The catcher in the rye о чем
Над пропастью во ржи
Семнадцатилетний Холден Колфилд, находящийся в санатории, вспоминает «ту сумасшедшую историю, которая случилась прошлым Рождеством», после чего он «чуть не отдал концы», долго болел, а теперь вот проходит курс лечения и вскоре надеется вернуться домой.
Его воспоминания начинаются с того самого дня, когда он ушёл из Пэнси, закрытой средней школы в Эгерстауне, штат Пенсильвания. Собственно ушёл он не по своей воле — его отчислили за академическую неуспеваемость — из девяти предметов в ту четверть он завалил пять. Положение осложняется тем, что Пэнси — не первая школа, которую оставляет юный герой. До этого он уже бросил Элктон-хилл, поскольку, по его убеждению, «там была одна сплошная липа». Впрочем, ощущение того, что вокруг него «липа» — фальшь, притворство и показуха, — не отпускает Колфилда на протяжении всего романа. И взрослые, и сверстники, с которыми он встречается, вызывают в нем раздражение, но и одному ему оставаться невмоготу.
Последний день в школе изобилует конфликтами. Он возвращается в Пэнси из Нью-Йорка, куда ездил в качестве капитана фехтовальной команды на матч, который не состоялся по его вине — он забыл в вагоне метро спортивное снаряжение. Сосед по комнате Стрэдлейтер просит его написать за него сочинение — описать дом или комнату, но Колфилд, любящий делать все по-своему, повествует о бейсбольной перчатке своего покойного брата Алли, который исписал её стихами и читал их во время матчей. Стрэдлейтер, прочитав текст, обижается на отклонившегося от темы автора, заявляя, что тот подложил ему свинью, но и Колфилд, огорчённый тем, что Стрэдлейтер ходил на свидание с девушкой, которая нравилась и ему самому, не остаётся в долгу. Дело кончается потасовкой и разбитым носом Колфилда.
Оказавшись в Нью-Йорке, он понимает, что не может явиться домой и сообщить родителям о том, что его исключили. Он садится в такси и едет в отель. По дороге он задаёт свой излюбленный вопрос, который не даёт ему покоя: «Куда деваются утки в Центральном парке, когда пруд замерзает?» Таксист, разумеется, удивлён вопросом и интересуется, не смеётся ли над ним пассажир. Но тот и не думает издеваться, впрочем, вопрос насчёт уток, скорее, проявление растерянности Холдена Колфилда перед сложностью окружающего мира, нежели интерес к зоологии.
Этот мир и гнетёт его, и притягивает. С людьми ему тяжело, без них — невыносимо. Он пытается развлечься в ночном клубе при гостинице, но ничего хорошего из этого не выходит, да и официант отказывается подать ему спиртное как несовершеннолетнему. Он отправляется в ночной бар в Гринич-Виллидж, где любил бывать его старший брат Д. Б., талантливый писатель, соблазнившийся большими гонорарами сценариста в Голливуде. По дороге он задаёт вопрос про уток очередному таксисту, снова не получая вразумительного ответа. В баре он встречает знакомую Д. Б. с каким-то моряком. Девица эта вызывает в нем такую неприязнь, что он поскорее покидает бар и отправляется пешком в отель.
Лифтёр отеля интересуется, не желает ли он девочку — пять долларов на время, пятнадцать на ночь. Холден договаривается «на время», но когда девица появляется в его номере, не находит в себе сил расстаться со своей невинностью. Ему хочется поболтать с ней, но она пришла работать, а коль скоро клиент не готов соответствовать, требует с него десять долларов. Тот напоминает, что договор был насчёт пятёрки. Та удаляется и вскоре возвращается с лифтёром. Очередная стычка заканчивается очередным поражением героя.
Наутро он договаривается о встрече с Салли Хейс, покидает негостеприимный отель, сдаёт чемоданы в камеру хранения и начинает жизнь бездомного. В красной охотничьей шапке задом наперёд, купленной в Нью-Йорке в тот злосчастный день, когда он забыл в метро фехтовальное снаряжение, Холден Колфилд слоняется по холодным улицам большого города. Посещение театра с Салли не приносит ему радости. Пьеса кажется дурацкой, публика, восхищающаяся знаменитыми актёрами Лантами, кошмарной. Спутница тоже раздражает его все больше и больше.
Вскоре, как и следовало ожидать, случается ссора. После спектакля Холден и Салли отправляются покататься на коньках, и потом, в баре, герой даёт волю переполнявшим его истерзанную душу чувствам. Объясняясь в нелюбви ко всему, что его окружает: «Я ненавижу. Господи, до чего я все это ненавижу! И не только школу, все ненавижу. Такси ненавижу, автобусы, где кондуктор орёт на тебя, чтобы ты выходил через заднюю площадку, ненавижу знакомиться с ломаками, которые называют Лантов „ангелами“, ненавижу ездить в лифтах, когда просто хочется выйти на улицу, ненавижу мерить костюмы у Брукса. »
Его порядком раздражает, что Салли не разделяет его негативного отношения к тому, что ему столь немило, а главное, к школе. Когда же он предлагает ей взять машину и уехать недельки на две покататься по новым местам, а она отвечает отказом, рассудительно напоминая, что «мы, в сущности, ещё дети», происходит непоправимое: Холден произносит оскорбительные слова, и Салли удаляется в слезах.
Новая встреча — новые разочарования. Карл Льюс, студент из Принстона, слишком сосредоточен на своей особе, чтобы проявить сочувствие к Холдену, и тот, оставшись один, напивается, звонит Салли, просит у неё прощения, а потом бредёт по холодному Нью-Йорку и в Центральном парке, возле того самого пруда с утками, роняет пластинку, купленную в подарок младшей сестрёнке Фиби.
Вернувшись-таки домой — и к своему облегчению, обнаружив, что родители ушли в гости, — он вручает Фиби лишь осколки. Но она не сердится. Она вообще, несмотря на свои малые годы, отлично понимает состояние брата и догадывается, почему он вернулся домой раньше срока. Именно в разговоре с Фиби Холден выражает свою мечту: «Я себе представляю, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле во ржи. Тысячи малышей, а кругом ни души, ни одного взрослого, кроме меня. И моё дело — ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть».
Впрочем, Холден не готов к встрече с родителями, и, одолжив у сестрёнки деньги, отложенные ею на рождественские подарки, он отправляется к своему прежнему преподавателю мистеру Антолини. Несмотря на поздний час, тот принимает его, устраивает на ночь. Как истинный наставник, он пытается дать ему ряд полезных советов, как строить отношения с окружающим миром, но Холден слишком устал, чтобы воспринимать разумные изречения. Затем вдруг он просыпается среди ночи и обнаруживает у своей кровати учителя, который гладит ему лоб. Заподозрив мистера Антолини в дурных намерениях, Холден покидает его дом и ночует на Центральном вокзале.
Впрочем, он довольно скоро понимает, что неверно истолковал поведение педагога, свалял дурака, и это ещё больше усиливает его тоску.
Размышляя, как жить дальше, Холден принимает решение податься куда-нибудь на Запад и там в соответствии с давней американской традицией постараться начать все сначала. Он посылает Фиби записку, где сообщает о своём намерении уехать, и просит её прийти в условленное место, так как хочет вернуть одолженные у неё деньги. Но сестрёнка появляется с чемоданом и заявляет, что едет на Запад с братом. Вольно или невольно маленькая Фиби разыгрывает перед Холденом его самого — она заявляет, что и в школу больше не пойдёт, и вообще эта жизнь ей надоела. Холдену, напротив, приходится поневоле стать на точку зрения здравого смысла, забыв на время о своём всеотрицании. Он проявляет благоразумие и ответственность и убеждает сестрёнку отказаться от своего намерения, уверяя её, что сам никуда не поедет. Он ведёт Фиби в зоосад, и там она катается на карусели, а он любуется ею.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
«Над пропастью во ржи» краткое содержание книги Дж.Д. Сэлинджера
Краткое содержание романа Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» может помочь в написании различных работ и при подготовке к урокам по внеклассному чтению.
Кроме пересказа текста даны материалы для характеристики героев и анализа произведения.
«Над пропастью во ржи» Джером Дэвид Сэлинджер описание и история создания
Год написания романа, сделавшего автора знаменитым – 1951. Сэлинджер работал над ним почти 10 лет и включил в сюжет ранее написанные рассказы.
Джером Дэвид Сэлинджер (1919-2010)
Почему роман называется «Над пропастью во ржи»? Это измененная строчка из стихотворения Роберта Бернса, которая стала детской песенкой. Образ поля высокой ржи, в которой гуляют маленькие дети, главный герой использовал, когда рассказывал о своей мечте.
Изменив в названии цитату, автор определил главную мысль произведения. Герой мечтал быть ловцом детских душ, спасая их от бездны взрослой жизни со всеми ее пороками.
Многие интересуются, сколько глав в произведении «Над пропастью во ржи»? Всего их 26.
Жанр романа можно определить, как роман-исповедь. Повествование это рассказ юноши, отчисленного за неуспеваемость из школы и впервые столкнувшегося с жестокими реалиями жизни.
Главные герои
Холден Колфилд – подросток, умеющий остро и саркастически судить обо всем, способный очень тонко чувствовать фальшь и лицемерие в отношениях между людьми.
Холден и сам не прочь приврать, но это скорее мальчишечьи фантазии.
Наблюдательный и пытливый юноша. Даже незначительные детали в поведении других раскрывают ему истинные качества и черты характера.
Максималист во всем и бунтарь. Нетерпим к окружающим, но искренне привязан к сестре и братьям.
У него удивительно богатый и интересный внутренний мир. Это видно из отрывка, в котором Холден рассуждает о своем предназначении. Он мечтает спасать чистые детские души.
Второстепенные персонажи
Фиби – десятилетняя сестренка Холдена. Непосредственна, прилежна, хорошо учится. Любит своего брата и хорошо понимает его. Своим участием спасает Холдена от опрометчивых поступков.
Д. Б. – старший брат, успешный сценарист и писатель, который растрачивает свой талант в Голливуде, своеобразный двойник Холдена, только приспособившийся к реальности.
Алли – умерший брат Холдена, который по нему очень скучает. Был образован, увлекался поэзией. Даже на бейсбольной перчатке записывал стихи.
Роберт Экли школьный приятель, поражает Холдена гнусными привычками постоянно прилюдно стричь ногти или давить прыщи, пользоваться чужими вещами как своими, и поразительной нечистоплотностью. Завистлив и лицемерен.
Стрэдлейтер его сосед по комнате, раздражает главного героя своей кажущейся чистоплотностью. Всегда чисто выбрит, но бреется грязной и ржавой бритвой. В ухаживаниях за девушками обольстителен, но пренебрежительно отзывается о них в разговорах с приятелями.
Спенсер – учитель истории, пытающий наставлять Холдена. Неряшливо одетый в заношенный халат, не прикрывающий его старческое тело, но читающий нотации, он смешон. Добр, справедлив к ученикам, но труслив перед начальством.
О Джейн Галлахер мы узнаем из воспоминаний главного героя, который влюблен в нее. Тонко чувствующая и романтическая девушка. Но и немного наивная, потому что решила встречаться с похотливым и циничным Стредлейтером.
Антолини – бывший преподаватель, понимающий Холдена, который напоминал собственную юность. Предостерегая от ошибок, советует обратиться к смиренной и зрелой жизни. Сам приспособился к действительности с помощью алкоголя.
Салли Хейс – начитанная, но с весьма поверхностными познаниями, любящая развлечения особа, красива и любит внимание к себе в обществе.
Краткое содержание
Холден Колфилд лечится в санатории от туберкулеза и вспоминает, что произошло с ним год назад, под Рождество.
Его отчислили из школы Пэнси, потому что Холден завалил пять экзаменов. До этого выгнали из другого учебного заведения Элктон-хилл.
Холдена это не огорчает, потому что раздражают ученики и преподаватели, юноша чувствует показушность и фальшь в том, как ведут себя окружающие, тонко подмечая все нелепые привычки своих приятелей, их притворство.
Отношения у Холдена не складываются, потому что он привык решать все по-своему. Пишет сочинение для Стрэдлейтера, пока тот был на свидании с девушкой, которая нравилась Холдену. Но отклонившись от темы, рассказывает о бейсбольной перчатке умершего брата, исписанной стихами.
Из-за испорченного задания и нелицеприятных разговоров о Джейн, вспыхивает ссора. Подравшись со Стрэдлейтером, собирает вещи и уезжает, не дождавшись начала каникул.
Приехав в Нью-Йорк, решает не появляться дома раньше среды, когда придет письмо родителям об его исключении. По пути в отель пристает к удивленному таксисту со странным вопросом про уток в Центральном парке. В отеле понимает, как ему одиноко и идет в ночной клуб. Заказывает спиртное, но получает отказ. Знакомится с тремя женщинами, угощает их коктейлями и танцует. Юношу смешит их провинциальность и глупость.
Выйдя из отеля, вспоминает историю своего знакомства с Джейн. Решив все-таки выпить, идет в другой бар, где бывал с Д. Б. В такси опять задает водителю вопрос про уток. В баре сталкивается с морским офицером, знакомым своего брата. Ему неприятно это общение, и он возвращается в отель.
Лифтер Морис предлагает ему проститутку за пять долларов. Холден согласился, но, когда девица явилась к нему в номер, передумал. Ему одиноко и хочется общения, но она не разделяет его желания и требует оплаты в десять долларов.
Утром, созвонившись с Салли Хейс, приглашает пойти в театр на дневной спектакль. Уезжает из отеля, пристраивает чемоданы на хранение. Решив позавтракать в вокзальном буфете, знакомится с двумя монахинями, которые работали учительницами в интернате. Поговорив о литературе, делает пожертвование. Купив билеты в театр, бродит в своей любимой охотничьей шапке по улицам в ожидании встречи с Салли, покупает для сестренки пластинку с ее любой песней.
В театре его раздражает глупая постановка, слишком хорошая игра знаменитых актеров и восторженная публика. Театралка Салли ему становится несносна. После спектакля девушка предлагает покататься на коньках. Плохо катаясь, намучившись на катке, молодые люди идут в бар. Холден выплескивает свои эмоции говорит, что ненавидит все окружающее его: Нью-Йорк, его жителей, театры, кино, машины, лифты, примерку костюмов, свои школы.
Ему неинтересно и скучно. Хочется свободы, уехать куда-нибудь. Салли не понимает его и напугана. Они ссорятся и расстаются. Холден пытается дозвониться Джейн, но напрасно. Думая, с кем провести вечер, звонит приятелю Карлу Льюсу. Договорившись о встрече, идет в кино. Там смотрит перед сеансом рождественскую пантомиму и фильм с глупейшим сюжетом.
Встреча с приятелем тоже приносит разочарование. Карл Льюс, студент Гарвардского университета, сразу предупреждает, что у него есть всего минутка. Карл не хочет проявить сочувствие и все время пытается прекратить разговор.
После его ухода Холден, напившись, звонит Салли, чтобы попросить прощения. После идет в Центральный парк посмотреть на уток, но их нет. Случайно роняет пластинку Фиби и подбирает осколки.
Замерзнув, решается заглянуть домой, чтобы повидать Фиби. Уже поздней ночью, надеясь, что родители спят, пробирается в кабинет Д. Б., находит спящую сестренку, будит и дарит осколки. Узнает, что родители уехали в гости. Фиби рада видеть брата, но догадывается о причине его внезапного приезда.
Девочка очень переживает за него. Холден рассказывает о школе, как было невыносимо терпеть всеобщее притворство. Фиби просит вспомнить кого-нибудь, кого он любит. Холден вспоминает Алли, двух монахинь, с которыми говорил в вокзальном буфете, и одноклассника Джейса Касла, выпрыгнувшего из окна, отказавшись извиняться перед подонком.
Фиби допытывается, кем ему хочется быть. Холден не знает, но говорит, что мечтал бы спасать маленьких детей, играющих на поле во ржи у пропасти.
Возвращаются родители, и Холден, взяв в долг у сестренки деньги, уходит к своему бывшему преподавателю Антолини, который пытается помочь разобраться в проблемах и оставляет ночевать. Почувствовав, что Антолини гладит его спящего по голове, испугался и уходит ночевать на вокзал.
Утром решается уехать и пишет Фиби записку. На встречу девочка приходит с чемоданом и просит взять с собой. Отговорив от этого и обещая вернуться домой, ведет Фиби в зоопарк.
В заключении романа выздоравливающий Холден ждет возвращения домой.
Анализ произведения
В сюжете дано описание всего трех дней из жизни героя, наполненных нелепыми поступками, попытками по-взрослому напиться до забытья, чтобы не думать о своих проблемах.
В поисках понимания и сочувствия, подросток знакомится с людьми, пытается встречаться со знакомыми, но большинство из них ему неприятны и раздражают своими недостатками.
Интересны его критическое отношение к всему увиденному, внутренние монологи и мысли. Во взрослой жизни он видит только конформизм, практицизм, манипулирование другими людьми, разврат и полное равнодушие.
Ему ненавистна благополучная и размеренная жизнь, хочется свободы во всем. В конце романа герой стоит перед выбором, стать ли ему похожим на остальных или противостоять этому.
Цитаты из «The catcher in the rye»
Вот несколько строк, описывающих состояние и чувства героя:
Отзывы критиков
Книгу критика приняла неоднозначно. Одни восторженно отмечали новаторство автора, другие обвиняли в пропаганде своеволия, разнузданности и вседозволенности, требовали установить возрастные ограничения.
Стоит отметить: проблематика романа до сих пор вызывает споры.
Экранизация книги
Сэлинджер был против экранизации своей книги.
Ни один из знаменитых режиссеров, даже Спилберг, не получили согласия автора. Хотя попытки все же предпринимались.
Но непонятно, как визуально в фильме возможно изобразить размышления главного героя, которые составляют основу повествования, не искажая смысл и главную мысль произведения.
Заключение
До сих пор в аннотации каждого нового издания вы прочитаете, что это самый популярный и продаваемый роман. «Над пропастью во ржи» не перестают читать во всех странах мира как на английском, в оригинале, так и на других языках.
shvetsovmn
Лучше старенький ТТ, чем дзюдо и карате 🙂
Пост навеян прочтением известного романа Дж. Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» ( Jerome David Salinger « The Catcher in the Rye « ) о шестнадцатилетнем юноше, который не может принимать общественные условности, мораль, не готов следовать правилам только потому, что «так надо».
Краткое содержание романа Сэлинджера «Над пропастью во ржи»
Повествование идет от лица 16-летнего юноши, исключенного из очередной школы за академическую неуспеваемость. Холден Колфилд не находит никакого интереса в обучении и в школьной активности: он проваливает четыре предмета из пяти, и его выгоняют из школы; в поездке на соревнования по фехтованию он забывает в метро спортинвентарь и его товарищи отворачиваются от него; отношения с одноклассниками не ладятся, так как Холдену не нравятся их стремления казаться лучше, чем они есть, произносить то, что они не думают, делать то, что им неинтересно и т.п.
Это все приводит к тому, что Холден крайне неуверенно себя чувствует в обществе и старательно избегает всяческих форм дружбы, хороших отношений и так далее.
После ссоры с дракой со своим соседом по комнате Холден решает уйти из школы на несколько дней раньше, чем нужно, и покидает общежитие, переселившись в отель. Пытаясь наполнить оставшиеся дни хоть какой-то активностью, Холден ходит по барам, встречается с бывшими товарищами и учителями, но во всем и во всех он разочаровывается и все ненавидит. Не получая удовольствия ни от чего он пытается пообщаться со своей сестрой Фиби, с которой у него были теплые отношения. Встреча с сестрой приносит небольшое облегчение, она остается, вероятно, единственным человеком, кто может на него хоть как-то влиять. В разговоре с сестрой Холден говорит, что он был бы счастлив ловить детей над пропастью во ржи (это искаженное стихотворение Бернса). Книга заканчивается тем, что Холден, наконец, ощущает себя счастливым, когда видит, как его сестра катается на карусели.
Вероятно, основным смыслом романа Сэлинджера «Над пропастью во ржи» является нетипичное восприятие юношей жизненного уклада и ценностей, которые разделяются в обществе, что делает его изгоем – его не желают принимать (да и сам он не желает, чтобы его принимали) в свое общество «обычные» люди, так как они противны Холдену – слишком плохи, слишком хороши, кривляки, клоуны, унылые и т.п. Из-за того, что Холден не чувствует эти правила и ценности своими и не желает их поддерживать, он не может считать себя своим в этом мире и не видит интереса в существовании «как все». Поведение «не как все» выражается у главного героя в том, что он не находит себе места в обществе, злоупотребляет алкоголем, не выражает поддержки основам общественного мироздания.
Учитывая, что данная книга приобрела скандальную известность в силу того, что ее читал в момент задержания убийца Джона Леннона, идеи книги вполне находят отклик в сердцах людей.
Произведение «Над пропастью во ржи» Сэлинджера мне не понравилось. Из-за этого я полез в интернет, чтобы почитать, что же такого в этом романе интересного и чего в нем находят люди, чего не нашел я. Прочитал, но роман все равно не понравился. Не читать его я рекомендовать не буду, так как вдруг Вам понравится 🙂
Когда есть необходимость в быстрой коммуникации с действующими или потенциальными клиентами, воспользуйтесь сервисом СМС-рассылок компании TargetSMS.ru.
Подростковый бунт и страх перед смертью: как читать «Над пропастью во ржи»?
Гамлет XX века
С легкой руки критиков поведение Холдена Колфилда называют «подростковым бунтом». Мол, Сэлинджер, как никто, сумел почувствовать ужас того перелома, который происходит с человеком и его психикой, когда ему приходится адаптироваться в обществе. Роман стал инструментом, с помощью которого взрослые пытаются помочь своим детям справиться с этим непростым периодом. Правда, в некоторых случаях родители, наоборот, прячут книгу от глаз ребенка, опасаясь, что тот пойдет курить, кутить и балагурить, прямо как Холден.
Спорить с таким подходом нет смысла, главный герой действительно бунтует, и его выходки можно приписать юношескому максимализму. Но это лишь первый план, и останавливаться на нем — значит недооценивать оригинальность произведения. «Вся эмоциональная сложность подросткового возраста в том и состоит, что ты не знаешь, почему чувствуешь себя несчастным, сердитым или одиноким. Притягательность романа „Над пропастью во ржи“ как раз в том и состоит, что в нем есть веские причины для этих чувств. Эмоции наполняются смыслом», — пишет Луис Менанд. По мнению исследователя, Холден только говорит, как подросток (отсюда и внимание писателя к его речи), однако это человек со сложившимся мировоззрением, безжалостно препарирующий окружающих.
Типологически Холден похож на Гамлета. Оба героя видят несовершенство общества и испытывают так называемую Weltschmerz — мировую скорбь, в литературоведении означающую разочарование в жизни.
Биография затворника
О самом Сэлинджере мы знаем очень мало. Даже ранняя биография автора дана кусками: читателям известно о годах его учебы и о том, что в 1943-м он был призван в армию и в звании сержанта отправлен на Западный фронт. Писатель участвовал в высадке десанта в Нормандии, в битвах в Арденнах и Хюртгенском лесу, а также в освобождении нескольких концлагерей.
По мнению исследователей его творчества, именно психологическая травма, полученная на войне, сформировала Сэлинджера-автора. Без сомнения, тексты молодого писателя публиковались и в довоенные годы. Даже Холден Колфилд «родился» намного раньше, и первые рассказы о нем — «Легкий бунт на Мэдисон-авеню» и «Я сумасшедший» — были созданы в самом начале 40-х. Однако и по тону, и по содержанию они были более «дружелюбными». Тогда как роман «Над пропастью во ржи», написанный в 1949-м и опубликованный только в 1951-м, стал отражением травмы автора и его личного неприятия мира.
Холден — это Сэлинджер-подросток. Так же, как и его литературный отец, он занимается фехтованием, меняет школы (в случае писателя — университеты) и обожает детей. Привязанность героя к сестренке Фиби (имя, которое автор позже хотел дать своей дочери) иногда путают с нездоровым влечением. Но стоит вспомнить, что с такой же любовью персонаж относился и к погибшему брату, — и все становится на свои места. У самого Сэлинджера никогда не было младших братьев и сестер, но всегда было особое отношение к детям, которые, по его мнению, одни только достойны любви и сострадания и, в отличие от взрослых, не заражены лицемерием.
«Понимаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом — ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И мое дело — ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть», — размышляет Холден Колфилд.
Одна из самых влиятельных книг XX века
Роман «Над пропастью во ржи» стоит прочесть еще и потому, что эта тоненькая книжка стала одним из самых удивительных и мощных литературных явлений XX века. И познакомиться с ней надо хотя бы для того, чтобы ориентироваться в культурном и историческом пространстве.
В США роман долго был под запретом и изымался из школьных библиотек, однако со временем, по мнению того же Менанда, стал своеобразным психологическим щитом:
«Одна из целей образования — научить людей стремиться к тем благам, которые может предложить жизнь, но есть и другая цель — научить их некоторому презрению к этим благам. Американцы — особенно думающие и чувствительные представители среднего класса — эти блага воспринимают как нечто неотъемлемое, и потому чувство разочарования приходит к ним гораздо чаще, чем ощущение успеха. Чтобы неудачи не сломили тебя, нужно научиться не обращать на них внимания. Когда мы даем своим детям „Над пропастью во ржи“, мы предлагаем им психологическую защиту».
В культурном плане роман повлиял на многих авторов, творивших после выхода книги. О нем в своих произведениях упоминают Стивен Кинг, Джон Фаулз, Харуки Мураками и братья Стругацкие. Песни под названием Catcher in the Rye есть в репертуаре сразу нескольких знаменитых групп, в том числе легендарных Guns N’ Roses.
История Холдена Колфилда была переведена почти на все крупные языки мира. К началу XXI века вокруг романа уже был создан особый ореол книги, «которую должен прочесть каждый». И вполне заслуженно.