тирасполь столица какой страны
Город Тирасполь: где находится, в какой стране? История и описание, географические координаты, полезная информация
Тирасполь – город в Восточной Европе, столица Приднестровской Молдавской республики. Он официально считается третьим по величине городом Молдавии после Кишинева и Бельцы. Является одним из важнейших промышленных и культурных центров региона и Молдавии.
Географическое положение и природа
Южная часть Восточно-Европейской равнины, левый берег Днестра – географическая область, где находится город Тирасполь. Этот район покрыт степями, расчлененными балками и оврагами. Координаты расположения 46°50` с. ш. и 29°37` в. д. Расстояние до Одессы составляет 102 км и 75 км до Кишинева. В окрестностях города находится Кищанский лес. Естественной природы ввиду активного использования территории практически не сохранилось. Климат теплый, продолжительность зимы составляет 80 дней.
Численность и состав населения
Общее количество проживающих в городе в 1989 г. составляло более 159 тысяч человек. По данным переписи на 2014 год, численность населения составила более 145 тысяч человек. Если на 1926 год в городе преимущественно проживали русские (55%), евреи (29%), украинцы (14%), то на 2014 год национальный состав сильно изменился. Русские составляют 41,6%, украинцы – 34%, молдаване – 14%.
Едисан
Город Тирасполь располагается на землях за Южным Бугом и Днестром, которые до XVIII века входили в состав Османской империи и назывались Едисаном. На территории кочевала Едисанская орда – часть Ногайской орды, которая с 1774 года была вассалом Крымского ханства, входившего в Османскую империю. Сами ногайцы не строили домов, а жили в юртах.
Центрами региона были турецкие крепости, расположенные на правом берегу Днестра и носящие названия Хаджибей, Томбасар (Дубоссары), Очаков, Ени-Дунья. Основным занятием ногайцев было кочевое скотоводство, а так же набеги на земли соседних России и Дунайских княжеств, с целью захвата рабов для перепродажи, и грабежи.
После присоединения Крыма к России в 1783 году императрица Екатерина II издает манифест, согласно которому, все земли Едисана присоединяются к России, а сами ногайцы должны быть вытеснены в Зауралье. Среди них вспыхнуло восстание. Его жестоко подавили войска под предводительством А. Суворова. В 1790 году большая часть ногайского населения была переселена в Приазовье. В 1791 году заключен Ясский договор между Россией и Турцией, как результат русско-турецкой войны 1787-1791 гг. Земли между Южным Бугом и Днестром передавались России и назывались Очаковской областью.
Крепость Срединная
Река Днестр, на которой располагается город Тирасполь, стала пограничным рубежом, вдоль которого начинается строительство приграничных крепостей. На правобережье находились крупные турецкие крепости Аккерман и Бендеры. Несмотря на мирный договор, Османская империя намеревалась взять реванш и представляла определенную опасность для России.
По указанию А. Суворова на берегу Днестра, напротив места впадения в него с правой стороны реки Ботны, недалеко от крепости Бендеры, в 1792 году была заложена крепость Срединная. Сооружение велось под руководством де Рибаса. Проект ее был разработан инженером-полковником де Волланом, который отвечал за строительство.
Уездный город Тирасполь
Территория, вошедшая в состав России, была практически не заселенной. По указанию Екатерины II, данному Екатеринославскому губернатору В. Каховскому, необходимо было провести обустройство территории, устроить города и разделить территорию на уезды. Им было предложено устройство уездных городов. В списке четвертым шел город при Срединной крепости, напротив устья реки Ботны.
Развитие региона
Тирасполь, где имелись все условия для торговли и промышленности, быстро развивался. Он становится центром Тираспольского уезда Николаевской губернии, которая была реорганизована в 1806 г. в Херсонскую.
Город имел большое значение, так как находился на реке Днестр, впадающей в Черное море. Строительство железной дороги в 1867 году, соединяющей город с Одессой, ускорило процесс его развития. В 1873 году Тирасполь и Кишинев так же соединила железная дорога. Это значительно увеличило торговлю хлебом и вином.
В 1898 году К. Питчем был построен литейно-механический завод, который в советское время стал большим промышленным объединением «Точлитмаш». Самое удобное место строительства винно-коньячного завода в России – это город Тирасполь, где в его предместьях выращивалось большое количество винограда. Он вступил в строй в 1887 году. Первоначально сырье для выпуска продукции скупалось у местного населения. Затем, в 1947 году, появились виноградники с марочными сортами, который выращивал колхоз села Дойбаны.
Начало XX века
Спустя сотню лет Тирасполь не потерял своего военного значения. Здесь располагались три полка, артиллерийские части и понтонный батальон. В городе на начало Первой мировой войны насчитывалась 31 тысяча жителей. В 1915 году Николай II посетил Тирасполь и провел смотр частям 7 армии.
После Февральской буржуазной революции в городе 8 марта 1917 года был образован Тираспольский Совет рабочих депутатов. После Октябрьской революции в январе 1918 года в городе устанавливается Советская власть. Днестр снова становится пограничной рекой, так как Румыния присоединила Бессарабию к своей территории.
Тирасполь вместе со страной прошел через все перипетии гражданской войны, переходя от белых к красным, пока в 1920 году не был окончательно освобожден войсками под командованием легендарного Григория Котовского. В 1929 году Тирасполь становится столицей Молдавской АССР в составе Украинской ССР. Это продолжалось вплоть до 1940 года, когда Бессарабия вошла в состав СССР и была образована Молдавская ССР со столицей в г. Кишиневе.
За довоенные годы город сделал большой рывок в развитии. Здесь было построено много промышленных предприятий, открывались школы, больницы, институт народного образования, институт растениеводства, Высшая сельскохозяйственная школа. Открылись музыкально-драматический театр, музей образован народный хор «Дойна».
Годы ВОВ
В годы Великой Отечественной войны Тирасполь с августа 1941 года находился под оккупацией. Здесь орудовали румыны. За время оккупации в городе погибло 4,5 тысячи мирных жителей, большую часть которых составляли евреи. Кроме этого, в городе находился лагерь советских военнопленных, в котором так же ежедневно гибли люди.
Послевоенное строительство
Освобождение пришло только в апреле 1944 года. В Тирасполе и Молдове, в состав которой входил город, сразу же начался восстановительный период, который продолжился 10 лет. После этого началось интенсивное развитие промышленных и сельскохозяйственных предприятий, социальной сферы, культурного потенциала. Этот процесс продолжался до конца 80-х годов. Население города увеличилось до 159 тысячи жителей.
Тирасполь сегодня
Столица непризнанной ПМР больше похожа на уютный провинциальный город. Здешние достопримечательности связаны с историей Приднестровья. Хотя иностранцев и пугают, представляя Тирасполь в самом неприглядном виде, но судя по отзывам побывавших в нем, это самый безопасный город.
Государственными являются три языка: русский, украинский и молдавский. В последние годы Тирасполь сильно изменился. Строятся новые здания, процветает частный бизнес. В городе много учебных заведений. Здесь учатся студенты с Украины, Молдавии. Большое внимание уделяется спорту. Сюда едут туристы. Организовываются интересные маршруты из Одессы и Кишинева.
Приднестровская Молдавская республика
Образование непризнанной республики было вызвано рядом значительных причин, главными из которых являются:
За 29 лет Приднестровская молдавская республика доказала свою жизнеспособность в экономическом, культурном и политическом аспектах. Власть в республике является легитимной, ее поддерживает более 92% избирателей от 79% населения республики, принявших участие в выборах.
Тирасполь_ Как живешь, столица Приднестровья?
С Тирасполем я знакома с 1984 года. Годом раньше мы с братом по разным причинам уехали из родного Комсомольска-на-Амуре, я — на север, в Нижневартовск, а он на юг — в Тирасполь. В 1984 году меня отправили в командировку в Одессу в институт, проектировавший для нас строительные базы. Спецификации, за которыми приехала, были еще не готовы, и я отправилась в Тирасполь к брату. Последующие годы бывала там в отпуске ежегодно до Приднестровской войны, пару раз приезжала в 1990-е. Я любила Тирасполь, он был очень комфортным для спокойного отдыха: тепло, зелено, недорогие овощи-фрукты. Сын даже два года учился здесь, пока строилась школа в нашем районе в Нижневартовске.
Посмотрим вместе со мною, как живет столица непризнанной республики спустя двадцать лет. Не буду говорить о политике, просто погуляем по улицам города, у меня было достаточно для этого времени, я побыла в Тирасполе неделю.
В город приехала из Кишинева на маршрутке, они отправляются с Центрального автовокзала столицы Молдавии очень часто, есть расписание, но если места заполнены, отъезжают раньше. Билеты продают в кассе на перроне, можно расплатиться карточкой или молдавскими леями. Расстояние около 70 километров, границу Молдавии и ПМР проходишь без проблем, выйти пришлось только на пограничном пункте ПМР, чтобы получить регистрационную карточку. На обратном пути в аэропорт ею почему-то никто не поинтересовался.
В Тирасполе маршрутка прибывает на автовокзал, который находится в здании железнодорожного вокзала. Когда-то оживленный вокзал теперь тих, поездов обсуживает немного. Через день курсирует российский фирменный поезд 65 М/66Щ Москва-Кишинев «Содружество» и три раза в неделю молдавский поезд N842b Кишинев — Одесса.
Прогулку по городу начнем с центральной улицы города — улицы 25 Октября. До 1884 года улица называлась Почтовой, затем Покровской, по названию существовавшей здесь до 1931 года Покровской церкви, основанной в 1798 году. На этой улице находились когда-то все главные учреждения и магазины, кое-что осталось неизменным и сейчас.
Вот здание Правительства и Верховного Совета ПМР (Приднестровской Молдавской республики), построенное в середине 1980-х, от него и отправимся.
Тирасполь
Город Тирасполь (Tiraspol)
Тирасполь — город в Молдавии, столица непризнанной Приднестровской Молдавской Республики. Важнейший политический, экономический и культурный центр востока Молдавии, второй по количеству населения после Кишинёва.
Сэкономь на путешествии в Тирасполь!
История
После русско-турецкой войны 1787—1791 гг. был заключен Ясский мир, согласно которому Турция уступала России земли между Южным Бугом и Днестром — так называемую Очаковскую область.
Для укрепления новых границ империи в 1792 г. на левом берегу Днестра по особому указанию А. В. Суворова в рамках организации Днестровской линии была заложена крепость Срединная; строительство велось под непосредственным руководством генерала-майора русской армии де Волана. При земляной крепости Срединной был основан город Тирасполь (статус города с 1795). В связи с постройкой города жители села Суклея переселились на три версты ниже по Днестру. По переписи 1795 г. в городе проживало около 2,5 тыс. человек.
До 1795 г. Тирасполь был центром Очаковской области, а с 1806 г. стал уездным городом Херсонской губернии. В 1816 г. в городе насчитывалось около 5,3 тыс. жителей, к концу первой половины XIX в. — около 10 тыс.
С присоединением Бессарабии в 1812 г. и формальным лишением ее статуса автономии в 1828 г. военное значение города падает; в 1835 г. Тираспольская крепость была упразднена, но город продолжает развиваться, теперь уже в качестве уездного центра, выполняя преимущественно административные и торговые функции.
Толчком к развитию города послужила прокладка железной дороги от станции Раздельная до Тирасполя в 1867 г., благодаря чему Тирасполь стал первым городом региона, соединенным удобным путём с портовым городом Одесса. В 1873 г. железнодорожная ветка соединила Тирасполь и Кишинёв. Железная дорога расширила сферы влияния города по многим направлениям, особенно значительно выросла торговля хлебом и вином, увеличилась территория Тирасполя. К концу XIX века город насчитывал более сотни крупных и мелких предприятий, производивших продукцию на сумму более 400.000 рублей[источник?]. Большая часть товаров продавалась здесь же, на трёх самых крупных торговых площадях (ярмарках) — Среднепостной, Вознесенской и Покровской.
Город начала XX века занимал центральную часть современного Тирасполя. Улица Покровская (ныне 25 Октября) была основной, здесь располагались административные и торговые учреждения, дома обеспеченных горожан. На северо-западной окраине размещались воинские казармы, на северо-восточной — железнодорожный вокзал. Город насчитывал в ту пору около 32,5 тысяч жителей.
Первая мировая война приостановила развитие города. В начале 1918 г. Бессарабия была присоединена к Румынии, а река превратилась в демаркационную линию. Город неоднократно переходит из рук в руки, и наконец кавалерийская бригада Котовского устанавливает в городе власть большевиков. С 1929 по 1940 гг. Тирасполь стал столицей образованной Молдавской АССР (в составе УССР).
В 1920—1930-е годы здесь были построены консервные предприятия: заводы им. Первого Мая, им. Ткаченко и механические мастерские, переросшие в последствии в завод литейных машин им. Кирова. В 1930 г. открыт Тираспольский институт народного образования — будущий Приднестровский университет, в 1932 образованы Высшая Коммунистическая Сельскохозяйственная Школа и Тираспольский Институт Овощеводства. В 1936 г. открыт городской театр. В то же время сформировалась и труппа Молдавского музыкально-драматического театра, а также хор «Дойна».
Во время Великой Отечественной войны румынские власти на захваченной территории между Днестром и Южным Бугом создали губернаторство Транснистрия, центром которого первоначально стал Тирасполь, оккупированный 10 августа 1941 г. За время оккупации в городе погибло более 4 тыс. человек (в том числе 1,5 тыс. евреев).
12 апреля 1944 г. Тирасполь был освобождён войсками 37 Армии Третьего Украинского Фронта под командованием генерала Шарохина. Тирасполь был награждён Орденом Великой Отечественной Войны Первой Степени за отвагу и беспримерную силу духа.
Первое послевоенное десятилетие продолжался восстановительный период, позже началось формирование новых отраслей — машиностроения и легкой промышленности. В 1964 г. пущена Молдавская ГРЭС в пос. Днестровске (спутнике г. Тирасполя). Новые промышленные предприятия размещались в основном в специально оборудованных зонах, преимущественно севернее железной дороги, в так называемом «Кировском промышленном узле».
В ноябре 1967 года в Тирасполе было открыто троллейбусное движение. К 1987 году в городе действовало 9 маршрутов. В 1993 году был открыт междугородный троллейбусный маршрут № 19 Тирасполь — Бендеры.
Ускоренное промышленное развитие изменило облик города. Уже к 1970 г. численность населения Тирасполя перевалила за 100 тыс. чел. Увеличивалась площадь территории города; близлежащие села влились в Тирасполь — Колкотовая Балка в 1957 г., Закрепостная Слободка в 1960 г.
Тирасполь динамично развивался вплоть до конца 1980-х гг. Высокие темпы промышленного производства, строительство новых индустриальных и инфраструктурных объектов способствовало притоку населения, как из районов Молдавии, так и из России и Украины. На территории, подчинённой Тираспольскому горсовету (куда входят также посёлок Новотираспольский и г. Днестровск (статус города с 2002 г.) и село Кременчуг) в 1989 г. проживало более 200 тыс. человек. Несмотря на сложности, Тирасполь успешно развивается в статусе столицы Приднестровья и обретает всё более зримые черты европейского города. Приметой Тирасполя 21 века стало развитие жилищного строительства, открытие большого количества современных торговых центров и спортивных сооружений, среди которых особо выделяется построенный в 2002 году один из крупнейших в Европе спорткомплекс «Шериф», включающий в себя несколько футбольных стадионов и теннисных кортов. В настоящее время на правом берегу Днестра на месте бывших дачных участков, напротив центрального пляжа, возводится туристско-развлекательный комплекс.
2 сентября 1990 г. здесь была провозглашена Приднестровская Молдавская Республика. Согласно её конституции (раздел I, статья 13), Тирасполь является столицей республики. За короткий промежуток времени произошло переподчинение различных структур новому правительству, созданы собственные органы управления, независимые от Республики Молдова. Военный конфликт 1992 г. усугубил тяжелое социально-экономическое положение Приднестровья и Тирасполя в частности. Несмотря на сложности, Тирасполь успешно развивается в статусе столицы Приднестровья и всё более обретает черты европейского города. В настоящее время будущее города напрямую зависит от решения проблемы политического статуса региона.
Природа
Тирасполь расположен на южной окраине огромной Восточно-европейской равнины в степной зоне. Географические координаты города 46050` северной широты и 29037` восточной долготы. Тирасполь размещен невдалеке от крупных городов — приблизительно в 105км от Одессы и в 75 км от Кишинева, с которыми он связан автомобильным и железнодорожным транспортом. Город находится на левом берегу реки Днестр в 90 км от её впадения в Днестровский лиман.
Склоны долины Днестра в районе Тирасполя пологие, слаборасчленённые, реже обрывистые. Поверхность террас рассекают овраги и балки. Самая большая из них — Колкатовая балка, проходящая в восточной части города, длиной около 10 км. По дну балки течёт ручей с местным названием — Гапчучка, впадающий в Днестр у села Суклея. Береги ручья заболочены, заросли камышом и осокой. В верхней части балки, на её левом склоне когда-то разрабатывался песчано-гравийный карьер. Его заброшенные участки имеют обнаженные уступы, которые размываются и разрушаются дождевыми водами, в результате чего образовались большие и глубокие промоины, позволившие обнаружить большое количество древних окаменелостей. Именно здесь расположен уникальный геолого-палеонтологический памятник — Колкатовая Балка.
Через центральную часть города в направлении с северо-запада на юго-восток проходит балка Красный Яр длиной около 5 км. От места пересечения балки с железнодорожным полотном по её дну течет небольшой ручей. В нижней части он заключён в железобетонный лоток, который впадает в Днестр, а дно балки засыпано и застроено. На старых фотографиях можно увидеть мост через этот ручей на месте нынешней площади Суворова.
Река в районе Тирасполя сильно петляет и разрезает пойму левого берега на две части. Для защиты поймы от паводковых вод береги реки были обвалованы, а на участке от гостиницы «Аист» до городского пляжа тщательно укреплены; здесь же была построена набережная.
Привлекательны окрестности Тирасполя, особенно пойменный Кицканский лес, состоящий из тополя, ивы, дуба черешчатого, клёна татарского, вяза с подлеском из ежевики, свидины, боярышника, бересклета, бузины. Городской лес, раскинувшийся на правом берегу реки напротив городской набережной, является излюбленным местом отдыха тираспольчан. В лесу вдоль живописных берегов Днестра построены летние пансионаты, детские оздоровительные лагеря.
Из-за высокой освоенности территории естественная растительность занимает в настоящее время лишь небольшие площади. Кроме Кицканского леса она сохранилась в пойме в виде очагов луговой растительности из клевера, вязеля, щавеля и участков степной растительности из ковыля, шалфея, чабреца, астрагала в северо-западной части города вокруг аэродрома.
Жители города наслаждаются благоприятным климатом. Зима — короткая, длится примерно 80 дней. Снежный покров неустойчив из-за частых оттепелей, редко его мощность превышает 20 см. Резкие понижения температур непродолжительны — от 3-х до 5-ти дней. Весна в Тирасполе ранняя. Устойчивый переход среднесуточных температур через 0 °C наблюдается в начале марта. С десятых чисел мая до двадцатых чисел сентября в Тирасполе среднесуточная температура обычно выше 20 °C и господствуют летние погоды. Осенний период продолжается 75 — 80 дней. Для него характерны первые заморозки в октябре, реже в начале ноября.
Среднемесячная температура самого жаркого месяца — июля +22 °C, самого холодного — января −3,6 °C. Среднегодовая температура — +9,6 °C. Абсолютный максимум — +44 °C, абсолютный минимум — −32 °C. Продолжительность безморозного периода в году составляет 180—200 дней. В целом, годовой ход температур характеризуется ровностью, без резких амплитуд и перепадов.
Общая циркуляция атмосферы характеризуется преобладанием антициклональной погоды в летнее время, циклональной в течение холодного периода с преобладанием ветров северо-западного направления. Ясная солнечная погода для города — обычное явление.
Природные условия обширной территории вокруг города существенно влияли и влияют на его характер и судьбу. Возникнув по соображениям обороны, как крепость на обрывистом берегу реки, Тирасполь стал военным и административным центром прилегающих к нему территорий.
В 2008 году, Тирасполь прежил наводнение, всвязи поднятия уровня воды в реке Днестр. Весь центр города был затоплен водой. В столице Приднестровья было объявлено чрезвычайное положение, которое продлилось до 10 августа.
Население
Тирасполь — второй по величине город в Молдавии после Кишинёва и крупнейший в Приднестровском регионе. Согласно данным переписи населения, проведённой в ПМР в ноябре 2004 г., население Тирасполя составило 159 163 человека, в том числе: — городское население — 158 069 человек, — сельское население — 1 094 человека (включая жителей села Кременчуг, расположенного на правом берегу Днестра, но административно подчинённого государственной администрации Тирасполя), в том числе мужчин — 72 240 чел. (45,4 %), женщин — 86 923 чел. (54,6 %).
Этнический состав, согласно данным переписи 2004 г., характеризуется преобладанием русских — 41,6 % и украинцев — 33,0 %. Молдаване составляют 15,2 %, представители других национальностей (в основном гагаузы, болгары, белорусы и евреи) — 10,2 %. В 1926 году население составляло 29,7 тыс. жителей, в том числе русские — 54,8 %, евреи — 29,4 %, а молдаване — 1,4 %.
Согласно данным переписи, 90,4 % жителей города приняли гражданство ПМР, при этом часть из них одновременно являются гражданами следующих государств: Республики Молдова — 16,2 %; Российской Федерации — 16,1 %, Украины — 12,4 %.
Экономика
Современная экономика города развивается в сложных экономических и политических условиях. В начале 90-х гг. разрыв привычных связей резко ухудшил экономико-географическое положение Тирасполя. Город оказался отрезанным от традиционных источников сырья, поставщиков комплектующих деталей, основных потребителей узкоспециализированной продукции. Начавшийся тяжелый экономический кризис привел к резкому падению производства, гиперинфляции и снижению уровня жизни населения. Военный конфликт 1992 года усугубил тяжелое социально-экономическое положение Приднестровья и Тирасполя в частности. Многие производства технически устаревали, отрывались от реалий современных рынков, утрачивали связи с поставщиками комплектующих и потребителями своей продукции. Потребовались смена собственника и коренная модернизация производства. После тяжелого кризиса 90-х гг. промышленность ПМР медленно адаптировалась к новым условиям хозяйствования. Несмотря на отрицательное влияние разнообразных внешних ограничений, в течение последних лет, благодаря эффективной налоговой политике, разгосударствлению и приватизации, сопровождаемых привлечением значительных инвестиционных ресурсов, удалось стабилизировать уровень промышленного производства и обеспечить положительную динамику основных показателей индустриального сектора.
Промышленное производство и сейчас является одной из главных функций города Тирасполя. Несмотря на снижение числа занятых в отраслях материального производства, Тирасполь остается самым важным промышленным центром Приднестровья.
В Тирасполе развиты легкая, пищевая промышленность и электротехническое машиностроение. Базой промышленности Тирасполя являются Молдавская ГРЭС (расположена в г. Днестровск, административно подчинённом Тирасполю), предприятие юго-восточных электросетей, «Тираспольтрансгаз», производитель различных видов ткани АОЗТ «Тиротекс», НПО АО «Электромаш», ЗАО «Молдавизолит», АО «Тираспольский электроаппаратный завод», ЭЗ «Металлолитографии», винно-коньячный завод «Квинт», ГИПП «Типар», АО «Одема», ТПФ «Интерцентр Люкс», стеклотарный, кирпичный заводы и др.
Сильная зависимость хозяйства города от внешних связей при нерешённости проблемы статуса Приднестровья серьёзно тормозит развитие промышленности Тирасполя. Однако сохранение существующих производственных мощностей, наличие развитой инфраструктуры и дешёвой квалифицированной рабочей силы позволяет надеяться на возможность расширения производства.