тьматараканьск какой сейчас город

Тмутаракань

Тмутарака́нь — один из древнейших городов Tаманского полуострова, был расположен на территории современной станицы Тамань Темрюкского района Краснодарского края.

Содержание

Общие сведения

тьматараканьск какой сейчас город. 250px Rus 1015 1113. тьматараканьск какой сейчас город фото. тьматараканьск какой сейчас город-250px Rus 1015 1113. картинка тьматараканьск какой сейчас город. картинка 250px Rus 1015 1113

тьматараканьск какой сейчас город. magnify clip. тьматараканьск какой сейчас город фото. тьматараканьск какой сейчас город-magnify clip. картинка тьматараканьск какой сейчас город. картинка magnify clip

История

После 1094 года упоминания о Тмутаракани исчезают из русских летописей. На протяжении XII века в византийских источниках Таматарха и окрестности упоминались как принадлежащие империи. В 1040-х годах Иоанн Цец писал о «стране матархов» как о части империи. Период господства Византии закончился с падением Константинополя (1204) в ходе 4-го крестового похода

тьматараканьск какой сейчас город. 220px 1390 Italien colonies. тьматараканьск какой сейчас город фото. тьматараканьск какой сейчас город-220px 1390 Italien colonies. картинка тьматараканьск какой сейчас город. картинка 220px 1390 Italien colonies

тьматараканьск какой сейчас город. magnify clip. тьматараканьск какой сейчас город фото. тьматараканьск какой сейчас город-magnify clip. картинка тьматараканьск какой сейчас город. картинка magnify clip

тьматараканьск какой сейчас город. 300px Tmutarakan.Miliarisium. тьматараканьск какой сейчас город фото. тьматараканьск какой сейчас город-300px Tmutarakan.Miliarisium. картинка тьматараканьск какой сейчас город. картинка 300px Tmutarakan.Miliarisium

тьматараканьск какой сейчас город. magnify clip. тьматараканьск какой сейчас город фото. тьматараканьск какой сейчас город-magnify clip. картинка тьматараканьск какой сейчас город. картинка magnify clip

Другие Тмутаракани

В «Списке русских городов дальних и ближних», помещавшемся обычно в летописях и сборниках XV—XVII веков, упоминается город Тмутаракань, показанный между Мирославицами и Остречьским городом на Десне, то есть на левом берегу Днепра. Такое использование исторического южного топонима для именования нового города встречается в этом списке и в случае города Корсуни на Роси, существующего и поныне и названного по имени византийской Корсуни-Херсонеса в Крыму.

Село Торокань существовало также в XIX веке в Кобринском уезде Гродненской губернии (Белоруссия).

Разговорное употребление

В русской разговорной речи слово Тьмутаракань ассоциируется с чем-то недосягаемо далёким и неизвестным, сродни за семью морями, неизвестно где — обычно с пренебрежительным оттенком — как синоним слова «глушь».

Исследования

На памятнике открыты фундаменты построенной в 1022 г. Мстиславом Владимировичем церкви Богородицы с примыкающим христианским кладбищем, остатки сырцовой оборонительной стены, развалины большого шести- или семиугольного сооружения (башня-донжон?). В пределах стен открыты резервуары для воды, давильня для винограда. Выявлена регулярная городская планировка: мощеные улицы, поставленные на каменный цоколь сырцовые дома с печами из сырцовых кирпичей. Со второй половины X в. городская планировка меняется – дома ориентированы углами по сторонам света. К жилищам примыкали небольшие дворики или хозяйственные сооружения без крыши, где размещались ямы-погреба и зернохранилища. Город был окружен несколькими кладбищами. За городищем находилась внутренняя гавань, соединенная с морем протокой. К югу от городища, на вершине горы Зеленской исследованы остатки монастыря XI в. К востоку от городища, под современной станицей расположены остатки генуэской и турецкой крепости.

Находки материальной культуры (амфоры, высокогорлые кувшины, кухонная, столовая, поливная керамика и пр.) в основной своей массе имеют греческое (византийское) происхождение и традиции. Большинство памятников эпиграфики также выполнено на греческом языке. Предметы славянской культуры очень малочисленны и связаны с пребыванием в городе русских князей, дружинников, монахов и торговцев.

В настоящее время территория городища объявлена музеем-заповедником.

Христианство в Таматархе-Тмутаракани

Зихская епархия Константинопольского патриархата с центром в Никопсисе известна со второй трети VI в., ее основная задача – христианская миссия, рассчитанная на проповедь среди населения Северо-Западного Кавказа – зихов. В середине IX в. кафедра Зихии была перенесена в Таматарху (Матраху) на Таманском полуострове. В третьей четверти XIII в. архиепископия была возведена в ранг митрополии. При этом архиереи продолжали сохранять титул «Зихийский». С конца XIV в. о митрополии ничего не известно, а уже в 1439 г. в Матрахе присутствует католический архиепископ.

Предстоятели Матрахи известны по сообщениям «Документов синодов Константинопольских патриархов» (для XI–XII вв.) и «Просопографического лексикона Палеологов» (в XIII–XIV вв.).

Анонимный архиепископ Зихии упомянут под 1023 г.

Между 1039 и 1054 гг. известен архиепископ Зихии Антоний. Антонию также принадлежат пять моливдовулов (печатей), обнаруженных на Таманском городище.

Второй половиной XI в. датируется анонимная печать проэдра Зихии.

Анонимный архиерей, иерействовал между 1081 и 1084 гг.

Упомянутый в Киево-Печерском Патерике монах Никола (Николай) был поставлен на кафедру Матрахи в конце XI в.

Под 1169 г. известен еще один анонимный архиерей Матрахи.

Впервые митрополит Зихии – Василий упомянут под 1285 г.

В письме Иоанна Апокавка (ок. кон. XII в.) упоминается церковный архиерей Зихии Феодосий, а в Типиконе Михаила Палеолога под 1394 г. – архиерей Зихии Никодим.

В XIV в. неоднократно упоминаются архиереи без указания имени: 1317–1318 гг. Зихо-Матрахский; 1364 г. Матрахо-Зихийский; 1366, 1382, 1393, 1394 гг. Зихийские.

Наконец под 1396 г. отмечается последний известный архиерей – Иосиф, митрополит Зихии и Матрахи.

Источник

Посетите Тмутаракань на Тамани – остатки древнего города Боспорского царства VI века

Тмутаракань – где это? Часто в народном сленге проскакивает такое выражение, как Тмутаракань. И это вовсе не шуточное название какого-то несуществующего места. В действительности есть такой город, вернее, то, что от него осталось с античных времен. Располагается он на берегу Азовского моря, омывающего Таманский полуостров, в центре современного поселения Тамань. Сейчас это таинственное городище является историческим памятником, преобразованным в музей. Также там постоянно ведутся археологические раскопки.

Тмутаракань — исторический ракурс

Тмутаракань, несмотря на свое смешное наименование, реальный город. Он существовал в VI-XII веках и был столицей Тмутараканского княжества, входящего в состав Боспорского царства. За свою многовековую историю город сменил не одно название. Изначально это была колония Гермонасса, основанная греками, переселившимися на эту кубанскую плодородную территорию с острова Лесбос.

Благодаря трудолюбию и усердию греков колониальное поселение постепенно расширялось и превратилось в великолепный античный городок. Двухэтажные каменные застройки свидетельствуют о достатке местного населения. Но захватчики гунны не являлись ценителями прекрасного, поэтому варварски прошлись по культурным сооружениям.

тьматараканьск какой сейчас город. tmutarakany1. тьматараканьск какой сейчас город фото. тьматараканьск какой сейчас город-tmutarakany1. картинка тьматараканьск какой сейчас город. картинка tmutarakany1Руины Тмутараканьского княжества

Появившиеся позже византийские греки изгнали из города кочевников-разрушителей и дали ему свое название Таматара. Как раз в этот период здесь начинается активная торговая деятельность приезжими болгарами. Затем городок захватили хазары, которые внесли немалый вклад в его преображение. Только теперь он назывался Самкерц.

В 956 году русским войскам под предводительством Святослава удалось завоевать этот «лакомый кусок», полностью одержав победу над хазарами. Вот тогда город получил название Тмутаракань и стал русским. С того времени сохранился мраморный камень, на котором высечен морской путь от Тмутаракани до Керчи с точными замерами. Это единственная русская летопись, оставшаяся с тех пор.

Дальнейший исторический путь города документально не зафиксирован, можно только строить предположения. Точно то, что он неоднократно завоевывался разными народами. Последние были турки, переименовавшие его в Тамань. Присоединение к Российской империи произошло после русско-турецкого побоища. Переселившиеся сюда в 1792 году запорожские казаки обосновались в крепости Таман, а название поселения оставили прежним – Тамань.

Стоит отметить, что за время турецкого правления, Тамань пополнилась множеством дивных построек мусульманского типа: мечетями, мансардами, школами, медресе. Одной из уникальных достопримечательностей городка до сих пор считается Турецкий фонтан, загадку возведения и функционирования которого никто не смог разгадать.

Тамань в настоящем времени

На сегодняшний день Гермонасс-Тмутаракань представляет собой уникальный археологический комплекс, имеющий всемирно-историческую значимость. Находится в ведении крупнейшего Таманского музея и открыт для свободного просмотра туристов. Раскопки на территории ведутся постоянно, так как исторические этапы городища хранят свои тайны под многометровой толщей земли (до 16 метров в глубину).

Но время дает о себе знать, и велика вероятность утраты исторической сокровищницы Тамани, наряду с уже потерянными ступенями. Это обусловлено природными факторами. Северная оконечность городища интенсивно подмывается водами Таманского водохранилища. В год уходит в небытие до 2 метров береговой линии. К этому можно присовокупить самовольные грабительские действия кладоискателей, которые приносят дополнительный невосполнимый урон заповедной территории.

Несмотря на удручающую ситуацию в Гермонассе неустанно ведутся научно-исследовательские и производственные работы, целью которых является восстановление древнего памятника. Сюда постоянно приезжают археологи и ученые со всего мира. Не менее массово это место посещают обычные люди, интересующиеся культурным наследием России.

тьматараканьск какой сейчас город. tmutarakany2. тьматараканьск какой сейчас город фото. тьматараканьск какой сейчас город-tmutarakany2. картинка тьматараканьск какой сейчас город. картинка tmutarakany2Раскопки Тмутаракани

Местные достопримечательности

Приехавшим в Тамань туристам будет на что посмотреть. В первую очередь рекомендуется уделить внимание археологическому музею, где хранятся все обнаруженные вещи на раскопе и по всему Таманскому полуострову. Выставка начала функционировать с 1975 года. Здесь собрана редкая коллекция экспонатов разновременных периодов, в том числе и античного.

Не менее интересны руины Гермонассы, которые находятся в непосредственной близости с музеем. Огорчает то, что древнее городище частично уже потеряно. Активные раскопки здесь ведутся только в летний сезон. Удивляет то, что даже без копания, прогуливаясь по городищу можно увидеть выступающие из-под земли старинные предметы.

Эти два объекта, плюс дом Лермонтова (находится рядом), объединены в единый комплекс, числящийся филиалом краснодарского историко-археологического музея им. Фелицына и является лучшим в Краснодарском крае.

Отдых и развлечения

Тамань – это курортная местность, где можно полноценно отдохнуть всей семьей. Полуостров омывает с двух сторон Черное и Азовское море. Береговая линия оформлена в виде песчаных пляжей, обустроенных для комфортного времяпрепровождения приезжих. Стоит выделить центральный пляж, где всегда чисто и нет большого скопления народа (как бывает в Анапе и Геленджике). Различные водные аттракционы и развлекательные программы доставят детям и взрослым массу удовольствия.

В станице, практически ежедневно, проходят всевозможные развлекательные мероприятия: концерты, шоу-программы, выступления местных артистов и прочее.

А не так давно на Таманском полуострове ежегодно стали проводить ралли, под названием «Тмутаракань». Трасса для ралли проходит практически по всей местной территории. Стартует гонка на набережной и направлена вдоль берега в сторону Тузлы. Поистине захватывающее зрелище.

Не менее увлекательным будет посещение байкерского фестиваля, который бывает в начале августа. На этом празднике можно не только поглазеть на мотоциклы в различном обличии, но и послушать рок-музыку за кружкой пива.

Информация для туристов

Путешественникам, планирующим посетить Таманский полуостров, на заметку стоит взять некую информацию. Станица Тамань находится в Краснодарском крае, Темрюкском районе, переулок Подгорный. До главных достопримечательностей городка – Археологического музея и древнего раскопа Гермонассы, можно доехать на маршрутном автобусе из Анапы или Новороссийска и на обычном – с центральной автостанции Темрюка. Прогулочным шагом до музея возможно дойти за четверть часа.

Режим работы заведения:
• летом – с 9.00 до 18.00;
• зимой – до 17.00.

Касса закрывается на полчаса раньше. Выходной у музея в понедельник.
Для просмотра музейных экспозиций потребуется приобрести билет, стоимость которого варьируется от возраста посетителя. За ребенка-дошкольника придется заплатить 15 руб., за взрослого – 100 руб. Стоимость экскурсионного обслуживания – от 150 рублей.

При желании самостоятельно обследовать Гермонасс следует также купить билет, цена которого от 10 до 30 руб. Видеосъемка на территории исторического достояния обойдется в 100 руб.
Согласно Указу Президента России от 20.02.1995 г.
Таманское городище значится под государственной охраной на республиканском уровне. Объект внесен в список исторических и культурных исторических ценностей Федерального значения.

Источник

Тмутараканское княжество

тьматараканьск какой сейчас город. 156646421213919159. тьматараканьск какой сейчас город фото. тьматараканьск какой сейчас город-156646421213919159. картинка тьматараканьск какой сейчас город. картинка 156646421213919159

В русской разговорной речи слово Тьмутаракань ассоциируется с чем-то недосягаемо далёким и неизвестным, сродни за семью морями, неизвестно где — обычно с пренебрежительным оттенком — как синоним слова «глушь». Вместе с тем, это один из древнейших городов Киевской Руси.

Впервые название Тмутаракань встречается в 988 г. На протяжении ста лет Тмутаракань упоминается в известной «Повести временных лет». Спустя век появляется в «Слове о полку Игореве», а затем возникает молчание на пять столетий.

В начале XVII в. с появлением первых русских поселений на Северном Кавказе, в частности на нижнем Тереке и затем на нижней Кубани, возникает интерес к этому региону. Ученый монах Дмитрий Ростовский одним из первых задается вопросом «Где находилась Тмутаракань?». Через 30 лет академик Готлиб Байер (1694-1738), немецкий историк и филолог, заметил, что «Тмутаракань это то самое место, которое у Константина Багрянородного называется Таматаркою и полагается против Босфора или Корчи. Ныне это Темрюк и лежит против крепости Тамана». Однако видные российские историки XVIII в В.Н.Татищев, а затем и М.М.Щербатов не были уверены в этом.

Разрозненные данные русских и греческих источников не позволяли составить целостную картину. А археологические исследования затруднялись тем, что местное население употребляло найденные материальные свидетельства в строительных целях.

тьматараканьск какой сейчас город. 1566464152165321580. тьматараканьск какой сейчас город фото. тьматараканьск какой сейчас город-1566464152165321580. картинка тьматараканьск какой сейчас город. картинка 1566464152165321580

Тмутараканский камень, на котором князь Глеб отметил расстояние между важнейшими городами княжества — Тмутороканя и Корчева (Керчи)

По сей день не существует специального исследования истории Тмутаракани. Еще в начале XX в известный русский археолог А.Спицын, позднее В.Смирнов в статье «Что такое Тмутаракань?», а затем в 1956г советский византиевед А.П.Каждан замечали, что история Тмутаракани «темна». Правда, в 1970-80 гг. появились серьезные работы советского археолога А.В.Гадло, позволившие значительно продвинуться в изучении этой темы.

Следует отметить, что некоторые сведения о Тмутаракани сохранились и в ряде адыгских преданий

В VI веке Гермонасса меняет своего владельца и, соответственно, имя – Тумен-Тархан (захвативший ее Тюркский каганат дает новое название городу). Историки спорят о происхождении этого названия и, согласно одной из версий, первая часть – Тумен – произошла от обозначения воинского подразделения, которое включало в себя десять тысяч воинов, а тархан – тюркское звание.

После исчезновения каганата Тумен-Тархан переходит «в руки» хазарам. В летописях встречается его новое название – Самкерц. Если во времена Боспорского царства в центре города был акрополь, а вокруг преимущественно каменные двухэтажные дома с зернохранилищами, то ко времени владения хазарами он уже был укрепленной крепостью. Но в постройках влияния кочевников жители избежали – юрт и землянок археологи не обнаружили. Многовековая греческая и византийская история оказалась сильна в архитектуре.

Здесь соседствовали совершенно разные этносы – греки, армяне, аланы, хазары.Также терпимо соседствовали и разные вероисповедания жителей – иудаизм, христианство, тенгрианство. Город жил торговлей и виноделием.

В 988 г. после захвата ряда крымских городов дружинами князя Владимира Святославовича, часть русов высадилась и овладела некоторыми районами Таманского полуострова. Так было положено начало Тмутараканского княжества, в состав которого вошли часть Тамани и Крымского побережья с городом Корчев и его окрестностями. В 988г. в Тмутаракань на княжение был посажен Мстислав Владимирович, который правил около 34 лет.

Помимо руссов в Тмутаракани проживали хазары, греки, аланы, касоги (адыги), «обезы» (абазины). Соседние племена платили дань и поставляли воинов князю Мстиславу. Несколько раз прибрежные адыги пытались избавиться от Тмутараканской зависимости. Хорошо известна попытка 1022г., когда выступление возглавил адыгский князь Редедя. В личном поединке Мстислав одолел Редедю, и по их договоренности перед боем он, как отметил летописец «шедъ в землю его, взя всё именье его и жену его и дети его, и дань возложи на касогы». Сыновей Редеди крестили и дали им имена Юрий и Роман. С Романом Мстислав даже породнился – выдал за него свою дочь.

тьматараканьск какой сейчас город. 1463731391120985653. тьматараканьск какой сейчас город фото. тьматараканьск какой сейчас город-1463731391120985653. картинка тьматараканьск какой сейчас город. картинка 1463731391120985653

Это родство с детьми погибшего князя ставило Мстислава главой адыгской общности, что давало ему право облагать данью подвластное население (подобное родство регулировалось горскими адатами). Таким образом, Мстислав стал полновластным хозяином над народами, до него принадлежавшим Редеде. Этим правом пользовались и все последующие Тмутараканские князья. Причем дань бралась не только с касогов, но и с других племен граничащих с адыгами. В память об этой победе была построена церковь в 1023г., ее фундамент был обнаружен во время раскопок 1952-55 гг. известным ученым Б.А.Рыбаковым.

В 1023г. Мстислав вступает в борьбу со своим братом Ярославом за отцовское наследство. Он не раз приводил под Киев дружины, где было немало хазар, алан и адыгов.

В 1024г. Ярослав терпит поражение при попытке выдворить брата из Чернигова (битва при Листвене) и заключает с Мстиславом договор, по которому все левобережье Днепра достается Мстиславу, а Чернигов становится столицей Мстиславского княжества. С этого момента Тмутаракань определяется вотчиной черниговских князей.

Следует отметить, что спустя несколько лет после похода Мстислава 1022г., касоги собрали большое войско, и с целью отомстить за любимого богатыря Редедю разорили «Тамтаракайскую» область. Считается, что с 1023 по 1029 гг. Тмутаракань временно была потеряна русскими князьями, и ею владели касоги.

Хотя территория Тмутараканского княжества была относительно невелика, оно явилось крупным политическим и экономическим центром, и контролировало Подонье, Кубань и нижнюю Волгу. Наивысший рассвет княжества пришелся на правление Мстислава, который ко всему прочему правил княжеством независимо от киевского князя Ярослава Мудрого.

После смерти Мстислава в 1036 г. власть над Тмутараканью, как и впрочем над всеми киевскими землями переходит к Ярославу. А после смерти Ярослава в 1054г. черниговская земля и «вся страна восточнее и до Мурома» переходит к его четвертому сыну Святославу. Святослав, понимая, что такой далекий город оставлять нельзя передает власть над Тмутараканью своему сыну Глебу.

Любопытно отметить, что в 1059 и 1077гг. Тмутаракань посещает игумен Киево-Печерского монастыря Никон, который строит там вторую церковь и проводит антигреческую политику.

В 1064 г. князь-изгой Ростислав Владимирович (внук Ярослава Мудрого) выгоняет Глеба и захватывает Тмутараканский престол. В результате заговора Ростислав был отравлен и на княжение в Тмутаракань вернулся Глеб, который в 1068г. измерил расстояние от Тмутаракани до Корчева.

В марте 1073г. Святослав Ярославович захватил великокняжеский престол и отправил на тмутараканское княжение сына Романа (брата Глеба). После гибели Романа Тмутараканью управляет Ратибор. 18 мая 1081г. в Тмутаракани появляются два князя-изгоя Давид Игоревич и сын Ростислава Тмутараканского Володарь, которые берут в плен Ратибора.

Город становится излюбленным местом изгнанных князей, представлявших черниговскую ветвь и враждовавших с Киевом, которые рассчитывали найти не только безопасное убежище, но и военную помощь в лице северокавказских народов или половцев. К тому же Тмутаракань, представлявшая собой богатый торговый центр, вполне обеспечивала безбедное существование самих князей.

тьматараканьск какой сейчас город. 1566464788126736485. тьматараканьск какой сейчас город фото. тьматараканьск какой сейчас город-1566464788126736485. картинка тьматараканьск какой сейчас город. картинка 1566464788126736485

В результате очередных междоусобиц русские князья не могли проводить твердую внешнюю политику и контролировать отдаленные владения. Свою роль сыграли и враждебные половецкие орды, отрезавшие Приазовье и северное Причерноморье от остальной территории Руси.

Закономерным итогом этих событий становится то, что примерно с 1094г. Тмутаракань переходит под византийское владычество, но, несмотря на это, туда продолжают прибывать и торговать русские купцы.

Следует подчеркнуть, что внук Олега, Новгород-Северский князь Игорь Святославович хотел вернуть Тмутаракань, но его попытки не увенчались успехом. А правнукам Олега было уже не до Тмутаракани – на пороге стоял новый враг – татаро-монгольские завоеватели.

Период господства Византии закончился с падением Константинополя (1204) в ходе 4-го крестового похода.

В XIII—XV веках город является колонией Генуи, одновременно им управляют адыгские князья. Под 1419 год упомянут династический брак знатного генуэзца Винченцо де Гизольфи и дочери адыгского князя Берозоха — Биха-ханум. Правителем города стал сын от этого брака Захария де Гизольфи. Однако в 1475 году турки захватили Матрегу и присоединили к своим владениям. Тем не менее, дипломатическая активность Захарии помогла ему сохранить за собой пост главы города. Турецкая крепость Хункала была построена к востоку от города, на развалинах генуэзской крепости, сам город получил название Таман (XVI — конец XVIII).

Под владение России город вернулся только через несколько сотен лет. В конце восемнадцатого века на полуостров пришли запорожские казаки, которые и основали станицу Тамань.

Тмутараканское княжество было надежным форпостом Киевского государства для налаживания торгово-экономических и политических связей с Востоком и народами Северного Кавказа, а также для охраны южных рубежей Руси от кочевников. Но в силу ряда политических обстоятельств Тмутараканское княжество перестало существовать, а затем бурные события и столетия войн на Северном Кавказе помогли «успешно забыть», что когда-то на отдаленной окраине Древнерусского государства существовало княжество с необычным для русского слуха названием Тмутаракань.

тьматараканьск какой сейчас город. 16284982962899136. тьматараканьск какой сейчас город фото. тьматараканьск какой сейчас город-16284982962899136. картинка тьматараканьск какой сейчас город. картинка 16284982962899136

Лига историков

8.1K поста 35.6K подписчиков

Правила сообщества

— уважение к читателю и открытость

— регулярность и качество публикаций

— умение учить и учиться

— бездумный конвейер копипасты

— публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

— простановка тега [моё] на компиляционных постах

— неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

— видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)

— дискуссии на тему постов

— уважение к труду автора

— личные оскорбления и провокации

— неподкрепленные фактами утверждения

Мой однокурсник копал там в начале 90-х. Я его спросил:

— Паша, а почему такое странное название?

да, хороший сериал можно было сделать по этой теме, в духе ИП или Викингов)

тьматараканьск какой сейчас город. m2008181 11716932. тьматараканьск какой сейчас город фото. тьматараканьск какой сейчас город-m2008181 11716932. картинка тьматараканьск какой сейчас город. картинка m2008181 11716932

тьматараканьск какой сейчас город. 16284982962899136. тьматараканьск какой сейчас город фото. тьматараканьск какой сейчас город-16284982962899136. картинка тьматараканьск какой сейчас город. картинка 16284982962899136

Выбор веры у хазар

тьматараканьск какой сейчас город. 1587927341126993721. тьматараканьск какой сейчас город фото. тьматараканьск какой сейчас город-1587927341126993721. картинка тьматараканьск какой сейчас город. картинка 1587927341126993721

Историк Владимир Петрухин о соперничестве Хазарии с Византией, арабо-хазарских войнах и положении иудеев

Пожалуй, первой страной, которая должна была заняться этим «выбором веры», выбором языка, на котором она должна разговаривать с миром цивилизации, в пределах нынешней Российской Федерации оказалась Хазария — та Хазария, которая объединяла Северный Кавказ, причерноморские степи, чьи владения доходили до Среднего Днепра, до нынешнего киевского Поднепровья на Украине и почти до Подмосковья, до Оки в верховьях Воронежа. Большая страна, которую объединяла довольно сильная тюркоязычная элита. Хазары появились где то в VI веке н.э. в районе Северного Кавказа, скорее всего в предгорном Дагестане, к северу от Каспийских ворот и Дербента. Одним из первых — в середине VI века — о хазарах упоминает хронист Захария Ритор. По его сведениям, хазары были кочевниками, которых тогда традиционно относили к гуннам, потрясшим в IV-V веках всю Евразию.

В действительности же хазары были одним из небольших тюркоязычных народов и, видимо, подчинялись поначалу власти тюркского кагана, владыки огромной степной “кочевой” империи, зародившейся на просторах Центральной Азии. Благодаря своему строю, кочевники-тюрки были в состоянии быстро организовать огромную мобильную армию, в результате чего контролировали колоссальные территории, претендуя на дань, которую они брали как с Китая, так и с Ирана. Кроме того, каганат активно вмешивался в отношения между Ираном и Византией. В конце концов, дело дошло до того, что тюрки стали претендовать на контроль над Боспором. Вот в составе этой империи и развивались хазары, которые поначалу ничем не были знамениты.

Однако когда распалась Тюркская империя, хазары оказались свободными от своих обязательств в отношении к центральной власти. Кроме того, во главе хазар скорее всего встал предводитель из аристократического тюркского рода Ашина, из которого, по всей видимости, мог происходить и тюркский каган. Как мы знаем, каган — титул, который приравнивался в раннем Средневековье к императорскому, то есть это был правитель, который правил не одним племенным объединением и не одной страной, а многими народами. Вот этот самый каган и возглавил хазар в предгорьях и степях Дагестана.

Местоположение его орды было чрезвычайно выгодным. Рядом был проход в Закавказье с его богатейшими провинциями, степи и горные пастбища, где можно было спокойно пасти скот, что было немаловажным для кочевников. Наконец, неподалеку обитали народы, которые давно уже владели не только искусством земледелия, но и искусством строительства крепостей. В основном это были аланы, обитавшие на западе Северного Кавказа. Впоследствии хазары заключили с аланами прочный союз, сохранявшийся на протяжении почти всей истории Хазарского каганата. В общем, воспользовавшись своим положением, выгодным как экономически, так и географически, хазары продолжили ту экспансию, в которой они участвовали, будучи еще подданными тюркского кагана, и оказались в состоянии не только влиять на внутреннее положение дел в Закавказье, потеснив там Сасанидский Иран, но и опять-таки вмешиваться в постоянные распри Ирана и Византии. Одним из важнейших стратегических пунктов для каганата стало Северное Причерноморье.

В первой трети VII века эту территорию контролировала Болгарская Орда. Болгары были такими же кочевниками, как и хазары, об этом говорят даже их созвучные тюркские имена. Уже к середине VII века болгары были разгромлены, и часть орды во главе с Аспарухом по разрешению Византии переселилась на территорию нынешней Болгарии. Другая же часть ушла в междуречье Волги и Камы, где образовала Волжскую Булгарию, знаменитое раннесредневековое государство, просуществовавшее до XIII века и павшее под ударами войск Чингисхана. Но, тем не менее, большая часть болгар осталась на прежних кочевьях, влившись в состав победившего их народа. Так, в войнах, прошел VII век, в ходе которого хазарам удалось овладеть Боспором и даже угрожать Херсонесу. В результате этой экспансии и возник Хазарский каганат, и надо сказать, что каган действительно соответствовал этому имперскому титулу.

Тюркоязычные кочевники всегда были сильны тем, как и все кочевники, что они хорошо организованы, без этого невозможно заниматься кочевым скотоводством: у тебя угонят скот или просто его перебьют, и твой народ погибнет. Надо было иметь мощную военизированную культуру, чем славились кочевники, в том числе и хазары, которые поначалу воевали, пытались добыть мечом то, что не удавалось добыть трудом или наукой. Но в конце концов хазары оказались в сложном положении, ибо помимо Византии, с которой приходилось иметь дело в Причерноморье, в том же Крыму, — все это вечные горячие точки российской истории: Северный Кавказ, Крым, нынешняя Украина вплоть до Киева. Левобережная Украина входила в состав Хазарии, на правом берегу расселялись независимые от хазар славянские племена. Но, так или иначе, хазарам приходилось иметь дело с христианской Византией, приходилось договариваться, хотя и хотелось просто отнять то, что было в Крыму, что издревле, со времен Геродота, принадлежало грекам, основному населению Византии. Может быть, хазары бы и справились с этим, но всегда на одного такого агрессора во всемирной истории находится другой, посильнее.

Вскоре после ряда удачных завоеваний хазары столкнулись в Закавказье с хищником пострашнее и посильнее, чем этот в общем-то рядовой тюркоязычный народ. В этот период арабы под зеленым знаменем пророка Мухаммеда начали священную войну, стремясь обратить в истинную веру язычников и потеснить христиан, в первую очередь Византию. Они вторглись в Закавказье, где и столкнулись с хазарами. Хазары были хорошими воинами: арабы обладали мощной экономической базой, имели богатый опыт боевых действий и регулярную армию, но смогли справиться с хазарами только в первой трети уже VIII века. Это произошло после того, как армию мусульман возглавил великий полководец и будущий халиф Мерван. Ему удалось разгромить войска каганата, ворваться в его северокавказские земли и захватить столицу — Семендер. Хазарский каганат потерпел сокрушительное поражение. Хазарский правитель, который именовался каганом, ханом ханов, — у него было много народов в подчинении, поэтому он был почти что равным императору, — бежал в дельту Волги, где найти его было невозможно, потому что в этих 70 ериках Волги можно погубить не одну армию, пока будешь искать там своего противника. А арабы вышли в степь и увидели, что ничего здесь сделать нельзя, но хазары вынуждены были все-таки говорить с ними о мире.

Чтобы договориться с арабами, которые вели священную войну, нужно было принять их веру, иначе они бы не поняли, о чем вообще идет речь.

Язычник, если он не поклоняется единому богу, — а хазары были язычниками, поклонялись многим племенным богам — с ним нельзя договариваться, ведь он поклоняется бесам. Боги язычников считались бесами у всех носителей монотеистических религий. Так что пришлось кагану принять ислам — об этом сообщают арабские авторы, правда, поздние. И что там было — это одна из загадок нашей истории, да и всемирной истории тоже, потому что, как выяснилось через некоторое время, никакого ислама хазарский каган не принимал, а должен был дальше договариваться с арабами и византийцами-христианами о том, как он будет жить между двух огней, между довольно агрессивными, по-прежнему ведущими священную войну арабами и греками, которые не хотели делиться с хазарами своими причерноморскими владениями. Так что надо было заниматься тем, чем пришлось заниматься многим правителям нашей страны, — выбирать веру, с кем ты будешь.

Можно было, конечно, быть с арабами и даже воевать с греками на стороне арабов или же со своими же близкородственными тюрками, которые обретались в степях Северной Евразии. Но этого, конечно, кагану делать не хотелось, ему хотелось мира, договориться со всеми и получать выгоду ото всех.

Поэтому каган пошел на поразительный выбор веры, который до сих пор вызывает недоверие у историков, — он выбрал веру иудеев. Как только он заявил, что склоняется к вере иудеев, к нему прибыли посольства и от арабов-мусульман, и от греков-христиан, которые сказали, что он безумен, ибо иудеи повсюду гонимый народ, и сам он, если примет их веру, станет гонимым, почитаемым за раба, а не за равноправного правителя. Тогда каган пошел на хитрость — документы сохранили этот исторический анекдот. Сначала он вызвал муфтия, специалиста в области мусульманского канона, и спросил у него, объяснивши ему тет-а-тет, что он, конечно, склоняется к исламу, но все-таки какая вера более истинна: вера иудеев или вера христиан? Муфтий ответил, что, конечно же, вера иудеев более истинна, потому что сам Мухаммед — один из пророков, который продолжил пророчества иудейских ветхозаветных пророков. Тогда каган вызвал к себе христианина и спросил, какую веру тот считает более истинной, чтобы он мог спокойно принять христианство. Христианин сказал, что, конечно, более истинной он считает веру иудеев, но не веру мусульман, потому что мусульмане — враги Византии, Мухаммед, с точки зрения христиан, — лжепророк, так что, конечно, иудейская религия была лучше.

Спорящие, конкурирующие партии, таким образом, единодушно признали, что иудейская религия — лучший выбор. Каган сохранил свою приверженность иудаизму. Это было не случайно, иудеев признавали и христиане, и мусульмане как носителей Священного Писания и верящих в единого бога, они не были язычниками, они

были «людьми Книги», Священного Писания. Поэтому они имели свои права — ограниченные, но защищаемые законом права и в мусульманском Арабском халифате, и в Византии. Так что понятно, что нужно было сделать кагану. И здесь можно считать, что он повел себя как хитрец, но вполне оправданно.

Думали, что это исторический анекдот и что доверять ему невозможно. Но не так давно археологи нашли довольно далеко от Хазарии, на острове Готланд клад восточных арабских монет, которые, как только хазары заключили мир с арабами, хлынули потоком в Восточную Европу и дошли до Скандинавии. В этом кладе были обнаружены монеты, где арабским куфическим шрифтом была выбита легенда «Муса расул Алла» — «Моисей — пророк Аллаха». Это была очередная хитрость хазарского кагана, который демонстрировал свою приверженность законам Моисея и при этом не собирался вступать в конфликт с арабами. Эта монета должна была ходить на международных рынках, поэтому он и пошел на хитрость: арабскими буквами он заявил о приверженности законам Моисея. Арабы не могли ничего возразить, потому что Моисей с точки зрения Корана — один из пророков, Мухаммед — наследник его пророчеств.

Так что так история подтверждает справедливость древних исторических документов, которые вызывали сомнение у историков.

доктор исторических наук, профессор кафедры истории России средневековья и раннего нового времени факультета архивного дела Историко-архивного института РГГУ, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *