толстой нобелевская премия за какое произведение
Почему Льву Толстому так и не дали Нобелевскую премию
Попробуйте-ка вспомнить, кого из великих русских писателей и поэтов награждали Нобелевской премией? Шолохова, конечно, потом Бунина, Пастернака, кажется, ну и этого, как его, которого, сперва, хотели в Александро-Невской Лавре в Питере похоронить, — рядом с императорами, а после, согласно его же завещанию развеяли прах над каналами в Неаполе, Ну как его. Иосиф Бродский! Вот ведь удивительный случай?!
Поэт, в России практически не известный, ни единой строчки из которого так и не вспомнил ни один из почти сорока (!) опрошенных мною коллег-журналистов, вдруг стал лауреатом самой престижной литературной премии в мире.
Впрочем, почему удивительный? И не спешите сетовать на недостаточный литературный кругозор волгоградских журналистов. Как раз ничего удивительного на самом деле в этом награждении нет! Всё это вполне закономерно.
Как имя первого лауреата Нобелевской премии по литературе
Кто сейчас вспомнит имя первого лауреата нобелевской премии области литературы, получившего её в декабре 1901 года, — французского поэта Рене Франсуа Армана Сюлли-Прюдома. Его не знают, и, смею утверждать, никогда не знали даже в его родной Франции. И таких, мягко говоря, сомнительных лауреатов в рядах «нобелевцев» предостаточно! А ведь в то же самое время жили и творили
Мало кто помнит большинство лауреатов Нобелевской премии по литературе
Когда ознакомишься с длинным перечнем литераторов, в разное время отмеченных Нобелевским комитетом, невольно ловишь себя на мысли, что никогда не слышал четыре фамилии из каждых десяти. Да и пятеро из оставшихся шести тоже не представляют из себя ничего особенного. «Звёздные» труды их давно и прочно забыты. Сама собою в голову приходит мысль: выходит, что Нобелевскую премию в области литературы присуждали за какие-то другие заслуги? Если судить по жизни и творчеству того же Иосифа Бродского, то да!
Конечно, эта простая мысль не мне первому пришла в голову. Уже после первого же сомнительного награждения общественное мнение Швеции и других стран было шокировано решением Академии Нобеля.
Протест шведских писателей и журналистов в связи с творчеством Льва Толстого
Уже через месяц после скандального награждения, в январе 1902 года, Лев Толстой получил адрес-протест группы шведских писателей и художников:
«Виду впервые состоявшегося присуждения Нобелевской премии мы, нижеподписавшиеся писатели, художники и критики Швеции, хотим выразить Вам наше преклонение. Мы видим в Вас не только глубокочтимого патриарха современной литературы, но также одного из тех могучих проникновенных поэтов, о котором в данном случае следовало бы вспомнить прежде всего, хотя Вы, по своему личному суждению никогда не стремились к такого рода награде.
Мы тем живее чувствуем потребность обратиться к Вам с этим приветствием, что, по нашему мнению, учреждение, на которое было возложено присуждение литературной премии, не представляет в настоящем своём составе ни мнения писателей-художников, ни общественного мнения. Пусть знают за границей, что даже в наше отдалённой стране основным и наиболее сильным искусством считается то, которое покоится на свободе мысли и творчества».
Письмо это подписали более сорока видных деятелей шведской литературы и искусства. Все знали: в мире есть только один писатель, достойный быть первым отмеченным самой высокой в мире наградой. И это писатель Лев Толстой.
К тому же, именно на рубеже веков вышло в свет новое гениальное творение писателя — роман «Воскресение», который Александр Блок впоследствии назовёт «завещанием уходящего столетия новому». 24 января 1902 года в шведской газете «Свенска Дагбладет» появилась статья писателя Августа Стриндберга, утверждавшего в ней, что большинство членов Академии —
которые почему-то призваны вершить суд, но понятия этих господ об искусстве так по детски наивны, что они называют поэзией только то, что написано стихами, предпочтительно рифмованными. И если, например, Толстой навсегда прославился, как изобразитель человеческих судеб, если он создатель исторических фресок, то он ими не считается поэтом на том основании, что не писал стихов!»
Георг Брандес о неприсуждении Нобелевки Льву Толстому
Ещё одно суждение по этому поводу принадлежит известному датскому литературному критику Георгу Брандесу:
«Льву Толстому принадлежит первое место среди современных писателей. Никто не внушает такого чувства почитания, как он! Можно сказать: никто, кроме него, не внушает чувства почитания. Когда при первом присуждении Нобелевской премии она была дана благородному и тонкому, но второразрядному поэту, все лучшие шведские авторы послали за своими подписями Льву Толстому адрес, в котором протестовали против такого присуждения этого отличия.
Само собой чувствовалось, что оно должно было принадлежать только одному — великому писателю России, за которым они единогласно признавали право на эту премию. Многочисленны обращения и требования восстановления поруганной справедливости заставили и самого Толстого взяться за перо: «Дорогие и уважаемые собратья! Я был очень доволен, что Нобелевская премия не был мне присуждена. Во-первых, это избавило меня от большого затруднения — распорядиться этими деньгами, которые, как и всякие деньги, по моему убеждению, могут приносить только зло; а во-вторых, это мне доставило честь и большое удовольствие получить выражение сочувствия со стороны стольких лиц, хотя и незнакомых мне, но всё же глубоко мною уважаемых. Примите, дорогие собратья, выражение моей искренней благодарности и лучших чувств. Лев Толстой».
Казалось бы, на этом вопрос мог бы быть и исчерпан?! Ан нет! Вся история получила неожиданное продолжение. В 1905 году вышло в свет новое произведение Толстого «Великий грех». Эта, ныне, к сожалению, почти забытая остро публицистическая книга рассказывала о тяжкой доле русского крестьянства.
Сейчас о ней не вспоминают ещё и потому, что в этом труде Толстой в самой категорической форме, аргументировано и чрезвычайно убедительно высказывался против частной собственности на землю. В Академии наук России возникла вполне понятная идея выдвинуть Льва Толстого на соискание Нобелевской премии. В записке, составленной с этой целью выдающимися русскими учёными, академиками
давалась самая высокая оценка
А в заключение, от имени Российской Императорской академии наук высказывалось пожелание о присуждении Толстому Нобелевской премии.
Записку эту одобрил и Разряд изящной словесности Академии наук, — была в то время в Академии такая организационная структура. 19 января 1906 года, вместе с экземпляром толстовского «Великого греха» записка была отослана в Швецию.
Почему Лев Толстой просил не присуждать ему Нобелевскую премию по литературе?
Едва услышав о столь великой чести, Толстой пишет финскому писателю Арвиду Ернефельду:
«Если бы это случилось, мне было бы очень неприятно отказываться, а потому я очень прошу Вас, если у Вас есть — как я думаю — какие-либо связи в Швеции, постараться сделать так, чтобы мне не присуждали этой премии. Может быть, Вы знаете кого-либо из членов, может быть, можете написать председателю, прося его не разглашать этого, чтобы этого не делали. Прошу Вас сделать, что Вы можете, к тому, чтобы они не назначали мне премии и не ставили меня в очень неприятное положение — отказываться от неё».
На самом деле, истинные заслуги перед человечеством того или иного писателя, учёного или политика Нобелевская премия отражает лишь отчасти. Помните мою статистику: девять из десяти Нобелевских лауреатов в области литературы были рядовыми ремесленниками от литературы и не оставили в ней хоть сколько-нибудь заметного следа. И лишь, примерно, один-два из этих десяти были по настоящему гениальными. Так за что же тогда остальным давали
На мой взгляд, только присутствие гения придавало награждению всей прочей весьма и весьма сомнительной компании иллюзию достоверности и заслуженности. Видимо, таким изощрённейшим способом Нобелевский комитет пытался и пытается повлиять на литературные и политические пристрастия общества, на формирование его вкусов, привязанностей и, в конечном счёте, ни много, ни мало, на мировоззрение всего человечества, на его будущее.
Припомните, с каким восторженным придыханием все мы говорим: такой-то Нобелевский лауреат. А ведь Нобелевскими лауреатами были не только
погубители и разрушители нашей великой страны.
Именно за эту заслугу они и стали лауреатами премии банкира Нобеля. Так денежные мешки пытаются купить саму душу Мира. Видимо, великий Толстой раньше всех нас понял это, — понял, и не пожелал, чтобы его имя использовалось для утверждения такой страшной идеи. Почему же Нобелевскую премию так и не вручили Льву Толстому? Только по одной простой причине. Он бы её не принял. Брезговал ею старик!
Андрей ЧЕРКАСОВ
ПРАВДА.Ру
Волгоград
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
8-го октября 1906 года первым русским писателем, получившим Нобелевскую премию по литературе, мог бы стать великий творец, публицист и философ Лев Николаевич Толстой.
Мог бы, но не стал. Потому, что сам отказался от неё!
Причём, Толстой стал первым человеком в истории, который отрёкся от престижной золотой награды вместе с её внушительной денежной составляющей.
В начале XX века размер Нобелевской премии составлял 150 000 шведских крон, что было равно 42 000 американских долларов. В наше время лучшим литераторам в Стокгольме вручают больше 1-го миллиона долларов. Так, например, в 2007 году английская писательница Дорис Лессинг получила чек на 1,5 миллиона.
писательница Дорис Лессинг
А вот в начале прошлого столетия имя Льва Николаевича Толстого было всемирно известно. Тогда были изданы и переведены на иностранные языки почти все его знаменитые произведения, включая «Войну и мир», «Анну Каренину», «Воскресение» и «Крейцерову сонату». Во многих государствах мира люди читали его повести и рассказы. На театральных подмостках Российской империи ставились его пьесы.
Так что когда Российская академия наук выдвинула Льва Толстого на Нобелевскую премию (кстати, за четыре года до его смерти), то у прославленного русского литератора были 100%-ные шансы на её получение. Но Лев Толстой от Нобелевки отказался…
И сделал это очень изящно.
Он написал письмо своему другу, писателю и переводчику его работ на финский язык Арвиду Ярнефельту, в котором попросил своего приятеля с помощью коллег из Швеции сделать так, чтобы ему НЕ присудили Нобелевскую премию, поскольку ему было бы очень неприятно от неё отказываться.
Вот что писал Лев Николаевич по этому поводу: «Во-первых, это избавило меня от большого затруднения распорядиться этими деньгами, которые, как и всякие деньги, по моему убеждению, могут приносить только зло; а во вторых, это доставило мне честь и большое удовольствие получить выражение сочувствия со стороны стольких лиц, хотя и не знакомых мне, но все же мне глубоко уважаемых».
Почему же Толстой решился на столь странный и нерациональный поступок – отказался от 42 тысяч долларов? Может быть, на старости лет, из-за возрастных изменений у него возникла редчайшая форма психического расстройства под названием боязнь денег? Этакая фобия, при которой их неприятно держать в руках и даже противно лицезреть.
Шутки-шутками, но если деньги Толстому были настолько омерзительны, то он мог бы их применить на благое дело: на народное образование или на земскую медицину. Вероятно, причиной необычного решения писателя стали его личные убеждения, ведь одним из принципов религиозно-этического движения – толстовства – является жизнь, не обременённая материальными ценностями.
Финский писатель Арвид Ярнефельт выполнил поручение своего друга – передал шведам просьбу Толстого.
итальянский поэт Джозуэ Кардуччи
Смею предположить, что ответы имеются только у итальянских филологов.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Девять человек, отказавшихся от Нобелевской премии
Узнав, что Российская академия наук выдвинула его кандидатом на Нобелевскую премию по литературе, Лев Толстой 7 октября 1906 года в письме своему знакомому, финскому писателю и переводчику Арвиду Ярнефельту попросил сделать так, чтобы премию ему не присуждали.
Обидевшись на то, что награду шведского комитета получил критик нацизма Карл фон Осецкий, Адольф Гитлер в 1937 году запретил гражданам Германии получать Нобелевские премии. В результате химики Рихард Кун, Адольф Бутенандт и физиолог Герхард Домагк, ставшие нобелевскими лауреатами в 1938 и 1939 годах, не смогли присутствовать на награждении. Медали ученым были вручены после окончания Второй мировой войны, а деньги остались в Нобелевском фонде.
Лауреат Нобелевской премии по литературе 1958 года Борис Пастернак был вынужден отказаться от награды под беспрецедентным давлением советских властей.
Премию Пастернаку присудили с формулировкой «за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и в области великой русской прозы». В ЦК КПСС сочли, что поводом для награды стал опубликованный за рубежом роман Пастернака «Доктор Живаго», признанный в СССР идеологически вредным.
В течение недели писатель выдерживал оскорбления, личные угрозы и травлю в печати, но когда его возлюбленную Ольгу Ивинскую уволили с работы, Борис Пастернак отправил телеграмму в Стокгольм: «В силу того значения, которое получило присужденная мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от нее отказаться, не примите за оскорбление мой добровольный отказ». И еще одну в ЦК: «От премии отказался, верните работу Ивинской».
В Нобелевском комитете отказ сочли вынужденным, в 1989 году диплом и медаль вручили сыну писателя.
Еще одним писателем, отказавшимся от Нобелевской премии ради своих убеждений, стал Жан-Поль Сартр, лауреат 1964 года. В заявлении для журналистов он сказал: «В нынешней обстановке Нобелевская премия на деле представляет собой награду, предназначенную для писателей Запада или «мятежников» с Востока, Например, не был награжден Неруда, один из величайших поэтов Южной Америки. Никогда серьезно не обсуждалась кандидатура Арагона, хотя он вполне заслуживает этой премии.
Вызывает сожаление тот факт, что Нобелевская премия была присуждена Пастернаку, а не Шолохову, и что единственным советским произведением, получившим премию, была книга, изданная за границей и запрещенная в родной стране. Равновесие можно было бы восстановить аналогичным жестом, но с противоположным смыслом. Во время войны в Алжире, когда я и другие подписали «Манифест 121-го», я принял бы с благодарностью эту премию, потому что тем самым был бы отмечен не только я один, но прославлено дело свободы, за которое мы боролись Но этого не случилось, и премия была присуждена мне, когда война уже окончилась».
Премию, диплом и медаль лауреата Александр Солженицын получил в 1975 году, после высылки из СССР.
Медали Филдза Перельмана удостоили за доказательство гипотезы Пуанкаре. В 2010 году американский институт Клея, включивший гипотезу Пуанкаре в число семи проблем тысячелетия, наградил Перельмана миллионом долларов, но ученый отказался и от этой награды.
В 1996 году Григорий Перельман отказался от присужденной ему молодежной премии Европейского математического общества.
Премия для Толстого и орден для Чехова
Как награждать великого писателя?
№ 39(229) от 07.10.2010 [«Аргументы Недели », Семен ЭКШТУТ ]
Осенью 1905 года – 105 лет назад – российская общественность решила вновь выдвинуть Льва Толстого на Нобелевскую премию. И вновь безуспешно.
Л ьва Николаевича выдвигали на премию 1902 года, но Толстой отказался. Почему – см. справку «АН». При этом резко против его кандидатуры выступил и секретарь Шведской академии наук критик Карл Вирсен. Он заявил, что Толстой-писатель гениален, но лауреат премии должен обладать «здоровым идеализмом», а идеализм Толстого – «нездоровый».
Через три года – вторая попытка.
В 1902-м Толстого выдвигала не Россия, а «международная общественность». В 1905-м россияне решили исправить ошибку. Поводом для выдвижения стал выход публицистической статьи Толстого «Великий грех», инициатором – Петербургская академия наук. Увы, «Великий грех» явно не относится к лучшим толстовским произведениям, а 1905 год был не самым подходящим временем для литературных споров. Заявка пришла в Стокгольм с опозданием. Впрочем, личным письмом к финскому писателю Арвиду Ярнефельту Толстой попросил заранее предупредить шведов о своем заведомом отказе от премии.
Тут вот что интересно. Нобелевская награда стала бы для Толстого знаком международного признания. Но с другой стороны – зачем она Толстому? Он – Толстой, это имя во всем мире уже говорило за себя. Дома и так носил неофициальный, но всеми признаваемый титул «великого писателя земли русской».
И в то же время – живет на свете замечательный художник. Общество и государство хотят выразить ему свою признательность. Вопрос – как?
И тут полезно вспомнить некоторые исторические подробности.
Телега Ломоносова
К огда Михайло Васильевич Ломоносов написал оду в честь очередной годовщины восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, государыня пожаловала ему баснословный гонорар – две тысячи рублей. Сумма была выплачена медной монетой. Потребовалось несколько телег, чтобы доставить деньги в дом поэта. При этом тогдашней власти – что Елизавете, что, немного позже, Екатерине ІІ, в голову не пришло наградить автора орденом.
Гаврила Романович Державин дослужился до высокого чина действительного тайного советника, был сенатором, министром, кавалером самых значительных орденов. Все заслужил на государственном поприще. Но лишь однажды в декабре 1782 г. за оду «Фелица» Екатерина II пожаловала поэту золотую табакерку и 500 червонцев.
Что ж, до первой четверти XIX столетия отмечать от лица государства заслуги поэта, живописца, ученого в России принято не было. Николай Михайлович Карамзин в качестве государственного историографа дослужился до генеральского чина действительного статского советника и по воле императора Александра I был награжден орденами св. Владимира 3-й степени и св. Анны 1-й степени. Это воспринималось современниками как проявление исключительной монаршей милости к историографу, а кое-кем – как потакание любимцу. Одного богатого, нигде не служившего русского барина буквально взорвало известие о пожалованной Карамзину Анненской ленте. «Вот, – кричал он в исступлении, – прямо сбывается русская пословица: не родись ни умен, ни пригож, а родись счастлив!»
Мы вспоминаем фигуры первого калибра, что ж говорить про фигуры менее «раскрученные». Скажем, блистательный портретист Василий Лукич Боровиковский (1757–1825) в официальных документах именовался лишь «поручиком».
Колокольня Антона Павловича
«Станислав 3-й степени», которым был награжден А.Чехов (и не награжден А. Дюма) – самый низший из дореволюционных российских орденов. Им поощрялись молодые чиновники небольшого ранга. Именно награждение этим орденом стало сюжетом знаменитой картины П. Федотова «Свежий кавалер».
Чехова представил к награде предводитель дворянства Серпуховского уезда Рюмин за активную помощь земству. Живя в деревне Мелихово, великий писатель лечил крестьян, участвовал в переписи населения, входил в земский санитарный совет, способствовал открытию в уезде почтового отделения с телеграфом, строительству пожарного сарая, церковной колокольни и т.д.
Имя им – легион
Р еволюции не зря называют «локомотивами истории». Сметая прошлое, безжалостно давя все на своем пути, они тем не менее выволакивают общество к новому этапу социальных отношений. А когда более или менее упорядочивается стихия, психологическое отношение ко многим, прежде незыблемым, взглядам уже иное. Надо ли удивляться, что, наверное, первым в мире, кто изменил государственную оценку труда художника, был Наполеон? В мае 1802 г. он учредил орден Почетного легиона. Одним из первых получил орден знаменитый актер Тальма. Это вызвало недоумение у генералов. Реакция императора была молниеносной: «Утверждение, что право на почет имеют только военные, выглядит странным».
В России наполеоновский подход был признан справедливым через три с лишним десятка лет. Хотя и с оговорками. Тех, «кто напишет и издаст по какой-либо отрасли наук, художеств, или литературы сочинение, признанное классическим… кто сделает важное открытие в области наук или искусств, польза которого доказана будет практически… кто, обладая отличным талантом в одном из трех знатнейших художеств: в живописи, ваянии или зодчестве, приобретет громкую известность своими произведениями…» Николай I признал достойными ордена св. Анны 3-й степени. Это был весьма скромный орден – предпоследний по значимости среди дававшихся за гражданские заслуги. Когда им наградили, например, Карла Брюллова за «Последний день Помпеи», живописец счел награду столь незначительной, что никогда не носил – чем вызывал раздражение властей.
Тем не менее это был все-таки орден. То есть – государственный знак отличия для неслуживого человека. В связи с чем тоже случались забавные сюжеты. Скажем, в 1839 г. министр народного просвещения граф Сергей Уваров решил просить у государя соизволения наградить орденом Станислава 3-й степени знаменитого французского романиста Александра Дюма-отца (его произведения были невероятно популярны в России). Станислав 3-й степени по рангу стоял еще ниже Анны 3-й степени. Но Николай I наложил резолюцию: «Довольно будет перстня с вензелем». Золотой перстень с бриллиантами, из которых выкладывался вензель, обошелся казне гораздо дороже, чем эмалированный крестик. Однако это была не официальная награда, а личный подарок императора.
А деньги отдать духоборам!
П ервый отказ от Нобелевской премии Толстой мотивировал так: «Это избавило меня от большого затруднения – распорядиться этими деньгами, которые, как и всякие деньги, по моему убеждению, могут приносить только зло».
Великий писатель выглядит эдаким чудаком: ему предлагают круглую сумму, а он не знает, что с ней делать. Все, однако, сложнее.
Свежий кавалер
О дним творцам везло с государственными почестями. Например, Иван Айвазовский именно как художник-маринист был жалован адмиральским мундиром, стал кавалером всех высших российских орденов и множества зарубежных (включая «Почетный легион» и турецкий «Османие» – но его армянин Айвазовский публично выкинул в море после очередной турецкой резни армян). Другим – не очень. Нет, русские писатели имели награды – но, как правило, за воинские отличия или за чиновничью службу (если состояли на таковой). Потому возникла общественная необходимость в какой-то иной форме признания. Появились премии. Для литераторов их в дореволюционной России было несколько. Самыми значимыми считались три: Пушкинская, Грибоедовская и имени Островского. Присуждались соответственно с 1881, 1883 и 1904 годов негосударственными структурами и не из государственных денег (капитал Пушкинской премии составили, например, остатки народных пожертвований на памятник Пушкину в Москве). Обратите внимание на даты: в эти годы престижные литературные премии (та же Нобелевская) возникли и в других странах – Россия шла в общемировом русле.
И здесь характерна ситуация, например, с Чеховым. Он был лауреатом Пушкинской и Грибоедовской премий – и кавалером весьма скромного ордена св. Станислава 3-й степени. Получил его как попечитель Талежского сельского училища. Что ж, тоже приятно.
Дореволюционные награды и премии ушли с дореволюционной Россией. После революции за литературную деятельность был отмечен, пожалуй, лишь Демьян Бедный (в 1923 году за неимением других наград – орденом Красного Знамени). И потому таким знаковым стало награждение в 1932 году Алексея Максимовича Горького высшим в СССР орденом Ленина. Далее награждение советских литераторов стало регулярным: они были уже не вольными художниками, а частью системы, «инженерами человеческих душ». Формой государственного поощрения стало и присуждение тех или иных премий за достижения на ниве культуры.
Хотя, конечно, не знаками отличия на груди славен художник.