тихий дон какая область
Место, где Дон действительно тихий
Проект «MostTravel» о путешествиях, приключениях и открытиях. Сегодня речь пойдет о Родине Михаила Шолохова, где он написал знаменитый роман.
Путешествие в глубинку Ростовской области подойдет вам только в двух случаях. Либо если вы — фанат литературы, а в частности Михаила Шолохова — автора «Тихого Дона». Либо если вы тяготеете к неспешному, спокойному и размеренному образу жизни провинциальных жителей и такому же отдыху. Если один из этих критериев вам подошел, то презентуем для вас станицу Вёшенскую или Вёшки, как ее называют местные жители.
Путешествие в Вёшенскую лучше всего планировать на последние выходные мая. Именно в это время здесь проходит Международный литературно-фольклорный праздник «Шолоховская весна». В это время «гудит» вся станица. Здесь проходят и концерты, и детские праздники, и скачки, и ярмарки изделий местных мастеров.
Также отдыхать в Вешенской комфортно летом и в начале осени, так что еще есть время собрать чемоданы прямо сейчас.
В Ростовскую область можно попасть любым удобным для вас видом транспорта: и автобусом, и поездом, и самолетом. Но учтите, что прямиком в Вешенскую вам удастся попасть, только если вы поедите самостоятельно — на своем автомобиле.
Аэропорт расположен всего лишь в двух километрах от станицы, но он способен принимать лишь небольшие самолеты ЯК-40 и АН-24, а также вертолеты всех типов. Поэтому спланировать беспересадочный маршрут из центральной полосы не получится.
Будучи «безлошадными», мы отправлялись из Липецка в Вешенскую поездом до Миллерово. Это сравнительно близкий к станице город в Ростовской области (148 километров или чуть более двух часов езды).
Можно доехать до центра области — Ростова-на-Дону, но оттуда до Вешенской дальше (355 километров или около пяти часов в дороге).
А ваша экскурсия по шолоховским местам начинается уже на железнодорожном вокзале в Миллерово.
Ведь именно через него когда-то до родных мест добирался сам Михаил Александрович. Автобусное сообщение выхлопотал также писатель-депутат в 1963 году. Правда, автобусы из Миллерово в Вешенскую до сих пор ходят очень редко, поэтому подгадать прибытие поезда на вокзал с расписанием автобусов необходимо заранее. Чтобы не пришлось несколько часов «куковать» в Миллерово или сесть в попутку, заплатив втридорога.
Дорога из Миллерово в Вешенскую пролегает через километровые поля с подсолнухами. Поверьте, что таких масштабов в нашей полосе не увидишь! На подъезде к станице Вешенской туристов встречает скульптура орла с расправленными крыльями. Он символизирует казачью свободу.
Вешенская расположена слишком далеко от моря, поэтому здесь нет атрибутов, к примеру, традиционного туризма Краснодарского края. На автовокзале вы не найдете ни одного человека, стоящего с табличкой «Сдам домик» или «Сдам комнату». Конечно, как и везде, можно найти объявление в газете, но такой вид аренды жилья для туристов здесь не особенно развит.
Зато есть около восьми гостиниц, отелей и пансионатов. Сутки пребывания обойдутся туристу в сумму от 500 рублей.
Сколько с собой брать денег
Поездка в Вешенскую — это путешествие, если хотите, эконом-класса. Конкретную сумму поездки обозначить сложно, все-таки у каждого свои запросы. Но одно можно сказать наверняка: здесь все совсем недорого.
К примеру, еду можно покупать на рынках, где с продавцами можно и нужно торговаться. Недорого покушать и в местных кафе. С учетом того, что пафосных заведений здесь попросту нет. Простые кафе с простыми блюдами.
В самой станице нет автобусов, да они и не нужны. Хватит дня, чтобы обойти от и до этот небольшой населенный пункт. Правда, общественный транспорт здесь все-таки есть — это такси. Когда мы ездили в Вешенскую (4 года назад) оно стоило 40 рублей. Мы путешествовали вчетвером, поэтому поездка на такси была для нас сопоставима по деньгам с передвижением на обычном автобусе.
Кроме того, вёшенцы раскрыли нам секрет местных таксистов. Когда пассажиры садятся в машину, таксист связывается с диспетчером, и говорит куда он направляется. Диспетчер должна сказать «Счастливого пути!». Если девушка на другом конце провода произнесла эти слова, то все в порядке, поездка фиксируется фирмой. Если нет, то ваши 40 рублей водитель положит в свой карман. Так что если вы не услышали от диспетчера слов «Счастливого пути!», приехав в нужное место можете полноправно отказаться платить за поездку.
Первым делом в Вешенской нужно отправиться на Набережную и местный пляж. Над ними возвышается огромный памятник, иллюстрирующий одну из сцен знаменитого романа. Когда Аксинья шла с коромыслом с реки, а молодой Григорий на коне заигрывал с красивой замужней казачкой, преградив ей дорогу и не пуская к дому.
— Не дури, мне надо мужа сбирать.
Григорий, улыбаясь, горячил коня; тот, переступая, теснил Аксинью к яру.
— Пусти, дьявол, вон люди! Увидют, что подумают?
Визитная карточка Вёшенской.
Кстати, Дон в этом месте, действительно тихий. У станицы река пролегает косой. Как раз в этом месте вода практически стоит, напоминая озеро. Это удивительное место. Чуть стоит завернуть по реке, как чувствуется истинный нрав Дона, тебя сносит сильным течением.
В Дону можно просто купаться или взять напрокат катамаран. Но на воде здесь нужно быть предельно осторожными: ведь Дон тихий далеко не везде у станицы.
Присутствие писателя в Вёшенской очень чувствуется повсюду. Масса памятников, музеев, конечно же, есть улица Шолохова. Михаила Александровича здесь очень любят. Шолохов умер в 1984 году, поэтому в станице осталось множество людей, знакомых с писателем лично.
Для местных Шолохов — это не только художник слова, но и общественный деятель, сделавший очень многое для станицы, будучи депутатом. Также с трепетом вёшенцы относятся и к культурному наследию писателя, поэтому рассуждать с местными о сомнениях многих исследователей, что роман «Тихий Дон» написал не Михаил Шолохов, по меньшей мере, не корректно.
Будучи в Вёшенской, нельзя не посетить Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова. Сразу стоит оговориться, что это не музей в привычном для каждого человека представлении: здание с экспонатами. Нет. Это целый комплекс объектов. Их 26! Подробнее лучше ознакомиться с ними на сайте музея. Это дома, усадьбы, мемориалы, конюшня и так далее.
Очень интересно посмотреть на усадьбу, где родился писатель. На простой казачий быт. Дом на Дону называют «курень». Крыша у него традиционно камышовая.
Удивительно то, что такие постройки не просто музейные экспонаты. В станице до сих пор можно встретить подобные курени, в которых живут обычные вёшенцы.
Более 70 тысяч экспонатов! Настолько богаты музеи станицы Вешенской личными вещами писателя и его семьи.
Сердце музейного комплекса двухэтажная роскошная усадьба — последнее пристанище писателя, где он умер и был похоронен во дворе вместе со своей супругой, с которой прожил в браке 60 лет и воспитал четверых детей.
Это шикарный дом, в котором Михаил Александрович при жизни принимал массу высокопоставленных и знаменитых гостей. В рабочем кабинете писателя лежит отрывной календарь с датой дня гибели Михаила Шолохова. Черную рамку на нем вывела его супруга. Один из местных экспонатов — последняя недокуренная прямо перед смертью сигарета писателя.
Шолохов на правах любимчика партии при жизни ни в чем себе не отказывал. Среди экспонатов усадьбы можно встретить дорогие и недостижимые для советского человека заграничные вещицы.
Часть экспозиций посвящена увлечениям писателя. Шолохов был заядлым рыболовом и охотником. Кстати, в Вёшенской организовывают такие тематические туры.
В огромном гараже писателя сразу несколько автомобилей. Чтобы в него попасть нужно вставить и повернуть огромный ключ.
На почетном месте в усадьбе располагается комната, посвященная Нобелевской премии. Здесь можно увидеть документы, медаль, фотографии и, конечно же, шикарные наряды, в которых на церемонию вручения ездил Шолохов с семьей.
В музее можно услышать и массу интересных фактов из жизни писателя. К примеру, Шолохов не признавал холодильники. Продукты в его доме всегда хранились по старинке: во льду. Зимой подвал засыпали ледяной массой с Дона, за счет этого в хранилище была нужная температура для хранения все лето.
В Вёшенской люди живут тихо, спокойно и размеренно. Целый день здесь можно потратить на элементарное любование природой.
Торговля здесь, как будто до сих пор осталась в Советском Союзе. По станице разбросана масса небольших этаких «сельпо». Причем местные предприниматели не проявляли особенной фантазии, выбирая названия для магазинов: «Ольга», «Елена», «Екатерина», «Марина» и так далее. Какого же было удивление нас — липчан — когда мы случайно набрели в глуши Ростовской области на магазин с названием «Воронеж».
Оказалось, что давным-давно в этой торговой точке продавали много товаров, произведенных у наших соседей по Центральному Черноземью, поэтому так и назвали магазин.
Не местным слух режет не только особенный ростовский говор вёшенцев, но и сами слова. К людям здесь зачастую обращаются не «мужчина» или «мальчик», а «казак». Женщин, соответственно, называют казачками.
В Вёшенской можно купить, к примеру, изделия местных мастеров из глины. Естественно, в шолоховском музее продается масса открыток, книг, дисков о жизни писателя или с его произведениями.
Отличный сувенир — это чайный сбор «Роман под открытым небом». В музее продается мешочек с травами внутри. Всего их восемь. Это те травы, которые встречаются на страницах романа «Тихий Дон». Заваренный сбор получается очень вкусным и хорошо помогает от простуды.
Сочинение Хутор Татарский в романе Тихий Дон Шолохова
Хутор Татарский – центральное место, где происходят все центральные события романа Шолохова под названием «Тихий дон». Промежуток развития повествования делиться на промежуток до Первой мировой войны, а также разразившегося Гражданского противостояния на Дону.
Все главные и центральные персонажи проживают именно на хуторе, такие как Григорий, Аксинья и Наталья, а также другие. Их судьбы тесно переплетены благодаря месту, в котором они живут.
Из описания автора мы узнаем, что хутор уютно расположился на берегу реки Дон, а также является частью большой Вешенской станицы. При этом мы знает, что хутор достаточно больших размеров, он достигает триста дворов, объединенных в одно поселение.
По социальному статусу здесь проживают как богаты и зажиточные казахи, так и достаточно бедные люди. Мохова и Атепина, а также семью Коршуновых можно отнести к богатым и зажиточным купцам.
А в самом хуторе располагалась рыночная площадь, где они могли осуществлять собственную деятельность и зарабатывать деньги. Они выгодно обменивают и продают товар, что позволяет сохранять им собственное благосостояние.
Отличительной особенностью повествования является географическая точность, с которой автор описывает ближайшие поселения, расположенные близ реки. Он не только перечисляет их названия, но и описывает месторасположение других хуторов, входящих в станицу.
Благодаря этому многие краеведы отыскивают хутор Татарский во время путешествий, чтобы полностью прочувствовать атмосферу повествования и посмотреть на места, где происходили одни из ключевых событий Первой мировой войны и гражданского противостояния между народами.
Другие сочинения: ← Сон Григория Мелехова в романе Тихий Дон↑ ШолоховИстория жизни Григория Мелехова →
Инфраструктура в станице
Памятные сувениры можно приобрести в одной из многочисленных лавочек. Все они будут так или иначе связаны с Доном, казачьей культурой и творчеством Шолохова. Вам предложат постеры, календари, магнитики, графику и даже диски с записями казачьих песен. Обязательно попытаются продать несколько томов Шолохова. Если же вы хотите более оригинальных сувениров, попросите подобрать для вас комплект казачьей одежды: шаровары с лампасами, папаху, гимнастерку, бурку, можно приобрести на память даже нагайку или шашку. Практичным подарком будет посуда из керамики или виноградной лозы, иностранцы любят покупать самовары.
Почитайте: Географическое размещение Лангепаса
Туристу на заметку: чтобы попасть в станицу, сначала придется доехать или долететь до Ростова-на-Дону, а уже оттуда по прямой дороге добраться до Вешенской станицы – займет путь около восьми часов. Если путешествовать своим автомобилем, то дорога будет быстрее. Прямого поезда или автобуса до Вешенской станицы нет, все равно придется пересаживаться или брать такси. В самом городе общественного транспорта тоже нет – 9 тысяч местного населения в нем попросту не нуждаются. На другой берег Дона можно переправиться на пароме или просто перейти мост, выстроенный совсем недавно. Словом, в станице все осталось почти так же, как и сто лет назад – самый надежный и доступный транспорт, это конь. Говорят, находясь в Вешенской нужно обязательно сделать несколько вещей: сходить на охоту рыбалку, поесть местных дынь и арбузов, постараться увидеть цветущие тюльпаны в степи и попытаться отыскать клад под знаменитым дубом. Если вы не успели все это сделать, у вас будет повод вернуться снова в этот самобытный поселок.
На хуторе Татарском у Пантелея Прокофьевича Мелехова.
и появилась она в литературной среде — среди «своих» же, писателей.
Слишком ярким и мощным литературным событием — своего рода вызовом — явилось внезапное появление первых двух книг столь незаурядного произведения. Это-то и дало повод некоторым собратьям Шолохова по перу усомниться: произведение такого масштаба и силы не мог написать 23-летний казачок из глухой донской станицы, с четырьмя классами образования, который всего три года назад вошел в литературу, напечатав две книжки рассказов.
Возник слух о некоем белом офицере
, который теоретически подобный роман написать как раз
мог
. Слух этот родился не из фактов, но — из сомнений, из необъяснимости возникновения такого феноменального явления, как «Тихий Дон». Этот феномен был не чем иным, как явлением
гения
. А гений, как известно, вещь плохо понимаемая и трудно объяснимая.
Магазины
Вешенская — это кладезь сувениров. Здесь умеют продать что-нибудь эдакое на память с казачьим колоритом. Например, магнитики, фильмы о донском крае и самой станице, постеры фотографии, графику, живопись, керамику и диски с записями казачьих песен.
В сувенирной лавке стоит купить, в первую очередь, книги Михаила Шолохова, красивую деревянную и глиняную посуду, изделия из виноградной лозы. Для брутальных мужчин продается казачья одежда: бурки, папахи, гимнастёрки, шаровары с лампасами, шашки, булава, нагайки и гармонь. На закуску стоит прихватить самовар.
4 вещи, которые необходимо сделать в Вёшенской:
Как добраться
Самолетом нужно добраться до Ростова, а от главного города области лежит прямая дорога в Вешенскую. В пути придется провести порядка 8 часов.
Поездом лучше всего добраться до станции Миллерово, откуда отправляются автобусы в станицу. В пути — 3 часа. Если хотите попасть на родину Шолохова быстрее, то тогда берите такси. Водитель за пару тысяч и полтора часа домчит до пункта назначения.
На личном автомобиле нужно ехать по автотрассе М4 ровно до перекрестка: если ехать прямо, то попадете в Ростов, направо — в Миллерово, а налево — в Вешенскую, которая будет через 140 километров.
Поиск авиабилетов в город Ростов-на-Дону (ближайший а/п к Вешенской)
Популярные сегодня темы
Гостиницы Вешенской
В Вёшенской работают целых пять гостиниц. Здесь можно за умеренную плату снять уютный номер. Отели предлагают здоровую домашнюю пищу, приготовленную, как заявляют владельцы, только из экологически чистых продуктов. В принципе, оснований не доверять им нет.
Кроме того, гостиницы предлагают постояльцам различные экскурсии. Например, можно отправиться в лес за грибами, порыбачить на Дону, попариться в бане, совершить конную прогулку.
А еще в Вешенской находится одноименный бальнеологический курорт-санаторий. Здесь лечат заболевания костно-мышечной системы, периферической нервной системы и сахарный диабет. На территории санатория расположен минеральный источник — его воды используются для питья, ванн и процедур в бассейне. Курорт работает круглый год.
Хутор
: Астрал • Вселенная за кадром • Вымышленная вселенная • Другой мир • Загадочная белая цивилизация • Земля • Зеркальная вселенная • Микромир • Миниатюрный мир • Мир загадок • Не совсем нормальный мир (Альтернативная реальность (Жуткая альтернативная реальность • Странная альтернативная реальность • Чужеродное место) • Искусственная реальность/Машина лотофагов • Это был только сон/Между бредом и реальностью/Приключения в Комаляндии/Твист Амброза Бирса/Твист Найта Шьямалана) • Мир без людей • Мир снов • Не космос • Страна еды • Тот свет • Цивилизация • Чуждая геометрия • Экологическая катастрофа (Мёртвые земли • Мир-помойка/приглаженная помойка • Мордор • Порча • Тёмная электроника)
Город
: Вольный город • Город Бензоград и деревня Патроновка • Город-государство • Город для народа • Город-завод • Город-здание • Город каналов • Город между мирами • Город под куполом • Город-месторождение • Город-призрак • Городские трущобы • Затерянный город в джунглях • Затерянный город в пустыне • Знаковое место • Караван-сарай • Летающий город • Маленький городок • Мегаполис • Мерзкий Улей • Мистический лес • Нуар-Сити • Плавучий город • Подводный город • Подземный город • Последний город • Сияющий град • Столица • Тихий омут • Экуменополис
Деревня
: Деревня со зловещим секретом • Забытая богом деревня •
ХуторТемница сырая
: Азкабан • Каземат • Персональная тюрьма • Планета-тюрьма • Тюремная зона
Школа
: Академия зла • Школа волшебства • Школа обыкновенная • Школа с секретом • Школа ужасов
Жильё
: Башня мага • Город-здание • Дворец-призрак • Дом-бестиарий • Дом на дереве • Дом с привидениями (Дом у озера • Проклятый старый дом) • Замок (Неприступная цитадель • Плацкартный вагон • Трейлер вместо дома • Фэнтезийный замок)
Общепит
: Забегаловка «Жирная ложка» • Косплей-кафе • Опасный трактир • Таверна «Кружка эля»
Места развлечений
: Гадский цирк • Жуткие увеселения • Ржавый луна-парк • Стимпанковские развлечения • Страшный парк развлечений • Фрик-шоу • Цирк ужасов
Ужасные места
: Адская гостиница • Аркхэм • Вампирский ночной клуб • Вентиляция • Город-призрак • Дворец-призрак • Деревня со зловещим секретом • Дом-бестиарий • Дом с привидениями • Дом у озера • Жуткий маяк • Заброшенная лаборатория • Заброшенный госпиталь • Заправка в глуши • Зловещая детская площадка • Зловещая роскошь • Зловещий колодец • Зловещий остров • Интерьер из останков • Канализация • Кладбище • Летучий Голландец • Магазинчик, которого вчера здесь не было • Маленький городок • Мёртвая космическая станция • Мистический Юг • Опасный трактир • Подъезды и подворотни • Пристанище «Вражье логово» • Проклятый старый дом • Страшный летний лагерь • Страшный парк развлечений • Ужасная вечеринка • Цирк ужасов • Школа ужасов
Другие локации
: Архитектурная доминанта • Библиотека • Бродячая локация • Великая стена • Вулкан • Грибной лес • Горячие источники • Живописные руины • Заброшенная фабрика • Катакомбы • Круизный лайнер • Лабиринт • Лепрозорий • Макгаффин-место • Мегаподземелье • Музей всякой всячины • Небесный океан • Обречённый корабль • Пересохший водоём • Планетарий • Пляж • Преступная корпорация • Приграничье/Фронтир • Пустота между мирами • Секретная база • Сидеть на крыше • Территория перемирия • Тёмный лес/Чудесный лес • Торговый центр/Рынок рабов
Почему утверждают, что «Тихий Дон» написал не Шолохов
Мы уже никогда не узнаем истины по «Курску» и Боингу МН-17, Скрипалям и допингу, башням в Нью-Йорке и Березовскому. Даже по 33 богатырям, схваченным в Белоруссии, всю правду точно не узнаем.
В ХХ веке, конечно, тоже хватало загадок, но вряд ли – в такой концентрации, как сейчас. Когда у каждого субъекта мира едва ли не на все оказывается своя правда.
Сомнения в авторстве Михаила Шолохова появилось чуть ли не с первого дня, когда он в 1928-м году опубликовал первые два тома в журнале «Октябрь».
Версия 1. Сначала Шолохова обвиняли, что он присвоил себе рукопись, взятой из полевой сумки безвестного белого офицера, расстрелянного большевиками. Говорили даже об анонимных звонках в издательство с угрозами появления некоей старушки, требующей восстановления авторства её умершего сына. В середине 1970-х годов советский учёный Константин Прийма предпринял попытку выяснить источник слухов и пришёл к выводу, что неожиданная остановка публикации третьего тома романа в марте 1929 года была выгодна сторонникам Троцкого, которые опасались, что откроется вся правда о восстании в Вешенской в 1919 году.
Главный редактор журнала «Октябрь» Александр Серафимович (которому позже также приписывали авторство произведений Шолохова) объяснял слухи завистью преуспевающих советских писателей к неожиданной славе 22-летнего гения. В одном из своих писем он утверждал: «Нашлись завистники — стали кричать, что он у кого-то украл рукопись. Эта подлая клеветническая сплетня поползла буквально по всему Союзу. Вот ведь псы!»
Сам Шолохов также говорил об «организованной зависти». В то же время, по неким сохранившимся свидетельствам, утверждалось, что Серафимович знал о подлинной истории авторства «Тихого Дона», но молчал об этом, не желая осложнять печатную судьбу романа.
Версия 2. Новые слухи взбудоражили страну после публикации в 1930-м году сборника памяти Леонида Андреева, в котором было письмо Андреева критику Сергею Голоушеву, датированное 3 сентября 1917 года. В этом письме Андреев упоминал «Тихий Дон» Голоушева, и тот сразу стал первым претендентом на звание подлинного автора.
Впрочем, Шолохову этот факт был известен. Он писал Серафимовичу: «Я получил ряд писем от ребят из Москвы и от читателей, в которых меня запрашивают и ставят в известность, что вновь ходят слухи о том, что я украл „Тихий Дон“ у критика Голоушева — друга Л. Андреева — и будто неоспоримые доказательства тому имеются в книге-реквиеме памяти Л. Андреева, сочинённой его близкими. На днях получаю книгу эту и письмо от Е. Г. Левицкой. Там подлинно есть такое место в письме Андреева С. Голоушеву, где он говорит, что забраковал его „Тихий Дон“. „Тихим Доном“ Голоушев — на моё горе и беду — назвал свои путевые и бытовые очерки, где основное внимание (судя по письму) уделено политическим настроениям донцов в 1917 г. Часто упоминаются имена Корнилова и Каледина. Это и дало повод моим многочисленным „друзьям“ поднять против меня новую кампанию клеветы. Что мне делать, Александр Серафимович? Мне крепко надоело быть „вором“. На меня и так много грязи вылили. А тут для всех клеветников удачный момент: третью книгу моего „Тихого Дона“ не напечатают. Это даёт им (клеветникам) повод говорить: „Вот, мол, писал, пока кормился Голоушевым, а потом и иссяк родник“…»»
В белоэмигрантской прессе роман был встречен очень хорошо, было много доброжелательных отзывов, однако и там муссировались слухи о плагиате, убитом белом офицере и присвоенной рукописи.
В результате измотанный слухами о плагиате Шолохов сам обратился в партийную газету «Правда». Он представил в редакцию рукопись первых трёх томов и план четвёртого, с просьбой раз и навсегда разобраться с этим вопросом.
Комиссию по разбирательству возглавила не кто-нибудь, а сама Мария Ильинична Ульянова и выводы этой комиссии были такие. Никаких фактов, свидетельствовавших о плагиате, не существует. Рукопись видели несколько человек и по стилю она весьма близка к ранним «Донским рассказам» Шолохова. Позже эта рукопись затерялась, долгое время считалась утраченной и была найдена только в 1999 году.
Версия 3. Она появилась уже в 1938-м году и на данный момент считается самой правдоподобной. Многие реально верят именно в нее.
Есть также версия, что ещё в конце 1929 года имя Крюкова в качестве автора «Тихого Дона» называлось некоторыми жителями станицы Глазуновской, родины Фёдора Крюкова, которая всегда соперничала со станицей Вёшенской.
Тем не менее – из-за показаний Приймы разговоры о плагиаете опять поутихли и с новой силой возникли уже в 70-е года – на Западе и во время перестройки – в СССР. Большой ряд исследоателей, включая, кстати, и Солженицына, утверждали, что рукописи были написаны в 1910-х годах и во время гражданской войны подлинным казаком и участником Белого движения, возродив старую версию авторства Крюкова.
Есть сведения, что не верил в авторство Шолохова и советский писатель Алексей Толстой.
А теперь давайте рассмотрим аргументы сторонников плагиата и контраргументы «шолоховцев».
Молодость
Первая и основная причина сомнений в авторстве Шолохова: необычайно молодой автор в 22 года создал в сжатые сроки грандиозное произведение, демонстрирующее хорошее знакомство с жизнью донского казачества, с её бытовыми деталями, знание многих местностей на Дону, событий Первой мировой и Гражданской войны, происходивших, когда Шолохов был ещё ребёнком и подростком.
Часть критиков утверждает, что высокий художественный уровень «Тихого Дона» резко контрастирует с уровнем шолоховских «Донских рассказов», непосредственно предшествовавших гениальному роману. Критики отмечают также имеющиеся в «Донских рассказах» признаки плохого знания казачьего быта, совершенно не характерные для романа.
Шолохова на момент написания «Тихого Дона» нельзя считать беспрецедентно молодым. Многие известные писатели создали значительные произведения в таком же возрасте, например, Фадеев повесть «Разлив» написал в 22 года, роман «Разгром»— в 25 лет. Диккенс в 26 лет написал «Посмертные записки Пиквикского клуба», Пушкин в 23 года — первую главу «Евгения Онегина».
Путаница с фактами
Роман демонстрирует высокий уровень эрудиции автора, прекрасное знание им истории Первой мировой войны, знакомство с реалиями описываемого периода. При этом в тексте нередко встречаются грубейшие противоречия и ошибки, которые автор с таким уровнем знаний, казалось бы, просто не мог допустить. Например, отмечен целый ряд хронологических и географических нестыковок: главные герои одновременно воюют в Германии и Австро-Венгрии, при этом одновременно могут находиться ещё и в тыловом госпитале. Герой вступает в бой в ночь на 16 августа, а ранение в том же бою получает 16 сентября. Ребёнок, зачатый в четверг, уже в ближайший понедельник шевелится в утробе матери.
Критики объясняют это несоответствие тем, что разные редакции романа, созданные настоящим автором, под коим подразумевается Крюков, компилировались в окончательный текст гораздо менее знающим и грамотным «соавтором», который не сумел воспроизвести подлинный авторский замысел.
Профессор Пристонского университета Герман Ермолаев отмечает, что Крюков не может быть автором этого романа, потому что – 1) действие романа разворачивается в незнакомом для него месте; 2) у него не было времени, чтобы написать 3-ю и 4-ю книги;3) большинство исторических документов, на которые опирался автор, появилось уже после смерти Крюкова; 4) будучи знатоком казачества и образованным литератором, Крюков не мог сделать такого множества грамматических, синтаксических и фактологических ошибок, сплошь и рядом встречающиеся как в рукописи, так и в ранних опубликованных текстах романа;
Авторство Шолохов, наоборот, имеет гораздо больше оснований: 1) Действие романа происходит в родных ему местах, многие герои книги имеют своими прототипами людей, которых Шолохов знал лично; 2) у Шолохова было время, чтобы написать все четыре книги романа, тем более известно, что он мог писать очень быстро; 3) при описании событий, участником которых он не был, Шолохов опирался на устные рассказы очевидцев и опубликованные мемуары; 4)недостаточная образованность писателя и крайняя спешка, с которой писались первые три книги, как раз и объясняют большое количество и многообразие ошибок, встречающихся в ранних изданиях «Тихого Дона», а также несоблюдение им грамматических норм русского языка.
Стилистика
Делались попытки сопоставления литературного языка «Тихого Дона» с языком других произведений Шолохова, авторство которых полагается бесспорным. На основе этого также делались выводы о принадлежности романа перу какого-либо другого автора.
Некоторые исследователи построили собственную методику проверки авторства на обширном материале творчества 27 русских писателей. На основе применения этой методики был сделан вывод, что «части 1, 2, 3, 4, 5 и, в значительной мере, часть 6 романа написаны не М. А. Шолоховым». На основе этой же методики было проведено сопоставление «Тихого Дона» с текстами Фёдора Крюкова. Результаты анализа не позволили достоверно подтвердить авторство последнего, как не позволили и исключить его. Те же авторы указали на ещё один любопытный факт: «подозрительная» часть романа была написана существенно быстрее, чем все последующие произведения Шолохова.
А доктор физико-математических наук Бозиев и вовсе провел компьютерное исследование различных количественных характеристик литературных текстов и пришел к выводу, что «автором романа „Тихий Дон“ и части рассказов из сборника „Донские рассказы“ является писатель Федор Дмитриевич Крюков».
А некоторые исследователи и вовсе заявляют, что словарный запас Крюкова намного беднее, предложения в его текстах существенно короче, использование частей речи и метафор значительно более скудное, чем у Шолохова.
Ошибки разбора почерка подлинного автора
Критики нашли у Шолохова ряд ошибок, которые можно трактовать как ошибки при переписывании с оригинальной рукописи, выполненной другим человеком. «Скипетр красок» вместо «Спектр красок», «Замок» вместо «Зимний» (дворец), «колосистый месяц» вместо «колёсистый месяц», «На площади» вместо «на пол-лошади» (то есть на полкорпуса лошади впереди), «снег доходил лошадям до пояса» вместо «снег доходил лошадям до пуза»… Опубликование «черновика» умножило число вопросов.
Некоторые исправления трудно истолковать иначе как попытки разобрать чужой почерк, например: «У дома» — написано, зачёркнуто, исправлено на «у Дона». «Аксинья улыбается снова, не разжимая зубы» — написано, зачёркнуто, исправлено на «Аксинья улыбается строго, не разжимая губ».
Следы старой орфографии
В шолоховских рукописях, в целом написанных по современным правилам, остались следы старой орфографии: «следъ», «дедъ», «вахмистръ», «армія». Есть случаи ошибочного прочтения слов, записанных по старой орфографии, например, слово «сѣрая» («серая», 2-я буква — «ѣ», «ять») превратилось в «сырая» («ѣ» принята за «ы»).
Разные рукописи
Исследователь Бар-Селла, сравнив найденные в конце 1990-х годов шолоховские рукописи «Тихого Дона» с первой публикацией романа в журнале «Октябрь» в 1928 году и с первым отдельным изданием 1928 года, пришел к выводу, что журнальная публикация произведена с другой рукописи, а имеющаяся ныне рукопись (или, как минимум, её часть) была создана уже после публикации в «Октябре».
Наличие обнаруженной в 1999 году рукописи первых двух частей романа, чьё авторство подтверждено экспертизой, является для сторонников Шолохова однозначным и окончательным опровержением всех версий о плагиате.
Признаки более раннего написания 1-й части «Тихого Дона»
Исследователь Венков, проанализировав первую часть романа, указал, что многие детали (характеристики военной формы, особенности воинской службы, фамилии воинских начальников) указывают на временной интервал 1901—1907 годов. В это время Шолохов ещё не родился или был младенцем, соответственно, он не мог знать все эти мелкие детали с такой точностью и полнотой, с какой они описаны в романе.
Шолохову не было необходимости лично участвовать во всех описываемых событиях. Собраны библиографические справки о многочисленных исторических источниках, военных картах, мемуарных изданиях, которыми он пользовался, работая над хроникально-историческими страницами романа
Казачьи песни в романе
В «Тихом Доне» встречаются десятки казачьих песен, как в эпиграфах к частям романа, так и собственно в тексте. По свидетельству современников, Крюков был знатоком, любителем и исполнителем казачьих песен, они регулярно встречаются в его произведениях. В последующих же текстах Шолохова практически полностью отсутствуют таковые: в «Поднятой целине» есть лишь одна песня и ещё одна, скорей общероссийская, чем казачья.
В какие аргументы поверить – решать только каждому из вас. Но и через сто лет, и через тысячу, авторство «Тихого Дона» будет принадлежать Шолохову, чтобы там не было на самом деле. А мы – и завтра, и в 2030-м, как и в советские времена, будем наслаждаться удивительным и неповторимым кинороманом «Тихий Дон».
Спасибо за проявленный интерес к статье. Благодарю за лайки! Подписывайтесь, делитесь!
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов