая низкий уровень культуры и гигиенического образования части населения, пренебрежение к факторам, наносящим вред здоровью, и соблюдению санитарных требований в области гигиены труда, увеличение в последнее время «социально сниженных лиц» без определенного места жительства».
Главные противники средств на основе метанола (традиционно это были автомобильные стеклоомыватели) заявляют о его ядовитости и говорят, что они намного опаснее для организма, чем вещества на основе изопропилового средства (альтернативные стеклоомыватели).
Впрочем, даже Минздрав, запрещая омыватели из метилового спирта, признавал, что они не опаснее других. Первый раз продукцию из метанола в России запретили в мае 2000 года. Постановление Минздрава «О запрещении использования стеклоомывающих жидкостей, содержащих метиловый спирт (метанол)» вышло за подписью главного санитарного врача России Геннадия Онищенко.
В качестве присадки к автомобильным двигателям метанол также запрещён. Но все запреты не мешают использовать его в качестве сырья для изготовления тех же минеральных удобрений. Не случайно фигурирующее в материалах уголовного дела новгородское ОАО «Акрон» рекламирует метанол в качестве своей продукции совершенно легально. На сайте предприятия (http://www.acron.ru/) он рекламируется как «сырье для производства формалина и других промышленных синтезов».
Сегодня оборот тетраэтилсвинца и метанола разрешён только организациям, имеющим специальные лицензии – у героев нашей статьи её, судя по всему, не было.