типы образовательного учреждения какие бывают
Типы образовательного учреждения какие бывают
Статья 23. Типы образовательных организаций
1. Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.
2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 238-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:
4. Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 238-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.
6. В наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).
Статья 23. Типы образовательных организаций
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 23 настоящего Федерального закона
1. Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.
2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 238-ФЗ в пункт 3 части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона внесены изменения
3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:
4. Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 238-ФЗ в пункт 3 части 4 статьи 23 настоящего Федерального закона внесены изменения
Информация об изменениях:
5. Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.
6. В наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).
Типы и виды образовательных организаций
Система российского образования на современном этапе развития претерпевает существенные изменения.
Принятие нового базового закона об образовании направлено не только на комплексную модернизацию данной сферы правоотношений, но и на расширение возможности граждан по получению образовательных услуг.
Изобилие учебных заведений, равно как и многообразие реализуемых ими образовательных программ, появление новых форм обучения, зачастую ставят потенциального потребителя образовательных услуг перед трудным выбором.
На сегодняшний день, под образовательной организацией законодатель понимает некоммерческую организацию, осуществляющую на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности.
Однако не все образовательные организации имеют одинаковый правовой статус.
Прежде всего, образовательные организации создаются в формах, установленных гражданским законодательством для некоммерческих организаций.
Почему именно некоммерческие организации могут заниматься образовательной деятельностью?
Законодательство Российской Федерации определяет, что некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в том числе, в целях удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан.
Образовательная организация по своей юридической природе призвана осуществлять образовательный процесс, реализуя при этом одну или несколько учебных программ, т.е. она как и предполагается для некоммерческих организаций призвана удовлетворять духовные и иные нематериальные потребности граждан.
Для образовательных организаций наиболее приемлемыми организационно-правовыми формами некоммерческих организаций являются учреждение и автономная некоммерческая организация.
Кроме того, образовательные организации в зависимости от учредителей подразделяются на государственные, муниципальные или частные.
Следует отметить, что законодательством Российской Федерации об образовании строго регламентирована классификация образовательных организаций по их типам. Прежде всего, все типы образовательных организаций классифицируются на: основные и дополнительные.
К образовательным организациям, реализующим основные образовательные программы, относятся следующие типы:
дошкольная образовательная организация;
профессиональная образовательная организация.
Дополнительные образовательные программы вправе реализовывать следующие типы образовательных организаций:
организация дополнительного образования;
организация дополнительного профессионального образования.
Исходя из изложенного, образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, которые они реализуют. Таким образом, чтобы определиться с типом конкретной образовательной организации, первоначально необходимо знать какие же виды образовательных программ будут либо уже реализуются в приоритетном порядке в данной организации.
Поскольку указание на тип образовательной организации должно обязательно содержаться в ее наименовании, образовательным организациям следует придерживаться классификации, установленной законодательством Российской Федерации об образовании.
Негосударственный сектор образовательных услуг, первоначально позиционирующийся в качестве альтернативы государственному образованию, все больше и больше завоевывает доверие граждан. Поддержание высокого уровня качества оказываемых в негосударственных образовательных организациях услуг, приводят к признанию негосударственного образования не менее эффективным, нежели образование, предоставляемое государственными и муниципальными учреждениями.
Спектр образовательных услуг, предоставляемых частными образовательными организациями, зарегистрированными на территории Тамбовской области довольно широк: среднее профессиональное (3) и дополнительное профессиональное образование (5), дошкольное образование (2), дополнительное языковое образование (2), обучение водителей (46), религиозное образование (4), подготовка персонала (5), подготовка частных охранников (5) и др.
Следуя нормам Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с данным законом не позднее 1 января 2016 года.
Кроме того, частным (негосударственным) образовательным учреждениям при приведении уставов в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» необходимо учитывать нормы Гражданского Кодекса Российской Федерации, запрещающие соучредительство.
Таким образом, негосударственным образовательным учреждениям, имеющим несколько учредителей необходимо до 01.01.2016 пройти процедуру реорганизации в форме преобразования в автономную некоммерческую образовательную организацию, одновременно приведя устав созданной организации – правопреемника в соответствие с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
По всем возникающим вопросам, касающимся государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы частных (негосударственных) образовательных организаций, а также их реорганизации необходимую информацию можно получить в Управлении Минюста России по Тамбовской области по адресу: 392036, г. Тамбов, ул. К. Маркса, д.142, каб. № 4, тел.: (4752) 47-65-79.
Начальник отдела по делам некоммерческих организаций
Общеобразовательные учреждения: типы, виды, различия. Дошкольные образовательные учреждения
Терминология
При рассмотрении данной темы сначала надо разобраться, что же такое образовательное учреждение. Это специальное заведение, где осуществляется педагогический процесс, где реализуются программы обучения, воспитания и развития детей. В свою очередь, существует целый перечень образовательных учреждений, которые подразделяются по типам.
Детские сады
Направленность группы определяется контингентом воспитанников, в соответствии с которым подбираются образовательные программы. Таким образом, различают:
Об общеобразовательных учреждениях
Разновидности общеобразовательных учреждений
Начальная школа. Это первые четыре класса обучения ребенка. В 1 класс детки поступают согласно результатам определенных тестов, позволяющих определить степень их готовности к обучению в школе. Главная задача учителей тут – не только дать ребятам знания, но также и научить их учиться, привить интерес к наукам.
Средняя школа. Можно сказать, что это промежуточное звено между начальной и старшей школами. Занимает период с 5 по 9 класс, возраст учеников колеблется от 9-10 до 14-15 лет. После окончания данного периода желающие могут поступать либо в старшую школу, либо же в учреждения профессионального образоввания (начальные или средние).
Старшая школа. Обучаются дети в 10-11 классах, возраст которых от 15 до 17 лет. Тут происходит более глубокое изучение наук, подготовка к поступлению в ВУЗы. По окончанию ученики получают аттестат о среднем полном общем образовании. Для некоторых видов деятельности этого уже достаточно.
Специальное образование
Существуют также и коррекционные или специальные общеобразовательные учреждения. Для кого они предназначены? Туда определяются детки, у которых есть некие проблемы с развитием, или же ограниченные возможности здоровья. Однако надо отметить, что современная система образования предлагают альтернативный вариант – инклюзивное образование для удачной социализации таких малышей. Хотя на практике не всегда все получается настолько отлично, как в теории. Еще один альтернативный вариант для таких ребят – дистанционное обучение. Однако и тут возникают проблемы с дальнейшим внедрением детей в общество.
Денежные вопросы
Разобравшись, что такое образовательное учреждение (средняя общеобразовательная школа, младшая и десткая школы) нужно отметить, что такие заведения могут разниться еще и по типу финансирования. Такие тут существуют виды:
Вопрос тут стоит только лишь в оплате за сам процесс обучения. Родительские деньги на улучшение материально-технической базы класса или школы к этому разделу совершенно не относятся.
Гимназии, лицеи
Государственные общеобразовательные учреждения могут также именоваться лицеями или гимназиями. По сути, это обычные школы. И после их окончания ребенок получает тот же аттестат о среднем образовании. Однако особенность их в том, что они предлагают более детальное изучение определенных предметов. Иногда такие ОУ сотрудничают с вузами, подготавливая для обучения в них будущих студентов.
Вечерние школы
Рассматривая общеобразовательные учреждения, нужно также понять, что такое вечерние школы. Практика их работы сегодня не столь активна, нежели во времена Советского Союза, однако они еще существуют и прекрасно функционируют. Для кого же они предназначены? В нашей стране среднее полное общее образование является обязательным. В отличие от высшего. Так, без аттестата о завершенном среднем образовании работодатель не может работника обеспечить хорошим местом. Если вовремя, в подростковом возрасте, по каким-либо причинам не удалось закончить школу, позже человека могут направить доучиться в вечернюю. Название говорит уже само за себя. Сюда люди приходят после завершения рабочего дня. Пройдя обучение в вечерней школе, человек получает аттестат о среднем полном общем образовании.
Какие бывают общеобразовательные учреждения
Образование является неотъемлемым процессом становления человека. Без образования невозможно существование современного социума.
Это обусловлено тем, что для того, чтобы стать полезной единицей для своего государства, необходимо чему-то научиться.
Для этих целей сформированы дошкольные и общеобразовательные учреждения. Прочитав эту статью, вы узнаете, какие есть общеобразовательные учреждения — типы, виды и особенности.
Определение
Для начала нужно понять, что означает это понятие. Специальное заведение, в котором происходит процесс обучения, а также осуществляются программы обучения, развития и воспитания детей, называется образовательным учреждением.
Их существует достаточно много и все они подразделяются на следующие типы общеобразовательных учреждений:
Подробности
Детский сад
Дошкольные учреждения являются первыми, которые начинают посещать дети. Следующей ступенью являются общеобразовательные учреждения. Многие детские сады принимают детей с двух лет, некоторые только с трех. Кроме образования, которое в садах проводится бесплатно, также происходит уход и присмотр за детьми, потому что они проводят там практически весь день. Данная услуга оплачивается родителями, но только в размере 20 % от общей суммы. Остальные 80% расходов берет на себя муниципалитет.
Группы в детских садах делятся по возрасту:
СПРАВКА! Данная классификация учитывает возраст детей на 1 сентября, то есть на начало учебного года.
Вторая классификация идёт по направленности. Он определяется контингентом детей. В соответствии с этим и подбираются образовательные программы для групп.
Итак, различают виды дошкольных образовательных учреждений, а точнее групп в них:
— комбинированные дошкольные учреждения;
Общеобразовательные учреждения
Наиболее долго дети обучаются именно в общеобразовательных учреждениях, а именно в возрасте от 7 до 18 лет. В случае выбора подростком для дальнейшего обучения учреждения профессионального образования (начального или среднего), то он заканчивает школу в 16 лет.
Виды общеобразовательных учреждений
Сюда относятся первые классы обучения детей, а именно четыре года. Перед поступлением в первый класс дети проходят определенные тесты, которые позволяют определить уровень их готовности к школьному обучению. Основной задачей учителей является не только обучение детей различным предметам, но и прививание у них любви и интереса к знаниям и наукам.
Этот этап является промежуточным. Здесь обучаются дети в возрасте от 9-10 до 14-15 лет и период с 5 по 9 классы.
СПРАВКА! После окончания этого этапа дети могут выбрать — либо продолжить обучение в старшей школе, либо перейти в учреждения профессионального образования.
Этот этап рассчитан на детей в возрасте от 15 до 17 лет и период с 10 по 11 классы. Здесь учеников потихоньку готовят к поступлению в ВУЗы и науки изучаются более глубоко.
Окончив старшую школу, дети получают аттестат о среднем полном общем образовании. Чтобы работать в некоторых местах, этого бывает достаточно.
Специальное образование
Еще есть специальные и коррекционные общеобразовательные учреждения. Они предназначены для детей, имеющих определенные проблемы с развитием или со здоровьем (ограниченные возможности).
Здесь нужно отметить тот факт, что на сегодняшний день существует инновационная система образования, предлагающая инклюзивное образование для правильной социализации детишек. Однако в теории всё хорошо, но на практике всё получается не всегда так.
СПРАВКА! Дополнительным возможным вариантом обучения для таких детей является дистанционное обучение. Но здесь возможны (и они часто бывают) проблемы с дальнейшей социализацией детей.
Вопрос денег. Узнав, какие бывают общеобразовательные учреждения, теперь нужно узнать, что они могут ещё отличаться и по виду финансирования.
Существуют следующие типы:
Они должны быть полностью бесплатными.
В этих школах родители платят определенную сумму за обучение детей. В этом случае оплачивается только сам процесс обучения. Улучшение материально-технической базы школы или отдельных классов никак не относится к финансированию родителями.
Лицеи, гимназии
Общеобразовательные учреждения государственного типа могут называться гимназиями или лицеями, но по факту являются обыкновенными школами.
После окончания гимназий и лицеев, ученик получает точно такой же аттестат о среднем образовании, как и в обычной школе.
Особенностью лицеев и гимназий является то, что они более усиленно и детально изучают некоторые предметы.
СПРАВКА! Бывает, что общеобразовательные учреждения сотрудничают с ВУЗами и занимаются подготовкой учеников к поступлению в них.
Вечерние школы
Во времена Советского Союза вечерние школы были очень популярны. На сегодняшний день их практика не настолько активна, как раньше, но они существуют и хорошо работают. Они предназначены для тех, кто в свое время по каким-то причинам не смог закончить школу.
В России высшее образование не является обязательным, а вот среднее необходимо всем. Поэтому работодатель не сможет определить сотрудника на хорошее место без аттестата об окончании средней школы. Если ученик не смог закончить школу в подростковом возрасте, то после его могут отправить в вечернюю для того, чтобы он доучился. Как понятно из названия, обучение здесь происходит после окончания рабочего дня. После окончания вечерней школы, ученик получает долгожданный аттестат о полном среднем образовании, который ему так необходим.