толщина стенки мкс какая
Немного интересного о МКС
Международная космическая станция, сокр. МКС — пилотируемая орбитальная станция, используемая как многоцелевой космический исследовательский комплекс.
Строение станции МКС
В каждом из 14 модулей находятся исследовательские лаборатории, хозяйственные помещения, склады, спальные места, тренажеры.
Наружная обшивка космической станции оснащена солнечными батареями. Там же проходят научные исследования, которые требуют невесомости и вакуума. Для этого космонавт надевает специальный защитный костюм, за спиной которого находится баллон с кислородом.
Международная космическая станция первые два года существовала без изменений. Затем постепенно к ней поочередно пристыковывали модули. За каждый из них отвечает одна страна. Россией построено 5 модулей (Звезда, Пирс, Поиск, Заря, Рассвет), США – 7 (Юнити, Купола, Квест, Гармония, Транквилити, Дестени, Леонардо). Европа построила Колумбус, а Япония – Кибо.
Строительство МКС проходит на орбите. Сами же модули конструируются на земле. Вся Космическая станция весит более 417 тонн. Если к ней пристыкован шаттл Союз, то вес значительно увеличивается. Внутреннее ее пространство напоминает довольно узкие коридоры цилиндрической формы, объем составляет тысячу кубометров.
На план-схеме указаны все имеющиеся модули и блоки с их названиями и порядком соединения друг с другом. При этом, МКС на сегодня не является завершенной. В проекте строительство еще 5 модулей и блоков. На схеме они имеют белый фон.
МКС находится на расстоянии более 400 км от Земли. Оно варьируется в пределах 413-429 км. Исходя из законов физики, станция со временем сама немного снижается к Земле и потому ее курс периодически необходимо менять. Это связано с трением корабля об остатки атмосферы.
Высота полета МКС зависит от влияний Солнца, а также от наличия космического мусора. Нельзя допускать, чтобы космические обломки врезались в обшивку либо пролетали в непосредственной близости. Поэтому экипажу приходится иногда лавировать.
Скорость движения станции МКС на орбите
МКС по орбите пролетает с огромной скоростью – 27700 км/час. Полет вокруг Земли у станции занимает 92 минуты. За сутки она успевает сделать почти 16 таких полетов. Это значит, что космонавты могут наблюдать за 24 часа 16 закатов и восходов, столько же дней и ночей. Жизнь на орбите идет бешеными темпами.
По той причине, что время на станции и на Земле отличаются, веб-камера в ускоренном режиме транслирует нам периодическую смену ночи на день. Более того, за несколько часов при слабой облачности с орбиты можно увидеть картинку всех материков, океанов и даже крупных городов.
Туризм на международной космической станции
За свою историю МКС посетило более 28 экспедиций, общая численность которых приближается к 200. Если сравнивать с российской станцией Мир, где побывало только 104 члена экипажа, МКС можно считать рекордсменкой.
МКС стала пристанищем для первых космических туристов. 8 человек на коммерческой основе успели побывать на ней, заплатив при этом сумму в размере 20-30 млн. американских долларов.
С высоты орбиты Земля выглядит поистине великолепно и завораживающе. Неудивительно, что все больше людей желают потратить круглую сумму, чтобы увидеть эту красоту своими глазами ну и, конечно, почувствовать себя вне законов гравитации.
Начиная с 2014 года, предложения по космическому туризму расширены. Теперь полететь в космос можно значительно дешевле, используя межорбитальный корабль. В ближайшем будущем ожидается, что возможностей таких станет гораздо больше и туристы, побывавшие на орбите, будут исчисляться тысячами.
Космическое время и распорядок работы на МКС
В космосе применяется свой, если можно так выразиться, часовой пояс (UTC). Это лондонское время, с московским оно отличается зимой на 3 часа, а летом – на четыре.
Подъем у экипажа корабля начинается в 6 утра, а отбой в половину десятого. Рабочий день начинается и заканчивается с доклада на Землю, которые делают космонавты руководству своей страны. Экипаж насчитывает 6-7 человек, это представители всех стран-участниц проекта.
Доклады, проходящие в периоды времени 7:30-8:00 и 18:30-19:00, также можно увидеть и послушать по онлайн-трансляции. Часть из них проходит на русском языке.
Свой день сотрудники МКС начинают с гигиенических процедур. Они обязаны ежедневно работать на тренажерах, а также проводить различные биологические и технологические эксперименты по заказу научно-исследовательских институтов. Некоторые из них требуют выхода в открытый космос. Также при сбое корабля в работе космонавты обязаны провести его диагностику и разрешить проблему.
Самое захватывающее явление для созидателей возле онлайн-камер – это стыковка со станцией российских космических шаттлов и японских и европейских грузовых кораблей. Американская программа по запуску космических кораблей свернута, и астронавты этой страны добираются на Союзе вместе с российскими коллегами.
Свободное время экипаж проводит за книгами и вблизи иллюминаторов.
Траектория полета станции МКС
МКС пролетает вокруг планеты Земля по определенным траекториям.
С помощью онлайн-карты ее полета можно быстро сориентироваться, в каком месте МКС находится относительно Земли в данный момент, в какую сторону она движется и на какой части планеты день, а на какой ночь.
Непредвиденные происшествия на станции
МКС, как и любой другой механизм, подвержен риску появления поломок и сбоев в работе. Наибольшей трагедией в истории Международной космической станции стала гибель шаттла Коламбия в 2003 г. После этого целых два с половиной года полеты американских челноков в космос были под запретом. Именно поэтому строительство станции замедлилось и до сих пор считается незавершенным.
Нередко из-за некорректной установки или стыка ломаются солнечные батареи, установленные на обшивке корабля, которые также приходится ремонтировать астронавтам. В российских модулях трижды наблюдался отказ электроники в работе, а в 2006 году вообще произошло задымление корабля.
Фотографии МКС, сделанные любителями
Имея в руках серьезную технику, можно даже сделать фото МКС с реальным ее очертанием.
Толщина стенки мкс какая
Олег Кононенко в служебном модуле «Звезда»
Служебный модуль (СМ) «Звезда» был выведен на околоземную орбиту ракетой-носителем «Протон» 12 июля 2000 года и 26 июля 2000 года пристыкован к функционально-грузовому блоку (ФГБ) МКС.
Конструктивно СМ «Звезда» состоит из четырех отсеков: трех герметичных – переходного отсека (ПхО), рабочего отсека (РО) и промежуточной камеры (ПрК), а также негерметичного агрегатного отсека (АО), в котором размещена объединенная двигательная установка (ОДУ).
Переходный отсек предназначен для обеспечения перехода членов экипажа между СМ и другими модулями МКС. Он также выполняет функции шлюзового отсека при выходе членов экипажа в открытый космос, для чего на боковой крышке имеется клапан сброса давления. В ПхО имеется четыре иллюминатора.
Рабочий отсек предназначен для размещения основной части бортовых систем и оборудования СМ, для жизни и работы экипажа. Панели интерьера отделяют жилую зону от приборной, а также от корпуса РО. В РО имеется восемь иллюминаторов. Жилые помещения РО оборудованы средствами обеспечения жизнедеятельности экипажа. В зоне малого диаметра РО находится центральный пост управления станцией с блоками контроля и аварийно-предупредительными пультами (на фотографии за спиной у Олега Кононенко). В зоне большого диаметра РО имеются две персональные каюты (объемом 1.2 м 3 каждая), санитарный отсек с умывальником и ассенизационным устройством (объемом 1.2 м 3 ), кухня с холодильником-морозильником, рабочий стол со средствами фиксации, медицинская аппаратура, тренажеры для физических упражнений, небольшая шлюзовая камера для отделения контейнеров с отходами и малых КА.
Снаружи корпус РО закрыт многослойной экранно-вакуумной теплоизоляцией (ЭВТИ). На цилиндрических частях установлены радиаторы, которые выполняют также функции противометеоритных экранов. Незащищенные радиаторами участки закрыты углепластиковыми экранами сотовой конструкции.
АО имеет цилиндрическую форму, с торца закрывается донным экраном из ЭВТИ. Наружная поверхность АО закрыта противометеоритным защитным кожухом и ЭВТИ. На наружной поверхности установлены поручни и антенны, имеются люки для обслуживания оборудования, расположенного внутри АО. (Подробная информация о служебном модуле «Звезда»).
Олег Кононенко в переходном отсеке служебного модуля «Звезда»
Олег Кононенко в стыковочном отсеке «Пирс»
Стыковочный отсек «Пирс» имеет двойное назначение. Он может использоваться как шлюзовой отсек для выходов в открытый космос двух членов экипажа, так и дополнительным портом для стыковки с МКС пилотируемых кораблей типа «Союз ТМА» и грузовых кораблей типа «Прогресс М». Стыковочный отсек «Пирс», являющийся элементом российского сегмента МКС, был запущен в составе специализированного грузового корабля-модуля (ГКМ) «Прогресс М-СО1» 15 сентября 2001 года, а 17 сентября 2001 года ГКМ «Прогресс М-СО1» состыковался с Международной космической станцией. (Подробная информацию о стыковочном отсеке «Пирс»).
Функционально-грузовой блок «Заря»
Функционально-грузовой блок «Заря» является первым элементом Международной космической станции (МКС). Он разработан и изготовлен ГКНПЦ имени М.В. Хруничева. С этого модуля начиналась сборка МКС на околоземной орбите. Запуск блока «Заря» был осуществлен 20 ноября 1998 года с помощью российской ракеты-носителя «Протон». (Подробная информация о функционально-грузовом блоке «Заря»).
Силовой тренажер ARED
Силовой тренажер ARED –это большой и сложный комплекс, позволяющий выполнять весь спектр силовых упражнений. Он совмещен с компьютером, который автоматически регистрирует параметры выполнения упражнений и передает их на Землю для анализа специалистами по физической подготовке и врачами. С использованием этих данных космонавты и астронавты постоянно корректируют и адаптируют порядок выполнения упражнений в зависимости от этапа и условий полета.
Олег Кононенко внутри европейского грузовика ATV-3
Грузовой корабль ATV-3 («Эдоардо Амальди»), названный в честь Эдоардо Амальди итальянского ученого 20 века, прославившегося своими достижениями в области фундаментальной и экспериментальной физики, был запущен 23 марта из Гвианского космического центра.
29 марта ATV-3 успешно пристыковался к российскому модулю «Звезда» Международной космической станции. Он доставил на МКС продукты питания, воду, кислород и экспериментальное оборудование. Всего масса доставленных грузов составила 6,6 т.
Андрэ Кауперс в лабораторном модуле «Колумбус»
Лабораторный модуль «Колумбус» построен по заказу Европейского космического агентства консорциумом европейских аэрокосмических фирм.
Он представляет из себя научную лабораторию, предназначенную для проведения физических, материаловедческих, медико-биологических и иных экспериментов в условиях отсутствия гравитации.
Корпус модуля цилиндрической формы диаметром 4,5 метра и длиной 6,9 метра имеет массу 12,2 тонны.
Внутри модуля имеется 10 унифицированных мест (ячеек) для установки контейнеров с научной аппаратурой и оборудованием.
На внешней поверхности модуля имеется четыре места для крепления научной аппаратуры предназначенной для проведения исследований и экспериментов в условиях открытого космоса (изучение солнечно-земных связей, анализ воздействия на оборудование и материалы длительного пребывания в космосе, эксперименты по выживанию бактерий в экстремальных условиях и т.д.). Лабораторный модуль «Колумбус» был доставлен на МКС шаттлом «Атлантис» (STS-122) и пристыкован к модулю «Гармония» 11 февраля 2008 году.
На фотографии слева от Андрэ Кауперса находится Biolab — один из научных модулей, находящихся в составе Колумбуса.
Обзорный модуль «Купола»
Японский экспериментальный модуль «Кибо»
13 марта 2008 года — на МКС прибыл шаттл Индевор «STS-123», который привёз первый компонент модуля «Кибо» — Герметичную секцию «Экспериментального грузового отсека» (ELM PS).
14 марта 2008 года — экипаж «STS-123» временно присоединил ELM PS модуля «Кибо» к стыковочному узлу модуля «Гармония».
2 июня 2008 — к МКС пристыковался Дискавери «STS-124», с грузом, состоящим из «Герметичного отсека» (JEM PM), «Опорных шасси» и «Дистанционного манипулятора» (JEM RMS).
4 июня 2008 — герметичный отсек (JEM PM) пристыкован к модулю «Гармония».
15 июля 2009 года, шаттл Индевор «STS-127» — доставка «Внешней экспериментальной платформы» (JEM EF).
Лабораторный модуль «Дестини»
Американский научный модуль «Дестини», изготовленный американской компанией «Боинг», имеет вес 14,5 тонн, длину 8,5 метров, ширину 4,3 метра и состоит из трёх цилиндрических секций и двух оконечных урезанных конусов, которые содержат герметичные люки, используемые экипажем для входа в модуль и выхода из него. «Дестини» пристыкован к переднему стыковочному узлу модуля «Юнити».
Научное и вспомогательное оборудование внутри модуля «Дестини» смонтировано в стандартных блоках полезной нагрузки ISPR (International Standard Payload Racks). Всего «Дестини» содержит 23 блока ISPR — по шесть на правом, на левом борту и потолке, и пять на полу.
«Дестини» имеет систему жизнеобеспечения, которая обеспечивает электроснабжение, очистку воздуха, а также контроль температуры и влажности в модуле.
В герметичном модуле астронавты могут выполнять исследования в различных областях научных знаний. Учёные всего мира смогут использовать результаты этих экспериментов для своих работ по медицине, технологии, биотехнологии, физике, материаловедении, и изучении Земли.
Американский научный модуль «Дестини» был доставлен на МКС шаттлом Атлантис (STS-98), стартовавшим 7 февраля 2001 года из Космического центра Кеннеди в штате Флорида.
Соединительный модуль «Юнити»
Кроме подсоединения к модулю «Заря», этот узел служит коридором, соединяющим американский лабораторный модуль, американский обитаемый модуль (жилые отсеки) и воздушный шлюз.
Через модуль «Юнити» проходят важные системы и коммуникации, такие как трубопроводы подачи жидкостей, газов, средства регулирования среды, системы жизнеобеспечения, электроснабжения и передачи данных. Модуль «Юнити» был выведен на орбиту 4 декабря 1998 года, в качестве основного груза шаттла «Индевор» (STS-88).
Экипаж 31-й длительной экспедиции (Олег Кононенко, Андрэ Кауперс и Дональд Петтит) в соединительном модуле «Гармония»
Модуль «Гармония» ( Harmony ) доставлен на МКС на борту шаттл «Дискавери» (STS-120) и 26 октября 2007 года был временно установлен на левый стыковочный узел модуля «Юнити» МКС.
Он обеспечивает электропитание присоединённых к нему модулей и обмен данными. Для обеспечения возможности увеличения численности постоянно действующего экипажа МКС в модуле установлена дополнительная система обеспечения жизнедеятельности.
Кроме того модуль оборудован тремя дополнительными спальными местами для космонавтов.
В жилом модуле «Транквилити» находится система жизнеобеспечения, способная перерабатывать жидкие отходы в воду для технического использования, а также производить кислород для дыхания. Кроме этого в «Транквилити» имеется туалет и система очистки воздуха, удаляющая загрязнения из атмосферы станции и контролирующая её состав.
«Транквилити» имеет шесть стыковочных узлов. Одним из осевых стыковочных узлов он пристыкован к модулю «Юнити». К нижнему стыковочному узлу «Транквилити» пристыкован модуль панорамного обзора «Купола».
107996, ГСП-6, г. Москва,
Телефон доверия:
для сообщений о нарушениях технологий изготовления продукции в организациях Госкорпорации «Роскосмос»
по вопросам профилактики коррупционных и иных правонарушений
Из чего сделала обшивка МКС и почему её легко повредить
В конце прошлого месяца, 30 августа, на Международной космической станции (МКС) возникла проблема. Датчики зафиксировали падение давления воздуха. Обследование обшивки показало, что в одном месте модуля «Союз МС-09» есть отверстие явно технологического происхождения (по последним данным, говорится уже о двух отверстиях).
Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заявил, что отверстие просверлили, причём изнутри. Версию с метеоритом в ведомстве считают маловероятной. Также там пообещали назвать имя виновного.
Что повредило обшивку МКС
Глава космического ведомства России отметил, что, скорее всего, для этого использовали дрель, а сама «пробоина» сделана преднамеренно и «трясущейся рукой». В «Роскосмосе» заявили, что проверяют все версии, в том числе вариант саботажа.
Интересно, что по последним данным из госкорпорации, отверстие могли просверлить ещё на Земле. В компании заявили, что найти виновного для них «дело чести». Что же касается безопасности станции, то МКС ничего не угрожает. Дырку залили герметиком и заклеили скотчем. При этом ранее просверленная дырка уже была заклеена. Следы вещества обнаружились поблизости.
К слову, комиссия, которая ведёт расследование, полагает, что отверстие просверлили на этапе сборки или уже на Байконуре, перед запуском. Однако последний вариант менее вероятен.
Из чего сделана обшивка МКС и космического корабля
Хотя в фантастических фильмах и книгах принято говорить о «толстой броне» космолётов, в реальности это не так. Для защиты от космического холода, обшивка станции или корабля должна быть не столько толстой, сколько многослойной. Это минимизирует потери тепла.
На внешней обшивке станции установлены солнечные батареи, которые выступают главным источником энергии. Сама же обшивка конструктивно представляет собой «бутерброд», который при этом довольно хрупкий для внешних воздействий.
Кроме того, свою лепту вносит и космическая радиация. На Земле люди и материалы защищены от неё, благодаря естественным магнитными полям. Но в космосе их нет. Учёные и инженеры ещё в 2014 году определили, что внешняя обшивка российского сегмента Международной космической станции разрушается. Причиной стали материалы, из которых она сделана, поскольку они не могу выдержать воздействие космической радиации. Ведь для космоса необходимы сплавы и электроника с иными свойствами, чем на Земле. Из-за последнего, кстати, в своё время замолчал «Фобос-Грунт».
В 2014 году учёные отметили, что полиамиды, которые применяются для создания обшивки станции, при длительном облучении нейтронами, теряют прочность, потому «броня» становится хрупкой. Хотя при кратковременном использовании эти самые вещества увеличивают прочность, но учитывая, что срок эксплуатации МКС продлили до 2024 года, это может привести к катастрофе.
Можно ли укрепить обшивку МКС
Теоретически да, однако это настолько дорого, что проще построить отдельный новый модуль или даже бросить все силы на создание новой станции. Учитывая, что российскую сторону пригласили к участию в проекте окололунной станции NASA, вероятно там будет сделано нечто подобное.
При этом отметим, что современные материалы пока что «не умеют» самостоятельно затягивать пробоины, хотя эксперименты в этой отрасли идут. Ещё в советское время был созданы металлы с памятью формы, однако, по-видимому, их применение в конструкции обшивки дорого или сложно. Кроме того, в России уже говорят о создании собственной станции по примеру Китая. Другое дело, что даже МКС обходится слишком дорого, а «восточные братья» наверняка будут создавать исключительно национальную станцию.
В целом, пока что ситуация с инцидентом на станции остаётся сложной, хотя саму причину уже устранили. Но утечка вызвала небольшое изменение курса МКС, а в «Роскосмосе» выдвинули ряд версий о причинах произошедшего. В дополнение в тем, что были выше, там рассматривают вариант о спятившем космонавте. Разумеется, социальные сети не преминули высмеять это.
Спят в мешках и сжигают носки в атмосфере: Как устроена жизнь на МКС
Более того, следующее поколение космических станций, возможно, вообще будет надувным. Чем резиновая МКС лучше металлической? И почему спать в ней намного приятнее? На эти вопросы ответили эксперты в программе «Знаете ли вы, что?» с Алексеем Иванченко на РЕН ТВ.
Почему надувная МКС лучше металлической?
Станцию в виде надувного шара называют будущим космонавтики. Оболочка состоит из нескольких слоев, в число которых входит материал «вектран». Он в несколько раз прочнее кевлара и предназначен для защиты от метеоритов и космического мусора.
«Основное преимущество расширяемого модуля международной космической станции состоит в том, что это полноценная обитаемая система, её можно доставить на орбиту в сложенном виде и уже на месте развернуть. Сегодня точно такой же модуль находится на МКС», — рассказал менеджер по продукту космического надувного модуля Раджа Дасгупта.
Расширяемый модуль «Бигелоу» (сокращенно БИМ) доставили на орбиту 10 апреля 2016 года. А уже 28 мая в НАСА отчитались об успешном завершении его установки.
Толщина надувных стенок всего 15 сантиметров. Это если брать в расчёт все утеплители и изоляционные материалы. Мало кто знает, но металлическая обшивка самой МКС имеет толщину всего 3 миллиметра.
«Нет необходимости делать её больше. Во-первых, это связано с массой, то есть если сильный метеорит какой-то, то он любую станцию пробьёт, вне зависимости от толщины ее стен», — отметил начальник центра подготовки космонавтов Андрей Курицын.
Вероятность встречи с крупным метеоритом на орбите, где летает МКС, крайне мала. Кроме того, станцию опекают с Земли. 24 часа в сутки следят, чтобы к ней не приблизился ни один камушек, по размеру превышающий спичечный коробок.
Мелкие фрагменты уничтожают специальные отражатели. Для более серьезных обломков есть обязательная процедура.
«Есть в ЦУПе отработка такой внештатной ситуации, как увод станции от космического мусора или от космических каких-то объектов крупногабаритных», — пояснила инструктор по комплексной подготовке космонавтов Ксения Кокушина.
Она добавила, что на Земле заранее просчитывают и видят, что какой-то объект приближается к станции.
Как космонавты спят?
МКС – крупнейший и самый дорогостоящий международный проект. Несмотря на то что любая новость о космической станции разлетается по миру со скоростью света, этот объект до сих пор окутан мифами и небылицами.
Например, одни уверены, что космонавты спят в невесомости. Другие говорят, что они включают в жилых отсеках особый режим и запускают искусственную гравитацию. На самом деле всё гораздо прозаичнее.
«У них есть спальные мешки, которые обычно привязывают к стене, и космонавт просто в спальный мешок залезает, притягивает его, чтобы было какое-то ощущение, что ты к чему-то придавлен. А так, пожалуйста, хотите так спите, хотите так», — рассказал Андрей Курицын.
МКС совершает 15,5 витков вокруг Земли за сутки на высоте 400 километров. Поэтому рассветы и закаты можно наблюдать каждые 45 минут. На МКС попадают только наиболее подготовленные специалисты. А вот самое сложное происходит на земле.
Как проводятся тренировки космонавтов?
Существует Научно-исследовательский, испытательный центр подготовки космонавтов имени Гагарина. Там находится тренажёр действующего российского сегмента МКС. Человека в скафандре при помощи лебёдки аккуратно опускают в бассейн. Но зачем? Как связаны вода и космос?
Именно в воде космонавты тренируются перед тем, как отправиться на орбиту. Такие погружения возможны только в России, поэтому график тренировочного центра расписан на месяцы вперед.
Сюда приезжают отрабатывать необходимые навыки космонавты со всего мира. На восьмиметровой глубине для них создают условия так называемой гидроневесомости. Это состояние, при котором гравитационные нагрузки минимальны.
Чем опасна авария внутри скафандра?
Российские космонавты на орбиту и под воду отправляются в скафандрах Орлан «МК». Они абсолютно водонепроницаемы. Но любой скафандр может заполниться водой не в результате протечки, а из-за аварии.
«Если в скафандре случается аварийная ситуация именно с системой охлаждения или с системой подачи воды, то здесь может быть и протечка внутрь скафандра», — пояснил руководитель направления биологической и физической подготовки космонавтов Александр Васин.
Сначала космонавт решил, что это пот. Но его было слишком много. Так много, что стало невозможно нормально говорить и дышать. Чтобы вернуться на борт МКС, астронавту пришлось обратиться за помощью к своему коллеге. На Луке был скафандр американского производства. А вот если бы итальянец использовал российское оборудование – такого бы точно не случилось.
«Наши скафандры имеют несколько степеней защиты. То есть при любых авариях, которые только возможны, рассчитывается, что можно сделать и какие процессы будут происходить. То есть всё предусмотрено в самом скафандре», — рассказал Александр Васин.
Разгерметизация и пожар – две самые страшные ситуации в космосе. Для того чтобы научиться справляться с огнём, космонавты примерно месяц проводят в специальном учебном блоке. Он тоже в единственном экземпляре и только в России. Здесь астронавты до автоматизма доводят алгоритм своих действий. В отличие от Земли, на борту космического корабля пламя не имеет формы. Из-за слабой гравитации оно распадается на множество огненных шариков. Они моментально разбегаются по отсеку, и если их быстро не потушить, пожар охватит все модули. Для этого космонавты учатся отключать электричество и выкачивать кислород из отсеков.
«В основном всем управляет Земля, но в том случае, если что-то пошло не так, экипаж должен взять на себя управление», — пояснила Ксения Кокушина.
Как космонавты стирают одежду?
Многие задаются вопросом: как космонавты стирают одежду? Ведь они работают на орбите много месяцев. Если не соблюдать гигиену, МКС будет пахнуть не звёздами, а людьми.
«Стирать, действительно, там негде, вода доставляется на грузовиках, очень дорогая получается и сама вода, и доставка. Поэтому доставляются вещи, и какие-то есть регламенты по надеванию там тех же носков, трусов, футболок, штанов», — отметила Ксения Кокушина.
Она добавила, что после того, как они отнашиваются, их космонавт просто складывает в грузовик, набивает его мусором, он отстыковывается и сгорает в слоях атмосферы. Это может показаться расточительным, но только на первый взгляд. Пользоваться услугами земной прачечной значительно дороже. Доставка одного килограмма груза с МКС стоит более 1,5 миллиона рублей. Так что космические трусы и футболки дешевле просто сжечь.
Инсайты инженерной мысли, история, научная аналитика и тайны нашей планеты – об этом и многом другом смотрите в выпусках программы «Знаете ли вы, что?» с Алексеем Иванченко. Каждый вторник в 23:30 на РЕН ТВ!