The caretaker что это
The Caretaker
Биография
Год рождения
9 мая 1974 (возраст 47)
Место рождения
Stockport, Stockport, Greater Manchester, England, Великобритания
The Caretaker project began in late 1996, undoubtedly inspired from the ballroom scene in Stanley Kubrick’s «Shining». The first release played and extended this theme of altering 1920’s and 1930’s ballroom music creating an eerie and haunted soundworld. Subsequently the sound has become darker and often more abstract over time, moving away from the initial idea of a haunted ballroom into territories involving the mind and its abilities to recall memories.
Currently The Caretaker is inspired by the topic of «Amnesia» and the brain’s abilities to recall situations from the distant and immediate past. This work is best recalled in the monumental «Theoretically pure anterograde amnesia» release, a release which accurately echoes and recreates aurally the disease itself which is no mean achievement.
The Caretaker is building an ever expanding following for his audio memories. Fans of the darker isolationist ambient work of modern composers such as William Basinski, Nurse With Wound, Aphex Twin, Fennesz and Brian Eno would find elements to admire and enjoy and also parallels to The Caretaker’s output. It can be a harsh world at times but ultimately exposure is always rewarding. Immerse yourself in the darkness and give into the spirits and tales recalled and retold in his unique way.
* svyazalamuzyka [-]
музыка, которая нравится одному человеку:
The Caretaker (Jim Kirby)
The Caretaker — один из side projectов музыканта электронных звучаний James Leyland Kirby, 9 мая 1974 года рождения, из великобританского горда Stockportа — более «мягкий» в отличии от его постиндустриальных саунд-коллажей в основном детище — V/Vm. Записи The Caretaker выпускаются на лейбле V/Vm Test Records который Кирби учредил совместно с Andrew Macgregor (Jansky Noise, Animal) в 1996 году. Автор уточняет, что этот его проект был вдохновлен саундтреком фильма Pennies From Heaven и одной из сцен фильма The Shining режиссера Stanley Kubrickа, — где Джек Николсон, исполняющий роль писателя Джека Торренса обнаруживает в бальном зале отеля, целую вечеринку привидений. Звучащая в той сцене, музыка перемежающихся текстур, отчетливо слушается и в большинстве релизов The Caretaker — dark ambient и оркестровые звуки, кажется, что из самой преисподней. Да и само название проекта, также относит нас к фильму, где главный герой оказывается смотрителем (the caretaker — смотритель) отеля.
о альбоме The Caretaker — Everywhere At The End Of Time (History Always Favours the Winners, 2016) в сообществе Музыка Хорошего Вкуса в декабре 2016 года было написано так: «Первый из анонсированной талантливым и разносторонним британским электронщиком-экспериментатором James Leyland Kirby серии из шести альбомов в течение последующих трех лет. По задумке эта серия должна будет показать процесс развития, распада и ухода в небытие различных музыкальных идеологий. Словом, это будет такое путешествие по лабиринту мерцающего коллективного музыкального сознания. Первый релиз в этой серии отправляет нас по бальным залам заброшенных особняков, стертых из памяти танцплощадок и потускневших от времени гостиных, в которых когда-то обязательно стоял рояль… Также в концепции автора — помощь страдающим болезнью Альцгеймера (в части слабоумия), у которых подобные звуковые блуждания должны привести к пробуждению памяти и «смерти» альтер-эго. В этом контексте шесть альбомов — это шесть ступеней излечения. Удивительная запись. Всем хорошего трипа.»
о альбоме The Caretaker — Everywhere At The End Of Time — Stage 2 (History Always Favours the Winners, 2017) — на underrated.ru написали следующее: Это второй из шести запланированных лонгплеев в серии, призванной каталогизировать смешанные чувства вымышленного персонажа, страдающего от ранних симптомов расстройства интеллекта. По мере того, как память The Caretaker начинает стремительно ухудшаться, объединяющие в себе джаз, неоклассику и эмбиент треки становятся все пространными и обрывочными, тем самым освобождая место для всепоглощающего чувства страха, потерянности и неопределенности. Четкие мелодии воспоминаний музыканта оборачиваются бездонными и затягивающими провалами памяти, в которые низвергаются водопады далекого эхо струнных и духовых инструментов. Аккомпанирует им вездесущее потрескивание, издаваемое то ли старым граммофоном, то ли гаснущим костром сознания лирического героя. Но этот импрессионистский и сюрреалистический трип в глубины подсознания неведомым образом служит моментом просветления в сегодняшнее запутанное и непредсказуемое время.
о Everywhere At The End Of Time — Stage 3 (2017, History Always Favours The Winners) на E:\music\: «Британец Джеймс Лейланд Кирби, ныне проживающий в Кракове, уже более двадцати лет занимается музыкой, в том числе исследующей границы человеческой памяти. Один из наиболее масштабных его проектов, завоевавший в 2011 году внимание широкой общественности, был посвящён болезни Альцгеймера. Джеймс не совсем музыкант в привычном понимании этого слова, набор его художественных средств весьма ограничен, но невероятно точно и выразительно передаёт контекст. Кирби не использует музыкальные инструменты, он работает с конкретной музыкой и тем, что называется Turntable (не путать с Turntablism). Его инструмент — это преимущественно граммофонные записи, фрагменты которых он дополняет шумами и различными звуковыми эффектами, зачастую обусловленными свойствами самих пластинок. Получившаяся в итоге музыка подобна воспоминанию, в котором сохранилась лишь часть размытой мелодии, приглушённая обстоятельствами этого прослушивания. Такое творчество может показаться простым и банальным, но Джеймс обладает незаурядным вкусом и умело делает своё дело. Последние годы Лейланд настолько увлёкся изучением работы памяти человека, что в итоге принял решение превратить всю двадцатилетнюю историю своего творчества в один большой эксперимент, иллюстрирующий деменцию и её прогресс вплоть до полной потери памяти, определяющей уход в забвение и сам проект The Caretaker. Серия альбомов Everywhere At The End Of Time состоит из шести частей, которые будут выпускаться в течении трёх лет до конца 2018 года. Каждая из этих частей — этап прогрессирующей деменции, постепенного распада психических функций. Музыка на каждой из этих записей будет растворяться, проходя через рассеянность и хаос до своего полного исчезновения. Изначально Джеймс планировал записать пластинку, которую собирался постепенно деградировать, но распространил эту концепцию на всё своё творчество в рамках The Caretaker. Некоторые из старых воспоминаний всплывут на последующих этапах, когда ухудшения должны будут стать намного более серьёзными. Первые же три, а именно столько частей существует на сегодняшний день, представляют собой взаимозаменяемые композиции. На первом альбоме можно было услышать всё ещё последовательные и логичные мысли, наполненные мечтами и воспоминаниями. На втором приходит понимание, что что-то не так, настроение резко меняется, но музыка на нём всё ещё достаточно согласована, фактически здесь даже присутствуют полные композиции, а не короткие петли, попытки вспомнить больше, чем это возможно. Второй альбом — это тревога и осознание последующих изменений. И на последней на данный момент третьей части эти изменения приобретают необратимый характер. Третий этап Everywhere At The End Of Time представляет собой последние связанные воспоминания, самые яркие моменты всё ещё держатся в памяти, но тревога нагнетает, мысли становятся всё более спутанными и всё менее структурированными и последовательными, воспоминания отдалены и изолированы друг от друга. В пресс-релизе к третьей части Джеймс написал о ней: «Последние тлеющие угольки осознания, перед переходом к уже неосознанным ступеням». Какими будут следующие ступени пока тяжело представить, но с каждым новым этапом проект Everywhere At The End Of Time и The Caretaker захватывает всё больше. Джеймс один из немногих современных художников, работающий с музыкой в такой непривычной для неё плоскости. Эксперименты в области хонтологии были и раньше, но они непременно упирались в спиритизм или некоторые музыкальные изыскания. Кирби не берет на себя ответственность за пробуждение древнего зла, он исследует в первую очередь реальность и помогает с художественной точки зрения увидеть и прочувствовать то, что сложно объяснить с помощью научных терминов. В этом направлении проект The Caretaker самый масштабный и удачный и хочется думать, что это не последний творческий акт Лейланда.»
Discography
Selected Memories From The Haunted Ballroom (1999)
A Stairway To The Stars (2001)
We’ll All Go Riding On A Rainbow (2003)
Theoretically Pure Anterograde Amnesia (2005)
Additional Amnesiac Memories (2006)
Deleted Scenes / Forgotten Dreams (2007)
Persistent repetition of phrases (2008)
An Empty Bliss Beyond This World (2011)
Patience (After Sebald) (2012)
Everywhere at the end of time — Stage 1 (2016)
Everywhere At The End Of Time — Stage 2 (2017)
Sadly, the Future is No Longer What it Was (2009)
Eager to Tear Apart the Stars (2011)
Breaks My Heart Each Time (2014)
We Drink to Forget the Coming Storm (2014)
Bleaklow (2008)
Watching Dead Empires in Decay (2013)
As V/Vm (Selected releases)
Uplink Data Transmissions – V/Vm Test (1996)
Machines – V/Vm Test (1997)
Fat Cat Split 12 inch – Fat Cat Records (1997)
Pig – V/Vm Test (1999)
Auraloffalwaffle – V/Vm Test (1999)
Lady in Red/All Night Long – V/Vm Test (2000)
Sick Love – V/Vm Test (2000)
Masters of the Absurd – V/Vm Test (2000)
Snooker Loopy – V/Vm Test (2001)
Helpaphextwin – V/Vm Test (2003)
The Missing Symphony – V/Vm Test (2003)
Stigma – V/Vm Test (2004)
Sabam – The Sound of Belgium ’89 – V/Vm Test (2006)
White Death – V/Vm Test (2006)
Vvmt365 – Daily Audio Downloads – V/Vm Test (2006)
The Death of Rave – V/Vm Test (2006)
Как звучит деменция: Everywhere at the End of Time
The Caretaker и его попытка изобразить в музыке тот ужас, с которым приходится сталкиваться больному деменцией человеку.
Джеймс Лиланд Кирби родом из Великобритании. Отличительная черта его электронной музыки — использование семплов бальной музыки начала ХХ века. На это его вдохновил фильм «Сияние» Стэнли Кубрика, а именно пугающий эпизод с балом в отеле. Семплы подвергаются обработке с использованием множества эффектов: где-то музыка приобретает лишь легкий меланхолический оттенок с помощью замедления и изменения тональности, а где-то изменяется до неузнаваемости, становясь дроун-полотном.
До выхода Everywhere at the End of Time Джеймс успел выпустить 8 альбомов, наиболее успешным из которых был An Empty Bliss Beyond This World. Концепт альбома базировался на исследовании 2010 года о том, как люди с болезнью Альцгеймера вспоминают музыку, которую слушали в молодости, а так же где они были в то время и как себя чувствовали во время прослушивания. Не в первый раз The Caretaker обращался к теме памяти — раньше он также выпускал альбомы, посвященные амнезии.
An Empty Bliss Beyond This World получился очень успешным. Его положительно приняли как критики, так и слушатели. Альбом стал самым популярным релизом в дискографии музыканта на тот момент.
Джеймс не планировал выпускать что либо в рамках проекта The Caretaker после An Empty Bliss Beyond This World, но успех этого альбома подтолкнул к продолжению работы.
Я особо не хотел записывать очередной альбом, но стольким людям понравился An Empty Bliss. И я подумал: «Что я могу сделать, что не будет просто повторением An Empty Bliss? Все, что мне остается, это стадии деменции».
Everywhere at the End of Time поделен на шесть частей, каждая из которых посвящена стадиям деградации памяти и спада умственных способностей больного деменцией человека. С каждой новой стадией звук деградирует, появляется все больше искажений, а узнавать семплы становится все тяжелее. Меняется как настроение мелодий, так и сама музыка. С определенного момента она не напоминает больше бальную музыку, а скорее начинает варьироваться от нойза до тягучего дарк-эмбиента.
Возможно, напрашивается сравнение с The Disintegration Loops Уильяма Басински, но сам The Caretaker настаивает на том, что «это не только о том, что [звуковые] петли разрушаются, но и о том как и почему они разрушаются».
Части альбома выходили в период с 2016 по 2019 год с интервалом в шесть месяцев. Общий хронометраж достиг шести с половиной часов. По словам Джеймса, первые три стадии «имеют едва заметные, но очень важные изменения, основанные на настроении больного и осознании своего состояния». Остальные же три стадии «нужно было сделать с точки зрения пост-осознанности». Композиции на стадиях 1-3 содержат один обработанный семпл. Начиная со стадии 4 композиции становятся намного длиннее, а их структура — сложнее. Используется множество семплов из предыдущих стадий и даже релизов, они повторяются, накладываются, что приводит к их почти полной неузнаваемости. Стадия 6 сменяет нойз предыдущих частей более плавными дроуном и дарк-эмбиентом, завершая альбом.
«Прослушивание самой смерти»: как диджей-проект The Caretaker заставил интернет «бояться» деменции и старения
Лейланд Кирби написал эмбиент-альбомы о заболеваниях памяти — а в сети превратили их в массовый феномен, тикток-челлендж и абсурдные мемы.
Вокруг работ музыкального проекта The Caretaker никогда не поднимается рекламный шум, ведь их автор против любых PR-уловок. По этой же причине у треков нет ни клипов, ни анонсов. Но это не мешает его музыке собирать миллионы прослушиваний и получать признание у критиков. Альбом An Empty Bliss Beyond This World даже занял 14 место в рейтинге лучших эмбиент-релизов всех времён по версии Pitchfork.
За фасадом экспериментов со звучанием и нестандартных источников для семплов в музыке The Caretaker скрывается попытка изучить природу памяти человека и последствия, связанные с медленным угасанием воспоминаний. В интернете подобные идеи находят отклик вот уже несколько лет, учитывая всё растущее число прослушиваний и восторженных отзывов, которые не обошли стороной и поколение Z в тиктоке.
TJ внимательно вслушался в музыку The Caretaker и попытался разобраться, чем она цепляет и какой след оставила в сердцах слушателей по всему миру.
Под псевдонимом The Caretaker пишет музыку один человек — британский диджей Лейланд Джеймс Кирби. И это далеко не единственный его проект: музыку Джеймса можно найти также выпущенной от имени The Stranger, Billy Ray Cyrix, Butcher Claus, Notorious P.I.G. и многих других никнеймов.
На некоторые из них приходится всего лишь по одному треку. Но Кирби никогда не гнался за славой и популяризацией своего имени как бренда, ведь главное для него — эксперименты с музыкой.
Карьера композитора стартовала в начале 90-х в Манчестере. Тогда спрос на электронную поп-музыку в Великобритании был крайне высоким, и первое время Кирби зарабатывал на жизнь, потакая вкусам массового слушателя.
Довольно быстро он загорелся идеей делать свою уникальную музыку, причём уже ради продвижения представлений о звучании в целом вперёд. Для этого он принялся развивать музыкальный проект V/Vm, а также вместе с Энди МакГрэгором основал лейбл V/Vm Test Records.
Дополнительно Кирби хотел с помощью V/Vm бросить вызов всей музыкальной индустрии образца конца 20-го века. Поэтому музыкант выпускал не только треки в стиле нойз, но и максимально искажённые ремиксы известных песен от поп-групп вроде Atomic Kitten и Wham!. Помимо насмешки над популярной музыкой, так Лейланд ещё и передавал своё восприятие человеческих эмоций.
Любовь не похожа на то, о чём поётся в Lady In Red, не так ли? Поэтому я сделал альбом, который отражает любовь в актуальном для многих современных людей образе — не способной на существование.
Речь идёт об альбоме Sick-Love 2000-го года, в котором Кирби взял хиты 80-х о любви и исказил, почти изуродовал их до неузнаваемости. В результате песни артистов вроде Элтона Джона и Робби Уильямса начали напоминать бессвязный шум, в котором мало осталось от первоисточников.
Из-за очевидных проблем с копирайтом альбом тяжело найти на физических носителях, а издали его в количестве всего нескольких сотен копий, что уже на релизе сделало его объектом желания коллекционеров музыки.
Sick-Love — лишь один из примеров безумия, в которое ударялся Кирби при создании своих работ. Релиз Pig в основном состоит из звуком свиней во время их кормления на ферме. Причём без лишних объяснений может показаться, что так звучит убийство животных, из-за чего многие слушатели в конце 90-х откровенно ужаснулись.
А The Missing Symphony переиначивает произведения советского композитора Дмитрия Шостаковича, создавая на их основе то ли какофонию, то ли совершенно новую работу.
Кирби и сам однажды признался в одном из интервью, что проект V/Vm «был, наверное, одним из самых экстремальных для своего времени». Некоторые критики воспринимали его злой усмешкой в адрес музыкальной индустрии, и сам диджей не скрывал, что отдельные треки записал лишь в качестве экстравагантной шутки.
Постоянно стремясь к новизне, Кирби и сам старается жить приключениями. Ему регулярно наливали бесплатно выпить в одном из баров Берлина, после чего музыкант пускался в приключения по всей Европе. Одна из таких поездок привела к знакомству с командой Iron Maiden и футболистом Икером Касильясом. В выпивке и дорожных приключениях Джеймс искал вдохновение.
Другие музыканты чувствуют себя вполне счастливыми, когда просто сидят за своими Маками, но мне от такого становится очень скучно. Разнообразные приключения будто пробуждают человека, дают ему то, чего он никак не ожидает.
Со временем концепция V/Vm начала утомлять Кирби. За нулевые диджей создал огромное количество музыки, причём в цифровом варианте распространял её бесплатно. И в 2008 году музыкант понял, что столь обширные раздачи лишь вредят восприятию его как артиста. Потому за пару минут он удалил сайт со всеми своими работами, над которым трудился более десяти лет.
Я чувствовал себя переродившимся, будто сбежавшим из зыбучих песков, которые затягивали меня, а я их даже не замечал.
Параллельно композитор записывал и музыку совершенно без семплов, которую выпускал просто от своего имени. В ней звуки классического пианино сочетаются с синтезатором и элементами эмбиента. Один из ярких примеров — альбом Sadly, the Future Is No Longer What It Was. Но такой Кирби не нашёл массовой поддержки, что очень его тяготило.
Я чувствовал, будто достиг дна. Мне казалось, что никто не слушает мою музыку. Я словно сходил с ума.
Однако у диджея был ещё один проект, зародившийся на стыке тысячелетий. Речь как раз о The Caretaker. В названии скрыта игра слов: слово «caretaker» с английского переводится как «сторож, смотритель», но его также можно воспринимать как «принимающий помощь». Используя методы работы со звуком, знакомые Кирби ещё по V/Vm, композитор поставил себе конкретную цель — исследовать взаимосвязь памяти и музыки.
Основным источником вдохновения для музыканта послужила сцена из фильма «Сияние» Стэнли Кубрика. В ней герой Джека Николсона попадает на бал 1921 года. Причём первое, с чего начинается сцена, — приглушённое звучание соответствующей музыки 20-х годов. В результате кажется, будто именно она унесла Джека Торренса в лучшие дни отеля «Оверлук».
Первый альбом, который Кирби выпустил от данного проекта, буквально называется Selected Memories from the Haunted Ballroom («Избранные воспоминания из призрачных бальных залов»). В нём композитор постарался изменить записи джазовых биг-бендов так, чтобы они напоминали жуткое звучание из «Сияния».
Критики тепло приняли подобную музыку, отметив её жуткую натуру, а рецензент издания The A.V. Club даже сравнил опыт знакомства с ней с «прослушиванием самой смерти».
В 2005 году Лейланд отошёл от призрачных бальных залов в альбоме Theoretically Pure Anterograde Amnesia («Теоретически чистая антероградная амнезия»). Тема релиза ясна из названия — он посвящён потери памяти. Именно этот элемент и станет центральным в творчестве The Caretaker.
Приблизительно в это же время сам «Смотритель» превратился из псевдонима в полноценного персонажа, который исследовал работу памяти через музыку, которую не только записывал, но и «вспоминал».
Будущие релизы The Caretaker всё углублялись в тематику проблем с памятью. В Persistent Repetition of Phrases Кирби через музыку рассказал о понятии цепочек воспоминаний, а открывающий трек Lacunar amnesia назван в честь лакунарной амнезии, при которой человек забывает какое-то конкретное событие.
С этого же альбома началось сотрудничество музыканта с художником Айваном Силом, который в реалистичной манере изображает абстрактные объекты, напоминающие существующие предметы лишь отдаленно.
Прорывом для проекта The Caretaker стал альбом An Empty Bliss Beyond This World («Пустое блаженство за пределами этого мира»), причём родился он практически случайно. Однажды Кирби в одном из музыкальных магазинов Бруклина купил коллекцию пластинок со старой джазовой музыкой 20-х.
Долгое время они просто пылились, пока однажды диджей не решил послушать их на сломанном проигрывателе. Очарованный искажённым звуком, он провёл около месяца, проигрывая все композиции в разном порядке. Из записей в итоге и получился альбом.
An Empty Bliss Beyond This World посвящён болезни Альцгеймера, а также теории, что музыка напрямую связана с воспоминаниями и помогает больным вспомнить прошлое и ненадолго прийти в себя.
Известно, что старые люди начинают видеть мертвецов, знакомых из прошлого, — и это их реальность, потому что мозг начинает отказывать. Мне очень интересны такие истории. Музыка — это, наверное, крайнее средство для больных с запущенной болезнью Альцгеймера. Есть много людей, страдающих этой болезнью, которые снова и снова напевают одни и те же песни.
В альбоме Кирби намеренно использует похожие мелодии и отрывки, чтобы запутать слушателей и заставить их сомневаться в новизне отдельных моментов. В результате получается авангардная имитация болезни Альцгеймера, при которой люди не могут понять, что и когда с ними было.
К октябрю 2021 года у An Empty Bliss Beyond This World скопилось 4.8 миллионов прослушиваний на одном только YouTube, что для столь экспериментальной музыки показатель впечатляющий. «Пустое блаженство» высоко отметили и критики, и рядовые слушатели.
От An Empty Bliss Beyond This World возникает ощущение ускользающего сквозь пальцы чего-то, будто от воспоминания, за которое вы всеми силами стараетесь ухватиться. Мало у какого альбома получается создать столь же жуткий взгляд на жизнь нашего сознания.
Проект The Caretaker ушёл на перерыв, который продлился несколько лет. Пошли даже слухи, что больше Кирби под этим псевдонимом ничего не будет выпускать. Но в 2016-м всё-таки состоялся релиз первой части его главной работы — Everywhere at the End of Time.
Первоначально Кирби не хотел продолжать проект The Caretaker. An Empty Bliss Beyond This World казался ему достойной финальной точкой. Однако его неожиданная популярность заставила музыканта задуматься, какие ещё аспекты памяти он может изучить через музыку.
Тогда композитор решил, что ему осталось только рассмотреть стадии деменции и полное уничтожение сознания. А заодно — покончить с образом «Смотрителя» навсегда.
Думаю, я подошёл к концу The Caretaker. Я просто уже не представляю, куда могу развить проект дальше после этого. Моей финальной идеей стало обращение в деменцию всего The Caretaker.
Во время создания Everywhere at the End of Time («Везде в конце времён») у Кирби скопилось несколько сотен часов музыкального материала. Избранные треки, к слову, вошли в альбом-компиляцию Everywhere, an Empty Bliss 2019 года, который Кирби выпустил в качестве подарка верным слушателям.
В альбоме Everywhere at the End of Time нет ничего случайного. Каждая минута его суммарной продолжительности в 6 часов 30 минут служит конкретной цели — передать полное исчезновение памяти. Для этого Кирби использует самые разные приёмы, причём не только музыкальные.
Обложки, названия треков, их порядок — всё это работает на центральную концепцию. Даже выпуск отдельных частей с интервалом в несколько месяцев музыкант выбрал осознанно, ведь так он хотел подчеркнуть «чувство уходящего времени».
Структурно альбом разбит на шесть «стадий», изображающих прогрессию деменции. Большую часть Кирби снабдил описаниями.
Первые три стадии звучат ещё мелодично, напоминая лучшие моменты An Empty Bliss Beyond This World. При этом уже в них проявляются неприятные искажения и деформации звука, которые подготавливают слушателя ко второй половине альбома.
Вот в ней уже нет ни привычного деления на треки, ни поэтичных названий, а само звучание в принципе тяжело назвать музыкой. Постепенно семплы вообще затихают, уступая место статическим помехам и треску иглы проигрывателя.
The Caretaker ушёл в 2019 году с выходом финальной шестой части альбома, пожелав «музыке в бальных комнатах звучать вечно». А Кирби завершил работу, на которую у него ушло два десятилетия. Многие слушатели нарекли Everywhere at the End of Time лучшей работой музыканта.
Общее впечатление от альбома — глубоко личный ужас потери себя, столкновение с несчастьем, которое в результате подарило нам одну из самых амбициозных концептуальных работ со звуком 2010-х годов.
К октябрю 2021 года альбом Everywhere at the End of Time набрал 17 миллионов прослушиваний на YouTube.
Альбом Everywhere at the End of Time не прошёл бесследно: его активно обсуждают и спустя пару лет после выхода. На YouTube хватает анализов и попыток рассмотреть его в мельчайших подробностях. Причём видео по теме выпускают не только западные, но и русскоязычные блогеры. А ролик от канала A Bucket of Jake сумел собрать три миллиона просмотров при суммарном количестве подписчиков в 76 тысяч.
Некоторые блогеры подходят к релизам The Caretaker не с музыкальной точки зрения, а с позиции крипипаст и страшных историй из интернета. Появились слухи, что полное прослушивание альбома способно свести с ума, а сам релиз — это искусная компьютерная симуляция деменции, которой можно даже лечить больных.
Альбом оказался настолько запутанным и концептуальным, что по нему делают свои «айсберги». Это интернет-формат, в котором различные факты, слухи и теории по какому-то предмету делят на уровни. Причём чем глубже, тем более страннее они становятся.
Одна из теорий по Everywhere at the End of Time гласит, что отдельные моменты Кирби записывал в домах престарелых, другая — что где-то в середине альбома скрыт секретный код. Самый популярный «айсберг» набрал свыше миллиона просмотров на YouTube.
Труд The Caretaker вдохновил многих музыкантов. Ярчайший пример — огромный трибьют из 100 треков под названием Memories Overlooked, ради которого свыше 90 артистов написали музыку в попытках приблизиться к концепции Everywhere at the End of Time.
Композиции в Memories Overlooked тоже расположены так, чтобы имитировать развитие деменции. А все доходы от продаж релиза идут в Ассоциацию Альцгеймера, которая уже несколько десятков лет занимается помощью больным.
Ютубер The Carebear создал свой альбом Everywhere In The Beginning Of Nowhere, в котором постарался продвинуть идеи The Caretaker немного вперёд. К примеру, звучание в нём не останавливается на смерти человека.
Длительность Everywhere In The Beginning Of Nowhere составляет девять часов, альбом собрал 560 тысяч прослушиваний, а в комментариях его называют «лучшим фанатским проектом по Everywhere at the End of Time».
Музыка The Caretaker нашла отклик и в других формах искусства. Под впечатлением от альбома Everywhere at the End of Time художница с канала Vlada Paint нарисовала картину.
А владельца канала AnimationDept FiTA_UiTM альбом вдохновил на создание небольшого анимационного ролика.
Сам Кирби активно интересуется не только музыкой, но и миром современного искусства. В 2008 году альбом memories from the museum of garden history он исполнил вживую в Садовом музее Лондона. А однажды The Caretaker объединился с аудиовизуальным художником Weirdcore, чтобы создать видеосопровождение для первых двух стадий Everywhere at the End of Time.
Также помогал Кирби и Айвану Силу, который нарисовал обложки для всех популярных релизов The Caretaker. К примеру, вдвоём они превратили заброшенное здание в Кракове в инсталляцию, в которой картины Сила намеренно сделали маленькими и не выделяющимися на фоне общей разрухи. В результате здание целиком становится самостоятельным произведением искусства.
Музыку The Caretaker отметили и в организациях, занимающихся больными деменцией и Альцгеймером. Глава альянса «Обучение по уходу за больными деменцией» Брайан Браун положительно отозвался о проекте Кирби, так как он помогает молодому поколению в необычной форме узнать больше о заболеваниях, связанных с памятью.
Композитор этой музыки действительно смог через звуки отправить молодое поколение в путешествие по процессу деменции, который разрушает наш мозг. Это очень хорошая практика, ведь с помощью неё возникает столь необходимая нам эмпатия.
Свои релизы Кирби выкладывает преимущественно на Bandcamp. Потому успех проекта The Caretaker привёл к росту популярности этого сервиса. А после выпуска альбома Everywhere at the End of Time внутри самого сообщества Bandcamp стало появляться всё больше исполнителей в жанрах нойз и эмбиент.
Популярность Everywhere at the End of Time затронула и мир видеоигр. К примеру, музыкант supra переделал саундтреки из Minecraft под стиль звучания The Caretaker.
А для популярной ритм-игры Friday Night Funkin’ вышла модификация Everywhere At The End of Funk, адаптирующая музыку Everywhere at the End of Time под отдельную сюжетную линию. Автор с сайта Gamepur назвал модификацию «одной из самых уникальных для игры».
The Caretaker также получил свою вики на базе сайта Fandom, в которой собраны все основные моменты, касающиеся развитие проекта.
В 2020 году музыка The Caretaker добралась до главного приложения-трендсеттера последних лет — тиктока. На это обратил внимание и сам Кирби, когда прослушивания альбома Everywhere at the End of Time начали расти по экспоненте. Причём почти половина трафика была по прямым и поисковым переходам, а не по рекомендациям YouTube.
Сам музыкант уверен, что появление Everywhere at the End of Time на просторах тиктока — это следствие органического роста популярности проекта The Caretaker в целом. То есть тут дело не во влиянии какого-то конкретного популярного тиктокера — главную роль сыграли вкусы слушателей и предпочтения людей в целом.
В тиктоке знакомство с Everywhere at the End of Time превратили в челлендж. Люди по всему миру старались прослушать все шесть с половиной часов альбома за раз, а параллельно записывали свои впечатления и эмоции.
Многие не смогли справиться с этой задачей, ссылаясь на сильное эмоциональное потрясение. А некоторые даже жаловались на головные боли при прослушивании. Впрочем, встречаются тиктоки и со стандартными краткими впечатлениями от альбома, и с необычными креативами по мотивам.
Популярность The Caretaker в тиктоке не всем пришлась по душе. Некоторые пользователи интернета посчитали, что музыкальный проект, который освещает важную проблему, превращают в несерьёзный мем, чем обесценивают деменцию. Об этом говорят в своём треде пользовательницы Твиттера с ником Dakota.
Я уверена, вы все просто не понимаете, о чём альбом на самом деле. Он через звук воспроизводит разум пожилого больного деменцией, пока ничего не остаётся — и тогда человек умирает. Это не какой-то долбанный мем.
Твит сумел найти поддержку у других людей. Только вот сам The Caretaker относится к популярности в тиктоке вполне лояльно. Для него челленджи — лишь один из способов, через который современное поколение может впитывать идеи.
Кирби отметил, что многие взрослые люди не смогли дослушать до конца Everywhere at the End of Time, ведь у них умер кто-то из близких из-за деменции или Альцгеймера. А раз подростки, у которых ближайшие родственники живы, тоже не могут выдержать эмоциональное давление альбома, то это говорит о сильной способности к эмпатии и сопереживанию у нынешнего поколения.
Я думаю, всё, что способно придать проблему огласке, вызвать обсуждение и подарить немного сострадания людям с Альцгеймером и деменцией, особенно среди юного поколения, — это хорошое средство.
Как и любое массовое явление, проект The Caretaker породил волну мемов. Правда, учитывая довольно депрессивную природу первоисточника, шутки выходят соответствующие.
Так, многие из них связаны с Троллфейсом, который попадает в жуткие ситуации — причём часто с печальным исходом. На такие ролики как раз активно накладывают музыку The Caretaker.
Также музыку Кирби подставляют в другие популярные мемы и в видео с известными персонажами.
Впрочем, есть и стандартные абсурдные мемы без лишних тяжёлых смыслов. В особенности иронично они смотрятся как раз на контрасте с темами первоисточника.
А отдельным небольшим мемом в фандоме The Caretaker стала фамилия музыканта. Ведь Кирби — это ещё и миловидное розовое существо из игр Nintendo.
В столь искреннем и необычном формате о вопросах памяти до The Caretaker не говорил никто. Поэтому неудивительно, что его музыка нашла мощный отклик в сердцах слушателей. В комментариях под его альбомами и отдельными треками люди делятся личными историями и эмоциями, связанные с темами, которые поднимает Кирби.
TJ отобрал несколько примечательных комментариев и перевёл их на русский язык.
Сейчас я работаю в доме престарелых, и мне очень тяжело наблюдать за людьми с деменцией. Как они кричат на своих детей, думают, что где-то забыли своих питомцев, опасаются, что ты хочешь им навредить, и плачут, но никогда не отвечают, по какой причине. Но хуже всего тот факт, что иногда к ним приходит осознание деменции, с которой они ничего не могут поделать. Или когда кто-то спрашивает о своих родителях, и приходится врать им, что всё в порядке. Господи, меня переполняют эмоции, когда я слушаю это и чувствую тот же страх, через который проходят они.
Пускай мы иногда и шутим о деменции, этот альбом помог мне осознать, что наше время рядом друг с другом ограничено — и его стоит ценить. Сейчас я живу со своей бабушкой, так что я вижу её каждый день и очень благодарен этому. Я люблю тебя, бабушка. Спасибо тебе, Джеймс, что повысил мою заинтересованность вопросами деменции и за выпуск альбома, который помог мне осознать, как много для меня значит бабушка на самом деле.
Несколько лет назад пришло осознание, что у моей приёмной мамы (54 года) уже ранние стадии деменции. Она начинает всё забывать и теперь уверена, что кругом все злые. Страшно наблюдать, как она превращается из моей мамы в человека, который меня ненавидит.
У меня эпилепсия, и иногда вместо короткого брейкданса на полу я испытываю краткосрочную потерю памяти. Я просто застываю на одном месте, думая «чем же я сейчас занимался?». И я не знаю, что делать дальше. Я хочу спросить кого-то, но не могу издать ни звука. Нет ни страха, ни других эмоций — я просто стою на месте и чего-то жду. И с этой музыкой я понимаю, как выгляжу со стороны. Пустой взгляд, никакой реакции, никаких движений. Пугающе.
Это безумие, что можно ощутить себя настолько отвратительно всего после шести часов прослушивания альбома. А ведь кому-то нужно терпеть такое состояние всю оставшуюся жизнь.
Одна из худших вещей в мире — это горевать по человеку, который всё ещё живой.
Однажды пожилой родственник моего друга сказал: «Не волнуйся о том, чтобы я жил дальше. Ведь я и так умер несколько лет назад».
Мой прадедушка забыл, кто такие моя мама и её сестра. Но он вспомнил меня, лёжа на больничной койке. Тогда он позвал меня по имени. Мне было всего 7 лет, я не понимал, что тогда я был для него единственным человеком во всём мире.
У моего дедушки деменция. Он не может вспомнить ничего, но когда я здороваюсь с ним, он всегда улыбается мне. Он не забыл об этом. Он не забыл, как любить. Он великолепный человек, который всегда будет в моём сердце.
Пока листал до комментов забыл о чём статья.
Я приготовился ещё на этом моменте:
Не ожидал увидеть что-то про Кирби на TJ!
Это новый плейстейшн?
Дименция это нормально, это обратная сторона рождения. Вот вы помните своё детство в первые пару тройку лет жизни? нет. Вот и тут вы будете забывать и когда умрёте осознание жизни как течения так же исчезнет вместе с вами. А бояться неизбежного всю жизнь пока живёшь глупо.
Старые люди с деменцией на поздней стадии требуют постоянного ухода, которому они иногда ещё и сопротивляются, а силы у них всё ещё достаточно, чтобы осложнить помощь. С точки зрения больного ему это тяжело, т.к. время от времени он осознаёт, что болен и теряет память. С точки зрения родственников тяжело, когда твоя мама или папа тебя больше не узнают.
Я пока учился в меде, 4 раза в неделю в течение 5 лет сидел с больными деменцией, которые были в отделении, чтобы их не привязывать, задача была как-то их увлечь, чтобы они свалить из больницы не хотели (некоторые всё-равно не увлекались и пытались во всю прыть свалить «домой»). Раньше думал, что мне по барабану, сейчас понял, что подавлял всю эмпатию, и на самом деле этот опыт оставил отпечаток, особенно разговоры с детьми этих стариков, как они были расстроены и всё такое.