толстой какая бывает роса на траве читать текст полностью с картинками
Русская сказка
Читайте, смотрите и слушайте детские сказки
Какая бывает роса на траве
Отзыв к рассказу сказке Льва Толстого «Какая бывает роса на траве»
Как часто человеку некогда посмотреть на то, что делается вокруг него. У него не хватает времени на то, чтобы полюбоваться закатом, посмотреть на красоту и изящество лёгких облаков. Некогда взглянуть на яркие цветы и разнообразный мир насекомых, вьющихся возле. Каждый занят только собой. А небольшое повествование, похожее на сказку, возвращает нас в действительность, учит быть внимательными, заставляет посмотреть на окружающую природу другими глазами. А когда мы научимся видеть всё, что нас окружает, мы научимся любить этот мир. Это чувство Лев Толстой всегда пытался воспитать в маленьких читателях своими талантливо созданными произведениями.
Пересказ сказки
Выходя ранним утром в лес, в поле, любуясь травой, невольно нельзя не заметить сверкающие алмазы. Они показывают разнообразие цветов, переливаясь на солнце. Каких только оттенков и сочных красок нет! Тут и жёлтый, и красный, и синий цвета. Многие могут сказать, что такого не может быть. Если есть сомнение, стоит подойти ближе и понять, что заставляет так сверкать и радовать человеческий глаз. Оказывается, это капли росы так сверкают на солнце, они расположились на листиках и лепестках цветов. Внутри на листочке капельки росы катаются от ветра, а сам листик остаётся сухим, потому что ворсинки и пушинки, растущие на нём, отталкивают воду.
Если человек нечаянно сорвёт листочек, в котором спокойно спит росинка, то эта собравшаяся внутри капелька, похожая на шарик, скатится вниз по стебельку совсем незаметно. А если удастся не пролить, поднести и отправить в рот этот шарик с живительной влагой, то это будет иногда спасением от жажды. Это так вкусно!
Суть повествования
Чувствуется, что Лев Николаевич сам восхищён утренней росой и хочет передать это чувство детям, которые возьмут в руки его книгу и прочитают коротенький текст сказки о том, какой бывает роса на траве. Его содержание настроит малышей на лирический лад.
Работа с детьми
При чтении этого произведения, можно предложить малышам подобрать свои сравнения для капельки росы, сверкающей на фоне восходящего солнца. Они могут выполнить практическое задание: понаблюдать за росой на траве, сравнить свои ощущения с теми, которые испытал автор. Такая вдумчивая работа поможет лучше понять, как прекрасна и богата наша природа. Дети смогут понять, почему природу иногда ласково величают «матушкой».
Читайте полный текст рассказа русского писателя Льва Николаевича Толстого «Какая бывает роса на траве» онлайн бесплатно и без регистрации.
Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами — и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.
Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его.
Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.
Какая бывает роса на траве
Лев Толстой «Какая бывает роса на траве» — читайте рассказ онлайн. Текст произведения представлен полностью, бесплатно и без регистрации. Доступные форматы для скачивания: fb2, pdf, ePub, doc, txt. Распечатайте текст на сайте объемом 1 страница.
Текст рассказа:
Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами — и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.
Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его.
Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.
Скачать текст:
Слушать и смотреть
Лев Толстой. “Какая бывает роса на траве”
Л.Н. Толстой “Какая бывает роса на траве”
Лев Николаевич Толстой, “КАКАЯ БЫВАЕТ РОСА НА ТРАВЕ” (описание)
Рассказы для детей — Лев Николаевич Толстой
Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! волк!» Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, — не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.
Пожарные собаки
Бывает часто, что в городах на пожарах остаются дети в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга спрячутся и молчат, а от дыма нельзя их рассмотреть. Для этого в Лондоне[1] приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей; ее звали Боб.
Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нес девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали ее — не обгорела ли она; но Боб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме есть еще что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу.
Как тетушка рассказывала о том, как она выучилась шить
Когда мне было шесть лет, я просила мать дать мне шить. Она сказала: «Ты еще мала, ты только пальцы наколешь»; а я все приставала. Мать достала из сундука красный лоскут и дала мне; потом вдела в иголку красную нитку и показала мне, как держать. Я стала шить, но не могла делать ровных стежков; один стежок выходил большой, а другой попадал на самый край и прорывался насквозь. Потом я уколола палец и хотела не заплакать, да мать спросила меня: «Что ты?» — я не удержалась и заплакала. Тогда мать велела мне идти играть.
Когда я легла спать, мне все мерещились стежки: я все думала о том, как бы мне скорее выучиться шить, и мне казалось так трудно, что я никогда не выучусь. А теперь я выросла большая и не помню, как выучилась шить; и когда я учу шить свою девочку, удивляюсь, как она не может держать иголку.
Муравей и голубка
Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела — муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
Куда девается вода из моря?
Из родников, ключей и болот вода течет в ручьи, из ручьев в речки, из речек в большие реки, а из больших рек течет с моря. С других сторон в моря текут другие реки, и все реки текут в моря с тех пор, как мир сотворен. Куда девается вода из моря? Отчего она не течет через край?
Вода из моря поднимается туманом; туман поднимается выше, и из тумана делаются тучи. Тучи гонит ветром и разносит по земле. Из туч вода падает на землю. С земли стекает в болота и ручьи. Из ручьев течет в реки; из рек в море. Из моря опять вода поднимается в тучи, и тучи разносятся по земле…
Косточка
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел».
Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь».
Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко».
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
Какая бывает роса на траве
Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами — и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.
Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его.
Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.
Курица и ласточка
Курица нашла змеиные яйца и стала их высиживать. Ласточка увидала и говорит:
«То-то, глупая! Ты их выведешь, а как вырастут, они тебя первую обидят».
Лисица и виноград
Лисица увидала — висят спелые кисти винограда, и стала прилаживаться, как бы их съесть.
Она долго билась, но не могла достать. Чтобы досаду заглушить, она говорит: «Зелены еще».
Осязание и зрение
Заплети указательный палец с средним и заплетенными пальцами потрогивай маленький шарик так, чтобы он катался промеж обоих пальцев, а сам закрой глаза. Тебе покажется, что два шарика. Открой глаза, — увидишь, что один шарик. Пальцы обманули, а глаза поправили.
Погляди (всего лучше сбоку) на хорошее чистое зеркало: тебе покажется, что это окно или дверь и что там сзади что-то есть. Ощупай пальцем, — увидишь, что это зеркало. Глаза обманули, а пальцы поправили.
Литературное чтение. 3 класс
Конспект урока
Литературное чтение, 3 класс
Урок 22. Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве»,
«Куда девается вода из моря?»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
1.Анализ произведений Л. Н. Толстого «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?».
2.Сопостовление научного и художественного стиля текста, текста рассуждения и описания.
Научный стиль – стиль научных сообщений. Его функция – сообщение информации и доказательство ее истинности. Чертами этого стиля являются логичность, доказательность, точность, чёткость, обобщённость.
Художественный стиль – это стиль художественной литературы. Он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.
Описание – это текст, который описывает признаки чего-либо.
Сравнение – сопоставление изображаемого предмета с другим предметом по их общим признакам
Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать
Метафора – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту
Эпитет – образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.
Типы текстов; описание; рассуждение; средства художественной выразительности; метафора; сравнение; эпитет; научно-познавательный текст; художественный текст.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
На уроке мы узнаем о научном и художественном стилях текста.
Научимся различать описание и рассуждение. Сможем сами сочинить тексты разных типов.
Основное содержание урока
1.Знакомство с произведениями Л. Н. Толстого «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» происходит в ходе диалога вымышленных персонажей – Ани и Володи и учителя.
У: Сегодня мы с вами познакомимся с особенностями описания и рассуждения, больше узнаем о научном и художественном стилях текста. Сейчас мы с вами прочитаем текст, который называется «Какая бывает роса на траве».
У: Обратите внимание на заголовок.
В: В заголовке звучит вопрос: «какая?», это вопрос имени прилагательного, которое обозначает признаки предмета. Видимо в тексте будет рассказываться о том, какая роса.
У: Прочитайте подзаголовок.
В: Что такое описание?
У: Описание – это тип текста, в котором описываются какие-либо предметы, явления.
У: Прочитайте текст «Какая бывает роса на траве» и подумайте, почему этот рассказ назван описанием. (Выразительное чтение текста)
У: Все ли слова вам понятны.
А: Слово «алмазы» выделено – значит его значение можно посмотреть в словарике учебника.«Алмаз – блестящий, прозрачный драгоценный камень».
У: Алмаз – это метафора. Что называет автор алмазами?
В: Капли росы. Лев Николаевич Толстой описывает росу, стараясь передать нам свои впечатления от этого необыкновенно красивого явления природы.
У: Какие средства выразительности он для этого использует.
А: Кроме метафоры, есть ещё сравнения. Росинка «как шарик светлый», «вкуснее напитка», поверхность листа «как бархат».
Какие ещё средства выразительности вы нашли?
В: Много эпитетов. Листок «мохнат и пушист», росинки алмазы переливаются «и желтым, и красным, и синим».
А: Олицетворения. Капли росы «собрались», «катаются по листку и не мочат его», капля «проскользнёт мимо стебля».
У: Давайте подведем итог. Почему этот текст является описанием?
А: В этом тексте описываются капельки росы Л.Н. Толстой передает восхищение, которое он испытывает при виде этой красоты.
В: Для этого он использует средства художественной выразительности: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения. Перед нами встает яркая картина, которую можно нарисовать в своём воображении или на бумаге.
А: Этот текст напоминает стихотворение – описание природы. Это художественный стиль текста.
У: Молодцы, вы всё правильно поняли.
У: Теперь познакомимся с другим текстом. Он называется «Куда девается вода из моря?» Что вы можете сказать о заголовке.
А: Заголовок в виде вопроса, подзаголовок – «рассуждение».
В: Видимо в этом тексте автор даст ответ на вопрос, прозвучавший в заголовке.
У: Давайте прочитаем. (Выразительное чтение текста)
У: Что вы можете сказать об этом тексте?
В: Этот рассказ напоминает текст статьи из энциклопедии. Мне кажется, это научный стиль текста.
У: Какое явление природы в нём описывается?
А: Круговорот воды в природе. Только он написан более понятным языком, чем научная статья.
В: Я понял, почему этот текст называется рассуждением. Автор рассуждая, объясняет читателям как происходит это явление в природе.
У: Верно. Рассуждение – это тип текста, в котором содержится объяснение чего-либо.
У:В этом тексте обычно 3 части: мысль, требующая доказательства;
доказательство (оно может состоять из нескольких абзацев); вывод.
А: Я заметила, что этот текст содержит все эти части, но композиция текста необычна. У него похожи начало и концовка. Как будто сам текст можно читать по кругу, как круговорот.
В: В этом тексте также используются средства художественной выразительности, но их не так много и они не такие яркие. В основном это олицетворения, которые описывают действия: туман «поднимается», ветер «гонит» и «разносит» по земле тучи, вода «падает». Для писателя главное – объяснить суть природного явления, а не нарисовать яркую картину. Думаю, текст можно назвать научно-познавательным.
У: Вы молодцы. Теперь вы можете попробовать создать свои тексты разных типов.
2. У: Мы прочитали два текста Льва Николаевича Толстого. Текст – описание «Какая бывает роса на траве» и текст-рассуждение «Куда девается вода из моря?». Оба рассказа писатель сочинил для учеников яснополянской школы.
Что вы можете сказать о стиле этих текстов?
А: Стиль текста «Какая бывает роса на траве» — художественный. В тексте преобладают образные слова и выражения.
В: Стиль рассказа «Куда девается вода из моря – научный. Автор стремится сообщить информацию о том, куда девается вода из моря и что с ней происходит на разных этапах процесса круговорота воды в природе. Чувства и эмоции не передаются, приводятся только факты.
У: Верно, молодцы. Как вы поняли, чем описание отличается от рассуждения?
А: У каждого из этих типов текста свои задачи. В описании автор передает свои чувства, эмоции, старается наиболее точно нарисовать картину, которую должен «увидеть» читатель.
В: Задача рассуждения – что-то объяснить читателю или доказать свою точку зрения.
У: Есть ли различия в языковых средствах?
А: В описании автор использует множество средств художественной выразительности, эмоционально окрашенные слова.
В: В рассуждении минимум средств выразительности. Главное – четкость, ясность, точность подбора слов.
У: Что вы можете сказать о структуре текстов?
В: В рассуждении присутствует четкая структура: в нём выделяются 3 части: мысль, требующая доказательства; доказательство; вывод. В рассказе «Куда девается вода из моря?» Толстой объясняет суть круговорота воды, он не дает своих личных оценок данному явлению, просто знакомит с ним читателя.
У: Кстати, рассказы Льва Николаевича Толстого из «Азбуки» можно встретить и в современных учебниках, и в сборниках рассказов этого великого писателя. Очень советую вам почитать его произведения.
Разбор типового тренировочного задания
Выберите правильный ответ.
Текст вопроса: Как называется текст, который объясняет причину какого-то явления или события.
Правильный ответ: 2. Рассуждение
Разбор типового контрольного задания
Восстановите план рассказа.
Текст вопроса: Восстановите последовательность по рассказу Толстого
«Какая бывает роса на траве»
«Куда девается вода из моря?»
Вода испаряется, совершая круговорот
Отчего море не переполняется водой?
Вся вода с поверхности земли попадает в море
2. Бархатный листок
1. Вся вода с поверхности земли попадает в море
Какая бывает роса на траве толстой читать – «Какая бывает роса на траве» рассказ Льва Толстого
Всё самое лучшее для детей (сборник) читать онлайн
Какая бывает роса на траве
Описание
Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами — и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.
Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его.
Когда неосторожно сорвёшь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнёт мимо стебля. Бывало, сорвёшь такую чашечку, потихоньку поднесёшь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.
Вредный воздух
Быль
В селе Никольском, в праздник, народ пошёл к обедне. На барском дворе остались скотница, староста и конюх. Скотница пошла к колодцу за водой. Колодезь был на самом дворе. Она вытащила бадью, да не удержала. Бадья сорвалась, ударилась о стенку колодца и оторвала верёвку. Скотница вернулась в избу и говорит старосте:
— Александр! Слазяй, батюшка, в колодезь, — я бадью упустила.
— Ты упустила, ты и доставай.
Скотница сказала, что она, пожалуй, сама полезет, только чтобы он спускал её.
Староста посмеялся ей и сказал:
— Ну, пойдём. Ты теперь натощак, так я удержу; а после обеда и не удержать.
Староста привязал палку к верёвке, и баба верхом села на неё, взялась за верёвку и стала слезать в колодец, а староста за колесо стал спускать её. В колодце было всего шесть аршин глубины, и только на аршин стояла вода. Староста спускал за колесо потихоньку и всё спрашивал:
Скотница кричала оттуда:
Вдруг староста почувствовал, что верёвка ослабла; он окликнул скотницу, но она не отвечала. Староста поглядел в колодец и увидел, что баба лежит в воде головой и кверху ногами. Староста стал кричать и звать народ; но никого не было. Пришёл только один конюх. Староста велел ему держать колесо, а сам вытянул верёвку, сел на палку и полез в колодец.
Только что конюх спустил старосту до воды, с старостой сделалось то же самое. Он бросил верёвку и упал головой вниз на бабу. Конюх стал кричать, потом побежал в церковь за народом. Обедня отошла, и народ шёл из церкви. Все мужики и бабы побежали к колодцу. Все столпились у колодца, и всякий кричал своё, но никто не знал, что делать. Молодой плотник Иван пробился сквозь толпу к колодцу, схватил верёвку, сел на палку и велел себя спускать. Иван только привязал себя к верёвке кушаком. Двое спускали его, а другие все смотрели в колодец, что будет с Иваном. Как только он стал доходить до воды, он бросил верёвку руками и упал бы головой, но кушак держал его.
— Тащи его назад! — И Ивана вытащили.
Он как мёртвый висел на кушаке, голова его тоже висела и билась о края колодца. Лицо было сине-багровое. Его вынули, сняли с верёвки и положили на землю. Думали, что он мёртвый; но он вдруг тяжело дохнул, стал перхать и ожил.
Тогда хотели лезть ещё, но один старый мужик сказал, что лазить нельзя, потому что в колодце дурной воздух и что этот дурной воздух убивает людей. Тогда мужики побежали за баграми и стали вытаскивать старосту и бабу. Старостина жена и мать голосили у колодца, другие их унимали, а мужики цепляли в колодце баграми и старались вытащить мёртвых. Раза два они дотаскивали старосту до половины колодца за его платье; но он был тяжёл, платье прорывалось, и он срывался. Наконец, зацепили его за два багра и вытащили. Потом вытащили и скотницу. Оба уже были совсем мёртвые и не ожили.
Потом, когда стали осматривать колодец, то узнали, что точно, — внизу колодца был дурной воздух.
Кристаллы
Рассуждение
Если сыпать в воду соль и мешать, то соль станет расходиться и так разойдётся в воде, что не видать будет соли; но если сыпать ещё и ещё соли, то под конец соль уж перестанет распускаться, а сколько ты её ни мешай, так и останется белым порошком в воде. Вода насытилась солью и больше уж принять не может. Но если разогреть воду, она примет ещё; и соль, та, которая не распускалась в холодной воде, распустится в горячей. Но если ещё насыпать соли, тогда уж и горячая вода не примет больше соли. А если больше станешь греть воду, то сама вода уйдёт паром, и соли ещё больше останется. Так на каждую вещь, какую вода распускает, у воды есть мера, дальше чего ей нельзя распустить. Каждой вещи вода распускает больше, когда горяча, чем когда холодна, но всё же — как насытится горячая вода, так дальше уж не принимает. Вещь останется сама по себе, а вода уйдёт паром.
Если насытить воду извёсткой, или другою солью, или ещё чем-нибудь, то каждая вещь, когда вода выйдет паром, сложится по-своему: какая в трехгранные столбики, какая в восьмигранные, какая кирпичиками, какая звёздочками, — каждая по-своему. Эти-то фигуры разные бывают во всех крепких вещах. Иногда фигуры эти большие, в руку; такие находят камни в земле. Иногда фигуры эти так малы, что простым глазом не разберёшь их; но в каждой вещи есть свои фигуры.
Если, когда вода насыщена селитрой и в ней начинают складываться фигуры, отломить иголочкой край фигуры, то опять на то же место придут новые кусочки селитры и опять заделают отломанный край точно так, как ему надо быть, — шестигранными столбиками. То же самое и с солью и со всякой другой вещью. Все маленькие порошинки сами ворочаются и приставляются той стороной, какой надо.
Рассказы для детей — Л.Н.Толстой. Читать
Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! волк!» Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, — не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.
Пожарные собаки
Бывает часто, что в городах на пожарах остаются дети в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга спрячутся и молчат, а от дыма нельзя их рассмотреть. Для этого в Лондоне[1] приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей; ее звали Боб.
Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нес девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали ее — не обгорела ли она; но Боб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме есть еще что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу.
Как тетушка рассказывала о том, как она выучилась шить
Когда мне было шесть лет, я просила мать дать мне шить. Она сказала: «Ты еще мала, ты только пальцы наколешь»; а я все приставала. Мать достала из сундука красный лоскут и дала мне; потом вдела в иголку красную нитку и показала мне, как держать. Я стала шить, но не могла делать ровных стежков; один стежок выходил большой, а другой попадал на самый край и прорывался насквозь. Потом я уколола палец и хотела не заплакать, да мать спросила меня: «Что ты?» — я не удержалась и заплакала. Тогда мать велела мне идти играть.
Когда я легла спать, мне все мерещились стежки: я все думала о том, как бы мне скорее выучиться шить, и мне казалось так трудно, что я никогда не выучусь. А теперь я выросла большая и не помню, как выучилась шить; и когда я учу шить свою девочку, удивляюсь, как она не может держать иголку.
Муравей и голубка
Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела — муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
Куда девается вода из моря?
Из родников, ключей и болот вода течет в ручьи, из ручьев в речки, из речек в большие реки, а из больших рек течет с моря. С других сторон в моря текут другие реки, и все реки текут в моря с тех пор, как мир сотворен. Куда девается вода из моря? Отчего она не течет через край?
Вода из моря поднимается туманом; туман поднимается выше, и из тумана делаются тучи. Тучи гонит ветром и разносит по земле. Из туч вода падает на землю. С земли стекает в болота и ручьи. Из ручьев течет в реки; из рек в море. Из моря опять вода поднимается в тучи, и тучи разносятся по земле…
Косточка
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел».
Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь».
Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко».
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
Какая бывает роса на траве
Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами — и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.
Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его.
Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.
Курица и ласточка
Курица нашла змеиные яйца и стала их высиживать. Ласточка увидала и говорит:
«То-то, глупая! Ты их выведешь, а как вырастут, они тебя первую обидят».
Лисица и виноград
Лисица увидала — висят спелые кисти винограда, и стала прилаживаться, как бы их съесть.
Она долго билась, но не могла достать. Чтобы досаду заглушить, она говорит: «Зелены еще».
Осязание и зрение
Заплети указательный палец с средним и заплетенными пальцами потрогивай маленький шарик так, чтобы он катался промеж обоих пальцев, а сам закрой глаза. Тебе покажется, что два шарика. Открой глаза, — увидишь, что один шарик. Пальцы обманули, а глаза поправили.
Погляди (всего лучше сбоку) на хорошее чистое зеркало: тебе покажется, что это окно или дверь и что там сзади что-то есть. Ощупай пальцем, — увидишь, что это зеркало. Глаза обманули, а пальцы поправили.
Какая бывает роса на траве (Описание) — Том 10. Произведения 1872-1886 гг — Лев Николаевич Толстой — Ogrik2.ru
Читать книгу Рассказы Льва Толстого : онлайн чтение
Лев Николаевич Толстой
Какая бывает роса на траве
Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листьях травы и блестят на солнце.
Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат.
И капли катаются по листку и не мочат его.
Когда неосторожно сорвёшь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнёт мимо стебля. Бывало, сорвёшь такую чашечку, потихоньку поднесёшь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.
Куда девается вода из моря?
Из родников, ключей и болот вода течёт в ручьи, из ручьёв в речки, из речек в большие реки, а из больших рек течёт в моря. С других сторон в моря текут другие реки, и все реки текут в моря с тех пор, как мир сотворён. Куда девается вода из моря? Отчего она не течёт через край?
Вода из моря поднимается туманом, туман поднимается выше, и из тумана делаются тучи. Тучи гонит ветром и разносит по земле. Из туч вода падает на землю. С земли стекает в болота и ручьи. Из ручьёв течёт в реки; из рек в море. Из моря опять вода поднимается в тучи, и тучи разносятся по земле…
Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её. Она сказала: «Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю». Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.
Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала: «Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, – бывает и от мыши добро».
Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела – муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу. Охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
«Какая роса бывает на траве». Художественный рассказ-описание Л. Н. Толстого
Л. Н. Толстой писал не только для взрослых людей. Он хотел, чтобы ребятишки узнавали мир. Для детей писатель создавал рассказы-описания и познавательные истории.
Школа в Ясной Поляне
Молодой Лев Николаевич у себя в имении в 1850 году первый раз открыл школу для крестьянских ребятишек. Он видел, что дети тянулись к знаниям, но учиться им было негде. Однако Толстой считал, что в глухих деревнях «спрятаны» новые Ломоносовы и просто одаренные дети – будущее страны.
Севастопольская кампания не позволила ему долго заниматься с крестьянскими ребятишками. Вернувшись, он вновь открывает школу, стараясь, чтобы детям было в ней интересно. Пробуя и ошибаясь, он нащупывает пути развития детей.
Однажды он попросил написать своего ученика, как его учили до яснополянской школы, и в каждой строчке нехитрого рассказа встречались слова «били» и «кричал». Читая труды педагогов и философов своего времени, путешествуя за границей, везде Л. Толстой искал образцы для подражания. Но ничего не нашел.
По своим собственным правилам он вновь начинает учить детей азбуке, арифметике, закону Божьему, старясь, чтобы детям было интересно. Занятия проводились в классах и на природе. Дети просто не желали уходить домой, так сильно они тянулись к знаниям. Однако власти сочли действия графа опасными. В 1862 году школу пришлось закрыть. Но рассказы для детей писатель продолжал создавать.
Перед нами маленький шедевр — «Какая роса бывает на траве». Несколько предложений были написаны с огромным трудом. Л. Толстой подбирал самые точные слова. Результат получился поразительный и очень яркий.
Что можно увидеть в огромном мире
Солнечным утром можно встретить росу на траве и пройти мимо нее. Писатель остановился, внимательно к ней пригляделся и увидел, какая роса бывает на траве. Ее видели многие, но мало кто был так внимателен к ней. У Толстого получился поэтический рассказ.
Объяснение слов, которые использует писатель
Автор называет росу алмазами, потому что она на солнце сияет, как драгоценный камень. Какими цветами она сверкает? Желтым, красным, синим. Цвета радуги собрались в маленьких блистающих и переливающихся капельках. При помощи этих слов он передает необыкновенную красоту росы.
Бархат – это мягкая пушистая ткань, которую делают из шелка. Он красивый и приятный на ощупь. С ним писатель сравнивает мохнатый листок. Почему? Каждый может, подумав, ответить на этот вопрос. Многие видели такие листочки. С одной стороны, они плотные, а с другой – нежные и мягкие. Растение называется мать-и-мачеха. Оно растет везде. Если приложить к щеке одну сторону, то она нежная, как мать, а другая грубая, как мачеха. Не только эта трава обладает такими качествами. Если задуматься, то можно вспомнить и другие разновидности.
В маленьком рассказе-стихотворении «Какая роса бывает на траве» Толстой сумел рассказать не только о росе, но и о траве.
На какие вопросы отвечают слова, которыми пользуется автор
Писатель сравнивает росу с алмазами и шариками. Сравнение – это слово, которое может ответить на вопрос «как». К нему можно применить наречие «точно» или прилагательное «подобный». Кроме сравнений, он использует эпитеты и метафоры. Утро у него «солнечное», шарик росы «светлый». Вот какая роса бывает на траве.
С чем сравнивается листок? Из рассказа видно, что с чашечкой и бархатом. Это метафоры.
Какое настроение у автора от увиденного?
С удивлением и восторгом видит Толстой, какая бывает роса на траве. Ему хочется передать свои чувства маленькому читателю, чтобы тот прошелся по траве и осторожно попробовал на вкус круглую росинку. Если аккуратно сложить листочек трубочкой и поднести его ко рту, в него скатится самый вкусный напиток на свете – крошечная росинка.
Какие выводы можно сделать
Мы прочитали художественный рассказ, поэтическое описание росы и травы. Вместе с автором мы увидели их красоту и испытали радость открытия необыкновенного в привычном.
Рассказы русских писателей о лете — Страница 3 из 3
Отрывки из повести «На поле летом»
Федор Михайлович Достоевский
Мне припомнился август месяц в нашей деревне: день сухой и ясный, но несколько холодный и ветреный; лето на исходе, и скоро надо ехать в Москву опять скучать всю зиму за французскими уроками, и мне так жалко покидать деревню. Я прошел за гумна и, спустившись в овраг, поднялся в Лоск — так назывался у нас густой кустарник по ту сторону оврага до самой роши. Я весь погружен в мое дело, я занят: я выламываю себе ореховый хлыст, чтоб стегать им лягушек; хлысты из орешника так красивы и так непрочны, куда против березовых. Занимают меня тоже букашки и жучки, я их сбираю, есть очень нарядные; люблю я тоже маленьких, проворных, красно-желтых ящериц, с черными пятнышками, но змеек боюсь. Впрочем, змейки попадаются гораздо реже ящериц. Грибов тут мало, за грибами надо идти в березняк, и я собираюсь отправиться. И ничего в жизни я так не любил, как лес с его грибами и дикими ягодами, с его букашками и птичками, ежиками и белками, с его столь любимым мною сырым запахом перетлевших листьев.
Отрывки из Полесской легенды «Лес шумит «
Короленко Владимир Галактионович
В этом лесу всегда стоял шум — ровный, протяжный, как отголосок дальнего звона, спокойный и смутный, как тихая песня без слов, как неясное воспоминание о прошедшем. В нем всегда стоял шум, потому что это был старый, дремучий бор, которого не касались еще пила и топор лесного барышника. Высокие столетние сосны с красными могучими стволами стояли хмурою ратью, плотно сомкнувшись вверху зелеными вершинами. Внизу было тихо, пахло смолой; сквозь полог сосновых игол, которыми была усыпана почва, пробились яркие папоротники, пышно раскинувшиеся причудливою бахромой и стоявшие недвижимо, не шелохнув листом. В сырых уголках тянулись высокими стеблями зеленые травы; белая кашка склонялась отяжелевшими головками, как будто в тихой истоме. А вверху, без конца и перерыва, тянул лесной шум, точно смутные вздохи старого бора.
Но теперь эти вздохи становились все глубже, сильнее. Я ехал лесною тропой, и, хотя неба мне не было видно, но по тому, как хмурился лес, я чувствовал, что над ним тихо подымается тяжелая туча. Время было не раннее.
Между стволов кое-где пробивался еще косой луч заката, но в чащах расползались уже мглистые сумерки. К вечеру собиралась гроза.
… Край темной тучи выдвинулся из-за густых вершин над лесною поляной; ветви замыкавших поляну сосен закачались под дуновением ветра, и лесной шум пронесся глубоким усилившимся аккордом.
«Какая бывает роса на траве»
Толстой Лев Николаевич
(Описание)
Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами — и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.
Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его.
Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.
Отрывки из рассказа «Родительская кровь»
Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович
В конце июля летние ночи на Урале бывают особенно хороши: сверху смотрит на вас бездонная синяя глубина, мерцающая напряженным фосфорическим светом, так что отдельные звезды и созвездия как-то теряются в общем световом тоне; воздух тих и чутко ловит малейший звук; спит в тумане лес; не шелохнувшись, стоит вода; даже ночные птицы, и те появляются и исчезают в застывшем воздухе совершенно беззвучно, как тени на экране волшебного фонаря. Что-то такое торжественное и великое чувствуется в такой ночи, которая проходит над спящей землей неслышными шагами, как таинственная сказочная красавица, чарующая все кругом уже одним своим присутствием…
***
Это место под березками было замечательно хорошо: назади шапкой стояла «середовина», впереди расстилалось болото, окаймленное по бокам синевато-серыми увалами. Умытая росой и дождем зелень смотрела особенно весело, в «середовине» заливались даровые лесные певцы, в болоте слышался подозрительный шорох… Легкий ветерок проносился над осокой, шептался в березовой листве и пропадал сейчас же; по голубому небу плыла кучка белоснежных облаков, круглившихся и надувшихся, как парус. Трава успела просохнуть, и воздух курился ароматными испарениями, пахло лесной душицей, шалфеем, свежей сосновой смолой. Дневной зной усиливался с каждой минутой, и хотелось лежать неподвижно без конца..
толстой какая бывает роса на траве читать — Какая бывает роса? — 22 ответа
Какая бывает роса на траве толстой читать
Ответ от 22 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Какая бывает роса?
Ответ от трость[гуру]
Dot-3 или Dot-4
Ответ от Невролог[гуру]
Прозрачная
Ответ от Иван Кулебякин[гуру]
мокрая…
Ответ от Cobir[гуру]
Утренняя.
Ответ от Ѐуслан Канаев[новичек]
Мокрой!
Ответ от Валерий Решетько[гуру]
Мокрой, холодной, красивой, прозрачной, живительной-, бывает утренней, но бывает и вечерней. Крупной и мелкой.
Ответ от Елена Рыжова[гуру]
Жемчужной
Роса на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Роса
Русские группа на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Русские группа